6.Материал, содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО

Прилепская Анастасия Валерьевна

Отчетная работа летней практики

Педагогический опыт: "Формирование познавательного интереса при обучении математике через практическую работу на уроках"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viro.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический опыт: «Формирование познавательного интереса при обучении математике через практическую работу на уроках» Проанализировала: Прилепская Анастасия Студентка группы Д 42 Специальности: «Дошкольное образование»

Слайд 2

Автор: учитель математики, высшей квалификационной категории, МКОУ Лесниковской ООШ, Янцен Ирина Вальтеровна . Тема педагогического опыта: «Формирование познавательного интереса при обучении математике ч ерез практическую работу на уроках»

Слайд 3

Структура данного педагогического опыта Условия возникновения, становления опыта Актуальность Ведущая педагогическая идея опыта Теоретические база опыта Новизна опыта Адресность опыта Технология опыта Результативность Приложения Список использованной литературы

Слайд 4

Условия возникновения, становления опыта Я учу математике детей уже более 20 лет и с первых дней работы была уверена в том, что самое главное научить ребят мыслить, видеть красоту математических рассуждений и вычислений. С годами моя уверенность только крепла. Я убеждена в том, что нужно учить ребят применять математические методы в описании вещей, на первый взгляд не связанных с математикой. Многие думают, что в успешном освоении курса математики лежит зубрёжка, знание определённых алгоритмов. И именно по этой причине математику считают скучной и очень трудной наукой, которая покоряется избранным. Отчасти они правы и для успешного овладения математикой действительно важны знание формул и теорем, но без гибкости ума, без умения находить оптимальные пути решения невозможно решать практические задачи. Именно решению практических задач мы должны научить ребят, пришедших на урок. Сейчас я работаю в МКОУ Лесниковской ООШ, наша школа малокомплектная. Работая в таких условиях , я решила систематизировать накопленные материалы и построить свою работу, используя практико-ориентированный метод. Решая задачи с практическим содержанием, ребята, опираясь на свой жизненный опыт, смогут сами построить алгоритм её решения. При этом они испытают радость от того, что без особого труда решили задачу.

Слайд 5

Актуальность Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей . Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Работая в школе ни первый год, я глубоко убеждена в том, что в моём опыте работы очень важно : учить приёмам устного счёта; учить теоретические основы: определения, законы, теоремы; находить оптимальный путь решения задачи; учить решать задачи практического содержания; находить решение нестандартных задач. На уроках геометрии формирование познавательного интереса к предмету особо актуально. В настоящее время особенно сложно даётся именно этот предмет. Поэтому необходимо построить целостную систему восприятия окружающего мира и связать её устройство с основами геометрии.

Слайд 6

Считаю необходимым введение простейших геометрических понятий в начальной школе. Причём именно при изучении математики в начальной школе формируются навыки анализа, синтеза , сравнения, группировки, рассуждения, доказательства, практического действия. Все эти умения понадобятся для успешного изучения курса математики в основной школе. В этих условиях моя работа сводится к тому, чтобы помочь ребятам преодолеть сложившуюся ситуацию . Самое лучшее в данном случае – это совместная деятельность: вместе разобрать условие задачи , вместе выработать решение. При решении задач рекомендую учащимся делать рисунки, какие-то схемы. Чаще всего эта работа позволяет легко найти решение. У ребят сразу повышается самооценка, появляется желание знать больше. Теперь моя цель – чтобы этот интерес не ослабевал. Решение этой задачи в практической работе на уроке математики. Практическая работа на уроке математики непросто разнообразит уроки, но и приучает учащихся к культуре обращения с инструментами, приучает обдумывать каждый шаг своей работы, приучает слушать своего товарища, выбирать оптимальный путь решения. Творческий подход здесь просто необходим. В связи с этим, считаю необходимым изложить свои соображения и показать некоторые приемы и методы, которые я использую в своём опыте работы учителя математики в сельской школе , решая проблему формирования познавательного интереса у учащихся к математике.

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея опыта Интерес ученика к происходящему на уроке – это залог усвоения знаний, интерес вызывает ум на активную работу. Учащимся должна быть понятна польза и целесообразность материала, который они изучают. Практическая работа лучше всего способствует формированию интереса к предмету , подчёркивает важность и значение полученных знаний.

Слайд 8

Теоретические база опыта « Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина). Систематическое укрепление и развитие познавательного интереса становится основой положительной учебной мотивации. Таким образом, у ученика постоянно возникают вопросы, на которые он активно ищет ответы. Познавательный интерес направлен и на процесс познания, и на результат. А это, в свою очередь, связано со стремлением к цели, с реализацией задуманного, с преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Метод включает в себя самостоятельное выполнение учеником или группой обучающихся практической работы. Учитель, в данном случае, поясняет, направляет, консультирует. Результат практической работы зависит от самих школьников , от их знаний, умений применять их в своей практической деятельности. Цель практических работ – применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных , хозяйственных и других навыков. При выполнении таких работ обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. В методической литературе по математике нет строгой и четкой классификации лабораторных и практических работ . Направления исследовательской деятельности могут быть самыми различными: самостоятельное открытие теоремы , изучение свойства фигуры, вывод математического правила и другое. Обучающимся предлагается собрать и проанализировать математические данные, высказать гипотезу и проверить ее. Это помогает сформировать познавательный интерес к окружающему миру и к математике в частности.

