Для деток и их родителей

Стёпичева Зоя Анатольевна

Люди, главные на свете,
Вас целуем много раз!
Ваши маленькие дети
Очень-очень любят вас!
С вас, достойных и красивых,
Мы пример готовы брать:
Сын – как папа, будет сильным,
Дочь – хозяйкою, как мать.
Будем мы трудиться сами
И успеха достигать,
И при этом папу с мамой
Никогда не забывать!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ И ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

      На ребенка, поступающего в школу, оформляется карта медико-педагогической готовности. Врач оценивает готовность ребенка по медицинским критериям и заполняет первый раздел медико-педагогической карты. Педагог-воспитатель дошкольного учреждения на основе динамического наблюдения за развитием ребенка дает оценку готовности по психолого-педагогическим критериям.


  
    Среди показателей, характеризующих состояние здоровья, наибольшую значимость в оценке готовности ребенка к обучению имеют:

  1. возраст биологического развития;    
  2. состояние нервно-психического здоровья;
  3. острая заболеваемость;

4) хроническая заболеваемость.


      Биологический возраст отражает общую морфологическую зрелость ребенка и связан с состоянием отдельных органов и систем, с характером умственной работоспособности. Биологический возраст оценивается по морфологическим показателям: длина, масса тела, число постоянных зубов. Возможны три варианта развития: биологический возраст ребенка соответствует, опережает или отстает от паспортного возраста.
      Группу риска по готовности к обучению в школе обычно составляют дети, биологический возраст которых меньше паспортного. Они имеют сниженный уровень работоспособности, хуже успевают, отличаются повышенной ранимостью. Поэтому каждый ребенок с замедленным биологическим созреванием должен быть проконсультирован невропатологом или психиатром, стоматологом, желательно эндокринологом.

Паспортный возраст

Пол

Зубная зрелость по паспортному возрасту (количество зубов)

Отстает

Соответствует

Опережает

6 лет

Мальчики

0—1 зуб

2—4 зуба

5—9 зубов

Девочки

0—1 зуб

2—6 зубов

7—12 зубов

6,5 лет

Мальчики

0—1 зуб

2—6 зубов

7—12 зубов

Девочки

0—2 зуба

3—8 зубов

9—10 зубов

7 лет

Мальчики

0—5 зубов

6—10 зубов

11—12 зубов

Девочки

0—5 зубов

6—10 зубов

11—12 зубов

     

 Состояние нервно-психического здоровья ребенка оценивается по клиническим направлениям заболевания, степени выраженности неврологических дисфункций, уровню психического и психомоторного развития. Информативным критерием определения психомоторной зрелости ребенка служит тест Керна — Ирасека и другие тесты. По совокупности медицинских и психолого-педагогических критериев определяется степень готовности ребенка к обучению.


      Острая заболеваемость оценивается по числу заболеваний за предыдущий год, в зависимости от которых ребенка следует отнести к одной из следующих групп:   

      не болел,
      болел эпизодически (1—3 заболевания),
      болел часто (4 и более заболеваний).


      
Хроническая заболеваемость
      При наличии у ребенка хронического или длительно протекающего заболевания в карте медико-педагогической готовности указывается полный диагноз и состояние компенсации, субкомпенсации, декомпенсации болезни. Дети, имеющие хроническое заболевание в стадии субкомпенсации, быстро утомляющиеся на занятиях, часто болеют простудными и респираторно-вирусными заболеваниями, что снижает возможность их успешного обучения.
      Готов к обучению ребенок, у которого биологический возраст соответствует или опережает паспортный, отсутствуют хронические и длительно протекающие заболевания, отсутствуют или имеются легкие функциональные отклонения в нервно-психическом здоровье. Ребенок успешно осваивает программу детского сада. Уровень умственного развития соответствует возрасту.
      Условно готов к обучению ребенокбиологический возраст которого отстает от паспортного либо имеющий хроническое (длительно протекающее) заболевание в стадии стойкой ремиссии, сниженную (но не более четырех заболеваний в год) резистентность организма. Со стороны нервно-психической сферы могут быть различные дисфункции в стадии компенсации или выраженная задержка психического развития. Группа здоровья по комплексной оценке II или III. Удовлетворительно усваивает программу детского сада, имеет сниженные показатели интеллектуальных функций.
      Не готов к обучению ребенок, состояние здоровья которого оценивается по IV группе или имеющий высокую заболеваемость (пять и более заболеваний в год), задержку психического психомоторного развития и неудовлетворительные педагогические характеристики по освоению программы детского сада, развитию мышления, внимания и других функций.
      Готовые к обучению дети занимаются в школе без ограничений, проходят диспансеризацию в соответствии с возрастом.
      Для того чтобы родители и педагоги могли оказывать помощь своим детям, здесь приведены рекомендации врачей, детских психологов, педагогов, сформулированные в виде 
задач, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка.

      Задача 1

      В семье и образовательном учреждении соблюдать гигиенические условия и формировать у детей привычку к здоровому образу жизни:      

1.1. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха в пределах +18...+20 °С. Во время сна и в гимнастическом зале температура понижается до +16...+18 °С. 
1.2. Использовать освещение в комнате 200 люкс, в спальне — 75 люкс. 
1.3. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

 1.4. Не занавешивать окна плотно и не ставить на подоконник высокие цветы. В домашних условиях использовать настольную лампу с мощностью лампочки не менее 50 Вт. 
 1.5. В повседневной жизни добиваться спокойной, негромкой речи, избегать повышенного тона. 
 1.6. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур: мыть руки по мере загрязнения, а также перед едой, после пользования туалетом и после прогулки; 
полоскать рот после приема пищи и чистить зубы после завтрака в детском саду и дома утром и перед сном; 
носить в кармане носовой платок, закрывать нос и рот при чихании и кашле. 

1.7. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом: 
      сидеть прямо; 
      пользоваться всеми приборами (ложкой, вилкой, ножом); 
      брать пищу ложкой или вилкой, понемногу; 
      есть и пить бесшумно; 
      не разговаривать во время еды и не торопиться; 
      выходить из-за стола только по окончании еды, тихо поставив стул на место и       поблагодарив взрослых; 
      в домашней обстановке, за общим столом не требовать особого внимания к себе, разговаривать спокойно, не перебивать взрослых, быть внимательным к другим. 
      Ученые считают, что сохранение на протяжении дошкольного возраста хорошего аппетита, воспитание у ребенка привычки есть в определенные часы, освоение им всех культурно-гигиенических навыков, связанных с приемом пищи, — это в известном смысле и подготовка его к школе. Если после школы ребенка некому будет встретить, то он сумеет самостоятельно поесть по возвращении домой. 
1.8. Осуществлять перед ночным сном и после него необходимые гигиенические процедуры. 
 1.9. Закреплять навыки самообслуживания. Добиваться того, чтобы дети самостоятельно, без напоминаний: 
      хорошо и тщательно вытирали ноги; 
      сняв верхнюю одежду, вешали ее в шкаф на вешалку; 
      аккуратно складывали предметы своей одежды в шкаф; 
      застилали постель покрывалом; 
      после сна складывали и убирали свое белье; 
      оставляли в порядке игрушки, книги, бумагу, конструктор и прочие вещи, переходя к другому занятию; 
      мыли ноги (до голени) с последующим растиранием кожи полотенцем; 
      причесывались и следили за своим внешним видом. 

 1.10. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, условиями образовательного учреждения и рекомендациями врача. 
 1.11. Добиваться выполнения детьми правила переобуваться или переодеваться сразу во все сухое после прогулки, если промочили ноги или вспотели.

      Задача 2

      Укреплять психическое здоровье детей в образовательном учреждении и дома:      

2.1. Исключить авторитарный стиль общения с ребенком со стороны педагогов и родителей. 

 2.2. Способствовать созданию такой обстановки дома и в группе детского сада, при которой ребенок чувствовал бы себя защищенным в любой ситуации. 
 2.3. Исключить психологические и физиологические нагрузки. 
2.4. Провести анализ факторов, влияющих на поведение ребенка в семье и детском саду (не собирает свои игрушки после того, как закончил играть; кричит на бабушку; бьет младшего брата и других детей и т. д.). Критически их осмыслить и выработать единую стратегию и тактику по отношению к поступкам каждого конкретного ребенка. 
 2.5. Создать условия для разностороннего развития и воспитания детей: 
      обеспечить самый широкий выбор разнообразных видов деятельности, среди которых у каждого ребенка появляется возможность отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам; 
      способствовать пробуждению активности в поиске и раскрытии жизненных ориентиров, в пробуждении интереса к самой широкой информации о людях и вещах и помощи им в создании целостного образа этого огромного, но дружественного и невраждебного внешнего мира. 
 2.6. Концентрировать внимание ребенка на том приятном, радостном, что его окружает, укреплять положительные впечатления, переводя их в зрительный ряд, фиксировать это в специальном альбоме в разной форме (размещать фотографии родных и близких, наклеивать вырезки с изображением тех растений, животных и птиц, к которым ребенок испытывает симпатию; видов транспорта, которые ему нравится изображать; предметов и явлений окружающей действительности, которые он любит больше всего, и т. п.). 
 2.7. Помогать детям осознавать свои, даже самые небольшие, достижения. 
2.8. Отмечать и поддерживать любые успехи детей. 
2.9. Способствовать повышению у детей самооценки. Побуждать их самостоятельно выделять и называть все то, что они делают хорошо, и помогать им следовать установленному ими самими стандарту. 
2.10. Продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике и т. п.

 Задача 3

Осуществлять оптимизацию состояния здоровья детей и их развитие методами и средствами физического воспитания: 
 3.1. Активно использовать все доступные средства физического воспитания для качественного созревания мускулатуры, необходимой для обеспечения всех функций позвоночника (опорной, амортизационной, двигательной и защитной). 
 3.2. Обеспечить природную потребность детей в двигательной активности, которая является главным источником нормального роста, развития и функционирования детского организма. 
 3.3. Регулировать продолжительность, объем и интенсивность двигательной активности в соответствии с индивидуальными данными физического развития и подготовленности детей. 
  3.4. Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий, освоению техники движений и их координации, направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнению правил подвижных игр. 
  3.5. В домашних условиях способствовать сочетанию прогулок с занятиями сезонными видами спорта: 
      ходить на лыжах (начиная с 20 до 40—45 мин); 
      зимой кататься с горки на санках, летом — на роликовых коньках по асфальтовой дорожке, защищая голову шлемом, плавать и кататься на двухколесном велосипеде. 
  3.6. Активно использовать все доступные средства для профилактики нарушения осанки: 
      движение во всех видах;
      подвижные игры на воздухе;
      утреннюю гимнастику; 
      постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
      ежедневное выполнение в семье и детском саду «золотого» комплекса упражнений с палкой.

      Задача 4

Обеспечить охрану здоровья и жизни детей: 
4.1. Формировать чувство осторожности, прививать знание основ безопасности: 
      научить правильно пользоваться и соблюдать осторожность при работе с острыми предметами (ножницами, ножом, иглой и др.); 
      побуждать оберегать глаза от травм во время игр с песком, мячом, палками и т. п.; 
      объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения; 
      приучать детей к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными (их нельзя гладить, брать в руки, так как они могут не только укусить, но и заразить опасными кожными и грибковыми заболеваниями); 
      предупреждать о свойствах ядовитых растений; 
      развивать представления об опасности приема лекарственных препаратов, игр с огнем, аэрозольными баллончиками и другими взрывоопасными веществами и предметами; 
      добиваться выполнения правил дорожного движения (переходить улицу только при зеленом сигнале светофора); 
      объяснить, что в целях безопасности в лифт можно входить только в сопровождении взрослого; 
      выучить домашний адрес и номер телефона; 
      вырабатывать осторожность во время купания в природных водоемах, бассейне; 
      добиваться понимания опасности передачи инфекций; 
      объяснять опасность самостоятельного общения, поездок, прогулок куда бы то ни было с незнакомыми людьми. 

 4.2. Помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам: 
      объединять усилия родителей, воспитателей, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, медицинских работников для определения содержания, форм и методов постоянного воздействия на детей с целью формирования у них интереса к вопросам сохранения и укрепления их здоровья; 
      рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья (у известной фигуристки было слабое здоровье, но занятия спортом укрепили его и принесли ей мировую известность и т. п.); 
      на занятиях по познавательному развитию в процессе знакомства детей с целевым назначением и функциями различных предметов, свойствами и качеством разнообразных материалов вводить правила безопасности при их использовании, хранении (иголка, ножницы, нож, гвоздь, стекло и т. п.); 
      познакомить с основными частями тела человека, их назначением в жизни, подвести к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле; 
      в разных сферах детской деятельности (игровой, конструктивной, музыкальной, изобразительной, познавательной и др.) использовать содержание, направленное на формирование привычки к здоровому образу жизни.

      К концу года общими усилиями родителей и педагогов все четыре задачи, направленные на укрепление здоровья ребенка, должны быть решены полностью.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему «Веселые выходные»

Выходные дни – это время, когда родители и дети могут в полной мере испытать радость от общения друг с другом, поскольку в будние дни родители заняты на работе, а дети ходят в детский сад.

«Сила природы велика»

Прогулка в лес – это отличный вариант приятного общения со своим ребёнком, при условии благоприятной погоды. Ведь где, как ни на природе, есть возможность обсудить погодные явления, слушать пение птиц. Зимой – слепить снежную бабу, поиграть в снежки и т. д. Летом посмотреть траву, понюхать цветы, полюбоваться на водоём. Осенью – собирать листья для гербария.

«Спорт – это гораздо больше, чем набор упражнений. Это наша жизнь! Жизнь – это движение, а движение – это наше здоровье!»

Превосходно, если погода позволяет, не только подышать свежим воздухом, но и заняться спортом. Чем можно заинтересовать ребенка на улице? Летом это могут быть ролики, велосипед, бадминтон. Даже вдвоем с ребенком можно поиграть в футбол, а если наберется целая команда, то это будет незабываемое впечатление. Небольшая пробежка пойдет только на пользу, после которой обязательно нужно восстановить дыхание, сделать дыхательную гимнастику. Зимой – катание на лыжах, на коньках, на санках. В лес можно взять термос с чаем, это придаст прогулке особую атмосферу.

«Искусство – одно из средств объединения людей»

Если погода не позволяет – хороший вариант посетить выставки, музей, театр. Желательно заранее обговорить, что вы готовы ему купить, чтобы избежать возможных ссор по этому поводу. Ещё один вариант при плохой погоде – совместный поход в гости. Чтобы не разрываться между столом и ребенком (детьми), увлеките их игрой, посидите вместе с ними, вместе продумайте правила игры. Тогда не придется отвлекаться на детей. Не нужно сердиться, если ребенок призывает к помощи, лучше спокойно помогите или дайте совет.

"Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть."

Джордж Бернард Шоу

Выходной день дома! Это тоже хороший вариант, ведь здесь можно уделить максимум внимания своему ребенку, которое ему так необходимо для полноценного развития. Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения.

Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по сути, могут сравниться с работой и учебой.

Игра в прятки с игрушкой.

Договоритесь с ребенком, кто будет водящий. Водящий остается в комнате и прячет куда-нибудь игрушку, а другой игрок ждет за дверью. Затем он заходит в комнату и ищет игрушку, а водящий направляет его, говоря «горячо - холодно».

Творите! Рисуйте!

Придумайте с ребенком поделку-аппликацию.

Кулинарные состязания.

Если у вас дети-школьники, проведите кулинарный поединок. Команда родителей против команды детей. Испеките печенье или торт и дайте возможность детям приготовить что-то самостоятельно. А потом оцените результаты за дружным чаепитием.

Настольные игры – интересны и детям, и взрослым.

Данный вид игр развивают интеллект, мышление, воображение.

С более взрослыми детками можно играть в «Волшебный мешочек»: завяжите глаза ребенку, пусть он вынимает из сумки их на ощупь и пытается объяснить, что ему попалось. Такая игра хорошо тренирует мелкую моторику, а также стимулирует тактильные ощущения.

Как бы вы ни задумали провести выходной день с детьми, это должно нравиться и вам, и им. Родителям важно хоть на время выкинуть из головы все свои проблемы и расслабиться. Дайте себе слово, что сегодня вы снова превратитесь в ребенка и посмотрите на все широко раскрытыми глазами. Ваши дети это оценят.

Психологи утверждают: к общению с ребенком нужно относиться серьезно. Дети очень чувствительны и регулярно нуждаются в вашем стопроцентном внимании. Они действительно переживают, когда в процессе игры вы отвлекаетесь на приготовление, стирку или телефонный звонок. И пусть это будет всего час полноценного общения – с точки зрения вашего ребенка это лучше, чем целый день урывками. Тем более что любое количество времени можно провести интересно и незабываемо как для ребенка, так и для вас самих. (Только желательно закончить игру вовремя, чтобы не пришлось прекращать ее на середине и расстраивать ребенка.)

Хороших вам совместных выходных!



Предварительный просмотр:

Кошки и мышки

Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь вблизи школы, на открытом воздухе.

В дождливые и холодные дни детям предоставляется в полное распоряжение одна из классных комнат, просторная и свободная, по возможности, от мебели.

Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.

Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых "ворот", при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти "ворота", мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.

Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новыя мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудутъ в этих ролях.

При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.

Пятнашки

Игры в пятнашки происходят либо в просторной классной комнате, либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 25-и более.

Собравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой.

Пойманный задерживается таким образом и превращается в "пятнашку," при этом его имя произносится во-всеуслышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться.

Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранят живой интерес к ней и не почувствуют себя утомленными.

Игры в пятнашки основаны, главным образом, на движении; их можно однако разнообразить, вводя различные элементы, например метание мяча и тому подобное.

Пятнашки с мячом

Кроме бега, существенным элементом этой игры является метанье мячом.

Дети по предыдущему распределяют между собой роли, при чем большинство обращается в бегство, а один из их среды, получивши прозвище пятнашки, снабжается еще мячом большей или меньшей величины.

В то время, как дети бегают по разным направлениям, пятнашка намечает себе жертву и старается во что бы то ни стало настигнуть ее, запятнав прикосновением мяча.

Потерпевший меняется с ним ролью, и игра продолжается до тех пор, пока у детей хватит охоты и они не устанут и не потеряют интереса к начатой игре.

Пятнашки с передачей

Дети собираются в каком-нибудь просторном месте по предыдущему, избирают среди участников так называемую "пятнашку" и бросаются бежать.

Пятнашка по-прежнему стремится поймать жертву, последняя — и в этом состоит отличие этой игры от предыдущей — в свою очередь спешит ответить первому пятнашке, бросающемуся быстро в бегство, тем же, т. е. реваншироваться.

Ясно, что для того, чтобы цель была вполне достигнута, требуется большая ловкость от действующйх лиц, старающихся превзойти в этом отношении друг друга.

В этой игре дети совершают целый ряд правильных физических упражнений, стараясь не попасть в число пятнашек, кроме того они изощряются еще в ловкости, развивая в себе постепенно это качество, если оно им не было присуще раньше.

3вери

Местом для игры избирается просторная классная комната или пространство, прилегающее к школе или дому на открытом воздухе.

На противоположных концах избранное для игры место ограничивают неширокими полосами.

Одну из них предназначают как бы для дома купца, другую для загона зверей, остальное пространство, соединяющее эти два отделения, носит название поля.

Участвующие в этой игре разделяют роли меж собой следующим образом.

Один из них назначается владельцем зверей, другой — покупателем, остальные участники игры изображают собой различных зверей: слона, тигра, льва, лисицы и т. п.

При этом все действующие лица устраиваются таким образом, что покупатель пробирается в огороженный дом, звери уходят в так называемый загон, а хозяин помещается возле них, как сторож.

В начале игры к хозяину подходит покупатель и осведомляется, находится ли среди его зверей хотя бы слон; получив утвердительный ответ, он спрашивает о цене.

Владелец зверей указывает цену, протягивая в случае согласия покупателя руку будто бы за деньгами. Вместо денег он получает по легкому удару, количество которых соответствует количеству рублей, назначенных за зверя, причем при первом ударе проданный зверь бегом спасается по направлению к дому покупателя и тотчас, по достижении его, возвращается в загон.

В то время, как покупатель отсчитал последний удар, зверь должен добраться до загона, иначе он бросается ему вдогонку, стараясь изо всех сил поймать его.

В случае успеха, т. е. если покупатель настигнет зверя, он считает его своим пленником и уводит в свой дом, после чего вновь отправляется к владельцу для покупки прочих зверей, за которыми он гонится, затем таким же точно образом, как за первым.

В случае промаха, т. е. если покупателю не удается поймать купленного зверя, он меняется с ним ролями, при чем зверь превращается в покупателя, а покупатель присваивает себе название, которое носил зверь. В таком порядке игра продолжается до тех пор, пока не будут проданы и пойманы все звери.

В том случае, когда число участников очень велико и для поимки всех зверей может потребоваться слишком много времени, в течение которого дети могут сильно утомиться, необходимо тотчас же приостановить игру, лишь только станет заметно чувство усталости, охватившее детей, так как в противном случае цель не будет достигнута и дети вместо удовольствия, получаемого от умеренной игры, почувствуют к ней отвращение.

Игра в "зверей" также основана на беге, т. е. физических упражнениях; все остальное — это аксессуары, делающие игру занимательной.

Лошадки

Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе или же просторной классной комнатой. Участников может быть какое угодно количество.

Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входит по четыре участника.

Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы пристяжных. В последние группы входят кучера.

После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыватю пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его.

Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается "хозяином троек". По сигналу, данному им, "тройки" начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны, по новому приказанию хозяина.

Лишь только "хозяин троек" закричит: "лошади, в разные стороны!", кучера немедленно освобождают пояса, переплетенные с поясами коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные стороны.

Спустя некоторое время, хозяин вновь командует "кучера, взнуздайте лошадей!". После этого окрика кучера берут друг друга за руки, образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты или двора, служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и лошадей.

Основным элементом этой игры является ходьба и бег и если она происходит на воздухе, то польза ее для детей очевидна.

Зайчик

Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор или просторную классную комнату.

Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком.

Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, при чем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.

Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.

Находящийся в кругу называется "водящий"; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины "водящего", т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.

Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.

В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.

В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, — оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхательные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается.

Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление.

Волк и овцы

Дети собираются во дворе на открытом воздухе или в обширной классной комнате и, по жребию, назначают одного из участников пастухом, другого — волком, а остальные остаются в роли овец.

На обоих концах двора или классной комнаты, служащих местом для игры, отмежевываются площадки, имеющие 3—4 шага в ширину и называемые загонами.

Пространство, находящееся между обоими загонами, носит название поля, причем на одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство, служащее логовищем для волка.

После этого овцы размещаются в одном из загонов, а пастух становится в поле вблизи загона.

Волк, устроившийся в логовище, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух при этом изо всех сил старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка, но это ему не всегда удается, если волк отличается ловкостью. Пойманная овца становится помощницей волка. После этого волк вновь обращается к пастуху со словами: "гони стадо в поле", и при исполнении этого требования, вместе со своим помощником старается задержать бегущих к противоположному загону овец.

Мало-помалу число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.

Игра может продолжаться до тех пор, пока волк не поймает всех овец; если же дети устанут, в особенности в том случае, когда число их очень велико, игру можно приостановить и раньше.

Для правильного ведения игры требуется соблюдение известных правил, состоящих, между прочим, в том, что волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному.

Волку не предоставляется права забираться в загон, — он можетъ ловить овец лишь в поле, т. е. в пространстве, отделяющем оба загона.

Пойманная овца должна покориться своей участи и стать помощницей волка, помогая ему при поимке новых добыч, причем помощники обыкновенно берутся за руки, образуя цепь и задерживая, таким образом, попадающихся овец.

Медведь

Число играющих может быть как угодно велико, причем местом для игры служит также просторная классная комната или обширный двор или площадь, прилегающая к школе.

Участники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя, и снабжают каждого жгутами, — последние нетрудно смастерить, свертывая соответственным образом носовые платки.

На одной из сторон пространства, отведенного для игры, устраивается или, вернее, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора или классной комнаты в противоположный, причем медведь, не вооруженный жгутом, бросается на них, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. запятнать его.

Запятнанный также становится медведем и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока медведей не станет больше, чем оставшихся участников игры.

По мере увеличения числа помощников медведя, все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Основным элементом игры является бег.

Волк в кругу

Количество участвующих может быть как угодно велико. Дети собираются на просторном дворе или в большой классной комнате.

На полу или земле очерчивают круг и, выбрав по жребию из своей среды волка, помещают его внутри очерченного круга.

Участвующие в игре дети врываются в круг и стараются выбежать из него, не будучи запятнаны волком, который норовит изо всех сил запятнать их.

Потерпевший меняется ролями с волком и становится на его место в круг. Игра эта — не сложная, доставляющая детям большое развлечение. Главный элемент, входящий в нее — бег.

Кошка

Дети собираются в просторном месте. Удобнее всего приступить к этой игре, как только начинают надвигаться сумерки.

Участники выбирают из своей среды одного, отличающегося ловкостью и проворством, и поручают ему роль кошки. Кошка тщательно прячется за деревом или кустом, стараясь остаться незамеченной товарищами.

Последние по сигналу одного из старших бросаются во все стороны для разыскания кошки; кошка же от времени до времени мяукает, давая знать о своем присутствии, и быстро прячется, чтобы не быть открытой.

Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку и игру ведут до тех пор, пока дети не устанут или не потеряют к ней интереса.

Хромая лиса

Количество участвующих детей можетъ быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.

На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой.

Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.

Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составлают бег и прыжки.

Лисица на одной ноге

Дети собираются на дворе или в саду, в каком угодно количестве и снабжаются жгутами.

По жребию одному из участвующих дается прозвище лисы. В одном из уголков места, выбранного для игры, устраивают так называемую норку, куда и прячется лиса.

По данному сигналу дети бросаются бегом по двору, а лиса, снабженная жгутом, выходит из своей норы и бросается вслед за бегущими, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из них жгутом.

В том случае, когда это ей удается, она присоединяется к толпе , а потерпевший прячется в норку, изображая собой лису.

Если же она дала промах, т. е. брошенный ею жгут не задел никого из бегущих, она должна быстро шмыгнуть в норку, чтобы избежать ударов жгута, направленных на нее другими участниками игры.

Главными элементами игры являются бег и прыжки. Очевидно, кроме пользы, приносимой детям движениями на открытом воздухе, игра развивает в них еще ловкость, так как каждый ребенок, попавший в роль лисы, старается поскорее освободиться от нее, чтобы не быть осмеянным товарищами.

Медведь и вожак

Число детей можетъ быть как угодно велико; собравшись в месте, назначенном для игры, в саду, во дворе или в просторной комнате, они захватывают с собой веревку, длиной в 2—3 аршина.

Одного из участников назначают медведем, другого вожаком, причем оба берут в руки противоположные концы веревки, а остальные дети группируются на недалеком от них расстоянии, приблизительно в 4—6 шагах. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и дети все наперерыв бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак охраняя последнего, в свою очередь силится запятнать каждого приближающегося к медведю.

Вожак должен обладать известной ловкостью и стараться во что бы то ни стало запятнать кого-нибудь из играющих, прежде, чем медведь получит 5—6 легких ударов.

Запятнанный становится медведем; в том же случае, когда медведь получит вышеуказанное количество ударов, а вожак не успеет запятнать кого-либо, он сам становится медведем, а нанесший последний удар преобразуется в вожака.

При каждом таком обмене ролей участвующие отодвигаются на известное расстояние от центральных лиц — медведя и вожака — и лишь по сигналу, данному последним, вновь приближаются и продолжают игру в прежнем порядке.

Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых условий. Пятнающие, т. е. наносящие медведю легкие удары, должны непременно вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могутъ быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими.

В начале и во время игры, при каждой смене центральных, действующих лиц — вожака и медведя — остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4—6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя.

Ястреб

Дети собираются, количеством до 16 и больше, во дворе, в саду или в просторной комнате и бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальныя дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать.

Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок или свернутый жгут, — если они попадают в него, он считается убитым и из среды детей выбирается на его место другой.

Змейка

Число детей доходит до 20 и больше. Игра происходитъ во дворе или в саду.

Участвующие выбирают из своей среды вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению вслед за вожаком.

Во время бега двое из играющих высоко подымают соединенные руки, предоставляя вожаку пробраться под ними, — благодаря этому в цепи образуется выемка.

Попавшему в эту выемку необходимо тотчас же обернуться для того, чтобы цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, причем к цепи образуется ряд выемок, благодаря чему получается форма змейки.

Главный элемент игры — бег; если игра заинтересовывает детей, они ведут ее очень охотно, развивая при этом свои физические силы и максимум мышечно-нервной энергии.

Лишь только замечается утомление, следует прекратить игру, — иначе она вместо ожидаемой пользы приносит несомненный вред, так как превращается в скучную, утомительную обязанность.

Стрекоза

Дети собираются во дворе, в саду или в просторной комнате, становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.

Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.

Трубочка

Трубочка напоминает собой жмурки, только она представляет для детей гораздо больший интерес.

Участвующих может быть какое угодно количество - дети собираются в большой комнате или в чистом дворе. Один из них получает прозвище "жмурки", ему набрасывают платок на глаза и завязывают, а в руки дают трубочку из свернутой бумаги. Жмурка становится посреди комнаты, а остальные участвующие берут друг друга за руки, образуя круг, в центре которого помещается жмурка. По данному сигналу, дети ходят 2-3 раза вокруг жмурки, после чего последний приближается к одному из них и обзывает его каким-нибудь словом или спрашивает: ты кто?

Спрошенный должен что-нибудь невнятно пробормотать в ответ, а жмурка, ударив в него трубочкой, должен назвать товарища. В случае удачи они обмениваются ролями. Главный элемент, входящий в игру — это ходьба, и если она на свежем воздухе, то польза от нее очевидна, так как ходьба служит лучшим гимнастическим упражнением для организма.

Малороссийская игра в мяч

Дети собираются во дворе или в обширной комнате; число их может быть как угодно велико; они разделяются на группы, считая по пяти человек в каждой и захватывают по одному мячу средней величины.

Прежде чем приступить к игре, дети ограничивают приблизительно квадратное пространство, величиной в несколько сажен. Из каждой группы избирается один участник и становится в центре устроенного таким образом квадрата, которому дают название города.

Остальные 4 детей из каждой группы занимают места по четырем сторонам квадрата.

Один из этих четырех детей снабжается мячом и старается во что бы то ни стало попасть им в того, который поместился в центре, притом он, кроме ловкости, пускает в ход также и хитрость, а именно прицеливается будто бы в товарища, находящегося на одной из сторон квадрата, и лишь только ему удается отвлечь внимание "центрального", как он быстро меняет направление и бросает в него мяч.

Находящийся в центре должен всячески увертываться для того, чтобы защитить себя от нападения, и когда это ему удается, т. е. когда бросивший мяч промахнулся, он меняется ролями с центральным.

В том случае, когда мяч попал в цель, четверо, стоящие по сторонам квадрата, обращаются быстро в бегство, между тем, стоящий в центре ловко подхватывает мяч и бросается за ними вдогонку, стараясь во что бы то ни стало коснуться мячом одного из бегущих, т. е. запятнать его; за черту огороженного города ему не разрешается выходить.

Если ему удастся запятнать кого-нибудь из бегущих, он меняется с ним ролями, — в противном случае безропотно покоряется своей участи и по-прежнему занимает центральное место в городе.

Игра эта доступна малолетним и доставляет им громадное удовольствие; она основана на беге и метании, оба процесса очень полезны, так как укрепляют детский организм.

Летучий мяч

Дети собираются в каком угодно количестве в просторной комнате или в чистом дворе и запасаются мячом довольно большой величины.

Участвующие в игре группируются таким образом, что образуют род круга и лицами обращаются к центру его.

Расстояние между поместившимися в вышеуказанном порядке детьми равняется приблизительно двум шагам. По данному сигналу дети начинают перебрасывать от одного к другому мяч, по разным, однако, направлениям, причем один из участвующих, находящийся внутри круга, изо всех сил старается перехватить мяч, чтобы дать ему добраться до цели, т. е. до того товарища, в чью сторону он был направлен.

Перехватив мяч, он овладевает им и немедленно становится на место того из участвующих, который в последний раз так неудачно бросил мяч.

Главным элементом игры является метание мяча, — упражнение чрезвычайно полезное для детей, так как оно развивает и укрепляет мускулы верхних конечностей.

Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых правил. Так, участвующие должны все время сохранять раз захваченные места.

В то время, как один из участвующих бросает мяч по направлению к одному из товарищей, находящийся в центре круга не должен приближаться к нему больше, чем на 3—4 шага.

В том случае, когда играющий так неловко бросил мяч, что последний не попал в руки того, кому он предназначался, а пролетел над его головой, он наказывается тем, что меняется местами с находящимся в центре круга.

Жмурки

Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают большую, просторную комнату или чистый двор.

Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.

Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

Вольная лапта

Дети собираются в просторном дворе или в большой комнате, запасшись черным мячом небольших размеров и лаптой. На обоих противоположных концах места, выбранного для игры, чертят две линии, называя одну из них игральной, а другую — коновой линией; пространство, находящееся между этими двумя линиями, носит название поля.

Участвующих в игре может быть до 30 и более. По жребию дети выбирают из своей среды "метальщика" и "подавальщика", которые становятся на игральной линии. Все остальные участники игры становятся в различных местах поля. Лишь только все устраиваются на своих местах, по данному сигналу, подавальщик направляет мяч метальщику, а последний подбрасывает его при помощи удара рукой или лаптой по направлению в поле. После этого метальщик, освободившись от мяча, бросается бегом по направлению к коновой линии, достигает ее и оттуда бегом возвращается обратно к игральной линии. В то время, какъ метальщик несется по полю, дети, находящиеся в различных местах поля, захватив мяч, стремятся запятнать им метальщика.

Во том случае, когда кому-нибудь из участвующих удалось это сделать, он меняется ролями с подавальщиком, а последний с метальщиком; метальщик становится наряду с остальными участвуюшими в игре где-нибудь в поле.

В таком же порядке игра продолжается и дальше до поры, пока все не перебывают в ролях подавальщика и метальщика; если детей много и некоторые из них быстрее утомляются, то игру следует прекратить.

Для правильного ведения этой игры необходимо соблюдать следующие условия: участвующие имеют право пятнать метальщика лишь в поле и то только, с того места, где был поднят мяч. В том случае, когда отбитый мяч попадает за пределы места, выбранного для игры, он снова вручается подавальщику для вторичного бросания.

Большая лапта

Дети собираются в большом дворе в каком угодно количестве — до 35 и больше, захватив с собой мяч небольших размеров и лапту. По предыдущему, на противоположных концах места, выбранного для игры, проводят две параллельные линии, на расстоянии 50—60 шагов друг от друга. Одна из начерченных линий носит название игральной, другая коновой, расстояние, отделяющее их — полем. Пространство, находящееся за игральной линией, называется городом, а за коновой линией — коном. Участвующие в игре выбирают из своей среды двух вожаков, из которых каждый вербует себе партию. По жребию одна из партий называется играющей, другая же служащей; играющая захватывает в свои владения город и устраивается в нем, тогда как служащая партия размещается в поле.

После того как играющие стали по своим местам, вожак распределяет меж ними очередь для отбивания мяча.

Первый по-очереди снабжается лаптой, становится на игральной линии, неподалеку от которой в поле помещается вожак противоположной служащей партии. Последний подбрасывает мяч, направляя его к одному из членов играющей партии; тот, в свою очередь, старается отбить его ловким ударом лапты по направлению к полю. Освободившись таким образом от мяча, он бегом бросается по направлению к кону и обратно, в то время как служащая партия, овладев мячом, изо всех сил старается запятнать им игрока противоположной партии, бегущего в кон и обратно. Если это удается, то служащая партия целиком обменивается ролями с играющей, становясь на ее место.

Однако, для потерпевшей партии существует еще возможность отвоевать себе свое прежнее положение,— для этого ей необходимо реваншироватъся, т. е. запятнать во что бы то ни стало кого-нибудь из тех, которые с поля направляются в город. Пятнавшая партия, предвидя это, старается поэтому как можно быстрее перекочевать из поля в город, для чего она, ни минуты не медля, сейчас же после пятнания стремглав бросается в город. При ловких игроках борьба между противоположными партиями часто ведется довольно долго.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: главной целью служащей партии является стремление овладеть местом играющей партии, иными словами, захватить в свою власть город.

Победу гарантирует пойманный на лету мяч, отброшенный ударом лапты, поймать его разрешается лишь пока он не опустился еще на землю. Играющая партия, наоборот, стремится во что бы то ни стало сохранить свою власть над городом. Члены играющей партии бросают мяч по-очереди, назначенной для них вожаком.

Каждому игроку предоставляется право бить лишь один раз; в случае неудачи он лишается этого права до тех пор, пока не побывает на кону, — бежать туда ему разрешается лишь после удачи какого-нибудь другого игрока.

Играющая партия, меняясь ролями со своими противниками, может вновь вернуть свои владения в том случае, когда ей удастся реваншироваться, т. е. запятнать хотя бы одного из противников, не успевших пробраться с поля в город. Участники играющей партии не должны дотрагиваться до мяча руками, — при нарушении этого требования они тотчас же без борьбы уступают город своим противникам.

Главным элементом этой чрезвычайно занимательной игры служит бег и метание. Движения, производимые детьми на открытом воздухе, укрепляют их организм и, кроме того, доставляют им громадное удовольствие; по мере появления усталости, игру во-время прекращают.

Крокет

Игру эту удобнее всего производить на совершенно ровном месте; этому условию может удовлетворять ровная площадка или луг с ровной поверхностью и низко скошенной травой.

Успех игры в значительной степени зависит от того, выбрали дети для нее ровное и гладкое место или нет. В первом случае игра ведется по всем правилам, удары могут быть заранее легко и верно рассчитаны.

Число участников может равняться 2—8. Участвующие в игре разделяются на две группы и каждый из них запасается молотком и шаром, имеющими одинаковую метку. Первая группа к тому еще снабжается одним каким-нибудь значком в отличие от другой.

Формы молотков могут быть какие угодно; наиболее распространенными считаются однако цилиндрические, с одним прямым концом и другим закругленным.

На месте, выбранном для игры, в землю втыкают дуги и колышки, таким образом, чтобы величина расстояния между отдельными дугами варьировала в зависимости от ловкости играющих и от величины ровного места. Часто для определения расстояния между отдельными дугами пользуются длиной ручки молотка.

Игру ведут в таком порядке, что начинает ее обыкновенно по данному сигналу один из первой партии, затем кто-нибудь из второй, затем опять кто-нибудь по очереди из первой и т. д. Все должны следить за своей очередью и не пропускать ее, иначе теряют ее впредь до новой.

Игра эта основана на том, что каждый входящий в состав одной из партий старается поскорее пробраться со своими шарами через все дуги, следуя известному порядку, кроме того каждый стремится помочь в этом же всей своей партии. Наконец, одна партия старается препятствовать другой совершить это быстро и успешно.

Игру начинают следующим образом: первый играющий по очереди помещает свой шар на срединном расстоянии между первой дугой и колышком и ударяет по шару молотком, направляя его при этом так, чтобы он прошел через дугу.

В том случае, когда шар не проходит через первую дугу, а останавливается в таком неудобном месте, что препятствует свободному прохождению сдедующих за ним шаров, его убирают и возвращают на прежнее место лишь после того, как остальные шары прошли под дугой.

Выше мы упомянули уже, что шар гонится ударом молотка, причем боковым краем его не разрешается пользоваться, а лишь одним из крайних концов. По правилам игры, от удара молотком по шару должен раздаться резкий, ясный звук.

Когда шар останавливается под дугой, то для выяснения вопроса, достиг ли он цели, т. е. пробрался ли через дугу или нет, пользуются ручкой молотка, приближая ее вплотную к задней стороне дуги. В том случае, когда ручка молотка вплотную коснулась задней стороны дуги, не сдвинув шара с его места, говорят, что он успешно прошел под дугой, причем ударивший по нему получает право дальше продолжать игру.

Продолжая дальше игру, шар таким же точно образом проводят через вторую, третью, четвертую дуги и т. д. до первого промаха.. Лишь только промах сделан, потерпевший отмечает свой значок на очередной дуге и удаляется, после чего следующей за ним по очереди начинает проводить свой шар.

Тот, кто с успехом проводит свой шар через первую дугу, получает право ударять по шару не только через следующую дугу, но также и по чужому шару — что называется правом рокировать. Ему однако вменяется в обязанность сначала называть рокируемый шар, а потом уж бить по нему. В том случае, когда два шара касаются друг друга, рокировать не дозволяется.

Если кто-нибудь бьет своим шаром в чужой, то он приближает свой шар к последнему, далее носком сапога наступает на свой шар и ловким ударом молотка по своему шару отбивает чужой. Если шар, в который он попал, принадлежит его партии, то он старается также провести его через очередную дугу, если же шар чужой партии, то он отбивает его куда-нибудь подальше.

Во время игры в крокет, как мы выше уже упоминали, каждому из участвующих необходимо иметь в виду не только собственный интерес, но также интерес всей группы, к которой он принадлежит.

Проводить через дуги шар необходимо в известном порядке: так, добравшись до второго по счету колышка, следует ударить в него шаром, иначе воспрещается вновь гнать свой шар обратно через дугу. После того, как шар пробрался успешно через все дуги и возвратился вновь к первому колышку, ударяют шаром в него и прекращают игру.

Та партия, которой удалось успешно провести все свои шары через все дуги и ударить после этого в первый колышек, одерживает победу.

По образцу только что описанного можно устроить комнатный крокет, заменяя сравнительно большие шары меньшими или же просто мячиками. К концам дуг прикрепляют для устойчивости свинцовые тяжести. Игра в комнате ведется в таком же порядке, как и на открытом воздухе.

Описания всех детских игр, о которых идет речь, мы взяли из книги Г.Вагнера и К.Фрейера "Детские игры и развлечения", изданной еще в 1902 году.

Надеемся, Вам будет любопытно узнать, как и во что играли Ваши прабабушки и прадедушки. Оригинальный текст книги полностью сохранен.

CТАРИННЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ

                                           


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Здоровье в порядке – спасибо зарядке

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма, повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма. Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями, обеспечивая его жизнедеятельность и успешную адаптацию к меняющимся условиям современного мира.

Чтобы быть здоровым нужно не только хорошо и правильно питаться, но и заниматься физическими упражнениями, вести подвижный образ жизни. Эта тема особенно актуальна в наше время, когда мало детей рождается здоровыми. Дети — наше будущее, и от состояния их здоровья зависит, будет ли страна процветать или погрязнет в демографических проблемах. Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения — это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей.

Пожалуй, не существует таких людей, которые не осознавали бы всю пользу утренней зарядки для детей. Однако далеко не все семьи воспитывают в малышах с детства желание заниматься спортом, а если такое желание у детей уже есть – то абсолютно его не поощряют. Лишь только в детских учреждениях детская гимнастика считается важнейшим компонентом двигательного режима и, соответственно, ценится особенно высоко.

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников. Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут. Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

С нее начинается день у ребенка в детском саду и от того, каким будет это начало, зависит его настроение на целый день, его настрой на дальнейшую деятельность, на взаимообщение с детьми и взрослыми. Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, реактивность всей центральной нервной системы, т. к. целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного – повышает жизнедеятельность организма в целом.

Водные процедуры в сочетании с утренней гимнастикой улучшают общее состояние и функциональные возможности организма, вырабатывают иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение и содействует обмену веществ.

Таким образом, утренняя гимнастика является важным многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня бодрое состояние ребенка.

К сожалению, образ жизни и здоровье современных дошкольников отражают негативное влияние окружающего мира. В наше время дети в детские сады поступают не только физически ослабленные, но много приходят детей, у которых имеются речевые нарушения.

Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости, быстроты, низкой обучаемостью. Эти особенности связаны у них с низким уровнем когнитивных процессов, таких как: восприятие, внимание, память.

После утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны. Именно поэтому детская гимнастика является обязательной частью ежедневного режима малышей в детских дошкольных учреждениях.

Консультацию подготовила: инструктор по физической культуре

Стёпичева З.А.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: