Нормативно-правовая база

Кунева Марина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Методическое письмо

«О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных организациях Нижегородской области

в 2019-2020 учебном году»

                                                           Введение

В 2019 – 2020 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО). Преподавание  истории и обществознания в условиях ФГОС осуществляется в  5 – 9 классах основной школы. В 10 – 11 классах  продолжается  реализация программ федерального компонента образовательного стандарта (далее – ФК ГОС).

Главной целью школьного исторического и обществоведческого образования является развитие личности учащихся в контексте базовых национальных ценностей.

1. История

1.1. О переходе на линейную модель изучения истории. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт (далее – ИКС), вносит изменения в организацию обучения истории в школе, которые заключаются в следующем:

  1. Переход к линейной системе обучения истории (5 – 10 кл.).
  2. Изменение периодизации истории. Каждому историческому периоду соответствует раздел в ИКС, который состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы, их оценка; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе.
  3. Появление новых понятий (Великая Российская революция, ордынская зависимость и др.).
  4. Усиление патриотической направленности, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.
  5. Акцент на изучение вопросов культуры.
  6. На основе Историко-культурного стандарта подготовлены и изданы новые учебники истории (См. приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых
    к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
    https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.12.2018-N-345/ 
  7. Демоверсии ОГЭ для 9 класса и ЕГЭ для 11 класса ориентированы на ИКС (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory)

В соответствии с требованиями ФГОС ООО (см.: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/543), ИКС была  разработана программа учебного предмета «История» для 5 – 9 классов: см. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), с. 273-314 // Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ:  http://fgosreestr.ru/.

В Программе раскрывается место учебного предмета «История» в Примерном учебном плане основного общего образования и отмечается, что структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России и «знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории». Изучение всеобщей истории (преподается как отдельный учебный предмет)  способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов.

Важнейшим слагаемым предмета «История» является курс «История России» (преподается как отдельный ученый предмет), который, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села, семьи).

В 2019-2020 учебном году в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и ИКС во всех школах Нижегородской области продолжается поэтапный переход на линейную структуру школьного исторического образования. В 6 – 9 классах организация изучения учебного предмета «История» осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой Примерной образовательной программой (2015, с. 312-314) (Табл. 1)

Табл. 1. Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

          Всеобщая история

                            История России

5 класс

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Первобытность.

Древний Восток

Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим.

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

6 класс

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв.

Раннее Средневековье.

Зрелое Средневековье.

Страны Востока в Средние века.

Государства доколумбовой Америки.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Образование государства Русь

Русь в конце X – начале XII в.

Культурное пространство.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Русские земли в середине XIII – XIV в.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII – XV вв.

Культурное пространство.

Формирование единого Русского государства в XV веке.

Культурное пространство.

Региональный компонент.

7 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв.

От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции

Европа в конце ХV – начале XVII в.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII – ХVIII в.

Страны Востока в XVI – XVIII вв.

РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI веке

Смута в России.

Россия в XVII веке.

Культурное пространство.

Региональный компонент.

8 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв.

Эпоха Просвещения.

Эпоха промышленного переворота.

Великая французская революция.

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

Россия в эпоху преобразований Петра I.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов».

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Народы России в XVIII в.

Региональный компонент.

9 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в.

Мир к началу XX в.

Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Страны Азии в ХIХ в.

Война за независимость в Латинской Америке.

Народы Африки в Новое время

Развитие культуры в XIX в.

Международные отношения в XIX в.

Мир в 1900 – 1914 гг.

IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм.

Отечественная война 1812 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.

Крепостнический социум. Деревня и город.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Пространство империи: этнокультурный облик страны.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.

Россия в эпоху реформ

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация.

«Народное самодержавие» Александра III.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Этнокультурный облик империи.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.

Кризис империи в начале ХХ века

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма.

Общество и власть после революции.

«Серебряный век» российской культуры.

Региональный компонент.

        Линейная структура школьного исторического образования предусматривает  синхронизацию основных хронологических периодов учебных курсов истории России и Всеобщей истории. С учетом этого необходимо заранее предусмотреть в рабочих программах перераспределение учебных часов и ряда учебных тем курса всеобщей истории в соответствии с рекомендациями (см. Табл. 1: 6 класс – История Средних веков: VI – XV вв.; 7 класс – История Нового времени: XVI – XVII вв.; 8 класс – История Нового времени: XVIII в.; 9 класс – История Нового времени: XIX – начало ХХ в.; 10 класс – История Новейшего времени: ХХ – начало ХХ1 вв.)

Распределение часов между отдельными учебными предметами «История России» и «Всеобщая история» рекомендуется в сторону увеличения учебного времени, отводимого на «Историю России» (См: Вяземский Е. Е. Рекомендации по переходу на новую структуру исторического образования / Е. Е. Вяземский, Т. В. Болотина // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 10, С. 3–11): «Всеобщая история» – 28 часов; «История России» –  40 часов. При этом следует учитывать, что, согласно примерной основной образовательной программе ООО (2015), Концепции нового УМК по отечественной истории (2014), методическим рекомендациям «О преподавании региональной истории (Истории Нижегородского края) в общеобразовательных организациях Нижегородской области» от 26.10.2016 г. в рамках учебного предмета «История России» рекомендуется изучение региональной истории в объеме 6-8 часов, если она не изучается в качестве самостоятельного курса.

