Домашняя работа по развитию фонематического слуха

Потапова Юлия Игоревна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1.  Повторить: всего 6 гласных звуков, они состоят из голоса, «поются». Звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем.
  2. Прочитать сказку:

 Гласным звукам было немного одиноко жить на этаже своего домика по одному, они даже немного завидовали Ы , ведь на его этаже И  рядышком живёт. Звуку И тоже одному в подъезде неуютно было. Об этом узнал волшебник Й. Он встретил на прогулке грустных А, У, О, Э, Ы.

- Не грустите, сказал волшебник, исполниться может любое доброе желание, важно только очень захотеть.

Давайте споем с вами дуэтом. Первый присоединился к песенке Й  - А. ЙА, ЙА, ЙА … и получилась новая буква Я.

- Ура, у маня есть соседка, обрадовался звук А.

Остальные звуки тоже спели по-очереди дуэтом с Й.

Так появились буквы Ю, Е, Ё. Догадайтесь, соседками каких звуков они стали.

3. «Заселить домик гласных» (написать гласные буквы, которые получились в песенках волшебника Й и гласных звуков). Раскрасить окошки гласных а, у, о, э, ы, и – красным цветом, а волшебных букв я, ю, е, ё – пополам зеленым и красным.

Домик гласных

А

У

О

Э

Ы

И



Предварительный просмотр:

  1. «Заселить домик» (нарисовать или наклеить картинки, где заданный звук в начале, середине и конце слова).  Запомнить: всего 6 гласных звуков, они состоят из голоса, «поются». Звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем.

1 подъезд – звук в начале слова

2 подъезд – звук в середине слова

3 подъезд – звук в конце слова

А

У

О

Э

И

Ы

 

2. Игра «Какой звук первый?». Взрослый называет слова, начинающиеся на гласные звуки, а ребёнок – первый звук.

3. Игра « Какой гласный спрятался в слове?» Взрослый называет односложные слова, а ребёнок – гласный звук. (Дом, сад, лук, мир, сэр, сыр, ток, сук, рак, сом, пир и т.д.)

4. Оформить лексическую тему «Осень» (нарисовать или наклеить в тетради), найти на картинке слова-предметы, задать к ним вопросы что? или кто? Подобрать к этим словам слова – признаки и слова – действия.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дифференциация Н – Нь.

1.      Повтори слоги.

На - ня

Ну - ню

Ны - ни

Но - не

Ня - на

Ню - ну

Ни - ны

Не - но

Ня - на - ня

Ню - ну - ню

Ни - ны - ни

Не - но - нё

На -ня -на

Ну - ню - ну

Ны - ни -ны

Но - не -но

2.      Повтори слова.

Нам - ням

Носки - нести

Тина - тень

Ната - няня

Ноты - нет

Народ - невод

Ныть - нить

Набор - небо

Настил - Нил

Нытик - нитки

Нам - нем

Ноги - нёбо

Нос - нёс

Тонна -Тоня

Она - они

Сонный - Соня

Пена - пень

Норка - Нюрка

3.      Повтори предложения.

У Наты болит нёбо. У Ани теплая накидка. Наседка никак не сядет на насест. Нина насилу доедает пудинг. Нюсю наказали, а она не виновата. У Никиты наган. Недавно на коней напали волки. Даня моет окно. Лена ленится. Дина купила нитки. Няня купает Нату. Тоня и Лена несут малину.  Надя катается на коньках. Ваня катается на санках.  Надя несет дыню. Дина спешит на занятия. .

4.      Повтори чистоговорки.

Ни - ны - ни - маленькие пони.

Ны - ни - ны – вижу сны.

Ну - ню - ну - зову Лену.

Не - нэ - не - иду к Ване.

На - ня - на – наступит  весна.

Ня - на - ня - поет няня.

5.      Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Надя - песни

Нюся - сон

Маня - зонт

Никита - коньки

Дина - санки

Ната - темнота

 

6.

                                   

       

Обвести картинки, синим цветом – со звуком Н, зелёным – со звуком Нь.



