Кружковая работа

Суслова Людмила Владимировна

"Песочные сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnye_skazki.docx203.09 КБ
Файл pesochnye_skazki.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ детский сад общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

 п. Судоверфь «Солнышко»

Утверждаю

Заведующий МОУ детский сад

п. Судоверфь «Солнышко»

М.В. Гришмановская ________

Программа рассмотрена

на Совете педагогов

протокол № ______

«____» ___________

Программа

 «Песочные сказки»

http://dooc.ouvlad.ru/files/2016/01/6-1.jpg

Игры с песком как средство развития у детей

навыков межличностного взаимодействия

Составила: педагог-психолог Суслова Л.В.

Рыбинский район

Пояснительная записка. Дошкольный возраст является чрезвычайно важными для становления личности ребенка и овладении жизненно важными навыками. Если у ребенка в детстве недостаточно сформирована способность к общению, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. 

По результатам диагностческого обследования детей старшего дошкольного возраста, а также анкетированию родителей все чаще отмечается, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Кроме того, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, залог успешного психического здоровья человека.

Согласно ФГОС неоходимость развития эмоционального интеллекта наиболее разумно именно в дошкольном возрасте, так как он сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность. Если у ребенка в детстве недостаточно сформирована способность к общению, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Программа  «Песочные сказки»

Существует немало методов, направленных на формирование навыков взаимодействия дошкольников. На одном из них – песочной игротерапии – строится система игровых сеансов «Песочные сказки», которая направлена на развитие межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. В основе системы лежат теоретические разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко.

Цель программы – формирование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства, у детей старшего дошкольного возраста; формирование общности и единства в группе дошкольников.

Задачи:
1. Через знакомство с основными эмоциональными состояниями человека сформировать умение понимать чувства окружающих, мотивировать на внимательное отношение к ним.
2. В ходе общения развить самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость, умение уважительно относиться к людям.
3. Развить умение принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника.
4. Обучить искусству общения в различных формах и ситуациях.
5. Сформировать представление об основных нравственных категориях – добре, сострадании, сочувствии, потребности помогать ближнему.

Применение игровых сеансов  позволяет достичь следующих результатов:

  • накапливается опыт общения с окружающими;
  • у ребенка формируется осознанное отношение к себе, событиям своей жизни, окружающим;
  • формируются умения выражать эмоции в безобидной форме и понимать эмоциональное состояние другого человека;
  • высвобождаются чувства и установки, которые ребенок боится выразить открыто;

  • приобретаются навыки бесконфликтного общения, взаимопомощи;
  • формируются положительные эмоции (радость, удивление);
  • снижается уровень негативных проявлений (страха, агрессии, тревожности, застенчивости);
  • снижается уровень негативных эмоций (злости, гнева, обиды);
  • формируется эмоциональное благополучие детей;
  • улучшаются взаимоотношения в группе сверстников.

Программа  включает 3 этапа:

  1. – Подготовительный (предварительная работа с педагогами группы, родителями детей – участников студии психологической разгрузки; диагностика эмоциональной сферы, тематические беседы с детьми)
  2. – Основной (28 сказочных сеансов групповой игры с песком)
  3. – Заключительный (повторная диагностика, обработка социометрических данных, выводы, оценка результативности программы)

Подготовительный этап включает в себя проведение диагностического обследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью  следующих методик: «Два дома», «Тест тревожности», «Лесенка», «Кактус», «Человек под дождем», «Фрактальный рисунок» и другие.

Так же проводится анкетирование родителей что бы выяснить уровень значимости и понимания ими особенностей и проблем эмоциональной сферы детей.  В результате подготовительного этапа  была сформирована группа детей для которых была необходима работа по программе «Песочные сказки».

Основной этап реализации программы включает в себя 28 игровых сеансов, проводимых с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность сеанса  25–30 мин. Количество детей в группе – 6 человек.

