Инновационная площадка по апробации комплексной программы математического развития "МАТЕ: ПЛЮС"

Дудина Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

11 декабря в средней группе «Улыбка» состоялся мастер-класс, на котором воспитатели Светлана Николаевна и Наталья Федоровна познакомили родителей с УМК «Мате: плюс» Математика в детском саду», а также продемонстрировали игры, сделанные своими руками. Родители приняли активное участие в мастер-классе и приобрели интересный альтернативный опыт работы с детьми.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Математика для развития Вашего ребенка»

      1. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:

  • научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
  • научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
  • подготовить детей к обучению в школе;
  • развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

        2. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

        3. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

        4. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

        5. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

        6. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

        7. Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие?

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Родительское собрание для родителей средней группы

 «Учебно - методический комплекс

" Мате: плюс. Математика в детском саду"»

Подготовили и провели :

Дудина С.Н.,

Филиппова Н.Ф.

декабрь 2019

Родительское собрание для родителей средней группы

 «Учебно - методический комплекс " Мате: плюс. Математика в детском саду"»

Задачи мероприятия: Знакомство родителей с содержание курса УМК «Мате: плюс. Математика в детском саду, организацией и проведением занимательных математических игр с детьми дома.

Подготовительная работа:

Анкетирование родителей

Подборка дидактических игр

Ход мероприятия:

1.Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер уважаемые родители. Приятно, что Вы выбрали время.

Сегодня мы предлагаем обсудить вопросы развития элементарных математических представлений у детей среднего возраста.

Но с начала небольшая разминка для Вас. Вам будут предложены задания на логическое, творческое мышление и пространственное воображение.

Разминка

1 задание

1) На столе 4 яблока. Одно из них разрезала пополам. Сколько яблок на столе? (4)

3) Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, т. к. между ними ночь)

4) У семерых братьев по одной сестре. Сколько сестер? (1)

5) У зайца было 7 морковок. Он съел все, кроме 4. Сколько морковок осталось? (4)

6) Две сардельки варятся 6 минут. За сколько минут сварятся 8, таких же сарделек (6 минут)

2 задание

Задача. Считаем гостей и стулья

На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.

Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях.

И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место.

Вопросы. Сколько стульев было занято? (9)

Сколько было гостей? (8)

С сентября 2016 года МБДОУ "Детский сад им.Ю.А.Гагарина" является инновационной пилотной площадкой федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования". Детский сад апробирует учебно - методический комплекс " Мате: плюс. Математика в детском саду".

 УМК «Мате: плюс. Математика в детском саду» – это целостный научно-обоснованный комплекс, который включает в себя 5 разделов:

Пространство и форма

Дети очень рано познают трехмерное пространство. В этом пространстве происходит их двигательное развитие, и они постепенно учатся ориентирования в нем. При этом важны как все грани восприятия, так и интеграция его с другими умственными способностями и моторными навыками. В программе уделяется большое внимание:

·         развитию восприятия, включая развитие зрительно-моторной координации, умения различать фигуру и фон, способности распознавать одинаковые объекты в соответствии с формой (постоянство формы), определения положения в пространстве и понимания пространственных отношений;

·         развитию пространственного воображения;

·         освоению пространственных понятий.

Игры с кубиками — создание фигур на плоскости и в трехмерном пространстве, эксперименты с зеркалом, задания в печатных материалах, а также подвижные игры,  всесторонне охватывают основные задачи развития пространственного восприятия и воображения.

Знакомство с геометрическими формами — отдельная задача математического развития дошкольника. В играх и экспериментах с материалами Мате:плюс® дети научатся узнавать основные геометрические формы, их свойства, получат первые представления о симметрии и геометрических телах.

Например: «Кубики для строительства».

Структуры, закономерности, узоры

Создание узоров — важный вид деятельности для дошкольника. Создавая узоры из повторяющихся комбинаций элементов, он начинает понимать, что принцип их построения можно задать и воспроизвести. Работа детей с структурами, закономерностями и узорами служит для развития общих умственных способностей, в частности умения группировать и упорядочивать. Умение увидеть правило в узоре тесно связано с общей способностью к пониманию. 
С материалами Мате:плюс® дети научатся узнавать и продолжать последовательности, самостоятельно создавать узоры — задавать ритм для узоров, изображать узоры на бумаге и выкладывать их из геометрических и игровых материалов.

Игра: выложи узор

Величины и измерения

В обычной жизни числа встречаются детям не в качестве абстрактных понятий, а в основном в привязке к величинам. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с такими величинами, как деньги, время, длина и вес.
Материалы Мате:плюс® помогут детям приобрести опыт понимания величин и освоить их в игре. Сравнивая, упорядочивая и измеряя все подходящие предметы, дети одновременно начнут осваивать соответствующие понятия: больше-меньше, длиннее-короче, тяжелее-легче, раньше-позже и др. 

Поскольку дети ещё не умеют сравнивать большие количества, путём пересчёта, то для сравнения их по высоте они используют прозрачные тубы

Данные, частота, вероятность

Работая с материалами раздела «Данные, частота, вероятность», дети 
•    научатся упорядочивать и классифицировать данные, 
•    получат первые представления о вероятности «достоверное — невозможное — вероятное», 
•    научатся решать простые комбинаторные задания.
От самых простых заданий на сортировку предметов (фигурок медведей) дошкольники перейдут к первым навыкам сбора, упорядочения и классификации данных. Например, нужно распределить объекты по группам: «Сколько девочек и сколько мальчиков в группе?». Полученное количество они попробуют отобразить подходящим способом (штрихами, фишками). Затем поупражняются в оценивании результатов классификации и в употреблении понятий «больше», «меньше», «меньше всего», «больше всего», «столько же». 
С помощью фишек, кубиков, волчка и других материалов дети получат первые представления о вероятности: что произойдет совершенно определенно, что невозможно, и что может произойти, а может и не произойти.
Простые комбинаторные задания (в которых нужно найти возможные варианты распределения нескольких объектов) также будут решаться в игре с помощью фигурок медведей, геометрических фигур, фишек и других материалов.

Игра: Фигурки медведей

Множества, числа, операции

Числа и арифметические действия считаются непосредственной областью математики. 
• Счет. Впервые ребенок обращается к числам во время счета. Различают несколько ступеней развития навыка счета, что учитывается в материалах и упражнениях программы Мате:плюс®. В программе предусмотрены задания, благодаря которым дети смогут освоить счет вперед (на возрастание), обратный счет (на убывание), счет от любого числа. 
• Узнавание чисел на письме и на слух, определение и изображение количества. Уникальный комплекс материалов Мате:плюс® позволит детям научиться выкладывать и узнавать (без пересчета) количества, соотносить цифры, количества и числительные. В программе также предусмотрены материалы и задания, которые помогут детям научиться писать цифры. 
• Сравнение, структурирование чисел и определение отношений между числами. В программе предусмотрены материалы и задания на определение большего/меньшего числа, упорядочение чисел по возрастанию, сравнение количеств (по принципу «один к одному»).
• Разложение и объединение чисел. Когда дети научились устанавливать связь между числом и количеством, им становится ясно, что каждое число может состоять из нескольких «частей» (понятие части и целого). Материалы Мате:плюс® позволяют наглядно подвести детей к пониманию сложения и вычитания, удвоения и уменьшения вдвое, освоить состав числа.

Комплект «Мате: плюс. Математика в детском саду» - это превосходный инструмент, который наполняет мир детей радостью общения с математиком и поддерживает в них стремление к знаниям, и повышает мотивацию к изучению нового.

        Ведь все что нас окружает – это и есть математика!

4. Математические игры с родителями

«Поиграй со мной!» - как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся побыть больным или пассажиром.

В игре можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Давайте отправимся в мир математики на поезде.

- Пассажиры возьмите свои билеты и займите свои места согласно указанной цифре на билетах.

Садитесь удобнее, мы отправляемся в путь. А пока мы с вами едем, чтобы на не было скучно, поиграем в игру «Посчитай».

Я показываю предметы, а вы должны посчитать, сколько одинаковых предметов лежит в корзинке.

Пока мы с вами играли в игру, наш поезд прибыл на математическую полянку.

Игра с мячом « Отвечай быстро»

- Сколько пальцев у человека?

- Сколько углов у прямоугольника?

- Сколько углов у треугольника?

- Сколько углов у круга?

- Сколько огней у светофора?

- Сколько ушей у зайца?

- Сколько у тигра лап?

- Сколько лапок у птицы?

Молодцы, вы великолепно справились с моим первым заданием.

Следующая игра «Найди предмет по форме»

Родители выбирают геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, треугольник, овал). Ваша задача найти в окружающем пространстве предметы такой же формы, которую вы выбрали

Родители по очереди называют предметы, выделяя и называя его форму.

Отправляемся на следующий остров страны Математики. Садимся на воображаемую лодку и гребём вёслами (под музыку).

Этот остров называется « Дни недели». Сейчас мы их с вами повторим и узнаем, чем мы занимались каждый из этих дней.

Физкультминутка «Дни недели»

В понедельник я купался, (махи руками)

А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (изображаем умывание)

А в четверг в футбол играл, (изображаем отбивание мяча)

В пятницу прыгал, бегал, (прыжки и бег на месте)

Очень долго танцевал, (выставляем носочек вперед - назад)

А в субботу, воскресенье (хлопаем в ладоши)

Целый день я отдыхал (садятся на корточки, засыпают)

- Вы отлично справились с моим заданием. Отправляемся дальше!

- Следующий остров совсем близко. Чтобы на него попасть, мы пройдём по узкой дорожке. Вставайте друг за другом и идите за мной.

Мы оказались на острове «Геометрических фигур». Рассаживайтесь по удобнее.

Первое задание: Мы будем превращать обычные палочки в разные фигуры.

- Возьмите 4 палочки и выложите из них квадрат.

Теперь возьмите ещё одну палочку и положите её в середину квадрата так, чтобы у вас получилось два треугольника.

- Возьмите 6 палочек и выложите из них прямоугольник. Снова возьмите ещё одну палочку и положите её так, чтобы у вас получилось два квадрата.

Жители острова математики очень любят рисовать. Давайте и мы с вами нарисуем для них рисунки.

Второе задание: У вас на столе лежат листочки и фломастеры. Слушайте и внимательно выполняйте мои задания:

В середине листа нарисуйте дерево;

В правом верхнем углу - солнце;

В левом нижнем углу – ежика;

В левом верхнем углу – облако;

В правом нижнем углу – бабочку.

Молодцы! Все справились с заданием.

Вот и закончилось наше путешествие в страну математики.

Вот так вы можете поиграть с детьми. Я думаю, ваши дети будут довольны.

Хочу Вам еще раз напомнить, что обучение будет эффективным на фоне комфортного эмоционального состояния ребенка и обязательно в игре. Играя, ребенок познает мир, а заканчивая наше сегодняшнее мероприятие, я хочу сказать так: ребенок познает математику.



Предварительный просмотр:

Итоги  диагностической оценки освоения первичных математических представлений

и формирования базовых математических компетенций у дошкольников

по программе «Мате: плюс» на основе использования программно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду»

средняя группа «Улыбка»

По итогам диагностической оценки на начало года 37% детей имели высокий уровень, 57% средний уровень, 6% низкий. В результате проделанной работы – 41% детей имеют высокий уровень развития, 53% средний уровень развития.

Из результатов диагностики видно, что у детей наблюдается положительная динамика результатов освоения первичных математических представлений.

Апробация материалов комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» проходит как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

Использование в работе с детьми учебно-методического комплекса «Мате:плюс» способствует стимулированию умственной активности детей, формированию основных математических представлений и понятий: количество, счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения, развитию индивидуальных способностей детей, делает процесс обучения интересным.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Математические игры в домашних условиях»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

- счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

- основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

- сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем вместе с детьми

«Счет в дороге»

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

«Сколько вокруг машин?»

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево самое высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

«Мячи и пуговицы»

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

«Далеко ли это?»

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

«Угадай, сколько в какой руке»

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

«Счет на кухне»

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

«Сложи квадрат»

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей и предложите ему составить из них фигуру. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Успехов вам и вашим детям!