ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Жигарева Алена Сергеевна

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что она дает ребенку?

✅Активирует зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь.
✅Помогает формированию четкой, ритмичной речи.
✅Помогает научиться концентрировать и распределять внимание.
✅Снимает излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения).
✅Улучшает память.
✅Способствует овладению навыками письма, рисования.
✅Развивает фантазию, воображение.
✅Улучшает гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики 3- 4 года

Какая у кого песенка?

У ходиков песня такая:- Тик. Тик. Тик. (руки - «стрелочки»)

У птички - синички - такая:- Пик. Пик. Пик. (руки - «клювики»)

У поросенка - такая:- Рюх. Рюх. Рюх. (ладошки - «пятачки»)

У ежика песня такая:- Плюх. Плюх. Плюх. (пальчики - «колючки»)

У кисоньки песня такая:- Мяу. Мяу. (ладошки гладят шерстку) .

- А у рыбешки - какая?- Пы. Пы. Пы. (руки движутся сверху вниз) .

Слова Раз и два, раз и два!

(сжимают и разжимают пальцы)

Сложим мы из букв слова.

Солнце - слово лучистое.

(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

Кошка - слово пушистое.

(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)

Корова - слово рогатое.

(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога»)

А слово «арбуз» - полосатое.

(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)

«Мышка и кошка»

- Пи - пи - пи, - пищала мышка (ритмично щелкают пальцами рук)

- Кошка на охоту вышла!Мне так страшно, трепещу.

Щу - щу - щу, щу - щу - щу. (ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками) Норку я свою ищу. Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично притоптывают ногами)

Кошка притворилась доброй:- Мур - мур - мур, - она поет.

(ритмично поглаживают одной рукой другую)

- Нет - нет - нет, - пищит мышонок. (ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет. «Котенок - шалун»

Котенок мамочку зовет:- Мяу - мяу, мяу - мяу!

(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:- Мало - мало, мало - мало.

(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:- Мур - мур - мур (2 раза)

(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.

(ритмично потрирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:- Цап - цап - цап, цап - цап - цап.

(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает:

- Ап - ап - ап, ап - ап - ап. (Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

«Утята»

Раз - два - шли утята. Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал. А десятый испугался -

Громко - громко запищал:- Пи - пи - пи - не пищи!- Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков«Пи - пи - пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Машина

Би - би - би - гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

«Кошки - мышки»

Кошка мышку цап - царап (пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила (кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала (одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла (указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания (одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Лодочка»

Две ладони я прижму. И по речке поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -Это лодочка моя.

(выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

«Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«На качелях»

Кач - кач - кач - летят качели,

Так захватывает дух (дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)

Все сильнее бьется сердце:

Тук - тук - тук, тук - тук - тук!

Вверх и вниз, и снова к солнцу

Словно птица ты летишь. (ритмично постукивают кулачками друг о друга)

- Выше, выше, выше, выше! -

Вновь товарищам кричишь. (ритмично поднимают перед собой руки вверх)

«Насекомые над лугом»

- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

- Я лечу издалека.

(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

- Зу - зу - зу, - комар пищит.

(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

- Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу»

(ритмично хлопают в ладоши)

«Грибы»(массаж пальцев)

Топ - топ - пять шагов (идут на месте)

В туесочке пять грибов. (переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

Мухомор красный -Гриб опасный.

А второй - лисичка -рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,Ешь его смело.

«Умывание»

(массаж пальцев)

Знаем, знаем - да - да - да,

Где ты прячешься, вода!

(поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей!

Будет умываться веселей!

(энергично растирают ладони и кисти рук)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,Милая касаточка,

Ты где была,Ты с чем пришла?

- За морем бывала,Весну добывала.

Несу, несу Весну - красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

«Покажите пальцем»

Покажите пальцем

(дети сжимают правую руку в кулак)

Зайца,

(вытягивают средний и указательный пальцы)

Книжку,

(две раскрытые ладони складывают рядом)

Мышку и

(ладони прикладывают к макушке)

Орех

(сжимают кулак)

Указательному пальцу

Все известно лучше всех.

