Занимательное черчение

Тарбаева Клавдия Федоровна

Занимательные задачи, викторины, ребусы для развития чертёжной смекалки, пространственного мышления и для закрепления пройденного материала 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательные задачи по технике черчения и задания по шрифтам

Для развития чертёжной смекалки, пространственного мышления и для закрепления пройденного материала предлагаются занимательные задачи по технике черчения и задания по шрифтам:

Задание 1.
Хорошему оформлению чертежей способствует знание своего инструмента, приспособлений, знание чертежного шрифта и др. (рис. 1):

Подготовка циркуля и карандаша к черчению
Рис. 1. Подготовка циркуля и карандаша к черчению.

а) Найдите изображение ножек циркуля, правильно подготовленного к работе.
        б) Скажите, какой из карандашей очинён неправильно. Почему? Почему все чертежные карандаши бывают только гранеными, в то время как карандаши другого назначения бывают и гранеными и круглыми?

в) Как проверить, действительно ли прямой угол у этого треугольника?

Задание 2.
Продолжим предыдущее задание (рис. 2):

а) правильная заточка карандаша; б) твердость карандаша в) как пользоваться циркулем
Рис. 2. а) правильная заточка карандаша; б) твердость карандаша в) как пользоваться циркулем

а) Найдите изображение карандаша, правильно подготовленного к работе.
б) Какими двумя карандашами по их твердости вы бы воспользовались для черчения?
в) Как пользоваться циркулем: как показано на рисунке слева или как справа?

Задание 3.
Вам уже известно, что чертежи выполняют линиями разной толщины. Но толщина «внутри» линии должна быть одинаковой на всем протяжении. Добиться этого можно только тренировкой.

Проверьте, насколько хорошо вы можете выполнить работу, заключающуюся в проведении различных линий чертежа (рис. 3).

Упражнение на толщину линии
Рис. 3. Упражнение для тренировки толщины линии.

Наметьте границы трех квадратов и нанесите в них вертикальные (1), наклонные (2) и горизонтальные (3) линии в указанных на рисунке сочетаниях. Опишите ряд концентрических окружностей: убывающей толщины (4), прерывающихся (5) и тонких (6).

Задача 4.
Найдите ошибки в словах, написанных стандартным шрифтом (рис. 4).

Ошибки в словах

Рис. 4. Ошибки в словах.

Задача 5.
Если вам придется писать объявление о школьном вечере, то чертежный шрифт для этой цели будет слишком «сухим». Лучше применить какой-либо «вольный» шрифт. Но и в его конструкции должна быть определенная закономерность, почерк.

На рисунке 5 начато написание слов «бал-маскарад». Сумеете ли вы закончить это предложение, не нарушив своеобразия данного шрифта?

Разработка художественного шрифта
Рис. 5. Художественный шрифт «бал-маскарад».

Задание 6.
Приведены образцы букв некоторых художественных шрифтов (рис. 6).

Примеры художественных шрифтов
Рис. 6. Примеры художественных шрифтов

Сконструируйте какую-либо отсутствующую букву в них, не нарушая, разумеется, своеобразия стиля письма.

Каким шрифтом вы написали бы слова: школа, азбука, море?

Задание 7.
На рисунке 7 даны шрифты. Рассмотрите их и охарактеризуйте.

Охарактеризовать художественные шрифты
Рис. 7. Охарактеризовать художественные шрифты

Задача 8.
На рисунке 12 показаны арки — конструкции, перекрывающие проемы в стенах,— лучковая (1), полуциркульная (2), подковообразная (3), стрельчатая (4), овальная (5), ползучая (6).

Чертежи различных видов арочных конструкций
Рис. 8. Чертежи различных видов арочных конструкций

Начертите на бумаге одну из арок на выбор.

Задание 9.
На рисунке 9 показаны: московская телебашня (1), телевизионная опора в Виннице (2), мачта релейной связи в Чехословакии (3), башня Эйфеля в Париже (4), телебашня в Токио (5), телебашня в Берлине (6), здание в Нью-Йорке (7), телебашня в Торонто (8).

