рабочая программа учителя-логопеда

Михайлова Елена Владимировна

в данном разделе вы посмотрите рабочую программу учителя-логопеда, разработанную в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabachaya_programma_2.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

                        Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 Закона Российской Федерации об образовании», образовательным стандартам и требованиям, целям и задачами образовательной программы учреждения.

 Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формы речи.

   Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматической категории языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

  В МДОУ дет. сад д.Дюдьково осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, ОНР, возникла необходимость введения на логопедическом пункте специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.

 Согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03»,утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования  к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)

 В соответствии с СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 мин.

 Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

 В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиниками.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-ая половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФНР, ОНР-3,4 уровня   6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения

1-ый период -2-ая половина сентября – 1-ая половина ноября (9 недель), 2 занятия в неделю

2-ой период – 2-ая половина ноября – 1-ая половина февраля (12 недель) ,2 занятия в неделю

3-ий период – 2-ая половина февраля – май 12 недель, 2 занятия в неделю.

- звукопроизношение + связная речь

2-ая половина мая – диагностика, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФНР, ОНР-3,4 уровня. 7 года жизни разделено на 3 периода обучения.

1-ый период – сентябрь – октябрь 7 недель, 2 занятия в неделю.

2-ой период – ноябрь – февраль 16 недель, 2 занятия в неделю.

3-ий период – март – апрель 11,5 недель, 2 занятия в неделю.

- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь.

Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевых нарушений, по 4 человека, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 мин. для детей подготовительной группы, 25 мин. для детей старшего возраста.

 Продолжительность занятий для детей с ФН – от 3 – 6 месяцев

ФФН – 1 год

ОНР -1-2 года

ЗПР – весь период нахождения ребенка в детском саду

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психологическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 мин.

Заключение.

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

       Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность использования технических средств обучения.

   Занятия по каждой теме проводятся в форме игры:

-«Путешествие в Звукоград», «Звуки заблудились», «Телеграф», «Перевертыши» и т.д.

                 Характеристика контингента воспитанников

Структура дефектов у дошкольников неоднородна. В 2016 – 2017 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами:

ОНР 4

ОНР 2-3 уровня

    ОНР 3-4 уровня

ФФНР

ФНР

ЗПР

 2

    4

   3

   6

      3 + 4

 Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недостатком и ОНР 3 уровня речевого развития

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

 В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является понижение способности к анализу и синтезу.

  Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.

 Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР 3 уровня строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умение управлять собой и другими психическими процессами.

  Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР ур., обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в освоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

 Направление коррекционно-развивающей работы:

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

 Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляторных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

  На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словам несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

    Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

 Фронтальные занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении. В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФНР, ФФНР, ОНР – 3 уровня детей 6 года жизни

период

Звуковая сторона речи

Развитие речи

Основное содержание работы

Произношение

Фонематич.

Восприятие

1.

Сентябрь,

Октябрь,

Первая половина ноября

Выработка дифференцир. Движений органов артик. аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильно произносимых сохранных звуков: гласные-[а],[у],[и],[о],[э],[ы]

Согласные –

[м]-[м’],[н]-[н’],[п]-[п’],[т]-[т’],[к]-[к’],[ф]-[ф’],[д]-[д’],[в]-[в’],[б]-[б’],[г]-[г’] и т.д.

Произнесение ряда гласных на твердой основе и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:

-изолированно,

-в слогах,

-в словах,

- в предложениях.

Постановка отсутствующих в речи звуков.

Автоматизация:

-изолированно,

- в слогах,

-в словах.

Развитие способности различать и узнавать неречевые звуки.

Дифференцияция речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Различение слогов,состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Практическое усвоение понятия гласный и согласный звук.

 Закрепление навыка употребления категории мн. числа сущ. Закрепление навыка употребления формы родит. падежа с предлогом у.

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с сущ. муж., жен., сред. рода.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаг. наст. вр. Закрепление навыка употребления в самостоят. Речи категорий прошед. вр. глаголов мн. числа.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.  

2

Вторая половина ноября – первая половина февраля

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикул. аппарата. Постановка отсутствующих звуков:[л],[л’],[р],[р’].

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и текстах.

Автоматизация произношения вновь поставлен. звуков:

-изолированно,

-в слогах,

-в словах.

Дифференциация на слух сохранных звуков, различающихся по:

-твердости – мягкости,

-по глухости – звонкости.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

-дифференцир. Звуки,

-определенный заданный звук.

На этом же материале:

-определение места звука в слове,

-выделение глас. звуков в положении после соглас. в слоге,

-осуществление анализа и синтеза прямого слога,

-выделение соглас. звука в начале слова,

-выделение глас. звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями «твердый – мягкий звук» и «глухой – звонкий».