 1.2. Особенности  изучения истории России в контексте Концепции нового УМК по отечественной истории и требований ИКС. Концепция нового УМК по отечественной истории и Историко-культурный стандарт диктуют пересмотр методологических подходов  и содержания школьной истории, курса российской истории. Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Историко-культурный стандарт внёс изменения в содержание курса отечественной истории:

  • уточнены историческая периодизация и некоторые даты;
  • определен ряд понятий (ордынская зависимость, Великая Российская революция 1917 г. и др.);
  • определен перечень дат/событий, терминов и понятий, персоналий для каждого исторического периода, обязательных к усвоению;
  • выделены «трудные вопросы» истории, на которые в обучении истории необходимо обратить особое внимание;
  • усилена патриотическая направленность курса, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
  • уделено особое внимание изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России;
  • включен обязательный региональный/локальный компонент при изучении предмета «История».

Требования ИКС реализуются на основе Примерной программы по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (см. п. 1.2.5.5. История России. Всеобщая история и п.2.2.2.5. История России. Всеобщая история // Примерная основная образовательная программа основного общего образования. //  Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ (http://fgosreestr.ru/).

1.3. Преподавание истории в контексте ФГОС. Учебные предметы «История России» и «Всеобщая история» преподаются в 5 – 8 классах в объеме 68 часов (2 часа в неделю) В 5 классе – «Всеобщая история. История Древнего мира» в объеме 68 часов. В 6 классе «Всеобщая история. История средних веков» и «История России: с древности до конца XV в.» (68 часов). В 7 классе «Всеобщая история. История Нового времени» и «История России: XVI – XVII вв.» (68 часов). В 8 классе  «Всеобщая история. История Нового времени»  и «История России: XVIII в.» (68 часов). В 9 классе учебные предметы «Всеобщая история» и «История России» рекомендуются в объеме 68 – 102 часов (в зависимости от Учебного плана и возможностей образовательной организации). При 102 часах в 9 классе возможно (на выбор образовательной организации) синхронно-параллельное преподавание указанных учебных предметов.

В 5 – 9 классах «История России» и «Всеобщая история» изучаются как отдельные учебные предметы. Рекомендуется (в 6 – 9 классах) последовательный принцип их изучения: первоочередное изучение предмета «История России», а затем изучение предмета «Всеобщая история». Такой подход диктуется необходимостью повышения качества знаний учащихся и достижения лучших результатов по отечественной истории и имеет определенные преимущества: история отечества изучается в наиболее продуктивный период обучения, появляется реальная возможность выполнить учебную программу курса, создаются более благоприятные условия для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам, а также для синхронно-параллельного изучения курса региональной истории с курсом истории России. Определение порядка изучения учебных предметов относится к компетенциям педагога образовательной организации. реализующей главную цель – достижение образовательных результатов.

Таким образом, изучение учебных  предметов «История России» и «Всеобщая история» в 2019-2020 учебном году планируется в следующем порядке (см. табл. 2.).

Табл. 2. Примерный порядок прохождения учебных предметов «История России и «Всеобщая история» в 2019-2020 учебном году.

Классы

Сентябрь – февраль,  40 ч.

Март – май, 28 ч.

6

История России с древнейших времен до конца ХV века

Всеобщая история. История средних веков, V – XV вв.

7

 История России. XVI – XVII вв.

Всеобщая история. Новая история XV – XVII вв.

8

История России. Конец  XVII – XVIII вв.

Всеобщая история. Новая история XVIII в.      

9

История России. XIX – начало  XX вв. (1914)                

Всеобщая история. Новая история XIX – начало  XX вв. (1914)                

В школьном журнале выделяется отдельная страница для учебного предмета «История России» и отдельная страница для учебного предмета «Всеобщая история». Итоговые отметки выставляются отдельно по каждому предмету.

Преподавание истории в контексте ФГОС реализуется, прежде всего через урочную деятельность. Современный урок с учетом требований ФГОС – это урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Это урок, который характеризуется системно-деятельностным подходом к реализации всех его компонентов. Чтобы сформировать у школьников УУД, учителю необходимо:

  • создать первичный опыт выполнения этого действия у обучающихся и мотивацию к его освоению;
  • разработать алгоритм выполнения УУД, опираясь на имеющийся опыт учащихся;
  • обеспечить умение выполнять УУД посредством включения их в практику урока, организовать самоконтроль выполнения.

Современный урок должен строиться не на использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения, а на взаимодействии учащихся и учителя, а также на взаимодействии самих учеников, т.е. на использовании активных и интерактивных технологий обучения.

К принципам проектирования современного урока можно отнести следующие:

  • изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной;
  • изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий;
  • изменение педагогической позиции «ученик – учитель»;
  • формирование внутренних мотивов деятельности ученика;
  • личностное целеполагание и личностное содержание материала;
  • рефлексия результатов образовательной деятельности.

Типология современных уроков:

  1. Урок изучения нового материала. Это урок в форме проблемной лекции, экскурсии, исследовательской работы, практикума. Цель урока – изучение и закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепления знаний и формирования УУД. Это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель – выработка умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний (практикум, лабораторная работа, семинар). Целевая установка на выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, круглый стол). Цель – обобщение единичных (фрагментарных, элементарных) знаний в систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний и УУД учащихся. Это контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Цель – определить уровень достижения планируемых результатов.

Структура современного урока должна быть динамичной, с привлечением набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его учебной деятельности по отношению к своей собственной.

