Учащимся

Муругов Сергей Иванович

Предварительный просмотр:

Как работать с исторической картой

  • Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой — табличкой у края карты. Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях входе войны, о партизанских движениях и т. д.
  • Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи — важнейшее событие.
  • При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения и географии; карта как изображение земной поверхности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т.д.
  • От класса к классу карты становятся более сложными, насыщенными условными обозначениями, и работа с ними усложняется.
  • Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны.
  • Для лучшего понимания и запоминания расположения, географических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной политической карте мира, и по исторической карте.



Предварительный просмотр:

Как решать тесты по истории

Тестовые задания по истории являются одними из самых сложных, т.к. требуют от вас проявить свое умение видеть причинно-следственные связи, мыслить исторически. В этой статье я покажу самые распространенные типы тестовых вопросов по истории и дам небольшие подсказки, как лучше решать их.

ВЫБРАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ОДНО!

Самый распространенный тип заданий, предполагает выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных. Например:

А1. Почему именно Вавилон одержал победу в борьбе городов Двуречья?

А) благодаря помощи богини Иштар

Б)  из-за того, что он был самый большой

В) через Вавилон шли самые выгодные торговые пути

При ответе на тестовые вопросы такого вида важно помнить, что правильным может быть только один ответ, а остальные по тем или иным причинам надо отмести (старый добрый метод исключения). Некоторые задания возможности решить, прибегнув к помощи элементарной логики, другие требуют большей внимательности к историческим фактам и событиям.

ВЕРНО-НЕВЕРНО

Перед учеником два высказывания, ему нужно определить их истинность или ложность. Пример: 

А2. Верно ли утверждение?

А) Причиной Столетней войны было желание французского короля захватить трон Англии.

Б) Английская армия была более дисциплинированной, чем французская, поэтому первое время выигрывала сражения.

1) только А,       2) только Б,      3) и А, и Б      4) ни А, ни Б

При работе с такими вопросами важно помнить, что в качестве ответа от вас требуется не обвести в кружочек верное утверждение, а выбрать один из вариантов: «верно А», «верно Б», «верны оба высказывания», «неверно ни одно из высказываний». Медленно прочитайте оба предложения, выделите в каждом из них главную мысль, замечайте детали. Например, высказывание «А» в приведенном выше примере неверно, потому что не французский, а английский король предъявил права на французский трон. Если прочитать предложение невнимательно и решить, можно допустить ошибку. Будьте внимательны!

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Перед вами стоит задача «расставьте события в хронологической последовательности», что означает упорядочить события, начиная с самого раннего и заканчивая последним по времени.  Это один из самых сложных типов заданий по истории, т.к. требует от ученика знания исторических дат. Давайте разберемся на конкретном примере:

В1. Расставьте события в хронологической последовательности.

А) Кастилия и Арагон объединились в королевство Испания.

Б) Кордовский халифат отделился от Арабского государства.

В) Захвачен Гранадский эмират, завершена Реконкиста.  

Вспоминаем даты этих исторических событий. Кастилия и Арагон объединились в 1479 г. в результате брака своих правителей Изабеллы и Фердинанда, значит, рядом с ответом «А» можно написать эту дату. Кордовский халифат отделился в 7 веке. Гранадский эмират пал в 1492 г. Теперь несложно будет расставить события по порядку: Б (7 в.), А (1479 г.), В (1492 г.). Ответ  на задание такого типа нужно записать в виде последовательности букв, иначе он будет не засчитан.   

Нередко возникает такая проблема, что не удается вспомнить точную дату события, тогда постарайтесь воскресить в памяти хотя бы век, в котором оно произошло. Для составления некоторых хронологических последовательностей этого вполне достаточно.

Особой внимательности требуют от вас даты истории Древнего мира.

Помните, что события, которые произошли до нашей эры, имеют обратную последовательность, т.е. реформы Солона в Афинах (594 г. до н.э.) были раньше, чем поход Александра Македонского на Восток (334 г. до н.э.).

СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Часто среди тестовых вопросов по истории встречаются задания, требующие установить соответствие между понятием (или историческим термином) и его определением. Вот один из примеров подобных заданий:

В2. Соотнесите понятия и их определения.

   1) Индульгенция                 А) люди, имевшие права и обязанности,  

                                                     передающиеся по наследству

   2) Католическая                   Б) бумага, даровавшая, купившему ее,  прощение          

                                                      грехов

   3) Сословие                          В) специальный церковный суд

   4) Еретик                              Г) название Восточной Христианской церкви

   5) Инквизиция                      Д) противник учения официальной церкви

   6) Православная                   Е) название Западной Христианской церкви

Ответ на такое задание должен быть записан либо в специальную таблицу, либо в виде последовательности букв, соответствующий понятиям из первого столбца.

Чтобы было проще выполнить задание, соедините стрелочками понятия и определения. При соотнесении ориентируйтесь на форму, в которой дано определение термина, на окончание или род существительного. Но, конечно, это не может служить главным критерием при выполнении задания: постарайтесь вспомнить его из курса истории.

СОВРЕМЕННИКИ

Еще один тип тестовых заданий по истории требует от учеников определить, кого из данных исторических деятелей можно назвать современниками:

А3. Кого из этих исторических деятелей можно назвать современниками?

  1) Александр Македонский и Гай Юлий Цезарь

  2) Солон и Перикл

  3) Спартак и Красс

  4) Клеопатра Птолемей и Атилла

Сначала следует вспомнить значение понятия «современник»: это человек, который живет в одно время с кем либо. Люди, которые были современниками, теоретически могли встретиться.

В данном задании необходимо определить век, на который пришлись годы жизни этих исторических деятелей. Как правило, люди, жившие в одном веке, чаще всего являются современниками.  

ЧЕРТЫ СХОДСТВА/ОТЛИЧИЯ

Задания подобного типа предполагают поиск сходных черт исторических явлений, а также того, что их кардинальным образом отличает.

В3. Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

 1) существование внутренних таможенных барьеров

 2) существование мануфактурного производства

 3) отсутствие перевозки грузов по железным дорогам

 4) преобладающее значение сельского хозяйства

ЧЕРТЫ СХОДСТВА …         ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ …

В данном случаю советую сначала найти черты, которые отличают исторические явления. Как правило, одна из черт отличий может быть отнесена только к первому явлению, а вторая только ко второму. Оставшиеся две позиции можно смело отнести к чертам сходства. Необходимо правильно записать ответ: сначала две цифры (буквы), обозначающие черты сходства, затем те, что определены как черты отличия.

Кроме того, существует еще немало типов тестовых заданий по истории:

А) задания с несколькими правильными ответами (выбрать из списка более одной позиции)

Б) задания, предполагающие работу с иллюстрацией (репродукцией картины, фотографией архитектурного памятника и т.п.)

В) задания на работу с исторической картой

Г) задания, в которых необходимо поработать со схемой (схема сражения, схема с пропущенными словами)

Д) задания, предполагающие работу с текстом исторического источника.

Исторические тесты сложны и требуют от ученика наличие знания исторических фактов, дат, определений терминов и закономерностей, умения работать с картой, текстом источника, иллюстративным материалом, анализировать, обобщать и делать выводы.

Но чем сложнее задание, тем приятнее с ним справиться и найти верный ответ. Превратите решение тестов по истории в увлекательное приключение с погружением в мир исторических закономерностей и событий! Удачи вам в ваших поисках! 



Предварительный просмотр:

Как написать эссе по истории

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭССЕ

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

5. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

Внимательно прочтите все темы   (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

  • интересна  вам;
  • вы в целом поняли смысл этого высказывания;
  • по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания   (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).

  1. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
  2. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
  3. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
  4. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
  5. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

  1. Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике — существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
  2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

  • способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
  • способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
  • умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
  • умение понимать аналитические подходы и модели;готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭССЕ

С точки зрения содержания эссе бывают:

  • философскими,
  • литературно-критическими,
  • историческими,
  • художественными,
  • художественно-публицистическими,
  • духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

  • рецензии,
  • лирической миниатюры,
  • заметки,
  • странички из дневника,
  • письма и др.

Различают также эссе:

  • описательные,
  • повествовательные,
  • рефлексивные,
  • критические,
  • аналитические и др.

ПРИЗНАКИ ЭССЕ

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  1. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе — от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.
  2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
  3. Свободная композиция — важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот».
  4. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
  5. Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) — это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
  6. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
  7. Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача — сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

  1. Плохая проверка. Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит «брать на заметку»: «Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака». «Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой».
  2. Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей. Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.
  3. Многословие. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.
  4. Длинные фразы. Чем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S — менее 10 слов, M — менее 20 слов, L — 20 и более слов. Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв — M S M L M S. Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв — S S S M L L L.

Не перегружайте эссе. При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

  1. Непонимания сути заявленной темы.
  2. Отсутствия структурированности в изложении.
  3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
  4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
  5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
  6. Слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
  7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
  8. Повторов без необходимости.



Предварительный просмотр:

ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОЛЕЗНЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВПР

https://hist6-vpr.sdamgia.ru

https://hist6-vpr.sdamgia.ru/test?theme=1

https://vpr-ege.ru/vpr/6-klass/241-vpr-po-istorii-6-klass-varianty-s-otvetami-2018-god