Коляда Августа Михайловна

Консультация для родителей. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

     Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения. Ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения. Поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения ребенка по линии подготовки его к будущему, то развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. Л. С. Выготский писал, что создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем. Воображение является высшей психической функцией, отражающей действительность. Основой воображения является творческая деятельность, в которой творчество (как развитие) есть необходимое условие человеческого существования. Воображение и творчество – не разрушение целостности объекта, а наоборот достраивание в согласии с особенностями объекта и воплощение в конкретные оригинальные продукты деятельности без опоры на образец. Основная задача воображения - представление ожидаемого результата до его осуществления. Самый высший уровень развития воображения проявляется в творчестве, особенно интенсивно развивающийся в дошкольном возрасте. Я считаю, что дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Совершенно очевидно, что для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности. Само понятие "творческое" предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов, самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. В своей педагогической деятельности я поняла, что творческое воображение нуждается в дошкольном возрасте в особом внимании в плане развития. И если не заниматься развитием воображения, в последующем эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются. Следовательно, необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Известно, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности является инструментом исследования его бессознательных процессов, облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения, обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. Следовательно возможно воздействие на развитие творческого воображения средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. Важное новообразование дошкольного детства - воображение, с которым связывают зарождение личности. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческого воображения и его направленности, креативности ребёнка дошкольного возраста. Это способность ребёнка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. В дошкольном возрасте Л. С Выготский выделил, что 6-7 лет – благоприятный сензитивный период для раскрытия существующих и развития новых способностей ребенка - путь к одаренности. Если в этот период воображение специально не развивать, то в дальнейшем эта способность постепенно затухает, снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству и к творческой деятельности, обедняется личность. Условием развития творческого воображения дошкольника является вовлечение в активные формы изобразительной деятельности: использование в работе нетрадиционных материалов и оригинальных техник; тематическое рисование, художественно-дидактические игры; развитие способности на основе ассоциаций комбинировать в воображении жизненный и культурный опыт, используя разнообразный изобразительный материал. Практика показала, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Для развития творческого воображения в совместной деятельности с детьми использую моделирование образов из геометрических фигур и шаблонов. Сначала в черном цвете, потом цветные. Например: «Инопланетянин», «Составь из треугольников (любая другая геометрическая форма) фигуру» и т. д. Задания можно варьировать количеством, формой, размером или условием. Можно предложить нарисовать карандашом вместо готовых фигур. В развитии умения создавать образы использую упражнения на дорисовывание до определенного образа кляксография. Предлагаю детям листы с причудливыми кляксами, которые заранее совместно приготовили. Сначала одну кляксу и с усложнением до нескольких пятен на листе. Дети прорисовывают пятна на определенную тему и учатся объединять их в композицию. А также предлагаю линии разной формы для дорисовки: «Кто спрятался? » Упражнение «Знакомая форма – новый образ» помогает изменять знакомую форму предмета, на новую. Необходимо обвести предмет и дорисовать детали. Дети учатся преобразовывать. Существует и другая игровая техника получения клякс – раздувание краски по листу бумаги с помощью коктейльной трубочки. Необходимо дуть на каплю в разных направлениях. Интереснее выполнять на цветном фоне – разыгрывается воображение, клякса уже куда-то попадает. Но чаще всего дети делают деревья, для персонажей необходимо увеличить каплю. Усложнение – количество клякс, развивается сюжет. Наиболее трудное, но увлекательное упражнение для детей старшего возраста это грифонаж, т. е. каракули. Это произвольное рисование каракуль, можно с закрытыми глазами. В каракулях нужно узнать образ знакомого предмета или животного и прорисовать. Похоже на знакомую всем игру «На что облако похоже». Чаще всего в этом упражнении требуется помощь взрослого или другого ребенка. В дальнейшем можно устроить соревнование - кто больше увидит предметов. Очень интересно будет, если найденный в каракулях образ обвести простым карандашом, вырезать и дорисовать цветными карандашами детали, а потом наклеить на подготовленный фон, или накопив несколько фигур, сделать коллаж - это творческое экспериментирование с изобразительным материалом и различным материалом декорирования. Главное подобрать необходимый материал и предметы по выбранной теме и составить композицию, подготовить фон, который можно подготовить с помощью печатанием губкой, щетинной кистью, штампами, срезами овощей, листьями, а также пищевой пленкой – получается эффектная фактура. Фон можно использовать для рисования, поделок и аппликации.  Для создания графических отпечатков и нахождение в них образов использую прием рисующая нить. Это обычная швейная нить, пропитанная краской или тушью, которая кладется на лист и накрывается вторым листом. Нить вытягиваем за кончик и убираем второй лист, полученный отпечаток превращаем в образ и прорисовываем. На занятиях по изодеятельности использую различные техники:

