Мастер-класс

Мастер-класс "Мы с предметами играем - свои пальцы развиваем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками. Мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять                                                                                                                              Мы бумажку будем мять!                                                                                                       Мы бумажку будем мять!                                                                                                Свои ручки развивать!                                        (Плотную бумагу берём со стола и мнём                                                                    обеими руками, как будто лепим снежок)

В ручку правую возьмём                                                                                                   И чуть-чуть её помнём.                                                                                                        Мы чуть-чуть её помнём,                                                                                                        Левой ручке отдаём.                   (Берём в левую руку и мнём только левой рукой)

В ручку левую возьмём                                                                                                  И чуть-чуть её помнём.                                                                                                         Мы чуть-чуть её помнём                                                                                                       И на стол быстрей кладём.               (Убираем смятую бумагу на край стола)

На бумажку посмотрите,                                                                                                             На что похоже, говорите!

(Участники отвечают, на что похожа их смятая бумажка)

Вопросы педагогам: Для чего мы делали это упражнение? Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Я:         «Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай сам – и ты научишься» – это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Теоретическая часть

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.                         На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.                Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение.                         

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.                Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, в них можно играть как в детском саду, так и дома.  Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.

Практическая часть

Приступать к пальчиковым играм или к гимнастике нужно теплыми руками. Поэтому сейчас мы с вами сделаем массаж ладоней. Активизируем тактильные ощущения.

                                                   

  I.  Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):

Колобок рукой катаю             (правой ладонью катаем мячик по ладони левой руки)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.                                 (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка                         (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму,

И другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт

И опять играть начнёт                           (повторяем то же самое другой рукой)

II.  Теперь выполним упражнение «Мизинчик» (упр. направлено на развитие движений пальцев рук, запоминание названий пальцев в обратном порядке)

Наш мизинчик утром встал,                                                                                          Безымянного поднял,                                                                                               Средний пальчик потянулся.                                                                                       Указательный проснулся,                                                                                               Должен и большой ставать                                                                                            Братьев в садик провожать.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, а так же  разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с различными предметами.

1. Игровой  самомассаж кончиков пальцев с помощью бельевых прищепок

Описание игры. Участники бельевой  прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки). На каждый ударный слог. От большого пальца к мизинцу. (Многократное повторение движений разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий эффект)

Упражнение «Гусенок»

Вот проснулся, встал гусенок,                                                                                     Пальцы щиплет он спросонок.                                                                                            Дай, хозяйка, корма мне,                                                                                             Раньше, чем моей родне.

2. Игры с предметами «Жемчужина» (Крупные бусины) (Работа в парах)

Три бусины кладутся в ладошку

Черные жемчужины лежат на дне морском,                                                                              Черные жемчужины засыпаны песком.            (другая рука ритмично постукивает                                                                                                   по кулаку с бусинами)

Наши пальчики на дно морское ныряют,                                                                                Чёрные жемчужины оттуда извлекают.               (левой рукой пытаемся достать                                                                         по одной жемчужине из правой руки) 

1,2, 3, - на жемчужины смотри!          (раскрываем левую ладошку с жемчужинами)

3. Использование губки для массажа пальчиков.

Описание. В левую руку кладется губка, сложенная пополам.

Наш веселый крокодил                (Соединяем кончики губки)                                                                 Всё по улице ходил                                                                                                               Он гулял, гулял, гулял,                                                                                                     Пять лягушек повстречал.        (Показываем пальцы правой руки)                                                                     А лягушки испугались сразу тут же разбежались.        (Прячем пальцы правой руки)                        Наш зеленый крокодил сразу-сразу загрустил: (Опускаем кисть левой руки)

Вы лягушки не бегите, вы лягушки погодите,        (Показываем пальцы правой руки)          Я не буду вас кусать, я вас буду щекотать.      (массируем кончики пальцев                                                                                        от фаланги до основания)

4. Использование маленьких игрушек      (Развитие тактильных ощущений)

Наша кошечка такая – хозяйка просто золотая:     (игрушку ставим на ладонь                                                                                         правой руки)

Пол подметает,                            (Имитируем игрушкой движения по ладони)

Пыль вытирает,                           (Массируем каждый кончик пальцев)

Варит вкусно кашу,  кашу-малашу.    (круговые движения по ладошке)

Эту кашу деткам дает                         (нажимаем на кончики пальцев)

С ними песенки поет, пляшет, веселится    (постукивающие движения игрушкой                                                                                 по ладошке)

Детками гордится.

4. Использование простого карандаша (упр. на разогрев ладоней)

Описание. Взять простой карандаш в ладошки и покрутить сильно-сильно, пока ладошки не разогреются.

Карандашик я кручу,                                                                                              Пальчик ловким быть учу.                                                                                                         Карандашик дорогой,                                                                                                 Поиграй-ка ты со мной.

Удерживание карандаша одноименными пальцами рук.         (работа в парах)        (упр. на развитие силы кончиков пальцев рук)                         

«Держите, пусть мостик будет крепкий-крепкий, а я по нему похожу:

Я по мостику хожу,                                                                                                     Крепкий ли мостик, погляжу.»

5. Игры с крупой.

  1. Игра «Соревнование»

Цель. Формировать знания о крупах разного размера, развивать ловкость, быстроту движений, моторику пальцев рук.

Описание игры.  Для каждого участника на столе стоит тарелка с мелкой крупой и фасолью. Участники, используя указательный и средний пальцы должны на скорость (пока играет музыка) переложить фасоль в другую тарелку.

2) «Найди сокровище»

Цель. Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.

Описание игры. В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давайте его найдем». Дать участникам возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков.  Попросить участников на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.

В настоящее время существует множество увлекательных игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

Пальчиковые игры можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

И в заключение нашего мастер-класса я желаю всем построить дом,

Чтоб окошко было в нем, чтоб у дома дверь была,

Рядом, чтоб росла сосна.

Чтоб вокруг забор стоял.

Пёс тот дворик охранял.

Чтоб на травке жил жучок,

Бегал быстрый паучок.

Солнце грело, дождик шёл.

Чтоб в саду тюльпан расцвёл.

Чтоб флажок на доме был,

 А за домом ёжик жил!

Уважаемые участники мастер-класса, я надеюсь, что представленный мной материал был полезен и сможет пригодится вам для игр с детьми.