Подготовка и проведение сказочного сеанса

Работа по программе «Песочные сказки» осуществляется с учетом основных принципов организации игр на песке:

  • создание естественной стимулирующей среды, в которой дети чувствуют себя комфортно и защищенно, проявляют творческую активность – для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; разрабатывается инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка действий детей и их идей, поощряется фантазия;
  • «оживление» абстрактных символов (букв, цифр, геометрических фигур и проч.) – это позволяет сформировать чувство реальности происходящего, усилить положительную мотивацию к играм и личностную заинтересованность детей в происходящем;
  • реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр  – таким образом, происходит взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.

6 основных этапов игрового сеанса:

1. Введение в игровую ситуацию.
2. Знакомство с игрой и ее героями.
3. Возникновение (создание) конфликта, трудностей.
4. Обращение за помощью.
5. Борьба и победа.
6. Утверждение победы.

Вся система игр-тренингов построена на создании определенного сказочного сюжета (приложение):

  • «Загадочный город»,
  • «Чудесное спасение»,
  • «Берег больших черепах»,
  • «Зазеркалье»,
  • «Полет во сне»,

  • «Путешествие на остров»,
  • «Звездный мальчик»……

Подготовка и проведение сказочной игры условно делится на шесть основных этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре педагога-психолога, помогающего детям пройти весь путь – от предвкушения сказки до ее счастливого завершения. Эти этапы представляют структуру каждого игрового сеанса. Рассмотрим содержание каждого отдельно.

Этап 1. Введение в игровую ситуацию

Содержание: присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, т. е. установка на внимательное слушание и активное участие.

Стиль поведения педагога-психолога – доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний.

На этом этапе оговариваются правила игры с песком, происходит ритуал входа в песочницу – инструкция может быть следующей: «Положите руки на песок, пересыпьте песок из ладошки в ладошку, спрячьте поочередно ладошки в песок, погладьте ладошками песок, разотрите песок между ладоней. Что вы чувствуете, ощущаете?»

Этап 2. Знакомство с игрой и ее героями

Содержание. Прослушивание начала сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов – того, что требуется по сюжету), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными).

Стиль поведения педагога-психолога – позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного помощника, исследователя создаваемого пространства.

Этап 3. Возникновение (создание) конфликта, трудностей

Содержание. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения).

Стиль поведения педагога-психолога – демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с использованием фигурок и кукол), создает ситуацию, в которой дети действуют самостоятельно, отыгрывая в «песочном мире» определенные взаимоотношения.

Этап 4. Обращение за помощью

Содержание. Обращение к детям за помощью: «Что будет с жителями страны?.. Что делать?.. Как быть?.. Сможете ли вы помочь?.. Только вы – с таким добрым сердцем – сможете помочь жителям этой страны!» При этом педагог-психолог может непосредственно участвовать в игре.

Стиль поведения педагога-психолога – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, он ищет выход наравне с ребенком. Педагог-психолог убеждает детей, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на их потенциальные возможности. Применимы убеждающие интонации.

Этап 5. Борьба и победа

Содержание. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они – мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, преобразование песочного мира – дети выступают Творцами, восстанавливая мир в соответствии со своими желаниями. Строят его так, чтобы в новой стране всем было удобно. Таким образом, усиливается опыт успешного взаимодействия.

Стиль поведения педагога-психолога – поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что всё получится. Искренне восхищается детьми, благодарит за выдумку и доброту.

Этап 6. Утверждение победы

Содержание. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной победы.

Стиль поведения педагога-психолога – интересуется эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникали в процессе игры, спрашивает, понравилась ли им игра, и что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию. Для закрепления положительных эмоций на этом этапе можно использовать прием «якорение эмоции» (закрепление положительных эмоций каким-либо жестом).

Оборудование для проведения игровых сеансов:

• водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик-песочница – внутренняя поверхность и борта окрашены в голубой цвет. Борта символизируют небо,  дно – воду;
• песок – создает в песочнице линию горизонта;
• коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице – фигурки людей разного пола, возраста, профессий; хищные и травоядные животные, птицы, насекомые; здания, транспорт;

• разнообразный природный материал – камушки, шишки, ракушки;
• средства для моделирования (разнообразный бросовый материал).

Перспективный план реализации программы

«Песочные сказки»

Месяц/Тема

Продолжительность

Количество

Октябрь

100 мин.