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [п]–[б]

I. Четко произносить слоги парами.

1.  ба – па                                                        па – ба

бо – по                                                        по – бо

бу – пу                                                        пу – бу

бы – пы                                                        пы – бы

бя – пя                                                        пя – бя

бё – пё                                                         пё – бё

би – пи                                                        пи – би

бю – пю                                                        пю – бю

бе – пе                                                        пе – бе

2.   ба – па – ба                                                пя – бя – пя

ба – ба – па                                                пя – бя – бя

па – ба – ба                                                бя – пя – пя

Аналогично с гласными: о-ё, у-ю, э-е, ы-и.

II. Четко произносить слова парами.

бас – пас                                быль – пыль

бар – пар                                боль – поль

бух – пух                                        бить – пить

бот – пот                                        бук – пук

бел – пел                                        бока – пока

баня – Паня                                блошки – плошки

блеск – плеск                                банки – панки

борт – порт                                балка – палка

бочка – почка                                башня – пашня                                              

           булька – пулька                              бомба – помпа

бабочка – папочка                            багет – пакет

              баста – паста                                     болит – палит                          

был – пыл                                бобы – попы

баба – папа                                бабка – папка

будь – путь                                    былинка – пылинка

III. Добавить слог «БА» или «ПА».

жа…                ре…                        тум…                лам…        

ли…                вер…                        шля…                бом…        

шу…                сту…                        ры…                        ла…                

шай…         Лю…                        гу…                          лу…

IV. Четко произносить слова и словосочетания.

(Пропускать слова и словосочетания, содержащие нарушенные звуки у Вашего ребёнка).

Победа, палуба, пальба, полушубок, беспорядок, пробочка, байковое платье, послушный ребенок, пустая бутылка, спелый банан, бинокль капитана, белый платок, теплая шуба, большая палка, машина «Победа», пестрая бабочка, белая булка, полный бидон, бобовый суп, альбом Полины, палуба теплохода, пушистая белка, пять бананов, пять букетов, боевой пистолет, грибной суп, плетеная бечевка, белый пух, пестрые бусы, полевые незабудки, пушистый Барбос, пустой барабан, пустая забава, большая перемена, пломба, беспокойный, проба, пробег, беспризорный ребенок, победная песня, беспокойная публика, неприбранное помещение, порхающая бабочка, бесплатный проезд, барабанная дробь, забинтованный палец, побелка, пропущенная шайба.

VI. Выучить скороговорки. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

На былинке пылинка, пылинка на былинке.

У быка губа тупа, тупа губа у быка.

С балки упали палки.

VI.  1.

2. Обвести картинки: с твердыми звуками П и Б – синим цветом, с мягкими П’ и Б’ – зелёным цветом.



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков Т - Д

 

1.Повтори слоги.

Да-да

Ту-ду

Ды-ты

Да-да-та

Ду-ду-ту

Ты-ды-ды

Да-та-та

Ту-ту-ду

Ды-ты-ты

Да-та-да-та

Да-до-ду-ды

Ды-ты-ды-ты

Ду-ту-ду-ту

Та-то-ту-ты

До-то-до-то

Д -да-ду-ды

 Да-та-ду-ту

То-та-ту-ты

  Та-да-та        Та-та-да     Да-да-та  

   Та-да-да       Да-та-да     Да-та -та

Аналогично с другими гласными: о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

2. Повтори слова. (Кроме слов, содержащих нарушенные звуки у  Вашего ребёнка).

Дом - том

Душ - тушь

Когда - тогда

Дома - Тома

Дам - там

Дул - стул

Стул - сдул

Тутдудка

День - тень

Доля - Толя

Стал - сдал

Дуб - туп

Дачка - тачка

Дон - тон

Катушка - кадушка

Дина - Тина

Дочка - точка

Иди - лети

Плоты - плоды

Томик-домик

Уточка - удочка

Вода - темнота

Том - дом

Дыня - тын

Дуть - тут

Доска - тоска

Дело - тело

 

Дети, дата, туда, дятел, дятлы, делать, деловитый, делить, делитель, водитель, делегат, деликатес, диспут, датский, датчик, датчанин, радист, родители, кондитер, доктор, трудно, тетради, продукты.

3. Повтори предложения. (Кроме предложений со словами, содержащих нарушенные звуки у  Вашего ребёнка).