(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)

«Мышки - шалунишки»

В комнате часы виселиИ стучали: бом - бом - бом. (дети ритмично хлопают в ладошки)

Мышки каждый раз пугались,Слушая ужасный звон. Потянулись гири вниз -

Так - так - так (2 раза)

(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

Быстро стрелки завелись -Тик - тик - так (2 раза)

(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

Стрелки мышек испугали,В норку мышки убежали.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Будем грушу мы рубить;

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«Помощники»

1, 2, 3, 4 (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку. Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть - чуть - сломали,

Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

«Смелые гуси»

Шли на речку важно гуси:Говорили«Га - га - га».

(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,Не забудет никогда.

Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.

(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!

(ритмично потопывают) 

«Пироги»

Мы печем отличные

Пироги пшеничные. («пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)

Кто придет к нам покупать

Пироги отличные (трут ладони друг о друга)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может (сжимают и разжимают пальцы)

Пусть приходят с ними тоже.

(при повторении массируют пальцы на другой руке)

«Бутончик»

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы,Листья рябины,Листики тополя,

Листья осины (загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

"Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(дети ритмично скрещивают руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(плавно покачивают руки вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(ритмично потирают щеки)

А весной на носик ставит

Точки - точки - точки.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

(ритмично постукивают пальцем по носу) 

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,Серебристый самолет,Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -Настоящий великан. (загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать?Помогите сосчитать?

(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

«У Лариски - две редиски»У Лариски - две редиски. У Алешки - две картошки.

У Сережки - сорванца -два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки. Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.

(по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на одной или обеих руках)

«За ягодами»

1, 2, 3, 4, 5 (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,За малиной,За брусникой,За калиной. Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибают пальчики, начиная с большого)

«Кораблик»

По реке плывет кораблик (ладони соединить лодочкой)

Он плывет издалека. (выполнять волнообразные движения руками)

На кораблике четыреОчень храбрых моряка.

(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)

У них ушки на макушке (сложить обе ладони к макушке)

У них длинные хвосты. (пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)

И страшны им только кошки,Только кошки и коты.

(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашейПрилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зернышек. (опять сжимают и разжимают кулачки)

«Что принес нам почтальон?»Что принес нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,в бандероли - две кассетыИ письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого)

 «Игрушки»

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с

большого.

 « Детский сад»

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать

- Крепкие, дружные, Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы;

поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише, Не шумите!

 Наших деток не будите! Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

 (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове

“вставать” – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

 «Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец.

 «Фрукты» 

Этот пальчик - апельсин,

 Он, конечно, не один.

 Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

 Этот пальчик - ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)

 Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Засолим капусту

Мы капусту рубим,

(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

 Мы морковку трем,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)

 Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.)

 Мы капусту жмем.

( Интенсивное сжимание пальцев рук)

По грибы (потешка)

 Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

 Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

 «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками).

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».)

Осень

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

 ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

Встряхивают кистями рук.

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки

( Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

(Встряхивают обе руки.)

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. )

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(Вращают большим пальцем.)

Комнатные растения

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Мы все названья помним!

(Раскрывают ладошку.)

Мы взрыхлим цветы, польем,

(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)

Пусть подрастают день за днем!

( Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над

головой и раскрывают «цветком».)

Этот пальчик

(Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок,

затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

(«Дом» изобразить двумя руками,крышу дома — пальцы левой

и правой рук соприкасаются друг с другом.)

Ну а к дому путь закрыт.

(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

средние пальцы с Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх

(«ворота»).)

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.

Транспорт

Будем пальчики сгибать

(- Сжимают и разжимают пальчики. )

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. )

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Сказки

Будем пальчики считать,

 Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. )

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

 Про внучку, бабку, дедку.

( Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

 «Волк и семеро козлят»

 - Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец.)

Тесто

Тесто мы месили

(сжимаем кисти рук)

Мы пирог лепили

 (ладошки лепят)

 Шлёп, шлёп,

Шлёп, шлёп

 Слепим мы большой пирог!

 (разводим руки)

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

( Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз,

Разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

Птички зимой

 Прилетайте, птички!

 («Зовущие» движения пальцами обеих рук)

 Сала дам синичке

 («Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Белочка.

(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Снежок

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить,меняя положение ладоней)

Круглый,крепкий,очень гладкий.

