УЧИТЕЛЬ ГОДА 2021

Муругов Сергей Иванович

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУРУГОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ , у читель истории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Никитинская средняя школа Починковский муниципальный округ Нижегородская область Нижегородская область, Починковский муниципальный округ, с. Никитино, ул . Ленина, д. 105, индекс: 607908, телефон: 8(83197) 3-36-25, e- mail : nikitinosoch@yandex.ru, http:// nikitino-school.nnov.eduru.ru

Слайд 2

PER ASPERA AD ASTRA (лат. «Через тернии к звездам») Луций Анней Сенека «ОПЫТ ГРАЖДАНСКО–ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Конкурсное испытание «Методическая мастерская»

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.3 «Национальная стратегия действий в интересах ребенка на 2018 – 2027 годы » Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016 – 2020 годы»

Слайд 5

Цель и задачи педагогической деятельности ЦЕЛЬ: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами, установками, мотивами деятельности и поведения Внедрение инновационных технологий

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Создание системы работы по развитию гражданско – патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочное время с использованием инновационных технологий.

Слайд 7

Новизна и практическая значимость Новизна педагогического опыта состоит в том, что в нем нашли отражение современные подходы к организации работы по развитию гражданско-патриотического воспитания: вовлечение учащихся в творческую деятельность, использование инновационных технологий, методов и форм работы на уроках истории и во внеурочной деятельности. Практическая значимость работы: данная работа может найти практическое применение для педагогов, которые стремятся повысить уровень гражданско – патриотического воспитания у школьников. Поможет создать условия формирования системы взаимодействия с семьей, структурами местного самоуправления, институтами гражданского общества, государственными и общественными организациями

Слайд 8

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования «Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Высший уровень развития чувства патриотизма связан с активной социальной деятельностью… на благо Отечества » Г.К. Селевко В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ПОСВЯЩЕНО НЕМАЛО ИССЛЕДОВАНИЙ А.С. Макаренко В.Я. Стоюнин В.А. Сухомлинский К.Д. Ушинский С.Т. Шацкий Г.К. Селевко 1920-е гг.: Изучал использование исследовательского метода в педагогической работе 1850 – 1880-гг.: Школа должна поставить юношу на путь самоусовершенствования, по которому должен идти каждый просвещенный человек, деятельностью на благо общества, заслужив право на звание гражданина 1850 – 1870-е гг.: Считал , что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. 1920 – 1930-е гг.: Создал систему воспитания, которая из людей, презираемых обществом формировала граждан нужных обществу 1960 – 1970-е гг.: Исследование явлений, процессов (организация наблюдений, экспериментов как в естественной обстановке, так и в лаборатории) 1990 – 2000-е гг.: Проектность – определяющая черта современного мышления .

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Гражданско-патриотическое воспитание в учебной деятельности реализуется на уроках истории через применение инновационных технологий и методов: 1. Исследовательская технология: метод проектов. 2. Интерактивная (групповая) технология: кейс-метод ( case study ). 3. Игровая технология: квест . 4. Событийные уроки. Информационный проект «История Макарьевского монастыря» Исследовательский проект «Их именами славится Россия» Урок с использованием кейс-метода «Детство опаленное войной» Военно – патриотическая игра «Зарница» ( квест с использованием QR -технологии) Событийный урок «Страницы моей Малой Родины» Информационный проект «Опричнина» (создание фрейма и таймлайна ) Исследовательский проект «Герои – починковцы »

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности реализуется через воспитательные мероприятия с применением инновационных технологий: 1. Исследовательская технология: метод проектов. 2. Игровая технология: квиз ; кроссенс ; квест ; челлендж . 3. ИКТ-технология. 4. Экскурсионный метод: экскурсия. 5. Предметные недели. Кроссенс «Губерния» Квиз « Clever show » Исследовательский проект «Село каких тысячи» Информационный проект «История семьи в истории страны» Квиз «Ратные страницы истории» (предметная неделя) «Элементы городецкой и семеновской росписи в Paint » ( квест с использованием ИКТ-технологии) Экскурсия «Родники села Никитино» Экскурсия на Сырятинский крахмальный завод Экскурсия в Музей Тани Савичевой ВПК «Юность» Кружок «Поиск» Челлендж «Голос Памяти»

