Родителям

Суслопарова Елена Леонидовна

Темы родительских собраний в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_rod_11.docx30.99 КБ
Файл pamyatka_0.docx13.15 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_ege_0.docx23.4 КБ
Файл dlya_roditeley.docx14.04 КБ
Файл chtoby_rebenok_uchilsya.docx24.92 КБ
Office presentation icon agressiya_detey.ppt1.74 МБ
Microsoft Office document icon davay_pogovorim.doc47.5 КБ
Office presentation icon kak_pomoch.ppt308 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям

выпускников 11 классов

Выпускные экзамены - один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее.

ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на декларируемую взрослость, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

 Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.

 Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Прежде всего,именно Ваша поддержка нужна выпускнику. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поддерживать ребёнка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирождённую способность личности, преодолевать жизненные трудности. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребёнку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребёнка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

- забыть о прошлых неудачах ребёнка;

- помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

 Поведение родителей

 В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

 Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

 Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

 Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

 Организация занятий

 Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т.д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

 Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

 Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

 Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к ЕГЭ.

 Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

 Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Оно должно быть регулярным, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном. А такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!» Необходимо, также, больше употреблять  витаминов, овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, чёрная смородина), лимонов, апельсинов.

 Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут с применением в них приёмы переключения внимания.

 Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Занятия нужно заканчивать не позже 22 часов и перед сном в течение часа нужно отдохнуть, при этом внимание переключить на что-то другое, отличное от занятий. Проследите за этим.

 С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку для того, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность.

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность и обеспечить ему  необходимые условия для занятий.

Индивидуальный подход и экзамен

Особенности учебной деятельности каждого ребенка связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Наша классификация детей групп риска не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки таким школьникам.

Правополушарные дети

Краткая психологическая характеристика. Правополушарными называют детей, у которых значительно повышена активность правого полушария. У них богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена. Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-научного и физико-математического циклов. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, то есть деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками.

Во время проведения пробного экзамена правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях, сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, им стоит начинать именно с заданий, где требуется развёрнутый ответ, а уже потом переходить к тестам множественного выбора. До начала экзамена важно донести до детей мысль о том, с каких заданий им разумнее будет начать, а перед экзаменом напомнить им об этом.

Дети-синтетики

Краткая психологическая характеристика. Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Основные трудности. Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа была написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки

Во время проведения пробного экзамена левополушарным детям  стоит начинать с тестовых заданий, а потом переходить к заданиям, где требуется развёрнутый ответ.

Тревожные дети

Краткая психологическая характеристика. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности. Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной  для тревожного ребенка при сдаче современного экзамена является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».

Неуверенные дети

Краткая психологическая характеристика. Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного подхода к материалу. Дети этой группы очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и должно получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Основные трудности. Экзамены  для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им нужно понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе детям можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения или не нужно будет делать все подряд.

Во время проведения пробного экзамена. Ребёнку  нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» — и по необходимости тактично скорректировать его планы. В ходе тренировочного экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе осталось?» — и помогать скорректировать собственные ожидания.

Гипертимные дети

Краткая психологическая характеристика. Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и, порой, несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности. Процедура экзаменов требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Такой выпускник все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него  функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы ему можно посоветовать самому найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты экзаменов.

Во время проведения пробного экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить работать тогда, когда  их возможности с кем-то общаться были минимальны.

Застревающие дети

Краткая психологическая характеристика. Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.

Основные трудности. Процедура экзаменов требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

Во время проведения пробного экзамена. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Аудиалы и кинестетики

Краткая психологическая характеристика. Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устные рассказы, наглядные пособия, практические работы), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.

Основные трудности. В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), современный экзамен имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети, у которых аудиальная или кинестетическая модель восприятия, осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.

Во время проведения пробного экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Но это делать так, чтобы  никому не мешало). В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.

Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность.

Если во время проведения пробного экзамена выпускники получат необходимую поддержку, они будут более уверенно чувствовать себя в ситуации реального экзамена.



Предварительный просмотр:

 Памятка «Подготовка к экзаменам»

а) Некоторые закономерности запоминания:

-Трудность запоминания растет непропорционально объему

-Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

-Распределенное заучивание лучше концентрированного.

-Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

б) Условия поддержки работоспособности

-Чередование умственного и физического труда.

-Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.