   Том сидит дома. Дочка поставила точку. Возле воды темнота. По пруду плывет плот. Дятел стучит по дереву. Дети ведут тихий диалог. Даня везет тачку к дачке. Налетел ледяной ветер. Тетя Надя и дядя Даня сидели на даче. Дети сразу забрались под одеяло. Том стал делать плот возле дома. Это нужно делать на пруду. Даша уронила катушку. Возле дачки стоит тачка. Даня купил продукты. Дина и Тина - подруги. Доктор лечит детей.

4. Повтори чистоговорки.

Ти - ди - ти — на луну лети.            Ту - ту - ду — я иду.

Ти - ти - ди — ты домой иди.          Та - да - да — вот вода.

Ды - ты - ты — бегут коты.              Де - де - те — жутко в темноте.

5. Соединить картинки с изображениями мальчиков.

        Определить место звуков Т и Д  в слове и нарисовать рядом с картинками квадратики (начало слова -  1 квадратик, середина – 2 квадратика, конец – 3 квадратика ).



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков В- Ф

Характеристика звуков.

Ф- согласный, твердый, глухой, потому что нет голоса когда произносим.

В- согласный, твердый, звонкий, потому что произносится с голосом.

3. Дифференциация звуков В-Ф в слогах.

Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

 Ва – фа        ву- фу- ву- фу     ва- во- ву- вы

Фа- ва           ва- фа- ва- фа     фа- фо- фу- фы

Ва- ва- фа    вы- фы- вы- фы   ву- во- ва- вы

Фа- ва – ва   во- фо- во- фо     фу- фо- фа- фы

 

  1. Повторите пары слов.

Ваня – Фаня    Ваня – Феня   Влага - фляга

Вата – фата     Ваза – фаза     Сова – софа   

    5. Игра «Перепутались слова».

В предложениях слова не на своих местах, расставьте их по своим местам и скажите правильные предложения.

Вилка тщательно вымыл Федю.

На фарфоровых сливах блюдо .

Вера сплела фиалку из венка.

Вода выпрыгнула из дельфинов.

Ветки вороны из  гнезда.

6.Помогите найти свои картинки  Волшебнику ( со звуками В, ВЬ) и Фее (со звуками Ф, Фь).

Соединить картинки с нужной буквой, возле картинок со звуками Вь, Фь нарисовать зелёные кружочки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [к]–[г]

I. Четко произносить слоги парами.

ка – га

ко – го

ку – гу

кы – гы

га – ка

го – ко

гу – ку

гы – кы

кя – гя

кё – гё

кю – гю

ки – ги

ке – ге

гя – кя

гё – кё

гю – кю

ги – ки

ге – ке

II. Добавьте слоги «ка» или «га».

Кас…, кад…, соба…, теле…, бел…, но…, пал…, бул…, ро…, загад…, губ…, рыб…, мар…, кош…, ракуш…, бума…, кни…, вью…, лод…, вил…, игол…, доро…, раду…, гай…, май…, сай…, подру…, белу…, дворня…, рубаш…, вареж…, кольчу… .

В упражнениях  III – V исключить слова и предложения с нарушенными звуками у Вашего ребёнка!

III. Четко произносить слова парами.

галька – калька

гладь – кладь

глас – класс

год – код

гонки – конки

гол – кол

Глаша – Клаша

галета – котлета

гости – кости

голос – колос

густы – кусты

шагал – шакал

лига – Лика

луга – Лука

угол – укол

голени – колени

маги – маки

Галина – калина

горка – корка

гаси – коси

грот – крот

игра – икра

губки – кубки

гора – кора

IV. Выучить скороговорки. Повторять три раза подряд, убыстряя темп

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Голубка клюёт крупку.   Галка села на палку, палка ударила галку.

Егору с Климом тесен двор, пошли на луг играть в футбол.

Там Климу гол забил Егор, и Клим забил Егору гол.

Угольки поставили в уголки.

В коробке – гвозди, в корзинке – грозди.

В кузове – грузы, в лукошке – грузди. 

V. Придумать предложения с парами слов.

VI. Соединить картинки, в названиях которых есть звуки К и Кь с курицей, Г и Гь – с гусём. Нарисовать рядом с картинками, имеющими твёрдые звуки (К / Г) синие кружочки, мягкие (Кь/Гь) – зелёные.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Дифференциация С - З

Задание 1. Игра «Чья песенка?». Взрослый произносит слова, а ребёнок показывает жестом ( С – песенка водички, умываемся, з – песенка комарика, прогоняем).

Сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал, санки, суп, закладка, свет

Задание 2. Произнеси слоги отраженно.

СА —ЗА     ЗА —СА      АСА —АЗА

СО — 30   30 — СО     АСО — АЗО

СУ —ЗУ     ЗУ —СУ      АСУ —АЗУ

СЫ — ЗЫ  ЗЫ — СЫ    АСЫ — АЗЫ

Игра «Наоборот»

Задание 3. Взрослый  произносит слог со звуком с, ребёнок придумывает слог со звуком з, и наоборот.

Образец, са — за зу — су за — са

Задание 4. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

са-за-са, са-са-за, са-за-за, за-са-за, за-за-са, за-са-са.

Аналогично с другими гласными.

Задание 5. Прослушай слова. Выдели: а) начальный слог; б) конечный слог. Образец: Саша (са).

а) Соты, Зоя, Соня, зубы, сыты, зайка, закат, салат.

б) Коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, косы, весы, вози.

Задание 6. Произнеси слова отраженно парами.

Зайка—сайка;замок— сапог;зонт —сом;вязанка — санки;везу — несу.

Задание 7. Прослушай слова. Какими звуками они отличаются?

Зайка — сайка; Лиза — лиса; позади — посади; козу — косу.

Составь предложения с парами слов.

Задание 8. Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звуки с и з. Уточнить значение этих слов.

Сазан, засыпать, застудить, записка, засада, заснуть, созвать.        

Задание 12. Замени звук з на звук с. Назови получившееся слово.

Бузина, позади, зажать.

Задание 16. Закончи предложения: а) по предметным картинкам; б) без картинок. Произнеси предложения целиком. Ответь на вопросы.

У Сани ... (коза). У Зои ... (собака). Саня гонит

 . Зоя зовет 

   У кого коза? У кого собака? Что делает Саня? Что делает Зоя?

Задание 17. Соединить картинки с буквыми С и З.



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]

1. Игра «Чья песенка?». Взрослый читает слова, а ребёнок показывает жестом какую песенку слышит: змеи (ползет- изображает рукой) или жука (рука – ладошкой вверх - шевелит пальчиками).

Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша, кожа, кошка, шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок, вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок, петушок, жонглёр, шофёр.

2. Назови последний слог в словах:

Груша, лужа, Маша, ложа, крыша, кожа, лужа, межа.

3. Игра «Повтори, не ошибись».

ша-жа-ша               жа-ша-жа

ша-жа-жа                 жа-жа-ша

ша-ша-жа                жа-ша-ша

Аналогично с другими гласными.

В номерах 4-9 исключать слова, содержащие нарушенные звуки у Вашего ребёнка.

4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК»:

утю-             дру-                 творо-           сапо-      ме-               

     ро-                фла-                бере-              сте-        реме-              

     лу-                пиро-              пры-               дол-       гор- 

     пу-                вер-                пету-              малы-     коре- 

5. Измени слова по образцу:

   Я жую – ты жуёшь.

 Я живу – ты …                                          Я режу – ты …

 Я ожидаю – ты …                                     Я стригу – ты …

 Я провожаю – ты …                                 Я бегу – ты …

6. Послушай,  как  звучат  слова.  Если  услышишь  в  слове  звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.

Женя, шея, мишень, сажень, ближе, дальше, ниже, выше, ложечка, кошечка, бумажечка, букашечка.

Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.

7. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и проговори слова.

У-         лы-                малы-

мор-     мы-                гало-

е-          кры-              ер-

голы-   ланды-           камы-                

8. Повтори слова, выделяя голосом звуки [Ж] и [Ш]:

Обожжешься, поживёшь, служишь, жалеешь, пожнёшь, ожидаешь, бежишь.

9. Составь предложения из данных слов:  Бабушка,  Женя, жакет, вяжет. 

 Лягушка, жить, болото, в.

 Швея, желтый, шить, жакет.

 Бабушка, на, лежанке, лежать.

 Книжки, положить, в, книжный, шкаф.

11. Игра «Помоги Жанне и Наташе найти свои вещи». (с Жанной соединить картинки со звуком Ж, с Наташей – со звуком Ш).

