Инновационная площадка по апробации комплексной программы речевого развития "РЕЧЬ: ПЛЮС"

Дудина Светлана Николаевна

Выступление на РМО на тему «Развитие речи в

соответствии с ФГОС ДО»

тема «Использование УМК «Речь: плюс» в работе с детьми 5-6 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Приказ № 42 от 26 августа 2021 года о работе пилотных и инновационных площадок75.83 КБ
PDF icon Приказ 64 от 30.08.2022 О работе пилотных и инновационных площадок263.89 КБ
Файл prikaz_rmo_dou_starsh._vozr.docx468.27 КБ
Файл Выступление на РМО20.31 КБ
Файл Презентация 2.57 МБ
Файл Консультация для родителей «Дефицит общения – проблема развития речи детей»1016.09 КБ
Файл Перспективный план по речевому развитию «Речь плюс. Речевое развитие в детском саду» (2021-2022 уч. г.)15.9 КБ
PDF icon Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием материалов УМК «Речь: плюс» «В поисках волшебного ключа»900.2 КБ
Файл Отчет об апробации и внедрение программно – дидактического комплекта «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду» I пол20.82 КБ
Файл «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»21.25 КБ
PDF icon ООД по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием УМК «Речь: плюс»1.27 МБ
Файл Отчет об апробации и внедрение программно – дидактического комплекта «Речь: плюс. Речевое развитие в д.с.» за 2 пол. (2022г.21.18 КБ
Файл rech1.docx17.74 КБ
Файл otchet_rech_2022-2023_g.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГАГАРИНСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

«22»   апреля  2021  г.                                                                          №  201                                      

О проведении районного

методического  объединения

воспитателей   ДОО

 

       В целях  повышения профессиональной компетентности  воспитателей ДОО, распространения передового педагогического опыта, систематизации методической работы в дошкольных образовательных учреждениях в условиях стандартизации общего образования

ПРИКАЗЫВАЮ:  

  1. Провести 27.04.2021 в дистанционном формате заседание РМО воспитателей  ДОО  старших возрастных групп (рук. Бровкина А. А. – МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина») на тему  «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО» по следующим направлениям:

- «Русские народные игры  как средство развития речи детей дошкольного возраста» (воспитатель Филиппова Н. Ф., МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»);

- «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» (воспитатель Заботина И.Г., МБДОУ детский сад «Крепыш»);

- «Экспериментирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»  (воспитатель Михайлова А.А., МБДОУ детский сад «Крепыш»);

- «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка» (воспитатель Корешкова В.В., МБДОУ  детский сад «Жемчужинка»);

- «Использование технологии ТИКО-моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста»  (воспитатель Бровкина А.А., МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»);

- «Использование УМК «Речь: плюс» в работе с детьми 5-6 лет» (воспитатель Дудина С. Н., МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»);

- «Использование технологии «Синквейн» в работе с детьми по развитию речи» (воспитатель Макарова С. Е., МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»);

- «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников при разновозрастном взаимодействии путем применения технологий эффективной социализации» (воспитатель Игнатенкова М. С., МБДОУ детский сад «Снежинка»).

    2. Отделу информационно-методической работы продолжить деятельность  по совершенствованию методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров ДОО в условиях стандартизации образования.

  1. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Председатель

Комитета по образованию                                                    Ю. А. Панкратова

Рассылка:  во все ДОУ, школы с дошкольными группами, Комитет по образованию

             



Предварительный просмотр:

Выступление на РМО на тему «Развитие речи в

соответствии с ФГОС ДО»

тема «Использование УМК «Речь: плюс» в работе с детьми 5-6 лет»

Подготовила воспитатель: Дудина С.Н.

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи и общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

В соответствии с ФГОС ДО направление «Речевое развитие» включает в себя следующие цели и задачи: (Слайд 2)

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевое развитие — это та область развития, которая необходима во всех видах деятельности.  Она тесно взаимосвязана со всеми образовательными областями: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; художественно-эстетического развития; физического развития.

