Для педагогов и родителей


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми

младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО по развитию

 мелкой моторики рук у детей

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика.

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев

руки. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика».

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Пути решения проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Педагогам необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные технологии развития детей. Обогащать окружающую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук. Создать условия в дошкольном учреждении для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны

приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.

                           

СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

СООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ДО

Направление работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности организации совместной деятельности детей и взрослых в режимных моментах и организованная деятельность по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Рисование манкой, солью.

Дети рисуют непосредственно пальцами и ладошками, рисовать можно двумя руками. С помощью соли или манки ребята легко меняют детали изображения и на одной и той же рабочей поверхности рисуют бесконечное число раз. Рисунки получаются интересные, разнообразны и непредсказуемы.

Работа с пластилином.

Процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев.

Аппликация развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность,

усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять

своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В свободное время можно поиграть с детьми.

Упражнение «Месим тесто»

В большую миску насыпаем горох, фасоль. Ребёнок месит его руками, приговаривая:

«Месим, месим тесто.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

Упражнение «В поисках сокровищ». 

Ребёнок с любопытством погружает ручки в крупу и на ощупь ищет на «дне» маленькое сокровище игрушку.

Вечером можно провести представление совместно с детьми обыграть любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» в разных вариантах театра:

- настольный плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый. Это хорошее

средство для развития движений пальцев и речи детей.

Игра с песком «Строим мир»

Использование именно игр в песок позволяет достигать хороших результатов при решении ряда задач:

- формирование коммуникативных умений,

- снятия тревожности,

- развития мелкой моторики и др.

Игры с конструктором.

Развитию мелкой моторики способствует конструирование, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве.

Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой

моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Уголок для развития мелкой моторики рук с разнообразным материалом и

дидактическими играми на развитие мелкой моторики рук.

Игры, изготовленные руками взрослых из бросового материала для развития

мелкой моторики и ознакомления с окружающим миром.

Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук.

Театральный уголок, где дети самостоятельно и совместно с воспитателем могут инсценировать знакомые сказки.

Возможные формы взаимодействия с родителями по развитию мелкой

моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Цель: помочь осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

1. Игра «Песочница» на кухне. (рисование на крупе)

2. Игра «Мозаика из пробок». (выложить рисунок из пуговиц или пробок)

3. Игра «Шагаем в пробках».

Рекомендации родителям.

1. С.А. Тимофеева, А.А. Шевченко: Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях в детском клубе.

2. Екатерина Шмелева: Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет.

Родительское собрание

«Цветные ладошки»

Цель: Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи собрания:

1. Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского

творчества.

2. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста.

Форма работы: круглый стол.

План:

1. «Вместо кисти – ладошка».

Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

2. Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего возраста.

3. Творческая минутка.

4. Выставка рисунков детей и родителей. Обмен мнениями.

Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

- кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

- формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-

третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления

ребенка.

Работа над развитием мелкой моторики у детей способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Список используемых источников

1. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

2. Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 2007г.

3. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С. – П., 2000г.

4. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

5. Развитие мелкой моторики рук у детей 2 – 4 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.

6. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО – Пресс, 2005г.

7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С – Пб, "Корона", 2007г.

8. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей по теме «Птицы»

Игра для малышей «Птички-синички»

Эту игру проводят для детей 3-4 лет. Требуются устойчивые стульчики, в количестве равном количеству детей. 

Ведущий зачитывает слова:

Птички синички по небу летали… (ребята делают вид, что летят)

Птички синички пшено собирали… (ребята присаживаются  и делают щипательные движения пальцами)

Птички синички на кормушке скакали… (ребята запрыгивают на стулья)

Птички синички там сало клевали… (делают вид,  что клюют сало)

Птички синички сильно устали… (подкладывают ладони под голову,  делают вид, что устали)

Птички синички в гнездо улетали… (спрыгивают со стула и летят к ведущему)


Игра «Воробушки»

Предварительно на асфальте чертится круг с помощью мела. В центре

круга находится ведущий – «ворона». За кругом стоят все игроки,

которые являются «воробушками». Они запрыгивают в круг и прыгают

внутри него. Затем так же из него выпрыгивают. «Ворона» старается

поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга. Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим, и игра начинается сначала.


Игра "Перелет птиц".

Подвижные игры для детей в возрасте от 3,5 до 5 лет. Дети стоят в одном углу комнаты. Они - птицы.
В другом углу комнаты чертиться круг.
По сигналу взрослого "Птички улетают!" дети, подняв руки в стороны, бегают по комнате.
По сигналу "Буря!" малыши бегут к кругу и становятся в кругу: "птицы" скрываются от "бури" на "деревьях".
Когда взрослый говорит: "Буря прекратилась",- дети снова бегают ("птицы" продолжают "полет").

 Игра “Займи скворечник”

На полу лежат обручи из расчета 1 обруч на 2 ребенка.

Звенит бубен, дети бегают по группе, в это время 1 обруч убирается, с окончанием звуков бубна, дети занимают скворечники. Игра повторяется 3–4 раза.

Игра «Птичка и кот»

Дети-птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом. По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их поймать.

Игра «Птички»

Птички летели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

hello_html_148000fa.png Подвижная игра «Вороны»

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!»  (громко)
(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Подвижная игра «Цапля»

Дети стоят то на одной, то на другой ноге.

Очень трудно так стоять.
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.



Предварительный просмотр:

        

        



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика «Уточка» 
На волнах качаясь, уточка плывет:
То нырнет, то вынырнет -
Лапками гребет.
       
Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Пальчиковая гимнастика

Эта птица – соловей. (Загибают пальчики по одному на обеих руках.)

Эта птичка – скворушка,

Эта птица – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель.

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)

«Птицы» 

«Дятел». Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки - клюв дятла. На каждую строчку - четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой, —

Все равно он будет мой.

«Дятел»

Вдруг в лесу раздался стук. (Постукивать по столу подушечкой указательного  

                                                                                              пальца правой руки)

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья лечит.

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

«Сорока»

Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала, 
Этому дала,
Этому дала, 
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели 
Шу! На голову сели.

«Птички»

Маленькая птичка

Принесла яичко.

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим-

Мы яичко отдадим.

Детям раздаются маленькие шарики, они катают их между ладошками.

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели- (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка- (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с

         мизинца левой руки).

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-      (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками).

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!            (Указательным и большим пальцами сделать «клюв» -

                                                                                        «птицы поют»).

«Птички прилетали»

Птички прилетали,         (Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз.

Сжать пальцы в кулачок).

Крыльями махали.

Сели. Посидели

И дальше полетели.

hello_html_m698cf27e.png


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр:

                      ИГРЫ С МАССАЖНЫМИ МЯЧИКАМИ

Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.

Сжимать мячик правой рукой, затем левой

«Здравствуй, мой любимый мячик!» –
Скажет утром каждый пальчик.

Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим,

безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.

Передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.

Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. д.

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед

Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч.

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь.



Предварительный просмотр:

       МАССАЖ КАРАНДАШАМИ. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

   
Движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, поэтому упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. 
   
В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения. 
    Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.
    Научить детей самомассажу рук несложно. 
    С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. 
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. 
    Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.