(показывают круг,гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)

Два – поймаем. (" ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

 «Домашние животные» 

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Гости.

(Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой

руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)

(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)

- Мама, мама!

(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)

- Что, что, что?

(Постукивают мизинцы.)

- Гости едут!

(Постукивают указательные пальцы.)

- Ну и что?

(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с

теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)

- Здрасьте, здрастье!

(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают

по тем же пальцам другой руки.)

- Чмок, чмок, чмок!

Сапожник

(Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.)

 Мастер, мастер,

Помоги

- Прохудились

 Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди

 - Мы пойдем сегодня

 В гости!

«Будем в армии служить»

 Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

 Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

 А потом пехота

- Рота за ротой!

(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)

Профессии

 Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

 И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

 (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

( Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

 Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель

(- Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. )

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

 Мамы разные важны!

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

( Показывают большой палец. )

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

(Поочередно соединяют большой палец с остальными)

Времена года

Круглый год

Круглый год, круглый год!

(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

большим пальцем.)

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идет за летом осень.

А за осенью сама

 Вновь идет, спешит зима.

( Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой)

Зайцы. 

(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть,

остальные выпрямить и соединить.

 На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх,

 пальцы широко расставить,

на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

 Скачет зайка другой.

 «Перелетные птицы 

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

 Шла кукушка мимо рынка,

(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

У неё была корзинка,

 (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

Цветы

(Выполнять действия в соответствии с содержанием

Стихотворения)

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Хозяйка

Кукле кашу я сварю:

(мешаем кашу)

В миску молока налью,

(наливаем молоко)

Положу туда крупу

(насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

(поставить на плиту)

Будет каша хороша!

(хлопать в ладоши)

Кушай, кукла, не спеша.

(пригрозить пальчиком)

 «Насекомые» 

Дружно пальчики считаем

 Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку у лба «козырьком»).

Что ты видишь, милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

 «Лето, лето- какого оно цвета?» 

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

 Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

 Вот за что люблю я лето!

Рыбы

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем

волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их

с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены.

Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

 (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Хлеб 

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

 А из теста мы слепили:

 Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи

- Всё мы испечем в печи.

( Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.)

(Обе ладошки разворачивают вверх. )

Очень вкусно!

Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.

3. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

(картотека)

для детей 5-7 лет

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

Пояснительная записка

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики существует направление- пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

4.Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Целевые ориентиры:

1.Совершенствование развития мелкой моторики рук.

 2.Эмоциональное развитие ребенка.

3.Совершенствование творческих способностей.

4.Совершенствование познавательных способностей.

Пальчиковая гимнастика

Методические указания

1

«Налим»

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки,

И учили их считать

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

Движения ладонями с двух сторон.

Взмахи ладонями.

Согнуть кулачки.

Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

2

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

 

Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.

«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.

Наклон вперед за воображаемой дудочкой.

Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.

«Идти» пальцем по столу.

Показывая «рожки» из пальчиков.

Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.

Отталкивающие движения двумя ладонями.

 

«Варят» кашу указательным пальцем.

Подносят ко рту воображаемую ложку.

3

«Дай молочка, Буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

 

Имитировать, как доят корову.

Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.

Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.

Опять показывают, как доят коров.

Показывают поднятые вверх большие пальцы.

4

«Козлик»

Вышел козлик из дверей,

Выгнул шею:

«Дай хлеба скорей!»

«Дай пирожок!»

Протянул копытце:

«Дай воды напиться!»

 

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.

Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога.

Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.

Правая рука складывается лодочкой.

5

«Перчатки и мышата»

Шустрая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала,

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила всех

И отправила спать.

 

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Сложить ладони «ковшиком».

Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.

 

Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.

Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.

Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.

6

«Жирафы и слоны»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

 

Ребенок хлопает ладошками по всему телу.

 

 

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

 

 

Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.

 

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

7

«Бабушкин кисель»

Бабушка кисель варила

На горушечке

Для Андрюшечки.

Вдруг летел соколок

Через бабушкин порог.

Вдруг он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька для Андрюшечки.

 

Правая рука «помешивает кисель».

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом.

Ладонь правой руки ложится на грудь.

Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.

Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями.

8

«Зайки-побегайки»

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки,

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

 

Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз.

Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

Руки перед грудью (лапки зайца).

Руки на голове (уши зайца).

Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями.

Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики.

9

«Веселая старушка»

У веселенькой старушки

Жили в маленькой избушке

Десять сыновей.

Все без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На старушку все глядели,

И все делали вот так…

 

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Сложить руки углом и показать избушку.

Показать десять пальцев.

Очертить брови пальцами.

Растопыренные ладони поднесены к ушам.

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.

Очертить большой круг вокруг головы.

Показать руками большую бороду.

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.

Ребенок показывает любые загаданные им действия.

10

«Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду маме мыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали!

 

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Потереть одной ладошкой о другую.

 

Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.

Потереть одной ладошкой о другую.

 

Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

11

«Юля и варежка»

Юля варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В домик свой он не попал».

Юля варежку сняла:

«Посмотрите, я нашла!

Ищешь, ищешь – не найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

 

Ребенок сжимает пальчики в кулак.

 

Ребенок разжимает все пальчики, кроме большого.

 

Ребенок разгибает большой палец.

 

Ребенок сжимает все пальчики в кулачок.

12

«Улей»

- Это что за чудо-дом?

Чудо дом-кубышка?

- Кто живет там? Мышка?

- Что вы, что вы!

- Нет, нет, нет!

Живут в доме только пчелы!

Пчелы там летают,

Детей своих считают:

Один, два, три, четыре, пять.

Мы не будем им мешать.

Пчелки мед соберут…

И (имя ребенка) принесут.

 

Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица.

Ребенок с интересом рассматривает свой кулачок.

Возмущенно машет руками.

Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел.

Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит.

Ребенок снова сжимает кулачки.

Ребенок разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца.

Ребенок заводит обе руки за спину.

Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика.

13

«Пять рыбок»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке.

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать,

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил!»

 

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе.

Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок.

Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения.

Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону.

Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.

Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь.

Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот.

Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают.

14

«Десять котят»

У Мурочки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

 

Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол.

Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев.

Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу.

15

«Осень»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать,

Листья березы, листья рябины,

Листья у тополя

И у осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет соберем.

 

Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

16

«Мышка и часы»

Мышь полезла как-то раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»

Мышь скатилась кувырком,

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»

Мышь скатилась кувырком.

 

Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.

Ребенок хлопает в ладоши над головой.

Ребенок «скатывает» руки на пол.

Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза.

Ребенок «скатывает» руки на пол.

Ребенок «скатывает» руки на пол.

17

«Гном»

Жил да был веселый гном

С огромными ушами.

Он на сахарной горе

Спал под воротами.

Вдруг, откуда ни возьмись,

Великан подкрался,

Скушать гору захотел,

Но только подавился!

Ну а что ж веселый гном?

Гном все спит глубоким сном!

 

Ребенок поднимает руки над головой и изображает колпачок гнома.

Ребенок описывает руками большие круги вокруг ушей.

Ребенок ставит локти на стол, руки прямо, ладони ребенок складывает так, чтобы получился треугольник.

Ребенок пальцами изображает ворота.

Ребенок поднимает руки высоко над головой.

Ребенок громко смеется, держась за живот!

Ребенок изображает спящего гнома.

18

«Белки-непоседы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Пришли к нам белки поиграть.

Одна куда-то ускакала,

Четыре белочки осталось,

А теперь скорей смотри:

Их уже осталось три.

Ну и ну, какая жалость,

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна,

Осталась белочка одна,

А пока мы их считали,

Белочки от нас сбежали.

 

Ребенок показывает пять пальчиков.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает четыре пальчика.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает три пальчика.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает два пальчика.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает один палец.

19

«Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

У нее была корзинка.

Вдруг корзинка на пол – бух,

Полетело десять мух!

 

Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.

Ребенок соединяет ладошки «ковшиком».

Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.

Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками.

20

«Маша-хозяйка»

Наша-то Маша

Сметлива была,

Всем она в доме

Работу нашла.

Мисочку собачка

Моет язычком,

Мышка подбирает

Крошки под столом,

Кошка под окошком

Когтями скребет,

Курочка в сережках

Избушку метет.

 

Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши: то правая, то левая рука сверху.