-Минимум телевизионных передач.

в) Приемы психологической защиты

-Переключение (с одного вида деятельности на другой).

-Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей).

-Накопление радости (вспомнить приятные события).

-Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу).

-Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).

Памятка «Как поддержать тревожного ученика».

 а) Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на предэкзаменационном этапе.

б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации деятельности.

в) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.

г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации (распределение времени на изучение материала, чередование с отдыхом).

д) Познакомьте ребенка с процедурой сдачи экзамена в форме ЕГЭ.

е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена (пробный экзамен дома).

ж) Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание  по теме:   "Как подготовиться к итоговой аттестации".

Хорошая подготовка – это половина победы.

М. Сервантес

 Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭ в выпускном классе  школы.

Задачи:

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.

2. Отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовки выпускников к экзаменам.

3. Создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к выпускным экзаменам.

Этап подготовки

  1. Формирование вопросов для обсуждения:
  • Какие  существуют правила проведения итоговой аттестации?
  • Как дети готовы к предстоящим экзаменам?
  • Какие трудности испытывают старшеклассники в период подготовки к экзаменам?
  • Что нужно делать, чтобы исключить стрессогенные факторы в период подготовки и сдачи экзаменов?
  1. Диагностирование школьников и родителей.
  2. Подготовка памяток для родителей с целью использования их в период подготовки детей

 Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, ЗУЧ школы.

Ход собрания

1.Классный руководитель.  Здравствуйте, уважаемые родители! Рады приветствовать Вас на очередной встрече. Впереди сложная пора окончания школы. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода,  и ответить на вопрос какова наша роль и практическая помощь при подготовке к ЕГЭ

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни. Слово "экзамен" переводиться с латинского как "испытание". И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. По мнению психологов, именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ, а также улучшить психологическую готовность к ситуации сдачи экзаменов.

2.Какие  существуют правила проведения итоговой аттестации? Выступление по теме собрания завуча.

3. Как дети готовы к предстоящим экзаменам?  Психолог.

Подготовка к экзаменам и их сдача – время, когда 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это период интенсивной подготовки, огромных физических и эмоциональных нагрузок на организм человека. Старшеклассники испытывают стресс. В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение. По словам Г.Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, любое событие, факт или сообщение, которые нарушают привычное течение жизни, могут быть причиной стресса. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, её опыта, ожиданий, уверенности в себе. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Экзамены – это стресс, который необходимо пережить совместно детям и родителям.

Что можно сделать в этой ситуации?  Как сохранить здоровье в период подготовки к экзаменам?  Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке к экзаменам:

а)  Поддерживать режим питания и питьевой режим. Питание должно быть рациональным, т.е. в рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности – кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи. Регулярный и правильный режим: утром – молочные каши и бутерброд с чаем, в обед – первое и второе, на ужин – соки. Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

б) Контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребенок должен отдохнуть в течение 30мин – 1 часа.  При выполнении домашних заданий он должен выполнять их в порядке усложнения. Получить передышку ребенок может, переключившись с умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками (например, помыл посуду, навел порядок в квартире, позанимался физическими упражнениями и др.).

в) Не принимать успокоительные таблетки -  может ухудшиться память, внимание.

На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:

познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека;

мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;

эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.

Главное, в чем нуждаются выпускники в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Поскольку мотивация – необходимое условие успеха на экзаменах, родителям старшеклассников важно сформировать мотив к сдаче экзаменов, показать выпускнику всю перспективу получения профессионального образования. Давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни. (Анализ анкет детей ) Рассмотрим, какие вопросы предлагались нашим детям  и проанализируем уровень мотивации. Раздать родителям Анкета для учащихся и дать заполнить. Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 11-классниками. Сравните со своими результатами Выводы.

Однако успешная сдача экзаменов – это и уровень знаний человека.

На сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно не достаточно. Что делать в этой ситуации? Организовать дополнительные занятия детей в школе, индивидуально вне школы, в составе группы на очных или заочных подготовительных курсах при учебном заведении, куда планируете поступать.

Нужно поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, а также с классным руководителем. Именно педагог может дать квалифицированный и полезный совет об уровне знаний выпускника.

4. Обсуждение возможностей родителей  для достижения выпускниками хороших результатов во время сдачи ЕГЭ. (Происходит обсуждение)

Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал: “Эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его…” Не передавайте своей тревоги детям. Ваше понимание и уверенность помогут ребенку.

