консультации

Михайлова Елена Владимировна

Вашему вниманию предлагаются консультации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Ваш ребенок идет в школу… Начало школьного обучения – переломный этап в жизни ребенка. Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

    Необходимое для школы условие – социальная зрелость – это потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации.

     Нежелание учиться бывает в трех случаях:

  1. Когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности.
  2. Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут»).
  3. Нежелание учиться возникает у тех, которым напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах.

И здесь именно вы, родители, можете помочь ребенку. Не забывайте вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем». Вам, родителям, необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у малыша была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера.

   Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости.

   Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям.

   Необходимым условием школьного обучения является определенный  уровень умственной зрелости ребенка.

У дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, запас собственных знаний, развитие крупной и мелкой моторики.

! Помните, родители: ребенку необходима похвала, даже за небольшие успехи в освоении навыка письма.

   Обращайте внимание на правильную посадку во время письма. Ребенок должен правильно держать карандаш или ручку.

   У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения успехов. Помните, принудительное обучение бесполезно!

   Главной причиной затруднений в учебной работе является частичное отставание познавательных и моторных функций.

   Для овладения письменной речью необходимы два основных условия:

- осознание своей речи ( в то время, как устная протекает неосознанно);

-произвольное владение ею.

   Специфические нарушения письма у детей подразделяются на дисграфию и дизорфографию.

    Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия.

Дисграфия (нарушение письма, расстройство письменной речи).

   В письме к специфическим дисграфическим ошибкам относятся следующие:

  1. Ошибки фонематического восприятия – в основе таких ошибок лежат трудности  дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Парные звонкие и глухие согласные

д – т («тавно» - давно)

ж – ш («снешок» - снежок)

з – с («кослик» - козлик)

г – к («досга» - доска)

б – п («попеда» - победа)

в – ф («фьюга» - вьюга)

Лабиализованные гласные фонемы

о – у («дедошка – дедушка)

ё – ю ( «самолют – самолёт)

Сонорные согласные фонемы

р – л («лабота» - работа)

й – л («солька» - сойка)

Свистящие и шипящие согласные

с-ш («шиски»- шишки

з-ж(«скажал»-сказал)

с-щ(«сенок»-щенок)

Африкаты

ч-щ(«чепки»-щепки)

ч-ц(«чапля»-цапля)

ч-т(«девотька»-девочка)

ц-т («пцицы»-птицы)

ц-с («куриса»-курица)

2.Ошибки графического характера – ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Затруднение написания печатных букв из-за свойства зеркальности

      Б

     В

      Г

      Д

     Е

      Ё

      З

     И

      Й

      К

     Л

     Р

      С

     У

      Ц

      Ч

    Щ

     Ъ

      Ы

       Ь

       Э

      Ю

             Я      

Затруднение написания букв рукописного шрифта по оптическому и кинетическому сходству

Буквы рукописного шрифта, имеющие оптическое сходство

Буквы рукописного шрифта, имеющие кинестетическое сходство

       с - е

           л-и

о - а

х - ж

      о - с

           м – ш

б - д

ч-ъ, Г-Р

      у-д-з

           в -д

и-у, У-Ч

н-ю, и-ш

п-т, П-Т

л-я, Н-К

л-м, Л-М

а-д

3.Ошибки при искажении слоговой структуры слов- основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок не овладел навыком анализа звуко-слогового  состава слов.

-пропуски гласных, согласных, целых слогов («снки»-санки),

-перестановки букв и слогов («довр»-двор),

-вставки букв («шекола»-школа).

4.Ошибка на уровне слова.

-раздельное написание частей одного слова («и дут»-идут),

-слитное написание служебных слов (предлогов, союзов) («ветки елии сосны»- ветки ели и сосны),

-контаминации слов («лептабу»-лепят бабу),

-морфемный аграмматизм проявляется в операции словообразования (рука-«рукища»)

5.Ошибки на уровне словосочетания и предложения.

-отсутствие обозначения границ предложения – заглавных букв и точек,

-трудности употребления предлогов – их могут опускать, заменять, удваивать,

-разнообразные аграмматизмы, то есть нарушение связи слов: согласования и управления.

Дизорфография- нарушение усвоения ребенком орфографических норм, проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

Дислексия- частичное нарушение процессов чтения.

Родители должны помнить:

*Нарушение чтения и письма не проходят сами собой, не могут быть преодолены  обычными школьными методами.

*Коррекция нарушения чтения и письма наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Обратитесь к школьному логопеду! Ваш ребенок нуждается в специальных коррекционных заданиях.

 



Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребенка младшего дошкольного возраста

   Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова. Развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.

   Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Возраст до 5 лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

   Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

   Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Огромно ее воспитательное значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.

  Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

   Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность – каждый элемент звуковой культуры речи по-своему влияет на связность изложения того или иного содержания.

   Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, приучая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

  Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы, небольшие стихотворения, сказки и малые фольклорные формы: песенки-потешки, пословицы, загадки, поговорки и т.д.

        Что читать детям (рекомендации родителям и воспитателям)

                                  Стихотворения

Я. Аким «Мама», «Осень», «Первый снег», «Песенка в лесу», «Где живет вода?».

К. Аксаков «Мой Лизочек».

З. Александрова «Мой мишка», «Арбуз», «Дед Мороз», «Снежок», «Дождик».

К. Бальмонт «Снежинка», «Осень», «К зиме», «Росинка».

А. Барто, П. Барто «Игрушки», «Синица», «Птичка», «Солнышко», «Кто как кричит», «Помощница», «Барабан», «Девушка - ревушка», «Девочка чумазая», «Машенька», «Дело было в январе».

В. Берестов «Песенка, лети!».

Е. Благинина «Прилетай», «Аленушка», «Котенок», «Захрустела льдинка», «Огонек», «Вот какая мама».

А. Блок «Зайчик», «Ворона», «Спят луга».

И. Бунин «Льет дождь».

Т. Волгина «Цыплята».

П. Воронько «Березка», «Обновки».

О. Высотская «Снежный кролик», «Грибок».

С. Есенин «Черемуха».

В. Жуковский «Котик в корзинке», «Жаворонок».

И. Ивенсен «Падают листья», «Елочка».

С. Капутикян «Маша обедает», «Хлюп – хлюп», «Маша не плачет», «Все спят».

Л. Квитко «Ручеек», «Кисонька».

М. Клокова «Зима прошла».

А. Кондратьев «Метель».

Н. Некрасов «Не ветер бушует над морем».

С. Маршак «Детки в клетке», «Мяч», «Усатый – полосатый», «Кто колечко найдет», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Дремота и зевота».

В. Мирович «Листопад».

С. Михалков «Дядя Степа», «Трезор», «Пожар», «А что у вас?».

Э. Мошковская «Мчится поезд».

А. Плещеев «Осень», «Уж тает снег».

М. Познанская «Ромашка».

А. Пушкин «Зимний вечер», «У лукоморья».

Н. Саксонская «Где мой пальчик?».

Е. Серова «Одуванчик».

И. Суринов «Детство», «Зима».

И. Токмакова «Голубь», «Рыбка, рыбка, где ты спишь?», «Как на горке снег», «Осинка», «Сонный слон».

Е. Трутнева «С Новы годом», «Елки».

Ю. Тувим «Овощи».

Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенняя гроза».

А. Фет «Ласточки пропали».

Д. Хармс «Кораблик».

В. Хорел «Зайчик».

                                  Сказки

Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «У страха глаза велики», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Козлята и волк», «Снегурушка и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Рукавичка».

Украинская народная сказка «Колосок».

Итальянская народная сказка «Ленивая Бручолина».

Литовская народная сказка «Почему кот моется после еды».

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».

К. Чуковский «Цыпленок», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Путаница», «Айболит»,  «Федорино горе!», «Тараканище».

Л. Толстой «Три медведя».

Бр. Гримм «Горшок каши».

                               Рассказы

В. Бианки «Хитрый лис», «Музыкант».

Б. Житков «Храбрый утенок».

А. Крылов «История с ежом», «Заболел петух ангиной».

Н. Павлова «Земляничка», «На машине».

М. Пришвин «Еж», «Как лошадка зверей катала».

В. Сутеев  «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?», «Кораблик», «Под грибом», «Мышонок и карандаш».

Я. Тайц «Поезд», «Праздник», «Карандаш», «Впереди всех», «Кубик на кубик».

К. Ушинский «Васька», «Уточка», «Гуси», «Козел», «Мышки», «Лошадка», «Бишка», «Ворона и рак», «Лиса и кролик», «Петушок с семьей», «Коровка», «Вместе тесно – врозь скучно», «Лиса Патрикеевна», «Умей обождать», «Ласточка», «Она», «Дятел».

Л. Толстой «Топор», «Еж», «Лиса», «Курочки», «Медведица и медвежата», «Собака», «Белка», «Волк», «Лиса», «Что за зверь?».