    - цветовая заливка по сырому листу губкой или широкой кистью. Можно использовать несколько цветов.  

    - процарапывания цветного слоя из густой гуаши или акрила резным картоном, палочкой, пластиковой вилкой.

    - граттаж черно – белый, цветной – процарапывание поверхностного черного слоя с воском.

    - монотипия предметная – рисование половинки симметричного предмета. Монотипия пейзажная – отпечаток на мокрой второй части листа.

    - отпечаток цветных мыльных пузырей, лучше использовать пищевой краситель - пузыри будут ярче.

   - заливка акварелью с солью. Влажная краска посыпается солью – эффект зернистости, если не стряхивать – получается шероховатость.

   - акварель, восковые мелки или масляная пастель. Вместе с детьми на занятиях часто выполняем работы в смешанной технике, придаем в работе объемность. Используем ватные палочки и штампы. Ребятам очень нравится. Например, если скомкать кусочек бумаги, потом ее распрямить и намочить в синей воде, дать стечь - получится льдина с изломами. Краска прокрасит места изломов. Используем обрывание, скручивание, скатывание бумаги. А также графические материалы – пастель для фактурного изображения (мех) и ее растушевка – эффект воздушности, черную гелевую ручку - характерные линии, штриховки для украшения графического изображения узорами, прорисовка. Всем известно, что развитие у детей способностей не одинаково. А на занятиях ребенок активно и самостоятельно проявляет себя. Так как нетрадиционные техники рисования интересны, увлекательны и доступны ребенку, позволяют сочетать необычные материалы, открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению. Но на этом я не останавливаюсь. В настоящий момент изучаю влияние арт – терапии на развитие творческого воображения дошкольников. Методы арт-терапии обладают значительным здоровьесберегающим потенциалом в системе образования. Ребенок, придя в детский сад, испытывает сильный стресс, который иногда затягивается, на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4—5 лет у ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. В подготовительной группе на пороге школы он снова попадает в стрессовую ситуацию. Необходимо сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для развития личности, творческого самовыражения.

Коляда Августа Михайловна

Конспект НОД, старшая группа
Тема: «Осеннее дерево»
Задачи:
-вызывать у детей эмоциональный отклик и интерес к красоте и разнообразию осенней природы, желание изображать деревья;
- учить создавать образ дерева по методу «Шаг за шагом»;
-учить работать с алгоритмическими схемами;
-учить видеть и передавать в рисунке характерные особенности дерева, правильно рисовать его части;
-формировать умения соблюдать последовательность создания образа;
-развивать художественное видение особенностей строения и формы деревьев, их цветовой характеристики, индивидуальных признаков;
-закреплять умение изображать дерево графическими материалами;
-развивать глазомер, внимание;
-воспитывать усидчивость;
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Предварительная работа: экскурсия в парк, лес, сквер; рассматривание различных деревьев, кустарников их строение формы, расцветки; проведение дидактических игр
Оборудование слегка затонированные листы бумаги, технологическая карта последовательности рисования дерева; цветные карандаши, картинки с изображениями деревьев разных пород (на каждый стол)

