РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Рандалова Ольга Вячеславовна

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Турнир знатоков русского языка в 6-ых классах

Приветствие команд.

1. Разминка

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)
  4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
  5. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  6. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
  7. Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)
  8. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

2. «Одним словом»

- Назовите одним словом.

  1. Комиссия, решающая вопрос о присуждении награды на соревнованиях (Жюри).
  2. Артист, объявляющий номера программы и занимающий публику между номерами (Конферансье).
  3. Подземная железная дорога (Метро).
  4. Условия, по которым один из спорщиков обязан что-либо выполнить в случае выигрыша (Пари).
  5. Музыкальное произведение, составленное из популярных мелодий (Попурри).
  6. Кушанье из размятых или протертых овощей (Пюре).
  7. Ансамбль из трех исполнителей (Трио).
  8. Нижняя часть самолета, служащая для его передвижения по аэродрому при взлете и посадке (Шасси).

  1. «Надо подумать!»
  • Вид (жанр) художественного произведения и имя человека? (Роман)
  • По дороге, по пути

Весело качу.

А с конца меня прочти –

Нож я наточу. (Колесо - оселок).

  • Задачу ты решишь свободно:

Я небольшая часть лица.

Но ты прочти меня с конца –

Во мне увидишь, что угодно. (Нос - сон).

  • Могу зимой тепло доставить

И дать прохладу летом в зной,

Но, если буквы переставить,

Футбольный мяч надуешь мной. (Сосна - насос)

  1. Скороговорка - «Говорим хором»: Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  1. «Пишем правильно» - вставьте буквыЛягуш…нок , защ…лка, ч…рный, галч…нок, медвеж…онок, ш…пот, ш…рох, крюч…к, отч…т, рубаш…нка, туш…нка, девч…нка, печ…нка, ж…лудь, ж…нглер
  2. Орфоэпия. Поставьте ударение в словах: алфавит, звонит, досуг, упрочить, каталог, магазин, торты, красивее, цемент, баловаться, щавель, квартал.
  3. «Хитрый суффикс»

- Выделите корни и суффиксы, если надо.

Замок, теремок, лесок, песок, венок, курок, жирок, мирок, листок, приток.

  1. «Пословица недаром молвится»

Горек обед ( без хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра то, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).

  1. Расшифруй-ка

К

Й

Г

А

И   

Ы

И

О

Н

Б   

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

(Любите наш могучий язык!)

  1. «…СТ».

Заполните пустые клетки буквами, чтобы получились существительные в И.п., ед.ч.

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

(Лист, пост, мост, рост, гост, наст, бюст, куст, ласт, аист, жест, шест).

11. «Колесо»

- Составьте из данных букв имена существительные в И.п. ед.ч.

К

О О

С Л

Е

(Лес, село, колос, осел, сокол, сок, лоск, кол, соло, лесок, око, колесо, оселок)

Подведение итогов.

  1. Скороговорка - «Говорим хором»: Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  2. «Пишем правильно» - Вставьте буквы: Лягуш…нок , защ…лка, ч…рный, галч…нок, медвеж…онок, ш…пот, ш…рох, крюч…к, отч…т, рубаш…нка, туш…нка, девч…нка, печ…нка, ж…лудь, ж…нглер
  3. Орфоэпия. Поставьте ударение в словах: алфавит, звонит, досуг, упрочить, каталог, магазин, торты, красивее, цемент, баловаться, щавель, квартал.
  4. «Хитрый суффикс»

- Выделите корни и суффиксы, если надо.

Замок, теремок, лесок, песок, венок, курок, жирок, мирок, листок, приток.

  1. «Пословица недаром молвится» - Продолжите:

Горек обед …
Нет друга, так ищи, ...
Умный любит учиться, ...
Новых друзей наживай, ...
Не откладывай на завтра то, ...
Дружба дружбой – ...
Без терпенья – ...
Доброе слово ...
Чтение – лучшее ...