Таким образом, в этом мне помогает использование в своей ежедневной практической деятельности программно – дидактического комплекта «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду».

Данный комплект: (Слайд 3)

  • позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста;
  • охватывает все направления речевого развития;
  • предусматривает сопутствующий материал для речевого развития;
  • позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.

Программно - дидактический комплект включает в себя: (Слайд 4,5)

Материалы для педагогов

  • Методические рекомендации — рекомендации по речевому развитию дошкольников, ведению педагогических наблюдений и проведению диагностики; организации игр, упражнений и заданий.
  • Журнал наблюдений — для записи наблюдений за развитием каждого ребенка.
  • Картотека игр и заданий — подробные описания игр и заданий с материалами из коробки.
  • CD-коллекция — дополнительные дидактические материалы для распечатки.

Материалы для детей (Слайд 6,7,8,9)

  • Дидактические материалы — настольные игры «Слова – обобщения», пазлы «Антонимы», речевые поля «Времена года», «Речевые кубики»,  карточки «Один-два-много»,  «Звуки и слоги: набор фотокарт», игра «Слоги», пазлы «Сказки», наборы «Магнитные буквы», «Магнитные элементы букв», «Трафареты», магнитный планшет, «Детская типография.
  • Картотека игр и заданий — иллюстрированные описания игр и заданий с материалами из коробки.
  • Диагностические материалы — индивидуальные тетради для двух возрастных групп — 4–5 и 5–6 лет.
  • Рабочие тетради — индивидуальные тетради с игровыми заданиями.

Данный комплект помогает педагогу создать предметно-пространственную среду для полноценного овладения детьми речью. Все материалы нашли своё применение в моей работе и самостоятельных играх детей. Большой выбор пособий и игр открывает возможности как для работы со всей группой, так и для индивидуальной работы и предоставляет возможность для формирования индивидуальных маршрутов при коррекции речи каждого ребенка. Карточки с заданиями для детей построены таким образом, что возможно подобрать индивидуальное задание каждому ребёнку. (Слайд 10,11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Использование УМК «Речь: плюс» в работе с детьми 5-6 лет» Подготовила воспитатель: Дудина С.Н.

Слайд 2

В соответствии с ФГОС ДО направление «Речевое развитие» включает в себя следующие цели и задачи: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Слайд 3

Данный комплект: позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста; охватывает все направления речевого развития; предусматривает сопутствующий материал для речевого развития; позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО. РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Слайд 4

РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ Программно - дидактический комплект включает в себя: Материалы для педагогов Методические рекомендации — рекомендации по речевому развитию дошкольников, ведению педагогических наблюдений и проведению диагностики; организации игр, упражнений и заданий. Диагностические материалы — индивидуальные тетради для двух возрастных групп — 4–5 и 5–6 лет. Журнал наблюдений — для записи наблюдений за развитием каждого ребенка.

Слайд 5

РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ Картотека игр и заданий — подробные описания игр и заданий с материалами из коробки. CD-коллекция — дополнительные дидактические материалы для распечатки .

Слайд 6

РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ Материалы для детей Дидактические материалы — настольные игры «Слова – обобщения», пазлы «Антонимы», речевые поля «Времена года», «Речевые кубики», карточки «Один-два-много» , «Звуки и слоги: набор фотокарт», игра «Слоги», пазлы «Сказки», наборы «Магнитные буквы», «Магнитные элементы букв», «Трафареты», магнитный планшет, «Детская типография». «Слова – обобщения » Пазлы «Антонимы » Речевые поля «Времена года »

Слайд 7

РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ «Звуки и слоги: набор фотокарт» «Речевые кубики » Наборы «Магнитные буквы», «Магнитные элементы букв »

Слайд 8

РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ Карточки «Один-два-много» «Трафареты » «Детская типография

Слайд 9

РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ Картотека игр и заданий — иллюстрированные описания игр и заданий с материалами из коробки . Рабочие тетради — индивидуальные тетради с игровыми заданиями .

