Главные вкладки
Логопедический кабинет
1. Паспорт логопедического кабинета
2. Зонирование кабинета
3. Методическая литература
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.7 КБ | |
| 1.3 МБ | |
| 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ
Логопедического кабинета
МДОУ детский сад п. Каменники
составлен в соответствии с ФГОС ДО
Учитель-логопед:
Камышникова Наталия Юрьевна
Пояснительная записка
Логопедический кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Ориентирами в оформлении кабинета и подборе оборудования выступают действующие СанПиНы, а также другие нормативные и методические документы.
Основное назначение логопедического кабинета – создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Логопедический кабинет организован с целью оказания своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи, открыт приказом заведующего на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи с различными нарушениями в развитии речи. Деятельность логопедического кабинета регламентирована Уставом ДОУ и настоящим Положением о дошкольном логопедическом кабинете. Непосредственное руководство работы логопедического кабинета осуществляет заведующая данного дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи логопедического кабинета разрабатывались и утверждались образовательным учреждением в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствия рабочих программ коррекционного обучения.
Цель: Своевременное исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи логопедического кабинета:
- Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и речевой помощи;
Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы. - Создание развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.
- Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
- Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
- Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
В кабинете предусмотрено 1 место для индивидуальной работы логопеда с ребёнком и 6 мест для занятий детьми.
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в возрасте 5-7 лет.
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС и основными педагогическими принципами:
Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
Доступности(дидактические игры и игрушки хранятся на нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);
Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).
Зоны логопедического кабинета
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Методическая литература по коррекции речи детей;
- Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
Информационная зона для педагогов и родителей
Она расположена на стендах в раздевалках групп, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.
Зона подгрупповых занятий.
Эта зона оборудована мольбертом, детскими столами, индивидуальными зеркалами.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:
- Речевая карта на каждого ребёнка зачисленного на логопункт;
- Сама рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда (куда входят годовой, перспективный, календарный планы);
- Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы);
- Индивидуальные тетради у каждого ребёнка;
- Отчёт об эффективности работы учителя-логопеда и аналитический годовой отчет.
Перечень материально-технических средств
- Настенное зеркало – 1шт;
- Стол для детей – 6 шт;
- Стулья детские – 12 шт;
- Стол для логопеда – 1 шт;
- Стул для взрослых – 2 шт;
- Стол для дидактических игр - 3шт.;
- Ноутбук – 1 шт.;
- Мольберт - 1 шт;
- Индивидуальное зеркало – 8 шт;
- Набор постановочных зондов – 1 шт;
- Вата, бинт – 12 шт;
- Шкаф для пособий –1 шт;
- Стенды для наглядности – 1 шт;
- Комод – 1 шт;
- Коробки и папки для пособий;
- Массажные мячики – 10 шт.
- Кассы букв для подгрупповой работы - 6 шт.;
- Набор дидактического материала для обследования речи ребенка – 1 шт.
- Игры для формирования связной речи:
«Расскажи про свой город»
«Моя квартира»
«История в картинках»
«Мир вокруг нас»
«Мои любимые сказки»
«Деревья наших лесов»
«Развиваем речь»
«Дидактический материал в сюжетных картринках»
«Часть и целое»
«Цвета»
«Мой дом»
«Дары природы»
«Времена года»
«Где что растѐт»
«Играем в профессии»
«Говорящие знаки»
«Так бывает или нет?»
«Весѐлая логика»
«Дай правильный ответ»
- Игры для формирования лексико –грамматической стороны речи.
«Кто в домике живёт?»
«Профессии»
«Развиваем речь»
«Времена года»
«Тематический картинный материал по лексическим темам»
Лото «Прочитай по первым буквам»
Пазлы «Азбука»
«Что к чему?»
«Подходит – не подходит»
«Детская мозаика»
«Мир вокруг нас»
«Предметы и вещи»
«Мой дом»
Лото «Животный мир»
«Свойства предметов»
- Игры для формирования воздушной струи
«Метелица»
«Бабочки летают»
«Надуй шарик»
«Покатай карандаш»
«Остуди чай»
«Вертушки»
«Мыльные пузыки»
«Футбол»
- Игры для формирования звукопроизношения:
«Звонкий - глухой»
Фонетическое лото
«Развиваем внимание»
«Азбука на кубиках»
«Говорящая азбука»
«Весѐлая логика»
«Мир вокруг нас»
«Буква за буквой»
«Логопедическое лото»
«Азбука развивающая игра»
«Какой звук потерялся»
«Какое слово задумано»
«Подскажи Петрушке звук»
«Дидактический картинный материал по развитию фонематического восприятия» «Картинное домино»
«Развитие фонематического слуха»
- Схемы определения места звука в слове – 10 шт..
- Счетные палочки – 10 шт.
- Набор цветных карандашей – 6 шт.
- Предметные картинки на каждый звук для автоматизации, дифференциации звуков, развития фонематического слуха.
- Сюжетные картинки для развития связной речи.
- Картотеки пальчиковых игр.
- Игры и игрушки для развития мелкой моторики (мозаики, шнуровки, пазлы и др.)
- Игрушки шумовые (погремушки).
- Фигурки животных.
- Кукла Говоруша – 2 шт.
