6.Материал, содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО
Отчетная работа летней практики
Педагогический опыт: "Формирование познавательного интереса при обучении математике через практическую работу на уроках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.29 МБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/nxqey1guwky.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/2_8.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/3_3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/5_3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/6.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/7.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/8.jpg)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор: учитель математики, высшей квалификационной категории, МКОУ Лесниковской ООШ, Янцен Ирина Вальтеровна . Тема педагогического опыта: «Формирование познавательного интереса при обучении математике ч ерез практическую работу на уроках»
Структура данного педагогического опыта Условия возникновения, становления опыта Актуальность Ведущая педагогическая идея опыта Теоретические база опыта Новизна опыта Адресность опыта Технология опыта Результативность Приложения Список использованной литературы
Условия возникновения, становления опыта Я учу математике детей уже более 20 лет и с первых дней работы была уверена в том, что самое главное научить ребят мыслить, видеть красоту математических рассуждений и вычислений. С годами моя уверенность только крепла. Я убеждена в том, что нужно учить ребят применять математические методы в описании вещей, на первый взгляд не связанных с математикой. Многие думают, что в успешном освоении курса математики лежит зубрёжка, знание определённых алгоритмов. И именно по этой причине математику считают скучной и очень трудной наукой, которая покоряется избранным. Отчасти они правы и для успешного овладения математикой действительно важны знание формул и теорем, но без гибкости ума, без умения находить оптимальные пути решения невозможно решать практические задачи. Именно решению практических задач мы должны научить ребят, пришедших на урок. Сейчас я работаю в МКОУ Лесниковской ООШ, наша школа малокомплектная. Работая в таких условиях , я решила систематизировать накопленные материалы и построить свою работу, используя практико-ориентированный метод. Решая задачи с практическим содержанием, ребята, опираясь на свой жизненный опыт, смогут сами построить алгоритм её решения. При этом они испытают радость от того, что без особого труда решили задачу.
Актуальность Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей . Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Работая в школе ни первый год, я глубоко убеждена в том, что в моём опыте работы очень важно : учить приёмам устного счёта; учить теоретические основы: определения, законы, теоремы; находить оптимальный путь решения задачи; учить решать задачи практического содержания; находить решение нестандартных задач. На уроках геометрии формирование познавательного интереса к предмету особо актуально. В настоящее время особенно сложно даётся именно этот предмет. Поэтому необходимо построить целостную систему восприятия окружающего мира и связать её устройство с основами геометрии.
Считаю необходимым введение простейших геометрических понятий в начальной школе. Причём именно при изучении математики в начальной школе формируются навыки анализа, синтеза , сравнения, группировки, рассуждения, доказательства, практического действия. Все эти умения понадобятся для успешного изучения курса математики в основной школе. В этих условиях моя работа сводится к тому, чтобы помочь ребятам преодолеть сложившуюся ситуацию . Самое лучшее в данном случае – это совместная деятельность: вместе разобрать условие задачи , вместе выработать решение. При решении задач рекомендую учащимся делать рисунки, какие-то схемы. Чаще всего эта работа позволяет легко найти решение. У ребят сразу повышается самооценка, появляется желание знать больше. Теперь моя цель – чтобы этот интерес не ослабевал. Решение этой задачи в практической работе на уроке математики. Практическая работа на уроке математики непросто разнообразит уроки, но и приучает учащихся к культуре обращения с инструментами, приучает обдумывать каждый шаг своей работы, приучает слушать своего товарища, выбирать оптимальный путь решения. Творческий подход здесь просто необходим. В связи с этим, считаю необходимым изложить свои соображения и показать некоторые приемы и методы, которые я использую в своём опыте работы учителя математики в сельской школе , решая проблему формирования познавательного интереса у учащихся к математике.
Ведущая педагогическая идея опыта Интерес ученика к происходящему на уроке – это залог усвоения знаний, интерес вызывает ум на активную работу. Учащимся должна быть понятна польза и целесообразность материала, который они изучают. Практическая работа лучше всего способствует формированию интереса к предмету , подчёркивает важность и значение полученных знаний.
Теоретические база опыта « Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина). Систематическое укрепление и развитие познавательного интереса становится основой положительной учебной мотивации. Таким образом, у ученика постоянно возникают вопросы, на которые он активно ищет ответы. Познавательный интерес направлен и на процесс познания, и на результат. А это, в свою очередь, связано со стремлением к цели, с реализацией задуманного, с преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Метод включает в себя самостоятельное выполнение учеником или группой обучающихся практической работы. Учитель, в данном случае, поясняет, направляет, консультирует. Результат практической работы зависит от самих школьников , от их знаний, умений применять их в своей практической деятельности. Цель практических работ – применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных , хозяйственных и других навыков. При выполнении таких работ обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. В методической литературе по математике нет строгой и четкой классификации лабораторных и практических работ . Направления исследовательской деятельности могут быть самыми различными: самостоятельное открытие теоремы , изучение свойства фигуры, вывод математического правила и другое. Обучающимся предлагается собрать и проанализировать математические данные, высказать гипотезу и проверить ее. Это помогает сформировать познавательный интерес к окружающему миру и к математике в частности.