Слайд 10

РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Слайд 11

РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дефицит общения – проблема развития речи детей»

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.

Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером (исключить из речи  жаргонные словечки, не сюсюкать, правильно и чётко говорить).

Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь – это простая форма речи, которая состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Не имея навыков общения, дети испытывают трудности даже в этой простой форме речи. Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого рекомендуется проводить с детьми беседы на самые различные темы, связанные с жизнью в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

Монологическая речь более сложная и в большей степени произвольная. Говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития детей.

У детей в период дошкольного детства необходимо развивать и совершенствовать все стороны речи (грамматическую, лексическую, фонетическую, связную). Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в транспорте и т.д.

При работе по развитию речи можно использовать следующие игры:

  1. Игра «Отгадай, на что я смотрю? »

Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет

для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.

  1. Игра «К чему относится?»

Взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.

Например: заяц – животное, карась – рыба, диван – мебель и т.д.

  1. Игра «Потому и почему»

Цель игры - научить детей задавать вопрос: «Почему? » и отвечать на него, используя союз « …потому что ».

  1. Игра «Назови лишний предмет»

Вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых

Находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово.

  1. Игра «Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.

  1. Игра «Отгадай слово».

Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,

пользуясь подсказками, например: круглое, румяное, красное (яблоко)

  1. Игра «Скажи наоборот».

Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок подбирает

противоположное по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т.д.

  1. Игра «Кто больше придумает слов»

Вы называете ребенку предмет, ребёнок придумывает к нему слова

– прилагательные. Пример: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т.д. Затем вы меняетесь ролями: ребенок называет слово, вы подбираете

Наряду с речевыми играми обязательно также  развивать у детей навыки: в пересказе текстов,  рассказывании сказок, составлении описательных и повествовательных рассказов, в отгадывании загадок, выразительном  рассказывании стихов. Мышление – это внутренняя речь. И от того как происходит развитие речи, зависит развитие мышления.

Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

Перспективный план по  речевому развитию

«Речь плюс. Речевое развитие в детском саду»

(2021-2022 уч. г.)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Знакомство с Димой и Диной.

Буква А. Рисуем слова со звуком [а]

Буква Н. Нина: «На-на-на»

Буква Л. Слон или лимон?

Домино «Картинка-слово»

Мы играем.

Буква Р. Кто украл карту?

Буква И. Дима - индеец

Буква О. Он-она-они-оно

Игра «Составь слово из слогов»

Домашние любимцы.

Буква К. Кис-кис, Симе!

Буква Й. Найди тайник!

Буква М

Буква С. Дети в парке

Буква Т. Тине 5 лет

Буква Е. В гостях у егеря

Буква Д

Буква У. В саду

Домино «Картинка – слово»

Буква Э. Это кто?

Проект «Книжка своими руками»

Буква П. Спорщики.

Игра «Чепуха»

Январь

Февраль

Март

Апрель

Зима.

Буква З. Сказка про Деда Мороза

Буква В. Вода везде

Буква Ч. Что полезно человеку

Буква Ж. Все ждали весну.

Буква Г. Ангина

Буква Я. Я на планете Земля

Буква Ш. Шпион

Раскраска «Прятки»

Я и мои друзья.

Календарь «Дни рождения»

Буква Б. Бублик и голуби

Проект «Зимние идеи»

Викторина «Кто знает?»

Весна.

Буква Ц. Какого цвета весна?

Буква Х. На отдыхе у бабушки

Открытия

Буква Ы. Огромные рыбы

Буква Ю. Я играю. Я пою. Я помогаю

Буква Ь. План на день

Буква Ф.

Беседа «Наши любимые книги»

Май

Буква Щ. Защита от хищников

Буква Ё. Идем в библиотеку

Буква Ъ. Сел и съел

Игра «Знаю сказки лучше всех»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет

об апробации и внедрение

программно – дидактического комплекта

«Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду»

за сентябрь-декабрь 2021-2022 учебного года

подготовительная группа «Улыбка»,

воспитатели: Дудина С.Н., Филиппова Н.Ф.