- Игрушки-транспорт (машинки, поезд, вертолет)
- Игры для автоматизации звуков.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи:Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с, ил. 15Б^ 5-89814-234-7. Альбом предназначен для обследования состояния лексики, грамматического строя и монологической речи ребенка. Пособие может. быть использовано при обследовании детей с любыми расстройствами. речи. Для логопедов.
- Экспресс-обследование звукопроизношения. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
- Логопедия. Учебник Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. 2-е издание, 1990 год.
- Е. О. Астафьева ИГРАЕМ, ЧИТАЕМ, ПИШЕМ Методическое пособие-конспект. Последние записи: Л. Возвращение к истокам : народное искусство.. Сборник дидактических игр для обучения детей.
- Маслова Е.Н. Ускоренная постановка звуков. Разработки занятий, Корифей,2009.
- Домашний логопед Автор: Вологодина Н.Г. Жанр: Разное Издательство: Феникс Год: 2009
- Правдина О.В. Логопедия Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.: ил.
- Правильно ли говорит ваш ребенок, 1982 + 1988, Максаков А. И
- М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста" Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
- Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1973.
- Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. . -- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
- Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта: ФГОС Автор: Киреева О.Н. Жанр: Логопедия Год: 2016
- T.A. Куликовская. Артикуляционная ГИМНАСТИКА. Всчиталках. Пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.
- Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика. 60 с (Авторы-составители М. А. Ежова И.В. Гусаковская). от 86 до 102. Издатель: Учитель.
- Е. С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов.
- Практическое пособие, 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 287с.: ил. - (Мир вашего ребенка).
- Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР» • Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР».
- Уроки логопеда 5. Крупенчук О.И., Научите меня говорить правильно!
- "Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Нищева Н.В."
- Краузе Е. Н., R78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. 80 с, ил.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М.: ТЦ Сфера, 2003
- Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : Кн. для логопеда / С. А. Миронова. - М. : Просвещение, 1991 + 2007.
- Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушением речи. ФГОС ДО. 2-е издание, переработанное
- Овчинникова Татьяна Сергеевна. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.
- Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В.
- Грибова О. Е. Г82 Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие.— М.: Айрис-пресс, 2005.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
- Домашний логопед. Полный справочник. Абрамович О.Д., Артапухина О.Ю., Астафьева О.П. Жанры: Медицина, Справочники Серия: Полный справочник Год: 2007.
- Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи [Текст] : методическое пособие / [Л. С. Вакуленко и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011.
- Алябьева Б. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
- Игры с прищепками: творим и говорим. M.: TЦ Сфера, 64 c. (Библиотека Логопеда).
- «Основы логопедической работы с детьми» — книга автора [Г. В. Чиркина и др.]. Издано: (2005).
- Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. - Москва : Творч. Центр Сфера : В. Секачев, 2006
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007.
- Ум на кончиках пальцев : маленькие подсказки для родителей / Ольга Новиковская. - 2-е изд., доп. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Сова, 2006
- Кожевникова Д. В., Кожевников П. В. Домашний логопед : практическое пособие+DVD с видеоуроками / Д. В. Кожевникова, П. В. Кожевников. - Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2009.
- Практикующий логопед предлагает вариант самодельной.. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.
- Логопедия, Основы теории и практики, Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., 2011
- Блыскина И. В.Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.Логопедический массаж:Методическое пособие для педагогов
дошкольных образовательных учреждений.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 - Ермакова И.А. - Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких от 0 до 3 лет, СПб.: Крупенчук О.И. Ладушки, Серия "Первые шаги" Пальчиковые игры для малышей, СПб , Издательский дом "Литера", 2008.
- Логопедические пазлы (Светлана Батяева)
- Учимся рассуждать и составлять рассказы. Развивающие задания для детей дошкольного возраста». ⏩Автор Ю. Майорова. Год издания 2016.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки.
- Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики (Надежда Рымчук)
- Гимнастика для пальчиков, Т. А. Ткаченко
- Веселая артикуляционная гимнастика (автор Н.В.Нищева).
- Веселая пальчиковая гимнастика (автор Н.В.Нищева).
Документация учителя-логопеда
- Аналитический отчет (с анализом выполненной работы по пунктам годового плана организационно-педагогической деятельности учителя-логопеда).
- Годовой план организационно-педагогической работы учителя-логопеда.
- График работы учителя-логопеда.
- Динамика речевого развития ребенка (мониторинг коррекции речевых нарушений).
- Журнал движения детей.
- Журнал консультаций.
- Журнал профилактической работы.
- Журнал учета посещаемости логопедических, коррекционных занятий.
- Индивидуальные тетради детей.
- Коллегиальные заключения, протоколы обследования ПМПК.
- Отчет о профилактической работе.
- Персонифицированная программа учителя-логопеда
- Папка с печатными материалами по темам консультаций.
- План взаимодействия с другими специалистами.
- Планы-конспекты фронтальных (подгрупповых), индивидуальных занятий.
- Портфолио профессиональной деятельности.
- Рабочая программа учителя-логопеда.
- Речевые карты.
- Тетрадь взаимодействия с воспитателем.
4. Правила пользования логопедическим кабинетом
- Влажная уборка кабинета производится 3 раза в неделю;
- Ежедневно проводится проветривание кабинета;
- По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.