Содержание занятия
1. Вступительная часть.
Перед детьми на столах несколько картин с изображениями разных осенних деревьев. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их внимательно.
2. Беседа
Воспитатель. Ребята, на прогулке в осеннем парке мы много раз любовались красотой и разнообразием деревьев. Назовите, какие деревья вы запомнили? (Дети – дуб, клён, берёза, осина, липа...) Какие деревья изображены на картинках, которые лежат у вас на столах? (ответы детей). Чем отличаются эти деревья друг от друга? (Формой кроны и толщиной ствола, расположением веток, листьев, высотой)
Скажите, как одним словом можно назвать деревья, покрытые листвой? (Лиственные) Какие лиственные деревья вы знаете? (Тополь, берёза, дуб, ясень, липа, осина). Как, одним словом определить все деревья покрытые хвоей? (Хвойные) Назовите хвойные деревья? (Ель, сосна, пихта)
Ответы детей воспитатель сопровождает показом изображений лиственных и хвойных деревьев

Воспитатель. Скажите ребята, что общего у всех деревьев? (Ствол, ветви, маленькие веточки, крона) Какого цвета ствол у дерева? (Коричневого)

Физкультминутка
Дети стоя показывают, как растёт дерево.
Нам в руки дали семечко Дети закрыли ладошки
Посадили семечко в землю Показывают посадку семени, наклонившись
Дерево начинает расти Ребята ведут ладошками вдоль туловища снизу вверх
Сначала появились корешки Дети растопыривают пальцы рук
Потом растёт ствол Ведут ладошками вверх
У дерева большие ветки Показывают руками толстые ветки
И маленькие веточки Дети пальчиками показывают маленькие веточки
На веточках весной появляются листочки
Летом листочки создают крону

3. Практическая часть. Работа с алгоритмическими схемами.
Воспитатель. Я предлагаю вам нарисовать те деревья, которые вам больше всего понравились. Рисовать можно по технологической карте, которая лежит перед каждым из вас на столе. Обратите внимание на последовательность изображения любого дерева, будь то берёза, дуб или осина. Что сначала изображаем ? (Ствол) На втором этапе, что рисуем, (Ветви
Куда идут ветви у лиственных деревьев? (Вверх) После того как изобразили ветви, что дальше нужно изобразить? (Маленькие веточки) Как их располагаем ? (в разные стороны) Посмотрите внимательно на схему, что она вам подсказывает делать дальше?(Нарисовать листья) Какой этап последний, что мы делаем в конце? Закрашиваем дерево цветными карандашами, создаём композицию). Дети подходят к столам, выбирают графические материалы и приступают к работе. Воспитатель по ходу работы индивидуально напоминает детям о строении дерева.
4. Заключительная часть.
Готовые работы выставляются на стенд, анализируются.