                     

   12. Игра «Развесь одежду» (соединить картинки со звуками Ш и Ж с подходящими вешалками).



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] И [Ш]

1. Игра «Чья песенка?». Взрослый читает слова, а ребёнок показывает жестом какую песенку слышит: змеи (Ш) (ползет- изображает рукой) или водички (С) (имитация умывания).

Миска, мишка, кашка, каска, крыса, крыша, марш, Марс, сайка, шайка, сутки, шутки, скала, шкала, шпоры, споры, сок, шок, штык, стык, стиль, штиль, плюш, плюс, мыс, мышь, ваш, вас, нас, ваш, Машка, маска, басня, башня, пашу, пасу, сорок, шорох, шило, сила, Моська, мошка.

2. Игра «Повтори, не ошибись».

са-ша-ша               ша-ша-са

са-са-ша                  ша-са-ша

са-ша-са                 ша-са-са

Аналогично с другими гласными.

3.. Добавьте слоги «СА» или «ША».

ли…

колё…

колба…

афи…

кляк…

ро…

на…

Ма…

о…

копу…

лап…

кра…

ка…

ва…

кас…

поло…

горбу…

кало…

кры…

гру…

мас…

плак…

ко…

ча…

В номерах 4-6 исключать слова, содержащие нарушенные звуки у Вашего ребёнка.

4. Замени в словах звук «С» на звук «Ш»:

Марс - … (марш), миска - … (мишка), ириска - … (Иришка),

маска - … (Машка), каска - … (кашка), суметь - … (шуметь)

басня - … (башня), крыса - … (крыша), каска- … (кашка).

5. Добавь нужное по смыслу слово «КРЫСА» или «КРЫША»:

Была на доме … (крыша).

Жила в подвале … (крыса).

Кот залез на … (крышу)

Караулить … (крысу).

Ходит кот по … (крыше),

Не дает спать … (крысе).

Очень хочет … (крыса),

Чтоб ушёл кот с … (крыши). 

6. Скороговорки повторять три раза подряд, убыстряя темп.

1. Шишки на сосне, шашки на столе.

2. В шалаше шесть шалунов.

3. Шапкой Саша шишки сшиб.

4. Мамаша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

5. Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

6. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

7. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

7. Соединить картинки с теми буквами, которые есть в этих словах.



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [з]–[ж]

1. Четко произносить слоги. Аналогично с другими гласными.

а)

за – жа -за

за-за-жа

за-жа-жа

жа – за - жа

жа – жа – за

жа – за - за

2. Добавьте слоги «ЗА» или «ЖА».

неве…

подли…

брон…

стра…

угро…

Ли…

мимо…

ва…

зано…

меду…

брын…

ко…

сар…

бере…

бар…

лы…

ро…

гро…

рого…

марки…

бир…

кра…

лу…

слё…

3. Добавьте слоги «ЗЫ» или «ЖИ».

арбу…

мане…

водола…

карни…

лу…

та…

серви…

черте…

стри…

капри…

мимо…

но…

гара…

мор…

разре…

эта…

бере…

слё…

моро…

экипа…

дикобра…

ро…

зано…

лы…

4. «Помоги Зое»  (разложить предметы по корзинкам)

В номерах 5-6 исключать слова, содержащие нарушенные звуки у Вашего ребёнка.

5. Четко произносить слова парами.

жал – зал

держать – дерзать

грожу – грозу

наживать – называть

жевать – зевать

ужи – узы

зевал – жевал

разок – рожок

жалей – залей

лужайка – зайка

кожи – козы

луза – лужа

ложи – лозы

коза – кожа

роза – рожа

везу – вяжу

6. Четко произносить слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажигалка, зажим, заложник, возможно, раздражение, разоружение.

7. Четко произносить словосочетания.

зимняя одежда

забежать домой

зелёная жаба

ржавые гвозди

зимняя стужа

нежная зелень

бумажный змей

зал ожидания

книжный магазин

жёлтый зонт

заветное желание

железный гвоздь

важное задание

снежные заносы

железный замок

железная лопата

многоэтажное здание

Жорин зайка

зелёный жук

жёлтый фазан

зелёный лужок

навозный жук

лыжная мазь

знак уважения

змеиное жало

полезное животное

снежная зима

жидкий мазут

влажная земля

забавный ёжик

зелёная лужайка

заряженное ружьё

8. Четко произносить предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал.

Захар заряжает ружьё.

Я зажал в руке железный гвоздик.

Пёс лежал и лизал лапу.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.

Женя резал ржаной хлеб.

Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Ёжик лакал молоко языком.

Ножи лежат в тазу.

На небе зажглись звёзды.

Роза зажигает свет.

В магазине покупают одежду.

Зоя живёт возле завода.

Женя и Зоя ужинают.

Зоя уже давно ждёт Зину.

У Зои живой заяц.

Коза жуёт сено.

Нельзя обижать животных.

Рыжики и грузди лежат в корзине.

Возле лужи – зелёная жаба.

Зелёные жуки зажужжали над розами.

У Зои жёлтый резиновый зайка.

Зина зажигает газовую плиту.

Дядя Жора режет железо.

У змеи жало.

Возле дома зелёная лужайка.

На земле лежит железная лопата.

Зелёный жук звонко жужжит.

Ежи – полезные животные.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У Лизы новые лыжи.

В зоопарке живёт зебра.

В дождь надо брать зонт.

Зубры живут в заповедниках.

Ёжик живёт в норе, а у зайца нет жилья.

У Жени заноза.

Зоя осторожно вынула занозу.

Ёжик ползёт в овражек.

Звонкое пение стрижей заполняет воздух.

Тяжело нагружены возы.

Зимой рано зажигают огни.

Эта пружина заржавела.

Зине нужна узенькая резинка.

Мы побежали к ближнему озеру.

Протяжно запел рожок.

Уже замёрзли лужи.

Захар поймал жабу.

Дикие козы живут в горах.

Зоя взяла ножик.

Зина надела вязаный жакет.

Во время дождя нужен зонт.

В джунглях живут обезьяны.

Зоя легко скользит на лыжах.

По зеленой траве ползут ужи.

В живом уголке живёт заяц.

У Зины в корзине ежевика.

9. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к а.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

10. Выучить.

Заводной зайка

Зайка забавный

У Жени живёт.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]–[Л]

  1. Четко произносить слоги. Аналогично с другими гласными.

ра -ла-ра     ла-ла-ра

ра-ра-ла      ла-ра-ра

ра-ла-ла      ла-ра-ла

II. Четко произносить слова парами.

1.

2.

рад – лад

рак – лак

рама – лама

пора – пола

Юра – юла

Мара – мала

игра – игла

враг – флаг

град – клад

красный – классный

сера – села

рука – Лука

ручей – лучей

круг – плуг

Варя – Валя

варят – валят

жарят – жалят

рёва – Лёва

вперёд – самолёт

рёв – клёв

горючий – колючий

порю – полю

насорю – насолю

трюк – люк

крюк – клюв

бар – бал

вар – вал

жар – жал

дар – дал

мор – мол

укор – укол

корка – колко

барка – балка

сварка – свалка

стар – стал

бурка – булка

порка – полка

жарко – жалко

парка – палка

рожь – ложь

роза – лоза

рожки – ложки

урок – улов

Пров – плов

Прошки – плошки

розы – лозы

ров – лов

крот – плот

трон – слон

брошка – блошка

рыбка – улыбка

игры – иглы

метры – мётлы

рис – лис

Марина – малина

варить – валить

сорить – солить

Юрий – Юлий

жарить – жалить

пахари – пахали

речь – лечь

рейка – лейка

трепет – лепет

треск – блеск

тёрка – тёлка

жир – жил

мир – мил

пир – пил

тапир – топил

костёр – костёл

сер – сел

веер – веял

мерка – мелко

жарь – жаль

ударь – удаль

угорь – уголь

гирька – килька

горько – только

III. Четко произносить слова.

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарелка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, акварель, уронили, попросили, выручали, закрыли, леопард, лекарство, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, верблюд, превратили, Волгоград, иллюстрация, спортзал, контролёр, рубль, балерина, циркуль, проволока, генерал, формула, корабль, карнавал, телевизор, троллейбус, телеграмма, крокодил, прыгалка, журавль, дрель, форель, Валера, Кирилл, горелки, клевер, карамель, бирюльки, гриль, электричество, прилежный, бриллиант, жонглёр, фотографировали, кларнет, валторна, крыльцо, кораллы, Клара, грабли, русалка, рисовали, вертели, Гаврила, ролик, прогулка, Урал, жарили, проверяли, перепел, королева, король, каравелла, строитель, пропеллер, берлога, карлик, картофель, караул, штурвал, портфель, планер, раскладушка, эскалатор, дирижабль, вентилятор, регулировщик, Карлсон.

IV. Четко произносить предложения.

Брат надел халат.

Мама и Мила пололи огород.

Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху.

Мыло серо, да моет бело.

Стебель рос и вырос в колос.

Заскрипело в ручке старое перо.

Сверкают на морозе у саней полозья.

Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса.

Снесла курочка яичко не простое, а золотое.

Испугали друг друга олень и лось.

Бегут врозь олень и лось.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Прилетели голуби, сели возле проруби.

Зайка летом серый, а зимой белый.

Оля давно не видела Полю и Варю.

У Марины малина.

Пекари напекли пирогов и калачей.

Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький.

Лиса бежит стрелою в лес, собаки – ей наперерез.

Нам с крылечка видна речка.

Я сварил варенье всем на удивленье.

У себя в саду Андрейка поливал цветы из лейки.

Под ухом пищал комар.

Наш дедушка стал совсем стар.

Ставь котёл на костёр.

Лука порезал руку.

У Ларисы лимоны.

Среди белых голубей скачет шустрый воробей.

Ребята летом едут в лагерь.

Юра летал на вертолёте.

Летом Рома отдыхал в Крыму.

Ребята играли в горелки.

Марина набрала малины.

Валя играет на рояле.

Валера красил вертолёт.

У белки в дупле грибы и орехи.

Кирилл принёс кроликам морковку.

На клумбе расцвели тюльпаны и нарциссы.

Лариса вертелась перед зеркалом.

В апреле на орешнике распустились серёжки.

С бархана на бархан перебирался караван верблюдов.

Марина разбила фарфоровую тарелку.

Врач прописал Карине горькое лекарство.

Борцы тренировались в спортзале.

Ребята поймали форель.

Карина и Алина собрали малину.

Марина и Лина рисовали акварелью.

Зрители смотрели балет.

У Коли электрический фонарик.

У Бориса вельветовые брюки.

Мама жарила курицу-гриль.

Валя и Серёжа принесли календарь.

Повар варит варенье из клюквы.

Мы купили мандарины и лимоны.

Роман дремлет в кресле.

V. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

1. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

2. Лара у Вали играла на рояле.

3. Малина манила Марину и Милу.

4. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

5. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,

    И матросы три недели карамель на мели ели.

6. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

7. Орёл на горе, перо на орле.

8. За деревней, за посёлком пела, пела перепёлка,

    Перепел прилетел, перепёлку перепел.

9. Ушёл Прокоп – кипел укроп, пришёл Прокоп – кипел укроп.

10. Проворонила ворона воронёнка.

11. По бревну, по брёвнышку проползла букашка,

      Пролетела бабочка, пропорхала пташка.

VI. Четко произносить пословицы.

Мал золотник, да дорог.

За всякое дело берись смело.

Что с возу упало, то пропало.

Ворона хоть и за море летала, а всё белой не стала.

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

VII. Четко произносить и выучить загадки.

Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)

Ныряла, ныряла и хвост потеряла. (Иголка.)

В поле уродился, на заводе варился, в воде растворился. (Сахар.)

Маленький конёк за морем побывал, спереди – шильце, сзади – вильце, на груди – белое полотенце. (Ласточка.)

Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов. (Муравейник.)

Махнула птица пером – закрыла весь мир одним крылом. (Туча.)

VIII. Четко произносить шутки.

Метил в ворону, а попал в корову.

Метил в воробья, а попал в журавля.

– Федул, что губы надул?

– Кафтан порвался.

– Велика ли дыра?

– Один ворот остался.

– Ты пирог съел?

– Нет, не я.

– А вкусный он был?

– Очень.

На болоте, на лугу, стоит крынка творогу.

Прилетели две тетери, поклевали – улетели.

Прилетели утки – заиграли в дудки.

Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки плела:

мужу трое, себе двое

и детишкам по лаптишкам.

– Заяц белый, куда бегал?

