Мои уроки

Кантемирова Эмма Алимбековна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин

Слайд 2

Тема : Гражданин Российской Федерации

Слайд 3

Цели урока: Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, четкой гражданской позиции, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, уважение к правам и обязанностям гражданина . Образовательная : сформировать представление о гражданстве как важной правовой категории, которая обозначает взаимосвязь человека и государства; объяснить порядок приобретения гражданства; рассмотреть правила приема в гражданство РФ и основания для прекращения гражданства. Развивающая : развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения, необходимые для применения полученных знаний при решения практических задач, выборе форм поведения и способов защиты прав и интересов личности.

Слайд 4

Гражданство ? ?

Слайд 5

Гражданство Гражданин Государство Человек Права обязанности Конституция Всеобщая декларация прав человека

Слайд 6

Цели и задачи : сегодня мы узнаем кого называют гражданином Российской Федерации, каким он должен быть – настоящий гражданин Российской Федерации, патриот своей страны, Великой России, а также узнаем как становятся гражданами Российской Федерации. Научимся анализировать документы, развивать наши знания о человеке и гражданина.

Слайд 7

План: 1. Гражданство РФ 2. Права и обязанности гражданина РФ 3. Воинская обязанность 4. Альтернативная гражданская служба 5.Права и обязанности налогоплательщика

Слайд 8

Гражданин Российской Федерации Гражда́нство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Слайд 9

Гражданство РФ. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Он не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав, свобод во время их пребывания на своей территории, защиту и покровительство за рубежом.

Слайд 10

Основания приобретения гражданства. 1. Приобретение гражданства по рождению. 2.Прием в гражданство ( натурализация).

Слайд 11

Основания прекращения гражданства Российской Федерации вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Чтобы выйти из российского гражданства, лицо, проживающее на территории РФ, должно осуществить добровольное волеизъявление

Слайд 12

Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство , установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Слайд 13

Права и обязанности гражданина РФ. Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его гражданства. Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Слайд 14

Только гражданам Российской Федерации принадлежит право участвовать в управлении делами государства. Оно подразумевает право граждан на участие в проведении референдумов и свободу выборов, право быть избранными в органы государственной власти. Так, исключительно российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами, следователями, работниками органов милиции, государственной безопасности, таможенной службы, военнослужащими, капитанами морских кораблей и воздушных судов. Наконец, только гражданин России может быть избран Президентом страны.

Слайд 15

Конституция РФ предусматривает обязанность каждого платить установленные налоги и сборы, (ст. 57); охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44); заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Долгом и обязанностью гражданина РФ является защита Отечества (ст.59)

Слайд 16

Воинская обязанность. Граждане РФ несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»

Слайд 17

Права и обязанности налогоплательщика. Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушения порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях уголовную ответственность.

Слайд 18

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщики должны встать на учет в органах Федеральной налоговой службы и вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения.

Слайд 19

Основной закон государства Права и гарантии всех граждан закреплены в основном законе нашего государства – в Конституции Российской Федерации

Слайд 20

12 декабря – День Конституции В этот день в 1993г. была принята Конституция Российской Федерации

Слайд 21

Гарантом прав и свобод граждан РФ является президент (ч.2 ст. 80, Конституции РФ)

Слайд 22

Респу́блика Се́верная Осе́тия — Ала́ния Республика Северная Осетия — Алания ( Северная Осетия , осет. Республикæ Цæгат Ирыстон — Алани — республика в составе Российской Федерации , субъект Российской Федерации , входит в состав Северо-Кавказского федерального округа . Столица — город Владикавказ . Граничит: на западе — с Кабардино-Балкарией , на севере — со Ставропольским краем , на востоке — с Ингушетией и Чечней , на юге — с Грузией и частично признанной Южной Осетией . Образована 7 июля 1924 года

Слайд 24

Конституция РСО-Алания о правах многонационального народа республики Конституция Республики Северная Осетия-Алания (принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г.) (с изменениями от 19 июля 2000 г., 21 февраля, 25 апреля 2002 г., 22 июня 2004 г., 31 мая 2005 г.) Многонациональный народ Республики Северная Осетия - Алания, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, руководствуясь Федеративным договором, стремясь обеспечить благополучие и процветание республики, сохраняя историческую связь поколений, исходя из ответственности перед настоящим и будущим, подтверждая свою приверженность принципам и положениям Конституции Российской Федерации, провозглашает и устанавливает настоящую Конституцию. Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1. Республика Северная Осетия - Алания есть демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы ее многонационального народа. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - высший долг и обязанность Республики Северная Осетия - Алания. Статья 20. 1. Все равны перед законом и судом. 2. Республика Северная Осетия - Алания гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статья 21. 1. Жизнь и достоинство личности охраняются государством. Статья 22. 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Слайд 25

Всеобщая декларация прав человека

Слайд 26

Общечеловеческие правовые документы Осознание взаимосвязи общечеловеческие правовые документы Международная хартия прав человека -Пакт о гражданских и политических правах -Пакт о экономических,социальны и культурных правах -Всеобщая Декларация прав человека (Основной документ , принят Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года)

Слайд 27

Идеал современного права. Всеобщая Декларация прав человека -у любого человека есть неотъемлемые права основа свободы политические культурные экономические социальные гражданские -ценность любой личности и человеческого братства Свободы

Слайд 28

Права человека - мера его свободы. Права человека ограждающие - право на жизнь , неприкосно - венность личности , жилища , защита чести, тайна перепис - ки творческие -право на труд , творчество, оп- лату труда , свобода собраний, на свободное получение ин- формации Социальная защищенность -право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень.

Слайд 29

Права человека - мера его свободы. Права человека ЕДИНЫ и НЕДЕЛИМЫ правовая система Ответственность перед обществом и людьми Уважение к правам других людей

Слайд 30

Дорогие ребята! Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 31

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.



Предварительный просмотр:

Проблема истории осетинской военной интеллигенции - одна из наименее разработанных. Между тем, к концу XIX в. в Северной Осетии из общего числа жителей каждый пятый был офицером.

Продолжительная Кавказская, затем Дунайская (1877 -1878 гг.) войны способствовали образованию большой группы блестяще образованных осетин-офицеров. К этому времени осетины уже более 100 лет находились под юрисдикцией России. Кроме сознания своего долга граждан России и верности присяге, важное значение для горцев имели, конечно, и мотивы престижности военной службы. Участие в боевых действиях давало возможность проявить отвагу, патриотизм, преданность Отечеству. Служба была основана на принципе добровольности, причем половина набиралась из привилегированных сословий.

Начало военному просветительству на Кавказе положил командир отдельного кавказского корпуса генерал-адъютант Розен. Желая создать возможность обучаться «хотя бы самым необходимым занятиям» детям бедных дворян и других сословий кавказских народов, Розен в 1836 году представил «на Высочайшее благоусмотрение» свой проект о «дозволении принимать детей вышеназванных родителей в школы, находящиеся при войсках отдельного кавказского корпуса». Проект был одобрен императором. Барон Розен уведомил об этом начальников частей, но от слов до дела прошло 12 лет, и только 1 мая 1848 года во Владикавказе открылась школа для пятидесяти военных воспитанников (30 русских и 20 горцев) при Навагинском пехотном полку.

