Особенности патриотического воспитания в школе

Луста Елена Андреевна

Урочная и внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности патриотического воспитания на уроках истории в 5-8 классах

История, как учебный предмет – одна из немногих, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия - патриотизм. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания.

Как известно, задача школьного исторического образования двуедина. Во-первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, на прекрасные образцы и гуманистический исторический опыт. Желательно включение в массив исторических знаний особенностей своей малой Родины - своего региона, усваиваемых на занятиях по истории и во внеучебной деятельности. Эмоционально окрашенные знания о своей семье, школе, своем районе, городе, крае являются необходимым условием укоренения молодого человека в родной культуре. По желанию учащихся в ходе факультативов, спецсеминаров внимание может быть сосредоточено на изучении истории населения, истории своего региона, области, города, района.

Уроки истории играют важнейшую роль в патриотическом воспитании учащихся. Как известно, важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно- ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации, отсюда вытекают и важные задачи: обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечества; создать условия для овладения учащимися определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи; на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей; развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.

Сама история подсказывает, каким образом можно и нужно строить формирование патриотической личности. Такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите складываются, как правило, бессознательно в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека, как чувство комплиментарности ко всему «своему», как опасение потерять это знакомое, близкое, родное. Более сложные компоненты развиваются в связи с деятельностью людей на благо Отечества. Причем взаимосвязь собственного и общего благополучия соотносится здесь как частное к общему, т.е. одно не только не противоречит другому, но и детерминирует его в определенной мере. Безусловно, бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры тоже предполагает человеческое неравнодушие и труд.

Воспитывает любой урок, вне зависимости от его темы. Однако самая интересная тема и самые высокие воспитывающие цели теряют смысл, если урок не решает учебную задачу, т.е. ничему н.е учит. К сожалению, приходилось ни раз сталкиваться со следующей ситуацией. Выбирая интересную, проблемную или просто значимую в мировоззренческом отношении тему, учитель предполагает, что воспитательные цели будут достигнуты сами собой, автоматически. Если разговор идет о России, значит воспитывается патриотизм, о Великой отечественной войне – уважение к истории, о нравственных категориях – нравственность ит.д. Воспитательный эффект, безусловно, достигается, однако воспитывается подчас совсем не то, что хотел учитель.

Разброс мнений относительно патриотического воспитания сегодня весьма широк: от признания его чуть ли не единственным приоритетом школы до опасений его трансформации в воспитание национальной, религиозной, культурной исключительности. Воспитание патриотизма действительно важная задача, но и отмеченные опасения тоже небезосновательны. Выделяют патриотизм естественный и реактивный. Проявление патриотических чувств, наверное, сродни любви к матери – в том смысле, что оно естественно, обыденно и зачастую не поддается рефлексии.

Столь же естественно любить и тот край, в котором родился – какой бы он ни был, он свой и другого такого нет. Это естественный патриотизм, и ему чужды ксенофобия и чувство исключительности, чужды митинги и лозунги, чуждо организованное массовое выражение любви к Родине. Действительно, никому же не придет в голову всерьез сравнивать свою маму с другими мамами, собираться на митинги «преданных детей» или организовывать специальные мероприятия для публичной демонстрации своей сыновней любви.

Любовь – чувство интимное, а не публичное. А публичный патриотизм неестественен, так же неестественен и аномален, как и отсутствие любви к Родине вовсе. Это скорее реактивный патриотизм, который возникает как ответная реакция на формирующееся чувство национальной, религиозной, культурной неполноценности. Распад СССР, поражение в холодной войне, падение авторитета страны в мире, недружественная политика со стороны многих стран, экономические неудачи в сочетании с локальными вооруженными конфликтами являются питательной средой для развития этого чувства, а соответственно, и для неестественного, реактивного патриотизма – с его поиском врагов, отступников, еретиков, сектантов и т. п.

Такое представление о патриотизме связано с практикой его воспитания у школьников. Естественный патриотизм не нуждается в специальном «выращивании», поскольку естественен. Реактивный патриотизм – аномалия и социальная патология, а потому создание педагогических условий для его развития у детей также нецелесообразно.

Возникает вопрос: необходимо специально организованное в школе патриотическое воспитание? Обязательно! Только оно должно быть направлено на то, чтобы вернуть обществу утерянное им естественное чувство повседневной, обыденной любви «без надрыва» к своей стране, ее истории, ее природе (к которой пора перестать безответственно относиться и видеть в ней только ресурсы собственного благополучия), к ее жителям (которых не следует считать «быдлом», способным только на бессловесное подчинение или беспощадный бунт).

Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс её формирования имеют деятельностную сущность. Средой проявления гражданственности являются макро- и микроструктуры деятельности. Поэтому приоритетными должны стать дела предметно-практического характера. Например, фольклорные, этнографические, археологические, экологические, краеведческие, поисковые экспедиции или просто туристские путешествия по родному краю, которые могут сопровождаться приведением в порядок братских могил, реконструкцией храмов, расчисткой родников и парков от мусора, встречами и беседами с людьми разных поколений, разной судьбы, разной культуры. И важное условие всех дел – их последующая рефлексия: что дало, какие мысли посещали, какие чувства переживали, стоило ли это делать, стоит ли делать еще?

