Методическая копилка

Луста Елена Андреевна

Пояснительная записка + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Адольф Дистервег

(слайд 3)

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать не эффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя,  требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования.

Перелистывая страницы «Профессионального стандарта педагога» (слайд 4), поймала себя на мысли о том, что суть его можно изложить достаточно просто: учитель должен уметь всё! Быть режиссёром, великолепно пишущим сценарий урока. Быть менеджером, умело представляющим свой предмет, а знания как самый «выгодный товар». Быть искусным кулинаром, способным приготовить уникальное блюдо, добавляя свой личный опыт. А всему этому необходимо учиться, напряжённо, увлечённо, непрерывно.

Понимаю - передо мной,  как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Мне  хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества. Вот почему я постоянно думаю, как построить учебный процесс, чтобы мои  ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание.

Я стараюсь использовать на уроке методы, которые способствуют развитию мышления, начиная с 5 класса метод проблемного изложения, с 7 класса – частично-поисковый метод, и с 9 класса – исследовательский.

Применяю на уроке различные формы работы, способствующие активизации мыслительных процессов. Они имеют свои особенности на различных этапах урока.

Важнейшей задачей современной системы образования, отраженной в ФГОС, является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться»

А работая с учениками 5-9 классов, сталкиваюсь с такими проблемами,  что большинство учащихся практически не умеют    классифицировать, обобщать информацию; испытывают затруднения при работе с текстом, как учебной статьи, так и дополнительного информационного материала к уроку. Многие из них не справляются с такими заданиями, как перевод информации из одной формы в другую, например, картографической, графической в  текстовую.

На мой взгляд, причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления, и прежде всего критического.

 И здесь, наиболее целесообразно использование ТРКМ.

Теория развития критического мышления стала известна в России с 1997 г. Основоположниками этой теории в России являются Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. (слайд 5)

Цель ТРКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Именно уроки истории и обществознания способствуют развитию умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны исторических событий.

Основная идея технологии критического мышления  – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи.

Данная технология обеспечивает (слайд 6): 

С позиции ученика:

  1. Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.
  2. "Я научилась выражать свои мысли, доверять себе"

С позиции учителя:

  1. "Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии".
  2. "…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".

Суть ТРКМ  достаточно полно изложена в разных источниках. Поэтому моя задача не пересказывать известные истины, а проследить возможность использования данной технологии на уроках истории и обществознания.  

     Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия (слайд 7).

 Первая стадия - «вызов».

Задача первой фазы урока - вызвать уже имеющиеся знания, создать ассоциации, активизировать и мотивировать для дальнейшей работы.

Вторая стадия «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная на осмысление.

Третья стадия «рефлексия» - размышления. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлении с учетом вновь приобретенных знаний. На заключительной фазе урока учащиеся составляют синквейны, кластеры, пишут мини-сочинения.

На стадии вызова. 

Прием «Понятийное колесо» (слайд 8).

Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.

Стратегия «Ключевые слова» (Слайд 9).

           Детям предлагается по опорным словам составить небольшой рассказ.

             Цветовые ассоциации (слайд 10).

Ученики с помощью цвета, показывают ассоциацию к данному слову, предложению. Например, к словам революция, инквизиция, крепостное право, дети называют красный и черный цвета, а к словам реформация, оттепель, возрождение – желтый, оранжевый, золотой. Подобные ассоциации предопределяют характер восприятия информации, эмоциональную подоплеку темы.  

На стадии осмысления.

Работа с визуальными источниками информации (Слайд 11).

Картина на уроке может быть использована в двух случаях: 1) организации творческой деятельности учеников; 2) логические задания на анализ, сравнение, синтез материала картины. В первом случае я даю задание составить рассказ по картине (5 класс) узнать, какие исторические личности на ней изображены (6 класс), какие исторические события (7 класс), во втором случае используется такой иллюстративный материал, информация в котором не лежит на поверхности. Прежде чем сделать выводы, необходимо иметь кое-какие теоретические знания – это могут быть карикатуры, плакаты, схемы сражений.

Работая с историческими картинами, я использую метод гипотез, предлагающий выдвижение версий по формуле «что будет, если…» ( на примере картины «Чтение положения 19 февраля 1861 года»  художника И.Г. Мясоедова).

Представители какого сословия изображены на картине? Что они читают? Как данное положение относится к ним? Выдвижение гипотез позволяет развивать логику, навыки прогнозирования, творческую интуицию.

  Приём «Авторское кресло» (Слайд 12).