С сентября месяца 2021 года, группа «Улыбка» является пилотной площадкой по апробации и внедрению  программно-дидактического комплекса «Речь:плюс. Речевое развитие в детском саду».

В соответствии с ФГОС ДО направление «Речевое развитие» включает

в себя следующие цели и задачи:

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В группе был пополнен уголок «Грамотейка»:

Дидактическими играми:

  • «Составь слово»
  • «Развиваем речь»
  •  «Подбери слова к схеме»
  •  «Раздели слова на слоги»
  • «Домики местоимений»

Создана картотека игр по познавательно-речевому развитию, создан сборник мнемотаблиц.

Лэпбук «Развиваем речь»

Пополнены речевыми играми и заданиями тематические альбомы: «Осень», «Животные Арктики и Антарктики», «Зима»

Участие в образовательных вебинарах:

  • Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста» (Дудина С.Н.)

Были проведено занятие:

«В поисках волшебного ключа» (с использованием материалов УМК «Речь: плюс» (Дудина С.Н.)

Для родителей подготовлены консультации:

«Советы будущим первоклассникам»

««Роль родителей в звуковой культуре речи детей»»

 ««Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях»»

««Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»»

Результаты мониторинга показывают:

Высокий уровень речевого развития на начало года составляло – 78% (14 детей); в середине года 83% (15 детей)

Средний уровень речевого развития на начало года составляло – 22% (4 ребенка), в середине года 17% (3 ребенка);

Низкий уровень речевого развития на начало года составляло – 0%

По результатам исследования лексики и грамматического строя речи детей, можно сделать вывод, что комплект «Речь: плюс» способствует предупреждению и коррекции недостатков всех функций речи.



Предварительный просмотр:

«Роль родителей в звуковой культуре речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 4-5 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковыхвоздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р).

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.      

«Стрелочка».

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка.

«Лошадка».

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка».

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр».

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

«Вкусное варенье».

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение —

Губу оближи,

Язычок покажи.

Упражнения для губ.

«Заборчик».

Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка».

Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок».

Вытягивать сомкнутые губы впе

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

«Дом»

Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

«Зайчик»

Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет

об апробации и внедрение

программно – дидактического комплекта

«Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду»

за январь - май 2021-2022 учебного года

подготовительная группа «Улыбка»,

воспитатель: Дудина С.Н.

С сентября месяца 2021 года, группа «Улыбка» является пилотной площадкой по апробации и внедрению  программно-дидактического комплекса «Речь:плюс. Речевое развитие в детском саду».

В соответствии с ФГОС ДО направление «Речевое развитие» включает

в себя следующие цели и задачи:

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В группе был пополнен уголок «Грамотейка»:

Дидактическими играми:

  • «Чем отличаются слова»
  • «Разложи правильно» (автоматизация звуков Ж и Ш)
  •  «Что из чего сделано»
  •  «Составь предложение»

Тематическим альбомом «Дидактические игры и упражнения по теме «Животные».

Пополнены речевыми играми и заданиями тематические альбомы: «Весна», «Животные морей и океанов»

Были проведено занятие:

  • «Путешествие по стране слов» (с использованием материалов УМК «Речь: плюс»
  • «Путешествие в страну Красивой речи»

Подготовила доклад на РМО: «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Для родителей подготовлены консультации:

«Речь родителей - образец для ребёнка»

«Учим буквы с помощью манной крупы»

 «Восемь игр для развития грамматического строя речи»

«Критерии готовности к школьному обучению»

Результаты мониторинга показывают:

Высокий уровень речевого развития на начало года составляло – 78% (14 детей); в середине года 83% (15 детей), в конце года 89% (16 детей),

Средний уровень речевого развития на начало года составляло – 22% (4 ребенка), в середине года 17% (3 ребенка); в конце года 11% (2 детей)

Низкий уровень речевого развития на начало года составляло – 0%

По результатам исследования лексики и грамматического строя речи детей, можно сделать вывод, что комплект «Речь: плюс» способствует предупреждению и коррекции недостатков всех функций речи.