Слайд 11

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Гражданско-патриотическое воспитание во внешкольной деятельности реализуется через сотрудничество с социальными партнерами и применение инновационных технологий: 1. Экскурсионный метод; 2. Игровая технология; 3 . Социальные акции; 4. Музейные уроки; 5. Литературно-музыкальные композиции; 6. Флешмобы . Социальная акция «Маленькие герои большой войны» Литературно-музыкальная композиция «Детство опаленное войной» Экскурсия в Починковский Краеведческий музей Линейка памяти Челлендж «Окна Победы» Социальная акция «Лес Победы» Социальная акция «Свеча Памяти» Флешмоб «День Победы» Социальная акция «Вахта памяти» Музейные уроки

Слайд 12

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Опыт формирования гражданско – патриотического воспитания с использованием инновационных технологий применяется в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности Создание системы гражданско-патриотического воспитания с применением инновационных технологий способствует повышению уровня сформированности гражданско-патриотических компетентностей у обучающихся

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Результат гражданско – патриотического воспитания обучающихся через применение инновационных технологий Самостоятельное приобретение новых знаний, организация учебной деятельности

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 15

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Результат гражданско – патриотического воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы через применение инновационных технологий Использование инновационных технологий в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности способствует формированию личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами, установками, мотивами деятельности и поведения

Слайд 16

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Слайд 17

Литература Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016 – 2020 годы». Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко , В. И. Блинов, М. В. Дулинов , Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч . ред. В. И. Блинова . Москва – 2020. – 98 с. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. М.: ВАКО, 2017. Национальная стратегия действий в интересах ребёнка на 2018 – 2027 гг . (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240). Программа воспитания и социализации обучающихся: при-мерный диагностический инструментарий: Методические рекомендации. Выпуск 3 / Сост. И.В. Адоевцева , О.В. Тайгин . – Кострома: КОИРО, 2019. – 34 с. 7. Савинова О.В. Кейс – технология в преподавании истории. Методическое пособие. М.: Планета, 2016. 8. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 190-летию со дня рождения В.Я. Стоюнина (19 декабря 2016 г.) / Под общей редакцией РАО М.В. Богуславского. стратегии развития образования РАО», 2016 – 308 с. 9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. 10. ФГОС ООО. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. 11. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.



Предварительный просмотр:

        

Пояснительная запискашапка

«Опыт гражданско–патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности с применением инновационных технологий»

Введение

Тема педагогического опыта: «Опыт гражданско–патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности с применением инновационных технологий». 

Актуальность и условия возникновения опыта: В последнее время вследствие кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сфер общественной жизни произошел резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Вот почему в условиях реформирования современного российского общества повышается социальный статус патриотического и гражданского воспитания.

Гражданско-патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

ФГОС нацеливает учителя на воспитание гражданина – патриота, учитывая историко-культурную специфику региона, через активную деятельность познающего субъекта.

Цель работы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами,          установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач.

Задачи:

  • сохранение гражданской идентичности;
  • духовно-нравственное развитие школьников через урочную и внеурочную деятельность;
  • воспитание чувства любви к малой Родине;
  • внедрение разноуровневого подхода изучения истории;
  • развитие гармонично-развитой личности;
  • внедрение инновационных технологий.

Ведущая идея педагогического опыта заключается в создании системы работы по развитию гражданско – патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочное время с использованием инновационных технологий.

Новизна педагогического опыта состоит в том, что в нем нашли отражение современные подходы к организации работы по развитию гражданско-патриотического воспитания: вовлечение учащихся в творческую деятельность, использование инновационных технологий, методов и форм работы на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Практическая значимость работы: данная работа может найти практическое применение у педагогов, которые стремятся повысить уровень гражданско – патриотического воспитания у школьников. Поможет создать условия формирования системы взаимодействия с семьей, структурами местного самоуправления, институтами гражданского общества, государственными и общественными организациями.

I. Теоретическая база опыта 

Анализ философской, исторической, социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества.

Вопросы гражданско-патриотического воспитания, его организации, занимают одно из ведущих мест в методических системах К.Д. Ушинского,       В.Я. Стоюнина,  С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,                Г.К. Селевко, утверждавших необходимость формирования патриотизма россиян как средства для сохранения культурных традиций и исторического наследия России.

II. Содержание опыта

1. Выявление уровня патриотизма у обучающихся

Целью исследования было определение уровня патриотизма у обучающихся. Для этого использовалась программа изучения уровней сформированности  гражданской идентичности И.В. Кожаевой. Исследование показало, что у 91% (20 чел.) обучающихся низкий и средний уровень сформированности гражданской идентичности. 

Данные анкетирования доказывают, что необходимо выработать новые подходы в гражданско-патриотическом воспитании школьников.


2. Урочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию

Проведенная диагностика поставила передо мной вопрос – как построить свои уроки так, чтобы формировать гражданскую идентичность школьников, вести работу по гражданско-патриотическому воспитанию. 

Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения, которая позволит достичь поставленных целей образования?

Гражданско-патриотическое воспитание в учебной деятельности реализуется мной на уроках истории через применение инновационных технологий и методов:

1. Исследовательская технология:

  • метод проектов.

2. Интерактивная (групповая) технология:

  • кейс-метод (case study).

3. Игровая технология:

  • квест.

4. Событийные уроки.

Использование инновационных технологий повышает интерес к новым знаниям.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я осуществляю целенаправленно и систематически, что способствует формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

3. Внеклассная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию 

Широкие возможности по формированию гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности реализуется через воспитательные мероприятия с применением инновационных технологий:

1. Исследовательская технология:

- метод проектов.

2. Игровая технология:

- квиз;

- кроссенс;

- квест;

- челлендж.

3. ИКТ-технология.

4. Экскурсионный метод:

- экскурсия.

5. Предметные недели.


4. Внешкольная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию

Гражданско-патриотическое воспитание во внешкольной деятельности реализуется через сотрудничество с социальными партнерами и применение инновационных технологий:

- экскурсионный метод;

- игровая технология;

- социальные акции;

- музейные уроки;

- литературно-музыкальные композиции;

- флешмобы.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внешкольной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.

III. Результативность работы по гражданско–патриотическому воспитанию на уроках истории и во внеурочной деятельности с применением инновационных технологий

Хотя результаты гражданско-патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к истории, к краеведению, к изучению истории родного края. Мне удалось заинтересовать подростков историей страны, историей родного села. 

Итогами своей работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников считаю следующие результаты:

  1. Уровень успеваемости и качества знаний, учащихся по истории.
  2. Уровень сформированности  гражданской идентичности.
  3. Результаты государственной (итоговой) аттестации в 11 классе по истории.

Показателем результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию считаю активное участие школьников в конкурсах разного уровня:

- муниципальный этап областной акции «Обелиск», номинация «От сердца к сердцу» (участие, 2017);

- муниципальные соревнования «Нижегородская школа безопасности - Зарница», конкурс «Военно-историческая викторина (Ратные страницы истории)» (III место, 2017);

- районный фестиваль «Время действовать», номинация «О подвигах, о родине, о славе» (III место, 2018);

- районный фестиваль «Время действовать», номинация «Связь поколений» (участие, 2019).

Заключение

Гражданско-патриотическое воспитание является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.

В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве учителя истории по теме «Опыт гражданско–патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности с применением инновационных технологий».

В работе описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств обучающихся через применение инновационных технологий. Содержание и подходы к организации и проведению уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации учащихся, демонстрацию значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:

- используемый комплекс оптимальных организационно-педагогических условий в рамках деятельности школы эффективен для формирования в учащихся качеств гражданина и патриота;

- ученики проявляют интерес к мероприятиям гражданско-патриотической направленности;

- воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна и для педагогов, и для классных руководителей, и для школы в целом.

Литература

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016 – 2020 годы».
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
  3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. Москва – 2020. – 98 с.
  4. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. М.: ВАКО, 2017.
  5. Национальная стратегия действий в интересах ребёнка на 2018 – 2027 гг. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240).
  6. Программа воспитания и социализации обучающихся: при-мерный диагностический инструментарий: Методические рекомендации. Выпуск 3 / Сост. И.В. Адоевцева, О.В. Тайгин. – Кострома: КОИРО, 2019. – 34 с.
  7. Савинова О.В. Кейс – технология в преподавании истории. Методическое пособие. М.: Планета, 2016.
  8. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 190-летию со дня рождения В.Я. Стоюнина (19 декабря 2016 г.) / Под общей  редакцией РАО М.В. Богуславского. стратегии развития образования РАО», 2016 – 308 с.
  9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
  10.  ФГОС ООО.  Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
  11.  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012  № 273-ФЗ.



Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку истории

Тема: «Древнейший Рим»

Цель: дать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях, зарождении государства и системе управления.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях его развития.
  2. Тренировать умения работать с текстом учебника и находить нужную информацию, устанавливать причинно – следственные связи.
  3. Познакомить обучающихся с важнейшими событиями ранней истории Рима.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Обрести мотивацию к изучению нового материала.
  2. Осознавать важность изучения истории.
  3. Выражать своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Метапредметные:

  1. Определять собственное отношение к явлениям современной жизни.
  2. Формулировать свою точку зрения.
  3. Слушать и слышать друг друга.
  4. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  5. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  6. Выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.
  7. Давать определения понятий.
  8. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  9. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Предметные:

  1. Работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные.
  2. Устанавливать причинно – следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима.
  3. Рассказывать о важнейших событиях ранней истории Рима, используя основные и дополнительные источники информации.

Оборудование: ноутбук, электронная доска, проектор, интерактивный фрейм «Древний Рим», чек – листы на тему «Древний Рим».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Урок состоит из четырёх этапов. На первом этапе учитель организует условия, для последующей работы на уроке. Второй этап предполагает введение в тему, мотивирует обучающихся, располагает их к получению новых знаний. Обучающиеся формулируют тему, учитель озвучивает проблемный вопрос. Третий этап знакомит обучающихся с местоположением, природными условиями и занятиями жителей Древнего Рима, легендой об основании города, событиями его ранней истории и системой управления. Просматривая фрейм обучающиеся заполняют чек – листы по каждому пункту учебника. Обучающиеся просматривают видеофрагменты, работают с текстом учебника, слушают рассказ учителя, изучают понятия, персоналии, даты. Анализируя и извлекая информацию фиксируют её в чек – листах, получая на выходе готовый информационный продукт, который пригодится на следующих урока истории. Четвертый этап предполагает обобщение изученного на уроке. Затем озвучивается домашнее задание и выставляются оценки.



Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Классный час» можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/04PzZUhaD-ZVlQ 



Предварительный просмотр:

Аннотация к классному часу

Тема: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (Максим Горький)

Цель: на примере художественного фильма «Мы из будущего» дать представление о важности изучения истории, её влияние на современное общество, определить своё место в настоящем и дальнейшем будущем.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с подлинной историей Великой Отечественной войны, явлением экстремизма, движением скинхедов и историей фашизма, его причинами и негативными последствиями на примере художественного фильма «Мы из будущего».
  2. Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство патриотизма и любви к Родине.
  3. Формировать опыт нравственного поведения личности и активную гражданскую позицию обучающихся.
  4. Повысить информационную культуру обучающихся, интерес к литературе и российскому кино.

Планируемые результаты:

  1. Пробуждение патриотических чувств обучающихся.
  2. Мотивация обучающихся к изучению истории родной страны, своего края.
  3. Формирование интереса к культурному наследию своей страны.
  4. Воспитание чувства сопереживания, сострадания и уважения к старшему поколению.

Оборудование: ноутбук, электронная доска, проектор, презентация, раздаточный материал (отрывок из книги «Освенцим», глава Францишек Пипер).

Форма мероприятия: беседа с использованием интерактивной технологии.

Мероприятие строится на обсуждении художественного фильма «Мы из будущего». Обучающиеся видят, как меняется сознание героев фильма, ассоциируют себя с ними и осознают важность изучения истории.

С помощью видеороликов и высказываний деятелей прошлого обучающиеся формулируют тему. Затем работают с текстом источника и определяют весь ужас фашизма. Просматривая короткие видеоролики из фильма, обучающиеся узнают кто такие «скинхеды», откуда берут истоки их идеи. Путешествуя с героями фильма обучающиеся понимают важность изучения, определяют своё место в настоящем и осознают какое будущее им нужно. Прослеживают диалог поколений, видят столкновение взглядов современного человека и человека времён Великой Отечественной войны. Сопереживают героям и приобретают интерес к культурному наследию нашей страны и человечества.



Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Мастер-класс «Учитель-мастер» можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/Z8GlEmqsioEtnA 



Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Урок» можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/-pCHCGZ4SEst3g