Слайд 9

Новизна опыта Новизна моего опыта состоит в том, что при изучении любой темы курса математики я изыскиваю возможность использовать на уроках практическую работу в различных её проявлениях . Чаще это происходит на уроках математики в 5-6 классах, на уроках геометрии, но и уроки алгебры не исключение. Использование практической работы на уроках математики, по моему мнению, это необходимость , т.к. прикладная значимость математики очень высока. И если обратиться, например , к теме ЕГЭ и ОГЭ (очень сложной и неоднозначной), то в настоящее время ввели блок задач , которые требуют от выпускников школ именно практических подходов. Поэтому решению задач с практическим содержанием на уроках математики обязательно нужно уделить внимание. Конечно , список задач в зависимости от подбора учеников может быть различным. Для более подготовленных обучающихся можно подобрать задачи, решаемые в несколько этапов. Использование практических работ при обучении математике способствует в полной мере увидеть интеллектуальные силы ученика, что позволяет создать условия для развития личности обучающегося . Адресность опыта Данный опыт может быть использован учителями математики основной школы.

Слайд 10

Технология опыта Одной из целей проведения урока - практической работы является усиление практической направленности обучения . При этом практические работы должны быть не только тесным образом связаны с изучаемым материалом , но и способствовать прочному, эффективному его усвоению. Под руководством учителя дети выполняют ряд действий, которые приводят к результату. После чего самостоятельно делают вывод о проделанной работе. В результате такого урока ученик не только закрепляет полученные знания и учится применять их на практике, но и учится самостоятельно принимать решения, работать в коллективе. Основным способом организации деятельности учащихся на таких уроках чаще всего является групповая форма работы. Задания, предлагаемые на этих уроках, могут быть и творческого и практического характера, что , несомненно, способствует активной мыслительной деятельности учащихся и пониманию того, что они делают . Так формируется опыт их исследовательской деятельности. При решении поставленной задачи у школьников рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике . ( Приложение 1). В курсе математики 5-6 класса изучается тема «Треугольник». В качестве практической работы можно предложить ребятам определить сумму углов треугольника. Далее ребята сами предлагают способ работы : нужно измерить все углы, сложить результаты, сравнить полученный результат с результатами одноклассников и сделать вывод. (Приложение 2). При изучении теоремы Пифагора две практические работы. Сначала предлагаю рассмотреть её справедливость на частном примере (равнобедренный треугольник) и только потом переходить к доказательству общего. Затем можно предложить практическую работу, подтверждающую справедливость обратной теоремы (Приложение 3 ).

Слайд 11

Учащимся очень нравится решать задачи практического содержания. Урок ознакомления с новым материалом. Ученикам предоставляется возможность самостоятельно сделать вывод о том или ином математическом факте. Это способствует повышению их мотивации в изучении предмета, их самооценки. В 5 классе я провожу практическую работу «Прямоугольный параллелепипед» (Приложение 5). На этом уроке ребята учатся работать строго по инструкции учителя, в то же время сами приходят к определённым выводам. Работа на уроке не принуждённая, спокойная, что, несомненно, способствует здоровьесбережению учащихся. В урок закрепления изученного материала можно включить практические работы, в которых требуется применить определённые знания. Таким образом, обучающиеся вспоминают уже изученные факты и применяют их на практике . (Приложение 6). На уроках мы постоянно считаем, поэтому правильность и точность вычислений зачастую определяют дальнейший процесс изучения математики. Важно, чтобы ученик не только умел вычислять , но и был увлечен этим процессом. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы ребенок не утомлялся , чтобы ему было интересен и понятен результат, чтобы он также понимал, для чего он это делает, какова цель этих вычислений. Для этого возможно использование практических работ на вычисления. К примеру , в 6 классе после изучения всех действий с обыкновенными и десятичными дробями, я предлагаю ребятам большую исследовательскую работу по расчету калорийности пищи (Приложение 7). Вместе с ребятами мы рассчитываем калорийность предложенного меню, считаем, результат заносим в подготовленные таблицы . В конце урока делаем вывод: для какого возраста рассчитано это меню?

Слайд 12

Результативность Используя различные методики по изучению мотивации школьников (Приложение 11), имеем следующие результаты: Так же отслеживаю динамику формирования познавательного интереса и творческой активности учащихся ( Приложение 12):

Слайд 13

Самое большое удовлетворение получает учитель, когда учащиеся с радостью идут на урок, активно участвуют во внеклассной работе и добиваются определённых результатов. Одним из самых важных результатов нашей работы– это успешная итоговая аттестация обучающихся. На протяжении многих лет мои ученики давали стабильные результаты: годовые и экзаменационные оценки чаще всего совпадали, иногда разница составляла 1 балл (в ту или иную сторону ). Результаты таковы: Стабильные результаты учеников, их желание знать больше самая лучшая награда для учителя.

Слайд 14

Список использованной литературы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010 Блинков А.Д., Мищенко Т.М. Геометрия: сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе – М .: Просвещение , 2006 Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс – М.: Мнемозина, 2009 Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс – М.: Мнемозина, 2009 Воронько Т.А., Кучугуровой Н.Д., Асланян И.В. «Практико-ориентированные задачи как средство формирования исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математики» (2015) http :// мпгу.рф/wp-content/uploads/2015/05/Voronko-Kuchugurova-Aslanyan-NiSh2015 5.pdf Гуревич В. Практическое руководство по математике с задачами и темами для лабораторных работ, 1929 Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – М .: ИЛЕКСА , - 2008 Зимановская А.А. Проведение лабораторных и практических работ на уроках математики http://www.vestnikkafu.info/journal/13/507/ Зубарева И.И. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь в двух частях – М.: Мнемозина, 2009 Лупашина Л. Вычисления с микрокалькулятором. Математика 21/2009 Издательский дом «Первое сентября»