Различение слов близких по звуковому составу, определение количества слогов в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости:

-в слогах,

-словах,                

-предложениях.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

- согласования прилаг. с сущ. в роде, числе, падеже и образовании относит. прилагат.

- согласование порядковых числит. с сущ.

Закрепление умения:

- подбирать однокоренные слова,

-образовывать сложные слова,

-составлять предложения по демонстрац. действий, картине, вопросам;

-распространять  предложения за счет введения однородных членов предложения;

- составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты,

-заучивать стихотворения.

3

Вторая половина февраля - май

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

[с]-[ш],[ з]-[ж],[р]-[л]

- в слогах,

- в совах,

- в текстах.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к существующей графич. схеме.

Выбор графич. схемы к существующему слову.

Подбор слова с заданным колич. звуков. Определение последовательности звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

Составление слов из заданной последовательности звука.

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие детской самостоят. при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильной речи.

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФНР, ФФНР, ОНР 3 уровня.

период

произношение

Развитие речи

Формирование элементарных навыков письма и чтения

1.

Сентябрь, октябрь

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

1.Постановка и первоначальное закрепление звуков [к],[к’],[х],[х’],[j], [ы],[с],[с’],[з],[з’], [л],[л’],[ш],

[ж],[р’],[р] и др.

В соответствии с индивидуальными планами занятий.

2.Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

3.Формирование грамматически правильной речи.

4.Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивид. затруднений.

Фронтальные занятия.

1.Закрепление правильно произносимых звуков [у],[а],[и],[п] ,[п’], [э],[т],[т’],[к],[к’], [м],[м’] ,[л’],[о], [х],[х’],[j],[ы],[с]

2.Различение звуковна слух: гласных-[у],[а],[и],[э],[о],[ы]

Согласных-

[п],[т],[м],[к] ,[д],[к’],[г],[х],[л],

[л’],[j],[р],[р’],[с],[с’], [з],[з’],[ц]

В различении звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.

3.Дифференциация

Правильно произносимы звуков: [к]-[х],[л’]-[j],[м]-[н]

4.Усвоение слов звуко-слоговой сложности.

Усвоение доступных ритмических моделей слов:

Та-та, та-та

Та-та-та,

Та-та-та.

Соотнесении слова с заданной ритмической моделью.

1.Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за сет сравнения и сопоставления: сущ. ед. и мн. числа с окончаниями и,ы,а (куски, кусты,кружки, письма); различных окончаний сущ. мн. числа, личных окончаний сущ. мн. числа родит. падежа (много кусков, оленей, стульев)

Согласование глаг. ед. и мн. числа наст. вр. с сущ. (залаяла собака, залаяли собаки)

Сравнение личных окончаний глаг. наст. вр. в ед. и мн. числе.(поет Валя, поют…дети)

Привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой…стакан ,моя…сумка)

2.Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает); способом присоединения суффиксов (мех-меховой-меховая); способом словосложения

(пылесос,сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, калесико).

3.Предложение, связная речь.

Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу.); выделение слов из предложений с помощью вопросов:

Кто?, что делает? ; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным ответом на вопросы.

Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.

Заучивание текстов наизусть.

1.Анализ звукового состава правильно произносимых слов. Выделение начального глас. из слов (Аня, ива,утка), последовательное называние глас. из ряда двух, трех глас.

Анализ и синтезобратных слогов (ат, ит) выделение последнего согласного из слов (мак, кот).

Выделение слогообразующего глас. в позиции после соглас. из слов. Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов и слов.

2.Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у,а,и,п,т,м,к,о,ы,с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения.

Выкладывание  из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов.

Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: та,му,ми,си  с ориентировкой на гласную букву. Преобразование слогов и их письмо.

Постепенное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный», «звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

2.

Ноябрь, декабрь, январь, февраль

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

1.Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т],[б],[б’],[д],[д’], [г],[г’],[ш],[ж],[л],[р], [р’],[ц],[ч],[ш]

в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий.

2.Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

3.Формирование связной, грамматически  правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.

Фронтальные занятия.

1.Закрепление правильного произношения звуков: [с],[с’],[з],[з’],[б], [б’],[д],[д’],[г],[г’], [ш],[л],[ж],[р],[р’]

2.Различение звуков на слух:

[с]-[с’],[з]-[з’],[з]-[з’]-[с]-[с’],[б]-[б’]-[п]-[п’],[д]-[д’],[д]-[д’]-[т]-[т’],[ш]-[с]-[ж]-[щ],[ж]-[з]-[ш] (без проговаривания)

3.Дифференциация правильно произносимых звуков: [с]-[с’],[з]-[з’],[б]-[п],[д]-[т],[г]-[к],[с]-[ш],[ж]-[з],[ж]-[ш],[с]-[ш],[з]-[ж],[р]-[р’],[л]-[л’]

4.Усвоение слов сложного слогового состава (тротуара, перекресток  и др.)

5.Анализ и синтез звукового состава слов, усвоение звуко-слоговой структуры.

1.Развитие внимания к изменению грамматич. Форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм мн. числа сущ. (пальто, торты, крылья) .

Усвоение форм мн.числа родит. падежа сущ. (много-яблок).

Привлечение внимания к падежным окончаниям сущ.

(В лесу жила белка).

Употребление сочетаний прилагат. с сущ. ед. и мн. числа в составе предложения в разных падежах

(В зале много…светлых ламп.)

Сравнение и сопоставление глаг. наст., прошедшего и будущего времени

(катаю-катал-буду катать)

Глаголов совершенного и несовершенного вида (красит-выкрасил).

2.Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (прибыл,уехал, приехал); способом присоединения суффиксов – образование относит. прилагат.

(деревянный, ая,ое,ые).

Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах

(У меня нет…стеклянной вазы).

3.Предложения.

Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у,от, с(со), из, в, по, между, за, перед из слов в начальной форме.

Составление предложений из «живых» слов, которые изображают дети. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

4.Связная речь.

Составление детьми предложений по словесной инструкции.

Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

1.Звуковой анализ слов.

Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки глас. и согл., твердые и мягкие.

Качественная харак. звуков. Усвоение слогообразующей роли глас.

Развитие умения находить в слове ударный глас.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели.

2.Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой). Последовательное усвоение букв б,в,д,э,г,ш,е,л,ж, е,р,и.

Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами.

3.Письмо букв и слов. Усвоение навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучению чтению предложений и текстов.

4.Звуки и буквы.

Определение различий и качественных характеристик звуков:

«глас.» - «согл.»,

«твердый»-«мягкий»,

«звонкий»-«глухой».

5.Слово.

Звуко-слоговой анализ слов.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели.

6.Предложение.

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и спредлогами.

7.Чтение.

Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных с правильным произнесением всех звуков. Чтение предложений. Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов.

Пересказ прочитанного.

8.Правописание.

Закрепление умения различать ударные и безударные глас.

Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописания которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов.

Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями «жи»-«ши».

Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предлож.  пишутся отдельно, в конце – точка.

3.

Март, апрель, май

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Фронтальные занятия.

1)Закрепление правильного произношения [ц],[ч],[щ] и всех ранее пройденных звуков.

2)Различение на слух:[ч]-[т’]-[с’]-[щ],

[ц]-[т’]-[с], [щ]-[ч]-[с’]-[ш].

3)Дифференциация правильно произносимых звуков:[ч]-[т’],[ч]-[с’],[ц]-[с],[щ]-[ш],[щ]-[ч],[щ]-[с’].

4)Усвоение множественных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи  (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.

5)Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

1.Развитие внимания к изменению грамматич. форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Закрепление полученных ранее навыков.

2.Словарная работа. Закрепление  (на новом лексическом материале) полученных навыков образов. слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения.

Формирования умения использовать образованные слова в составе предложений.

Развитие умений подбирать родственные слова (снег ,снежок, снеговик) .             Образование уменьшит. – ласкат. формы  сущ. и прилаг. (на усложненном лексическом материале).

Привлечение внимания к многозначности слов.

3.Предложения.

Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).

Составление предложений по опорным словам. Составление сложноподчин. Предложений.

4.Связная речь. Закрепление всех  ранее полученных навыков.

Развивать умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматич. правильной выразительной речью.

Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

1.Звуки и буквы.

Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ,ъ

Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, е, и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости).

2.Слово.

Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием.

Подбор слов по схемам и моделям.

Проведение в занимательной форме упр. в определении звукового состава слов.

Усвоение буквенного состава слов различной сложности.

Умение выкладывать и писать слова с сочетаниями «ча», «ща», «чу», «щу».

3.Предложение.

Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших предложений с предварительным орфографич. И звуковым анализом и самост.

4.Чтение.

Дальнейшее развитие навыков чтения.

Правильное слоговое чтение небольших рассказов  с переходом на чтение целыми словами.

Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок.

Планируемые результаты логопедической работы:

-правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

-четко дифференцировать все изученные звуки;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Формы и средства организации образовательной деятельности.

Организация деятельности логопеда, воспитателя и др. специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

     Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке непосредственно-образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

   Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20-30 минут.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

  Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

   Программа составлена с учетом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в дет. саду (открытые занятия, консультации, праздники);

-помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

-систематические занятия с ребенком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

-создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к особенности речи и желания научиться говорить правильно.

В работе с детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения:

- необычное начало занятий;

- присутствие на занятии «духа открытия»;

-развитие речи в любых формах деятельности;

- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

-поддержка у детей ощущения успешности.

Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.