Методический семинар

Варенцова Елена Васильевна

Методический семинар

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1

Здравствуйте! Меня зовут Варенцова Елена Васильевна. Я работаю педагогом дополнительного образования в студии дошкольного воспитания «Вырастайка» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Костромы «Детско-юношеский центр «Ровесник»».

2

Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является выявление творческих способностей у детей и их правильное развитие. Решение данной задачи должно происходить систематически с использованием всех видов деятельности с учетом детского возраста.

Одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей.

3

Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры?

Конечно. Только делать это надо после того, когда ребенок создал свой первый образ предмета на листе, отразил свое понимание мира и готов сравнить его с пониманием и образами  других людей.

4

Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая некоторыми деталями.

Ребенок 3-4-х лет творит, он как бы смотрит внутрь себя, его замысел грандиозен. Однако,  социальный опыт еще мал, эмоции выразить во внешний мир не всегда получается, т.к. техника рисунка еще не развита в достаточной мере.  Внешние образцы им сложно воспроизвести.

5

У детей пяти лет  уже есть потребность следовать образцу, они способны анализировать, сравнивать, стремятся к точности. Со временем ребёнок начинает более умело отображать окружающий мир, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.

6

Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.

7

Нужно вовлекать детей в процесс самостоятельного поиска. Тогда дети учатся выбирать способ реализации идеи и средства ее воплощения, приобретают новые знания. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Свободный выбор в художественной деятельности дает дошкольникам возможность в собственном творчестве выражать самые сокровенные мысли и чувства к окружающей действительности.

А ценность занятия заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса, возникает положительная мотивация у ребенка, в результате они чувствуют себя успешными, приобретая личный опыт.

8

Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в трубочку).

9

Монотипия — краска наносятся на кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами в зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность — лист бумаги складывается пополам и краски наносятся только на одну сторону листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек.

Рисование по мокрой бумаге: сначала лист смачивается, а потом кистью наносится изображение. Оно получается как будто размытое, под дождем или в тумане. Прорисовка деталей проводится, когда рисунок высохнет.

10

Коллажи — сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной — бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.

«Кляксография» — капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали.

Разновидность — нанести кляксу, затем приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.

11

«Точечный рисунок» — весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, штампом, точки могут быть разного размера.

12

Рисование на скомканной бумаге. Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Бумагу сжать, потом лист расправить и на него нанести рисунок.

Рисование свечой. Свечой наносится рисунок, получается «волшебный рисунок» — он есть и его не видно. Потом на лист наносится акварель — и рисунок проступает на цветном фоне.

13

Рисование солью. Соль обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Предварительно на бумаге надо сделать набросок. Смочить его водой с помощь кисти, посыпать солью, подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью можно рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.

Печать. Высушенные листья и цветы растений прокрашиваются цветной тушью и отпечатываются на листе бумаги. Таким образом, можно создать интересный графический натюрморт и пейзаж «Ваза с осенними листьями».

14

При организации работы по изодеятельности в свободное время, необходимо следовать следующему правилу — дети должны иметь возможность выбора:

- изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал)

- выбор материала, на котором будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, фольга .

- весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.

Для того чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей надо найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Организация работы на фронтальных занятиях мало эффективна, так как в ней не всегда учитываются интересы каждого, трудно было осуществить индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятие ограничивается временем и темой. Поэтому надо использовать другие формы.

Главная задача педагога – познакомить с видами изобразительного искусства и способами передачи изображения, и, как ни странно, отстраниться в момент выбора ребенка, не давить, не указывать, а вдохновлять и поддерживать, давать ему свободу выбора.

24

Спасибо за внимание.