Кабинет химии

image

Школьные кабинеты… все они разные, непохожие друг на друга. Но именно в них начинается знакомство с каждым предметом, и химией, в том числе.

Школьный химический кабинет — это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

Важнейшие требования, предъявляемые к кабинету химии: 

  1. Эргономические, гигиенические и по технике безопасности. Кабинет должен удовлетворять требованиям научной организации труда и обеспечивать охрану здоровья учителя и учащихся.
  2. Технические, технологические, экономические. Элементы оборудовании должны быть просты в изготовлении, разработаны с учетом возможностей современного производства, изготовлены из недорогих материалов, надежны в эксплуатации и долговечны.
  3. Научно-методические. Кабинет химии должен удовлетворять требованиям химического содержания, дидактики, психологии, теории воспитания.
  4. Специфические, обусловленные своеобразием тех или иных средств обучения, например, использование прокладок для хрупких стеклянных деталей с сочленениями и т. д.
Как и все средства обучения, химический кабинет служит целям воспитания, образования и развития учащихся:
  •   подготовка и проведение  учебной и внеклассной работы по предмету;
  •   стимулирование обучающихся к учебной, творческой, познавательной деятельности;
  •   формирование устойчивого интереса у обучающихся к предмету;
  •   усиление практической направленности урока, развитие умений самостоятельной и научно-исследовательской деятельности;
  •   формирование и развитие информационной и коммуникативной компетенции;
  •   воспитание высокоорганизованной, компетентной личности.
Важно! Данные материалы  помогут соблюдать нормы и требования в организации кабинета химии:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА №11

И ЛАБОРАНТСКОЙ  ХИМИИ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО ОТВЕТСТВЕННОГО:
                     ДРОКОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА,

                              2020-2021 учебный год

Характеристика помещения

Состав помещений

               

                   

Площадь

помещений

Столы уч-ся      

Рабочее место учителя

Тип. Ростовой размер

Кол-во

Демонстрационные столы

Классная доска

1.

Кабинет химии №11

48 кв.м

15

1

1

2.

Лаборантская комната

-

-

-

-

Вентиляция помещений: наличие вытяжных шкафов или иных приспособлений

Места размещения вытяжных приспособлений

Тип, кол-во

Соответствие требованиям безопасности

Готовность к работе

1.

Кабинет химии

вытяжной шкаф -1

соответствует

готов

2.

Лаборантская комната

-

-

-

Водоснабжение, канализация

Помещение

Водоснабжение, канализация

1.

Кабинет химии

1 раковина, имеется

2.

Лаборантская комната

-

Опись мебели, оснащения кабинета химии №11

Наименование имущества

Количество

Учительский стол

1

Демонстрационный стол

1

Учительский стул

1

Столы учебные

15

Стулья ученические

26

Раковина, титан горячей воды

1+1

Доска

1

Компьютер + компьютерный стол (системный блок, клавиатура, мышка)

1+1

Шкаф книжный

2

 Вытяжной шкаф

1

Стенд – периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева

1

Стенд – таблица растворимости солей, оснований и кислот в воде

1

Портреты ученых

1

Таблица – основные понятия и законы химии

1

Стенд – техника безопасности на уроках химии

1

Стенд – классный уголок 7  «Б»

1

Опись мебели, оснащения лаборантской химии

Наименование имущества

Количество

Демонстративный стол

1

Учительский стул

2

Столы учебные

2

Шкаф-тумба

4

Шкаф

8

Микролаборатория

25

Годовой план развития кабинета химии №11

п/п

Что планируется

Сроки

Ответственный

1.

Обновление учебно-методического обеспечения кабинета (составление дидактического материала, тестов, текстов контрольных работ, опорных конспектов, раздаточных материалов, диагностических карт, схем).

В  течение года

Жабина Г.Н.

Дрокова Л.В.

2.

Приобретение оборудования, технических средств обучения, учебного оборудования по профилю кабинета.

В  течение года

Жабина Г.Н.

Дрокова Л.В.

3.

Мероприятия по оформлению кабинета (оформление места педагога и ученических мест, подготовка постоянных и сменных учебно-информационных стендов).

В  течение года

Жабина Г.Н.

Дрокова Л.В.

4.

Мероприятия по обеспечению сохранности материально-технической базы кабинета.

В  течение года

Жабина Г.Н.

Дрокова Л.В.

5.

Мероприятия по обеспечению соблюдения в кабинете правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований (обеспечение сохранности кабинета в целом (пола, стен, окон), мебели, обеспечение необходимого уровня освещенности).

В  течение года

Жабина Г.Н.

Дрокова Л.В.

6.

Пополнить   материалы  по

опережающему  обучению.

В  течение года

Жабина Г.Н.

Дрокова Л.В...

7.

Проводить исследование

развития личности

уч-ся: диагностику,

прогнозирование, коррекцию деятельности учащихся.

В  течение года

Жабина Г.Н.

Дрокова Л.В.  в сотрудничестве с психологом

8.

Работать над озеленением кабинета.

В  течение года

Жабина Г.Н.

Дрокова Л.В. в сотрудничестве с родительским комитетом

9.

Смотр знаний «Первоначальные знания по химии» для учащихся 8 классов

Декабрь

Дрокова Л.В.

10.

Подготовка годовой отчетности по прекурсорам.

Май

Дрокова Л.В.

Нормативно-правовая база и учебно-методическое обеспечение

Название (автор, издательство, год издания)

Кол-во

1

Федеральный стандарт основного общего образования

1

2

Примерная программа основного общего образования по предмету  химия

1

3

Федеральный стандарт среднего общего образования

1

4

Примерная программа среднего общего образования по предмету  химия

1

5

Габриелян О.С. Программа среднего общего образования по химии.  10-11                     классы. ФГОС.- М.: Дрофа, 2017 

1

6

Рудзитис Г.Е. Программа основного общего образования по химии.  8-9                     классы. ФГОС.- М.: Просвещение, 2017 

1

7

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия, 8 кл., Москва «Просвещение», 2017

1

8

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия, 9 кл., Москва «Просвещение», 2017

1

9

О.С. Габриелян. Химия 10 кл, «Дрофа» М., 2006 год

2

10

О.С. Габриелян. Химия 11 кл, «Дрофа» М., 2006 год

3

11

О. С. Габриелян, Н. Н. Воскобойникова, А. В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Дрофа Москва 2003

1

12

М. В. Зуева, Н. Н. Гара. Контрольные т проверочные работы по химии 8—9 классы. Дрофа. Москва. 2001

1

13

М. В. Зуева, Н. Н. Гара. Контрольные т проверочные работы по химии 10--11 классы. Дрофа. Москва. 2001

10

14

Задачник по химии 9 кл. Н. Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин. «Вентана-Граф» 2006

1

15

Задачник по химии 10 кл. Н. Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин. «Вентана-Граф» 2007

1

16

Сборник задач и упражнений по химии. И. Г. Хомченко. Москва «Новая Волна»2006

1

17

Химия задачи с решениями. О. С. Габриелян, Г. В. Шевякова. Москва «Образование» 2005

1

18

Денисова В.Г. Химия. 10 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003

1

19

Денисова В.Г. Химия 11 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003

1

20

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. 10 класс.- М.: ВАКО, 2017

1

21

Маршанова Г.Л. Сборник авторских задач по химии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2015

