7.Материал,содержащий педагогический опыт в сфере ДОО

1.Технология "Портфолио педагога"

2.Реферат, как форма представления педагогического опыта

3.Самоанализ по летней практики

4. Реферат: "Электронные презентации" 

5.Педагогический опыт и его разновидности

6. Анализ занятия 

7. Педагогический опыт"Развитие речи и коррекция речевых нарушений у детей с задержкой психического развития" (Автор: Колесникова Т.В)      

                                                                                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО

«Муромский педагогический колледж»

РЕФЕРАТ

На тему: «Педагогическая технология.

Портфолио педагога»

Выполнила: студентка гр. Д-42,

Киселева Екатерина

Преподаватель: Кормашова Н.А.

Муром 2017

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

  • творчески думающим,
  • владеющим современными технологиями образования,
  • приемами психолого-педагогической диагностики,
  • способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
  • умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

 Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

  • Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
  • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

  • материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
  • материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
  • сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
  • анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

 В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

  • материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
  • материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
  • материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  • в неделях педмастерства;
  • в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
  • авторские программы, методические разработки;
  • творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

  • планы по организации предметно-развивающей среды;
  • эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

 Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.



Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО

«Муромский педагогический колледж»

Реферат, как форма представления

педагогического опыта

Выполнила: студентка гр. Д-42,

Киселева Екатерина

Преподаватель: Кормашова Н.А

Муром 2017

Рефера́т  (нем. Referat, от лат. referre — докладывать, сообщать) — краткий доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п.

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы. выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

Требования к тексту

Реферат должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе. Шрифт специально не предусматривается, но почти всегда по умолчанию применяется Times New Roman при полуторном межстрочном интервале. Формат бумаги А4. Общий объем данного типа письменных работ по «классическим» требованиям ГОСТ должен быть не менее 10 печатных страниц, но и не более 25. Золотая середина – 15-20 печатных страниц.

Важным моментом в оформлении любого текста, являются поля. Размер верхнего поля варьируется от 10 до 30 мм. Нижнего – от 20 до 30 мм. Правое обычно имеет размер равный 15 мм. А левое - в диапазоне от 20 до 25 мм.

Другой важный фактор при оформлении – нумерация. Нумерации подлежат без исключения все страницы реферата. Но существует маленький нюанс – цифра номера не проставляется на первых двух страницах – на титульном листе и на странице содержания. Со страницы введения номера проставляются арабскими цифрами начиная с «3».

Структура и признаки реферата

Реферат имеет определённую композицию:

Введение. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы;

Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся и аргументируются основные тезисы;

Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Реферат имеет следующие признаки:

  • содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
  • содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
  • имеет постоянные структуры.

Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).

В завершение работа должна получить соответствующую рецензию с оценкой. Рецензия составляется на основе следующих факторов:

  1. уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников, степень использования в работе результатов исследований и установленных научных фактов);
  2. личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, которые получены помимо предложенной образовательной программы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и научное значение исследуемого вопроса);
  3. характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, должное соответствие реферата всем стандартным требованиям).



Предварительный просмотр:

Самоанализ по итогам летней практики

Я Киселева Екатерина Ивановна, студентка 3 курса дошкольного образования. Практику проходила в с.Новодмитриевка Выксунского р-на Нижегородской обл.,Д/С №39. За время прохождения практики при подготовке и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми возникли некоторые трудности: я не могла собрать детей на тот или иной вид деятельности. Они не хотели ничего делать и без особого желания садились за столы, но я пыталась их заинтересовать к какому-либо занятию или к игре. Чаще всего для мотивации детей на предстоящий вид деятельности я использовала наглядные и словесные методы и игровые приемы, т.к детей это больше заинтересовывало. С сотрудниками д/с я сотрудничала в случае необходимой помощи. Наглядный материал использовала очень часто, также использовала и ИКТ, это был ноутбук. В педагогическом процессе использовала образовательную программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. За время летней практики я научилась считать табель, составлять план на месяц и организовывать детей на занятия. Самыми интересными видами деятельности мне показались: рисование и подвижные игры. Цели и задачи летней практики реализованы хорошо и мне было все понятно. Студентам младших курсов желаю удачи, их ждет много интересного.



Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО

«Муромский педагогический колледж»

РЕФЕРАТ

На тему: «Электронные презентации»

Выполнили: студентки гр. Д-42,

Шикина Дарья и Киселева Екатерина

Преподаватель: Кормашова Н.А.

Муром 2017

Электронная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенный для демонстрации аудитории. Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.

Виды презентаций:

  1. PowerPoint презентации.

Самый простой и распространенный формат электронной презентации является презентация в формате РowerРoint. С помощью этой программы можно использовать в презентации аудио и видео файлы и создавать простейшую анимацию. Главное достоинство данного формата презентации — возможность без особых знаний и умений вносить изменения в презентацию, адаптируя ее под разные аудитории и цели.

  1. PDF презентации

Еще один вид довольно простой компьютерной презентации — это презентация в формате pdf. Это вариант электронного каталога, удобного для рассылки по электронной почте, размещению на сайте и печати на принтере. Главным достоинством презентации в формате pdf являет небольшой ее вес, что позволяет легко и просто осуществлять рассылку файла по электронной почте. Презентация в формате pdf статична и подходит для любого принтера и операционной системы, но это является также и недостатком.

  1. Видео презентации

В данном виде презентации компьютерная графика и другие анимационные спецэффекты уступают место живой картинке — видео изображению. Подобный вид презентаций уходит в прошлое и связано это с ограниченными возможностями видео, так как обычные презентации, занимающие более 5-7 минут, не воспринимаются аудиторией, а за такой промежуток времени показать всю необходимую информацию с помощью видео не удается. Кроме того видео ассоциируется со скучными корпоративными фильмами и другими нудными форматами — это еще один недостаток данной формы презентации. Главное достоинство — живая, вызывающая чувство доверия, картинка.

  1. Мультимедиа презентация

Мультимедиа презентации — наиболее обширный по своим возможностям вид презентаций. Этот формат презентаций позволяет интегрировать в презентацию звук, видео файлы, анимацию, трехмерные объекты и любые другие элементы без ущерба к качеству. Главное и неоспоримое преимущество мультимедийных презентаций — возможность внедрения в них фактически любых форматов — power point презентаций, презентаций pdf и видео презентаций.

  1. Flash презентации

Практически все лучшие мультимедийные презентации сделаны на основе Flash (флеш) презентации. Flash презентация — это презентация, созданная единим файлом, без папок и подкачки документов, с возможностью автозапуска презентации при загрузке диска с использованием наиболее яркой насыщенной анимации. Еще одно достоинство презентации на основе flash — это относительно небольшой ее вес, позволяющий размещать подобные презентации в Интернете или дарить на мини дисках. Грамотное структурирование презентации облегчает восприятие информации слушателям. Во время выступления целесообразно придерживаться известного правила трех частей: введение – основная часть – заключение. После выступления следует вопросно-ответная часть. Таким образом, в структуре презентации выделяется четыре функциональные части, у каждой из которых свои задачи и средства: Обратим ваше внимание на «ударные» части презентации – заключение и вступление. Да, именно в такой последовательности: при подготовке сначала пишется заключительная и только затем – вступительная часть. Почему? Потому что завершение – важнейшая часть презентации, которая больше всего должна запомниться слушателям. Содержание всей презентации должно быть нацелено именно на удачное завершение. Почти всегда люди принимают окончательное решение в момент завершения презентации. Поэтому в заключительной части еще раз напомните основную мысль, заострите внимание на ключевых деталях, подчеркните плюсы вашего предложения. Вступление и заключение – самые яркие моменты презентации, в них должно быть продумано и взвешено каждое слово.

Общие требования оформления:

  • На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
  • Количество слайдов должно быть не более 20;
  • При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;
  • Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;
  • По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Правила шрифтового оформления:

  • Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);
  • Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);
  • Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
  • Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
  • Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;

Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;

Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;

Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;

Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).

Анимация:

Анимация используется только в случае необходимости.



Предварительный просмотр:

Что такое педагогический опыт, его разновидности?

Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.

В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:

Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.

Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.

Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.

Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.

В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.

Функции педагогического опыта

Учитывая сказанное, можно теперь подойти к выявлению функций по отношению к педагогической науке опыта работы учителей, независимо от ее успешности или неуспешности.

