Открытые внеклассные занятия


Предварительный просмотр:

Цель: познакомить воспитанников с символом России – березой; воспитывать бережное отношение к природе, способность чувствовать её красоту; воспитывать любовь к своей Родине; развивать творческие способности воспитанников; формировать чувство гордости за свою принадлежность к России.

Оборудование: компьютер, диск CD-R с презентацией, экран, диапроектор, рисунки детей, плакат с изображением березы, выставка книг, поделки из коры березы.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Звучит песня в исполнении детей «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, ст. М. Матусовского).

В.: Здравствуйте! Дети, а что за музыка сейчас звучит? (Ответы детей).

II. Вступительное слово воспитателя.

С чего начинается Родина? С нашей реки, с песчаного берега, с улицы, на которой живем, а может она начинается с той березки, которая растет во дворе нашей школы и встречает каждого.  (слайд1)

В каждом государстве есть свои символы: герб, флаг, гимн. Но кроме государственных символов, в каждой стране существуют негласные, народные символы. Мы живет в многонациональной республике, и символом нашей стала берёзка. (слайд2)

На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокурая берёзка —
Символ Родины моей.

Именно поэтому, мы с вами поговорим, сегодня о березе, а тема нашей беседы «Русь моя, люблю твои березы!» (слайд 3)

III. Знакомство с березой, сопровождающееся показом слайдов.

В.: Береза! Русская береза, есть ли роднее дерево, чем белоствольная береза? Высокая, с белой гладкой корой и плакучей кроной, с цветками, собранными в сережки. (слайд 4)

Белоствольная береза – настоящая краса русских лесов. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Она и в самом деле дерево удивительное! Береза – единственное дерево в мире с корой-берестой белоснежного цвета. (слайд 5) Этим цветом коры береза обязана смолоподобному веществу – бетулину, придающему нарядный облик деревьям. Однако не сразу молодая березка становится белой красавицей. Кора молодых деревьев коричневая, она белеет только через 10 лет жизни.  (слайд 6) Березы бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Известно более 100 видов берез. Царским деревом называют карельскую березу (слайд 7-8).

Воспитанница:

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей. (слайд  9)
Все в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (слайд 10)
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей.
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней! (слайд 11)
Он делит сней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется в шуме березы
Есть русская наша душа. (слайд 12)

В.: Россия и берёза! Эти два слова как бы слиты воедино. Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. (слайд 13)

IV. Выступление воспитанников.

С интересными фактами, связанными с березой нас познакомят наши докладчики.

Восп-к 1: Интересно, что во многих странах в день рождения ребенка сажали дерево. Люди верили, что оно станет его покровителем, будет оберегать и передаст часть своих жизненных сил. На Руси, когда на свет появлялся сын, высаживали дуб, а если девочка березу. Береза просыпается первой. Она – символ расцветающей природы, ее красоты. В России верили, что береза спасает от колдовства, особенно чудодейственными считались березовые украшения, сделанные на Троицу. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья (слайд 14).

Для людей, родивших 24 июня и 22декабря, береза является деревом талисманом.

Восп-к 2: Берёза – главное дерево наших предков. Наши предки считали берёзу священным деревом, даром богов.

Берёзке поклонялись, как образу богини Берегини, матери всех духов и богатств (слайд 15).

В древней Руси Новый год отмечали в марте. Этот праздник был связан с берёзой. С берёзой крестьяне – земледельцы связывали немало примет, обычаев. С давних пор на Руси отмечается праздник русской берёзки Семик, во время которого берёзку чествуют, как дерево, олицетворяющее свет, чистоту, женскую красоту. Девушки украшали березу лентами, водили вокруг неё хороводы, пели песни. Плели венки и гадали (слайд 16).

(Звучит песня «Во поле береза стояла», девочки исполняют хоровод)

Воспитанница: А.Прокофьев «Березка»

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (слайд 17)
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится! (слайд 18)

В.: Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов. Нет числа поговоркам, песням, пословицам, загадкам, заговорам, связанным с березой.

В.: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о берёзе? (Дети встают и с места чётко произносят пословицы).

V. Березы в творчестве писателей, художников и композиторов.

В.: Березы озарили творческим вдохновением едва ли не каждого русского писателя. Ребята, обратите внимание на выставку книг. Большими поклонниками чудесного, милого деревца были Федор Тютчев, Афанасий Фет, Сергей Есенин. Береза, во многом благодаря С. Есенину, стала национальным поэтическим символом России. (слайд 19-21)

В.: Русскую березку запечатлели на своих картинах художники: Исаак Левитан («Золотая осень», «Березовая роща»), Архип Куинджи («Березовая осень») и Саврасов («Грачи прилетели»). Все эти картины говорят о большой любви к природе, к белоствольным березам, к своему Отечеству (слайд 22).

В.: И вас ребята, наших начинающих художников, береза тоже вдохновила на создание таких замечательных рисунков. Расскажите нам, а почему именно такую березу вы изобразили на своих рисунках?

В.: Не обошли вниманием белоствольную березку и русские композиторы. Тема знаменитой русской народной песни «Во поле береза стояла» звучит в финале 4–й симфонии Петра Ильича Чайковского. (Звучит фрагмент произведения). Я вам предлагаю под эту замечательную музыку немного размяться (слайд 23).

VI. Береза в годы войны.

В.: Удивительна судьба нашей русской берёзки!.. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. (слайд 24)

Белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер…Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти.

Очень хорошо об этом рассказал в своём романе «Белая берёза» М. Бубеннов.

ученик.  «…Всё поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметён начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землёй и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла…

 А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было попрано смертью, на не небольшом, голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза.

 — Стоит! – изумлённо прошептал Андрей. Сама природа поставила её здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы»  (слайд 25)

   ученик.  Вот где нам посчастливилось родиться,

 Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

 Ту горсть земли, которая годится,

 Чтоб видеть в ней приметы всей земли,

 Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

 Да, можно голодать и холодать,

 Идти на смерть… Но эти три берёзы

 При жизни никому нельзя отдать.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны (слайд 26 -27)

В.: И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям в радость, везде она людям — свет! Ребята, а как вы считаете, мы любим и ценим березку только за красоту? Какую пользу приносит береза? Об этом подробно расскажет

VII. Польза березы.

Восп-к: Любит наш народ зеленую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит. Береза – очень полезное лесное дерево. Самые яркие лучины, освещавшие избы, березовые, самые жаркие дрова – из березы. Веник для пола и веник для бани сделать – опять надо березе поклониться. Прут березовый после высыхания не ломается. В давние времена в школах за провинность наказывали детей березовыми прутьями. Сохранилось название этого наказания – «березовая каша». Чтобы куда-то поехать, надо было

лошадку запрячь. Полозья для саней гнули только из березы, так как она самая гибкая. А упряжь на лошадь смазывали березовым дегтем, чтобы не сохла. Да и сейчас из березы делают тысячи вещей. (слайд 28)

 Само дерево – это прочный строительный и поделочный материал. Оно идет на мебель, лыжи, фанеру. Фанеру применяют для изготовления школьной мебели. Самая красивая в поделках и мебели карельская береза. (слайд 29)

В коробе из бересты, как в термосе, вода не замерзнет и в трескучий мороз. А в березовой бочке и соленье, и варенье станет только вкуснее. Если нижние ряды сруба колодца сделать из березы, то вода в колодце будет значительно вкуснее. (слайд 30-31)

 Из почек приготавливают лекарства. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Из древесины, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. (слайд 32)

 Вот такая она, наша русская березка!

В.: Ребята, вот оказывается, какое полезное дерево – береза! А отвечаем ли мы взаимностью березе? Всегда ли есть березке за что любить человека?

Посмотрите, какие великолепные березовые рощи вы нарисовали. Но человек беспощадно уничтожает леса. Ведь он ранит березку весной, режет кору, сдирает бересту. И катятся из ранок березовые слезки, больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое! Ребята, вы пили когда-нибудь березовый сок? Как же вы его собирали? (Ответы детей)  (слайд 33)

В.: Березовый сок собирают ранней весной, до начала распускания листьев. Для правильного сбора сока березу не надо подрубать топором, а сделать отверстие сверлом. После сбора отверстие заделать пробкой или глиной.

Воспитанник:

«Белая береза – русская земля»
Белая береза, милая сестра.
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая береза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая береза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая береза, он к тебе с высот
Из-за синя-моря песню принесет.
Белая береза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в моей судьбе.
Белая береза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.

VIII. Итог беседы. Рефлексия.

В.: Сейчас мы с вами постараемся ответить на вопросы: Что же значит березка для русского человека? Почему она почитаема и любима на Руси с незапамятных времен? (слайд 34)

У вас есть березовые листочки. Напишите каждый на своем листочке, чем для вас является березка. Может быть, после нашего мероприятия вы узнали что-то новое об этом удивительном деревце. (Наряжаем березку) (слайд 35) (Звучит в записи песня Э.Хиля «Березовый сок»)

Воспитанник:

Опять о них, кудрявых и белесых,
А что тут делать, если на Руси,
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси. (слайд 36)
“Россия” – шепчут мне березки,
“Россия” – шепчут камыши,
“Россия” – ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: “Русь”. (слайд 37)
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь! (слайд 38)

В.: Берёза – дерево необыкновенной красоты и доброты, она олицетворяет русскую душу. Берегите берёзу, символ Родины нашей.

http://festival.1september.ru/articles/623699/f_clip_image013.jpgЗвучит в записи песня “Береза” в исполнении Николая Расторгуева и группы «Любэ». (Слайд 39 -48)



Предварительный просмотр:

Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств учащихся, обучать навыкам группового взаимодействия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайд-программа.

Ход занятия

1. Начало классного часа. “Коммуникативная атака”. Слайд №1 (Презентация)

Учитель читает стихотворение “Ступени”, автор мальчик Антон, 12 лет.

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!

Учитель: Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик! Почему Антон так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием. Слайд № 2

День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

2. Практические упражнения.

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Проведем небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 ученика. Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Слайд № 3

На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.

3. Истории о людях-инвалидах. Рассказ учителя или подготовленных учащихся. Слайды № 4-5

Николай Петрович Караченцов. Родился в 1944 г., актер театра и кино. Народный артист РСФСР. С 1967 г. Снимается в кино в фильмах различных жанров – музыкальных, детских, приключенческих, драматических. Какие фильмы с его участием вы смотрели? (“Приключения электроника”, “Белые росы”, “Человек с бульвара Капуцинов”). Спортивный, импульсивный, энергичный. 40 лет он был любимцем театральной Москвы. В ночь на 28 февраля 2005 г. На обледенелой дороге в Москве автомобиль Караченцова попал в аварию. Он получил тяжелейшую травму головы. 26 дней пролежал в коме. Процесс выздоровления затянулся. Речь артиста не восстановилась, он вяло реагирует на окружающую обстановку и продолжить профессиональную карьеру не сможет. Он стал инвалидом. Несмотря ни на что в апреле 2007 г. Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию второй части книги серии “Автограф века”. За несколько часов он подписал 250 листов с его обращением к будущим поколениям.

Нина Малер – психолог из Швейцарии. Слайд № 6. Родилась в 1944 г. Русские корни (бабушка из России). До 16 лет обычная девочка. Любила спорт: легкая атлетика, катание на коньках, прыжки в воду. Много друзей. В 16 лет тяжело заболела – полиомиелит. Нарушена дыхательная функция, парализованы руки и ноги. Она могла дышать только с помощью аппарата искусственной вентиляции легких. Поддержка родных и близких помогла ей выстоять и найти смысл жизни в этом тяжелом состоянии. В 1968 г. Нина вышла замуж за Урса Дорица. В их доме временно проживали другие инвалиды – друзья и знакомые. Нина старалась научить их распоряжаться деньгами, быть независимыми, преодолевать разочарование. Позже она создала фонд помощи инвалидам России. Нина была депутатом городского совета. Умерла 6 ноября 2008 г.

Слайд № 7. Мэри Верди – девочка на инвалидной коляске очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением. Мэри создала группу “Танцующие колеса”.

-Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы можем показать, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно всего достигнуть.

4. Ролевая игра “Письмо правительству”. Слайды № 8–10

Ситуация.19 октября 1991 года в Киргизии родились девочки сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы. Они были соединены в районе копчика и крестца. На двоих три ноги, общий таз, один на двоих мочевой пузырь. После рождения детей родители решили показать их журналистам в надежде, что кто-нибудь сможет помочь. Журналисты одной немецкой компании сразу откликнулись, предложив организовать операцию в обмен на съемку фильма. В итоге фильм был снят, а операция не состоялась.

В прессе часто стали появляться фотографии сиамских близнецов. Журналисты таким образом повышают рейтинг своих изданий. Однако у многих людей эти фотографии вызывают сердечные приступы, нервные срывы, особенно у пожилых людей и детей. Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Правительство стало получать множество писем. В одних высказывались требования запретить публикацию подобных фотографий, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фотографии, как предупреждение обществу. Правительство должно решить, что рекомендовать журналистам.

Ответьте  на вопрос: Публиковать или не публиковать подобные фотографии?

История Зиты и Гиты. Завершение. Слайд № 11

В России на беду девочек откликнулась ведущая программы “Здоровье” Елена Малышева. Она помогла организовать операцию, хотя до последнего момента сомневалась в ее необходимости. 6 марта 2003 года девочек успешно разделили в Московской Филатовской больнице. Операция была уникальной, и никто не мог спрогнозировать ее результат. Об операции рассказали многие телеканалы и газеты страны. Прошло 6 лет. Зита и Гита растут, учатся. Но они остаются инвалидами. Много средств требуется на их лечение. Только ремонт корсета ежегодно обходиться в 2,5 тысяч евро. Единственным и постоянным плательщиком по расходам на лечение девочек является телепередача “Здоровье”. В Киргизии организовали сбор средств для сестер Резахановых. Девочки решили не тратить всю сумму на себя, и создали Международный фонд помощи детям инвалидам, который они назвали “Сострадание. Право на лучшую жизнь”.

Несмотря на все трудности, инвалиды подают нам здоровым людям пример сострадания и мужества, милосердия и доброты. Слайд № 12

5. Итог занятия.

Стихотворение инвалида Сергея Ольгина.

С вами вера, надежда, любовь

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаем.
Порой бывает – жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда нам на подмогу,
Надежда, вера, мудрость и любовь!

Звучит песня                Повторяется слайд-программа занятия.



Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой»

Открытый классный час

на тему :

«Добру откроем мы сердца»

в 7 «Б» классе

                                                                                             Выполнила:

                                                                                                 учитель русского языка

                                                                                                 и литературы

                                                                                                 Птицина Ирина Александровна

2014 год

Цель: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

Участники: учащиеся 7 класса.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, компьютер.  
  2. Конверт с набором слов.
  3. Буклеты.
  4. Презентационный материал выполненный в PowerPoint.

Ход мероприятия

Слайд 1

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям. Слайд 2

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Мы будем говорить о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они не разделимы.

А эпиграфом к нашему уроку станут слова А. Чепурова: слайд 3 

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

- Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте)

Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка» слайд 4

 «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»

Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Слайд 5

- Поэтому тема сегодняшнего урока – «Добру откроем мы сердца». Мы попробуем вырастить цветок Добра

-  Через что проявляется  Доброта в нашей жизни?

Я зачитаю слова из известного стихотворения  Слайд 6

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова - дела важны?

Дела – делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М.Лисянский.

- Через что проявляется Доброта в общении?

(на ватман прикрепляется лепесток со словом «слова»). Слайд 7

- Через какие слова? Слайд 8

(слова- комплименты, слова- приветствия, слова, проявляющие внимание к собеседнику, слова- просьбы, слова, демонстрирующие культуру речи, слова прощания и благодарности.)  

 

- А что ещё важно в общении? – интонация. Слайд 9

Слайд 10Послушайте, пожалуйста, притчу великого русского педагога В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра.  Нечем  воды  достать  и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? - спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? - спросил внук деда.

- И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды. напился.   Поблагодарил   и   поехал,   а   ведро   оставил

привязанным у колодца.

 -А это что за человек? - спросил внук.

- Обыкновенный человек, - ответил дед.

- Через что проявляется Доброта в этом рассказе?

(на ватман прикрепляется лепесток со словом «поступки»). Слайд 11

- Можно ли сказать, что дед с внуком – обыкновенные люди? Почему?

(делать добро – естественно для человека).

- А мы с вами обыкновенные люди?

Слайд 12- Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к рассказу?

 «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес)

  «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо)

 «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (Вильям Шекспир)

 «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез Паскаль)

«Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин) Слайд 13

Слайд 14

- А на этих иллюстрациях присутствует момент проявления  Доброты?

(на ватмане прикрепляются слова «подарки», «жесты»).

- А ещё добрый человек обладает определёнными качествами и чертами характера. Слайд 15

Аккуратный

Доброжелательный

Грубый

Вежливый

Неучтивый

Предлагающий и оказывающий помощь другим

Часто ссорится

Умеет прощать обиды

Отзывчивый

Вспыльчивый

Скромный

Общительный

Ласковый

Весёлый

Наглый

Внимательный к другим

Жадный

Крикливый

Терпимый к другим людям

Щедрый

- Какие из этих слов характеризуют доброго человека?

 

Работа в группах.

-  Кто хочет прочитать, что получилось? (по желанию).

- Другие группы хотят добавить? Слайд 16

Слайд 17Добрый человек – это тот, кто

  • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
  • любит природу и бережет ее.
  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
  • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Слайд 18 Человек – творец добра.

Послушайте одну притчу:

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

А как бы вы ответили*

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Как вы поняли смысл этой притчи?

- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне. …………………

  1. Что вы можете сказать о словах добро и зло?   (Антонимы)  
  2. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Слайд 19
  3. Пред нами дерево, которое выросло из корня зла. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы отрубить корень зла, а вырастить дерево добра.  Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и будем рубить этот корень зла. Называйте слова добра.

Слайд 20-21 Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Медики советуют ежедневно одну-три минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.

- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова (работа в парах).

- Вежливое слово- лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Не зря народная мудрость гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Ещё издавна люди стремились к добру. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест: “Добры ли Вы?” Ответьте “да” или “нет”. Слайд 22

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтоб развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков.Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт

Вы набрали от 4 до 8 очков.Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми.

Ведь делать добро – это здорово.

Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй!

Лучами земля опоясана,

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Цветами земля опоясана,

Понять и исполнить желанье другого –

Ходите дорогами ясными,

Одно удовольствие, честное слово!

Летайте высокими трассами,

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

 - Давайте листок со злом скомкаем, разорвем в мелкие клочья и выбросим в мусорное ведро, чтобы никогда не делать зла! А все доброе – сохраним для себя.

Слайд 23 Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ
И радость помоги найти кому-то.
 И. Романов.

Наше мероприятие хочется закончить песней о добре слайд 24

На последок хочется вам пожелать слайд 25

Слайд 26 Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой»

Классный час:

«Мой верный друг-книга»

                                         

                 

                                                           2012

Цели: познакомить детей с историей книги;

Воспитывать любознательность, бережливое  отношение к книге;

Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, книги.

                                                                 Ход занятия

I.Организация класса.

II. Вступительная беседа.
-Ребята, отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить?
Пока на полочке лежит,
Молчит мой верный друг,
Но если в руки взять его,
Заговорит он вдруг. (Книга)
- Кто знает ещё загадки о книге?     Не куст, а с листочками,
                                                                       Не рубашка, а сшита.
                                                                       Не человек, а говорит.

                                                                       У сосны, у ёлки – листики – иголки,
                                                                       А на каких листочках растут
                                                                       Слова да строчки?
-  Поговорим о книге. Познакомимся с историей создания книги, с правилами обращения с
книгой.

III. История создания книги.
 - Как  появились первые книги?
          Самые первые книги появились очень давно. Древние люди высекали слова на каменных плитах, это была очень долгая и трудная работа. Позднее люди научились писать на тканях, на глиняных дощечках, на папирусной бумаге. Наши предки – славяне писали на берёзовой коре – бересте. Все эти книги писались от руки, гусиным пером. Потом книги стали из металлических букв. Художники стали рисовать  рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год. И только в 1563 году в России была выпущена первая печатная книга.
         - Кто знает, кого мы называем первопечатником книги?
         (Слайд )

Первая печатная книга была выпущена замечательным русским мастером Иваном Фёдоровым. Народ не забыл его. Ему установили памятник в Москве.
         - Ребята, а где сейчас печатают книги?
         Печатают на станках в типографии.
         - А кто самым первым начинает работу над тем, чтобы у нас на столе появилась книга?
         Поэты, писатели должны сочинять произведения (стихи, поэмы, рассказы, сказки, романы и т.д.). Потом рукопись писателя попадает в издательство. Это такое учреждение, где издают книги. Здесь рукопись читают редакторы и потом отправляют в типографию. Затем работники этой типографии печатают сочинения и оформляют в форме книги. Их отправляют в магазины, после этого книга появляется у нас на столе.
         - А на чём печатают книги?
- На бумаге .
- Как  получают бумагу, из чего?
Сначала из дерева получают бумагу, режут на листы. В химических заводах получают краску и чернила для написания книги. Затем работники типографии печатают книгу, художник делает к ней рисунки.
- Кто же работает над книгой?
Писатели, редактор, художник, работники типографии.

Ведущий: Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

Учитель: Первое слово я хочу предоставить самому активному читателю нашего класса.

Ученица: Книга вошла в нашу жизнь. Сначала мама читала нам сказки, потом мы открыли свой первый букварь. Мы так привыкли к книге, что перестали замечать это чудо.  А ведь книга может заставить смеяться, плакать, принимать правильное решение в жизни.

 

Учитель: -А зачем нам нужны книги? Разве без них нельзя жить? Можем. Но без книг умирает способность мыслить, понимать, помнить.

Книга – это наша память. Книги всегда рядом с нами. О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги — это верные, надежные друзья.

В самом начале своей истории книга была живой, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.

Поэтому первой книгой был... человек!

Ученик: Книга – учитель, книга - наставник.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты земли, наконец.

Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

(В. Боков)

Учитель: - А сейчас нам ребята расскажут о необыкновенных книгах.

Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями.

- В Индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.

- В Древней государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Ашшурбанапал. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!

Учитель:Удивительно, не правда ли? А знаете, в   мире есть еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!

- Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги. (Слайд  )

В Англии в прошлом веке была сделана самая большая в мире книга: ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А размер букв в этой книге – 15 сантиметров.

Существует и самая маленькая книга, которая была отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла...

(Слайд  ) Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось  видеть. Ее придумали Древние греки.

 Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей, но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе длинную-длинную ленту  - шагов в сто длиной! А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани? Так вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна Анохина из Тамбовской области в 1991 году вышила словарь на атласе. Одна японская фирма  проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких листах из рисового теста, да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел!    В Париже – столице государства Франции - вышла первая в мире книга-духи. Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов. Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.

Учитель: Вот такие книги знает человечество

IV.Об отношении к книге.
         - Действительно над книгой трудится много людей.
         - Как же люди должны обращаться с книгой?
         Бережно нужно относиться к книге.
         - А что это значит бережно?

(Стихотворение)
Я  книга – твой товарищ,
Будь школьник бережливым со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь,
Листая, поменьше слюнявь.
Страницы пачкать не годится,
Опять загнул мои листы.
А про закладку помнишь ты?
Запомни, я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Ой, уронил ты меня на пол,
Ой, супом ты меня закапал,
Мой переплёт не выгибай,
Мне корешки не поломай,
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду,
Меня в бумагу оберни,
Где взял меня, туда верни.
  

Игра- конкурс.
В классе 3 команды. Каждая выбирает себе капитана.
1. Предлагаю каждой команде назвать как можно больше пословиц о книгах.
За каждую пословицу участнику даётся жетон.

- Как же надо обращаться с книгой?
         Нельзя брать книгу грязными руками. Нельзя писать на ней ни ручкой, ни карандашом. Не загибать уголки. Нужно пользоваться закладкой.

 Учитель.
- Однажды встретились две книжки и стали рассказывать друг другу о себе.
Послушаем их разговор.

Выходят две девочки. Одна аккуратно одетая, а другая лохматая, с грязными руками.

1 книжка. – Ну, как твои делишки?
2 книжка. – Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…
Из листов он делает кораблики и  голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя цела бока?

1книжка. – Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Что бы, не вымыв руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы говорить-то неприлично,
Зато я и учу его не как-нибудь, а на отлично!.

2книжка. – Ну мой на тройки едет еле-еле
И, даже, двойку получил на той неделе.

Учитель: - На какого ученика вы хотели бы походить?
    - А зачем нам нужны книги?

«Кто много читает, тот много знает» - гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о Родине, о лучших её людях. Книга – наш помощник в учёбе и труде. Книги учат, воспитывают, указывают правильный путь в жизни.
         - Объясните смысл пословиц:
         Чтение – вот лучшее учение.
         Книга – источник знаний.

V.О гигиене чтения.   
         - Кто из вас любит читать книги?
         - Кто ходит в школьную библиотеку?
         - А как правильно читать книгу?
         Читать книгу нужно с обложки. Посмотреть, кто автор, название книги. При чтении надо стараться понять содержание книги, запомнить имена героев, брать нужное и полезное для себя.
         - Какие правила чтения знаете?
         1. Нельзя читать лёжа.
         2. Нельзя читать в темноте.
         3. Свет должен падать слева.
         4. Книгу держать не ближе 30 см от глаз.
         5. Читать внимательно, не спеша. Дочитывать до конца.

VI. Подведение итога.

              Образ книги - образ живого существа - ранимого, интеллигентного, гордого и очень беззащитного. Берегите, дети, книги! Это самое ценное, что есть на нашей Земле.

-А сейчас мы с вами проведем книжную викторину. Вас ждут увлекательные задания, которые вам предстоит выполнить. А я узнаю, как хорошо вы знакомы с творчеством различных писателей, сказочников.

Презентация: « Книжная викторина» ( Слайды  )

Наш классный час подошел к концу. Какой же вывод можно сделать из всего услышанного сегодня?

Обращение писателя к читателям. (Слайд  ) 

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

(С. Михалков)

А я желаю вам обрести много хороших друзей, прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками на всю жизнь.