Коляда Августа Михайловна

Из опыта работы "Развитиетворческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики"
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики».
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, рисунка, фантазии и творчества».
В. А. Сухомлинский.
Вступительная часть.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.
Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
Многочисленные педагоги и психологи (О. В. Дыбина, Т. С. Комарова,В. С. Кузин, Я. А. Пономарев, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова и другие) подчеркивают, что творчество-это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественный труд.
Приоритетное направление работы нашего детского сада – художественно – эстетическое, поэтому проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник работы с бумагой в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Бумагопластика.
Бумагопластика – это искусство работы с бумагой.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумага – материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
Педагогическая целесообразность.
Ведущая педагогическая идея опыта - преемственность обучения между детским садом и школой.
Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду.
«Волшебная бумага» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Актуальность.
В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Актуальность опыта работы заключается в том, что он способствует подготовке детей к успешному обучению в школе;
отражает потребность детей творить, создавать, созидать своими руками в стремлении здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми.
Инновационный характер.
Работа с бумагой приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Иногда возникшую проблемную ситуацию решить традиционными способами бывает невозможно. Здесь в изодеятельности приходят на помощь нестандартные решения.
При традиционных формах обучения на занятиях ребенок, получая информацию, способен быстро ее воспроизвести. Но он не принимает участия в творческом процессе поиска путей решения проблемы. Таким образом, недостаточно развивается творческое мышление и фантазия.
Применение нетрадиционных техник выполнения работ развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Дети узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества. Способов нетрадиционных техник работы с бумагой много. Например: изделия из мятой бумаги, изделия из полосок, изделия на основе конуса, цилиндра, коробок, изделия в технике оригами, квиллинга, торцевания, изготовление макетов и т. д. Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира.
Новизна.
Новизна заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я могу», настрою на позитивный лад, снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью опыта работы является применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.
Данный опыт работы отличается тем, что
- позволяет расширить возможности образовательной области по художественно-эстетическому развитию детей;
- он ориентирован на развитие творческого потенциала и художественных способностей дошкольников соразмерно личной индивидуальности.
Цель.
Цель опыта: создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики.
Задачи.
1. Образовательные:
- обучать детей различным (нетрадиционным) приемам и способам выполнения работ из бумаги;
- знакомить со свойствами и качеством бумаги;
- расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бумаги;
- знакомить со средствами художественной выразительности.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности детей через бумагопластику;
- развивать художественное восприятие жизни, познавательную и речевую активность детей;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; внимание, память, воображение, любознательность;
- обогащать сенсорный опыт;
- развивать эстетический вкус;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, точность движений;
- формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к бумагопластике;
- воспитывать стремление творить своими руками, уверенность в своих силах и способностях;
- воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым изделиям, уважение к труду другого человека;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному;
- поощрять проявление индивидуальности в творческой деятельности, воспитывать самостоятельность, трудолюбие;
- сплачивать детский коллектив в процессе коллективного творческого труда;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Бумагопластика:
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,
- происходит развитие глазомера,
- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Бумагопластика имеет огромное значение:
- в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса,
- она стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания,
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами,
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий,
- она совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Конструктивно – модельная деятельность.
Конструктивно – модельная деятельность по художественному труду относится к образовательной области – «Художественно – эстетическое развитие», в которую входят: изобразительная деятельность, музыкально – художественная деятельность, приобщение к искусству.
Основные принципы.
В основу опыта положены следующие педагогические принципы:
• принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью);
• принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);
• принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• принцип систематичности (систематические занятия – гарантия всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению)
• принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
• принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка);
• принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);
• принцип единства чувств и знаний (полученные детьми знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально – чувственной сфере);
• принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).
Работа по бумагопластике ведется с учетом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастным особенностям дошкольников.
Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
Создаются условия, необходимые для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха, положительная эмоциональная обстановка во время работы.
Используется наглядность, иллюстративность, наличие дидактических материалов.
Систематические занятия с ребенком бумагопластикой гарантируют его всестороннее развитие и успешную подготовку к школьному обучению.
Методы и приемы.
Для реализации опыта работы используются разнообразные формы и методы проведения НОД. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; метод эксперимента с различными материалами в изобразительной деятельности, направленный на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиску новых приемов работы; метод создания проблемной ситуации, направленный на активизацию творческого мышления, поиску нестандартных решений; экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ.