Стремление к образованию было так велико, что многие уезжали в Варшаву в конно-горский дивизион, в Санкт-Петербург в кадетские корпуса и другие военно-учебные заведения.

Согласно сохранившимся спискам военных воспитанников при Навагинском пехотном полку, с 1848 по 1853 годы в военно-учебные заведения Петербурга поступили:

Тельзорук Rозров, Янкудз Хуцистов, Давид Тарханов, Аслам-бек Камнанов, Кавдин Тхостов, Эльзарико Татаров, Беслан Сокоев, Павел Кундухов.

По всей вероятности, некоторые фамилии искажены. С каждым годом увеличивалось и количество обучающихся осетин в высших учебных заведениях России. «Положение о воспитании кавказских уроженцев» от 11 июня 1848 г. учреждало 148 стипендий, преимущественно в столичных вузах.

Возможность получить солидное военное образование появилось у горцев с конца ХУIII - начала XIX вв., когда русское правительство стало использовать институт аманатства... По свидетельству П. Г. Буткова, многих владельцев и узденей в качестве аманатов препроводили в 1789 году к князю Потемкину, при коем оставались они в качестве депутатов до его кончины, служа при нем с отличием не только против турков, но и против шведов. В таких аманатах было: кабардинских владельцев - 9, узденей - 4, кумыкских владельцев - 7, узденей - 2, осетинских старшин - 6.

Определенную роль в становлении военной интеллигенции сыграл институт конвоя. Идея о сформировании из горцев конного ополчения появилась впервые во время семилетней войны, когда императрица Елизавета Петровна пожелала иметь при русской заграничной армии ополчение, набранное из кавказских горцев. Но желающих не нашлось. Граф Потемкин долго старался собрать для императрицы Екатерины 11 лейб-кавказскую сотню, но и эта попытка не удалась. Занимался этим вопросом и граф Цицианов. Но лишь в 1828 году генерал Емануел, командовавший Кавказской линией, вошел с ходатайством в правительство, чтобы из народов черкесского племени был сформирован лейб-гвардии кавказско-горский полуэскадрон, и указал на важное политическое значение, которое он будет иметь в деле сближения горцев с русскими.

В 1828 году по велению императора Николая Павловича был сформирован взвод из знатнейших княжеских фамилий, преимущественно кабардинцев. Взвод этот наименован был Собственным Его Величества конвоем, и ему были присвоены права старой гвардии.

Кандидатов на службу в конвое отбирали тщательно, предварительно запрашивались соответствующие инстанции, истребовались ходатайства. Характерным является рапорт командира Собственного Его Величества конвоя полковника Витгинштейна начальнику Терской области о зачислении во 2-й взвод горцев лейб-гвардии кавказского эскадрона Собственного Его Величества конвоя жителя Терской области Владикавказского округа из дворян Урусхана Кубатиева. «Прошу, - обращается командир конвоя в штаб Кавказского военного округа, - уведомления, достоин ли Урусхан Кубатиев по своим нравственным качествам счастия состоять в конвое Государя Императора, и нет ли каких-либо препятствий к определению его на службу в означенный конвой?»

Восьмого января 1869 года начальник Осетинского округа полковник Эглау резюмирует просьбу молодых людей, пожелавших вступить на службу в конвой: «Из допущенных к выбору по жребию мне лично известных дигорцев из христиан, алдаров и баделат, особое внимание на себя обращают как отличным поведением и наездничеством, так и хорошим вооружением и одеждою - алдар Гетагаз Тхостов и Хазби Туганов - сын генерала Туганова».

Кроме них в тот год в конвой были зачислены небезызвестный Созрыко Хоранов, Кубади Абисалов, Хакяш Карабугаев и др.

Начало воинской службы горцев Северного Кавказа в русской армии относится к 1756 году. Далее осетины принимали участие в отечественной войне 1812 года, русско-турецкой - 1828 года, в венгерском походе 1848 года, в крымской кампании 1853-1856 годов, русско-турецкой - 1877-1878 ГГ., русско-японской 1904-1905 гг., в первой мировой ...

«Боевая служба осетин неизменно вплетала яркий цветок русских побед над врагами Отечества», и еще: «Осетины в делах против неприятеля всегда составляли самое надежное и храброе войско» .

Из приказов по отдельному Кавказскому корпусу за июль 1846 года:

«Поручику лейб-гвардии Кавказского горского полуэскадрона Казмагомету Дударову - орден Св. Анны с бантом;

... штаб-ротмистра Есенова - орденом Св. Анны 3-й степени с бантом;

... произвести в прапорщики Наурза Мамиева, Тагаурского старшину - Мамсура Кундухова, фарсаглага Хамурза Албегова;

... произвести в войсковые старшины Моисея Хоруева, Асламбека Мистулова... Знак Отличия Военного ордена Тагаурскому старшине Дудару Джантиеву, Берту Камбердиеву;

Медаль Золотая с надписью «За храбрости»: Кончаву Шанаеву, Дуда Шанаеву, Базороко Алдатову, Знауру Кундухову, Исаю Калманову, Самиру Мерденову; Серебряную медаль: Бесу Коченову, Азо Газданову, Эльзарико Дзахсорову, Кульцико Ногаеву, Цаги Дзатцееву, Тасо Токаеву, Гарко Гусову.

За храбрость, проявленную переводчиком пристава алагирского и куртатинского народов Горского линейного казачьего полка, уряднику Бассалу Тургиеву назначить чин хорунжего.

Пожалованы сотниками и одновременно объявлено Монаршее благоволение Тускаеву, Гуржибекову, уряднику Абисалу Тургиеву - 50 руб. серебром.

Пожалован в прапорщики Бада Дударов, Бада Кадиев, Касполат Кулаев. Пожалован Орден Св. Анны 3-й степени Темурко Дударову за отличие и самоотверженность, проявленные при поимке близ Военно-грузинской дороги известного разбойника Гори Гарсова.

Пожалованы знаком отличия военного ордена Заурбек Мамсуров, Базруко Болиев, Бекмурза Атаров, Иналук Губаев, Тузи Едзоев.

Золотой медалью с надписью «За храбрость» на Георгиевской ленте награжден Нафи Салбиев.

Пожалован чином майора и одновременно 150 рублей Иналук Кубатиев, Ислам Каражаев, Джамбулат Абисалов, Кургако Абисалов, Асламурза Туганов, Гонак Карабугаев, Асналук Кантемиров.

Пожалованы следующие чины по службе и одновременно 100 рублей Джанхоту Абисалову, Темболату Кубатиеву, Асламбеку Кубатиеву, Андруку Зурабову, Кудайнату Туганову, Агажуку Кубатиеву, Магомету Кубатиеву, Джамболату Карабугаеву, Нацию Габанову.

Воинские качества, унаследованные от предков, отчетливо проявились и в русско-турецкой войне 1877- 1878 гг.

Когда весть о войне дошла до горцев, осетины немедленно заявили о своей готовности оказать посильную помощь, выставив на свои средства дивизион охотников. Им были дороги свобода, правда, честь, - и счастье жертвовать за них своею кровью. В благородном порыве души, с лихорадочной поспешностью и стар и млад стремились не пропустить возможность попасть в строй формируемого полка.

В те далекие времена многие горцы предпочитали всем занятиям военную службу, видя в этом свое рыцарское предназначение. Менее чем за месяц полк был полностью готов к походу. Многие, не попавшие в полк горцы, с нетерпением ожидали формирования еще других полков. Офицеры, не попавшие на штатные офицерские должности, поступали в полк на низшие чины. Сформировавшийся дивизион вошел в состав Терско-Горского конно-иррегулярного полка Кавказской казачьей бригады при Дунайской армии. Командир Кавказской казачьей бригады генерал Н. Тутолмин писал: «Благодарю Бога за то, что ему угодно было сдружить меня с осетинами и под турецкими пулями доставить возможность уважать их храбрые и благородные сердца»

На самые опасные участки в русско-турецкой войне 1877 -1878 гг. командование бросало осетинский дивизион. « .. Жаль, что кавказцев, этих единственных в мире горных кавалеристов, на войне так мало, - всего два полка», - сокрушались военные специалисты.

Неизменная верность долгу и высокие боевые качества осетин в этой войне по достоинству были оценены многими выдающимися русскими военачальниками (И. Гурко, М. Скобелев, И. Тутолмин и др.). и хотя в исторической литературе эти высказывания известны, есть необходимость процитировать их еще раз. «Поведение Осетинского дивизиона в эту кампанию по беспримерному самоотвержению и рыцарской храбрости выше всякой похвалы». «Этот народ (т. е. осетины) заслуживают из ряда вон выходящей награды за свою безупречную, безграничную храбрость... Полные безграничной отваги, они собственной кровью значительно более других оросили путь от Дели-Сула через Градешти до самого Самовида и оттуда через Плевну до окопов Ловчи».

Проходят годы, сменяются поколения, а армия, «школа нации», как называл ее Суворов, остается. И в этой «школе» осетины всегда были отличными учениками. Традиции воинской доблести, мужества, преемственность поколений в ратной службе на благо Отечества блестяще были доказаны в годы Великой Отечественной войны. 34 Героя Советского Союза дал Родине народ, по численности едва не самый маленький в стране. Летопись воинской доблести, отваги и мужества продолжается, вписывая в страницы истории новые имена потомков алан.



Предварительный просмотр:

История России 10 класс

Тема урока:  Восточные славяне в древности 

Тип урока:    Анализ исторических источников (практикум)

Цель урока:

- Образовательная: узнать особенности жизни восточнославянских племен в VIII- IX вв. по средствам анализа исторических источников (ПВЛ, сочинения византийских и арабских авторов ). Подвести учащихся к пониманию о наличии предпосылок для образования государства у восточных славян.

- Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления, умения находить нужную информацию, ее интерпретация, умения делать выводы и выступать публично.

- Воспитательная: способствовать формированию у учащихся собственного отношения к изучаемому периоду.

Формы работы:

Работа с комплектом исторических источников, заполнение таблицы: «Восточные славяне в древности»

Оборудование:

  1. Карта «Восточные славяне в XVIII – IX вв»
  2. Раздаточный материал: комплект источников (См. приложение )

План

1)Расселение восточных славян

2)Хозяйственная жизнь восточных славян

3)Общественный строй восточных славян

Ход урока

  1. Организационный этап

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Мы с вами начали изучение Истории России. Сегодня на уроке мы должны разобрать вопрос об особенностях жизнедеятельности восточных славян в 8-9 веках. Раскрывать этот вопрос мы будем разными путями, подобно настоящим историкам, труд которых заключается в поиске и интерпретации исторических источников, которые часто противоречат друг другу. Для этого мы чуть позже разделимся на несколько групп. В конце урока каждая группа должна представить отчет о своей работе. Работа рассчитана на 2 урока, так как особое внимание мы уделим верованиям вост. славян.

  1. Актуализация

-А для начала, давайте вспомним, что нам уже известно о восточных славянах, мы правда очень давно, в 6 классе изучали эту тему, но всё таки… Вы люди взрослые, и думаю, обратили внимание на то, что последнее время резко возрос интерес к древней истории( Начался показ многосер. док фильма – Романовы, в нашем городе о Иоанне Златоусте мы постоянно слышим, и т д. )

-Так что же мы знаем о наших прапредках? (Слушаю, комментирую)

(Прапредками вост. славян являются индоевропейцы, древнее население Европы и Азии. Общность индоевропейцев стала распадаться в 4-3 тыс до н.э. и разделена была на группы откройте карту на стр 15 , восточная группа народов – это индийцы, иранцы, армяне, таджики), западноевропейская – англичане, германцы, французы, итальянцы, гореки, славянская (карта стр 27)– это западные, восточные, южные славяне – русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, славаки, хорваты…., и балтская – литовцы, латыши…)

-Так вот нас сегодня интересует восточная группа славян

  1. Открытие нового знания

Учитель: Предположите, так какие стороны жизни славян нам нужно открыть?

Учащиеся: Хозяйственную (экономическую). Политическую (управление). Обычаи и традиции, религия.

Делимся на три группы

Итак, каждая группа, используя исторические источники: ПВЛ., арабские источники, византийские источники, должна составить характеристику развития хозяйства, общественного строя и обычаев восточных славян. После анализа подготовьте презентацию, т.е. сообщение в котором вы оцените уровень развития восточных славян.

По ходу работы с источниками вы заполняете таблицу: «Восточные славяне в древности». НА ДОСКЕ!

(На анализ исторических источников у учащихся есть 15 минут)

-Сразу нужно выбрать того, кто будет обобщать работу, характеризуя какую информацию, учащиеся нашли в источниках.

1 группа анализирует хозяйственную жизнь восточных  славян,

2 группа – общественный строй,

3 группа -  Религию, традиции, обряды восточных славян

Критерии

«Повесть временных лет» (параграф 2, п.1)

Византийские источники (Прил 1)

Арабские источники (Прил 2)

1.Хозяйственная жизнь восточных славян

2. Общественный строй (управление)

3. Религия, традиции и обряды

Итог работы:

-Скажите, восточные славяне были примитивными, деградированными?

(Учитель подводит к выводу о том, что данные всех источников подтверждают наличие предпосылок образования государства)

Предпосылки образования государства у славян:

  1. Наличие крупных племенных союзов (ПВЛ)
  2. Широкое распространение земледелия
  3. Рост городов и торговли
  4. Наличие князя и дружины
  5. Распад родовой общины

Домашнее задание: Параграф 2. Сл.сл наизусть, готовимся к сл. диктанту!

Приложение 1.

Сведения о славянах из византийских источников VI века

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ, VI в.

(византийский историк.VI век.)

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства.

Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос очень белый или золотистый. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.

МАВРИКИЙ СТРАТЕГ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ, КОНЕЦ VI в.

(византийский полководец)

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии).

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться.

Приложение 2

СВЕДЕНИЯ О СЛАВЯНАХ И РУСИ ДО X в. ИЗ ВОСТОЧНЫХ (АРАБСКИХ) ИСТОЧНИКОВ

I. О купцах-русах (из сочинения арабского географа IX в. Ибн Хордадбеха)

Что же касается до русских купцов - а они видят славян, - то они вывозят бобровый мех, мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии).

II. О славянах и русcах (из сочинения арабского географа IX-X в. Ибн Руста)

(1) И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ват (Ваит). Путь в эту сторону идет по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: "Господи, ты который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии".

