Самообразование

Михайлова Наталья Леонидовна

Тексты выступлений на конференциях, интересные статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей в вокально-хоровой работе.

Проблема развития творческих навыков никогда не теряла своей актуальности. В процессе песенного творчества ребенок полностью раскрепощается, самовыражается, познавая себя, свои индивидуальные возможности, активизируется его умственная деятельность, развивается творческое воображение. В детском творчестве кроются возможности развития не только социально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка, столь существенных для всестороннего и гармоничного развития будущего гражданина.

В ФГОС дошкольного образования подчёркивается актуальность художественно-творческого развития детей , направленное на формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), реализацию самостоятельной творческой деятельности.

Творчество ребёнка индивидуально и неповторимо. На основе полученных знаний и умений, дети создают новое в разных видах художественной деятельности (рисовании, музицировании, пении, танцах, сочинении сказок)

Потребность детей в творчестве очень велика, её удовлетворение даёт ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс.

Процесс творчества сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален.

Проблема развития детского песенного творчества была предметом исследования многих педагогов и психологов (Б.Асафьев, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, О.П.Радынова, Б.Теплов, Метлов, Л.Волкова). Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Песенное творчество детей, как бы ни было скромно по своим результатам всегда выражает их переживания, рожденные жизнью. Песенное творчество - путь формирования музыкальности детей.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы .

Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.

По мнению Гогоберидзе А.Г. особенности детского творчества заключаются в следующем:

во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества;

во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе .Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых, и именно поэтому творчество детей определяется как «детское».

Н.А.Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер .

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности .

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях (Ветлугина).

Песенное творчество.

Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Продукт песенного творчества ребенка включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся из них простейшую мелодию. Как всякое художественное детское творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах. Ребенок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта он выполняет уже необходимое для создания целостной и завершенной композиции, хотя и в самой простой форме [10].

Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения. Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными и яркими, текст – кратким, запоминающимся. Ритм песни должен способствовать созданию ребенком ритма собственной мелодии [12].

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания [15].

Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память [13].

Условия эффективности развития песенного творчества:

1.Учитывать способности детей к песенному творчеству.

2.Обогащать музыкальный опыт детей.

3.Развитие музыкальных способностей.

4. обогащать среду группы для самостоятельной музыкальной деятельности.

1 этап –предварительная работа с родителями.

Наглядные материалы.

Семейные ансамбли.

Концерты.

Цель работы: приобщение родителей к работе по обогащению музыкального опыта детей, общению с детьми на музыкальные темы.

2 этап- обогащение песенно- музыкального опыта детей.

Знакомлю детей с песенным жанром.

Совместно с педагогами вводим детские песни в повседневную жизнь детей, широко используем песни в режимных моментах и педагогическом процессе. Использование песен в организации педагогического процесса наглядно демонстрирует детям, что музыка может сопровождать человека в любой деятельности.

Обновление музыкального уголка в группе.

В обогащении песенного опыта детей мне помогает работа кружка «Весёлые нотки», где основная музыкальная деятельность-это пение.

Мы регулярно устраиваем концерты для родителей, детей, сотрудников детского сада.

Хороших результатов в музыкальном развитии и в развитии творческих способностей, в частности песенном творчестве, можно добиться лишь при условии развития определенного уровня музыкальности у ребенка, в частности музыкального слуха.
Большую помощь в этом могут оказать
музыкально-дидактические игры для детей.

Существуют игры:
на различение звуков по высоте: «Птица и птенчики», «Чей домик?», «Где мои детки?» — в младшем возрасте, «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Три поросенка» – в старшем возрасте;
на развитие чувства ритма: «Что делают дети?», «Прогулка» – у малышей, «Наше путешествие», «Определи по ритму», «Выполни задание» – у старших дошкольников;
 на развитие тембрового слуха: « Наш оркестр», «Определи инструмент», «На чем играю»;
на развитие диатонического слуха: «Громко — тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки».

3 этап.Развиваем песенное творчество.

 -Развивать творческие способности и воображение.

Рисование музыки.

Активное слушание.

Пластические фантазии.

Сочиняем сказки.

Творческие задания требуют систематических упражнений.

-Развивать речевое творчество.

Учим детей слышать ритм и рифму стихов в играх и упражнениях.

Развивать творческие речевые умения; упражняться в сочинении ритмически организованного текста.(примеры)

 Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. Это необходимый этап в работе над вокалом. А ещё и оздоровительные упражнения.
При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи (Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт,
Шишки собира-а-ает, песенки поёт.
Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый) и сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тарака-нище» К Чуковского и т.п. Это благодатная почва для проявления творчества.

3) Собственно песенное творчество. Можно выделить такие направления:
а) задания на звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. Звуковая импровизация ему понятна и очень интересна:
Муз. руководитель: Сели куры на забор
И пустились в разговор:
Ребёнок:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Педагог подсказывает ребёнку
 звуковысотность импровизации, тем самым способствует формированию звуковысотного слуха.

Муз.руководитель: Котятки, котятки, Малые ребятки. Дети: Мяу, мяу!

Муз.руководитель: Мы все подрастём, За мышатами пойдём. Дети: Пи-пи-пи! Используя в одном стихотворении две импровизации, можно выстроить их по принципу динамического контраста: котята мяукают громко, а мышки пищат тихо, чтобы котята их не нашли.

Игра «Эхо», когда один ребенок или педагог пропевает свое имя, остальные хором повторяют.

б) вопросно-ответные импровизации. Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться:
Как тебя зовут? – Катя.
До свидания, дети! – До свидания.
Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте!
Можно предложить следующие
музыкальные приемы:
1. Предложить детям по-своему
 допеть знакомую попевку. («Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Играй, сверчок»)
2.
 Сочинить музыку на знакомую потешку, стихотворение. («Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка»).
3.
Внесение игрушки. Педагог предлагает исполнить плясовую, марш или ко-лыбельную для куклы.
4.
Записка или поздравление маме, герою из мультика. (Желательно зафик-сировать на магнитофон).
5.
Сочинение контрастных мелодий на заданный текст с целью развития ладового чувства – минора и мажора.(« Солнце ярко светит, весело на свете» и «Дож-дик льет как из ведра, загрустила детвора» – это «Веселая» и «Грустная песенка» В.Агафонникова.
6.
Музыкальные импровизации на тему знакомых сказок. Лучше брать простые и короткие сказки – «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» и т.д.

7.Продолжить экикики с мелодией.

4 этап создавать условия для самостоятельной творческой деятельности.

Само по себе песенное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребёнка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребёнка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, будит творческое воображение.

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.