1

22

Боровских Т.А. Тематические тесты по органической химии. Углеводороды. 10 класс. –М.: Изд-во Экзамен, 2013

1

23

Князева М.В. Химия. 8-9 класс: поурочные планы по учебнику Г.Е.Рудзитиса. – Волгоград: Учитель, 2014

1

24

Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии: 9 класс к учебнику Г.Е.Рудзитиса, М.: Изд-во Экзамен, 2013

1

25

Рябов М.А. Тесты по химии: 11 класс к учебнику О.С. Габриеляна, М.: Экзамен, 2006

1

26

Гузей Л.С. Химия 8 кл: Учебник для образ. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 1996

6

27

Гузей Л.С. Химия 9 кл: Учебник для образ. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 1996

7

28

Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч 1-2. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983

5

29

Потапов В.М. Строение и свойства органических веществ.-М.: Просвещение, 1972

3

30

Иванов В.Г. Химия в формулах. 8-11 кл: справочные материалы. – М.: Дрофа, 2007

1

31

Химия в таблицах.  8-11 кл: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2007

1

32

Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии. 10-11 кл. – М.: ВАКО, 2006

1

33

О.С.Габриелян, И.С.Остроумов. Химия. Методическое пособие 10 класс. Москва. Дрофа 2006 год.

2

34

Г.П.Хомченко «Пособие по химии для поступающих в ВУЗы». Москва. Оникс. 2005 год.

2

35

Органическая химия. Пособие для старшеклассников. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Москва. Русское слово. 2011 год.

2

36

Химия. Современный курс для подготовки к ЕГЭ. А.С.Егоров. Ростов-на-Дону. Феникс. 2010 год.

2

                           

Дидактический раздаточный материал

Класс

Раздел, тема

Кол-во

компл.

1

8

Контрольные работы № 1,2,3,4,5 (в печатном виде)

22

2

9

Контрольные работы № 1,2,3,4 (в печатном виде)

25

3

10

Контрольные работы № 1,2,3,4,5 (в печатном виде)

15

4

11

Контрольные работы № 1,2,3,4 (в печатном  виде)

25

5

8-11

 Лабораторные и практические работы (в печатном виде)

10

6

9, 11

КИМ тематические

1+1

7

8-11

Справочные материалы по темам (в печатном виде)  

15

8

8-11

Тестовые и самостоятельные работы по темам (в печатном виде)

25

9

8

Гаврусейко И.П. Проверочные работы по неорганической химии. Дидактический материал для 8 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990

25

Демонстрационное и лабораторное оборудование

                Оборудование для демонстрационных опытов учителем

Наименование оборудования

Кол-во (шт)

Назначение

1.

Прибор для получения газов демонстрационный

2

Для получения небольших            количеств нерастворимых газов                                                                    кислорода, водорода и собирания  их

2.

Прибор для получения галогеноалканов демонстрационный

1

Для получения галогеноалканов

3.

Прибор для электролиза солей демонстрационный

2

Для определения электрической проводимости растворов солей

4.

Эвдиометр

2

Для получения воды из водорода и кислорода

5.

Озонатор

1

Для получения озона

6.

Установка для перегонки веществ

1

Для перегонки веществ

7.

Датчик оптической плотности 525 нм

1

Для измерения оптической плотности растворов на длине волны 525 нм

8.

Датчик температуры 100 0 С для измерений в химически активных растворах

1

Для измерений температуры жидких сред

9.

Баня лабораторная комбинированная учебная

1

Для нагревания жидких растворов при проведении опытов

10.

Генератор (источник) высокого напряжения

1

11.

Набор узлов и деталей для демонстрационных опытов по химии

1

Для демонстрационных опытов по химии

12.

Прибор по химии для опытов с электрическим током

1

Для опытов  по химии с электрическим током

13.

Аппарат для дистилляции воды

1

Для получения дистиллированной воды

14.

Демонстрационный столик

2

Для демонстрационных опытов по химии

15.

 Пробирки

много

Для проведения химических реакций

16.

Пробки для пробирок и колб

много

Для закрывания пробирок и колб с растворами

17.

Колбы конические

10

Используют для монтажа приборов и установок и нагревания веществ при постановке химического эксперимента

18.

Колбы круглодонные

5

Используют для монтажа приборов и установок и нагревания веществ при постановке химического эксперимента

19.

Ложка для сжигания веществ

10

Используют для сжигания твёрдых и порошкообразных веществ

20.

Ёрш для мытья посуды

3

Для мытья посуды

21.

Комплект моделей атомов для составления моделей молекул

1

Для составления моделей молекул

22.

Склянки для приготовления растворов

много

Для приготовления растворов

23.

Датчик объёма газа с контролем температуры.

1

Для измерения объёма газа с одновременным контролем температуры во внутреннем объёме датчика, применяется при постановке демонстрационных экспериментов

24.

Аппарат для проведения химических реакций (АПХР)

1

Для демонстрации химических реакций с токсичными газами и парами, замкнутых на поглотитель.

Оборудование для лабораторных и практических работ

Наименование оборудования

Кол-во (шт)

Назначение

1.

Штативы  лабораторные

14

Для закрепления приборов при проведении опытов

2.

Весы аптечные для сыпучих материалов

10

Для взвешивания веществ

3.

Весы электронные

7

Для взвешивания веществ

4.

Комплект гирь

14

Разновес для весов

5.

Микролаборатория для химического эксперимента

25

Для проведения химического эксперимента

6.

Химический стакан с носиком 100 мл

10

Для отмеривания объёма жидкости

7.

Химический стакан с носиком 50 мл

20

Для отмеривания объёма жидкости

8.

Мерный цилиндр

20

Для отмеривания объёма жидкости

9.

Стеклянные палочки

30

Для размешивания растворов

10.

Воронка

30

Для переливания и фильтрования жидкостей

11.

Держатель пробирок

15

Для закрепления пробирки при её нагревании

12.

Пробирки ПХ-14 и ПХ-16

много

Для проведения химических реакций

13.

Спиртовка лабораторная

20

Для нагревания веществ, используется этанол

14.

Штатив для пробирок

14

15.

Комплект шпателей

15

Используется для взятия сыпучих веществ

16.

Фарфоровые чашки малые

20

Для сжигания твердых веществ

17.

Тигельные щипцы

15

Для сжигания горящих тел

18.

Ступки с пестиком

11

Для растирания твёрдых веществ

19.

Фильтры

много

Для фильтрования веществ

20

Газоотводные трубки

10

Для закрывания пробирок и собирания газов

21.

Пластины для капельного анализа

15

Используется для капельного анализа

22.

Набор пипеток химич. с цветовой индикацией

6

Для капельного отбора проб

Коллекции:              

                  - пластмассы – 1 шт.

- волокна – 1 шт.

             - нефть – 1 шт.

            - топливо -1 шт.

            - металлы  – 1 шт.

            - алюминий – 1 шт.

             - стекло и изделия из стекла – 1 шт.

             - шкала твердости – 1 шт.                                                                                                                                                                                                                                                                                

             - минералы и горные породы – 1 шт.

             - каменный уголь – 1 шт.