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме одного человека. Орудие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют "главой глав», и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. В городе, в котором он живет, ежемесячно в течение трех дней проводится торг, где покупают и продают.

В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье. В таком жилье остаются до весны.

Царь ежегодно объезжает их . И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений.

(2) II. ...Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом". И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими. У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего.

Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают.

Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника, после этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении.

III. О трех центрах Руси (из "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик" арабского географа Ибн Хаукаля)

И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют ее ас-Славийа, и царь их в городе Салау. (Третья) группа их, и царь их сидит в городе Арсе. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.

И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово и некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мертвых <...> Русы приезжают торговать в Хазар и Рум (Византию). Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань.

Приложение 3

Критерии «Повесть временных лет»  (параграф 2, п.1)

Византийские источники   (Прил 1)

Арабские источники (Прил 2)

1.Хозяйственная жизнь восточных славян

2. Общественный строй (управление)

3. Религия, традиции и обряды



Предварительный просмотр:

Обществознание 10 класс

Тема урока: Деятельность людей и ее многообразие

Цель: объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»;

Задачи:

  • ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?» - «У меня сегодня много дел, - ответил он, - хочу, чтобы день наступил пораньше».

- О чем эта притча?

- Какое она имеет отношение к теме нашего урока?

- Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играет деятельность в нашей жизни?

На эти вопросы мы и будем отвечать на наших уроках.

Тема урока: «Деятельность людей и ее многообразие». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Сущность и структура деятельности.

2. Потребности и интересы.

3. Многообразие видов деятельности.

4. Творческая деятельность.

II. Новый материал

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях - двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, Что дала им природа.

Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.

В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.

Проверим ход наших рассуждений с помощью схемы:

 

hello_html_m7ecf883e.jpg

 

1. Сущность и структура деятельности

Познакомимся с сущностью и структурой деятельности. Прочитайте п. 1 § 17.

- Что такое «субъект» деятельности?

- Что такое «объект» деятельности?

- С чего начинает человек любую деятельность?

- Что такое «цель»?

- Можно ли считать любую цель осуществимой?

- Как определить реальность цели?

- С помощью чего люди обычно достигают целей?

- Что такое «действия»? Приведите примеры.

- От чего зависит достижение или неуспех деятельности?

- Что значит выражение «Средства должны соответствовать цели»?

- Можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами?

- Как вы относитесь к выражению «Цель оправдывает средства»? Свой ответ аргументируйте.

(По ходу ответов учащихся на доске выстраивается схема.)

 

Структура деятельности

 

hello_html_743db7da.jpg

hello_html_3dfcfd97.jpg

 

2. Потребности и интерес

Теперь нам следует определить, что побуждает человека к деятельности. Для чего? Да хотя бы для того, чтобы не стать героем следующей притчи, которая получила название «Старательный дровосек».

Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.

О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате - добро или зло.

Прочитайте п. 2 § 17 учебника.

- Что такое «мотив»?

- Какую роль играют мотивы в деятельности человека?

- Что может выступать в роли мотивов?

- Что такое «потребности»?

- На какие три большие группы разделили потребности авторы учебника?

- Охарактеризуйте и проанализируйте их.

- Какие из них вам кажутся наиболее важными? Свой выбор объясните.

- Вспомните и охарактеризуйте шкалу потребностей, разработанную А. Маслоу.

- Что такое «социальные установки»? Приведите примеры.

- Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека?

- Почему особую роль в формировании мотивов играют «интересы»?

- Как они формируются? От чего зависят?

- Что такое «идеал»? «Общественный идеал»?

- Что значит для вас «нравственный идеал»?

- Что мы подразумеваем под понятием «сознательная деятельность»?

- Всегда ли мы сознательно действуем? Что такое «бессознательное»?

- Почему авторы учебника особую роль отводят в деятельности человека понятию «воля»?

- Согласны ли вы с ними?

(По ходу ответов выстраивается схема.)

 

Что движет человеческой деятельностью

 

hello_html_m7f6e1240.jpg

 

3. Многообразие видов деятельности

М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...»

- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Какие вообще бывают виды деятельности? Попробуйте перечислить их.

Чтобы не потеряться в многообразии видов деятельности ученые создали определенные модели классификации человеческой деятельности. Давайте познакомимся с ними. Прочитайте п. 3 § 17.

- Охарактеризуйте и проанализируйте первую модель классификации видов деятельности: практическая, духовная.

- Охарактеризуйте и проанализируйте вторую модель классификации видов деятельности: созидательная, разрушительная.

- Приведите примеры отдельных видов деятельности.

- Как вы относитесь к славе Герострата? Почему?

(По ходу ответов на доске выстраивается схема.)

 

hello_html_528c7fe9.jpg

 

4. Творческая деятельность

- Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)

 

Творческая деятельность

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее

Источником деятельности может быть воображение, фантазия

Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности

Интуиция - важнейший компонент творчества. Бессознательное

Бессознательное связано с созидательными усилиями

 

III. Итог урока

- В чем заключается социальная сущность деятельности?

- Какова структура деятельности?

- Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

- Каковы мотивы деятельности?

- Как соотносятся потребности и интересы?

- В чем особенности творческой деятельности?

- Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите параграф, выполните задания.



Предварительный просмотр:

Институт семьи и брака

Цели и задачи:

1) познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи;

2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность.

 3) формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Ход уроков

Организационный момент

Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Назовите те образы которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья», «брак» «родители», «дети».

А теперь попробуйте выстроить свои схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения.
О социальных институтах семьи и брака пойдет речь на нашем уроке

Тема урока: «Институт семьи и брака»

План уроков:

Семья как социальный институт

Социальный институт брака

Традиционные семейные ценности.

Тенденции развития семьи в современном мире.

Государственная политика поддержки семьи.

11. Изучение нового материала

1. Семья как социальный институт

В рамках нашей темы мы рассматриваем семью как социальный институт. Следовательно, речь должна идти не об отдельной человеческой общности, а о семье как комплексе существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми. Рассмотрите схему:

Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?

Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?

Какого поведения от вас ждут?

Какие правила, нормы диктует вам общество?

Используя данные вопросы, разбившись на группы охарактеризуйте семейные роли.

Первая группа – супружеские (жена и муж)

Вторая группа – родительские (мать и отец)

Третья группа – детские (сын, дочь, сестра, брат)

Четвертая группа – межпоколенные (дед, бабушка. Прадед, внучка, правнук и т.д.)

Пятая группа – внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат, младшая сестра и т.д.)

- Как вы думаете, когда возникли и как складывались нормы семейного поведения?

C:\Users\Albina\Desktop\img3.jpg

        

- Вспомните, как и почему возникает нормативные механизмы института семьи. Как их можно классифицировать? (Юридические - регламентируются законодательством; культурные - регламентируются ценностными установками; этические - регламентируются обычаями, традициями.)

- Где и как проявляется семейная деятельность? Вспомните, какие функции выполняет семья.

(По ходу ответов учащихся выстраивается схема.)

Функции семьи деятельности

Сферы семейной деятельности

Репродуктивная - воспроизводство новых членов общества

Социальная - формирование индивида как личности

Экономическая - общее хозяйство, помощь, поддержка

Защитная - физическая, экономическая, психологическая защита

Статусная - принадлежность к определенному социальному слою, национальность и т.д.

Эмоциональная - доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь

Репродуктивная

Хозяйственно – бытовая

Экономическая

Воспитательная

Досуговая

Эмоциональная

Духовное общение

Социально-статусная

Первичный социальный контроль

2. Социальный институт брака

Итак, мы выяснили, что с возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции, наряду с общественным мнением, начали осуществлять государственные органы. Государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Так возник социальный институт брака. Исследуем это социальное явление.

На с. 105 учебника приведены несколько определений института брака. Прочитайте их и скажите:

- Какую особенность брака как социального института подчеркивает каждое из них?

- Какое из определений наиболее широкое? Мнение аргументируйте.

- Брак как социальный институт не стоит на месте, он эволюционизирует вместе с обществом. Приведите примеры, подтверждающие данный тезис.

Сегодня многие молодые люди считают, что институт брака устарел, можно вполне обойтись без него. Все более популярными становятся так называемые гражданские браки. Представьте себе, что мы попали на заседание дискуссионного клуба, который рассматривает вопрос: «Гражданский брак за и против». Определите свою позицию и аргументируйте ее.

В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии, легализовала гражданские союзы для однополых партнеров и Германия. Другие страны запрещают создание таких союзов. Как вы относитесь к данной проблеме? Почему?

3. Традиционные семейные ценности

«Для любящих, как и для птиц, необходимо не только гнездышко, но и небо», - сказал Евгений Пантелеев.

- Как вы думаете, что он имел в виду?

Итак, какие семейные ценности могут укрепить брак? Попробуем создать словарь семейных ценностей. Для этого я предлагаю воспользоваться следующими афоризмами.

Фемистокла спросили, кого бы он предпочел иметь зятем - достойного человека, но без средств, или богатого человека, но с менее чистой репутацией. «Я предпочитаю, ~ ответил он, - человека без денег деньгам без человека

«В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность ... А если это доходит до того, возникает речь о праве повелителя, то дело уже до крайности испорчено ... Притязание женщины на ... жесткий тон повеления является до крайности отталкивающим, подобное же притязание мужчины - в высшей степени неблагородным и достойным презрения ... » (И Кант).

«От брака проистекает все привязанности женщины… И погибло счастье женщины, если она вышла за того, кого не любит…» (Жермена де Сталь)

«Супружество состоит не только из удовольствий, столь же преходящих в семейной жизни вообще, - оно предполагает общие склонности,  сходство характеров - вот что превращает это необходимое обществу установление в извечную проблему» (о. Бальзак)

«Похотливый петух скоро умирает; верная горлица может прожить до пятидесяти лет. И для любимца природы устроен в здешнем мире брачный союз...» (И.Гердер)

«Без равенства нет брака в самом деле. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова» (А.И. Герцен)

«Лучше не создавать семьи, если ты эгоист. Смысл счастливой любви состоит в том, чтобы отдавать. Влюбленный в себя ничего отдавать не может, он только берет и тем неизбежно отравляет все лучшее в любви. Эгоизм здесь мешает, как физический недуг» (В.А. Сухомлинский)

«Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми - после» (М. Скюдерu)

(После обсуждения на доске появляется схема)

Словарь семейных ценностей

Верность _____________________________________________________________

Постоянство _________________________________________________________

Любовь _______________________________________________________________

Уважение _____________________________________________________________

Толерантность ________________________________________________________

Взаимный интерес _____________________________________________________

Понимание ____________________________________________________________

- Какие ценности, существующие в семьях ваших родителей, вы бы приняли и перенесли в свои будущие семьи, а от каких отказались? Ответ аргументируйте.

Тенденции развития семьи в современном мире

В наши дни во всех странах семья переживает качественные изменения. Кто-то даже говорит о кризисе социального института брака и семьи. Какие же тенденции и проблемы в этой связи наблюдаются в мире, в том числе и в нашей стране?

Предлагаю, используя метод мозгового штурма, определить самые острые проблемы семейных отношений в мире и современной России, заполнив таблицу «Тенденции развития и проблемы семьи»

Тенденция развития и проблемы семьи

 Преобладание нуклеарных семей

Замена традиционных ролей, которые играли муж и жена

Семья перестает зависеть от социальных норм и санкций (законы, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, ритуалы) и все больше зависит от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания

Уменьшается число законных браков, растет число свободных.

Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений.

Усиливается девиантное поведение в семье – злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейное насилие.

Проблема неполной семьи

Рост социальных сирот

Разбившись на группы, предположите, какие причины вызывают эти тенденции и проблемы. При этом распределите их по двум направлениям.

Причины зависящие от:

Государства и общества

Членов семьи

   Государственная поддержка семьи                                                              

Ситуацию в России некоторые социологи называют катастрофической. По данным статистики, распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Следовательно, проблема укрепления семьи стоит очень остро, и решать ее надо на уровне государства.

- что же делается в нашей стране в этой связи?

Работа с последним пунктом §11, определите основные направления государственной политики поддержки семьи.

III. Итог уроков

А сейчас небольшая презентация для закрепления изучаемой темы «Институт семьи и брака»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ МБОУ СОШ №2 г.Ардон

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ- КОМПЛЕКС СУЩЕСТВУЮЩИХ В ОБЩЕСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ, САНКЦИЙ, ОБРАЗЦЕВ ПОВЕДЕНИЯ, ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ, РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ. ВЫПОЛНЕНИЕ СЕМЬЕЙ ФУНКЦИЙ , ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ДЛЯ ВСЕГО ОБЩЕСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА НА СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Слайд 3

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОСНОВОЙ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЮБОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И НОРМ, КОТОРУЮ ОБЩЕСТВО СОЗДАЕТ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ. СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ И РОЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ- ОДН ИЗ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ- ОТЕЦ, МАТЬ, СЫН И ТД. ИСПОЛНЕНИЕ РОЛИ ЗАВИСИТ ОТ ПРАВИЛЬНОГО ФЛРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ОБРАЗА. КАКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖДУТ ОТ ТЕБЯ. ВАЖНА ГИБКОСТЬ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ НОРМЫ СЕМЕНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПИСЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И НЕСОБЛЮДЕНИЕ ИХ ПРИВОДИТ К НАКАЗАНИЮ.

Слайд 4

ФУНКЦИИ СЕМЬИ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА -ВОСПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ, -СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОТОМСТВА ХОЗЯЙСТВЕННО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.. ПОТРЕБНОСТИ СЕМЬИ КАК ГРУППЫ. -РЕПРОДУКТИВНАЯ; ЭМОЦИОНАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ; РЕКРЕАЦИОННАЯ; СОЦИАЛЬНО- СТАТУСНАЯ; СЕКСУАЛЬНАЯ.

Слайд 5

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ. ИНСТИТУТ СЕМЬИ ВО ВСЕХ ОБШЕСТВАХ ИМЕЛ И ИМЕЕТ ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЕ СЕМЬИ РЕГУЛИРОВАЛОСЬ ПЛЕМЕННЫМИ И РОДОВЫМИ ОБЫЧАЯМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ И НРАВСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ГОСУДАРСТВА РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПРИОБРЕЛО ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕР: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И САНКЦИИ НАРЯДУ С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ НАЧАЛИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГОСОРГАНЫ. ПРИМЕР: ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАЧНОГО СОЮЗА.

Слайд 6

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА. БРАК ЭТО ОДОБРЕННЫЕ ОБЩЕСТВОМ ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ СОЗДАЕТСЯ СЕМЬЯ. БРАК – СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫЕ СЕКУСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ БРАК – ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ МЕНЯЮЩАЯСЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОЙ ОБЩЕСТВО УПОРЯДЫЧИВАЕТ И САНКЦИОНИРУЕТ ИХ ПОЛОВУЮ ЖИЗНЬ И УСТВНАВЛИВАЕТ ИХ С УПРУЖЕСКИЕ И РОДСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ НАИБОЛЕЕ ШИРОКОЕ?

Слайд 7

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА. ФОРМЫ БРАКА МОНОГАМНЫЙ БРАК- МОНОГАМНАЯ СЕМЬЯ- СУЩЕСТВОВАНИЯ БРАЧНОЙ ПАРЫ ПОЛИГАМНЫЙ БРАК- НЕСКОЛЬКО ЖЕН И МУЖЕЙ ОДНОВРЕМЕННО. ГРУППОВОЙ БРАК, ПОЛИАНДРИЯ, ПОЛИГИНИЯ

Слайд 8

ВЗГЛЯДЫ НА БРАК БРАК В ДРЕВНОСТИ БРАК СРЕДСТВО ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА И МЕХАНИЗМ ПРЕДАЧИ СОБСТВЕННОСТИ. БРАК ЭВОЛЮЦИОНИТУЕТ ВМЕСТЕ С ОБЩЕСТВОМ: -ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАЗВОДОВ; - ОТ ДОМИНИРОВАНИЯ МУЖЧИН К РАВНОПРАВИЮ

Слайд 9

ИТОГИ ЕЩЕ ОДНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРАКА- БРАК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ, РЕГУЛИРУЕМОЕ ЗАКОНАМИ И ПРАВИЛАМИ ОБЩЕСТВА В КОНКРЕТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ВМЕСТЕ ПООЩРЯЕТСЯ ЗАКОНОМ. В БОЛЬШИНСТВЕ ТРЕБУЕТСЯ ОФОРМЛЕНИЕ- РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА. В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАЕТСЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРЯДУ. В РОССИИ ЗАКОННЫЙ БРАК ТОЛЬКО В ЗАГСах , ДО 1944 ГОДА К НЕМУ ПРИРАВНИВАЛСЯ ФАКТИЧЕСКИЙ ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИ РОВАННЫЙ БРАК ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРАВА СУПРУГОВ

Слайд 10

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОДНОПОЛЫХ БРАКАХ ВАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ? ИНФОРМАЦИЯ НА СТР. 106 СЕМЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕ ИСЧЕЗАЕТ И ЕЁ СТАБИЛЬНОСТЬ СВЯЗЫВАЮТ С НАЛИЧИЕМ В НЕЙ УСТОЙЧИВОЙ СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ И МЕХАНИЗМОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ СЕМЬИ: ОТ РОДИТЕЛЕЙ - ДЕТЯМ

Слайд 11

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ЦЕННОСТИ ИНТЕГРИРУЮЩИЕ И ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ СУПРУЖЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТИ СВЯЗАННЫЕ С ДЕМОКРАТИЗАЦИЕЙ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ЦЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСТВА , ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ЦЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ, ЦЕННОСТИ ВНЕСЕМЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ, ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ.

Слайд 12

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РОССИИ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ РАЗДЕЛЯЕТ ВЗГЛЯДЫ ОТЦОВ ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ , ВОСПИТЫВАЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С КАЧЕСТВАМИ ПРИЗНАННЫМИ МОЛОДЕЖЬЮ СОВПАДАЕТ ПО ПЕРВЫМ ПЯТИ ПОЗИЦИЯМ: ТРУДОЛЮБИЕ, ХОРОШИЕ МАНЕРЫ,ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ И ТЕРПИМОСТЬ РАСХОЖДЕНИЯ В ВОПРОСАХ СЕКСА, В ОЦЕНКАХ МОРАЛИ, ЛИЧНОСТИ. БОЛЕЕ ЗНАЧИМЫ: НЕЗАВИСИМОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ. РОДИТЕЛИ ОБРАЩАЮТСЯ ЗА СОВЕТАМИ К СВОИМ ДЕТЯМ. Семейные ценности в россии

Слайд 13

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. СЕМЬЯ ПЕРЕЖИВАЕТ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СВЯЗИ С УРБАНИЗАЦИЕЙ, ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ ХАРАКТЕРНА НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ СМЕНА РОЛИ ЖЕНЩИН ЕДИНСТВО СЕМЬИ МЕНЬШЕ ЗАВИСИТ ОТ НОРМ И ОБЫЧАЕВ А БОЛЬШЕ ОТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ И БРАКА. РАСТЕТ КОЛИЧЕСТВО «СВОБОДНЫХ» БРАКОВ СНИЖЕНИЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЬИ

Слайд 14

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРАВОВЫЕ МЕРЫ- ДОП. ОТПУСКА, ПОСОБИЯ ИТД. ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ , НО ПРОБЛЕМА В НЕДОСТАТОЧНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Слайд 15

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ( Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008.



Предварительный просмотр:

Открытый урок истории по теме:

«Смутное время»  (10 класс)

Цели урока:

1.На основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность, последствия начального периода Смутного времени.

Развивающие задачи:

1.Способствовать развитию умений учащихся использовать ранее полученные знания для углубления знаний по теме.

2.Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал.

3.Учиться выявлять причинно-следственные связи.

4.Совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами.

Воспитательные задачи:

1.Способствовать воспитанию чувства сопричастности к героической истории своей Родины.

2.Формировать личностную позицию учащихся к общественным явлениям в истории Отечества.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала:

а) Экспресс - опрос (мобилизация учащихся для более глубокого, прочного запоминания фактов, владения терминологией, понятийного аппарата)

Боярская Дума;

Земский собор;

сословно-представительная монархия;

опричнина;

династия;

Судебник Ивана III;

«заповедные годы»;

засека;

Судебник Ивана IV;

заповедные годы

б)Выстраивание логического ряда(аккумулирует умение визуально воспроизводить события)

Задача:

  • исправить неточности в логической цепочке.

Ливонская война ( )( );Судебник Ивана IV( )( );Избранная рада( )( );опричнина( )( );поход Ермака( )( );Стоглавый собор( )( );отмена кормлений( )( );заповедные годы( )( )

Сегодня мы с вами переходим к изучению очередного этапа в русской истории-Смутное время. (С событиями которого, кстати, связан новый государственный праздник-День народного единства, назначенный на 4 ноября, когда в 1612г. (22 октября по старому стилю) народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского Москва была освобождена от польских захватчиков.

Историками давно подмечено, что русская история развивается своеобразными скачками. Период спокойствия и стабильности сменяется периодом хаоса и смуты, из которого как бы вытекает новый этап развития. Так, в своё время, в условиях феодальной раздробленности рождалось новое единое государство, и вот наступил новый период хаоса-Смутное время. и сегодня мы рассмотрим это время с позиции исторических событий и с позиций особенности развития русского общества в подобные этапы.

!!!Пожалуйста, составьте ассоциативный ряд к слову Смута и представьте его в форме кластера.

!!!Мы с вами на уроке на основе анализа документального и учебного материала должны будем определить: Причины, сущность и последствия начального периода Смутного времени.

По мере рассмотрения этого вопроса мы в конце урока должны будем заполнить недостающие звенья в хронологии, а также в определении понятия Смута. Я предлагаю вам самостоятельно определить дату начала Смуты, обосновав свой выбор.

Смута(Смутное время)( )-период в истории Отечества, который характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством. гражданской войной, интервенцией и «великой разрухой Московского государства».

Смута как определённый период в русской истории получила различное толкование в исторических работах

Дискуссии о причинах Смутного времени.

В дореволюционной историографии причины и ход Смуты в основном объяснялись династическим кризисом, пресечением династии Рюриковичей, появлением Лжедмитрия I, происками Речи Посполитой, что и породило «смятение умов» в Российском государстве, появление разного рода авантюристов и честолюбцев, которые играли судьбами сотен тысяч людей.

В советской историографии, напротив, именно поиск социально-экономических, классовых причин Смутного времени стал стержнем исследований, посвящённых истории Смуты. Они отрицали само понятие «Смутное время» как «буржуазное». Об этом писали И.И.Смирнов (Восстание Болотникова.1606-1607гг.-М.,1951г.)

А.А.Зимин (В канун грозных потрясений. Предпосылки Первой крестьянской войны в России.-М.,1986).

Были и другие точки зрения на причины и ход Смутного времени. Её выразителем стал ленинградский историк Р.Г.Скрынников. В своих работах «Россия накануне Смутного времени»(М.,1980), «Россия в начале XVII в. Смута» (М.,1988) он уделил основное внимание социально-политическим аспектам того времени, ожесточённой борьбе за власть в правящих кругах России. Именно он вернул тому периоду понятие «Смутного времени».

В последние годы, у же на рубеже XX-XXI вв. взгляд на Смуту как прежде всего на гражданскую войну в России был дополнен новыми оценками с точки зрения цивилизационного развития страны: события Смуты рассматривались в качестве попытки России в сфере политической перейти к моделям Польши и Швеции, где появились представительные органы, выборность монарха.(А.Н.Сахаров «Смутное время» в кн. «История человечества»(т.VIII,Россия,М.,2003,с.169-192)

Борис Годунов

!!!Вспомните:

  • Что такое династия?
  • К какой династии принадлежали Иван IV и Фёдор Иоаннович?

7 января умирает Фёдор Иоаннович. С его смертью прекращается династия Рюриковичей, правившая на Руси 700 лет. Именно в 1598г. начинается дестабилизация внутреннего равновесия российского общества из-за утраты законной власти монарха. На Земском соборе царём и великим князем всея Руси был избран Борис Годунов. Впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству.

??? Как вы считаете, в чём была опасность этого шага?И можно ли считать воцарение Годунова-династическим кризисом?

Историческая справка о Борисе Годунове.

Презентация.

  • Работа с документом (Ознакомившись с текстами, дайте характеристику Б.Годунову, как человеку и как политическому деятелю)

В к.90х наметившийся было экономический подъём был прерван неурожаем.

1601-1603 гг.были страшным периодом. Разразился страшный голод. По свидетельству современников, только в Москве за эти годы погибло 127 тыс. человек. Цена на хлеб выросла в 100 раз. Открытие царских амбаров, по приказу Годунова, для голодающих, положение не изменило. На окраины, особенно Юго-западные и южные земли(карта)бежали тысячи крестьян, холопов,п осадских людей. Это был «горючий материал», который в любой момент мог вспыхнуть. С 1601г.начинается «Смятение во всей Русской земле». «Лихие люди» нападали на имущих людей, а в 1603г.в Юго-западных землях (Карта) произошёл социальный взрыв- восстание под предводительством Хлопка (Карта). Отряды повстанцев собрались в войско и двинулись к столице. Против «воров» было послано большое войско во главе с окольничим И.И.Басмановым. В октябре оба войска сошлись к западу от Москвы(Карта)В ходе битвы повстанцы разгромили правительственное войско, погиб Басманов. Лишь с большим напряжением правительственное войско одолело войско Хлопка. Самого Хлопка, как и многих других, пленили, а затем казнили.

Восстание Хлопка стало кульминацией «голодных бунтов»1601-1603гг.и в дальнейшем переросло в движение самозванцев

Первый самозванец

Обострение внутриполитической ситуации привело к резкому падению авторитета нового царя-и не только в народных массах, но и среди феодалов. (презентация Правление Б.Годунова).

В этих непростых условиях, на Руси появился-Лжедмитрий I.

???Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о царевиче Дмитрии?

Под именем Дмитрия Ивановича или царевича Дмитрия, сына Ивана IV и Марии Нагой, выступал, как считали тогда многие, Григорий Отрепьев.

Историческая справка о Лжедмитрии (учащийся)

Презентация

(Карта)

В октябре 1604г. отряд Лжедмитрия переправился через Днепр и вошёл в приграничные уезды России. Откликаясь на грамоты- призывы самозванца, местные жители встают под знамёна «царевича Дмитрия».

Лжедмитрию сдаются один за дним города: Чернигов, Путивль, Рыльск, Курск, Кромы.

К январю 1605г.его отряд, сначала небольшой. превратился в 15-тыс. войско.

В том же 1605г.у с.Добрыничи, встретились армия Лжедмитрия(23 тыс. чел.) и войско князя Ф.И.Мстиславского (20 тыс.).Самозванец потерпел поражение, хотел бежать в Польшу, но местные жители не пустили его. С помощью населения Юго-западной России он собрал новые силы и стал одерживать верх над воеводами Годунова, захватывая города и уезды.

  • !!!Проанализировав текст учебника(стр.247-248),объясните:
  • кто и почему поддержал Лжедмитрия?

Презентация.

Неожиданным подарком судьбы для авантюриста стала внезапная смерть царя Бориса.

20 мая Лжедмитрий торжественно короновался в Москве в Успенском соборе.

Царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович предпринял некоторые шаги в пользу поддержавших его крестьян и холопов:

  • дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы
  • освободил от налогов на 10 лет жителей Комарицкой волости, одной из первых поддержавших Лжедмитрия.

Чтобы привлечь на свою сторону служилое дворянство, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги, чем настроил против себя лояльно настроенное к нему боярство и, разумеется народ, положение которого вместо ожидаемого послабления-ухудшилось. Кроме того, не смог Лжедмитрий удержать доверие поляков. Он не торопился выполнять главное условие возведения на престол-обращение России в католичество.

Сам Лжедмитрий, и его приближённые из русских, и особенно из поляков, пришедших с ним, расхищали казну, оскорбляли национальные, религиозные чувства русских людей. (презентация Причины поражения Л1).

17 мая 1606г.вспыхнул заговор, в ходе которого самозванец был убит.

Василий Шуйский(1606-1610)

19 мая 1606 г. на Красной площади в цари «выкрикнули» боярина князя Василия Шуйского.

Историческая справка

Презентация Василий Шуйский

Василий Шуйский правил недолго(1606-1610).Однако это был первый российский царь, который присягнул подданным(дал «Крестоцеловальную запись»).В ходе присяги он дал некоторое подобие гражданских прав населению:

  • Не накладывать опалы без боярского суда
  • не слушать ложных доносов
  • не преследовать родственников опальных.

По сути, впервые осуществлялся принцип договора между царём и подданными. Избрание Шуйского не остановило гражданской войны, т.к царь был избранным, а не представителем законной династии. Народ вновь поверил в легенды об очередном спасении царевича Дмитрия

Восстание Болотникова (1606-1607)

Слухи о чудом спасшемся царевиче распускали сторонники Лжедмитрия, бежавшие из Москвы.

Царь, дескать не погиб,  спасся и пребывает где-то в Польше.  г. Путивль стал своего рода «столицей» «правительства царя Дмитрия». В Речи Посполитой скрывался русский дворянин Михаил Молчанов, выдававший себя за царевича.

Юго-западные уезды так и не подчинились Шуйскому, посланных воевод убивали. Вскоре у повстанцев появился «воевода царя Дмитрия Ивановича-Иван Болотников.

Историческая справка (Иван Болотников)

Презентация.

  • ???Вспомните:
  • определение гражданской войны
  • !!!В ходе рассмотрении материала о восстании Болотникова вы должны будете составить опорный конспект
  • а также ответить на ?:Было ли восстание Болотникова -гражданской войной?

Поход Болотникова (работа с картой)

  • Проверка опорного конспекта-сопоставление с конспектом на экране
  • заполнение недостающих звеньев в определении и хронологии Смуты
  • определение причин Смуты
  • Общая формулировка определения Смута

Итог урока:

  • выставление оценок
  • домашнее задание:
  • подготовить доклады по темам:
  • «Кузьма Минин»
  • «Дмитрий Пожарский»
  • «Михаил Романов»
  • составить опорный конспект по теме урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лжедмитрий I (1605 – 1606) Подготовили ученицы 10 «А» класса Хабалова Илона, 2014

Слайд 2

Лжедмитрий - народный царь?

Слайд 3

Историческая обстановка. 1591 – гибель царевича Дмитрия 1598-1605 – начало царствования Бориса Годунова. 1601-1603 – неурожайные годы в России 1603-1604 - восстание Хлопка Косолапа Люди были недовольны правлением Годунова. Неудачи его царствования подготовили почву для появления самозванца.

Слайд 4

Кто такой Лжедмитрий I ? Русский царь (1605-1606), самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича. По официальной версии, он — беглый дьякон Чудова монастыря (в Москве) Григорий Отрепьев, сын галичского дворянина Богдана Отрепьева. Лжедмитрий появился в 1602 году в Польше.В 1603-1604 годах началась подготовка возведения Лжедмитрия I на русский трон.

Слайд 5

Лжедмитрий I присягает польскому королю

Слайд 6

Личные качества Он был авантюристом , потому что не каждый человек решиться провозгласить себя царевичем.

Слайд 7

Престол Плаха

Слайд 8

ПОЛЬША Отдать русские земли Ввести католичество Жениться на Марине Мнишек РОССИЯ Надежда на доброго государя Уменьшение налогов

Слайд 9

Война с Борисом Годуновым В конце 1604 года самозванец вступил в пределы Московского государства. Присоединилось немало казаков и холопов, недовольных политикой Годунова. Русские города переходили на сторону Отрепьева. Радостно встречали законного царя Дмитрия. Борис Годунов двинул войско навстречу самозванцу. Войско авантюриста было разгромлено. Но внезапно Борис Годунов скончался.

Слайд 10

Правление Лжедмитрия 20 июня Лжедмитрий I вступил в Москву. Заняв царский престол, он пытался проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Стремясь опереться на провинциальное дворянство, Лжедмитрий I предполагал увеличить ему денежные и земельные оклады за счет монастырей. царь предпринял попытку реорганизации армии, сделал ряд уступок крестьянам и холопам.

Слайд 11

Южные районы были на 10 лет освобождены от налогов, и в них была прекращена обработка «десятинной пашни». Увеличен сбор налогов (в частности, из-за отправки денег в Польшу), что вызвало весной 1606 года усиление крестьянско-казацкого движения.

Слайд 12

При помощи чего добивался задуманного? Все цари добивались своих целей по разному: силой, «подкупом» или еще чем- либо. Но вот у Лжедмитрия была другая тактика- довивался он всего хитростью. Но хитрость и смекалка не всегда срабатывали, поэтому Лжедмитрий I не смог удержатся на престоле.

Слайд 13

Результаты правления Вызвал недовольство поляков Вызвал недовольство бояр Народ разочаровался в Лжедмитрии НО

Слайд 14

Результаты правления. Авантюра Лжедмитрия ознаменовала начало Смутного времени. Самозванцу не удалось удержаться на московском престоле. Самозванец был убит боярами-заговорщиками. Он стал первым русским царем, убитым в результате дворцового переворота.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

После смерти Ивана Грозного в 1584г. на престол взошел его сын Федор, болезненный, слабоумный. Фактически правил брат его жены Ирины – Борис Годунов. Задачи правления: Преодолеть разруху после Ливонской войны и опричнины. Сплотить верхушку общества – бояр и дворян .

Слайд 3

Продлено перемирие с Речью Посполитой (1586 – 1602гг.) Русско-шведская война (1590 – 1593гг.), возвращение городов Ивангород, Ям, Копорье, Корела. Продолжение освоения Приуралья и Западной Сибири: в 1598г. Зап. Сибирь вошла в состав России. Укрепление обороны на юге для отражения крымских татар. Рост влияния России на Кавказе. Расширение внешней торговли через г. Архангельск и по Волге.

Слайд 4

15 мая 1591г. погиб младший сын Ивана Грозного – 8-летний царевич Дмитрий. 6 января 1598г. умер царь Федор Иоаннович.

Слайд 5

В феврале 1598г. Земский собор избрал новым царем Бориса Годунова. Молившемуся в Новодевичьем монастыре Борису это решение сообщил патриарх Иов и члены собора.

Слайд 6

Предпосылки Смуты: Неурожаи 1601-1603гг., голод, народные волнения. Недовольство Борисом Годуновым (выборный, а не «природный» царь, борьба со взятками, уменьшение льгот). Пресечение династии Рюриковичей. Причины Смуты : Стремление различных слоев населения улучшить свое положение. Нежелание подчиняться Борису Годунову. Способствовали: разобщенность боярства и дворянства, активность казачества, вмешательство Польши, борьба бояр за власть

Слайд 7

В 1601г. в Польско-Литовском государстве объявился самозванец, заявивший, что он – «чудом спасшийся» царевич Дмитрий. Это был беглый монах Григорий Отрепьев. Польский король и воевода Мнишек помогли Лжедмитрию собрать войско для похода в Россию. Лжедмитрий I (Дмитрий Иванович)

Слайд 8

В 1604г. Лжедмитрий пересек границу и, сражаясь с правительственны-ми войсками продвигался к Москве. В апреле 1605г. умер Борис Годунов, передав престол сыну Федору. 1 июня 1605г. восставшие москвичи убили Федора, войско Лжедмитрия вступило в Москву.