– В лес дубовый.

– Что там делал?

– Лыко драл.

– Куда клал?

– Под колоду.

– Кто украл?

– Родион.

– Выйди вон!

IX. Выучить.

Считалка

На реке поймали рака.

Из-за рака вышла драка.

Это Лёшка-забияка

Снова бросил в реку рака.

Рак гуляет под водой…

Повернись ко мне спиной!

Считалка

Взял Егор в углу топор.

С топором пошёл во двор.

Стал чинить Егор забор.

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор.

Считалка

Мы со звуком «Р» играем,

Слово к слову подбираем:

Рак, гора, нора, лимон…

– Выходи из круга вон!

Мы со звуком «Л» играем,

Слово к слову подбираем:

Лавка, лак, пила, барон…

– Выходи из круга вон!

И. Лопухина

Мама вечером стирала.

Мама вечером стирала,

А я рядышком стояла.

Я стояла около,

Не стирала – охала,

Да глазами хлопала,

Да ногами топала.

Лучше было не стоять –

Взять да с мамой постирать,

Выстирать пелёночки

Для сестры Алёночки.

Л. Дьяконов

Мена

Вёз домой я грузовик,

Грузовик был невелик.

По дороге встретил Мишку,

Грузовик сменял на книжку.

Я в руках её помял

И на яблоко сменял,

Папа очень удивился:

– Ты куда машину дел?

– Я её дорогой съел.

Н. Палагута

Дождик

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал

И устал,

И перестал.

X. Соединить картинки ( животных, в названии которых есть Р – с катером, Л – лодкой)



Предварительный просмотр:

Соединить картинки:с Буратино – со звуком Ть,с Чебурашкой – со звуком Ч.

Придумать предложения с парами слов:

ДопоДополнительные задания:

Игра «Жадина» (мой, моя, моё, мои).пр.: мой телёнок…

Игра «1-2-5» (1 телёнок, 2 телёнка, 5 телят)

Игра « Один – много» (телёнок – телята).



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [ц] – [т]

1. Хлопни, если услышишь звук [Т], топни, если услышишь звук [Ц] :

а) в  слогах: ца, цо, то, ци, ты, це, тэ, цу, ту, ца, та, тю, ты, цо, то;

б) в словах: царь, торт, Тамара, цепь, цель, том, кольцо, венец, ветка, цыплёнок, циркач, метла.

2. Повтори слоговые цепочки (аналогично с гласными О, У, Э, Ы):

Та – ца – та           Ца – та - ца

Та – та – ца           Ца – ца - та

Та – ца – ца           Ца – та - та

3. Выучи скороговорки:

Молодец птенец, не боится овец.

У околицы окольцевали птицу.

Невелика птица -  синица, да умница.

4. «Заселить домик» (Нарисовать картинки со звуками т и ц в начале середине и конце слова):

Т

Ц

Звук в начале слова

Звук в середине слова

Звук в конце слова



Предварительный просмотр:

                  Дифференциация ч-ц.

1. Игра «Хлоп-топ» (Хлопни, если услышишь звук [Ч], топни, если услышишь звук [Ц]):

в начале слова:    цапля, цель, чувство, чёлка, цвет, чулки, цукаты,

                             чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит;

в середине слова:  пчёлка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный,

                               стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка,

                               борцы, платочек, отцветает, цикады.

          в конце:  огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач,

                         матрац, калач, меч, молодец, ситец, колодец, птенец,

                         скворец.  

  1. Крестики – нолики. Нарисовать сетку 5×5 клеточек.

Услышишь ц – рисовать X, ч – рисовать О.

Цапля, цепь, чахла, чистый, часто, цвет, борец, палец, печка, сверчок, ситец, огурец, курочка, пчёлка, очки, мельница, цветок, колодец, мочалка, ночь, мыльница, цель, свеча, врач, чеснок.

  1. Графический  диктант.

Прослушайте слова и зашифруйте их с  помощью букв «ч» и «ц»: полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.

     Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.

    4. Поднять правую руку, если услышишь ц, левую – ч, обе – если оба звука.

Читать, царапать, чертить, матрац, часто, горчица, мастерица, чёрный, цветной, разноцветный, мочалка, почтальон, учительница.

  1. Соединить картинки: