3. Саморазвитие

Воронцова Татьяна Николаевна

1.ГОУ ДПО "Нижегородский институт развитив образования" по теме "Современные технологии руководства развитием детей в игровой деятельности", 36ч., 2009г.

2.ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" по теме "Педагогические авторские технологии развития ребенка в разных видах детской деятельности", 72ч., 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samorazvitiyu_na_2016-2017uch.gg_.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2016 -2017 уч. год

Тема: «Эффективные способы и приемы по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, речь детей.

Цель: выявление и реализация в работе новых эффективных способов и приемов по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме развития мелкой моторики рук.
  2. Выявить исходный уровень развития мелкой моторики рук у воспитанников группы.
  3. Проанализировать методы и приемы, способствующие развитию мелкой моторики рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
  4. Разработать разные варианты моделей использования эффективных упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей
  5. Изготовить необходимый дидактический материал и внести изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы.
  6. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики рук.
  7. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей в конце учебного года и проанализировать характер изменений.

1 ЭТАП - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Срок: сентябрь-октябрь 2016г.

 1.1.Изучить учебно-методическую литературу:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками.

Кольцова М.М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Стефанова Н.Л. «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет»

1.2. Выявить исходный уровень развития мелкой моторики рук у воспитанников группы.

1.3. Проанализировать методы и приемы, способствующие развитию мелкой моторики рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.

2 ЭТАП – практический.

Срок: ноябрь-март 2017г.

2.1. Внедрить в работу с детьми разнообразные методы и приемы по развитию мелкой моторики рук:

- составить картотеку пальчиковых игр по развитию мелкой моторики рук;

- разработать  конспекты  с использованием новых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей;

- изготовить необходимый дидактический материал и внести изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы.

2.2. Организовать работу с родителями:

- привлечь родителей к изготовлению пособий и дидактических игр по развитию мелкой моторики рук.

- провести семинары, консультации, мастер-классы, где будут рассматриваться   вопросы по развитию мелкой моторики рук у детей.

2.3. Представить педагогам методические приемы по теме посредством проведения открытого занятия (март 2016 г.), участия в педагогических советах, семинарах ДОУ, написания статья и размещения ее в электронном журнале «Педагог ДОУ».

3 ЭТАП- итоговый

Срок: апрель-май 2017г.

1.Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей в конце учебного года (май 2016) и проанализировать характер изменений.

2. Представить опыт работы по заявленной теме на РМО воспитателей ДОУ, выступить с сообщением на педагогическом совете ДОУ.

3. Проанализировать систему упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, степень усложнения заданий (в сравнении со средней группой) и учитывать сведения в  планировании воспитательно-образовательного процесса в старшей группе.

Формы работы с детьми:

 1. совместная деятельность воспитателя с детьми;

 2. индивидуальная работа с детьми;

 3. свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

. массаж кистей рук

. пальчиковая гимнастика, физкультминутки

. пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

. пальчиковый театр

. лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

. нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

. конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

. различные виды аппликаций

. рисование по трафаретам

. штриховка

. дорисовка (по принципу симметрии)

. лабиринты

. дидактические игры

. шнуровка

. игры с мелкими предметами

. паззлы, мозаика.