5.Вручение памяток родителям.

6.Принятие решения собрания. Подведение итогов. Проект решения родительского собрания:

1.Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.

2.Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания школьников.

3.Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.

4.Усилить контроль со стороны родителей за успеваемостью и посещаемостью

учебных занятий учащимися.

Классный руководитель. Спасибо за сотрудничество и успехов вам на выпускных экзаменах!

Литература:

1.Спутник классного руководителя 9-11 классы. Воспитательная работа в профильной школе/ авт. сост. Е.М.Сафронова/под ред. Е.М. Сафроновой.- М.: Глобус, 2007.

2. Родительские собрания . авт.Л.И.Саляхова. М.: Глобус, 2007.

3. Курсы повышения квалификации при ИППК , рекомендации психолога Лучниковой С.Н.



Предварительный просмотр:

Полезные советы родителям.

  • -а,а-,,,



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 8 классе:

«Чтобы ребёнок учился».

 

Цель:

актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.

Задачи:

  • разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;
  • повысить психологическую грамотность родителей путем создания  алгоритма поведения родителей  в «трудных ситуациях».

Ход собрания:

  1. Вступление. Информационная часть.

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких  детей учебный материал  запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов  и заданий  получают удовлетворительные оценки.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию?

(Беседа с родителями).

Таких реакций, как правило, две. Первая - это  искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать.  Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо:  кто-то же  знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам:  игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие   психических функций и способностей. Для дошкольного возраста  ведущим видом   деятельности является игра, для ребят школьного возраста  - учеба, для подростков – общение. 

Почему в 8 классе подростки не хотят учиться?

Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой?  Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех,  кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать.  Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет,  не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания.  Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Это общепринятые общественные мнения. Что мы имеем  у нас в классе?

  1.  Сравнительный анализ анкет учеников и родителей.

 В классе была проведена мотивационно-личностная анкета, которая определила отношение каждого школьника к учению. Родители также отвечали на эти  вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. Проанализировав  все четыре позиции, можно сделать следующие  выводы.

1) В классе преобладает позитивно-ситуационное отношение к учебе. Так позитивно – творческому типу отношения к учебе  соответствуют 10% , позитивно - ситуационно 30%, индифферентному - 50%, негативному - 10% учащихся.

2)  Вторая позиция – уровень эмоционального отношения к учебе показала, что только 10% учащихся  обладают любознательностью, пониманием значимости всех предметов; в зависимости от ситуации мотивы могут изменяться у 30%, неустойчивое переживание школьником новизны характерно для  40% учащихся и познавательные интересы исчерпываются  только результатом, эмоциональное отношение отрицательно у 15%  детей.  

3) Третья позиция  - общее отношение к учебе показывает, что учебная деятельность характеризуется  любознательностью, переходом к творческой деятельности у 20% учащихся; в учебной деятельности появляются элементы творчества у 20% учащихся; невысокий уровень развития  интереса к учебе, предпочтения одних предметов другими, но в то же время понимание целей характерно для 25% учащихся; отсутствует  ориентация на поиск различных способов учебных действий, отсутствуют умения  выполнять действия по инструкции учителя и вследствие этого имеют низкие результаты в учебе 20% учащихся.

4) Четвёртая позиция – отношение школьников к учебе показала, что лишь 15% учеников  характеризуются устойчивостью мотивационной сферы, обладают умением ставить цели и преодолевать трудности. Относительной устойчивостью мотивационной сферы  в зависимости от ситуации обладают 30% учащихся; невысокий уровень развития любознательности и интереса к учебе характерен для  20% учащихся и, наконец, познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату у 20% учащихся.  На основании  вышесказанного можно сделать вывод, что отношение учащихся к учебе в основном соответствует норме.

По анкетам родителей видно, что 52% родителей имеет адекватное представление о своем ребенке, а - 48% ошибочное преставление, не совпадающее с мнением детей. Взрослому кажется, учение – дело легкое

  1. Подведение итогов.  Рекомендации для родителей.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности,   он  и в школьном возрасте   без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть  трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших.

Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя.

 Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой.

Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит  пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям.

Рекомендации для родителей:

  1. Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определённую схему решений.
  2. Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.
  3. Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.
  4. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
  5. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его потребности.
  6. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
  7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких – либо событиях.
  8. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.
  9. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
  10. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:
  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.
  2. Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
  3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.
  4. Задавайте вопросы вместо приказаний.
  5. Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.
  6. Хвалите его даже за скромный успех т будьте при этом искренними.
  7. Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
  8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
  9. Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

  1. Решение родительского собрания.

  • Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.
  • Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).
  • Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

В заключении выдается памятка родителям.

Памятка для родителей.

  1. Установить контакт с ребенком.
  2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
  3. Перейти к ежедневному контролю над  выполнением домашнего задания.
  4. Иметь четкий распорядок дня.
  5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
  6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
  7. Сделать период включения в работу минимально коротким.
  8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
  9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
  10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Как установить  контакт с ребенком?

  • устранить все, что порождает конфликт;
  • перестать читать нотации;
  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
  • относиться сдержанно к школьным неудачам
  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;
  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
  • выбрать общее  дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
  • совместно планировать бюджет.

 Как организовать  помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
  • родители должны сами предлагать помощь;
  • помнить, что немедленных результатов не будет. 

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

  • добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
  • относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
  • нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
  • добиваться  выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
  • добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
  • не позволять отвлекаться на посторонние дела.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Агрессия детей: ее причины и предупреждение"

Слайд 2

агрессия

Слайд 3

Недовольство  Раздражение  Злость  Гнев  Ненависть  Ярость

Слайд 4

Словарь Агрессия – (от лат. «agressio» – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

Слайд 5

Факторы, влияющие на агрессивное поведение : Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Слайд 6

Возможные причины: Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка) Неблагополучие семьи Гиперопека или равнодушие со стороны родителей Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера) Недовольство собственной внешностью

Слайд 7

Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает) Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость) Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

Слайд 8

Стратегии воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает Резкое подавление агрессивного поведения ребенка «Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения Игнорирование агрессивных вспышек ребенка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал Агрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно) Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей

Слайд 9

Агрессивный ребенок – какой он?

Слайд 10

Портрет агрессивного ребенка Агрессивный ребенок , как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых , потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта , неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других . Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Слайд 11

Каких людей ты считаешь агрессивными? Злые , кричат, громко ругаются, дерутся, бьют слабых и то, что попадется под руку, люди , которые испытывают отрицательные эмоции и не могут быть положительными людьми

Слайд 12

Критерии агрессивности Часто теряет контроль над собой; Часто спорит, ругается со взрослыми; Часто отказывается выполнять правила; Часто специально раздражает людей; Часто винит других в своих ошибках; Часто сердится и отказывается сделать что-либо; Часто завислив, мстителен; Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Слайд 13

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Слайд 14

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Слайд 15

Анкета 15-20 баллов – высокая агрессивность. 7-14 баллов – средняя агрессивность. 1-6 баллов – низкая агрессивность.

Слайд 16

Результаты исследования агрессивности

Слайд 17

Как вести себя с агрессивным подростком? ♦ Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах. ♦ Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим. ♦ Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести. ♦ Сделайте всё, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

Слайд 18

Задачи родителей и педагогов: Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей. Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся. говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»; «активно слушать» его внутренний мир; не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка; Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения. Обладать навыками саморегуляции.

Слайд 19

ТЕРПЕНИЯ, ТЕРПЕНИЯ И ЕЩЁ РАЗ ТЕРПЕНИЯ!!!



Предварительный просмотр:

"Давай поговорим". Родительское собрание вместе с учащимися (8-й класс)

 

Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации, где мы делимся с родителями лучшим опытом работы и как построить отношения с детьми. Поэтому главная задача встреч родителей и педагогов это поиск совместных путей решения возникающих проблем.

Школьная жизнь убеждает нас в том, что собрания родителей только тогда достигают цели, когда есть понимание сторон, когда они проходят взволнованно, вызывают вопросы, добрую дискуссию, столкновение мнений и опыта, а родители, покидая собрание, продолжают его в коридоре, на улице и у себя дома. Достигнуть такого в своей многолетней работе у меня получилось не сразу и не за один год. Пробовались и практиковались разные формы проведения родительских собраний, но наиболее приемлемая и дающая хорошие результаты эта форма цепочки значимых событий. В начале года на первом организационном собрании проводим анкетирование родителей по планированию тем родительских собраний на учебный год. Исходя, из наиболее волнующих большую часть родительского коллектива тем, составляется тематика собраний, но всегда за две недели до проведения запланированного собрания проводим контрольное анкетирование, насколько эта тема остается актуальной на данном этапе. Вместе с родителями анкетируются и дети, что им интересно узнать, и как правило, очень много тем предложенных родителями и озвученных детьми пересекаются. Важным этапом родительского собрания является подготовительная работа к этому собранию, по намеченной теме проходят классные часы, деловые игры, диспуты.

Итогом такой работы служит то, что родительская явка на собрании составляет 85%-87%.

Видя, такую сплоченность и заинтересованность родителей в делах, ребята класса тоже очень дружны между собой, высокий уровень сформированности классного коллектива и благоприятная психологическая атмосфера в классе позволяет работать с учащимися на доверии и с минимумом конфликтных ситуаций.

Следует помнить, что кто владеет информацией о детях, тот владеет воспитательной ситуацией. Для воспитателя информация – профессиональный капитал, а где как не в общей деятельности с детьми и родителями мы можем почерпнуть эту информацию.

Мне хотелось бы предложить один из сценариев проведения родительского собрания, которое называется «Давай поговорим»

Цель собрания: сохранение психологического климата в семье через разрешение конфликтных ситуаций.

Задачи собрания:

  • Помочь родителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье, посредством деловой игры.
  • Через разыгрывание различных конфликтных жизненных ситуаций способствовать осмыслению этих ситуаций и путей выхода из них.

Форма проведения собрания: деловая игра.

Подготовительная работа к собранию: 

  • Анкетирование родителей и учащихся класса по проблемам взаимоотношений в семье;
  • Проведение классного часа «Святая святых – родительский дом»;
  • Работа со школьным психологом по подготовке теоретического материала;
  • Работа с библиотекарем по подготовки выставки в классе по данной тематике;
  • Подготовка памятки для родителей;
  • Изготовление пригласительных листов для каждой семьи.

Количество заданий на этапе зависит от количества человек в классе.
Необходимо, что бы каждый был охвачен индивидуальным заданием.
За две недели до собрания в каждую семью раздаются пригласительные листы с темой собрания, временем и местом проведения.

Оборудование: 

  • карточки из цветной бумаги по числу подгрупп;
  • плакаты с высказываниями знаменитых людей по данной теме.

ХОД СОБРАНИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня посвящаем наше собрание проблеме всех времен и народов, одной из самых древних проблем на земле, проблеме взаимопонимания между родителями и детьми. Ведь еще Сократ (470-399 гг. до н.э.) говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя».
Мы сегодня собрались для того, чтобы попытаться найти ответы на вопросы: можно ли решить проблему между родителями и детьми не доводя решение вопроса до конфликта, кто виноват в том, что мы часто попадаем в ловушки семейного общения?
В качестве независимых экспертов мы пригласили зам. директора по воспитательной работе Пономаренко Е.В. и школьного психолога Каримову А.В..
Они помогут нам, в обсуждении проблем, а так же будут следить за соблюдение отведенного времени для участников игры.
Итак, наша игра называется «Давай поговорим», а в каждой игре есть свой правила. Перед началом собрание вам и вашим детям были розданы цветные карточки, цвет вашей карточки совпадает с цветом карточки вашего ребенка, количество цветов соответствует количеству этапов игры.
В нашей игре будет 3 этапа, на каждом этапе будут предложены определенные задания. Сейчас я попрошу пройти за круглый стол участников у кого карточки красного цвета.

1этап: называется «Кто есть кто?» Всем взрослым участникам, нужно будет, сказать какой смысл они вкладывают в понятие «Ребенок – это…», а ребятам необходимо сказать по отношению к понятию «Родитель – это…». На все вам дается 5 минут, вы можете воспользоваться для записи листами и ручками, находящимися на столе.

Пока участники готовятся, поговорим о том какие вопросы и проблемы чаще всего родители, и дети просят помочь разрешить психологов, какие проблемы наиболее актуальны и совпадают ли они с теми проблемами, которые мы наблюдаем в нашем классе. Слово психологу Каримовой А.В.

Психолог: Прибегнем, к статистике, как оказалось в основе жалоб родителей наиболее распространенная на то, что сын или дочь ничем не хотят заниматься, ничего им не интересно кроме прогулок, музыки и увлечений молодыми людьми, превратили свою комнату в хлев, не хотят убирать за собой вещи, начали систематически лгать.
А подростки говорят о том, что родители не желают считаться с тем, что они уже выросли, достают своими мелкими придирками, желают контролировать с кем и как они проводят время. Именно эти «мелочи», по отношению к которым взрослые занимают часто диаметрально разные позиции, становятся источником многих по-настоящему серьезных конфликтов детей и взрослых. Это мешает нормальному семейному общению.

Ведущий: Время для первого задания у нас вышло, и давайте сейчас выясним для начала у наших участников, что вкладывают они в понятие «Ребенок» и в понятие «Родитель», может уже здесь кроется непонимание?

2 этап: называется: «Услышь и пойми меня»

Ведущий: За круглый стол приглашаются пары у кого карточки синего цвета.
Каждой паре будет предложено задание на карточке, которое мы подготовили заранее. Вам нужно будет прочитать ситуацию и попытаться найти выход из данной проблемы, можно обращаться в зал за помощью, но итоговый ответ должен дать участник. На обдумывание ситуации 3 минуты на обсуждение 5 минут на каждую пару.

Задания для участников

1 пара: 

Ситуация для родителя: Вас очень беспокоит новая компания вашего ребенка. В последнее время он стал хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, и вдобавок ко всему от него стало пахнуть табаком. Что вы предпримете, какие аргументы приведете, чтобы ребенок услышал и понял вашу обеспокоенность, данной проблемой.

Ситуация для ребенка: Родителям не нравится ваша новая компания, они очень обеспокоены вашими поздними приходами домой и предполагают, что вы начали курить. Как вы сможете объяснить эту ситуацию родителям, что бы они перестали переживать и волноваться?

2 пара: 

Ситуация для родителя: Дочь очень просится пойти с подругами на дискотеку. Причин не отпускать ее у вас не было, но вы напомнили ей, что она должна вернуться не позднее назначенного вами времени. Дочь пришла намного позже. На вопрос, как она шла одна ночью, дочь ответила, что ее проводил парень и волноваться не нужно, так как он уже взрослый. Ваши действия?

Ситуация для ребенка: Родители отпустили вас с подругами на дискотеку, попросили прийти в назначенное время, но вы пришли далеко за полночь. На вопрос родителей, как вы шли ночью одна, вы ответили, что вас проводил взрослый парень…
Вам предстоит вступить в дальнейший диалог с родителями, аргументируя свое поведение.

3 пара: 

Ситуация для родителя: Ваш сын собирается на День рождение к девочке и просит у вас деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Вы считаете, что такой подарок дарить не уместно, ваши доводы…

Ситуация для ребенка: Вы приглашены на День рождение к девочке, которая вам очень нравится и вы решили произвести на нее впечатление, подарив дорогой подарок. Ваши родители против, а у вас нет своих денежных средств. Попытайтесь договориться с родителями…

4 пара:

Ситуация для родителя: Вы возвращаетесь домой раньше обычного и уже на лестнице слышите громкую музыку, понимаете, что веселье происходит в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы еще немного повеселимся?!» Ваши действия?

Ситуация для ребенка: В отсутствии родителей вы пригласили к себе домой друзей, с которыми вы веселились под громкую музыку. В разгар веселья вернулась с работы мама. Но вам так весело и хорошо, что вы просите у мамы еще повеселиться. Как вы думаете, какой вам предстоит разговор с мамой, и как вы аргументируете свое поведение?

3 этап: называется: «Ты чудо»

Ведущий: За стол приглашаются участники у кого карточки оранжевого цвета.
Вам сейчас предстоит составить хвалебную оду вам ребята для родителей, каждому родителю для своего ребенка. Она должна состоять не менее чем из 10 пунктов и восхвалять лучшие качества. В вашем распоряжении 5 минут на написание и 2 минуты на прочтение. Вы можете воспользоваться ручками и листами бумаги, которые лежат перед вами на столе.
Пока работают пары, мне хотелось бы опять дать слово психологу.

Психолог: Сейчас я вам хотела бы раздать памятки, в которую мы включили 3 формулы американского психолога Джеймса Добса в помощь родителям подростков, чтобы между ними оставался контакт:

1 формула: «Держать на открытой ладони» (оказывать поддержку ребенку и лишний раз не зажимать)

2 формула «Будьте рядом, но не вмешивайтесь» (доверие и приобретение ребенком своего жизненного опыта)

3 формула «Если любишь кого, отпусти и его. Если не вернется он к тебе, то он никогда твоим не был» (Любви без свободы не бывает).

Ведущий: Ну а сейчас слово предоставляется нашим участникам и пусть первыми зачитают свои оды ребята.
Каждый из ребят начал зачитывать слова восхищения и благодарности своим родителям. Обстановка в зале достигла эмоционального единения, у мам и у девочек на глазах слезы, отцы и мальчишки нахмурились. Мамы так расчувствовались, что не смогли прочесть до конца свои оды.

Подвести итог собрания хотелось бы словами поэта Э.Асадова:

Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться» 8 класс 2017г.

Слайд 2

Цели: Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Слайд 3

Задачи: Оценка значимости и действительности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Слайд 4

Мудрые мысли «Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера». Левис «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». Чехов «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас» Легуве

Слайд 5

Заповеди воспитания Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы. Не ругайте, а учите! Оцените сильные стороны своих детей. Развивайте в ребенке уверенность в себе. Научите своего ребенка расслабляться. Напоминайте ребенку о его успехах. Идите к цели постепенно.

Слайд 6

Структура учебной деятельности Учебная задача – то, что должен усвоить ученик. Учебные действия – то, что ученик должен делать. Действие контроля – сопоставление действия с образцом. Действие оценки – определение того, насколько ученик достиг результата

Слайд 7

Почему у наших детей снижается интерес к учению? Недостаточная усидчивость Неустойчивое внимание Низкая самооценка Недостаточное умение читать и понимать текст Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль Неумение сравнивать, находить аналогии Однообразие учебной работы Авторитарная позиция взрослых Недостаток терпения и организованности, аккуратности и целеустремленности Отсутствие ярких впечатлений, примеров

Слайд 8

Ситуация 1 Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как. Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите, что нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую они изучают в школе, и сравните с тем, как вам преподавали раньше

Слайд 9

Ситуация 2 У ребенка конфликт на почве учебы в школе Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Постарайтесь устранить конфликт, но не обсуждайте все его подробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не обязательно обсуждается с ребенком. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенок гордится этим, а вы лучше осведомлены в том. Что происходит с ним в школе

Слайд 10

Ситуация 3 Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками. Пусть он видит ваш интерес к заданиям, которые получает, и книгам, которые приносит из школы. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

Слайд 11

Ситуация 4 Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, мешал работать другим». Могут помочь заповеди доктора Добсона Не унижайте ребенка. Не используйте фразу: «А ты лучше придумать не мог?» Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!» Когда мы угрожаем, мы учим бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем. 3 . Не вымогайте обещаний.

Слайд 12

Ситуация 5 Ребенок получил четвертную «двойку» по одному из предметов Проблемы подобны снежному кому: если их не решать, они обрастают новыми. Составьте с ребенком пошаговый план решения проблемы. Шаг1 : Вижу свою проблему Шаг2 : Знаю про свою проблему Шаг3 : Хочу решить свою проблему вместе с родителями Шаг4 : Составляю вместе с родителями план действий – сходить к учителю, договориться о ликвидации проблемы Шаг5 : Действую Шаг6 : Изучаю результат (получил ли то, что ожидали) Шаг7 : Даю оценку того, что сделано

Слайд 13

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание. Выясните, за что именно поставлена, чтобы было ясно, над чем работать. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось

Слайд 14

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей 5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность. 6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Слайд 15

«Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?» Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом году? а) четыре б) три в) два 2. Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка вы знаете? а) всех б) половину в) некоторых 3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса? а) постоянно б) 1-2 раза в неделю в) ни разу

Слайд 16

4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы не способны ему помочь, что будете делать? а) обращусь за помощью к учителям б) пойду к завучу в) заставлю ребенка более серьезно учить предмет 5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка? а) да б) частично в) догадываюсь, но точно не знаю 6. Знаете ли вы, где и с кем проводит свое свободное время? а) да б) иногда в) нет, но догадываюсь

Слайд 17

Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний а, б или в Если лидирует ответ а), то вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи Если лидирует ответ б ), вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка Если лидирует ответ в), вы вместе с другими членами семьи должны помочь ребенку