Эссе "Я учитель"

«Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, - он будет лучше того учителя,

который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

 Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель...»
(Л. Толстой)

 

 

У каждого человека  свой путь, своя дорога. Он выбирает ее осознанно и идёт по ней всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может правильно определить свое предназначение и впоследствии не сожалеть о своём выборе.
           Учитель…. Как много в этом слове гордости, уважения и понимания. Нет на свете важне , чем профессия-учитель. С самого первого вступления на порог школы учитель заменяет самого дорогого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, а также примером для подражания.

           Почему я выбрала профессию учителя? Примером стала моя родная тетя Тарасова Ольга Георгиевна . Она работала в Яндыковской школе Лиманского района . Это творчески     работающий педагог  .Раньше учителя создавали своими руками пособия:рисовали , вырезали , наклеивали. И я была главной помощницей в изготовлении таких пособий !  А как было интересно тайком рассматривать ученические тетрадки , находить  ошибки . И с тех дней  мне уже было понятно  , что я буду учительницей  начальных классов . Неизгладимый след в моей жизни оставила и моя первая учительница Смирнова Людмила Викторовна . В памяти осталось  сияние добрых глаз, требовательный, но ласковый  голос, доброжелательное отношение к своим ученикам. Совместные прогулки, экскурсии, праздники – всё это сохранилось в моей памяти.  Я решила, что стану учителем начальных классов и буду похожа на свою тетю и первую учительницу.

        Шли годы , впереди окончание школы  и золотая медаль. Многие отговаривали меня  идти в училище .Но в институте не было такого  факультета для педагогов начальных классов. Итогда я уже подумывала о преподавании иностранного языка . Но вдруг чудо! К нам в школу пришли агитировать поступать в Астраханский  педагогический институт на факультет «Педагогика и методика начального обучения» .Мечта начала сбываться !      Пролетели годы студенчества. И вот для моей педагогической деятельности распахнула двери моя родная школа МКОУ «Лиманская  СОШ№1» .     На сегодняшний день таж моей педагогической деятельности составляет 33 г 9 мес.   Любимая работа доставляет мне радость и удовольствие помогать ,учить..                                                   

     Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма не возможно испытать радость открытия.

      Школа – это  вечная молодость, постоянное   движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и  духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог.   Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед. 

Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами.
          С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами –  интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.  

         У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга. Но при этом не теряяют  к нему уважения как к старшему и как к педагогу. 

       Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения". При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Ученикам  на таких уроках не просто интересно, а их не оторвать от работы. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям. 

        Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Путь познания труден ,но нужно приложить усилия, чтобы чего-то добиться . Вот поэтому перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорил замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

      Каждый   родитель мечтает о  том, что их дети станут успешнее, чем он. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален. У  каждого способности  проявляются в свое время . 

         В связи с этим, ещё одним важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход  в обучении. Учебный процесс строю с учётом таких учебных возможностей, которые позволяют  каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли.Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

       С целью эффективности образовательного процесса, передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, самостоятельную. Чаще использую работу в парах,группе, реализуя принцип взаимопомощи, когда более сильный ученик курирует более слабого.

        Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики руки; организую музыкальные, танцевальные перемены; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Да, у меня особая профессия. Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, какая из вас выйдет личность – положительная или отрицательная». И помогаю воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через литературу, тренинги, внеклассные мероприятия, коллективные творческие дела, собственный пример. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям ,слушать и слышать друг друга , уступать одноклассникам и дарить людям  и природе добро.   

Самая большая награда для меня за мой труд – это понимающие и любящие глаза учеников на уроке! Всеми своими жизненными событиями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на другой.Но с уверенностью и гордостью могу констатировать их желание идти в школу  с улыбкой, встретиться с учителем и преодолевать различные трудности .

     Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда силы наисходе,  вспомню  глазки своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Вспоминая моих учеников, я хочу им сказать словами великого Александра Сергеевича Пушкина: «Друзья, мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен!» 

      Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…

Я прикасаюсь к будущему. Я учу.
(Криста МакОлифф)

И завтра я опять иду в школу… И пусть в образовании будут только хорошие перемены!