Предварительный просмотр:

Перспективный план по речевому развитию

«Речь плюс. Речевое развитие в детском саду»

для детей 6-8 лет

(2022-2023 уч. г.)

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

Игры с кубиками «Пространственные предлоги»

Д.и.  «Я гласный, я согласный»

Д.и. «Дострой букву»

Д.и. «Первый звук, исчезни!»

Д.и. «Расскажи свою сказку»

Игры с кубиками «Выразительность речи»

Д.и. «Первый звук, изменись!»

Д.и. «Буквы – подружки» (твердый-мягкий звук)

Детская типография «Замени звук на букву»

Д.и. «Подбери рифму»

Д.и. «Найди ошибку»

Игры с кубиками «Эмоции»

Д.и. «Сравни буквы»

Д.и. «Последний звук, появись!», «Последний звук, исчезни!», «Последний звук, изменись!»

Д.и. «Осенние» слова»

Д.и. «Рыбалка» (составь слово из букв)

Детская типография «Напечатай слово по образцу»

Д.и. «Найди пару»

Д.и. «Буква превращается...»

Д.и. «Чья буква?»

Генеральная уборка (игра со слогами)

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

Игра с буквами «Загружаем пароход»

Д.и.  «Замени фишку на букву»

Игра «Рыбалка» (составь слово из букв)

Д.и. «Позови сказочного героя в рифму»

Игра «Свои узоры: создай, продолжи, повтори»

Игра с буквами «Башни над буквами»

Д.и. «Как  пройти?» (игровое поле)

Игра со словами «Что я задумал?»

Детская типография «Составь слово из букв»

Д.и. «Найди пару»

Игра с буквами «Буквенное лото»

Д.и.«Звенелки – шуршалки»

Д.и. «Попроси (или Дай задание)

Детская типография «Найди ошибку в слове»

Д.и. «Собери «Вид»

Д.и. «Отгадай с первого раза»

Д.и. «Составь слово из слогов»

Д.и. «Три слова на тему»

Д.и. «Заколдуй первый звук»

Детская типография  «Напечатай слово»

МАЙ

Игра со словами «Что я задумал?»

Д.и. «Глагольные рифмы»

Д.и.  «Закончи слово» (словообразование)

Детская типография  «Напечатай слово на слух»

Д.и. «Маленькая история»



Предварительный просмотр:

Отчет

об апробации и внедрение

программно – дидактического комплекта

«Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду»

за сентябрь-май 2022-2023 учебного года

подготовительная группа «Улыбка»,

воспитатели: Дудина С.Н., Филиппова Н.Ф.

С сентября месяца 2021 года, группа «Улыбка» является пилотной площадкой по апробации и внедрению  программно-дидактического комплекса «Речь:плюс. Речевое развитие в детском саду».

Составлен перспективный план по речевому развитию на 2022-2023 уч. год.

  • Изготовлены игры:
  • Дидактические игры «Готов ли ты к школе? Память», речевая игра «Фразовый конструктор», «Пропущенная буква»
  • Мнемотаблицы «Составь предложение», «Расскажи стихотворение»
  • Карточки – задания «На какую букву начинается», «Карточки –действия»
  • Дидактические игры «Предлоги», «Цепочка слов»
  • Мнемотаблицы «Учим стихи», «Расскажи маме сказку»
  • Карточки – задания «На какую букву начинается», «Карточки –действия»
  • Картотека мирилок

29.04.2023 Открытое интегрированное занятие для педагогов ДОУ по теме «Весна» (Дудина С.Н.)

Проведен мониторинг:

На конец первого полугодия списочный состав группы - 20 детей.

Мониторинг проведён с посещающими детский сад - 20 детей.

сентябрь

декабрь

май

сформирован

55%

65%

85%

не сформирован

45%

35%

15%

в стадии формирования

0%

0%

0%

По результатам исследования лексики и грамматического строя речи детей, можно сделать вывод, что комплект «Речь: плюс» способствует предупреждению и коррекции недостатков всех функций речи.