  1. Расшифруй-ка

К

Й

Г

А

И   

Ы

И

О

Н

Б   

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

________________________________________

  1. «…СТ».

Заполните пустые клетки буквами, чтобы получились существительные в И.п., ед.ч.

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

11. «Колесо»

- Составьте из данных букв имена существительные в И.п. ед.ч.

К

О О

С Л

Е

Турнир знатоков русского языка

в 6-ых классах


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ацагатская средняя школа-интернат имени Агвана Доржиева

Заиграевского района»

Программа работы с одаренными детьми педагога

Рандаловой Ольги Вячеславовны, первой категории.                          

   

           

 

с. Ацагат, 2019-2020г.

Цель:

  • создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие  одарённых детей. 

Задачи:

  • Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости
  • Организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствованию практического мышления;
  • Стимулирование интеллектуального развития обучающихся.
  • Создание условий, обеспечивающих развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  • Обеспечение участия одаренных детей в предметных олимпиадах и конкурсах  всех уровней.
  • Оказание педагогической поддержки талантливым  детям  .

Основные направления работы:

  • 1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
  • 2) исследовательская деятельность учащихся;
  • 3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

№ п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

1

Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

план

Август

Рандалова О.В.

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. Формирование списков обучающихся

собеседование.

Сентябрь

Рандалова О.В.

3

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе.

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам.

Практические занятия

 

Октябрь

учителя русского языка и литературы

4

Подготовка к участию в муниципальном этапе  предметных олимпиад.

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад

 Октябрь-Ноябрь

 учителя русского языка и литературы

6

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных методов обучения, развитие  у учащихся творческого и исследовательского мышления

Учебное занятие

Декабрь

7

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Начало оформления творческих работ

Лекц.-практическое занятие

Январь

8

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований

Учебное занятие

Февраль

9

Занятие «Методика защиты исследовательских работ»

Учебное занятие

Март

10

Планирование на следующий уч. год

Создание портфолио одаренных детей

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Составление плана

Май

учителя русского языка и литературы

12

Организация участия обучающихся в:

  • Эвристических  олимпиадах,
  • Дистанционных всероссийских олимпиадах,

-     Интеллектуальных конкурсах

-     Всероссийских дистанционных

      творческих конкурсах

 

В течение года

учителя русского языка и литературы

13

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

 

В течение года

 учителя русского языка и литературы

14

Подготовка к диагностическим работам .

Учебное занятие

В течение года

15

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

  Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

 

В течение года

учителя русского языка и литературы

 

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета, обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:
  • Предмет;
  • Дата и время консультаций;
  • Главные рассматриваемые вопросы;
  • Время работы с темой по программе;
  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб: Азбука, 2018
  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2017.
  3. Сборники «Русский медвежонок».
  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2018
  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 2017.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологический трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативные, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой.  Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

 В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

Название

 раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.
  2. Подготовка доклада.
  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
  4. Реферат.
  5. Оформление стенда.
  6. Проект

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

Проверка работ.

Исследовательские     умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.
  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.
  3. Исследовательские    умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.

Написание рецензии

Проверка упражнений, заданий.

Проверка решений задач.

Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.
  4. Интернет как источник информации.
  5. Этапы работы с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа с использованием компьютера.

Этапы выполнения       научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение   объекта   и   предмета исследования. Выдвижение гипотезы
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение    практической    части исследовательской работы.
  5. Анализ результатов. Выводы.

Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.
  2. Оформление титульного листа и «Содержания»
  3. Разделы «Введение» и «Заключение».
  4. Оформление списка литературы.
  5. Оформление ссылок.
  6. Оформление приложения.

Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения

Проверка выполнения работы

Научный доклад, проект – итог исследовательской работы школьника.

1. Требования к докладу, проекту. Критерии оценки доклада, проекта.

2. Оформление к докладу, проекту.

Защита реферата или проекта на «Неделе русского языка и литературы»

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

Рефлексия

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • всероссийские дистанционные конкурсы,
  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.