Внеурочная деятельность

Ермохина Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ПРИКАЗ

 О признании образовательных организаций

 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 стажировочными площадками по формированию и оценке

 функциональной грамотности обучающихся

16.06.2022        10-П-1188

Ханты-Мансийск

В   рамках   реализации    национального    проекта    «Образование», на основании письма заместителя министра Министерства просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 года № АЗ-581/03, письма Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования         Министерства    просвещения    Российской    Федерации от 14 сентября 2021 года № 03-1510, в соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2021 года № 10-П-1244

«Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год) (в редакции от 20 декабря 2021 года №10-П-1814), приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 апреля 2022 года № 10-П-583 «Об организации стажировочных площадок на базе образовательных    организаций    Ханты-Мансийского     автономного округа – Югры, имеющих положительный опыт по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, в 2021-2022 учебном году», на основании поступивших заявок от муниципальных органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих управление в сфере образования, в целях создания

и организации работы стажировочных площадок на базе образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеющих положительный опыт по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Признать образовательные организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, указанные в приложении, стажировочными площадками по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся.
  2. Автономному        учреждению        дополнительного профессионального   образования   Ханты-Мансийского   автономного округа – Югры «Институт развития образования» обеспечить информационно-аналитическое,                научно-методическое,        учебно- методическое, организационное, информационное, технологическое сопровождение образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных стажировочными площадками по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся.
  3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих управление в сфере образования:
  1. Создать условия для функционирования стажировочных площадок в соответствии с Положением о стажировочной площадке.
  2. Организовать сопровождение деятельности стажировочных площадок, предоставление отчетов о проделанной работе в методический отдел     АУ     «Институт     развития     образования»     1     раз     в     год (не позднее 15 июня).
  3. Обеспечить выявление, обобщение и представление успешного опыта работы стажировочных площадок на мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней и в средствах массовой информации (печатные, электронные издания и др.)
  4. Взаимодействовать с отделом общего образования Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее ‒ Департамент), АУ «Институт развития образования» по функционированию стажировочных площадок.
  1. Отделу общего образования Департамента осуществлять взаимодействие       с       АУ       «Институт        развития        образования» по функционированию стажировочных площадок на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  2. Административно-ресурсному отделу Департамента обеспечить рассылку настоящего приказа в трехдневный срок   со дня   регистрации и опубликовать на официальном сайте Департамента.
  3. Контроль        исполнения        настоящего        приказа        возложить на заместителя директора Департамента Святченко И.В.

Директор Департамента


А.А. Дренин

Приложение        к приказу Департамента образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от «        »        2022 №         

Перечень

образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных

стажировочными площадками по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

Муниципальное образование

Полное наименование образовательной организации

Название программы стажировочной площадки

Период, на который присваивается статус стажировочной площадки

(учебный год)

Юридический адрес

Ссылка на официальный сайт образовательной организации /

контакты (телефон, электронная почта)

1.

Белоярский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 3

г. Белоярский»

Функциональная грамотность

как идея трансформации

школы. Сочетание традиций и инноваций

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628162,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белоярский район,

г. Белоярский,

3 микрорайон, дом 36

https://86school3.ru/

8(34670) 2-16-90

priem@86school3.ru

2.

Белоярский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная

Лаборатория функциональной грамотности

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628177,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белоярский район, п. Сосновка, ул. Школьная, д. 1

https://www.сосновка- югра.рф/

8(34670) 4-69-15

info@sosnovka-ugra.ru

школа п. Сосновка»

3.

город Когалым

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Программа

«Академия кота Матроскина» (методическое сопровождение педагогов по

формированию функциональной (финансовой)

грамотности обучающихся)

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628482,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Когалым, ул. Набережная, 55-А

http://www.sholsdora.ru/ 8(34667) 4-66-64

sholsdora@mail.ru

4.

город Когалым

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа № 7»

Формирование функциональной грамотности средствами литературы

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628485,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Когалым, ул. Степана Повха, дом 13

http://kogschool7.ru/ 8(34667) 2-32-63

schoolkog7@yandex.ru

5.

город Мегион

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Функциональная грамотность как цель и результат современного образования

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628684,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Сутормина 16/1

http://school4-megion.ru/ 8(34643) 2-28-90

direktor4@school4- megion.ru

6.

город Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Начальная школа

№ 15»

Модель

формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов в условиях

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628311,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

г. Нефтеюганск, 16А микрорайон, здание

№ 65

http://sosh15ugansk.ru/ 8(3463) 24-76-36

shs15_ugansk@mail.ru

современной школы

7.

город Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Школа развития № 24»

Формирование и оценка читательской грамотности обучающихся

младшего школьного возраста

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628311,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

г. Нефтеюганск, 13 микрорайон,

здание 51

http://sosh24ugansk.ru/ 8(3463) 243273

shs24_ugansk@mail.ru

8.

город Нижневартовск

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа

№ 3»

Образовательный проект «Особая среда»

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628624,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

г. Нижневартовск, ул.

Мира. 76Б

https://school3.edu-nv.ru/ 8(3466) 45-95-81

nv-mbou-sosh3@mail.ru

9.

город Нижневартовск

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Лицей

№1 имени Александра Сергеевича Пушкина»

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на 2022-2025 учебные года

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628600,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

г. Нижневартовск, ул. Романтиков, 16

https://lyceum-nv.ru/ 8(3466) 29-18-29

info@lyceum-nv.ru

10.

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Аганская

общеобразовательная средняя школа»

Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628637,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Нижневартовский район, п. Аган

ул. Школьная, дом 7

https://shagans86.ru/ 8(34669) 5-20-11

shagans@yandex.ru

11.

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Программа формирования

функциональной грамотности

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628634,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

http://mosh-2.ru/ 8(3466) 28-39-59

mosh-2@mail.ru

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных

предметов»

обучающихся в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения

Нижневартовский район,

пгт. Излучинск Школьная, 7

12.

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов на период 2022-2023 учебный год

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628647,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Нижневартовский район,

рп. Новоаганск, ул. Лесная, дом 12 а

https://nash2.edusite.ru/ 8(34668) 61-060

nmoosh@mail.ru

13.

город Нягань

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа № 6», имени Августы Ивановны Гордиенко, почетного

гражданина города Нягани»

Создание образовательной среды по

формированию функциональной грамотности школьников в МАОУ МО г. Нягань «СОШ

№ 6»

им. А.И. Гордиенко

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628181,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нягань, 2 микрорайон, дом 31

http://86sch6- nyagan.edusite.ru 8(34672) 6-23-39

school6@edunyagan.ru

14.

Октябрьский район

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное

Функциональная грамотность как

основа качества

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628128,

Ханты-Мансийский автономный округ –

https://unyuganschool2.86.i- schools.ru/

8(34672) 48-650

учреждение

«Унъюганская средняя

общеобразовательная школа № 2 имени Героя Социалистического Труда Альшевского Михаила Ивановича»

образовательных результатов

Югра, Октябрьский район, с. Унъюган, мкр. 40 лет Победы, д. 11

likma05@mail.ru

15.

город Покачи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628661,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Покачи,

ул. Молодежная, д.9/1

https://posh1.hmaoschool.ru/ 8(34669)7-99-16

posh1.86@yandex.ru

16.

город Пыть-Ях

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628386,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Пыть-Ях, 2а микрорайон

«Лесников», ул. Железнодорожная, дом 5

http://kompleks-pyt.ru/ 8(3463) 42-91-81 (доб. 208)

kompleks-pyt@mail.ru

17.

город Радужный

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов на 2022-

2023 учебный год

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628462,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Радужный, мкр. 6, дом 30

https://shkola8raduzhnyj- r86.gosweb.gosuslugi.ru/ 8(34668)3-34-19

school_rad08@mail.ru

18.

 Советский район

 Муниципальное

 бюджетное

 Технология

 проектного обучения

 2022-2023

 2023-2024

 628240,

 Ханты-Мансийский

 https://86sch2-sov.edusite.ru/

 8(34675)3-35-94

 общеобразовательное

 учреждение

 «Средняя

 общеобразовательная

 школа № 2 г.

 Советский»

 как средство

 формирования

 функциональной

 грамотности

 обучающихся

 2024-2025

 автономный округ –

 Югра, Советский

 район, г. Советский,

 ул. Хвойная, дом 53А

 s_sch2@bk.ru

19.

город Сургут

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 1

Функциональная грамотность:

формирование и мониторинг

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628417,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут,

ул. Островского, дом 1

http://school1.admsurgut.ru/ 8(3462) 45-78-27

sc1@admsurgut.ru

20.

город Сургут

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение начальная школа

№ 30

Программа методического сопровождения деятельности педагогических работников по формированию читательской грамотности

обучающихся

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628415,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, проспект Ленина,

дом 68/1

http://school30.admsurgut.ru/ 8 (3462) 35-70-80

sc30 @admsurgut.ru

21.

город Сургут

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Сургутская

технологическая школа»

Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся в условиях обновления ФГОС

НОО и ООО

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628405,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Сургут, проезд Первопроходцев, дом

5

http://school13.admsurgut.ru/ 8 (3462) 52 50 74

sc13@admsurgut.ru

22.

Сургутский район

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение

Функциональная грамотность как основа качества

образовательных

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628449,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский

https://www.lyantor7.ru/ 8(34638) 2-72-20

lschool7@mail.ru

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7»

результатов

район, г. Лянтор, мкрн. 2, строение 67

23.

город Урай

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

углубленным изучением отдельных предметов

№ 6

Технологические основы формирования и оценивания функциональной грамотности

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628285,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Урай, микрорайон 3,

дом 46-а

https://86sch6.edusite.ru/ 8(34676)3-15-38

school6@edu.uray.ru

24.

город Урай

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение гимназия имени Анатолия Иосифовича

Яковлева

Программа региональной стажировочной площадки «Школа для жизни»

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628285,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Урай,

мкр. Западный д. 8

https://gimnaziya-uray.ru/ 8(34676)2-40-11

gimnaziya@edu.uray.ru

25.

город Ханты- Мансийск

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Сирина Николая

Ивановича»

Особенности формирования и

оценки креативного мышления обучающихся как компонента функциональной грамотности

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628012,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, д. 27

http://shkola6hm.ru/ 8(3467) 32-86-64

schol6h-m86@yandex.ru

26.

Ханты- Мансийский

район

Муниципальное казенное

общеобразовательное

Формирование функциональной

грамотности

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628518,

Ханты-Мансийский автономный округ –

https://86schhmr- cingali.edusite.ru/

8(3467) 37-72-72

учреждение Ханты- Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Цингалы»

обучающихся в МКОУ ХМР СОШ

с. Цингалы

Югра, Ханты- Мансийский район, с. Цингалы,

ул. Советская, 28

cingalyschool@yandex.ru

27.

Ханты- Мансийский район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты- Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа д. Ярки»

Программа стажировочной площадки по

формированию функциональной грамотности на базе МАОУ ХМР «СОШ

д. Ярки»

2022-2023

2023-2024

2024-2025

628511,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты- Мансийский район, д. Ярки,

ул. Малиновая д.4

http://www.soshyarki.ru/ 8(3467) 36-00-71

soshyarki@yandex.ru



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3В класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями:  

 - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

-  Основной образовательной программы  начального общего образования.  

      Программа внеурочной деятельности разработана на основании Рабочей программы курса внеурочной деятельности  МБОУ СОШ №2 2023 г. «Функциональная грамотность» для обучающихся 1-4 классов  и  обеспечена   учебно-методическим  комплексом:

  1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с.

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с.

  1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с.

         Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

            Содержание программы курса  для 3В класса представлено  по двум направлениям (модулям): «Финансовая грамотность»  и «Естественно-научная грамотность», с учетом возрастных, общеучебных и психологических особенностей младших школьников.

Целью изучения модуля   «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

     Задачи:

  • представление о семейных расходах и доходах и их видов;
  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; 
  • представление о способах экономии семейного бюджета;
  • представление о финансовой этике.

Целью изучения модуля «Естественнонаучная грамотность» является формирование  у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

   Задачи:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
  • формирование и совершенство навыков использования поисковых инструментов их обработки, организации и представления информации
  • содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников.

Общая характеристика курса «Функциональная грамотность» методы, формы обучения

     Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме.

         Для того чтобы у младших школьников процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, программой предусмотрено использование на занятиях задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

        Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.

        Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с обучающимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, эксперименты, самостоятельные работы.

        Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.

        Обучение ведется на безотметочной  основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

-  степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

         

Духовно-нравственное  развитие  обучающихся  в  процессе  освоения курса внеурочной деятельности

         Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций программы воспитания. У современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по модулям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.

      Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 3В классе рассчитана на 34 учебные недели  по 1 часу в  неделю.  

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

      Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных и метапредметных результатов.

     Личностные результаты

 - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

-  овладевать        начальными        навыками        адаптации        в        мире        финансовых        отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

-  уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

     Метапредметные результаты

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-  овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-  использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

-  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-  делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

-  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

-  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

-  проявлять познавательную и творческую инициативу;

-  принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-  планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

-  контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

-  уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

-  оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

-  адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

-  доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-  слушать и понимать речь других;

-  совместно договариваться о правилах работы в группе;

-  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

         Предметные  результаты изучения модуля «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

-  представление о семейных расходах и доходах;

-  умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

-  представление о различных видах семейных доходов;

-  представление о различных видах семейных расходов;

-  представление о способах экономии семейного бюджета.

      Предметные результаты изучения модуля «Естественно-научная грамотность»:

 -  способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

-  способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Содержание программы курса  внеурочной деятельности

Модуль  «Финансовая грамотность» (17 часов)

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Как правильно выбирать покупки.  Бюджет, семейный бюджет. Доходы и расходы.  заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Цена, стоимость, сдача, сбережения. Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Люди, каких профессий работают с финансами. Правила поведения грамотного покупателя.

Модуль  «Естественно-научная грамотность» (17 часов)

              Школьная жизнь и увлечения. Плодовые деревья, чем питаются растения. Проведение эксперимента. Тела ,вещества, частицы. Кальций и его роль в организме человека. Свойства мела. Магнит и его свойства. Волшебные силы магнита. Виды облаков. Что такое снег. Чем интересно мыло и как оно «работает». «Как растения пьют воду», роль растений в жизни человека. Многообразие растений родного края. Проблема экологии. Охранять природу, значит охранять здоровье.

Календарно тематическое планирование курса внеурочной деятельности составлено чередованием модулей.

Тематическое планирование модуля «Финансовая  грамотность»

№ п/п

Наименование разделов  

Количество часов

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

1

Финансовая грамотность

1

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 

2

Юный покупатель

2

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp

3

Деньги

2

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 

4

Бюджет

2

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 

5

Семейный бюджет

2

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

6

Финансовая безопасность

2

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

7

Экономия бюджета

2

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

8

Профессии

2

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроковhttp://km-school.ru/r1/Nachalka.asp

9

Финансовая этика

2

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp

Общее количество часов по модулю

17

Тематическое планирование модуля «Естественно-научная грамотность»

№ п/п

Наименование разделов  

Количество часов

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

1

Школьная жизнь

2

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий»  http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 

2

Богатства природы

2

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 

Естественно-научная грамотность

3

Вещества, которые нас окружают

2

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 

4

Наше здоровье

2

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 

5

Загадочные явления

2

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 

Естественно-научная грамотность

6

Природные явления

2

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

7

Здоровый образ жизни

2

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 

Естественно-научная грамотность

8

Растения в нашей жизни

2

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

9

Забота о Земле

1

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 

Естественно-научная грамотность

Общее количество часов по модулю

17

                           

 Календарно-тематичекое планирование

№п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Дата

Основные виды деятельности

Образовательные ресурсы

 Школьная жизнь (Естественно-научная грамотность)

1.1

Мы разные, но решаем общие задачи.

2

Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о взаимодействии в школьном коллективе. Приводить примеры взаимодействия между людьми, представляющими различные культуры, интересы и увлечения.

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 

1.2

Наши увлечения.

Финансовая грамотность (Финансовая грамотность)

2.1

Что значит быть финансово грамотным…

1

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Применять знания в жизненных ситуациях..

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp

Богатства природы ( Естественно-научная грамотность)

3.1

Плодовые деревья.

Эксперимент «Засушка плодов яблони».

2

Предварительный сбор информации  о плодовых деревьях на садовых участках родного края. Объяснение явлений с использованием приобретенных знаний. Анализ результатов экспериментов. Наблюдения и фиксирование результатов с занесением в таблицу.

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 

Естественно-научная грамотность.

3.2

Чем питаются растения.

Юный покупатель(Финансовая грамотность)

4.1

Собираемся за покупками: что важно знать

2

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Применять знания в жизненных ситуациях..

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 

4.2

Делаем покупки: как правильно выбирать товары

Вещества, которые нас окружают ( Естественно-научная грамотность)


5.1

Тела, вещества, частицы.

2

Проведение простых исследований. Наблюдение за взаимодействием различных веществ и анализ их результатов. Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений.

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 

5.2

Эксперимент

«Нагревание воды».

Деньги (Финансовая грамотность)

6.1

Что такое деньги, виды денег.

2

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Применять знания в жизненных ситуациях.

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

6.2

«Деньги – не щепки, счетом крепки».

Наше здоровье (Естественно-научная грамотность)

7.1

Кальций и его роль в организме человека.

2

Проведение простых исследований. Наблюдение за взаимодействием различных веществ и анализ их результатов. Получение выводов на основе проведения экспериментов, интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений.

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 

7.2

Свойства мела.

Бюджет (Финансовая грамотность)

8.1

Что такое «бюджет»?

2

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Применять знания в жизненных ситуациях.

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 

8.2

Семейный бюджет. По доходам -  и расход.

Загадочные явления (Естественно-научная грамотность)

9.1

Магнит и его свойства.

2

Проведение простых исследований. Наблюдение за свойством магнита. Получение выводов на основе проведения экспериментов, применение свойств магнита в жизни, интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений.

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 

Естественно-научная грамотность.


9.2

Волшебная сила магнита.

Семейный бюджет (Финансовая грамотность)

10.1

Откуда в семье берутся деньги? Заработная плата.

2

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Проводить простейшие денежные расчеты. Применять знания в жизненных ситуациях.

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

10.2

День рождения. Цена, стоимость, сдача, сбережения.

Природные явления (Естественно-научная грамотность)

11.1

Виды облаков.

2

Проведение простых исследований и анализ их результатов. Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений.

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

11.2

Что такое снег?

Финансовая безопасность (Финансовая грамотность)

12.1

Виды расходов. Обязательные платежи.

2

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Проводить простейшие денежные расчеты. Применять знания в жизненных ситуациях.

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

12.2

Где хранятся деньги.

Здоровый образ жизни (Естественно-научная грамотность)

13.1

Чем интересно мыло и как оно «работает».

2

Проведение простых исследований. Наблюдение за взаимодействием различных веществ и анализ их результатов. Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений.

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 

Естественно-научная грамотность.

13.2

Здоровье в чистых руках.

Экономия бюджета (Финансовая грамотность)

14.1

Доходы и расходы.

2

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Проводить простейшие денежные расчеты. Применять знания в жизненных ситуациях.

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

14.2

На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет

Растения в нашей жизни (Естественно-научная грамотность)

15.1

«Как растения пьют воду».

2

Предварительный сбор информации  о вмдах растений родного края. Объяснение явлений с использованием приобретенных знаний. Анализ результатов экспериментов. Наблюдения и фиксирование результатов с занесением в таблицу, формулирование выводов.

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 

15.2

Роль растений в нашей жизни.

Профессии (Финансовая грамотность)

16.1

Люди, каких профессий работают с финансами.

2

Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений и выводов.

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроковhttp://km-school.ru/r1/Nachalka.asp

16.2

«Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»

Забота о Земле (Естественно-научная грамотность)

17.1

Проблемы экологии.

1

Приводить примеры участия в решении экологических проблем. Аргументировать свое мнение о необходимости и возможности решения экологических проблем, оценивать действия, которые ведут к их преодолению.

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 

Естественно-научная грамотность

Финансовая этика (Финансовая грамотность)

18.1

Правила поведения грамотного покупателя.

2

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Оценивать финансовые проблемы. Финансовое планирование. Проводить простейшие денежные расчеты. Финансовое планирование и экономия. Применять знания в жизненных ситуациях

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp

18.2

«Покупать, но по сторонам не зевать».