4

1 неделя

«Загадочный город»

25

1

2 неделя

«Подари улыбку»

25

1

3 неделя

«Страна «Я»»

25

1

4 неделя

«Радость»

25

1

Ноябрь

100 мин.

4

1 неделя

«Полет во сне»

25

1

2 неделя

«Зеркало правды»

25

1

3 неделя

«Удивительный лес»

25

1

4 неделя

«Удивление»

25

1

Декабрь

100 мин.

4

1 неделя

«Чудесное спасение»

25

1

2 неделя

«Странная семья»

25

1

3 неделя

«Найди себя»

25

1

4 неделя

«Страх»

25

1

Январь

50 мин.

2

3 неделя

«Берег больших черепах»

25

1

4 неделя

«Обида»

25

1

Февраль

100 мин.

4

1 неделя

«Зазеркалье»

25

1

2 неделя

«Листопад»

25

1

3 неделя

«Доброе животное»

25

1

4 неделя

«Злость»

25

1

Март

100 мин.

4

1 неделя

«На луне»

25

1

2 неделя

«Смешные страхи»

25

1

3 неделя

«Тайное послание»

25

1

4 неделя

«Спокойствие»

25

1

Апрель

100 мин.

4

1 неделя

«Звездный мальчик»

25

1

2 неделя

«Путаница»

25

1

3 неделя

«Страна «Я»»

25

1

4 неделя

«Доверие»

25

1

Оценка результатов деятельности.

В рамках оценки результативности программы  использовались «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен» и Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”.

По уровню тревожности на начало эксперимента 60% детей (15 детей) имели высокий уровень тревожности, 20% (5 детей) средний уровень и 20% (5 детей) низкий уровень тревожности. По окончании проекта были получены следующие данные – 32% (8 детей) – высокий уровень,40% (10 детей) - средний уровень и 28% (7 детей) - низкий уровень тревожности.

При обработке результатов, полученных в ходе методики «Страхи в домиках» 32% детей (8 детей) имели 15-17 страхов, что соответствует высокому уровню, 44% (11 детей) 9-11 страхов, что соответствует среднему уровню и 24% (6 детей) 5-6 страхов, что соответствует низкому уровню. По окончании проекта были получены следующие данные 16% детей (4 человека) имели 15-17 страхов, что соответствует высокому уровню, 48% (12 детей) 9-11 страхов, что соответствует среднему уровню и 36% (9 детей) 5-6 страхов, что соответствует низкому уровню.

Таким образом, видно, что реализация программы имеет положительную динамику.

Приложение

Сказочные сюжеты для проведения игровых сеансов

по программе «Песочные сказки»

Загадочный город

В некотором царстве, в некотором государстве был один загадочный город. И жили в нем странные жители. Они были всегда грустными, никогда вместе не играли, все делали в одиночку и не умели дружить. Но однажды город разрушился! Что же произошло?.. (Дети рассуждают, предлагают свои варианты.)

Жители остались без города! Как помочь жителям?... (Дети предлагают свои варианты.)

Ребята мы настоящие волшебники, у нас обязательно получится спасти жителей! Какой город будем строить?.. Что может быть в этом городе?.. (Дети договариваются о том, что будут строить.)

Как назовем город?.. Какие жители поселятся в этом городе?.. (Дети предлагают название города, расселяют жителей. Педагог-психолог обращает внимание на то, что город восстановлен, но жители снова в этом городе живут по одному.) Как помочь жителям подружиться?.. (Дети предлагают варианты выхода из ситуации.)

Построим для них дорожки и мосты, по которым жители смогут ходить друг к другу в гости. А что будет потом?..

Чудесное спасение

В одной волшебной стране жили маленькие веселые гномики. Они обладали даром всех вокруг делать добрыми и умными. В какой стране жили гномики?.. Что было интересного в этой стране?.. (Дети создают страну гномов, договариваясь о том, какой она будет, кто и что будет строить.)

Но однажды гномики загрустили! В их волшебную страну пробралась злая колдунья. Ей не нравилась доброта гномов, и она вызвала ветер в страну! Что случилось в стране добрых гномов?.. (Варианты детей.)

Как же помочь гномам?.. (Дети предлагают варианты. Педагог-психолог побуждает их к принятию совместного решения в выборе защитных сил для спасения страны.) Только все вместе мы справимся с колдуньей.

Ветер занес в страну песок, который разлетелся по всей стране и доставил неудобства гномам. Почему песчинки так легко разлетаются по стране?.. (Совместно с педагогом-психологом дети размышляют и решают, что сухие песчинки очень легко из-за ветра разлетаются и помочь им сможет вода, которая смочит песок.)

А где можно взять воду?.. Может, гномам вызвать дождь?.. (Дети с помощью пульверизаторов создают дождь, замечая, что мокрые песчинки не могут разлететься. Педагог-психолог стимулирует к дальнейшему развитию сюжета.) А что было потом?..

Берег больших черепах

Далеко-далеко на бескрайних просторах земли разлилось море-океан! Какое было это море?.. (Дети, договариваясь, создают в песочнице море, заселяют его обитателями.)

Обитатели моря жили очень дружно. Как они дружили?.. (Ребята предлагают варианты, разыгрывают в песочнице возможные ситуации.)

А по берегам моря жили черепахи. Они очень грустили, потому что жили в одиночестве и никак не могли друг с другом встретиться. Как помочь черепахам встретиться?.. (Дети совместно ищут способы. Педагог-психолог стимулирует к дальнейшему развитию сюжета.) А что было потом?..

Зазеркалье

В одном из дивных лесов обитали разные животные. И вот однажды животные оказались в Зазеркалье. Попав туда они, обнаружили, что очень сильно изменились внешне. А самое интересное было то, что в этой стране кроме песка ничего не было, вокруг простиралась пустыня.

Вдруг началась песчаная буря, и героям нужно было где-то укрыться. Они решили построить город. Каким окажется этот город?.. Что в нем будет?.. (Варианты детей.)

В то время, когда наши герои возводили город, за ними наблюдал злой волшебник. Он смотрел в свое волшебное зеркало и завидовал тому, что герои жизнерадостны и веселы, а он один и ему не с кем поговорить. Злой волшебник решил помешать веселью жителей города, он сел на ковер-самолет и прилетел в город. И что же случилось дальше?..

Полет во сне

Всем известно, что, когда дети ложатся спать в свои теплые постельки и закрывают глазки, к ним приходят чудеса. Как только дети уснули, к ним прилетел мерцающий мелкими звездочками лебедь, подхватил их и понес над морями, лесами, горами.

Лебедь принес детей в пустыню, кроме песка там ничего не было. Бледный диск луны бросал тусклый свет на землю, детям становилось тоскливо.

Но тут из-за горизонта появились лучи ласкового солнца. Земля вдруг задрожала, и перед детьми стал появляться песочный город. Какой это был город?.. (Варианты детей, совместное строительство города.)

Город был с красивыми домами, улицами, прудами, парками. Жители этого города были очень счастливые, весь день они играли и веселились. А во что они играли?.. Как веселились?.. (Отвечая на вопросы, дети разыгрывают придуманные ситуации.)

Один из жителей поведал детям о том, что их город заколдован злым волшебником, поэтому, когда наступает ночь, город погружается в песок. Жители хотели, чтобы их любимый город всегда находился на поверхности земли, но они не знают, как справиться со злым волшебником. Как помочь жителям?..

Путешествие на остров

В одном старинном городе стоял замок, в котором жили добрые жители. Они всегда приходили всем на помощь. Каким был замок?.. (Педагог-психолог побуждает детей к совместному строительству замка.)

А возле замка разливалось море. И вот однажды жители замка получили послание, из которого узнали, что животные одного острова, находящегося в море, просят о помощи. Все они заболели странной болезнью – разучились улыбаться и смеяться! И остров погрузился в уныние.

Жители замка, обладая удивительной добротой, стали собираться в путь! На чем они отправятся на остров?.. (Педагог-психолог подводит детей к мысли о том, что по морю надо плыть на корабле.)

Но корабль оказался очень маленьким и все жители замка не поместятся на нем. Что же делать?..

Звездный мальчик

На далекой планете жил звездный мальчик. Какая это была планета?.. Как она называлась?.. (Совместное выстраивание в песочнице планеты.)

Мальчик обладал «холодным сердцем». Он часто не слушался своих родителей, обижал других детей, живущих на планете, разрушал гнезда птиц, запирал животных в клетки.

Жители планеты стали бояться мальчика. А мальчика это только радовало, он восторженно восклицал: «Меня боятся, значит – я сильный!»

Но однажды звездный мальчик остался на планете совсем один. Как вы думаете, что произошло?.. Как помочь мальчику?..

Список литературы:

  1. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и    адаптационные игры. – СПб, 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
  3. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.
  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
  5. Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000.
  6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
  7. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
  8. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007
  9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
  10. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56 5. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
  11. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
  12. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников п. Судоверфь «Солнышко» Психологический ресурс песочной игротерапии для развития у детей навыков межличностного взаимодействия Подготовила: Педагог-психолог Суслова Людмила Владимировна

Слайд 2

Если у ребенка в детстве недостаточно сформирована способность к общению то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно Актуальность решения проблем межличностного взаимодействия с помощью программы «Песочные сказки»

Слайд 3

Программа игровых сеансов «Песочные сказки» Цель – формирование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства, у детей старшего дошкольного возраста; дошкольников Задачи: 1. Через знакомство с основными эмоциональными состояниями человека сформировать умение понимать чувства окружающих, мотивировать на внимательное отношение к ним. 2 . В ходе общения развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость, умение уважительно относиться к людям. 5 . Развивать умение принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника. 4. Обучить искусству общения в различных формах и ситуациях. 3. Сформировать представление об основных нравственных категориях – добре, сострадании, сочувствии, потребности помогать ближнему

Слайд 4

Формируются положительные эмоции Формируются умения выражать эмоции в безобидной форме и понимать эмоциональное состояние другого человека Высвобождаются чувства и установки, которые ребенок боится выразить открыто Накапливается опыт общения с окружающими Приобретаются навыки бесконфликтного общения, взаимопомощ и У ребенка формируется осознанное отношение к себе, событиям своей жизни, окружающим улучшаются взаимоотношения в группе сверстников Снижается уровень негативных проявлений (страха, агрессии, тревожности, застенчивости) Результативность программы «Песочные сказки»

Слайд 5

Предварительная работа с педагогами Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования Этапы реализации программы «Песочные сказки» Подготовительный этап

Слайд 6

Результаты диагностики эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Отсутствует умение понимать свое эмоциональное состояние и с.другого человека Высокий уровень эмоциональной лабильности Высокий уровень негативных проявлений (агрессия, страхи, тревожность) Наличие негативного опыта общения с окружающими 45-55% 30-45% 25-40% 10-20%

Слайд 7

Основной этап Основной этап реализации программы включает в себя 28 игровых сеансов , проводимых с периодичностью 1 раз в неделю . Продолжительность сеанса 25–30 мин . Количество детей в группе – 6 человек . Программа рассчитана на 6 месяцев (январь промежуточная диагностика)

Слайд 8

Работа по программе «Песочные сказки» осуществляется с учетом основных принципов организации игр на песке создание естественной стимулирующей среды «оживление» абстрактных символов реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр 6 основных этапов игрового сеанса: 1. Введение в игровую ситуацию. 2. Знакомство с игрой и ее героями. 3. Возникновение трудностей. 4. Обращение за помощью. 5. Борьба и победа. 6. Утверждение победы.

Слайд 9

Заключительный этап Включает: повторную диагностику; обработку социометрических данных; выводы; оценку результативности программы. Выводы: при использовании проекта - стабилизировалось эмоциональное состояние детей; повысился уровень познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников (в данном случае это является эффектом); сформировались коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками; повысился уровень сформированности самосознания и адекватной самооценки. Практическая значимость: использование проекта «Песочные сказки» способствует формированию умения понимать чувства окружающих, снижению уровня негативных проявлений (страхов, тревожности, агрессии…), развитию самоконтроля, эмоциональной устойчивости. Результаты проекта будут представлять практический интерес не только для педагогов нашего ДОУ, но и для других дошкольных учреждений.

Слайд 10

Готова к сотрудничеству!