1.4. Преподавание истории в соответствии с ФК ГОС (2004 г.) В 2019-2020 учебном году в 10-11 классах учебный процесс организуется в соответствии с требованиями ФК ГОС 2004 г. и ранее действовавшими нормами организации преподавания и правилами оформления школьной документации. Это означает, что:

  • действует концентрическая модель преподавания истории;
  • курсы истории России и Всеобщей истории изучаются как самостоятельные предметы;
  • процесс обучения организуется по программам, соответствующим ГОС;

В то же время необходимо учитывать, что требования Концепции УМК по отечественной истории и ИКС распространяются на школьное историческое образование с 5-го по 11 классы независимо от модели преподавания истории (линейная, концентрическая) и использования в процессе  обучения старого или нового УМК. Поэтому при реализации учебных программ по истории на основе ГОС 2004 года и в процессе изучения основных курсов истории в  5-11 классах особенно важно учитывать методологические подходы и изменения в содержании, определенные Концепцией нового УМК по отечественной истории и  ИКС, так как это обеспечит единство требований к усвоению основного содержания  при изучении курса в школе и при сдаче выпускниками ГИА по истории.

В той же мере на всю систему школьного исторического образования распространяются требования организации обучения с учетом требований ФГОС.

2. Обществознание

О преподавании предмета «Обществознание» в 2019-2020 учебном году. При организации в образовательных школах в новом учебном году процесса преподавания обществознания в необходимо учитывать два фактора:

  • продолжение перехода на ФГОС ООО (изучение обществознания в 9 классах);
  • принятие новой Концепции преподавания предмета «Обществознание».

24 декабря 2018 г. на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утверждена «Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы»

(https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/)

В этом документе раскрываются актуальные для педагогов-обществоведов аспекты:

  • место и значение обществознания в образовательной программе общего образования;
  • основные направления совершенствования преподавания обществознания;
  • модернизация содержания и методов преподавания обществознания;
  • обновление изданий учебного назначения, расширение общедоступных информационных ресурсов, необходимых для преподавания обществознания и др.

Обществознание, отмечается в Концепции,  выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география, основы религиозных культур и светской этики) и с реализуемой в организациях, реализующих общеобразовательные программы, программой воспитания и социализации обучающихся. Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы (подсистемы) жизни общества и человека – социальную, духовную, экономическую, политическую, правовую –  и включает базовые знания из социально-гуманитарных наук (философии, психологии, в том числе социальной, этики, социологии, истории, политологии, правоведения, экономики). Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе.

Согласно Концепции, преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания. Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Интегральный характер преподавания обществознания не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями). При освоении программ основного общего и среднего общего образования преподавание и изучение обществознания на базовом уровне является обязательным для всех обучающихся и сфокусировано на решении практических задач воспитания и социализации обучающегося на основе формирования у него целостной социальной картины мира. На уровне среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся может реализовываться углубленный уровень обществознания. Углубленный уровень на ступени среднего общего образования обеспечивается за счет расширенного освоения теоретических знаний в рамках базовых наук и способности их применения в последующей профессиональной деятельности, связанной прежде всего с социально-гуманитарным знанием.

С 1.09.2019 г. изучение обществознания в школах в соответствии с ФГОС осуществляется в 6, 7, 8 и 9 классах  (1 час в неделю, 34 часа в год). Существовавшая ранее в ряде школ практика изучения обществознания в 5 классе в новом учебном году исключается, так как согласно утвержденной Концепции о преподавании обществознания этот предмет в школе изучается с 6 класса и учебники в новом Федеральном перечне учебников (далее – ФПУ) рекомендуются с 6 класса (См. приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.12.2018-N-345/  

В новом учебном году в 6-8 классах учебный процесс по обществознанию осуществляется по действующим рабочим программам и с использованием  учебников, которые были закуплены ранее, до утверждения нового ФПУ (см. раздел 5). В 9 классе для  завершения прежней предметной линии по обществознанию можно использовать учебники из нового ФПУ.

Изучение обществознания должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС. В рамках реализации практической части рекомендуем обратить внимание на систему заданий, представленную в учебниках и учебно-методическом комплекте каждой из авторских линеек. Различные типы заданий в используемых УМК (задания репродуктивного, творческого, исследовательского характера) позволяют осуществлять дифференцированный подход к преподаванию предмета «Обществознание».

Рекомендуется предлагать учащимся задания различного уровня сложности и разных типов: на формирование определений и понятий, сравнение и классификацию, на анализ и обсуждение отрывков из документов, научной и научно-популярной литературы, высказываний ученых, писателей, а также на умение давать собственные оценки и работать с различной информацией, включая электронные ресурсы и Интернет. Работа с такого рода заданиями позволяет формировать виды универсальных учебных действий.

Немаловажной составляющей реализации практической части преподавания предмета «Обществознание» служит проектная деятельность. Выступая в качестве одного из видов заданий УМК, проектная деятельность является вполне самостоятельной и независимой методической единицей, позволяющей активизировать творческую деятельность учащихся, повысить уровень мотивации, выработать самостоятельные исследовательские умения, способствовать развитию творческих способностей и логического мышления, объединять знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщать к конкретным жизненно важным проблемам.

В 10-11 классах обществознание изучается в соответствии с ФК ГОС (2004 г.) В соответствии с требованиями ФБУП 2004 г., разработанного на основе ФК ГОС ОО, учебный предмет «Обществознание» является интегрированной учебной дисциплиной, изучается в 10-11 классах в объеме 2 часа (базовый уровень), 3 или 4 часа (профильный уровень).  Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на уровне среднего общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» могут изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

3. О рабочих программах по истории и обществознанию

В соответствии с ФГОС рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации. Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии с ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (См.: Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”) // rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-28.10.2015-N-08-1786/

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно-тематическое планирование.  

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации (Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»).

          К учебным предметам «История России» и «Всеобщая история» составляются отдельные рабочие программы.

4. Отражение  национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в основной образовательной программе общеобразовательной организации

Одним из ключевых факторов успешной реализации задач по воспитанию базовых национальных ценностей, формированию гражданской идентичности, патриотических качеств личности учащихся является включение региональной истории в основные образовательные программы общеобразовательных организаций, изучение этого учебного курса в школе.  Нормативными основаниями  для этого являются Федеральный закон «Об образовании в РФ» и Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Так, в разделе «Общие положения» ФГОС каждого уровня образования сформулирован принцип учета региональных,  национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, который  раскрывается в положениях данного раздела через конкретизацию целей реализации новых стандартов на каждом уровне общего образования, а также через содержание личностных характеристик выпускника («портрет выпускника»). В Концепции нового УМК по отечественной истории подчеркивается, что учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села).

Региональная история в контексте ФГОС может изучаться: а) как самостоятельный курс с 6-го по 10 классы и б) как учебный модуль в рамках федерального курса истории России. Для реализации этих вариантов рекомендуется УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» для учащихся 6-10 классов в составе: рабочая программа, учебные пособия для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия для учителя и учащихся, контрольно-измерительные материалы. В рамках данного курса изучение региональной истории синхронизировано с программой и содержанием федерального курса «История России». УМК рекомендован Областным экспертным советом для использования в образовательном процессе региона.

Изучение региональной истории как самостоятельного курса осуществляется на основе решения общеобразовательной организации о включении учебного курса «История Нижегородского края» в основную образовательную программу, и данный курс изучается за счет часов общеобразовательной организации. Он рассчитан на 170 часов учебного времени (1 час в неделю, 34 часа на учебный год) и вводится поэтапно: с 1 сентября 2016 года – в 6-х классах, 1 сентября 2017 года – в 7-х классах, 1 сентября 2018 года – в 8 классах, 1 сентября 2019 года – в 9 классах и т.д. Учебный процесс организуется на основе рабочей программы курса (см.: История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней. Рабочая программа учебного курса для 6-10 классов. – Н. Новгород: НИРО, 2016). В школьном журнале определяется страница с указанием учебного курса «История Нижегородского края», где выставляются текущие и итоговые оценки.

Изучение региональной истории как учебного модуля осуществляется в рамках федерального курса «История России». При этом в разделах рабочей программы «основное содержание учебного курса» и «учебно-тематическое планирование» обязательно указываются темы и часы на региональный компонент. В курсе «История России» из общего объема часов (до 40 часов) на региональный компонент рекомендуется 6-8 часов учебного времени. В 6–9-х классах  в рамках федерального курса «История России» для изучения региональной истории предлагается следующий перечень тем по истории Нижегородского края (Табл. 3).

Табл. 3 Региональный компонент к рабочей программе

федерального курса «История России» (6-9 классы)

Историко-культурный стандарт

Главы учебных пособий по истории Нижегородского края

№/§

Темы урока

ча-сы

            6 класс.

История Нижегородского края с древнейших времен до конца ХV века.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Глава I.

Древние жители Нижегородского края

§ 1

Нижегородская земля в Первобытную эпоху  

1

§ 3

Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края

1

Русь в середине XII – начале

XIII в.

Глава II.

Нижегородские земли в середине XII – начале XIII в.

§ 5

Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском

1

Русские земли в середине XIII – XIV в.

Глава III. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия

§ 8

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие

1

§ 9

Александр Невский в истории Нижегородского края

1

Формирование единого Русского государства

в XV веке.

Нижегородские земли в середине XIII – XV вв.

§11-12

Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель.

1

7 класс.

История Нижегородского края.  ХVI – ХVII века.

Россия в XVI веке

Глава I.

Нижегородская земля –  пограничный край Русского государства (XVI век)

§ 2

Нижегородский край в системе обороны Русского государства в ХVI веке

1

Смута в России

Глава II.

Смута и Нижегородский край в начале ХVII века

§ 3

Нижегородский край в начале Смуты и в ходе восстания под руководством И. Болотникова  

1

§ 4

Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608 – 1611 гг.

1

§ 5

Великое дело Минина и Пожарского (1611 г.)  

1

§ 6

Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612 – 1613 гг.)  

1

Россия в XVII веке

Глава III.

Нижегородский край при первых Романовых

§ 13

Нижегородский край и церковный раскол: патриарх Никон и протопоп Аввакум.

1

             8 класс.

История Нижегородского края. ХVIII век.

Россия в эпоху преобразований Петра I

Глава I.

Нижегородский край в эпоху реформ Петра I

§ 1

Петр I и Нижегородский край

2

§ 2

Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии

§ 3

Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Нижегородского края  

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

Глава II. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов

§ 4

Нижегородский край в 1725 – 1741 гг.

1

§ 5

Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I

Глава III. Нижегородский край в эпоху расцвета  Российской империи: вторая половина ХVIII века

§ 6

Нижегородский край в начале правления Екатерины II (1762-конец 1760-х годов)

2

§ 7

Восстание под руководством Е.И. Пугачева и Нижегородский край (1773 – 1775 гг.)

§ 9

Экономическое  развитие Нижегородского края во второй половине XVIII века

Культурное пространство Российской империи

в XVIII в.

Глава IV.

Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае

в ХVIII веке

§ 11

Развитие образования. Открытие типографии и становление лечебного дела

2

§ 13

Архитектура Нижегородского края в XVIII столетии

§ 15

Духовная жизнь и быт нижегородцев в XVIII веке

           9 класс.

История Нижегородского края. ХIХ – начало ХХ вв.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Глава I.

Нижегородская губерния в первой четверти ХIХ века

§ 2

Отечественная война 1812 года и Нижегородский край

1

§ 3

Декабристы-нижегородцы

Глава II.

Нижегородский край во второй четверти ХIХ века

§ 6

Начало промышленного переворота и развитие  капиталистической промышленности

1

Глава III.

Просвещение и культура Нижегородской земли в первой половине ХIХ

века

§ 7

Развитие системы образования в губернии

 1

§ 8

Нижегородский край и выдающиеся  деятели науки и культуры России

§ 9

Просветительство  и просветители

§10

Изменение облика Нижнего Новгорода и его архитектура в первой половине ХIХ века. Нижегородский театр

II. Россия в эпоху реформ

Глава IV

Нижегородский край в эпоху великих реформ и в пореформенный период

§12-13

Крестьянская реформа 1861 года и развитие нижегородской деревни

1

§15

Нижний Новгород – волжская столица транспортных магистралей

1

§17

Промышленный подъем  Нижегородской губернии  в пореформенный период

Глава V

Образование и культура Нижегородского края во второй половине ХIХ века

§20

Развитие просвещения

1

§ 21

Театр. Нижегородская архитектура и мастера-фотографы

§ 22

Выдающиеся деятели науки, просветительства, культуры

III. Кризис империи в начале ХХ века

Глава VI. Нижегородская губерния в конце ХIХ – начале ХХ века (середина 1890-х – 1914 г.)

§ 24

Экономическое развитие Нижегородской губернии в конце ХIХ – начале ХХ века

1

§ 25

Общественно-политическая жизнь края

§ 26

Образование и культурная жизнь Нижнего Новгорода и губернии в начале ХХ века

1

Темы по региональной истории рекомендуется изучать после аналогичных и хронологически близких учебных тем учебного курса истории России.

Обращаем внимание на то, что независимо от вариантов изучения родной истории (самостоятельный курс или учебный модуль) в качестве основной предметной линии учебников по региональной истории в образовательных организациях Нижегородской области рекомендуется использовать УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней».

В целях сохранения познавательного интереса к региональной истории на старшей ступени обучения рекомендуется при изучении ключевых периодов и проблем российской истории в 10-11 классах также учитывать возможность использования регионального компонента.

По вопросам преподавания региональной истории в системе школьного образования Нижегородской области кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО подготовлены информационно-методические документы, размещенные на сайте ГБОУ ДПО НИРО (страница кафедры истории и обществоведческих дисциплин):

  • Информационно-методическое письмо «Учебно-методический комплект «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» и преподавание региональной истории в образовательных организациях Нижегородской области» от 9.02.2016 г.;
  • Методические рекомендации «О преподавании региональной истории (Истории Нижегородского края) в общеобразовательных организациях Нижегородской области» от 26.10.2016 г.)

Кафедрой разработана учебная программа по теме «Содержательные и методические аспекты преподавания истории Нижегородского края» в объеме 72 часа. По данной программе необходимо повышение квалификации педагогам, преподающим  региональную историю, а также молодым специалистам, учителям с небольшим стажем работы, не имеющим базового исторического образования или необходимого опыта преподавания исторического краеведения.

5. Программно-методическое обеспечение истории и обществознания

5.1. О выборе учебников и учебных пособий. Выбор учебников и пособий  осуществляется в соответствии с новым Федеральным перечнем учебников, который утвержден и рекомендован приказом Министерства просвещения РФ № 345 от 28 декабря 2018 года.  В новом ФПУ по Всеобщей истории рекомендуются учебные линии, синхронизированные с курсом истории России.

Образовательные организации и педагоги имеют право использовать учебники, исключенные из нового ФПУ, в течение трех лет. В приказе Министерства просвещения России от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» отмечается (п. 4):
 «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535, от 20 июня 2017 г. № 581, от 5 июля 2017 г. № 629».

К сожалению, в новом ФПУ по предмету «История» оказались опечатки (неверное название учебников издательства «Просвещение»). В Письме от 31.01.2019 г. в адрес образовательных организаций субъектов РФ издательством «Просвещение» уточнены названия этих учебников (1.2.3.2.1.5 Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др. / Под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история. История нового времени. 9 класс.; 1.3.3.1.3.1 Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др. / Под ред. Торкунова А.В. История России (базовый уровень) и углубленный уровни (в 3 частях) (10 класс).Все актуальные изменения ФПУ можно увидеть на портале http://fpu.edu.ru/fpu/

В настоящее время определяющее место в организации преподавания учебных предметов занимает учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с учебным планом. С 2015 г. все учебники, которые находятся в федеральном перечне учебников, должны иметь электронную версию.

При выборе УМК по истории России следует обращать внимание на полноту учебно-методического комплекса, предлагаемого издательством для обучающихся и учителей в соответствии с требованиями ИКС. Особенности выбора УМК отражаются в пояснительной записке к рабочей программе (см. письмо Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах по учебным предметам» № 08-1786 от 28.10.2015 г.).

Нормативных правил или требований об обязательном выборе в одном издательстве УМК и по отечественной истории, и по Всеобщей истории нет. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 4 ч. 3 ст. 47) дает право педагогу выбирать, по какому учебнику преподавать предмет или курс, исходя из особенностей школы и обучающихся. Это право учителя никакими иными документами не ограничивается. В то же время издательства рекомендуют в рамках одной ступени школьного образования, во-первых, не переходить с одной на другую предметную линию и, во вторых, выбирать УМК по предмету «История» (по курсу истории России и Всеобщей истории) одного издательства, так как каждая предметная линия учебников имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, а также сохраняет преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов.

 5.2. Электронные формы учебников (учебных изданий) в современном образовательном процессе. Использование электронных форм учебников обусловлено следующими преимуществами:

1)  обеспечивает быстрый поиск нужной информации по запросу;

2)  позволяет создавать индивидуальные траектории освоения информации, представленной в виде гипертекста;

3)  способствует концентрации внимания учащихся на изучаемом материале с помощью мультимедийных функций;

4)  предоставляет возможность организовать интерактивное моделирование, в том числе создание объемных моделей и проведение виртуальных экспериментов;

5)  помогает учащимся провести самопроверку и самооценку уровня достижения планируемых результатов, в том числе в игровой форме.

Для осуществления правильного выбора необходимо знать особенности электронных форм учебников и отличать их от электронных версий учебников, представленных в формате PDF. Электронная форма представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника. Электронная форма учебника (ЭФУ):

  • содержит педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное); средства контроля и самоконтроля;
  • представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательной деятельности;
  • может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;
  • должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
  • функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок);
  • реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
  • поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

О возможностях приобретения электронных форм учебников говорится в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»:

1) «...использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений»;

2) «...одновременно с учебником в бумажной форме может быть приобретена электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника».

Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями (ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2015 г. № 450 определен порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Перечень организаций, осуществляющих выпуск изданий учебных пособий, представлен на информационно-правовых порталах «Консультант Плюс», «ГАРАНТ».

5.4. Об использовании региональных УМК и других учебных изданий, разработанных и изданных в ГБОУ ДПО НИРО. 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273), ст. 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» содержится положение, согласно которому (п. 4) «организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1)  учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников;

2)  учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2015 г. № 450 определен порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно  приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 699 от 9 июня 2016 г.) ГБОУ ДПО НИРО включен в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Следовательно, учебные издания НИРО могут использоваться в школах Нижегородской области без каких-либо ограничений. 

УМК по региональным учебным курсам «История Нижегородского края» и «Религии России», изданные в ГБОУ ДПО НИРО, разработаны (переработаны) в соответствии с требованиями ФГОС, базируются на  системно-деятельностном подходе в обучении и ориентированы на достижение образовательных результатов, формирование ключевых компетенций. В 2019 году подготовлено второе издание учебных пособий «Религии России».

Обращаем внимание, что отсутствие на обложке учебников, изданных в ГБОУ ДПО НИРО, значка «ФГОС» не является ограничением к его использованию в образовательном процессе.

                6. Внеурочная деятельность по истории и обществознанию

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Образовательная организация вправе включить в план внеурочной деятельности дополнительные направления развития личности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Содержание внеурочной деятельности должно формироваться с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.

 При этом в рабочих программах занятий внеурочной деятельностью необходимо предусмотреть часы на ознакомление учащихся с основами проектной деятельности, а также предоставить возможность выполнения учащимися учебного проекта (группового/индивидуального).

 При организации внеурочной деятельности образовательной организацией должны использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта.

 Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация самостоятельно.

 Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Структуру программы внеурочной деятельности целесообразно составлять в соответствии с требованиями к программам отдельных предметов, курсов (п. 19.5 ФГОС ООО).

План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности, содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение не предметных, а личностных и метапредметных результатов. Эти результаты сформулированы в Планируемых результатах программ междисциплинарных курсов.

В целях приобщения обучающихся к базовым национальным ценностям в контексте формирования гражданской идентичности учащихся рекомендуется включить в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям, руководствуясь письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области «О календаре образовательных событий на 2018-2019 учебный год (от 17.05.2018 № 316-01-100-1982/18-0-0, см. Приложение).

7. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по учебным предметам «История» и «Обществознание»

В процессе обеспечения качества обучения истории и обществознанию важна роль оценивания знаний обучающихся. Это предполагает организацию поурочной, тематической, промежуточной проверок и итоговой аттестации обучающихся.

В исторической подготовке обучающихся важно владение знаниями базового фактического, хронологического характера, освоение понятийного аппарата и навыков работы с исторической информацией для решения познавательных задач.

В обществоведческой подготовке обучающихся важно владение знаниями базового терминологического и фактического характера, а также навыками работы с обществоведческой информацией для решения познавательных задач.

Многоплановый характер подготовки обучающихся по истории и обществознанию, комплекс входящих в неё содержательных и деятельностных компонентов определяют содержание и характер проверки и оценивания знаний: проверяются все элементы знаний, обозначенные в образовательных стандартах.

Для общеобразовательных организаций, осуществляющих переход на ФГОС ООО, преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» осуществляется в соответствии с целями исторического и обществоведческого образования в основной школе, которые направлены на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов (см: Примерная основная образовательная программа основного общего образования, включённая в федеральный реестр (протокол от 8.04.2015 г. № 1/15) http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo).

Основными видами контроля результатов учебной деятельности обучающихся по истории и обществознанию являются поурочный и тематический контроль (Приложение № 4). Виды, содержание и объём проверочных работ могут быть отражены в рабочей программе. Тематическая проверка знаний соотносит результат учебной деятельности обучающихся и требования образовательных стандартов и программ по соответствующей теме.

Особое место в оценивании уровня подготовки обучающихся занимают итоговые аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) – проверка достижения обучающимися планируемых результатов по истории и обществознанию.  Успешность на экзамене зависит от системной работы по оцениванию обучающихся, что предполагает:

  • включение всех элементов историко-обществоведческой подготовки (содержательных, деятельностных) в различные виды контроля;
  • организация уроков обобщающего повторения по темам, разделам курса;
  • непосредственное использование заданий ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию в качестве обучающего фактора;
  • использование заданий ОГЭ, ЕГЭ на итоговых занятиях для углубления знаний, обобщения конкретно-исторического материала (на примере отдельных заданий), а также как способ проверки знаний.

8. Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательного процесса по предмету «История» и «Обществознание»

8.1. Нормативно-методические документы

8.1.1.Федеральные

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //  http://www.raop.ru/index.php?id=4
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 с изм. от 28.10.2015)
  5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) // Интернет-адреса: http://www.fgosreestr.ru./; http://edu.crowdexpert.ru/
  6. Примерные программы по Истории (линейная система, с 5 по 10 класс) //

http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf

  1. Примерная программа по Обществознанию //

http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/Обществознание.pdf

  1. Федеральный компонент государственного стандарта образования. История – опубликован в «Вестнике образования», № 13, 2004 г. и в виде отдельных брошюр – «Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта». – М.: «Дрофа», 2004 г.; переиздания – 2006 – 2009 гг.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Обществознание – опубликован в «Вестнике образования», № 13, 2004 г. и в виде отдельных брошюр – «Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта». – М.: «Дрофа», 2004 г.; переиздания – 2006 – 2009 гг.
  3. Учебные программы к УМК, рекомендованные Минобрнауки РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф», 2008 – 2013 гг.);
  4. Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» //

https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. № 08-2655 «О рассмотрении обращения». В письме речь идет о методических рекомендациях по переходу на линейную систему преподавания истории. Рекомендации размещены на сайте КРИПКиПРО //

http://ipk.kuz-du.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5555%3A2016-02-08-02-57-56&catid=67%3A2011-01-27-06-34-53&Itemid=813.

  1. Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт //

http://минобрнауки.рф/документы/3483, http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf;

  1. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/
  2. Материалы по новым УМК:         

- «Просвещение» // http://www.prosv.ru/umk/history-torkunov.html,

- «Дрофа» // http://history.drofa.ru/ ,

- «Русское слово» // http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/History_rus/History_rus.php

8.1.2.Региональные

1.  Письмо  Министерства образования, науки и молодежной политики  Нижегородской области «О включении в учебный план отдельных предметов» от 06.09.2019 г. № Сл-316-244482/19

8.2. Интернет-ресурсы, рекомендуемые для использования в работе

учителями истории и обществознания

  1. http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ);
  2. http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал);
  3. http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен)
  4. http://www.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений).
  5. http://fgosreestr.ru (Реестр примерных основных общеобразовательных программ)
  6. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/ (Социальный сайт работников образования. Содержит материалы по преподаванию истории в школе, в том числе для работы с детьми с ОВЗ)
  7. http://metodsovet.su/ (портал для методистов, в рамках которого происходит обмен методическими разработками и публикациями)
  8. http://school-collection.edu.ru (хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где представлен широкий выбор электронных пособий)
  9. http://wmolow.edu.ru (информационный портал: федеральная система информационно-образовательных ресурсов);
  10. http://fcior.edu.ru (хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов)
  11. http://school-collection.edu.ru/catalog/ (единая коллекция образовательных ресурсов, позволяет по каталогу школьных предметов выбрать материалы к урокам как для учителя, так и для ученика);
  12. http://www.humanities.edu.ru/index.html (портал «Гуманитарное образование», сайт содержит огромное количество разнообразного материала по истории России ХХ века);
  13. http://hrono.ru/ (библиотека «Хронос – всеобщая история»: дин из крупнейших научных сайтов по истории, материалы (с IV века до нашей эры до 1990-х годов) включают в себя биографии основных деятелей политики и культуры, описания некоторых событий (в т.ч. битвы), тематические и генеалогические таблицы, биографический и предметный указатели, указатели стран и государств, этнонимы и пр.)
  14. http://militera.lib.ru/ (библиотека «Военная литература»: собрание текстов, имеющих отношение к военной истории и истории войн; первоисточники, архивные документы, мемуары, исследования, проза и поэзия, биографические работы, пропагандистские материалы, статьи, книги по истории техники и оружия, уставы и наставления и др.)
  15. http://www.runivers.ru/ (портал «Россия в подлиннике» обладает крупной библиотекой, сердцевину которой составляет электронная фиксимильная библиотека; в настоящий момент размещаются книги, изданные в России в ХIХ – начале ХХ века, прежде всего по истории, труды русских философов, энциклопедии, сборники документов, карты, фотографии, которые были выведены из культурного оборота почти на столетие, и не переиздавались более)
  16. http://history.rin.ru/ (исторический портал проекта «Российская информационная сеть», обладает разделами по всем историческим периодам)
  17. http://istrorijarossii.narod.ru/index.htm («история нашей страны»)
  18. http://history.machaon.ru/ (международный исторический журнал)
  19. http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST.HTM (научный журнал «Новая и новейшая история»)
  20. http://www.1september.ru (научно-методические газеты для учителей истории «История» и «Я иду на урок истории»)
  21. http://www.edu.ru (федеральный портал «Российское образование»)
  22. http://www.ecsocman.edu.ru (федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»)
  23. http://www.humanities.edu.ru/ (федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»)
  24. http://www.law.edu.ru (федеральный правовой портал «Юридическая Россия»)
  25. http://www.lexed.ru/pravo/journ/ (журнал «Право и образование»)
  26. http://www.vor.ru/55/55_h/55_1251.html (хроника Великой Отечественной войны)
  27. http://rkka.ru (интернет-проект «Рабоче-крестьянская Красная Армия»)
  28. http://history.standart.edu.ru/ (электронный портал «Учебно-методический комплект «Обществознание и история России»)
  29. http://victory-warii.narod.ru/start.htm («Солдаты Победы»: сайт, посвященный истории Великой Отечественной войны; имеет разделы «Силы сторон», «Фашизм», «Основные сражения», «Оккупация», «Освобождение», «На помощь Европе», «Решающая битва», «Союзники», «Проклятые солдаты»)
  30. http://www.prometeus.nsc.ru/ (отделение ГПНТБ СО РАН – Центральная библиотека Новосибирского Академгородка; сайт содержит статьи и публикации современных сибирских авторов посвященные актуальным на сегодняшний день проблемам)
  31. http://www.hist.msu.ru/ER/ (электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
  32. http://lesson-history.narod.ru/index.htm (тематическая страница «Компьютер на уроках истории, обществознания и права»; сайт содержит четкое деление согласно общепринятой периодизации истории; автор проекта за 4 года сделал поурочные макеты презентаций в поддержку преподавания курсов истории в общеобразовательной школе)
  33. http://notik.ucoz.ru/ (персональная страница «Учитель – учителю»)
  34. http://it-n.ru (проект «Сеть творческих учителей»)
  35. http://lants.tellur.ru/history/ (Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России)
  36.  http://window.edu.ru/resource/309/39309/files/bup.pdf (единое окно доступа к образовательным ресурсам  / Федеральный базисный учебный план ООО)

8.3. Литература

8.3.1. История

  1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Электронные формы учебников истории: образовательный потенциал и использование в школьной практике // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2017. – № 2.
  2. Баранов П.А. Использование стандартизированных заданий при проведении промежуточного контроля по новейшей истории в 9 классе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 3.
  3. Барыкина И.Е. Историко-культурный стандарт как «зеркало» современной отечественной историографии // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 3.
  4. Виноградова М. В. Интерактивная доска при работе с картографическими ресурсами // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 2.
  5. Ворожейкина Н.И. Человек в истории России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 3.
  6. Вяземский Е.Е. Тенденции развития общего исторического образования и подготовка учителя для современной российской школы // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 3.
  7. Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Рекомендации по переходу на новую структуру исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 10.  
  8. Вяземский Е.Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е.Е. Вяземский О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2015.
  9. Елисеева Н.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы изучения современной России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016.– № 4.
  10. Изюмский А.Б. Трудные вопросы в современном школьном учебнике // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 3.
  11. Журавлева О.Н. Историческое сочинение как новый тип задания ЕГЭ // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 1.
  12. Калинкина Е.Г., Городецкая  Н.И. Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий  в процессе повышения квалификации педагогов // Нижегородское образование. – 2017. – № 1.
  13. Лескина И.Н. Особенности интеграции электронных форм учебников в информационно-образовательную среду // Нижегородское образование. – 2017. – № 1.
  14. Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Историческое сочинение – новое задание ЕГЭ по истории (инструкция по выживанию) // Преподавание истории в школе. – 2016. – №1.  
  15. Морозов А.Ю. Подготовка к заданиям ЕГЭ по всеобщей истории // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 3.
  16. Морозов А.Ю. Подготовка к заданиям ЕГЭ по всеобщей истории (окончание) // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 4.
  17. Романовский В.К. Нижегородская модель УМК по региональной истории для общеобразовательной школы // Преподавание истории в школе. – 2017. – № 6.
  18. Синельников И.Ю. Готовы ли учителя работать «по-новому»: анализ опыта организации работы с источниками на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 3.
  19. Адамчук Д.В., Собкин В.С. К вопросу о профессиональной компетентности школьного учителя // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 4.
  20. Стрелова О.Ю. Электронный учебник по истории: матрицы перезагрузки Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 2.
  21. Шевченко Н.И. Стандартизация исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 4.

8.3.2. Обществознание

  1. Белянкова Е.И. Обществоведческое эссе: типичные ошибки и пути их преодоления // ПИШ, 2015. – № 9.
  2. ЕГЭ 2019. Обществознание. Готовимся к итоговой аттестации. Рутковская Е.Л. и др. – М.: Экзамен, 2019.
  3. ЕГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. Человек и общество. Экономика. Социология. Политика. Право. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. – М.: Экзамен, 2019.
  4. Калуцкая Е.К., Лобанов И.А. Специфика изучения модуля «Финансовая грамостность» в курсе «Обществознание» // ПИШ, 2019. – №1.
  5. Коваль Т.В. ЕГЭ 2019. Обществознание. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. – М.: Экзамен, 2019.
  6. Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществознание. 10-11 класс. Модульный триактив-курс. ФГОС. – М.: Национальное образование, 2019.
  7. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2019. Обществознание. Типовые тестовые задания. 30 вариантов. – М.: Экзамен, 2019.
  8. Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности / авт.-сост. С. А. Фомина. – Волгоград: Учитель, 2014.
  9. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О. А. Чернышева.  – Ростов н/Д: Легион, 2013.
  10. Собкин, В. С. Социология образования: единый государственный экзамен в контексте педагогической деятельности / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук // ПИОШ, 2015. – № 2.
  11. Рутковская Е.Л., Коваль Т.В. ЕГЭ 2019. Обществознание. Типовые тестовые задания. 40 вариантов. – М.: Экзамен, 2019.
  12. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Проблемы обновления содержания общего исторического и обществоведческого образования // ПИШ, 2019. – №2.

Составлено:  Кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО    

Утверждено: на  заседании кафедры истории обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО (протокол № 5 от 24 мая 2019 года). Изменения и дополнения в методическое письмо утверждены на заседании кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО (протокол № 8 от 11 сентября 2019 года).