Для педагогов

Стёпичева Зоя Анатольевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» №14 «УЛЫБКА»

«Взаимодействие инструктора по физической культуре

 с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательной области «Физическое развитие»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей. Комплекс диагностических мероприятий в нашем дошкольном учреждении, осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами).

• медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);

• инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);

• учитель-логопед (оценка речевого развития и звукопроизношения);

• музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

Взаимодействие с медицинским персоналом

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при тесном взаимодействии  педагогов и медицинского персонала.

  • Медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями 2 раза в год. Качественный и количественный контроль эффективности занятия.
  • Консультации для педагогов и родителей по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
  • Выделение дифференцированных групп детей, требующих коррекционной работы;  рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии,       с обязательным  включением  в занятия упражнений на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения.

Взаимодействие с воспитателями

Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

  • Планирую и организую образовательную деятельность по физическому воспитанию;
  • Планирую и организую физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня;
  • Разрабатываю и организую информационную работу с родителями.
  • Оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (провожу различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т. д.).
  • Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка, фиксирует, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе.
  • Воспитатель, является связующим звеном между мной и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). В свою очередь я так же провожу консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

     Музыка является одним из средств физического воспитания. Она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации.

  • Подбор музыкальных произведений: при проведении утренней гимнастики - энергичный бодрый марш для ходьбы; легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них подбираются произведения определенного строения.
  • Музыка используется  в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части НОД.  Здесь она выступает как  успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство (звуки природы и звучание лирических произведений).  
  • Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану.

Взаимодействие с учителем-логопедом

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Так у нас функционирует 2 логопедические группы. Эти дети по физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, дискоординацией и слабостью движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве.

  • Использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением (это подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игровой массаж, дыхательные игры и  упражнения), которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам (времена года, транспорт, профессии, зимние виды спорта, домашние животные и т. д.) и предлагают мне в качестве закрепления.

Взаимодействие с педагогом-психологом

 Дети дошкольного возраста часто нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

  • В НОД и развлечения включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.

Модель взаимодействия  инструктора по физической культуре

  • С заведующим, зам. заведующего – создает условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов.
  • С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.
  • С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.
  • С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.
  • С учителем-логопедом – способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико – грамматического строя речи, постановке правильного дыхания, общей и мелкой моторики, координации движений.
  • С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов
  • С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических требований.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:

Положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя

в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально. 

Так, в разделе "
Организация режима пребывания детей в ДОУ" обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусмотрены графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей.
Особого внимания заслуживает 
совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре.Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности: 

  • утренняя гимнастика; 
  • занятия физической культурой в помещении и на воздухе; 
  • физкультурные минутки; 
  • подвижные игры; 
  • спортивные упражнения; 
  • ритмическая гимнастика; 
  • занятия на тренажерах; 
  • плавание и др.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов. 

В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов. 

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя. 

Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием 
занятия физической культурой или досуга, обсудить организационные моменты. 

Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми. 

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию. Например, в ходе 
вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега. 

В основной части
 занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение. 

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то
инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены. 

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников. 

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. 

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент. 

При организации 
круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь. 

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности. 



В заключительной части
 занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось. 

Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:

  • специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
  • специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
  • специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
  • инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию. 

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников. 

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. 

В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям 
по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье. 

В качестве примера в приложении представлено распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы. 

При организации 
физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов. 

Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них. 

Например: воспитатели вместе с детьми и родителями изготавливают необходимые для проведения мероприятия атрибуты: плакаты, декорации, эмблемы и призы для участников, пригласительные билеты для болельщиков и родственников. Ценным в воспитательном отношении являются призы-сюрпризы, изготовленные дошкольниками для команды соперников. Это могут быть рисунки, поделки из природного и бросового материалов и т. п. 

Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия. Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре. 

Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей. 

Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств. Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника ДОУ. 

Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является 
организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь. 

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда. 

Источник:  Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" №4, 2012 год

Примерное распределение обязанностей

 между инструктором по физической культуре и воспитателем 
в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы.
 


Задачи: 

  • упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном беге продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;
  • развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

Предварительная работа: 

  • ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;
  • обсуждение организационных моментов;
  • разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".

Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра. 

Часть 1 

Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. 
Перестроение в колонну по одному (прыжком). 
Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс 

Инструктор по физической культуре
 обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе. 
Воспитатель
 следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними. 

Бег в колонне по одному 
(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу) 
Инструктор по физической культуре
 выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении. 
Воспитатель
 следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга. 

Часть 2 

Общеразвивающие упражнения 
Инструктор по физической культуре
 объясняет и показывает воспитанникам упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах. Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное положение, исправляет неверно выполненное движение. 

И. п. - основная стойка, руки на пояс; 
1 - правую ногу назад на носок, руки за голову; 
2 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой. 

И. п. - стойка: ноги врозь, руки на пояс; 
1 - поворот вправо, правую руку вправо; 
2 - вернуться в исходное положение. То же влево. 

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища; 
1 - выпад правой ногой вперед; 
2- 3 - пружинистые покачивания; 
4 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой. 

И. п. - стойка на коленях, руки на пояс; 
1-2 - медленным движением сесть на правое бедро, руки вынести вперед; 
3- 4 - вернуться в исходное положение. То же влево. 

И. п. - стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз; 
1 - руки в стороны; 
2 - наклон вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги; 
3 - выпрямиться, руки в стороны; 
4 - вернуться в исходное положение. То же к правой ноге. 

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 
1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад; в прыжке сменить положение ног. 
9 - пауза и снова прыжки (3-4 раза). 


Инструктор по физической культуре
 выполняет упражнение в прыжках вместе с детьми. 
Воспитатель
 следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. 
При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям запрещены прыжки, выполняет с ними ходьбу на месте. 


Основные виды движений 

Инструктор по физической культуре
 вместе с воспитателем ставит две гимнастические скамейки параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала (площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и поочередно выполняют упражнение в ползании, а затем в равновесии. После выполнения данных упражнений инструктор по физической культуре вместе с воспитателем убирают оборудование. 

Ползание по гимнастической скамейке
 с опорой на ладони и колени (2-3 раза) 
Инструктор по физической культуре
 объясняет и показывает детям упражнение. Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку. 

Равновесие
 - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс, голову и спину держать прямо (2-3 раза) 
Воспитатель
 контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей. 

Броски мяча вверх двумя руками и его ловля
Броски мяча вверх и его ловля с хлопком в ладоши (10-15 раз)
По сигналу 
инструктора по физической культуре дети перестраиваются в колонну по одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра, располагаются свободно по всему залу. 
Специалист объясняет и показывает им упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с отстающими дошкольниками. 

Воспитатель
 занимается с оставшейся группой детей. 

Подвижная игра "Мы веселые ребята" 

Инструктор по физической культуре
 сообщает воспитанникам название игры, показывает место расположения ведущих, играющих и разметку площадки. Воспитатель может назначить ведущего и помочь разместить играющих по местам. 
Далее 
инструктор по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к началу и остановке игры, за какие нарушения правил игроки выбывают из игры, объясняет правила выполнения движений и требования к их качеству. Руководит ходом игры и действиями детей. 
Воспитатель на первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, а на последующих принимает активное участие в игре, вступает в эмоциональное речевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.). Следит за соблюдением правил. 
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие (хором): После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раза. 


Инструктор по физической культуре
 совместно с воспитателем подводят итог игры: 

  • отмечают детей, не нарушающих правил игры;
  • обращают внимание на их ловкость, быстроту, черты характера, товарищество, сообразительность и т. д.

Ход игры: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три - лови! 

Часть 3 


Ходьба в колонне по одному 

Инструктор по физической культуре
 ведет колонну за собой, воспитатель ее замыкает. 



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для  педагогов

Структура и организация проведения мониторинга образовательного процесса (освоения образовательной программы) и физической подготовленности дошкольников

 по ПООП ДО «От рождения до школы».

Настоящая система мониторинга разработана группой инструкторов по физической культуре ДОУ Лодейнопольского муниципального района для использования педагогами в дошкольных учреждениях района.

           Мониторинг состоит из 2-х частей: оценка физической подготовленности дошкольников от 3,6 до 7 лет и мониторинг результатов освоения образовательной программы в образовательной области «Физическая культура» по ПООП ДО «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы.

При разработке структуры карт и системы оценивания по уровням мониторинга освоения образовательной программы использовано пособие "Мониторинг результатов освоения программы «От рождения до школы». Подготовительная группа"  Н.Е. Вераксы (электронная книга).

           Критерии и методы оценки уровня физической подготовленности детей определены на основе рекомендованных вышеуказанной примерной ООП, «Общероссийской системы мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодёжи», которые  прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида и утверждены Министерством образования РФ, а так же нормативов физической подготовленности, разработанных для детей дошкольного возраста В.Н. Шебеко, Руновой М.А., Г.Н.Сердюковской.

           Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; двигательные задания доступны для детей различного уровня физического развития; не требуют больших временных затрат и сложной измерительной аппаратуры; позволяют прослеживать динамику показателей.

  1. Оценка уровня физической подготовленности детей

Контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам, выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 3,6 до 7 лет:

  1. 10 метров  с хода (оценка скоростных качеств и реакции) (В.Н.Шебеко)
  2. Бег по прямой с высокого старта на 30 м (оценка быстроты)*
  3. Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно (оценка скоростно-силовых качеств)*
  4. Бег на 90 м (с)*,120 метров (Г.Н.Сердюковская),150 метров (Г.Н.Сердюковская) (оценка выносливости)
  5. Метание мешочка с песком весом 150-200 г. удобной рукой на дальность (м) (оценка скоростной реакции) (Рунова М.А.)
  6. Статистическое равновесие (сек) (оценка координационных возможностей) (Рунова М.А.)
  7. Бросок набивного мяча из-за головы (см) (оценка уровня физического развития, ориентировочной реакции и координационных способностей) (Рунова М.А.)

Методика:

1, 2. Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м – с высокого старта:

- Бег на 10 м с хода: на беговой дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (6-7 м. от нее) ставится ориентир, для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются 2 попытки, наилучший результат заносится в таблицу.

- Бег на 30 м с высокого старта: длина беговой дрожки не менее 40 м, ширина 3 м., отмечается линия старта и финиша. За линией старта на расстоянии 5-7 м ставится яркий ориентир. Тестирование проводят двое взрослых, один (с флажком)– на линии старта, второй (с секундомером) – на линии финиша. Предлагается две попытки.

3. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

     Прыжок в длину с места: можно проводить в зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. Инструктор измеряет расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Предлагается две попытки.

  1. Для оценки общей выносливости используются двигательные задания на преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м):

 Бег на выносливость: проводится с  подгруппой детей, сформированной с учетом уровня ДА. Дорожка может быть расположена вокруг ДОУ. Необходимо измерить дистанцию, разметить беговую дорожку – отметить линию старта и половину дистанции. Инструктор бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок. В таблицу записываются два показателя: продолжительность бега и длинна дистанции, которую пробежал ребенок.

  1. Метание мешочка с песком весом 150-200 г. удобной рукой на дальность (м): метание осуществляется на дорожке шириной 4-5 м, длиной 20 м с линиями деления через каждые 0,5м. Метание производится любой рукой, способом «из-за спины через плечо». Из 2-х попыток фиксируется лучший результат.
  2. Для оценки функции статического равновесия предлагается задание: удерживать позу, стоя на одной ноге. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из 2-х попыток фиксируется лучший результат.
  3. Для определения силы и координационных способностей - бросок набивного мяча весом 1кг.: выполняется способом из-за головы двумя руками стоя. Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше, при этом одна нога впереди, другая сзади. Из 2-х попыток фиксируется лучший результат.

Рекомендации по проведению тестирования

Тестирование физической подготовленности детей проводит  инструктор по физической культуре. Старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

            Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года – в сентябре-октябре (кроме 2 младшей группы), когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года – в апреле–мае.

         Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения.

Необходимые условия для оценки физических качеств:

             Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки).

Для получения объективных данных первичное и повторное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях. Если скорость бега в первый раз измерялась на участке, то вторичное обследование бега проходит там же.

           Обязательно следует четко соблюдать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая методика подачи команд.

            Результат теста засчитывается, если ребенок справился с заданием в соответствии с методикой.

Во время выполнения тестовых заданий недопустимы комментарии и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Они должны рассматриваться в процессе обучения.

Требования по безопасности тестирования:

Тестирование физической подготовленности детей проводится по достижении ими 3 лет 6 месяцев. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных нормативов по состоянию здоровья (в соответствии с заключением медработника дошкольного образовательного учреждения). Дошкольники 2-й медицинской группы освобождаются от тестов, которые им противопоказаны. Дошкольники 3-й и 4-й медицинских групп и дети, имеющие врожденные пороки развития органов или систем, от тестирования по обязательной программе освобождаются полностью, в протоколе фиксируется только их медицинская группа или делается отметка “ЛФК”, если они занимаются по программе лечебной физической культуры.

            Тестирование не проводится в течение месяца с детьми, перенесшими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет воспитателю по физической культуре в начале учебного года.

Особое внимание следует уделять детям с повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуждаются в постоянном контроле со стороны воспитателя и медицинской сестры.

             Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 12 ч, перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.

Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).

            Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, упражнений на выносливость. К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

II. Мониторинг результатов освоения образовательной программы в образовательной области «Физическая культура»

Таблицы составлены по возрастным группам в соответствие с содержанием программы «От рождения до школы»  и отражают планируемые промежуточные и итоговые (подготовительная группа) результаты освоения Программы. Предлагаемые критерии по каждой группе, позволяют выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.

Оценка осуществляется в несколько этапов:

На первом этапе оцениваются все показатели по каждому разделу. Каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 3 баллов. Баллы проставляются в соответствующих графах таблицы, затем выводится итоговая сумма баллов.

На втором этапе  на основании суммы баллов определяется комплексная оценка, характеризующая  уровень развития ребенка в  соответствие с программой (от 0 до 5 баллов), она так же вносится в специальную графу. На основании комплексных оценок заполняется сводная (индивидуальная) таблица результатов мониторинга (приложение 2).

На третьем этапе  заполняется сводная таблица результатов мониторинга по группе (приложение 3) и проводится качественный анализ карт развития, основная задача которого – оценить эффективность ООП и организацию образовательного процесса в группе ДОУ.

          Если результат по одному или нескольким разделам программы равен  1 баллу, то требуется внимание специалиста; если 2 баллам, то требуется корректирующая работа педагога. Если установлен недостаточный уровень развития в определенном разделе, необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития ребенка по соответствующему направлению.

Литература:

1. Постановление правительства РФ № 916 от 29.12.2001г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодёжи»*

  1. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Тарасова Т.А.  Издательство: Сфера.  Год издания: 2006.
  2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика- Синтез, 2004. – 256с.
  3. Сагайдачная Е.А., Богина Т.Л., Яковлева Т.С. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. // Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 3. – с.16-28
  4. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  5. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.
  6. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия. – 1999. – 160 с.

   



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Особенность подвижных игр - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.

Игра была спутником человека с незапамятных времен.

 Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д.А.Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.

 Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

 Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

 В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

 Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

 В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

 Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.

Подготовила

информацию

инструктор по ФИЗО

 Стёпичева З.А..