5.Материалы по организации развивающей предметно- пространнственной среды
Развивающая предметно- пронстранственная среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пронстранством, материалом, оборудованием, инвентарем для развития детей дошкольного возраста.
1) Требования к размещению оборудования в ДОО
2)Компоненты предметно развивающей среды
3) предметно развивающая среда в подготовительеной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_razmeshcheniyu_oborudovaniya_v_dou.pptx | 759.82 КБ |
komponenty.pptx | 2.87 МБ |
predmetno_razvivayushchaya_sreda_v_podg._gruppe_novaya.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль предметно – развивающей среды в коммуникативном развитии ребенка Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка. В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.
В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.
Принципы построения развивающей среды в группе. 1 . Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения» 2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный». 3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изо деятельность + настольные игры» 4 . Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изо деятельность». Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Наличие материала в уголках «Развития речи», «Книжном уголке», «Театр» Картотека предметных картинок для автоматизации и дифферентации звуков. Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений. Дидактический игры (на составление слов из слогов, составление простого предложения, на умение находить место звука в слове). Книги для чтения. Кассы с буквами. Пособия для развития мелкой моторики: прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Зеркало. Игры для развития дыхания. Альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы). Лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических и настольных игр. Книги раскраски по изучаемым темам. Игры по развитию связной речи детей. Большая и маленькая ширмы. Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (кукольный, настольный). Аудиокассеты с записью музыки, сказок. Диски с мультфильмами и музыкой.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
Речевая развивающая среда первой младшей группы грамотная, педагогически целесообразная речь педагога ; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения ( поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать ( рассказы, чтение ); самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи).
Речевая развивающая среда второй младшей группы грамотная, педагогически целесообразная речь педагога ; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения ( поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности ); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать ( разговоры, рассказы, чтение ); организация «Уголка интересных вещей» ( стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем ).
Речевая развивающая среда средней группы грамотная речь педагога ; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения ( удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета ); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать ( выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса ); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» ( наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи ).
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп грамотная речь педагога ; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения ( знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения ); методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания ( поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения ); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» ( пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением ); создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка .
Карта самоанализа состояния предметно-развивающей среды группы № Объекты для анализа Полностью соответствует Частично Не соответствует Не знаю 1 Распределение территорий группы на зоны 2 Объём и наличие материалов в зонах ( центрах) стимулирующих к самостоятельной деятельности; 3 Материалы логично сгруппированы, удобно для детей размещены. 4 Границы центров четко обозначены. 5 Центры деятельности, места хранения материалов обозначены соответствующими знаками ( маркерами). Наличие эмблем, понятных для детей, к каждому центру. 6 Обеспечение свободного перемещения, безопасность (обеспечение свободного пространства). 7 Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы, групповой работы. 8 Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр. 9 Имеется зона отдыха; место для уединения. 10 В центре творчества имеется стена ( доска ) для самостоятельного творчества. 11 В личном шкафчике у ребёнка созданы условия для хранения личных вещей(уголок, пакет, сумочка).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметно-развивающая среда – это организованное жизненное пространство способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка становление его способностей посредством включения в активную познавательно-творческую деятельность
Цель создания предметно-развивающей среды с оздание условий для мотивации и активизации в самостоятельной и совместной деятельности, саморазвития и самоутверждения в ней
Основные условия построения развивающей среды: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей; о пора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком; с пособствование творческому развитию детей; у чет интересов и потребностей каждого ребенка; о беспечение богатства сенсорных впечатлений; о беспечение самостоятельной деятельности, возможности для исследования; п ривлекательность и эстетичность оформления.
Принципы построения развивающей среды (по В.А Петровскому): принцип дистанции, позиции при взаимодействии активности стабильности-динамичности зонирования индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия эстетической организации среды открытости-закрытости учета половых и возрастных различий детей
Материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса 3.1. Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают: 3.1.1. Соблюдение следующих принципов: информативности , предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; педагогической целесообразности , позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Роль среды прослеживается на примере ее основных функций: организующая в оспитывающая информационная развивающая
Игровые и развивающие центры (уголки) в рамках группового пространства: Младший возраст Старший возраст Уголок игровой активности Уголок конструктивности Физкультурный уголок Уголок настольных игр (сенсорный) Книжный уголок Уголок рисования Уголок природы Центр сюжетно-ролевый игры Центр строительства Физкультурно-оздоровительный центр Центр настольно-печатных игр и математики Центр литературы и обучения грамоте Центр искусства Центр детского экспериментирования
Социально-коммуникативное развитие Центр игровой активности
Физическое развитие. Физкультурный уголок
Центр игровой активности
Познавательное развитие Центр настольных игр
Речевое развитие Книжный уголок
Художественно-эстетическое развитие Центр рисования
Центр природы
Социально-коммуникативное развитие Центр игровой активности Сюжетно-ролевые игры
Речевое развитие Центр «Здравствуй книжка!»
Познавательное развитие Центр конструктивной деятельности
Познавательное развитие Центр экспериментирования
Таким образом, в детском саду созданы условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные периоды дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на «зону ближайшего развития», на информативность и индивидуальные возможности и способности детей.
Благодарю за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Образовательная среда предполагает специально созданные условия, необходимые для проживания ребенком дошкольного детства, обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
РПП среда в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д.
Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе ПРОСТРАНСТВО; ВРЕМЯ; ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая; активная; спокойная
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Содержательно-насыщенной Полифункциональной Трансформируемой Вариативной Доступной Безопасной
Насыщенность среды предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (занавески, ширмы, кубы, стулья и т.д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: От образовательной ситуации От меняющихся интересов детей От возможностей детей
Вариативность среды предполагает: Наличие различных пространств Периодическую сменяемость игрового материала Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов
Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды: Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС
Социально-коммуникативное развитие: Центр ППД Центр пожарной безопасности Центр труда, уголок дежурств Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Познавательное развитие: Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения Центр сенсорного развития Центр конструктивной деятельности Центр математического развития Центр экспериментирования
Речевое развитие: Центр речевого развития или уголок речи грамотности Центр «Будем говорить правильно Центр «Здравствуй, книжка!» Логопедический уголок
Художественно-эстетическое развитие включает: Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки» Центр музыкально-театрализованной деятельности
Физическое развитие: Центр физического развития Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!»
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Спасибо за внимание!