            -  чугун и сталь -1 шт.

 

Модели кристаллических решеток:

             - графита – 1 шт.

             - поваренной соли – 1 шт.

             - меди - 1 шт.

             - йода - 1 шт.

            - «сухой лёд» (CO2)  - 1 шт.

            - магния - 1 шт.

            - лёд (H2O) – 1 шт.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

            - железо – 1 шт.                                                                                                        

     Комплект таблиц по химии к разделу «Органическая химия»

  • Природные источники углеводородов. Способы их переработки. Органический синтез – 12 шт.

1 Переработка каменного угля

2 Коксование угля

3 Перегонка нефти

4 Крекинг нефтепродуктов

5 Продукты переработки нефти

6 Природный и попутный газ

7 Получение ацетилена из метана

8 Производство этанола прямой гидратацией этилена

9 Получение формальдегида окислением метана

10 Получение карбоновых кислот из парафина

11 Автоклав для гидрирования жиров

12 Мыла. Синтетические моющие средства

  • Высокомолекулярные вещества. Полимеры – 16 шт.

1 Классификация полимеров и полимерных материалов

2 Состав, строение и структура полимеров

3 Свойства полимеров

4 Углеводы

5 Крахмал. Целлюлоза

6 Аминокислоты

7 Структура белков

8 Классификация и функции белков

9 Нуклеиновые кислоты

10 Виды пластмассы

11 Получение изделий из термопластичных полимеров

12 Получение изделий из термореактивных полимеров

13 Волокна

14 Эластомеры. Каучук

15 Новые полимерные материалы

16 Генетическая связь органических веществ

     

     Комплект таблиц по химии к разделу «Неорганическая химия»

  • Начала химии – 16 шт.

1 Химические знаки и атомные массы важнейших элементов

2 Распространенность химических элементов

3 Формы существования химических элементов

4 Вещества молекулярного и немолекулярного строения

5 Структурные изменения веществ

6 Способы разделения смесей

7 Химические знаки и формулы

8 Составление формул по валентности

9 Моль – единица количества вещества

10 Физические величины выражения порций вещества

11 Признаки и условия течения химических реакций

12 Типы химических реакций

13 Воздух. Кислород. Горение

14 Строение пламени

15 Составление формул солей

16 генетическая связь классов неорганических веществ

Реактивы для кабинета химии

Набор 4 ОС «Оксиды металлов»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Оксид алюминия

100

2.

Оксид кальция

100х2=200

3.

Оксид магния

100

4.

Оксид железа (III)

50

5.

Оксид цинка

100х2=200

6.

Оксид меди (II) порошок

100х2=200

7.

Оксид меди (II) гранулы

100

Набор 17 ОС «Индикаторы»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Лакмоид

10х6=60

2.

Метиловый оранжевый

10х6=60

3.

Фенолфталеин

10х6=60

Набор 3 ОС «Соли (галогениды)» №1

Название

Кол-во, шт., г

1.

Калий бромистый

50х2=100

2.

Калий йодистый

50х2=100

3.

Калий хлористый

50х2=100

4.

Кальций хлористый

50х2=100

5.

Натрий хлористый

50х2=100

6.

Магний хлористый 6-водный

50х2=100

Набор 7 ОС «Соли (карбонаты)»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Алюминий углекислый

50

2.

Калий углекислый

50х2=100

3.

Кальций углекислый

50х4=200

4.

Медь основная углекислая

50х3=150

5.

Натрий углекислый

50х4=200

6.

Натрий кислый углекислый

50х2=100

Набор 21 ОС «Органические кислоты»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Аминоуксусная кислота

50

2.

Бензойная кислота

50

3.

Муравьиная кислота

50

4.

Олеиновая кислота

50

5.

Пальмитиновая кислота

50

6.

Стеариновая кислота

50

7.

Уксусная кислота

50

8.

Щавелевая кислота

50

Набор 10 ОС «Сульфаты, сульфиты, сульфиды»

Название

Кол-во, шт.,г

1.

Сульфат магния

100

2.

Сульфат алюминия

100х2=200

3.

Сульфат аммония

100х2=200

4.

Сульфат калия

50х2=100

5.

Сульфат кобальта (II)

50

6.

Сульфат железа (II) 7-водный

50

7.

Сульфат меди (II) 5-водный

250

8.

Сульфат натрия

100х2=200

9.

Сульфат никеля

50

10.

Сульфат цинка

100

11.

Сульфид натрия

100

12.

Сульфит натрия

100

Набор 16 ОС «Нитраты»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Нитрат серебра

20

2.

Нитрат алюминия

50

3.

Нитрат калия

50

4.

Нитрат аммония

100

5.

Нитрат натрия

50

6.

Нитрат кальция

50

7.

Нитрат меди (II)

50

Набор 3 ОС «Гидроксиды»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Аммиак водный

250х8=2000

2.

Барий гидроокись

50

3.

Калий гидроокись

200

4.

Кальций гидроокись

500

5.

Натрий гидроокись

500

Набор 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Цианиды»

Название

Кол-во, шт.,  г

1.

Желтая кровяная соль

50

2.

Красная кровяная соль

50

3.

Роданид калия

50х3=150

4.

Натрия ацетат

50

5.

Свинца (II) ацетат

50

Набор 24 ОС «Материалы»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Активированный уголь

100

2.

Карбонат кальция

250х2=500

3.

Парафин

200

Набор 6 ОС «Щелочные металлы»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Кальций

10 ампул

2.

Литий

5 ампул

3.

Натрий

20 ампул

Набор 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Глицерин

100х2=200

2.

Н-бутиловый  спирт

100

3.

Формальдегид

100

4.

Изо-бутиловый спирт

100

5.

Диэтиловый эфир

100

6.

Изо-амиловый спирт

100

7.

Этилацетат

100

8.

Этиленгликоль

50

9.

Фенол

50

Набор 2 ОС «Кислоты»

Название

Кол-во, шт., г

1.

Соляная кислота

6900

2.

Серная кислота

6200

3.

Азотная кислота

4000

4.

Ортофосфорная кислота

200

Химические реактивы

VIII  группы хранения

Малоопасные вещества и практически безопасные

название

 название

1.

Растворы солей хлоридов

25.

Натрия   бромид

2.

Растворы солей сульфатов

26.

Натрия   карбонат

3.

Растворы солей нитратов

27.

Натрия хлорид

4.

Растворы солей карбонатов

28.

Натрия сульфит  

5.

Ортофосфорная кислота

29.

Бария  карбонат

6.

Калия   иодид

30.

Магния  оксид

7.

Калия карбонат

31.

Магния сульфат

8.

Калия   хлорид

32.

Магния  хлорид

9.

Калия  сульфат

33.

Марганца   (II)   хлорид

10.

Лития хлорид

34.

Кальция хлорид

11.

Кальция  карбонат (мрамор)

35.

Цинк (пыль)  

12.

Алюминий  (гранулы)

36.

Железо        восстановленное

(порошок)

13.

Алюминий (порошок)

37.

Железа    (III)   оксид

14.

Алюминия   хлорид

38.

Железа    (III)   хлорид

15.

Алюминия сульфат

39.

Железа   (II)   сульфат

16.