Ребёнок выступает в роли автора  и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле. Такой прием я использую чаще всего в 5-6 классах. Благодаря этому приему развивается воображение ребенка, но в тоже время оно не должно противоречить историческим реалиям изучаемого времени. Например, я использую сюжеты «Один день из жизни египетского вельможи», «Один день из жизни индийского брахмана», «Один день из жизни афинского школьника». 

Тексты с пропущенными словами.

В результате этой работы активизируется поисковая деятельность детей. Я считаю данный вид деятельности очень полезным. Потому что большинство учеников не умеют работать с текстом учебника, и найти какую-нибудь дату или определение на двух страницах с картинками составляет для них большую сложность. Такую работу я больше использую в 5 – 7 классах, в период начального формирования навыков работы с текстами.

Фишбоун (скелет рыбы) (Слайд 13).

Суть данного приема – установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. В основе фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова – проблема; верхние косточки – основные понятия темы, причины; нижние косточки – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин или суть понятий; хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы обобщения.

На стадии рефлексии.

Приемы: кластер, синквейн, диаманта (слайд 14).

Диаманта - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Например: Революция – кровавая, быстрая – Изменять, убивать, создавать – Быстрота, жестокость, действие, целеустремленность – Проводить, изменять, модернизировать - Постепенные, медленные – Реформы.

Текст с историческими ошибками (слайд 15).

 Помогает ученикам проверить степень усвоения нового материала и закрепить вновь приобретенные знания. Помимо этого, данная работа способствует критическому подходу к источнику, проверке его на подлинность.

Эссе.

Свободное рассуждение на заданные темы: «Россия – запад или восток?». ……..

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Демонстрируется понимание пройденного материала. Тонкие вопросы требуют для ответа одно слово или предложение (Где? Как? Когда? Как звали?), а толстые вопросы—два-три предложения (Почему? Как ты думаешь?).

Внеурочную деятельность  по своему предмету организую по  пяти, рекомендованным стандартами  направлениям: Общеинтеллектуальное, Общекультурное, Спортивно-оздоровительное, Духовно-нравственное, Социальное. В рамках модуля «Человек и общество» в 5 классе начинаем с ребятами заниматься исследовательской деятельностью. Конечно, тематика и формы их работы адекватны их возрасту и познавательным способностям.  Например, для ученика 5 класса ближе всего тема семьи, происхождения его фамилии, составление родословного древа. Приобщаясь к подобной деятельности, ученики приобретают навыки поиска, отбора, анализа и обобщения информации. Наряду с этим у них формируется чувство сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине. Таким образом, исследовательская работа по истории не только способствует развитию мыслительных способностей учеников, но и повышению патриотических и гражданских чувств, что также не маловажно в нашей работе.

В своей работе я активно использую материалы и документы школьного музея, музеев г.Немана и г.Советска. Они обладают огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы. Наши ребята на местном краеведческом материале приобщаются к исследовательской деятельности в рамках музеев (слайд 16). Так в нашем поселке Жилино находится Братская могила, в которой захоронены погибшие воины Великой Отечественной войны и захоронения немецких воинов Первой мировой войны (слайд 17). Учащиеся работают с документами, находящимися в архиве музея. Пытаются узнать больше о судьбе павших бойцов. Устанавливается контакт с родственниками погибших.  

Являясь классным руководителем 9 класса, я приобщаю своих ребят к созданию школьной газеты (слайд 18). Дети пишут эссе по просмотренным историческим, документальным фильмам, где поднимаются актуальные проблемы истории и современности. Как настоящие корреспонденты берут интервью у интересных людей поселка, ветеранов войны. Пишут проблемные статьи, ища необходимую информацию в школьном музее, архивах.

Таким образом, будучи создателем и редактором школьной газеты, стараюсь в процессе ее создания способствовать развитию у учащихся критического мышления и формированию исследовательских навыков.

В  2014 году для районной научно-практической конференции, посвященной Первой Мировой войне, ученик 11 класса провел исследование на тему: «Пропаганда как оружие в Первой мировой войне (на примерах агитплакатов)». Исходя из специфики темы, основным источником для анализа были агитационные плакаты времен Первой мировой войны, то есть иллюстративный материал (слайд 19). 

В настоящее время идет исследование «Нюрнбергский процесс в воспоминаниях современников и очевидцев» двумя ученицами 11 класса. Основными источниками информации для них являются письменные источники – воспоминания, очерки, автобиографии. Моя задача в данном случае – научить читать источник и анализировать полученные сведения.

Также учеником 9 класса пишется исследовательская работа «Мы дети 12-го года», посвященная декабристам.

Имея небольшой опыт работы в школе, я не могу сейчас показать далеко идущие результаты. Большая часть моих мыслей, планов, проектов находится в стадии разработки. Думаю, что я сделала правильно, избрав с самого начала в своей педагогической деятельности направление, способствующее развитию критического мышления и исследовательских навыков детей, а также формированию патриотических чувств и нравственных ценностей.

Кто, как ни учитель истории, может на примерах прошлого и настоящего сформировать у детей правильные моральные принципы и нормы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления на уроках истории и во внеурочной деятельности « Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь» М. Квинтилиан

Слайд 2

Луста Елена Андреевна Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №1, г.Немана

Слайд 3

Педагогическая философия Адольф Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» Учитель на уроке должен быть прежде всего проводником в мир знаний, чем источником знаний.

Слайд 4

«Профессиональный стандарт педагога» ФГОС формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3071

Слайд 5

1997 год И.В. Муштавинская И.О. Загашев Е.С. Заир-Бек

Слайд 6

С позиции ученика: позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме. "Я научилась выражать свои мысли, доверять себе" С позиции учителя: Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках. "…учитель, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".

Слайд 7

ТРКМ 1. ВЫЗОВ 2. ОСМЫСЛЕНИЕ 3. РЕФЛЕКСИЯ Структурирование процесса изучения Пробуждение интереса к теме Актуализация имеющихся знаний Получение новой информации Определение направлений для дальнейшего изучения темы Анализ всего процесса изучения материала

Слайд 8

Стадия вызова Прием «Понятийное колесо» - устанавливается ассоциативный ряд, подбираются синонимы, формируются понятия. Формы работы на различных этапах урока 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Слово История Сеньор Реформация Декабристы Сталинизм Гражданская война Примеры а ссоциа-ций Древность, события, люди, книги Хозяин, богатство, земли, замок Перемены, обновление, церковь Декабрь, о фицеры, восстание Сталин, режим, репрессии Кровь, убийства, разруха Слово Египет Вассал Возрождение Крепостное право Оттепель Холодная война Примеры ассоциа - ций Нил, пирамиды, фараоны Рыцарь, оружие, служба Развитие, наука, искусство, образование Крестьяне, зависимость, земля Послабления, реформы, развитие Противостояние, ядерное оружие, ракеты

Слайд 9

Стратегия «Ключевые слова» - детям предлагается по опорным словам составить небольшой рассказ. 5 класс Тема: «Религия древних египтян» Храмы, статуи богов, подарки, жрецы, душистые масла, золото, серебро. 7 класс Тема: «Великие географические открытия» Фердинанд и Изабелла, экспедиция, Христофор Колумб, «Пинта», « Нинья », «Санта-Мария», острова Карибского моря.

Слайд 10

Стратегия «Цветовые ассоциации» - ученики с помощью цвета, показывают ассоциацию к определенному слову, предложению. Примеры слов: революция, инквизиция, реформация, оттепель, возрождение.

Слайд 11

Стадия осмысления Работа с визуальными источниками информации – исторической картиной, иллюстрациями.

Слайд 12

Прием «Авторское кресло» - ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле. Например, на такой сюжет: «Один день из жизни афинского школьника».

Слайд 13

Фишбоун – составление схемы в форме рыбьего скелета, в процессе устанавливаются причинно-следственные связи и делаются выводы.

Слайд 14

Рефлексия Кластер; Синквейн ; - Диаманта; Пример диаманты: Толпа Серая, неуправляемая 3. Крушит, бежит 4. Жестокость, насилие, приспособление 5. С озидает, думает 6. Яркая, ответственная 7. Личность

Слайд 15

Тексты с историческими ошибками; Эссе; Приём «Тонкие и толстые вопросы». Тонкие вопросы Толстые вопросы Где произошло восстание декабристов? Как звали руководителя Северного общества? Сколько декабристов приговорили к смертной казни? Почему декабристы были преимущественно молодыми офицерами? Почему декабристское движение потерпело поражение? Почему простой народ не был готов к поддержке декабристов?

Слайд 16

Работа с музейными материалами

Слайд 17

Исторические памятники в поселке Жилино Памятник погибшим воинам в годы Первой Мировой войны в посёлке Жилино « Братская могила » в посёлке Жилино

Слайд 18

Школьная газета

Слайд 19

В 2014 году на научно-практической конференции, посвященной Первой мировой войне, выступал ученик 11 класса Кузнецов Павел с научно-исследовательской работой «Пропаганда как оружие в Первой мировой войне (на примере агитационных плакатов)». В настоящее время двумя ученицами 11 класса идет исследование: «Нюрнбергский процесс в воспоминаниях современников и участников». Также пишется исследовательская работа учеником 9 класса «Мы дети 12-го года», посвященная декабристам. Работы учеников

Слайд 20

Спасибо за внимание!