Конструкции телебашень и сооружений в разных странах
Рис. 9. Конструкции телебашен и сооружений.

Определите высоты сооружений, если высота телебашни в Москве 540 м. Можете ли вы предложить свой проект башни? Пофантазируйте на эту тему.

Задание 10.
Проверьте свое искусство копировать простые чертежи, требующие знаний, умений и навыков геометрических построений — проведения параллельных и перпендикулярных линий, дуг окружностей, деления окружностей, построения углов, нанесения размеров.

Вычертите стойку и фланец (рис. 10).

Чертеж стойка и фланец
Рис. 10. Чертеж "стойка и фланец".

Задача 11.
Какое наименьшее количество размеров нужно знать, чтобы изготовить детали, показанные на рисунке 11?

Детали, поставить размеры
Рис. 11. Проставить размеры на деталях.

Перечертите изображение на отдельный лист бумаги и проставьте размеры.

Задание 12.
Пятиконечная звезда (а, б), плашка (в), кухонная подставка (г) — примеры с использованием деления окружности на пять равных частей (рис. 12).

Упражнение на деление окружности
Рис. 12. Упражнение - деление окружности на части.

Вычертите фигуры в рабочей тетради, сохранив линии построения. Проследите, чтобы контурные линии были четкими, особенно места их пересечений.

Задание 13.
Чертеж, как известно, читают от его основной надписи. Оценить по достоинству это простое, но мудрое правило позволяет шуточный пример на рисунке 13. Что изображено на чертеже слева, справа и какая цифра проставлена там?

Упражнение на чтение чертежа
Рис. 13. Чтение чертежа.

Задание 14.
Французский ученый Шампольон, разгадывая египетские иероглифы, пришел к выводу, что слово, которое ему встретилось в рамке, означает имя фараона Птоломея (Птолмеес). Поэтому, когда совсем в другом месте был найдет обелиск, ученый сразу же узнал на нем знакомые буквы.

Упражнение на внимание - египетские иероглифы
Рис. 14. Обелиск с египетскими иероглифами.

Догадайтесь, какое слово прочитал ученый на обелиске (рис. 14).

Задание 15.
На рисунке 15 представлены знаки современного пиктографического (картинного) письма, встречающегося на международных выставках, упаковочной таре различных грузов, вокзалах аэрофлота, на автомобильных дорогах, туристских тропах. В одном случае объектом изображения служит сам человек, в другом — окружающие его предметы, в третьем — это абстрактные символы.

Знаки современного пиктографического письма
Рис. 15. Знаки современного пиктографического письма.

Что, по-вашему, означает каждый из знаков? Какому выражению он соответствует?
а)

  • А — не сидеть;
  • Б — просвечивание грудной клетки;
  • В — служба скорой помощи детям;
  • Г — туристская тропа;
  • Д — комната для интервью;
  • Е — кабинет истории;
  • Ж — руками не трогать;
  • З — пресс-центр;
  • И — обращаться осторожно;
  • К — место для курения;
  • Л — место для умывания;
  • М — просим предъявлять билет;

б)

  • А — хрупкий предмет,
  • Б — боится сырости,
  • В — держать в замороженном виде,
  • Г — кабинет черчения,
  • Д — кабинет химии,
  • Е — кабинет географии,
  • Ж — палаточный городок,
  • 3 — открытая эстрада,
  • И — пешеходная тропа,
  • К — гардероб,
  • Л — камера хранения,
  • М — упаковка посылок;

в)

  • А — поворот направо запрещен,
  • Б — разворот запрещен,
  • В — извилистая дорога,
  • Г — вход,
  • Д — выход,
  • Е — пристань,
  • Ж — направление объезда,
  • 3 — круговое движение,
  • И — двигаться прямо,
  • К — двигаться направо,
  • Л — верх (например, ящика),
  • М — двигаться прямо или налево.

