Мое педагогическое кредо

Варенцова Елена Васильевна

Мое педагогическое кредо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moyo_pedagogicheskok_kredo.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Моё педагогическое кредо»

Детская студия, в которой я работаю, носит название «Вырастайка». Моя миссия, как педагога, направлена на то, что бы из «маленьких зернышек» появились «прекрасные ростки». В этом мне помогают мои коллеги, самые добрые, самые умные и творческие люди. Благодаря им, я иду на работу с уверенностью в том, что меня всегда поддержат, выслушают и дадут совет. Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность: заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В студии «Вырастайка» я учу детей не только лепить и рисовать, но являюсь еще и педагогом–Монтессори. Мне близка эта методика и в своей деятельности я придерживаюсь идеей М.Монтессори о том, что ребёнок легко учится тогда, когда не замечает того, что его учат. Стараюсь быть нужной для детей, и прежде всего руководствуюсь интересом ребенка и даю ему тот материал, в котором есть потребность у ребенка - именно сейчас.

Счастливый ли я человек, выбрав свое дело? Да! Я люблю свою профессию, мне приятно и важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку души и сердца.

И так день за днем мы вместе идем по тропе открытий, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, искренности, открытости, любви.

Каким же должен быть человек, чтобы иметь право называться Учителем?

Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

Главный принцип в работе учителя я для себя определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Чтобы требовать что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных, искренних и добрых детей, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда.

Так как дети, посещающие нашу студию, не ходят в  детский сад, то все свободное от занятий время мы проводим вместе. Вместе готовимся и проводим праздники, устраиваем различные тематические дни и чаепития вместе с родителями наших детей. Взаимодействие с некоторыми семьями продолжается и три, и шесть и даже девять лет, если в семье трое детей. Мы проживаем вместе долгие годы. И уже кажется, что «Вырастайка»- твой дом, дети-близкие и родные, а стены - самые любимые.

Изобразительное искусство – это та область культуры, которую осваивает маленький ребенок в ходе своего естественного развития. Все дети рождаются талантливыми в той или иной области искусства. Бездарность ребенка – всегда результат воспитания, точнее, результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нем. Редко встретишь ребенка дошкольного возраста, который не любил бы рисовать. Через свои работы дети самовыражаются, им не важно – правильно или не правильно, с точки зрения ли художественных канонов, создан их рисунок. Они видят себя великими художниками и гордятся своими работами. Дети не видят недостатков в своих рисунках, им всегда (или почти всегда) нравится и сам процесс рисования и конечный результат. В этом-то и есть счастье детского творчества. Главное – не мешать, не навязывать взрослые штампы, что бы ребенок спокойно выкладывал свои мысли на лист бумаги и получал удовольствие от процесса рисования.

Мои воспитанники непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, непохожие друг на друга. Я как современный педагог должна соответствовать им, а значит постоянно учиться и учиться, прежде всего, у самих детей. Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Энергия детства неисчерпаема. Не перестаю удивляться детской любознательности. И какое счастье, что я могу открыть для них целый мир через общение с природой, увлекательную игру, искусство. Каждый новый день – это новые открытия и достижения и я хочу превратить эти дни в дни радости и счастья, в место, где уютно и интересно.

Идти на работу с радостью, с работы с приятной усталостью – дано далеко не всем взрослым. Мне выпало заниматься любимым делом, и я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь  детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Любовь к детям, Любовь к работе, Любовь к жизни – вот три кита, на которых и строится моя жизнь.

В ежедневной работе с детьми есть множество причин для гордости. Кто-то научился читать, кто-то писать, а кто-то сделал для себя открытие и узнал, что такое ластик. И на вопрос «Ваш любимый предмет», многие дети отвечают – рисование и лепка. За эти годы я слышала немало приятных слов в свой адрес от ребят, от их родителей и особенно приятно слышать от коллег по работе.

В завершение мне хочется процитировать слова Марии Монтессори, которые я выбрала в качестве своего педагогического кредо: «Чтобы воспитать ребенка, надо его знать, чтобы его знать, надо за ним наблюдать, чтобы за ним наблюдать, надо дать ему свободу».

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся, как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.