Железа   (II)   сульфат    семиводный  

40.

Сульфат меди (II)

17.

Меди    (II)    оксид     (порошок)  

41.

Аммония   карбонат

18.

Меди (II) гидроксокарбонат

42.

Аммония   хлорид

19.

Меди   (II)   хлорид

43.

Аммония  сульфат

20.

Глюкоза

44.

Метиламин

21.

Фосфат кальция

45.

Гидроксид алюминия                                      

22.

Гидроксид железа (III)                                    

46.

Гидроксид меди (II)                                        

23.

Оксид алюминия                                              

47.

Оксид цинка                                                    

24.

Бромид калия                                                    

VI  группа хранения

(воспламеняющие (окисляющие) реактивы)

название

 название

1.

Перманганат калия

6.

Нитрат аммония

2.

Оксид марганца (IV)-порошок

7.

Нитрат алюминия

3.

Пероксид водорода 3%

8.

Азотная кислота

4.

Нитрат калия

5.

Нитрат натрия

VII  группа хранения

(повышенной физиологической активности)

название

 название

1.

Аммиак водный                                          

14.

Нитрат бария                                

2.

Оксид бария                                                  

15.

Хлорид бария                                

3.

Гидроксид бария

16.

Роданид калия

4.

Кали едкое                                                    

17.

Йод кристаллический                                  

5.

Нитрат серебра

18.

Дихромат аммония

6.

Хлорид цинка

19.

Дихромат калия

7.

Сульфат цинка

20.

Сульфат кобальта

8.

Гидроксид кальция                                      

21.

Сульфат никеля

9.

Сульфид натрия 9-водный

22.

Свинца (II) ацетат

10.

Натр едкий                                                    

23.

Фенол

11.

Анилин

24.

Изоамиловый спирт

12.

Соляная кислота

25.

Серная кислота

13.

Муравьиная кислота

26.

Уксусная кислота

V  группа хранения

(легковоспламеняющиеся твердые вещества)

название

 название

1.

Сера

6.

Стеариновая кислота

2.

Красный фосфор

7.

Пальмитиновая кислота

3.

Парафин

8.

Бензойная кислота

4.

Уголь

5.

Олеиновая кислота

IV группа хранения

(легковоспламеняющиеся жидкости)

название

 название

1.

Диэтиловый эфир

6.

Глицерин

2.

Бензол      

7.

Кислота аминоуксусная

3.

Гексан      

8.

Уксусноэтиловый эфир

4.

Спирт этиловый

9.

Этиленгликоль

5.

Спирт изобутиловый

10.

Спирт бутиловый

II группа хранения

(выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы )

название

 название

1.

Литий металлический

3.

Кальций  металлический

2.

Натрий металлический

4.

Магний металлический

Реактивы I (взрывчатые вещества) и III (самовозгорающиеся вещества) групп

отсутствуют, т.к. в Типовом перечне веществ не значатся по причине опасности.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ХИМИИ

1.Общие требования

1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

- приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета);

- приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета);

- паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;

- инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;

- правил техники безопасности работы в кабинете;

- правил пользования учебным кабинетом учащимися;

- акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

- протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

- плана работы учебного кабинета на учебный год (и перспективу);

1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся.

Кабинет должен иметь:

• Традиционную часть кабинета

• Развивающую часть кабинета и включать в себя:

- оснащенность кабинета средствами обучения;

- организация использования средств обучения.

Традиционная часть

1. Учебная программа.

2. Примерные индивидуальные программы для учащихся первого уровня освоения, желающих заниматься индивидуально, ускоренно.

3. Тематическое планирование (календарно-тематическое) под авторскую программу.

4. Учебники разных авторских коллективов.

5. Каталог научной литературы по предмету. Учебно-методическая литература в помощь учителю.

6. Список литературы для учащихся (основная, дополнительная, имеющаяся в библиотеке), желательно оформленная по классу.

7. Сборник задач и упражнений. Руководство для практических работ.

8. Список литературы для углубленного изучения предмета.

9. Печатные пособия (демонстрационные, раздаточные).

10. Экранные и звуковые пособия (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты и т.д.)

11. Дидактические материалы для организации многоуровневого обучения (1-4 уровней).

12. Шкаф, специально отведенный под информационный стенд к учебному процессу: доклады, рефераты, сочинения учащихся, материалы газет и т.д. Все должно быть систематизировано, желательно представлено в картотеках.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ КАБИНЕТА ХИМИИ

        Заведующий кабинетом химии и лаборант назначаются приказом директора школы. Заведующий кабинетом химии как лицо, ответственное за состояние кабинета, обязан иметь:

  1. Должностные обязанности учителя химии (заведующего кабинетом химии) и лаборанта кабинета химии.
  2. Выписку из приказов о назначении зав. кабинетом и лаборанта, ответственных лиц за организацию безопасной работы, об открытии учебного кабинета и его функционировании.
  3. Акт приёмки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию.
  4. Протокол решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета по обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год.
  5. Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.
  6. Инвентарную и дефектную ведомости на имеющееся оборудование.
  7. Правила ТБ работы в кабинете.
  8. Документацию по прекурсорам (Постановления Правительства РФ, правила ведения журнала регистрации операций с прекурсорами, приказ о назначении ответственного за учёт прекурсоров и ведение журнала)
  9. Журнал регистрации операций с прекурсорами.
  10. Правила пользования учебным кабинетом учащимися.
  11. План работы учебного кабинета на учебный год (и на перспективу).
  12. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативам, программам дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, консультациям.
  13. Комплект дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения.

Требования по охране труда и технике безопасности к учебным кабинетам

Общие требования

  1. Соответствия кабинета требованиям ВСН 50-86 (Ведомственные строительные нормы).
  2. Наличие инструкции по охране труда и технике безопасности (обшей для кабинета, утвержденной приказом директора школы по разрешению профсоюзного комитета).
  3. Наличие акта-разрешения на эксплуатацию кабинета.
  4. Соблюдение требований пожарной безопасности.
  5. Соответствие освещенности требованиям санитарных норм.
  6. Наличие памятки по оказанию доврачебной помощи при несчастном случае.
  7. Наличие аптечки.

Санитарно-гигиенические правила работы в кабинете

  1. Столы в кабинете  установить в 3 ряда: расстояние  от наружной стены до первого ряда столов 0.6 – 0,7 м.
  1. Расстояние от классной доски до первых ученических столов должно составлять 2 – 2,75 м, расстояние от доски до последнего ученического стола не должно быть более 8 м, удаление ученического стола от окна не должно быть более 6 м.
  1. Учитель постоянно следит за правильностью посадки учащихся за рабочим столом.
  1. В целях профилактики нарушения осанки и развития косоглазия не менее двух раз в год менять учащихся в первом и третьем рядах.
  1. Рабочее место учителя находится перед первым рядом (у окна), чтобы не загораживать учащимся часть доски.
  1. В кабинете должен соблюдаться температурный режим (16 – 18 ◦ при

относительной влажности 40 – 60%, температурные перепады в

пределах 2-3 ◦)

  1. Кабинет проветривается каждую перемену в отсутствии детей.
  1. В осенний и весенний период проводить не менее двух чисток внутренних и наружных стекол. Внутренние стекла моются 1 раз в месяц. Два раза за учебный год проводить мойку  плафонов.
  1. В целях профилактики нарушения зрения 2-3 раза за урок обращать внимание детей на предметы, находящиеся за окном, вдали, чтобы дать глазам отдых.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ЗАВЕДУЮЩЕГО УЧЕБНЫМ КАБИНЕТОМ

        Заведующий учебным кабинетом:

1. Отвечает за организацию работы кабинета.