Новизна опыта Новизна моего опыта состоит в том, что при изучении любой темы курса математики я изыскиваю возможность использовать на уроках практическую работу в различных её проявлениях . Чаще это происходит на уроках математики в 5-6 классах, на уроках геометрии, но и уроки алгебры не исключение. Использование практической работы на уроках математики, по моему мнению, это необходимость , т.к. прикладная значимость математики очень высока. И если обратиться, например , к теме ЕГЭ и ОГЭ (очень сложной и неоднозначной), то в настоящее время ввели блок задач , которые требуют от выпускников школ именно практических подходов. Поэтому решению задач с практическим содержанием на уроках математики обязательно нужно уделить внимание. Конечно , список задач в зависимости от подбора учеников может быть различным. Для более подготовленных обучающихся можно подобрать задачи, решаемые в несколько этапов. Использование практических работ при обучении математике способствует в полной мере увидеть интеллектуальные силы ученика, что позволяет создать условия для развития личности обучающегося . Адресность опыта Данный опыт может быть использован учителями математики основной школы.
Технология опыта Одной из целей проведения урока - практической работы является усиление практической направленности обучения . При этом практические работы должны быть не только тесным образом связаны с изучаемым материалом , но и способствовать прочному, эффективному его усвоению. Под руководством учителя дети выполняют ряд действий, которые приводят к результату. После чего самостоятельно делают вывод о проделанной работе. В результате такого урока ученик не только закрепляет полученные знания и учится применять их на практике, но и учится самостоятельно принимать решения, работать в коллективе. Основным способом организации деятельности учащихся на таких уроках чаще всего является групповая форма работы. Задания, предлагаемые на этих уроках, могут быть и творческого и практического характера, что , несомненно, способствует активной мыслительной деятельности учащихся и пониманию того, что они делают . Так формируется опыт их исследовательской деятельности. При решении поставленной задачи у школьников рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике . ( Приложение 1). В курсе математики 5-6 класса изучается тема «Треугольник». В качестве практической работы можно предложить ребятам определить сумму углов треугольника. Далее ребята сами предлагают способ работы : нужно измерить все углы, сложить результаты, сравнить полученный результат с результатами одноклассников и сделать вывод. (Приложение 2). При изучении теоремы Пифагора две практические работы. Сначала предлагаю рассмотреть её справедливость на частном примере (равнобедренный треугольник) и только потом переходить к доказательству общего. Затем можно предложить практическую работу, подтверждающую справедливость обратной теоремы (Приложение 3 ).
Учащимся очень нравится решать задачи практического содержания. Урок ознакомления с новым материалом. Ученикам предоставляется возможность самостоятельно сделать вывод о том или ином математическом факте. Это способствует повышению их мотивации в изучении предмета, их самооценки. В 5 классе я провожу практическую работу «Прямоугольный параллелепипед» (Приложение 5). На этом уроке ребята учатся работать строго по инструкции учителя, в то же время сами приходят к определённым выводам. Работа на уроке не принуждённая, спокойная, что, несомненно, способствует здоровьесбережению учащихся. В урок закрепления изученного материала можно включить практические работы, в которых требуется применить определённые знания. Таким образом, обучающиеся вспоминают уже изученные факты и применяют их на практике . (Приложение 6). На уроках мы постоянно считаем, поэтому правильность и точность вычислений зачастую определяют дальнейший процесс изучения математики. Важно, чтобы ученик не только умел вычислять , но и был увлечен этим процессом. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы ребенок не утомлялся , чтобы ему было интересен и понятен результат, чтобы он также понимал, для чего он это делает, какова цель этих вычислений. Для этого возможно использование практических работ на вычисления. К примеру , в 6 классе после изучения всех действий с обыкновенными и десятичными дробями, я предлагаю ребятам большую исследовательскую работу по расчету калорийности пищи (Приложение 7). Вместе с ребятами мы рассчитываем калорийность предложенного меню, считаем, результат заносим в подготовленные таблицы . В конце урока делаем вывод: для какого возраста рассчитано это меню?
Результативность Используя различные методики по изучению мотивации школьников (Приложение 11), имеем следующие результаты: Так же отслеживаю динамику формирования познавательного интереса и творческой активности учащихся ( Приложение 12):
Самое большое удовлетворение получает учитель, когда учащиеся с радостью идут на урок, активно участвуют во внеклассной работе и добиваются определённых результатов. Одним из самых важных результатов нашей работы– это успешная итоговая аттестация обучающихся. На протяжении многих лет мои ученики давали стабильные результаты: годовые и экзаменационные оценки чаще всего совпадали, иногда разница составляла 1 балл (в ту или иную сторону ). Результаты таковы: Стабильные результаты учеников, их желание знать больше самая лучшая награда для учителя.
Список использованной литературы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010 Блинков А.Д., Мищенко Т.М. Геометрия: сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе – М .: Просвещение , 2006 Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс – М.: Мнемозина, 2009 Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс – М.: Мнемозина, 2009 Воронько Т.А., Кучугуровой Н.Д., Асланян И.В. «Практико-ориентированные задачи как средство формирования исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математики» (2015) http :// мпгу.рф/wp-content/uploads/2015/05/Voronko-Kuchugurova-Aslanyan-NiSh2015 5.pdf Гуревич В. Практическое руководство по математике с задачами и темами для лабораторных работ, 1929 Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – М .: ИЛЕКСА , - 2008 Зимановская А.А. Проведение лабораторных и практических работ на уроках математики http://www.vestnikkafu.info/journal/13/507/ Зубарева И.И. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь в двух частях – М.: Мнемозина, 2009 Лупашина Л. Вычисления с микрокалькулятором. Математика 21/2009 Издательский дом «Первое сентября»