Большой палец правой руки ребенка оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и обратно.)

Согнутые мизинец и указательный палец правой руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.

Пальцы правой руки ребенка собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены.

Пальцы правой руки скребут ладонь левой.

Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную левую.

21

«Домик гномика»

Под грибком – шалашик-домик,

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним,

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на нем дубовый пол,

Рядом стул с высокой спинкой,

На столе – тарелка с вилкой.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят!

 

 

Ребенок соединяет ладошки шалашиком.

Ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку правой.

Ладони обеих рук ребенка обращены вниз, пальцы скрещены; средний пальчик правой руки опущен вниз и слегка качается.

Ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые друг к другу.

Левая рука ребенка сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки.

Ребенок направляет левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляет кулачок правой руки.

Ладонь левой руки ребенка лежит на коленях и направлена вверх, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены  и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони.

22

«Упрямые козлики»

Как-то раз к кому-то в гости

Шел козленок через мостик,

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться, не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вдруг с разбега лбами – бух!

И с моста в водичку – плюх!

 

Ребенок большими пальчиками прижимает к ладошке средние и безымянные.

 

Ребенок держит кисти рук горизонтально и медленно сближает руки.

 

На каждую строчку ребенок соединяет руки.

 

Ребенок хлопает в ладоши.

 

Ребенок роняет руки на колени.

23

«Толстые поросятки»

Двое толстых поросят

За воротами стоят.

Поросята эти ждут,

Что им кушать принесут.

Двое толстых поросят

Снизу в щелочку глядят.

Бегают туда-сюда:

«Где же вкусная еда?»

Двое толстых поросят

В дверь копытцами стучат.

Вдруг открылась эта дверь:

«Можно выбежать теперь!»

Двое толстых поросят

Громко, радостно визжат:

«Вот корыто, да, да, да,

А в нем вкусная еда!»

 

Ребенок ставит ладошки ребром на стол, как «закрытые ворота», большие пальчики подняты.

 

Ребенок просовывает большие пальцы между мизинцами и безымянными.

 

Ребенок сгибает и разгибает большие пальчики.

 

Ребенок стучит большими пальчиками по ладошкам.

 

Ребенок немножко раскрывает ладошки, не отрывая при этом их от стола.

 

Ребенок складывает ладошки как корытце и шевелит большими пальчиками.

24

«Иголка и наперсток»

Вышивает, шьет иголка.

Пальцу колко, пальцу больно,

А наперсток

В тот же миг

К (имя ребенка) на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

- Шей!

А колоться ты не смей.

 

Левая ладонь ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный пальчик на левой руке.

 

Правой рукой выполнить такое движение, как будто надеваете на указательный палец левой руки наперсток.

 

Левая ладошка ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка, ребенок шьет.

Ребенок грозит пальчиком левой руки.

25

«Кот-повар»

Падал снег на порог,

Кот испек себе пирог,

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега, а муки.

 

Ребенок поднимает руки вверх, а затем медленно опускает ладошки на стол.

Ребенок изображает лепку пирога.

Ребенок «бежит» пальчиками обеих рук по столу.

Ребенок вновь изображает лепку пирога.

26

«Пять грибов»

Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор – он красный,

Но этот гриб опасный,

А второй – лисичка – рыжая косичка,

Третий гриб – волнушка – розовое ушко,

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Кушай его смело.

 

Ребенок «шагает» пальчиками по столу.

Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок, большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка.

На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по одному пальчику, начиная с мизинца.

27

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал:

Вот – дубовый,

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 

Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные движения.

 

Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого.

 

Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени.

28

«Мышонок»

Сел мышонок на масленок,

А масленок – липкий гриб,

Посидел на нем мышонок

И прилип, прилип, прилип.

 

Ребенок ладонью левой руки накрывает кулачок правой.

Ребенок вращает кулачком правой руки.

Ребенок трет ладонью левой руки по кулачку правой.

Ребенок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится».

29

«Считалка»

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

- Это – раз!

Загибаем?

- Это – два!

Продолжаем?

- Три, четыре…

Где же пятый?

- Вот, смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Пиф-паф-ой-ой-ой!

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

 

Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

 

Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.