Родителям

Нурисламова Зульфия Зуфаровна

Материалы для воспитания ребенка в семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неуверенность и ее преодоление 

.2. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности.

Форма проведения собрания: обучающий тренинг родительской эффективности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.
  2. Пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.

Подготовительная работа к собранию

  1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
  1. Социометрия детского коллектива. Изучение статуса детей в коллективе. Проблема лидеров и изолированных детей.
  2. Памятки для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.        
  3. Классный час «Как стать героем в глазах остальных».

Анкета для родителей №1

  1. Каков, по вашему мнению, статус сына или дочери в коллективе учащихся?
  2. Испытывает ли ваш сын или дочь неуверенность в своих силах?
  3. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать неуверенность?
  4. Нужна ли вам консультативная помощь школьной психологической службы или вы справитесь сами?

Анкета для родителей №2

Продолжите фразы, приведенные ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:

наш ребенок проявляет признаки неуверенности, если        

наш ребенок боится, если        

наш ребенок стесняется, если        

наш ребенок волнуется, если        

наш ребенок испытывает страх, когда        

Анкета для учащихся

Продолжи предложения:

мне бывает стыдно, когда я        

мне бывает страшно, когда        

я неуверен, когда        

я стесняюсь, когда_


Тест для подростков «Насколько ты уверен в себе?»

1.        Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:

А. Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;

Б. Перестанешь с ним общаться и будешь избегать встреч.

2.        Когда ты входишь в автобус или трамвай, тебя грубо толкают. Ты:

A.        Громко протестуешь;

Б. Молча пытаешься пробраться вперед;

Е. Ждешь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам.

3.        Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения. Ты:

Б. Не высказываешь свою точку зрения, так как все равно не сможешь его переубедить;

Д. Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту.

4.        Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:

Б. Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;

.Д Без колебаний направляешься в первый ряд;

Е. Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом все-таки проходишь на свободное место.

5.        Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?

Д. Да;

Е. Нет.

6.        Трудно ли тебе вступать в разговор с незнакомыми людьми?

Д Да;

Е. Нет.

7.        Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?

Б. Нет;

В.        Да.

8.        Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?

Д. Нет;

Е.Да.

9.        Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от ее исполнения?

Б. Нет;

В. Да.

10.        У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:

Д. Используешь эту возможность;

Е. Не используешь.

11.        Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса 6 встрече. Ты:

Б. Под любым предлогом отказываешься;

В Звонишь без колебаний;

Е. Собираешься с духом и звонишь.

12.        Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Ты:

Б. Молча переживаешь;

Г. Споришь с учителем по поводу этой оценки.

13.        Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:

Б. Не будешь задавать вопросов учителю;

В. Спокойно попросишь объяснить еще раз;

Г. Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков.

14.        Ты пришел в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:

Б. Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;

В. Просишь их перестать разговаривать;

Е. Молча терпишь.

15.        Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты

Б. Глотаешь обиду и молчишь;

Д. Даешь отпор.

16.        Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который очень нравится?

Б. Очень трудно;

В. Легко;

Г. Очень трудно начать, потом легче.

17.        Ты идешь на рынок. Легко ли тебе торговаться?

А. Да;

Б. Нет.

18.        Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступать перед классом?

Б. Да;

Д. Нет.

19.        Тебя хвалят перед классом. Ты:

Б. Не знаешь, что сказать в ответ;

Д. Благодаришь за похвалу;

Е. Спокойно воспринимаешь благодарность.

20.        При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или

устный экзамен?

A.        Устный;

Б. Письменный;

B.        Мне все равно, какой экзамен сдавать.


Результаты теста.

А — 3 балла, Б — 0 баллов, В — 5 баллов, Г — 2 балла, Д — 4 балла, Е — 1 балл.

Подсчитайте общую сумму.

12 баллов — сильная неуверенность в себе.

12 — 32 балла — низкая уверенность в себе.

33 — 60 баллов — средний уровень уверенности в себе.

61—72 балла — высокая уверенность в себе.

Более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.

. Упражнения для преодоления неуверенности и засгенчивости учащихся

Этот комплекс упражнений можно предложу учащимся для занятий с психологом. По результатам занятий псиэ^лог может выступить перед родителями со своими наблюдениями и предложениями по преодолению неуверенности ребенка дома.

Вовсе необязательно, чтобы все родители выг^лняли предложенные упражнения. Достаточно им об этом рассказать ц порекомендовать выполнять вместе со своим подростком, объяснив ^му необходимость работы над собой.

Упражнение «Автопортрет».

А. Предложите подростку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

Б. Пусть он еще раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисован человек который...»

Упражнение «Мои эмоции».

Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.

Упражнение «Незаконченный рассказ».

Предложите закончить рассказ, начатый вами К примеру: «Парень пошел в лес за грибами иу..»

Упражнение «Свет мой, зеркальце...»

Подростку предлагается поработать с зеркалом: «Свет мой, зеркальце, скажи — Я ль на свете всех...»

Упражнение «Сердце».

Предложите подростку нарисовать сердце, которое болит. На больном сердце нужно сделать рисунки, показывающие, о) чего болит сердце.

Упражнение «Приятный или неприятный разговор».

Дайте подростку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо или тепло, сердечно и т. д.

Упражнение «Дневник».

Учите записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок иногда их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в то^ , что не все так плохо, а некоторые записанные переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение «Фильм о моей жизни».

Предложите написать сценарий фильма о своей жизни. Причем, подросток изображается главным героем фильма. В фильме должны быть кульминация, завязка и развязка.

Упражнение «Письмо».

Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику или взрос-] лому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он | боится. В этом письме подросток может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Памятка для родителей по преодолению неуверенности ребенка

  1. Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.
  2. Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.
  3. Помните, что педагоги часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников.
  4. Поощряйте общение своего ребенка с детьми, которые младшего по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
  5. Если ребенок сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этомуповоду и не мешайте ему.
  6. Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно привстрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
  7. Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов«Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен».
  8. Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любуювозможность показать его положительные стороны.
  9. Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
  10. Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
  11. Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении неуверенности, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

  1. Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
  2. Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
  3. Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
  5. Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
  6. Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  7. Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

8.        Спрашивайте своего ребенка о его проблемах, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

  1. Радуйтесь его победам над собой.
  2. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!



Предварительный просмотр:

Собрание 4

Тема собрания: Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

Спор — это пережевывание противоречий для усвоения содержащихся в них истин.

В. Г. Кротов

Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как она с ней себя держит.

Бернард Шоу

Задачи собрания:

  1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
  2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Форма проведения собрания: обучающий семинар. Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое конфликт?
  2. Умение разрешать проблемы и конфликты.
  3. Конфликты «трудного» возраста.
  4. Тактика поведения в конфликте.

Подготовительная работа к собранию

  1. Анкетирование учащихся и родителей.
  2. Подготовка ситуаций для анализа.
  3. Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
  4. Проведение классного часа на тему «Поговорим о конфликтах».
  5. Написание учащимися сочинения «Конфликт отцов и детей .Миф и реальность?!»
  6. Подготовка памятки для родителей.

Данное родительское собрание является очень важным в работе классного руководителя с родителями старшеклассников. Это связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, именно в 10-м классе более всего подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед будущим выбором своего пути.

Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает «эра конфликтов».

Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав.


Именно на этот период времени попадает самое большое обращение родителей к учителям, психологам и другим людям за помощью в разрешении конфликтной ситуации.

В связи с этим, классный руководитель может подготовить и провести родительское собрание, а затем предложить родителям поучаствовать в тренинге эффективного взаимодействия, который проводят психологи или просто компетентные и подготовленные Люди.

Анкетирование учащихся и родителей

Продолжите предложения:

  1. Конфликт — это        
  2. Причиной конфликта может быть        ,        
  3. Конфликт может привести к тому, что_^        _____        
  4. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть        
  5. Для того, чтобы избежать конфликт, нужно               -        

Анкетирование родителей

  1. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
  1. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
  2. Как вы их разрешаете?
  3. Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
  4. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
  5. Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
  6. Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?

Анкетирование учащихся Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:

  1. Ты —- конфликтный человек?
  2. Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
  3. Что ты чувствуешь после того, как ты Выяснил с кем-то отношения?
  4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
  5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?
  6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
  7. Кто первым пытается разрешить конфликт — ты ил** Другая сторона?
  8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
  9. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того, как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?
  1. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
  2. Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми?


Методы выхода из конфликта.

Для выхода из конфликтной ситуации можно:

  1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
  2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
  3. Поставить себя на место другого человека;
  4. Осознать право на существование иной точки зрения;
  5. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

Классный час «Поговорим о конфликтах»

В ходе классного часа можно обсудить значимость данной проблемы для старшеклассников, разобраться в природе конфликтов, определить положительные и отрицательные стороны конфликта, разобрать ситуации, которые затем будут обсуждаться на родительском собрании, зачитать сочинения учащихся о конфликтах и определить обозначенные в сочинениях причины конфликтов «отцов и детей», которые затем будут обсуждаться на родительском собрании

Памятка для родителей Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Полезная информация

Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей ?

  1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
  2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
  3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
  4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
  5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
  6. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

  1. За то, чтобы перестать быть ребенком.
  2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  3. За утверждение среди сверстников.
  4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

  • помочь подростку найти компромисс души и тела;
  • все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;
  • подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;
  • необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Тренинг бесконфликтного поведения Цель тренинга:

  1. Помочь родителям осознать конфликтность собственного поведения.
  2. Расширять возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.
  3. Формировать уважительное мнение об участниках взаимодействия.

В тренинге участвуют родители класса, учащиеся (по желанию).

Занятие 1 Упражнение 1. Самопредставление

Участники группы усаживаются в круг и представляются по следующей схеме:

  1. Имя;
  2. Увлечения и интересы;
  3. Ожидания от участия в группе.

Упражнение 2. Цена участия

Участники (по кругу) проговаривают следующий вопрос' Какую цену ты заплатил за участие в тренинге? (Цена может быть эмоциональная, бытовая, семейная личностная и т.д.)

Упражнение 3. Пианино

Ладони кладутся на колени участникам группы справа и слева. Потом под музыку отбивается ритм по чужим коленям.

Затем участники обмениваются мнением о том, как они переживали присутствие чужих рук у себя на коленях.

Упражнение 4. Ласка

Участники разбиваются на пары. Они должны стать друг напротив друга и ватным тампоном по очереди поглаживать лицо друг друга. Глаза при этом закрыты. Затем участники делятся впечатлением от упражнения.

Упражнение 5. Рассказ о себе

В течение 5-7 минут рассказать о себе, начиная с детства. Во время каждого рассказа все остальные участники должны написать на листочке несколько слов, которые передадут их впечатление о рассказчике.

В конце каждый участник получает листочки с мнением о его рассказе.

Упражнение 6. Пантомима

Каждый участник готовит пантомиму и с ее помощью должен передать свои чувства, которые он испытывает ко всем участникам после прочтения их записок. Участники должны догадаться, о каком чувстве идет речь.

Упражнение 7. Мои чувства

Участники получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они переживали в самом начале занятия, и свои чувства в конце занятия. Свои чувства можно сопроводить цитатой, стихами и т. д.

Занятие 2

Упражнение 1. Встреча

Участники группы садятся в круг и делятся впечатлением о первом занятии. Они рассказывают о собственных переживаниях и мнении об их участии в тренинге окружающих близких им людей.

Упражнение 2. Зеркало

Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и рассказывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.

Упражнение 3. К солнцу

Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.

Упражнение 4. Горе

Один из участников садится в круг. Он изображает горе. Каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искренен и убедителен в утешении.

Упражнение 5. Магазин

По кругу участники выполняют упражнение.

Они должны повернуться лицом к соседу справа и «продать» ему качество характера, которое очень им мешает, и купить какое-то другое качество, объяснив, зачем оно ему нужно.

Упражнение 6. День рождения

Каждый участник говорит о своем будущем дне рождения и называет подарок, который ему очень хотелось бы получить.

Упражнение 7. Передача чувств на расстоянии

Участники должны повернуться к соседу справа, положить свои руки на его ладони и пожелать мысленно что-то. Следующий участник должен попытаться догадаться, что ему пожелали, и сказать следующему: «Мне пожелали... Я желаю тебе того же и...»

Занятие 3

Упражнение 1. Ритм

Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены.

Упражнение 2. Впечатление

Все участники по очереди садятся на стул посреди комнаты и рассказывают о впечатлениях прошлого занятия. Ведущий может прервать рассказ на полуслове и пригласить другого участника.

Упражнение 3. Телефон

Участники по очереди выходят за дверь и передают друг другу услышанную информацию. Затем они обсуждают, в каком виде дошла информация до последнего участника, и делятся пережитыми впечатлениями.

Упражнение 4. Экзамен

Участники должны последовательно назвать:

  1. 3 свои лучшие черты характера;
  2. 3 свои слабые черты характера;
  3. 3 свои желаемые черты характера.

Упражнение 5. Деликатность

Участники должны обратиться по кругу друг к другу со следующей фразой: «Ты можешь мне помочь...» Следующий участник продолжает просьбу соседа и задает вопрос дальше.

Упражнение 6. Противоречие

Участники работают в парах. Они предъявляют друг другу какое-нибудь парадоксальное требование. Нужно доказать несостоятельность этого требования, при этом разговаривать только спокойным и доброжелательным тоном.

Упражнение 7. Доказательство

Участники обсуждают в кругу свою доказательность в предыдущем упражнении.

Упражнение 8. Летающая тарелка

Участники группы образуют два круга: внутренний и внешний.

Во внутреннем кругу передается друг другу тарелка с водой. Группа выполняет задание в полной тишине.

Тарелка передается сначала в одну, затем в другую сторону.

Внешний круг наблюдает.

Затем идет обмен мнением. Какие чувства испытывали участники, кто кому помогал мысленно, кто это чувствовал во внутреннем кругу?

Подведение итогов тренинга, обсуждение своих впечатлений.


 ТЕМА «Конфликты в нашей жизни» (8-9-й классы)

S Цель: учащиеся должны усвоить сущность понятий «спор «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупреждения конфликтов; развитие умений нравственного самопознания, анализа и самооценки.

Оснащение: подготовить листы чистой бумаги для учащихся, участвующих в тестировании.

Ход практикума

1. Самотестирование

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопрос теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все вопросы.

ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количеств баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО -1 балл.

ВОПРОС:

«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней  исо своей.
  1. Ищу компромиссы.
  2. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  1. Избегаю противника.
  2. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  1. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  2. Иду на компромисс.
  3. Сдаюсь.
  1. Меняю тему...
  2. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  3. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  4. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14.        Предлагаю мир.

15.        Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы но всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1,6, 11. Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12. Тип «В» — сумма баллов под номерами 3, 8, 13. Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14. Тип «Д» — сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» — это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» — это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» — «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Педагог предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения.

2. Беседа

Педагог предлагает подросткам обсудить следующие вопросы: I] анкете часто встречались слова «спор» и «конфликт». В чем сходство и различие этих понятий?

  • Что такое конфликтная ситуация?
  • Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
  • С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
  • Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
  • Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
  • Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?
  • Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?.

ТЕСТ «Уровень конфликтности личности»

Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1.        Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к 1тому, чтобы подчинить своей воле других?

A)        нет

Б) когда как

B)        да

2.        Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

A)        да

Б) ответить затрудняюсь

B)        нет

3.        Кто вы в большей степени?

A)        пацифист

Б) принципиальный

B)        предприимчивый

4.Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

 A)        часто

Б) периодически

B)        редко

5.Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили

новый для вас коллектив?

А) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил членов коллектива в ее перспективности

Б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами

В) чаще советовался бы с людьми

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

А) пессимизм

Б) плохое настроение

В) обида на самого себя

7 Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива-

А) Да

Б) Скорее нет

B)        нет

8) Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать чем промолчать?

A)        да

Б) скорее всего да

B)        нет

9) Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе

A) раздражительсть

Б) обидчивость

B) нетерпимость критики других

10) Кто вы в большей степени?

A) независимый

Б) лидер

B) генератор идей

11) Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) Экстравагантным

Б) оптимистом

В) настойчивым

12) С кем вам чаще всего приводится бороться?

А)с несправедливостью

Б) с бюрократизмом

В) с эгоизмом

13.        Что для вас наиболее характерно?

А) недооцениваю свои способности

Б) оцениваю свои способности объектив

В) переоцениваю свои способности

14.        Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

А) излишняя инициатива

Б) излишняя критичность

В) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14-17 баллов   - очень низкий

 18-20 баллов   - низкий

21-23 -ниже среднего

 24-26 ближе к среднему

27-29  средний

 -30-32 ближе к среднему

33-35 баллов - выше среднего

36-38 баллов  - высокий

 39-42 очень высокий.

Рефлексивная деятельность

Педагог предлагает подросткам соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

Таким образом, в ходе первого практикума посредством самотестирования, побуждающего подростков к самопознанию, самоанализу самооценке, и беседы с классным руководителем учащиеся уясняют новые понятия, раскрывающие суть конфликтах и правила, помогающие человеку избегать пустых конфликтов.


СПОР - это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в тором каждый отстаивает свое мнение. Это конфликт, где существ) противоречие во мнениях и точках зрения. В жизни противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные. ПРОТИВОРЕЧИЯ -это рассогласования:

  • мотивов, потребностей, ценностных ориентации людей;
  • взглядов, убеждений;
  • понимания, интерпретации информации;
  • ожиданий и позиций;
  • оценок, самооценок;
  • знаний, умений, способностей;
  • эмоциональных и психических состояний;

а целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности.

Так как противоречия существуют всегда, надо поднимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научаться разрешать конфликты. Прежде всего надо знать, что такое конфликт.

КОНФЛИКТ - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ-это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. ИНЦИДЕНТ - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Конфликты бывают различными - семейные, деловые, производственные, политические и т.д. Но нужно помнить, что конфликты между людьми могут быть КОНСТРУКТИВНЫЕ, направленные на развитие отношений, осуществление деятельности, и ДЕСТРУКТИВНЫЕ, когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждения какого-то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т.д. Следует избегать не только деструктивных, но и пустых конфликтов, когда раздражение и болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

Существуют правила поведения для конфликтные людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте.
  • Чаще улыбайтесь.

Правила разрешения конфликта

1.   Анализ конфликтной ситуации (необходимо подумать и ответить на ряд вопросов):

Кто участвует в конфликте (субъекты конфликта)?

 Что является главным противоречием, в чем рассогласование?

 Какова цель вашего оппонента?

Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, каковы, на ваш взгляд, его негативные черты

 Какова ваша цель в конфликте?

Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями (стоит ли настаивать на своем, может, это и незначимо для вас?)

 Определите для себя ценностную альтернативу (что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или. лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем-либо другом?)

 Если вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт. Необходимо помнить, что из* бранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и оппонента. Определите такие пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента, но в определенной степени заинтересуют его, будут ему выгодны без ущемления ваших интересов.

/ Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.

Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами):

  • Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу,
  • Используйте «Я - сообщение» (констатация вашего огорчения по поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором). Эти способы общения помогают начать доброжелательный разговор с вашим оппонентом.
  • Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
  • В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента.
  • Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
  • Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
  • Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.



Предварительный просмотр:

Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете Вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!




Предварительный просмотр:

Дети учатся жить у жизни .

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.



Предварительный просмотр:

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям — моим родителям

  1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я Не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
  2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
  3. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
  4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях
  1. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
  2. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду питаться добиться такой «победы».
  3. Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
  4. Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я  «центр Вселенной.
  5. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
  6. Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
  1. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без Посторонних.
  2. Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать -Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
  3. Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  4. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не при этом, что я ни на что не годен.
  1. Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется претвориться глухим, чтобы как-то защититься.
  2. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.
  3. Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко Испугать, при этом я начинаю врать.
  4. Не забудьте, что я развиваюсь, а значит  экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
  1. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  2. Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
  3. Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал расспрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где менее предлагают.
  4. Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
  5. Никогда не считайте, что извиниться передо мной  ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
  6. Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
  7. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
  8. Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
  9. Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
  10. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
  11. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.
  12. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я,ВАШ РЕБЕНОК!