Методический семинар

Суслопарова Елена Леонидовна

Пояснительная записка/

Презентация "Технология развития критического мышления как   средство формирования  познавательной деятельности учащихся на уроках истории".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx35.53 КБ
Файл prezentatsiya.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Визитная карточка

     Суслопарова Елена Леонидовна, Роженцовская средняя школа, Шарангский район, учитель истории и обществознания     

   Слайд 2

Тема презентации     

   Процесс модернизации российского образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Новые стандарты предъявляют новые требования к образовательному процессу, уровню подготовки выпускника. Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества.

  Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

    В настоящее время активный интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология развития критического мышления. Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опыта. Изучение опыта коллег. Курсовая подготовка. Диагностика собственного опыта

Слайд 4

         Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и необходимость умения ориентироваться в потоке информации предъявляют высокие требования к интеллектуальным качествам личности. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не столько объем накопленных знаний, сколько умение самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности. Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с другими формами работы в школе.

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

          Технология развития критического мышления - это система стратегий, обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные, аргументированные решения, разработана в конце XX века в США. В основу технологии РКМ положены идеи теории Жана Пиаже,  Льва Семёновича Выготского об этапах умственного развития ребёнка. 

     Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии РКМ  Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Технология строится на коммуникативно-деятельном принципе обучения, предусматривающим диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Он разработан российскими педагогами и исследователями С. И. Заир-Беком и И. В Муштавинской.

    Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Использование технологии критического мышления оказало стимулирующее действие на развитие интереса к предмету.

Слайд 6

Цель и задачи педагогической деятельности

     Эта цель достигается следующими путями: учитель создает проблемные ситуации; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика. В содержании целей данной технологии заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем.

Слайд 7

    Ведущая педагогическая идея

           Использование технологии развития критического мышления на уроках дает возможность воспитать из ученика - грамотную, активную, творческую личность, способную успешно реализоваться в будущей профессиональной деятельности. Ведущая педагогическая идея соответствует требованиям ФГОС и  историко-культурному стандарту.

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

      С  2013 учебного года я применяю на уроках истории некоторые приёмы технологии развития критического мышления, которые помогают выполнить требования ФГОС – достижение учащимся трёх видов результатов (личностных, метапредметных, предметных)  

     Методические приемы технологии в учебной работе  ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Стадия вызова: мозговой штурм; кластер; рассказ, тонкие и толстые вопросы и т.д

Стадия осмысления: маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.

Стадия рефлексии: возвращение к кластеру, синквейн, эссе и т.п.

    Сделала отбор тематического материала, который зависит от возрастных особенностей детей,  для проведения уроков с приемами ТРКМЧП:

  1. В 5 и 6 классах можно на каждом уроке использовать ТРКМ, так как познавательная активность более высокая, чем в старших классах. В этих классах я использую следующие приемы: ассоциации, кластер, верные и неверные утверждения, верите ли вы, перепутанные логические цепочки
  2.  В 7 классе добавляю таблицы ЗХУ и ПМИ
  3. В 8 и 9 классах использую приемы: инсерт, концептуальную таблицу, эссе, толстый и тонкий вопрос

В 8 и 9 классах изучаем с ТРКМ следующие темы:

Внутренняя политика; реформы в государстве, общественное движение, вопросы культуры.

      Ученики средних и старших классов готовы к тому, чтобы обобщать, делать выводы. Их мышление развивается, укрепляется самостоятельность. Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути. В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от особенностей класса.

Слайд 9 

Урок –основа реализации стандарта

     А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Я могу показать на примере урока в 5 классе по теме «Природа и люди Древней Индии» целесообразность использования приемов ТРКМ

По типу  - Урок открытия нового знания   

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы

Структура урока.

Соответствие урока требованиям ФГОС

ХОД УРОКА.

1.Организационный  момент (1 мин)

2. Мотивация учебной деятельности. Стадия «Вызова» (2 мин)

прием «Ассоциации»  (цель: собрать  информацию по теме и вызвать интерес; рез: демонстрируют свои первоначальные знания)

Ответы детей: Индия, индийцы, жаркий климат, океан, горы и т.д.

3.  Постановка цели и задач  урока.    Стадия вызова (3 мин)

Дети сами высказывают предположения

4. Усвоение новых знаний. Стадия «осмысления» (22 мин)

Предлагается использовать текст учебника, ответить на вопросы

По ходу выполнения задания на доске составляется схема (кластер)

Вывод:

Самостоятельная работа учащихся с историческим источником в учебнике стр.98и п.3 учебника. Дополнение кластера

Отвечают на вопрос и  дополняют кластер.

Самостоятельная работа учащихся с  учебником стр.98-100. Дополнение кластера на доске

Дайте характеристику верований древних индийцев.

 Работа в группах,  рассказывают друг другу о животных Индии и о переселении души.

Дополнение кластера на доске.(цель: систематизировать знания, получить новую информацию, поддержать интерес к теме; результат: получают новые сведения, навыки работы с текстом и источниками, доказывают свою точку зрения, принимают позицию других )

5 этап: Первичное закрепление знаний (9 мин)

Какие задачи урока мы решили?

Повторение темы по кластеру на доске с использованием презентации (слайды 4-15)

Кластер я  использую   на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – для подведения итогов того, что учащиеся изучили Этот приём может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

 6 этап. Рефлексия. Подведение итогов урока(6 мин). Этап осмысления     ( высказывают личное отношение к теме,  какая информация будет востребована ими в дальнейшем)

. Что было сложно?

- Какая информация была полезной для тебя?

- Прошу  оценить свою работу на уроке. Спасибо за урок.

7 этап. Домашнее задание. (2 мин.)

Заполнить контурную карту стр.2  по  параграфу 20

Доп. задание по желанию: составить синквейн по теме урока

Слайд 10

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

   Степень новизны опыта в преобразовании образовательного процесса на основе применения приемов и методов современной технологии,  по возрастным особенностям учащихся.

Слайд 11        

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Проведено  было анкетирование учащихся  в 5 классе и через год в 6 классе, познавательная активность учащихся возросла, благодаря использованию ТРКМЧП.

Слайд 12        

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Результаты  профессиональной деятельности: высокое качество образования,  100 % успеваемость и успешная сдача экзаменов как в 9 классе, так и в 11классе.  

Слайд 13

    Внеурочная деятельность учителя истории очень разнообразна. Это  организация поисковой работы, подготовка учащихся к районным и областным конкурсам, помощь в написании исследовательских работ. Приемы ТРКМ помогли добиться и в этой сфере хороших результатов.    

Слайд 14

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

     Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Применяемые средства позволяют работать с информацией в любой области знания, следовательно, использовать их можно на любом предметном материале. Своим опытом я делюсь на РМО учителей истории, выкладываю на различных сайтах в интернете.

Слайд 15

Литература

Волков Е.В.  Развитие критического мышления. М., 2004.

Заир-Бек С.И. Критическое мышление. М., 2002.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.  Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011

Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. 2000

Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М.. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии)/Под ред. И.А.Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005

Вакуленко В.А.,  И.Е.  Уколова,  Е.С.  Королькова « Методическое   пособие  по  интерактивным  методам   преподавания   права   в  школе»

Власова  Т.А.  « Развитее  критического  мышления   на уроках   истории   в  старших  классах».

Программа развития критического мышления через чтение и письмо  [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

Программа развития критического мышления через чтение и письмо  [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ

http://lib.1september.ru/2004/22/13.htm Групповые и парные формы работы. Стратегия «Зигзаг»



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Награды: Благодарственное письмо Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области (2016г)

Слайд 2

Тема презентации

Слайд 3

Методические условия Прохождение курсовой подготовке НИРО Участие в РМО, ШМО учителей истории посвящённым новым образовательным технологиям Создание индивидуальной программы самообразования Работа в должности эксперта (ГИА-ОГЭ) Работа в должности руководителя кружка Руководитель проектно-исследовательских работ учащихся Научно – исследовательские условия Изучение работ педагогов развивающего обучения, технологии РКМЧП Льва Семёновича Выготского Ирины Сергеевны Якиманской Сергея Заир-Бека Игоря Олеговича Загашева Ирины Валентиновны Муштавинской Организационно – педагогические условия

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Технологические этапы «Критическое мышление -особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения». Технология развития критического мышления -один из способов превратить учение в личностно ориентированное» С.И. Заир - Бек Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение ,где во главу ставится личность ребенка , самобытность , самоценность. И.С Якиманская Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле вод . Л.С.Выготский И.О. Загашев

Слайд 6

Цель и задачи педагогической деятельности Задачи: Цель: пробудить интерес к познавательной деятельности, добиться проявления активности учащихся в изучении как программного, так и дополнительного материала определить условия, необходимые для формирования познавательной деятельности у обучающихся определить роль и место приемов ТРКМЧП в системе организации учебной деятельности проанализировать результаты, которые будут достигнуты в ходе реализации технологии

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Использование технологии развития критического мышления на уроках дает возможность воспитать из ученика - грамотную, активную, творческую личность, способную успешно реализоваться в будущей профессиональной деятельности

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования I. Приёмы технологии РКМЧП: - «Инсерт» - «Кластер» - «Синквейн» - «Знаю - хочу узнать - узнал» - «Толстый и тонкий вопрос» - «Эссе» - «Ассоциация» - «Концептуальная таблица» Урок по теме «Природа и люди Древней Индии» (5 класс) Технологические карты уроков по главе IV « Древний Египет» (5 класс)

Слайд 10

Новизна Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Диапазон урок система уроков 5-9 класс обобщение передового опыта по теме ТРКМЧП систематизация материала по возрастным особенностям учащихся

Слайд 11

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Познавательная потребность Авт. В.С.Юркевич

Слайд 12

История Россиии ЕГЭ Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 13

Олимпиады Конкурсы Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 14

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Данный опыт будет интересен учителям истории и обществознания. Универсальность результатов деятельности учащихся и необходимость их формирования в условиях модернизации образования привлечет внимание учителей и других школьных дисциплин .

Слайд 15

Список использованной литературы С. Н. Ермакова «П. А. Столыпин — герой или злодей». Урок для XI класса на основе технологии «развития критического мышления» №1- 2013г.- Преподавание истории в школе Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003. А. Е. Митькина, Н. В. Куталиди, М. В. Левинская Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории: от простого — к сложному. Урок для V класса «Военные походы фараонов» -2013 год -№1 Преподавание истории в школе Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.) Источник: Психологическая наука и образование. – 2002. - №2. - С.42-46. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998. Хоруженко Е. Г. Использование компетентностного подхода и технологии развития критического мышления на уроках истории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 170-174. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ. StudFiles.ru›preview/1728506/ Образовательный портал Завуч.Инфо. - http://www.zavuch.info / metodichka Кафедра Открытых Образовательных Технологий. - http://www.oot-kaf.ru/archives/175