Одна из функций педагогического опыта в системе связи науки и практики заключается в том, что он предоставляет эмпирический материал для научного изучения, поскольку именно в нем возникают непредвиденные ситуации и проблемы, которые становятся объектами научного исследования. Именно обращение с позиций науки к практическому опыту дает педагогу-исследователю эмпирический материал.

Другая функция опыта проявляется в том случае, когда опыт удачен. Тогда он …может служить для многих педагогов-практиков образцом хорошей работы. Однако значение таких образцов ограниченно. Они полезны не для копирования, а для осмысления и, возможно, подражания в пределах, которые волен установить каждый, кому этот опыт показался приемлемым в каком-то отношении. Непосредственное перенесение, тем более «внедрение» опыта в таком виде, как он осуществляется в определенных условиях конкретными учителями, в другие школы, как правило, не дает хороших результатов. Опыт всегда остается достижением лишь того, кто этот опыт пережил. Передается логический вывод из него, то есть теория, основанная на опыте в широком смысле этого слова. Вполне применимы здесь мудрые слова Л. Выготского о том, что искусство так же относится к жизни, как вино к винограду. То же можно сказать и о науке. В ее готовом продукте неразличимы ни кожура, ни косточки. Остается суть, извлеченная из эмпирии, общее из того сплетения общего и единичного, что ее характеризует.



Предварительный просмотр:

Анализ занятия

Сегодня я наблюдала, как моя одногруппница проводила занятие по математическому развитию. В гости приходила кукла Наташа. В руках у нее была корзинка с шишками. Даша создала проблемную ситуацию: кукла шепнула ей на ушко, что не умеет считать и поэтому не знает сколько шишек она набрала. Кукла Наташа просила помочь научить ее считать. Даша вместе с детьми закрепили количественный счет в пределах 3-х и в обратном порядке. Далее кукла хочет выпить чаю, но не знает какие предметы ей нужны для этого. Она принесла с собой волшебную коробочку, в которой была разная посуда: чашка, чайная ложечка, блюдце. Даша спросила детей: « Сколько здесь всего предметов?» Дети ответили: «Три». После этого Даша вместе с детьми обозначили эту посуду геометрическими фигурами. Треугольник-чашка, круг-блюдце, квадрат-чайная ложечка. Далее Даша спросила детей: «Почему именно столько геометрич. фигур мы взяли?» Дети ответили: «Потому что было столько посуды». В середине занятия Даша провела физкультминутку «Ветер дует нам в лицо». В конце занятия она провела рефлексию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический опыт «Развитие речи и коррекция речевых нарушений у детей с задержкой психического развития (младший школьный возраст)» Проанализировала: Киселева Екатерина студентка гр.Д-42

Слайд 2

Автор: Колесникова Татьяна Владимировна Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Слайд 3

Условия возникновения и становления опыта. Важнейшей проблемой современной школы является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, преодоление школьной неуспеваемости и успешная социализация обучающихся. Для решения данных задач необходимо, в первую очередь, совершенствовать методы и формы организации образования, использовать наиболее эффективные и инновационные, пути формирования знаний, создавать условия, в которых проходит образовательный процесс с учетом индивидуальных психофизических возможностей каждого ребенка, особенно, в связи с инклюзивным образованием. Коррекционная работа, описываемая в работе, проводилась на базе средней общеобразовательной школы №34 г. Владимира, в которой открыты коррекционные классы VII вида. В процессе коррекционной работы участвовали дети 7-8 лет с диагнозом «задержка психического развития».

Слайд 4

Актуальность и перспективность опыта Происходящие в данный момент социально-экономические изменения в жизни социума, повышение требований к уровню образования, введение ФГОС естественным образом не обходят стороной и проблему неуспеваемости школьников. Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое качественному улучшению содержания образования и методик обучения, комплектованию школ разнообразными современными техническими средствами обучения, учить абсолютно всех и учить всех хорошо при существующей организации учебного процесса не представляется возможным.

Слайд 5

Число учащихся, которые по объективным причинам не могут за отведённое им время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно растёт, и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20-30% от числа детей младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ 78% школьников нуждаются, в той или иной степени, в специальных формах и методах обучения. В данный момент в Министерстве образования рассматриваются вопросы создания и технического оснащения центров коррекции речи, конечно же, со временем это улучшит сложившуюся ситуацию. Но на сегодняшний день снижение числа логопедов в ДОУ в последние годы способствовало меньшей охваченности дошкольников коррекционной работой, что усугубило ситуацию с развитием речи младших школьников.

Слайд 6

Возникающая в начальных классах неуспеваемость по основным предметам, особенно, по чтению и родному языку, в дальнейшем создаёт большие и иногда труднорешаемые проблемы для нормального хода развития ученика. Так как младшие школьники по ряду причин не смогли овладеть основными умственными операциями и навыками, как следствие, они не справляются с нарастающим объёмом знаний, выйдя в среднее звено, и, по причине усугубляющихся трудностей на последующих этапах, попросту выпадают из процесса обучения, становясь неуспешными, теряя интерес к учёбе.

Слайд 7

При некоторой неоднородности клинико-психологической структуры ЗПР у ребёнка, наряду с незрелыми психическими функциями, имеется ряд функций сохранных, на которые и следует опираться в коррекционной работе. Проблемы школьной неуспеваемости нужно решать, прежде всего, через организацию индивидуального подхода к ученикам и дифференцированного обучения при максимальном учёте различий в уровне общего развития и школьных способностей детей.На сегодняшний день первоочередной задачей остаётся необходимость качественно и своевременно (т.е. как можно раньше) диагностировать причины неуспеваемости в каждом случае, и по возможности устранять или корректировать их последствия.

Слайд 8

Теоретические основы опыта. Проанализировав литературу по данной теме, наиболее острые и интересные вопросы изучения особенностей устной и письменной речи детей с ЗПР, так как научных исследований, направленных непосредственно на изучение речи детей с ЗПР, довольно мало. Нет конкретных данных, характеризующих речь детей этой категории в зависимости от причин, порождающих дефицитарность развития ребёнка, от вариативности во времени возникновения, объёме и локализации нарушений. Возможно, дифференцированные характеристики речевого развития учеников этой полиморфной группы – дело будущего. Анализ методической и теоретической литературы показывает, что для успешной работы необходимо более детальное изучение структуры речевого развития, что и определяет актуальность темы исследования.

Слайд 9

Цель обобщения опыта – это систематизация теоретических и практических разработок в области развития и коррекции речи при ЗПР. При работе над обобщением опыта , эффективность коррекционной работы по формированию устной и письменной речи у детей с ЗПР с целью их дальнейшей успешной социализации может быть повышена за счёт включения в образовательную программу коррекционно-развивающих занятий с логопедом и закрепления полученных знаний на уроках в период обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Кроме того, цель обобщения опыта – это систематизация теоретических и практических разработок в области развития и коррекции речи при ЗПР у школьников, обучающихся в младших классах.

Слайд 10

Новизна опыта. Новизна опыта заключается в том,что эффективность логопедической работы по формированию устной и письменной речи у данной категории школьников может быть повышена за счёт включения в общеобразовательную программу постоянных коррекционно-развивающих занятий с логопедом и закрепления полученных знаний на уроках. Специфические особенности речи детей с задержкой психического развития наиболее чётко появляются всегда в творческих работах, - изложениях и сочинениях.

Слайд 11

На этом примере прекрасно видно, что недостаточное владение лексикой, обозначающей психоэмоциональные состояния, затрудняет восприятие художественной литературы ребёнком, являясь, таким образом, огромным препятствием к изучению одного из основных школьных предметов.

Слайд 12

Технология опыта. Решение коррекционных, развивающих, образовательных задач при обучении детей в значительной мере зависит от умения осуществлять индивидуально-коррекционный подход к ребёнку всеми участниками образовательного процесса: учителями, другими учениками, логопедом, психологом, дефектологом, родителями. На первом этапе проводилась работа по развитию умения детей концентрироваться на звучащей речи, вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из слова отдельные звуки, автоматизировалась чёткая артикуляция звуков. На втором этапе формировались умения последовательно вычленять и синтезировать звуки в словах различной слоговой структуры. Именно этот процесс лежит в основе формирования навыков чтения и письма.

Слайд 13

Список литературы. 1. Ахутина Т.В, Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения//Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. – М., 1998. 2. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М., 2002. 3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. – М., 1982. 4. Белопольская Н.Г. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР. – М., 1972. 5. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. И., 1964. 6. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе//Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. – М.,1985.-с.27-39.