При этом содержание патриотического воспитания имеет две ведущие образовательные функции: организационно-деятельную и организационно ценностную. Организационно-деятельная функция включает в себя этапы: первый – целеобразования и планирования, и второй - собственно организации деятельности. Организационно-деятельное содержание гражданственности и патриотизма определяет организационные и технологические требования, создаёт объективные предпосылки для их выполнения.

Организационно-деятельная функция содержания гражданственности выражается в ряде конкретных требований, правил для осуществления деятельности человека в гражданской сфере и характеризуется высокой степенью наглядности.

Организационно-ценностное содержание гражданственности формирует условия, побуждающие учащегося к эквивалентному обмену ценностями в реализации материально-предметной деятельности и деятельности общения. Организационно-ценностная функция содержания гражданственности характеризуется подготовленностью личности учащегося к выполнению требований, правил соответствующей деятельности, регламентацией и координацией взаимоотношений между субъектами, осуществляющими обмен ценностями в процессе общения.

В современной педагогической науке сосуществуют интегративный подход к патриотическому воспитанию, который предполагает интегрированное построение содержания образования и учебно-воспитательного процесса, что заложено в действующем базисном плане общеобразовательного учреждения, в котором выделены не предметы, а предметные блоки, где впервые определены относительно широкие образовательные области, естественным образом интегрирующие отдельные дисциплины. Поэтому патриотическое воспитание содержит потенциальные возможности для связи практически со всеми изучаемыми предметами.

В настоящее время исследователи предлагают использовать в рамках патриотического воспитания компетентностный подход, при котором рассматривается ключевая компетентность, входящая составной частью в содержание патриотического воспитания, формирующаяся в той или иной форме учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочной деятельности. В данном случае возможно построение связей процесса патриотического воспитания с уроками граждановедения, правоведения, обществознания, истории, литературы, экологии, иностранного языка, информатики.

В сознании российского общества возрождаются традиции обращать внимание на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности не только требовать что-то от своей страны, но при необходимости и отвечать за нее — быть настоящим, политически активным, способным действовать во благо России человеком. В школьном возрасте (да и не только) это уже немало — ведь именно на таких гражданах держится сила и величие государства.

Примером воспитания в духе патриотизма является урок по истории в 8 классе «Подвиг долга и любви», комбинированный с элементами театрализации.

Целью данного урока является создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви.

Изучив тему «Восстание декабристов» школьники усвоили, что в России существуют глубокие противоречия, порожденные феодально-крепостнической системой. Разрешить их можно было только путем реформ. Поражение декабристов подвело своеобразную черту под целым рядом безуспешных попыток реформировать российское государство в первой четверти XIX века. Для потомков декабристы, по словам А.И.Герцена, стали знаменем борьбы, так как с «высоты своих виселиц они разбудили душу нового поколения». Такими словами учитель начинает урок, после чего, определяется задача: на основе дополнительного материала понять, в чем гражданский долг декабристов и как они повлияли на судьбы других родных и близких людей. Следующий этап урока представлен театрализацией, где учащиеся инсценируют допрос декабристов. Это позволило школьникам применить на себя роль П.Каховского, П.И. Пестеля, М. Муравьева. На третьем этапе идет работа с историческим документом. На основании изученных документов видно, что участники выступления были уверенны в правильности своих действий и не раскаивались в своих действиях. После чего ребята слушают и анализируют доклады учащихся о известных представителях движения декабристов. Исходя из этого учащиеся делают вывод о том, что декабристы – это герои, которых лишили званий, наград, имущества. На другом этапе урока, учащиеся прослушивают стихотворение А.С.Пушкина « Во глубине сибирских руд», которое привезла в Сибирь декабристам А.Г.Муравьева, сообщение о Француженке мадмуазель Поль, сообщение о Екатерине Трубецкой и Инсценированный отрывок из поэмы Н.А.Некрасова « Русские женщины».

Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, все же справедливость требует сказать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслужить уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит Отечество.» - этими словами заканчивается урок.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России, условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания.



Предварительный просмотр:

Особенности патриотического воспитания во внеурочной деятельности по истории

О приобщении ребенка к культуре своего народа написано много, потому что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, ответственность, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Важной составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Цели патриотического воспитания реализуются на уроках гуманитарного цикла – истории, обществознании, литературе, но наибольший воспитательный эффект воздействия на детей принадлежит внеурочной деятельности. Основные особенности патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.

В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.

У учащихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа

В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.

Важно прививать школьникам чувство патриотизма на этапе 5-8-х классов, когда приходит понимание ценности человеческой жизни, уважения достоинства, способности к состраданию; приходит осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает историко-культурное и духовное наследие; происходит осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет эмоциональное воздействие. Важен эмоциональный фактор, поскольку эмоции оказывают мотивирующее влияние на результативность деятельности. Они в воспитании чувства патриотизма, как, впрочем, и любого другого нравственного качества, - необходимейшее слагаемое эффективности. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, восторг перед красотой и неповторимостью природы страны, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу от нашествия наполеоновской армии и фашистской чумы, и тут же – горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России, а главное – чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, в формировании которого и заключается эффективность развития патриотизма у подростков.

Следование традициям в воспитании подрастающего поколения играет важную роль. В ряде наиболее важных традиций можно назвать такие: беспредельная преданность народу, непримиримость к врагам Отечества, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, высокий гуманизм поступков. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. Героические традиции не только становятся элементом нашего мировоззрения, нашей духовной культуры, но и материализуются в экспонатах музеев и комнат боевой славы, историях частей и кораблей, памятниках и мемориалах, празднованиях выдающихся дат истории нашего народа. Многие из традиций закреплены ритуалами. Они торжественны, строги, лаконичны и исполнены глубокого внутреннего смысла. Носителями традиций являются не только отдельные герои, воины, прославившие себя и Отечество подвигами, но и целые коллективы, воинские части, корабли, соединения. Героические традиции, как живой сгусток прошлого военного опыта, который мы получили в наследство, используется в самых различных отношениях и формах. Традиция дает возможность бережного отношения к героической истории, сохранения наиболее рациональных форм поведения и действия, а также позволяет, с помощью определенных ритуалов, воздавать должное героям-творцам подвигов. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи. В героических традициях всегда есть яркие образы героев, коллективов, которым подростки стремятся подражать, быть похожими на них.

Не менее важным условием патриотического воспитания учащихся является тесная связь с родителями. Неверно полагать, что воспитывая любовь в семье, тем самым уже прививается любовь к Родине, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. К сожалению, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в семьях, особенно в молодых, вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и нередко вызывают лишь недоумение.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, селу, посещение с родителями музеев, участие в каких-либо конкурсах.

Работу по патриотическому воспитанию можно осуществлять через кружки, факультативы, организацию различных праздников. Интересны и познавательные встречи со знаменитыми людьми своего края. Знакомство учащихся со своей малой Родиной можно начать с экскурсии по родному селу, городу, по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением будут открывать для себя красоту этих домов. Повысится их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний о малой Родине, о народных традициях. Всё это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется в каждом ученике в лично заинтересованном, неравнодушном отношении к ней.

Большое значение для воспитания патриота имеют также тематические недели, классные часы. Рассказывая о природе, можно связать её с событиями, которые происходили, например, во время Великой Отечественной войны. Говоря о лесе, связываем его с партизанским движением, потому что он стал защитой и охраной для партизан, освобождавших свою Родину – Россию – от немецко-фашистских захватчиков. Патриотизм – по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.

В ходе своей педагогической практики мы с учащимися 5 класса провели классный час, посвященный 70-летию освобождения Ленинграда от немецко-фашистских войск. Учащиеся активно включились в работу – одни учили стихи, другие готовили рассказы о своих дедушках и бабушках, все вместе просматривали видеоролики на данную проблематику. Все это позволило ребятам пропустить данную историю через свое сознание, у кого-то дрожал голос при чтении стихотворения о роли народа, а у кого-то наворачивались слезы при рассказе о своих близких. Именно в такие моменты ребенок начинает чувствовать по-новому, по-другому смотреть на привычные вещи.

Примером является патриотический праздник, организованный студентами исторического факультета Кузбасской государственной педагогической академии в детском оздоровительном лагере к Дню России «О, Россия, с великой судьбою страна!». С учетом условий, в которых проводился праздник, студенты использовали интересные формы работы, в том числе элементы театрализации. В гости к ребятам пожаловали исторические личности – Рюрик, Иван III, Петр Первый и другие. Это вызывало интерес у детей, которые внимательно рассматривали и слушали героев, активно включались в решение заданных ими вопросов. В награду за выполненное задание команды получали части карты Российской Федерации, из которых в конце все вместе собрали большую карту России. Кроме этого ребята обмакнули свои ладошки в белую, красную и синюю краску и рисовали флаг РФ. Это произвело на ребят большое впечатление, и даже спустя несколько лет, они будут помнить об этом ярком в их жизни событии.

Для такого мероприятия важна включенность детей в работу, когда они не умом, а сердцем впитывают патриотическое содержание, «проживают» его и усваивают эмоционально, а значит прочно и надолго.

Не смотря на обилие отдельных разработок мероприятий патриотического содержания, роль и место внеурочной деятельности в воспитании патриотизма подростка изучены недостаточно. Мы уверены, что именно мобильная, динамичная внеурочная деятельность, имеющая общественно полезную направленность и ценностный потенциал, позволит обновить содержание, методы, формы, приемы патриотического воспитания подростка, где приоритетами являются актуализация чувства Родины, ориентация на служение интересам Отечества, уважение к истории, ценностям культуры.