Задание 16.
Даны пиктограммы с характерными изображениями тех видов спорта, которые они представляют (рис. 16).

Знаки современного пиктографического письма
Рис. 16. Пиктограммы "спорт" (белым по черному).

Узнайте, какая пиктограмма что обозначает.

Оцените, как выглядят пиктограммы на черном фоне (рис. 16) и на белом (рис. 17). От чего может зависеть одно и другое решение задачи?

Знаки современного пиктографического письма
Рис. 17. Пиктограммы "спорт" (черным по белому).



Предварительный просмотр:

Викторина    «Занимательное черчение»

для учащихся 8-9 классов  

А.    ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

1.Сколько ушей у трёх мышей?    Ответ_________________________

2.Сколько лап у двух медвежат?   Ответ_________________________

3.У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? Ответ_________________________

4.У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? Ответ_________________________

6.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! Ответ_________________________

7.Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? Ответ_________________________

8.В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? 

Ответ__________________________________________________________________________________________

9.На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок?  

Ответ___________________________________________________________

Б.      Тест по теме « Проецирование»

1.Проецирование – это

а). Процесс построения изображения предмета на плоскости;

б). Изображение предмета на плоскость;

в). Мысленный процесс построения изображений пространственных предметов на плоскости с помощью лучей;

2. Проекция – это 

а). Процесс получения изображения на плоскости;

б). Изображение предмета на плоскость;

в).  Мысленный процесс построения изображений пространственных предметов на плоскости с помощью лучей;

3).Плоскость проекций – это

а). Плоскость, на которой получается изображение предмета;

б). Изображение предмета, построенное на плоскости;

в). Плоскость, с которой проецируется предмет;

4).Проецирующие лучи – это

а). Лучи, с помощью которых строят проекцию;

б). Изображение предмета, построенное на плоскости;

в). Плоскость, с которой проецируется предмет;

5). Какой элемент проецирования лишний:

а). Проецирующий луч;

б). Проекция;

в). Плоскость проекций;

г).  Плоскость изображения;

д). Проецируемый объект;

6). Какое проецирование не существует:

      а). Центральное;

б). Центровое;

в). Параллельное;

7). Прямоугольное проецирование - это

      а). Если проецирующие лучи параллельны друг другу;

б). Если проецирующие лучи исходят из одной точки;

в). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под углом 90 градусов

8). Параллельное проецирование  - это

      а). Если проецирующие лучи параллельны друг другу;

б). Если проецирующие лучи исходят из одной точки;

в). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под каким либо углом;

г). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под углом 90 градусов

     9). Центральное проецирование  - это

а). Если проецирующие лучи параллельны друг другу;

б). Если проецирующие лучи исходят из одной точки;

в). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под каким либо углом;

г). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под углом 90 градусов

В.        "На что это похоже"?

  1.                                            2.                                    3.                               4.
    развитие мышления у детей, упражнения, задачи
    развитие мышления у детей дошкольного возраста
    5.                                                    6.                                            7.                                            8.

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.

1

2

3

4

5

       6  

7

8

Г.        «Какая фигура лишняя?»

Среди изображённых пяти фигур четыре имеют в чём-то сходство, а одна от них отличается. Найдите эту лишнюю фигуру. Чем она отличается от остальных?

     1                  2                     3                       4                         5

Д.        Сколько спичек понадобится, чтобы воткнуть в яблоко так, как показано на рисунке?

 

Е.          Определите, в каком столбике шашки, а  в каком -  косточки домино.

Ж.      Определите, на каком столе шашек больше  всего. По возможности дайте точные цифры.

З.      Разгадай  чайнворд

1.            2.                      3.___________ _

                     

4._________________                                   5.__________

И.       Каким может быть вид сверху при заданном виде спереди ? Дорисуй.

http://festival.1september.ru/articles/580247/img2.gif

К.         Постройте три вида детали и прочитайте название страны.

http://www.tehkafedra.sch901.edusite.ru/images/cherchenie4