Виды бумагопластики.
Опираясь на опыт педагогической работы я использую следующую систематизацию типов изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник:
- изделия из бумажных комочков;
- изделия из мятой бумаги;
- изделия из полосок;
- изделия на основе конусов;
- изделия на основе цилиндров;
- изделия на основе коробочек;
- оригами;
- торцевание;
- квиллинг;
- изготовление различных макетов.
Творческая деятельность детей.
Педагогический опыт по развитию творческих способностей детей посредством бумагопластики реализуется через кружковую работу.
Личная заинтересованность, неравнодушие, увлечённость художественным трудом побудила меня организовать досуг детей старшего дошкольного возраста в форме кружка «Волшебная кисточка». Кружок работает 14 лет, и результаты, которых достигли дети, радуют и удивляют не только родителей, но и педагогов.
Мною был разработан годовой тематический план работы кружка «Волшебная кисточка». В этом планировании нашли отражение занятия по изготовлению поделок из бумаги и картона в различных нетрадиционных техниках «Бумагопластики». Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они напоминают игру и открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Для работы с детьми накоплен большой дидактический материал: разработана авторская программа, конспекты занятий, авторские методические пособия, наглядные средства (схемы, образцы работ, образцы бумаги).
Занятия кружка в изостудии носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:
• приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей;
• дети осваивают нетрадиционные способы работы с бумагой;
• познают свойства материалов. У детей возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций;
• малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта;
• форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя,отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою;
• велико значение кружка в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны друг к другу, бережно относятся к результатам деятельности, материалам.
Дети с интересом занимаются в кружке, осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких.
Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.
Использование работ.
Полученные мною в течение 14 лет результаты убедительно доказывают, что дети старшего дошкольного возраста способны творить из бумаги чудо. Их картины оригинальны по форме, насыщенны по колориту, правильно выстроены композиционно. Дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно развернуть сюжет картины, творчески выразить себя, чувствовать гармонию. А самое главное – они увлечены работой, довольны результатом своего труда, передают свой опыт друзьям.
Работы детей используются в самостоятельной игровой деятельности, в оформлении интерьера детского сада и группы, в оформлении выставок.
Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, семинары-практикумы, фотовыставки, выставки детского творчества и выставки с участием родителей.
Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей нашего кружка ознакомлены с технологиями обучения детей бумагопластикой, многие приобрели книги с образцами поделок. Недостатка в материалах мы не испытываем, родители приносят различную бумагу, журналы, газеты.
Родители принимают активное участие в выставках и конкурсах в детском саду и на городском, краевом, всероссийском уровнях:
• выставка: «Герои любимых сказок»;
• - - - «Умелые руки наших мам»;
• - - - «Волшебные снежинки»;
• - - - «В стране необычных цветов»;
• - - - «В лесу родилась елочка»;
• - - - «Новогодняя открытка» и др
Были проведены встречи с родителями на темы «Развитие моторики рук», «Развитие творчества у детей», консультация «Нетрадиционные способы работы с бумагой». Также вниманию родителей были предоставлены информационные стенды на темы «Оригами», «Картины в интерьере», «Детский дизайн» и др.
Формы представления педагогического опыта.
Для успешной реализации поставленных задач предполагается тесное взаимодействие с педагогами.
• доклад на постоянно действующем семинаре на базе МАДОУ № 28 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через бумагопластику»
(из опыта работы);
• открытое интегрированное занятие по изодеятельности изготовление объёмных игрушек из бумаги «Герои любимых сказок»;
• мастер – класс «Художественное конструирование из бумаги» (В гостях у Деда Мороза);
•печатание в 2016г., интернет – сайтах.
Результаты развития творческих способностей.
Оценка уровня развития художественно – творческих способностей детей предполагает: самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла, развитие воображения, сложность творческого процесса.
Проведенное мною педагогическое отслеживание по художественному труду в начале и конце года показало положительную динамику по всем направлениям, в том числе и по направлению «творческое воображение и проявление индивидуальности».
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, ставить и достигать разные цели, упорно добиваться нужного результата. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.

Коляда Августа Михайловна

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники работы с бумагой»

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения, торцевание
Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:
— повышают сенсорную чувствительность, т.е. формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема;
— развивают воображение, пространственное мышление;
— развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук:
— формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
— вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.
Но самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Нетрадиционные техники аппликации:
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Торцевание
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
Квиллинг
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Оригами.
Орига́ми (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать
шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Аппликация из ткани.
Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять

Аппликация из крупы
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда.
Аппликация из засушенных растений.
В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Рекомендации родителям.
*занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира;
*не стремиться навялить ребенку тот или иной творческий процесс, а попытаться увлечь его различными видами деятельности;
*не ограничивать детскую свободу и раскованность;
*доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии-только в этом случаи занятия будут полезны для развития ребенка.
«Ребенок-это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо разжечь»
Вывод.
Детские поделки - благодатная нива для взрослого, ведь ребенку интересно все, что можно потрогать, не боясь испортить или создать что-то собственными силами. Простор для такой приятной работы может дать любой подручный материал, найденный в закромах вашего дома. Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

Добавить запись

Защита от спам-роботов