2. Обеспечивает надлежащую сохранность оборудования, приборов, наглядных пособий.

3. Организует изготовление дидактических материалов.

4. Несет ответственность за соблюдение техники безопасности, выполнение правил работы учащихся в учебном кабинете.

5. Ежегодно осуществляет сверку имеющегося оборудования с инвентаризационной ведомостью.

6. Принимает необходимые меры по выполнению действующих правил и инструкций по технике безопасности, производственной санитарии, правил пожарной безопасности; по созданию здоровых и безопасных условий.

7. Приостанавливает проведение работ или занятий, сопряженных с опасностью для жизни или здоровья, и докладывает об этом руководителю учреждения, в соответствии с действующим законодательством несет личную ответственность за несчастные случаи, произошедшие с учащимися и детьми во время учебно-воспитательного процесса.

8. Ведет необходимую документацию по кабинету:

8.1. Паспорт учебного кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.п.;

8.2. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы в учебном кабинете;

8.3. Правила пользования учебным кабинетом учащимися;

8.4. План работы учебного кабинета на учебный год;

8.5. Комплект дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения;

8.6. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативам, программе дополнительного образования, индивидуальным заданиям с отстающими учениками, консультациям.

8.7. Обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов.

8.8. Следит за соблюдением эстетических требований к оформлению кабинета.



Предварительный просмотр:

Группы хранения реактивов

 

№ группы

Общие свойства веществ данной группы

Примеры веществ

Условия хранения в школе

I

Взрывчатые вещества

В «Типовых перечнях» не значатся

Вносить в здание школы запрещено

II

Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы

Литий, натрий, кальций металлические; карбид кальция

В лаборантской в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ

III

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении

В «Типовых перечнях» не значатся

IV

Легковоспламеняющиеся жидкости

Диэтиловый эфир, ацетон, бензол, этиловый спирт, толуол, циклогексан, изобутиловый спирт и т.д.

В лаборантской в переносном металлическом ящике (окрашенном светлой краской) с боковыми ручками с 6 отверстиями до 1 см рядом со средствами пожаротушения. С внутренней стороны крышки – перечень реактивов с указанием объёмов, разрешённых приказом директора

V

Легковоспламеняющиеся твердые вещества

Сера черенковая, фосфор красный

На отдельной полке закрывающегося на замок шкафа в лаборантской (не совмещать в одном шкафу с реактивами других групп, кроме VIII)

VI

Воспламеняющие (окисляющие) реактивы

Калия перманганат, азотная кислота (плотность 1,42), нитраты калия, натрия

На отдельной полке закрывающегося на замок шкафа в лаборантской (не совмещать в одном шкафу с реактивами других групп, кроме VIII)

VII

Повышенной физиологической активности

Бром, аммиак, бария оксид, кали едкое, кальция оксид, кальция гидроксид, натр едкий, свинца оксид (II), аммония дихромат, бария нитрат, хлорид и другие, поименованные в приложении 9

Отдельно во вместительном металлическом сейфе, ключи от которого хранятся у учителя химии и директора школы. На внутренней стороне дверцы перечень реактивов с указанием разрешённых для хранения максимальных количеств (масс и объёмов), утверждённый приказом директора

VIII

Малоопасные вещества и практически безопасные

Натрия хлорид, сахароза, мел, борная кислота, магния сульфат, кальция сульфат и др.

В классе, в запирающихся шкафах или в лаборантской в шкафах (возможно совмещение в одном шкафу с реактивами II, V, VI групп)


Приложение 9

Сведения

об особых свойствах и группах хранения веществ

из «Типовых перечней учебно-наглядных пособий

и учебного оборудования для средних школ»

 

Для всех веществ и части материалов из «Типовых перечней» (1986) ниже даются следующие характеристики:

1. Особая отметка (графа 2). Если стоит знак х, то в формах, предусмотренных «Типовыми перечнями», вещество используется только учителем. Учащимся можно выдавать вещества в виде разбавленных растворов.

Если в этой графе поставлен знак хх, то вещество требует особого обращения из-за того, что у него высока физиологическая активность в относительно малых дозах, повышенная пожароопасность или возможны тяжелые отдаленные последствия воздействия на организм. Учащимся в исходных формах не выдается.

Если особой отметки нет, то вещество при соблюдении правил техники безопасности используется всеми без ограничения.

2. Группы хранения веществ определяются в первую очередь их химической совместимостью: при случайном смешении веществ одной и той же группы между ними не должно быть взаимодействия или, если таковое произойдет, продукты реакции и тепловой эффект не должны представлять опасности (графа 3).

3. Действие на организм (графа 4). Если вещество не представляет опасности ни при кратковременном, ни при длительном воздействии, в графе ставится прочерк.

Знаком + возле названия обозначены вещества, проникающие в организм в капельно-жидком состоянии через кожу.

 

Название вещества по «Типовому перечню»

Особая отметка

Группа хранения

Действие на организм

Простые вещества

Алюминий металлический (гранулы)

 

VIII

Бром, в ампулах по 5 г

хх

VII

Химический ожог

Железо восстановленное, (порошок)

 

VIII

Йод кристаллический

хх

VII

Химический ожог

Кальций металлический

х

II

Химический ожог

Кремний металлический

 

VIII

Литий металлический

х

II

Химический ожог

Магний металлический

х

II

Натрий металлический

х

II

Химический ожог

Сера

 

V

Экзема у особо чувствительных людей

Фосфор красный

х

V

Заболевание кожи различного характера

Цинк металлический (гранулы)

 

VIII

Цинк (пыль)

х

VIII

Оксиды, гидроксиды

Алюминия гидроксид

 

VIII

Раздражение слизистых оболочек пылью

Алюминия оксид безводный

 

VIII

Раздражение слизистых оболочек пылью

Аммиак 25%-ный водный

 

VII

Катар верхних дыхательных путей, раздражение глаз

Бария оксид

хх

VII

Отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 0,2 г)

Бария гидроксид

хх

VII

Отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 0,2 г)

Железа (III) гидроксид

 

VIII

Железа (III) оксид

 

VIII

Калия гидроксид (гранулы)

хх

VII

Изъязвление кожи пальцев рук, разрушение ногтей. Особо опасны при попадании в глаза

Кальция оксид

хх

VII

Изъязвление кожи пальцев рук, разрушение ногтей. Особо опасны при попадании в глаза

Кальция гидроксид

хх

VII

Изъязвление кожи пальцев рук, разрушение ногтей. Особо опасны при попадании в глаза.

Магния оксид

 

VIII

Марганца (IV) оксид (порошок)

 

VI

Меди гидроксид

х

VIII

Сильное раздражение кожи, особенно в местах микротравм. Аллергия в легкой форме

Меди (II) оксид (порошок)

х

VIII

Сильное раздражение кожи, особенно в местах микротравм. Аллергия в легкой форме

Меди (II) оксид (гранулы)

х

VIII

Сильное раздражение кожи, особенно в местах микротравм. Аллергия в легкой форме

Натрия гидроксид (гранулы)

хх

VII

Изъязвление кожи пальцев рук, разрушение ногтей. Особо опасны при попадании в глаза

Пероксид водорода 3%-ный

х

VI

Ожог слизистых оболочек при попадании внутрь

Фосфора (V) оксид

х

VII

Раздражение при попадании на влажную кожу

Цинка (II) оксид

 

VIII

Соли

Алюминия хлорид

 

VIII

Раздражение слизистых оболочек пылью

Алюминия сульфат

 

VIII

Раздражение слизистых оболочек пылью

Алюмокалиевые квасцы

 

VIII

Раздражение слизистых оболочек пылью

Алюминия нитрат

хх

VI

Канцероген, как и все нитраты

Аммония карбонат

 

VIII

Аммония нитрат

хх

VI

Канцероген

Аммония хлорид

 

VIII

Аммония дихромат

хх

VII

Изъязвление кожи, отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 1 г)

Аммония роданид

х

VIII

Аммония сульфат

 

VIII

Бария нитрат

хх

VII

Отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 0,2 г)

Бария хлорид

хх

VII

Отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 0,2 г)

Железа (III) хлорид

х

VIII

Железа (II) сульфат

 

VIII

Железа (II) сульфат семиводный

 

VIII

Калия ацетат

 

VIII

Калия бромид

хх

VIII

Калия гидрокарбонат

 

VIII

Калия гидросульфат

 

VIII

Калия дихромат

хх

VII

Изъязвление кожи, отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 1 г)

Калия иодид

хх

VIII

Калия карбонат

 

VIII

Калия моногидрофосфат

 

VIII

Калия нитрат

хх

VI

Канцероген

Калия перманганат

хх

VI

Отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 1 г)

Калия роданид

х

VII

Наркотическое действие при приеме внутрь (острый психоз, доза — 30 г)

Калия сульфат

 

VIII

Калия ферро (II) гексацианид

хх

VII

Отравление цианидами, которые могут образоваться при разложении под действием желудочного сока

Калия ферро (III) гексацианид

хх

VII

Отравление цианидами, которые могут образоваться при разложении под действием желудочного сока

Калия хлорид

 

VIII

Калия хромат

хх

VII

Изъязвление кожи, отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 1 г)

Кальция дигидрофосфат

 

VIII

Кальция сульфат

 

VIII

Кальция фосфат

 

VIII

Кальция гидрофосфат

 

VIII

Кальция хлорид двуводный

 

VIII

-

Кобальта сульфат

х

VII

Острый дерматит от пылевидного вещества, острое отравление (от 1 г)

Лития хлорид

 

VIII

Раздражение кожи

Магния сульфат

 

VIII

Магния хлорид

 

VIII

Марганца (II) сульфат

х

VIII

Раздражение поврежденных участков кожи, ухудшение заживления микротравм

Марганца (II) хлорид

х

VIII

Раздражение поврежденных участков кожи, ухудшение заживления микротравм

Меди (II) гидроксокарбонат

 

VIII

Сильное раздражение кожи, особенно в местах микротравм. Аллергия в легкой форме

Меди (II) сульфат безводный

 

VIII

Сильное раздражение кожи, особенно в местах микротравм. Аллергия в легкой форме

Меди (II) сульфат пятиводный

 

VIII

Сильное раздражение кожи, особенно в местах микротравм. Аллергия в легкой форме

Меди (II) хлорид

 

VIII

Сильное раздражение кожи, особенно в местах микротравм. Аллергия в легкой форме

Натрия ацетат

 

VIII

Натрия бромид

хх

VIII

Натрия гидрокарбонат

 

VIII

Натрия гидросульфат

 

VIII

Натрия карбонат

 

VIII

Натрия карбонат десятиводный

 

VIII

Натрия метасиликат

 

VIII

Повреждение слизистых оболочек глаз пылью

Натрия нитрат

хх

VI

Канцероген

Натрия ортофосфат водный

 

VIII

Натрия гидроортофосфат

 

VIII

Натрия дигидроортофосфат

 

VIII

Натрия сульфид девятиводный

 

VII

Отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 3-5 г)

Натрия сульфат безводный

 

VIII

Натрия сульфат десятиводный

 

VIII

Натрия сульфит

 

VIII

Натрия тиосульфат

 

VIII

Натрия фторид

хх

VII

Отравление при попадании внутрь (смертельная доза — 0,2 г)

Натрия хлорид

 

VIII

Никеля сульфат

х

VIII

Канцероген

Свинца ацетат

хх

VII

Сильное отравление при попадании внутрь (доза 0,5 г — для взрослого; 0,1 г — для ребенка)

Серебра нитрат

хх

VII

Канцероген

Хрома (III) хлорид

хх

VII

Канцероген

Цинка сульфат

хх

VIII

Раздражение кожи, желудочно-кишечные расстройства

Цинка хлорид

хх

VII

Раздражение кожи, желудочно-кишечные расстройства

Кислоты

Азотная кислота (плотность 1,42)

 

VII

Химический ожог

Борная кислота

 

VIII

Муравьиная кислота (85%)

 

VII

Химический ожог

Ортофосфорная кислота

 

VIII

Химический ожог

Серная кислота (плотность 1,84)

 

VII

Химический ожог

Соляная кислота (плотность 1,19)

 

VII

Химический ожог

Уксусная кислота (техническая)

 

VII

Химический ожог, сильное раздражение верхних дыхательных путей

Органические вещества

Анилин +

хх

VII

Отравление при вдыхании паров и через кожу. Сильное отравление от 2-3 капель

Анилин сернокислый

хх

VII

Менее ядовит, чем анилин

Ацетон

 

IV

Наркотическое действие (при вдыхании больших доз)

Бензальдегид

х

IV

Сильное раздражение глаз

Бензол +

хх

IV

Разрушение печени, крови, иссушение кожи

Гексан

 

IV

Гексахлорбензол

хх

VII

Раздражение глаз (даже от малых доз), вызывает повышенную утомляемость

Глицерин

 

IV

Глюкоза

 

VIII

Дихлорэтан

хх

VII

Общеядовитое действие (смертельная доза для взрослого — 10 — 15 мл)

Диэтиловый эфир

 

IV

Наркотическое действие

Кислота аминоуксусная

 

IV

Кислота бензойная

х

V

Раздражение кожи

Кислота масляная +

хх

IV

Очень сильное раздражение кожи и верхних дыхательных путей

Кислота олеиновая

 

V

Кислота пальмитиновая

 

V

Кислота стеариновая

 

V

Ксилол +

х

IV

Разрушение печени, крови, иссушение кожи

Метиламин

х

VIII

Раздражение верхних дыхательных путей

Нефть (сырая)

 

IV

Легкое раздражение кожи

Сахароза

 

VIII

Спирт бутиловый

х

IV

Раздражение кожи

Спирт изоамиловый

хх

VII

Ядовит. Вызывает психические расстройства. Наркотическое действие

Спирт изобутиловый

х

IV

Раздражение кожи

Спирт этиловый

х

IV

Наркотическое действие

Толуол +

х

IV

Несколько менее ядовит, чем бензол

Углерод четыреххлористый

хх

VII

Наркотическое действие (вызывает буйное состояние). При хроническом отравлении страдает печень

Уксусноэтиловый эфир +

х

IV

Дерматиты и экзема

Уксусноизоамиловый эфир

хх

VII

Наркотическое действие. Раздражение верхних дыхательных путей

Фенол +

хх

VII

Тяжелое отравление при попадании на кожу в виде концентрированного раствора

Формалин 40%-ный

х

IV

Вызывает острые отравления. Легко проникает в организм в любом виде

Хлороформ

хх

VII

Пары вызывают наркоз, после него — острое расстройство всего организма

Хлористый метилен

хх

VII

Острое отравление при вдыхании паров. У детей возможен смертельный исход от 1 — 2 вдохов

Циклогексан

х

IV

Легкое раздражение кожи

Этиленгликоль

 

IV

Материалы

Алюминий металлический

 

VIII

Активированный уголь

 

V

Графит

 

V

Медь металлическая

 

VIII

Железа сульфид (пирит)

 

VIII

Кальция карбонат (мрамор)

 

VIII

Кальция карбид

хх

II

Дерматит, долго не заживающие язвы. При попадании в глаза — потеря зрения

Парафин

 

V

Известь натронная

хх

VII

Изъязвление кожи пальцев рук, разрушение ногтей. Особо опасны при попадании в глаза

Сухое горючее

 

V



Предварительный просмотр:

Уничтожение реактивов  и растворов, находящихся в сосудах без этикеток

 

1.  Растворы испытать добавлением сульфат-иона на наличие высокотоксичных ионов Ва2+ и РЬ2+. Если осадок выпадает, добавлять сульфат-ион до прекращения выпадения осадка. Осадок отделить декантацией и выбросить с твердыми отходами, жидкость слить в канализацию.

Если при добавлении сульфат-иона осадок не выпадает, слить раствор в сосуд для хранения отработанных растворов.

2. Пробу твердого реактива на кончике ножа растворить в воде и испытать на наличие ионов бария и свинца (см. выше, п 1). Если реактив не дает реакции на эти ионы и хорошо растворим в воде, перевести его в раствор полностью и слить в сосуд для отработанных растворов.

Если реактив в воде практически нерастворим, его можно выбросить с твердыми отходами.

Плохо растворимые в воде реактивы обрабатывают избытком теплой воды, переводят полностью в раствор и сливают его в канализацию.

Из реактивов «Типового перечня» только карбид кальция после помещения в воду дает характерное вскипание и запах.

3. Жидкости органического происхождения обладают характерным запахом (в отличие от водных растворов солей, кислот или щелочей) Их сливают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ и уничтожают, как рекомендовано в приложении 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 11

 

Рекомендация по освобождению диэтилового эфира от пероксидов

 

В хранящемся более года диэтиловом эфире могут образоваться в результате контакта с воздухом пероксиды, устойчивость которых чрезвычайно мала. Разлитый эфир, содержащий пероксиды, способен воспламеняться и без внешнего источника зажигания в результате экзотермических реакций разложения пероксидов.

Поэтому следует в делительной воронке смешать эфир и водный раствор сульфата железа (II) в соотношении 1:1 по объему, встряхнуть содержимое несколько раз, удерживая воронку вертикально краном вверх и открывая кран после каждого встряхивания. Воронку перевернуть, установить в штатив, дать отстояться 2 мин, вынуть пробку из горлышка и разделить слои. Так как частично эфир растворим в воде, перед тем как слить раствор сульфата железа в склянку для отработанных водных растворов, следует налить его в широкий сосуд и поджечь. До тех пор пока горение не прекратится, нельзя оставлять сосуд без присмотра.

Для приготовления раствора сульфата железа (II) необходимо взять 100 мл дистиллированной воды, добавить в нее 2—3 капли разбавленной серной кислоты и 2—3 г вещества. После полного растворения сульфата раствор можно использовать по назначению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12

 

Рекомендации по уничтожению отработанных ЛВЖ и

обезвреживанию водных растворов

 

Отходы ЛВЖ и ГЖ уничтожают путем сжигания на открытом воздухе раз в месяц или чаще в месте, согласованном с органами пожарной охраны. Жидкость наливают в металлический или фарфоровый сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный в ямку глубиной не менее 3/4 высоты сосуда или зафиксированный от падения иным образом. Располагаются относительно сосуда таким образом, чтобы ветер дул в спину, и металлическим прутом длиной не менее 1,5 м с факелом на конце поджигают содержимое сосуда. Работать в перчатках и защитных очках.

Отработанные водные растворы собирают независимо от их происхождения в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости Жидкость до рН = 7-7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей свежей воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

 

Рекомендации по уборке разлитых ЛВЖ и органических реактивов

 

При разливе ЛВЖ или органических реактивов объёмом до 0,05 л необходимо немедленно погасить открытый огонь (газовые горелки) во всём помещении и проветрить его. Если разлито более 0,1 л, следует сначала удалить учащихся из помещения, погасить открытый огонь, отключить систему электроснабжения. Место пролитой жидкости следует засыпать сухим песком, затем загрязнённый песок собрать деревянным совком или лопатой в закрывающуюся тару и обезвредить в тот же день. Все указанные действия выполняет учитель или лаборант.

Работу в лаборатории можно возобновить только после полного исчезновения запаха разлитой жидкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 14

 

Рекомендации по утилизации отходов лития, натрия и кальция

 

Обрезки лития, натрия, кальция необходимо уничтожать в тот же день, когда они получены. Для этого обрезки лития и кальция утилизируют растворением по одному, друг за другом, в холодной воде, налитой слоем не более 5 см в химический тонкостенный стакан вместимостью 0,6 л. Образующийся по окончании гидроксид лития используют с целью нейтрализации содержимого сосуда для слива отработанных растворов. Раствор гидроксида кальция – известковая вода применяется для обнаружения СО2.

Обрезки натрия любых размеров общей массой до 200 г помещают в круглодонную колбу и заливают бензином для зажигалок так, чтобы слой над верхним кусочком металла был не менее 5 см. Колбу укрепляют в штативе и снабжают обратным водяным холодильником. Внутрь колбы через холодильник подают холодную воду. Объём разовой порции до 5 мл. Следующую порцию дают тогда, когда прореагирует предыдущая. Чтобы не допустить перенагревания, колбу снаружи можно охлаждать на водяной бане. Добавление воды прекращают, когда растворятся последние кусочки металла. Полученный водный раствор едкого натра отделяют от бензина в делительной воронке и используют для любых нужд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

 

Рекомендации по демонтажу приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3-его классов опасности

 

По окончании эксперимента такие приборы немедленно выносят из помещения кабинета в лаборантскую или помещают в работающий вытяжной шкаф.

После занятий учитель лично производит демонтаж приборов в таком порядке:

1. Если в приборах имеются остатки галогенов (например, после получения хлора и исследования его отбеливающих свойств), заливают все склянки доверху нейтрализующим раствором. В широкий сосуд, наполненный этим же раствором, опускают соединительные шланги и стеклянные трубки. После выдержки в течение 10 минут раствор сливают в канализацию, а сосуды ополаскивают чистой водой.

Сосуд, в котором получался хлор взаимодействием перманганата калия или оксида марганца (IV) с соляной кислотой, заполняют также нейтрализующим раствором. Однако жидкость из него сливают в сосуд для отработанных растворов.

Для приготовления нейтрализующего раствора к 1 л воды прибавляют 10-12 г безводного сульфита натрия или 20-25 г гипосульфита натрия десятиводного (закрепитель или фиксаж для фотографии).

Колокол после проведения под ним реакции взаимодействия йода с алюминием ополаскивают этим раствором до исчезновения всех кристаллов или протирают тампоном, смоченным этанолом. В последнем случае следует работать в перчатках.

2. Сосуды, в которых производилось сжигание в кислороде фосфора и серы, открывают в работающем вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Сосуд с оксидом серы (IV) ополаскивают содовым раствором, жидкость сливают в канализацию. Сосуд с оксидом фосфора (V) ополаскивают чистой водой и сливают её в сосуд для отработанных растворов.

3. Сосуд, в котором получался хлороводород действием серной кислоты на хлорид натрия, заливают холодной водой и после растворения осадка сливают жидкость в сосуд для отработанных растворов (работать в очках и перчатках).

4. При получении азотной кислоты из нитратов реторту после остывания до комнатной температуры заливают водой и оставляют на 20-30 минут. Получившийся раствор сливают в сосуд для отработанных растворов.

5. Сосуды, в которых проводились эксперименты с ЛВЖ и другими органическими реактивами, после сливания из них жидкости в сосуд для отработанных ЛВЖ промывают горячим раствором карбоната натрия или калия. Отработанный раствор сливают в соответствующий сосуд.

Содержимое колбы в эксперименте по получению диэтилового и уксусноэтилового эфира выливают в широкий фарфоровый или эмалированный сосуд и поджигают в вытяжном шкафу жгутом из бумаги. После выгорания органических соединений и остывания до комнатной температуры жидкость сливают в сосуд для отработанных растворов. Операцию выполнять в перчатках и очках.

Содержимое сосудов после экспериментов с фенолом и анилином перемещают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ. Перед промыванием чистой водой их ополаскивают соответственно содовым раствором или раствором серной кислоты с массовой долей 10-15%. Жидкость после споласкивания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов



Предварительный просмотр:

Оказание первой медицинской помощи

 

При оказании первой медицинской помощи в условиях кабинета (лаборатории) химии следует помнить о том, что после этого нужно обратиться в медицинское учреждение.

В каждом конкретном случае первая медицинская помощь заключается в следующем.

Отравление кислотами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости не менее 6 л.

При попадании внутрь концентрированных кислот и при потере сознания запрещается вызывать искусственно рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие (вместо оксида магния). В этом случае необходимо вызвать врача.

Отравление щелочами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же водного раствора уксусной кислоты с массовой долей вещества 2%. По­сле этого сделать два промывания чистой теплой водой.

Отравление фенолом: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же розового раствора перманганата калия и снова вызвать рвоту. Третье промывание сделать водным раствором этанола с массовой долей вещества 5% (объем не менее 1 л).

Отравление парами брома: нюхать с ватки нашатырный спирт (водный раствор аммиака с массовой долей вещества 10%), затем промыть слизистые оболочки носа и горла водным раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2%.

Отравление газами: обеспечить приток чистого воздуха и покой, в тяжелых случаях — кислород.

Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки обожженного участка. Запрещается также применять красящие вещества (растворы перманганата калия, бриллиантовой зелени, йодной настойки). Ожог 1-й степени обрабатывают этиловым спиртом и накладывают сухую стерильную повязку.

Во всех остальных случаях после охлаждения места ожога накладывают стерильную повязку и обращаются за медицинской помощью.

Ожоги едким веществом: удаляют едкое вещество с кожи стряхиванием или снятием пинцетом, сухой бумагой или стеклянной папочкой.

Ожоги растворами кислот или щелочей: смывают вещества после стряхивания видимых капель широкой струей прохладной воды или душем. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным тампоном.

Ожоги негашеной известью: снимать известь с кожи следует пинцетом или тампоном, смоченным минеральным или растительным маслом. Запрещается пользоваться водой для удаления негашеной извести.

После удаления с кожи травмирующего вещества пораженный участок обмывают растворами уксусной кислоты или гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2%, затем ополаскивают водой и накладывают повязку с риванолем или фурацилином.

Ожоги йодом и жидким бромом: вещество удаляют с кожи этиловым спиртом и накладывают примочку из раствора гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 5%. В случае ожога бромом немедленно обратиться в медпункт.

Порезы: необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).

Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.

Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный раствором пероксида водорода с массовой долей 3%, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови, новую накладывают поверх старой.

Ушибы: обеспечить покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному органу придают возвышенное положение.

При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают «скорую помощь».

Попадание в глаза инородных тел: разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаза водой из фонтанчика не менее 7—10 мин. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.

Попадание в глаза едких жидкостей: глаза промывают водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.

После заключительного ополаскивания глаз чистой водой под веки необходимо ввести 2—3 капли раствора альбуцида с массовой долей вещества 30% и направить пострадавшего в медпункт.

Приложение 6

Аптечка

 

I. Ящик для аптечки разрешается размещать в лаборантской на стене. На дверцах или рядом с ним необходимо вывесить краткую инструкцию по оказанию мер первой помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма. На склянках и упаковках лекарств, кроме, надписей о содержимом, проставляется порядковый номер, и тогда раздел инструкции о мерах первой помощи при ожогах примет вид:

Ожог термический: 12,13 или 3,2. Ожог кислотный: 14,13 или 3,2. Цифры соответствуют номерам медикаментов в приведенном ниже перечне.

II. Необходимый перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:

1. Бинт стерильный, одна упаковка.

2. Бинт нестерильный, одна упаковка.

3. Салфетки стерильные, одна упаковка.

4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранят в стерильной стеклянной склянке с притертой пробкой.

5. Пинцет для наложения ватных тампонов на рану.

6. Клей БФ-6 для обработки микротравм, один флакон, 25—50 мл.

7. Йодная настойка для обработки кожи возле раны, в ампулах или темном флаконе, 25—50 мл.

8. Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее средство, 50 мл.

9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках («Карболен»). Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4—6 таблеток (до и после промывания желудка).

10. Водный раствор аммиака с массовой долей 10%. Давать нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома.

11. Альбуцид (сульфацил натрия) с массовой долей 30%, 10—20 мл, капать в глаза после промывания по 2—3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3 недель.

12. Спирт этиловый для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи, 30—50 мл.

13. Глицерин для снятия болевых ощущений после ожога, 20—30 мл,

14. Водный раствор гидрокарбоната натрия с массовой долей 2% для обработки кожи после ожога кислотой, 200—250 мл.

15. Водный раствор борной кислоты с массовой долей 2% для обработки глаз или кожи после попадания щелочи, 200—250 мл. Хранить в сосуде типа промывалки.

Растворы 14,15 могут располагаться вне аптечки.

16. Пипетки для закапывания в глаза альбуцида, 3 шт.


Предварительный просмотр: