Страничка для родителей

Ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

  1. свою фамилию, имя и отчество
  2. свою дату рождения и возраст
  3. полные имена членов семьи, их профессии
  4. домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира
  5. название своей страны и её столицы
  6. диких и домашних животных и их детенышей
  7. деревья, обувь, одежду, головные уборы, рыб, птиц, насекомых, зверей, овощи, ягоды, грибы, фрукты, транспорт, мебель, посуду и т.д. и классифицировать предметы по группам: яблоко, лимон, апельсин, груша – это фрукты
  8. части суток, дни недели, месяцы, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени года
  9. части человеческого тела
  10. названия профессий людей
  11. русские народные сказки: «Курочка-ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др.
  12. детских писателей: К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и их произведения
  13. правила поведения в общественных местах и на улице

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь:

в области развития речи

  • различать звук, слог, слово, предложение
  • четко произносить все звуки речи
  • выделять звук в словах
  • определять место звука в слове
  • определять последовательность и количество звуков в словах такого типа: мак, зубы, сани, осы
  • находить слова с определенным звуком в предложении
  • расчленять простые предложения на слова
  • произносить слова по слогам
  • составлять предложения из 3-5 слов
  • использовать в речи обобщающие понятия
  • различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение
  • полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ
  • составлять небольшие рассказы, сказки по картинке и серии картинок
  • читать наизусть любимое стихотворение
  • знать автора прочитанного стихотворения
  • разгадывать самые простые загадки: «крашеное коромысло над полем нависло» (радуга); «сто одёжек и все без застежек» (капуста); «под полом таится, всякой кошки боится» (мышка); «не портной, но всю жизнь с иголками ходит» (ёжик) и т.п.
  • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ

в области элементарные математические представления:

  • считать до 10 и обратно
  • называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • соотносить цифру и число предметов
  • сравнивать 2 группы предметов
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • называть фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал и выбирать их из группы геометрических фигур
  • сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • группировать предметы по определенному признаку
  • ориентироваться в пространстве и на листе клетчатой бумаги
  • различать понятия: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева
  • выполнять несложные логические игры для детей своего возраста

в области моторика (развитие мелких мышц руки):

  • правильно держать ручку, карандаш, кисточку
  • проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки
  • переносить в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)
  • рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм
  • аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов
  • пользоваться ножницами: разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру
  • делать аппликации из разноцветной бумаги
  • лепить из пластилина и глины

в области психо-физические функции:

  • внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут
  • сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут
  • выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры

в области культура и общение:

  • первыми здороваться
  • вежливо прощаться
  • благодарить за оказанную помощь
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим
  • вежливо обращаться с просьбой
  • не перебивать говорящего
  • не вмешиваться в разговор старших
  • соблюдать порядок, чистоту.

Развитие интереса к чтению у ребенка и формирование читательской состоятельности

books
1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
2. Воспитывайте интерес ребенка к чтению личным примером.
3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.
9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте ему нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Памятка при работе над ошибками.

Как помочь ребенку сделать дома работу над ошибками.

  1. Ошибка при переносе слова.

Покажи все способы переноса данного слова или его отсутствие.
Образец: ма-ленький, малень-кий.

  1. Ошибка в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

Напиши слово правильно, подчеркни сочетания.
Образец: машина – жи-ши, чулки – чу-щу, кочка – чк, чн.

  1. Ошибка в написании имён собственных.

Напиши слово и его пояснение.
Образец: Казань – название города.
Жучка – кличка животного.
Иванов Сергей Петрович – фамилия, имя, отчество.

  1. Ошибка в написании словарных слов.

Пропиши слово всю строчку до конца, поставь ударение, безударные гласные подчеркни.
Образец: капуста, капуста, капуста, капуста, капуста.

  1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, выдели корень, рядом напиши проверочное слово.
Образец: снега – снег, поле — поля.

  1. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово, подчеркни парные согласные, выдели корень, рядом напиши проверочное слово.
Образец: гриб – грибы, шубка – шубы.

  1. Ошибка при письме предлога со словом.

Выпиши предлог и слово, предлог подчеркни, рядом напиши объяснение написанного – между предлогом и словом напиши дополнительное слово.
Образец: в лесу – в густом лесу, в осеннем лесу.

  1. Ошибка при пропуске или замена буквы в слове.

Пропиши слово всю строчку, пропущенную букву подчеркни.

  1. Ошибка при пропуске разделительного мягкого или твёрдого знака.

Образец: вьюга, подъезд.

  1. Большая буква в начале предложения.

Перепиши предложение правильно.

  1. Ошибка в окончании имен существительных и имен прилагательных.

Выпиши слово вместе с главным, определи род, число, падеж, выдели окончание.
Образец: песня о лете – ср.р., ед. ч., Пр. п.
                 за синим морем – ед.ч., ср.р., Тв. п.

  1. Шипящие на конце имен существительных.

Выпиши слово, определи род, число и склонение.

Образец: дочь – ж. р., ед. ч., 3 скл.

  1. Разбор слова по составу.

Выпиши слово и разбери его правильно.

  1. Ошибка в определении частей речи.

Выпиши слово, определи правильно часть речи.

  1. Ошибка в окончании глаголов.

Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму, определи спряжение правильно.

Образец: пишешь – писать – I спр.

 

Подготовка руки ребенка к письму. Игры и упражнения
 

Умение писать не является обязательным условием для поступления в школу. Однако определенные навыки в овладении письмом приобрести лучше в дошкольный период. Специальные прописи для дошкольников, раскраски, другие пособия подобрать сегодня для занятий с ребенком не сложно. Однако и без специальной литературы вы можете помочь ребенку приобрести необходимые навыки. Главное, чтобы ваши игры и упражнения были регулярными, интересными и неутомительными.

Нанизывание.

Это занятие для развития тонкой моторики, которое готовит руку ребенка к успешному овладению письмом. Величину нанизываемых предметов вы будете варьировать в зависимости от возраста ребенка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими предметами.

На что нанизывать? Ребенку помладше можно дать толстую нитку, а ее конец навощить свечкой или предложить для работы кусок провода. Старший дошкольник способен действовать и с помощью иголки с ниткой.

Материал для нанизывания найти нетрудно. Если навык развит недостаточно, подойдут большие пуговицы с крупными дырочками. Если с подобной задачей ребенок справляется легко, предложите собрать на нитку бусы, мелкие пуговицы, бисер. Осенью предложите сделать бусы из рябины.

Вышивание.

Большинство дошкольников не умеют обращаться с иголкой и ниткой. Но это не значит, что такое занятие им не под силу. Прежде чем начать вышивать на ткани, сначала предложите ребенку поупражняться на куске плотного картона, в котором проделаны маленькие отверстия для протягивания иголки с ниткой. Когда он научится справляться с этой операцией, можно перейти к вышиванию на ткани, причем по намеченному на ней рисунку. иглу лучше взять короткую и толстую, а в качестве ниток – шерстяную пряжу. Покажите ребенку, как делать стежки.

Игры с катушками от ниток

Катаем катушки в ладошках; наматывание нитки на катушку.

Наматывай – разматывай.

Понадобится веревка или шнур длиной 2-4 м и две палочки.

Сначала изготовьте игрушку. Для этого возьмите шнур, привяжите его концы посередине палочек. На середине шнура сделайте узелок. А теперь можно приступить к игре.

Станьте напротив ребенка, дайте ему в руку палочку, возьмите другую палочку сами. Палочку нужно держать так, чтобы тыльные стороны кистей были обращены книзу. Отойдите друг от друга на такое расстояние, чтобы шнур натянулся. А теперь по команде начинайте наматывать шнур на свою палочку. Кто быстрее домотает до середины шнура, тот и выиграл. Не спешите разматывать шнур. Немного отдохните и начинайте новое соревнование. Кто быстрее размотает шнур от середины до своей палочки?

Собери палочки.

Дате ребенку палочки. Пусть он зажмет их в кулаке, держа руку над столом. Затем пусть разожмет руку, и палочки упадут на стол произвольно. Ему нужно осторожно собрать палочки по одной так, чтобы не сдвинуть рядом лежащие. Если он сдвинет хотя бы одну, ход переходит к другому ребенку или вам.

Игры со шнурками.

Для этой игры предлагаем детям разноцветные яркие шнурки. Ребенок сам придумывает, что он будет выкладывать из них (это может быть животное, фигуры, буквы и цифры).

Сухой бассейн.

Изготовить сухой бассейн можно из крупы,фасоли, гороха, бобов, макаронных изделий, пластиковых пробок, киндер-сюрпризов, мячиков, колпачков от фломастеров. Наполняем большую емкость, и ребенок опускает руки. Находим там маленькие игрушки, конструктор.

От точки к точке.

Вы можете найти образцы заданий, подобных этому, в специальных книжках и тетрадях по подготовке к школе. Хотя несложно составить такие задания и самим. Обозначьте на бумаге контур животного или предмета точками и пронумеруйте их. Если ребенок еще неуверенно себя чувствует в области написания цифр, выпишите их по порядку вверху страницы. Десяти точек достаточно, чтобы нарисовать кружку, домик или другой простой рисунок.

Можно обозначить с помощью точек буквы алфавита. В этом случае нумеровать точки не обязательно – достаточно просто показать направление движения стрелками.

Лабиринты.

Найдите в различных пособиях, детских журналах или нарисуйте сами простые лабиринты. Например, несколько пересекающихся линий с воздушными шариками на конце каждой. Ребенок раскрашивает шарики, а затем следует между линий лабиринта, используя карандаш того же цвета.

Бланки и списки.

Некоторые сюжетно-ролевые игры в профессии требуют заполнения бланков, журналов и т. п. используйте заинтересованность ребенка сделать наберите на компьютере несколько бланков для «врача», ценников для «продавца». Можно сделать список товаров ежедневного потребления, написав (от руки или на компьютере) слова так, чтобы их можно было обвести карандашом или фломастером. Обводя отмеченные вами названия продуктов, которые нужно купить, ребенок составит нужный список для похода в магазин.

Вырезание.

Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами).

Рисуем по клеточкам.

Вам понадобится тетрадь в клетку. Скажите ребенку: «Сейчас я буду говорить тебе, куда нужно вести линию и на сколько клеток. Сначала потренируемся. Поставь кончик карандаша вот в эту точку и слушай внимательно. Одна клетка вверх – куда нужно провести линию из этой точки? Не отрывай карандаш от бумаги. Теперь две клетки влево» - и т. д. После тренировки приступайте к выполнению основного рисунка (до начала и во время работы не показывайте его ребенку). Исходную точку для начала работы поставьте на листе сами. По окончании диктовки ребенок сам увидит, ошибался он или нет (поначалу можно помогать ему в выборе направления движения). Если он сделал все правильно, в результате работы получится изображение. предложите ребенку раскрасить получившуюся фигурку.

Вы можете заранее подобрать такие рисунки по клеточкам из детских игр (мозаика, складывание из набора геометрических фигур и т. д.). Разумеется, начинать надо с самых простых, небольших образцов. Постепенно можно включать в занятия все более сложные и объемные рисунки.

Еще один вариант упражнения: положите образец перед ребенком и предложите скопировать его.

Если ребенок захочет, он может придумать и нарисовать свои образцы, а потом продиктовать их вам. Конечно, это занятие также потребует от него умения хорошо ориентироваться в направлении и правильно отсчитывать клеточки.

Рисование по точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

Рисование по контурам

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.


У меня растёт дочка!https://vashechudo.ru/u-menja-rast-t-dochka

 

Воспитание мальчишек... как ?

https://vashechudo.ru/vospitanie-malchishek

imageДетское творчество и досуг

 https://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug

 

 

Полезные сайты для родителей:

 

Детское здоровье

Психологическая помощь семейного и детского психолога

Советы психолога родителям на сайте Супер Предки

Свежие советы

Шишкин Лес

Обжейка

Сайт родители и дети

 

День Земли!!!

 

 

 

 

Как рассказать детям о Победе.