Из жизни классного руководителя

Оксана Юрьевна Попова

На данной страничке можно узнать о последних новостях: участии в конкурсах, внеклассных мероприятиях, экскурсиях и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.А. Шолохов «Судьба человека» Prezentacii.com

Слайд 2

«Судьба человека»

Слайд 3

Композиция рассказа Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми.

Слайд 4

Смысл названия рассказа Судьба главного героя – это судьба солдата , п рошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 5

Жанр произведения Судьба человека » - рассказ-эпопея. В нем отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.

Слайд 6

Какие качества характера героя в проявляются во время мирной жизни ? Довоенная жизнь Андрея Соколова. Работа . Любимая жена , дети

Слайд 7

Трудолюбие ,заботливое отношение к жене и детям

Слайд 8

Война . Проводы на фронт Тяжёлые минуты расставания . Никогда не простит себе Андрей , что оттолкнул плачущую жену, как будто она его прежде времени хоронит.

Слайд 9

Фронтовые будни . На передовой . Андрей подвозил снаряды на передовую , его машина попадает под бомбёжку

Слайд 10

В плену . Попав в плен , Соколов уничтожает предателя , Который хотел выдать своего командира

Слайд 11

Неудачная попытка побега Убежавший из плена Андрей был настигнут немцами и чудь не погиб из-за своей дерзкой выходки.

Слайд 12

Профилактика Мюллера Мюллер устраивал военнопленным «профилактику от гриппа» , избивая до крови

Слайд 13

Каторжные работы в плену

Слайд 14

В немецком штабе Поведение в немецком штабе заслуживает уважения к герою. Он показал себя человеком с чувством собственного достоинства

Слайд 15

Побег из плена

Слайд 16

Страшные потрясения Гибель семьи

Слайд 17

Новая жизнь

Слайд 18

Значение рассказа « Судьба человека » Шолохов в рассказе раскрывает весь ужас войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, гибель сына в День Победы. Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы .

Слайд 19

«…около отцовского плеча вырастет тот , который…сможет всё вытерпеть , всё преодолеть…»



Предварительный просмотр:

«Защита отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения отечеству»

Вопросы: 1. Взаимосвязь понятия «защита отечества» с понятиями «гражданин», «менталитет», «долг», «обязанность».

2. Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения отечеству.

1. Географическое положение нашей страны вынуждало власть всегда быть во всеоружии. В свою очередь разноплеменные народы, населявшие Русь, во время опасности всегда объединялись для отпора врагу. Частота вражеских набегов и нападений на наши земли обусловила то, что защита отечества стала не только неотъемлемой функцией граждан страны, но и одной из главных обязанностей. На протяжении всей истории Древней Руси, позже России, летописи и хроники пестрят многочисленными примерами доблести, чести, самопожертвования во имя защиты отечества. Во многих источниках Древней Руси сохранились сведения о героях, прославивших себя на боевом поприще. Если изначально защита отечества рассматривалась с позиции службы князю в том или ином владении (с учетом того, что воины могли переходить от одного князя к другому), то впоследствии это понятие стало трактоваться шире, именно как служба всему отечеству, что отражалось в таких лозунгах, как «За матушку Русь», «На благо отечества». Постепенно служение отечеству переросло в священный долг. Долг человека, гражданина как святость в первую очередь, а уже только потом как обязанность. Генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант граф М.С.Воронцов (1782- 1856 гг.) писал в «Наставлении» от 1815 г.: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания». Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа. Согласно «Большой советской энциклопедии» менталитет - (от позднелат. mentalis - «умственный») - это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Менталитет российского народа складывался сотни лет: это результат синтеза многочисленных культур различных народов, населявших территорию страны, их обычаев и традиций, постоянное ожидание опасности, частые вооруженные конфликты с кочевыми племенами, коллективное, общинное начало во всем без исключения, самопожертвование. Однако дать четкое определение российскому менталитету очень трудно.

Выражение «гражданин своей страны» звучит гордо, но зачастую не совсем понятно для некоторых людей. Само понятие «гражданин» пришло к нам из Древней Греции. Оно возникло в тесной связи с понятиями «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности, в том числе служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права. В современной жизни слово «гражданин» имеет два основных значения: 1. Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данного государства, имеет все права, гарантируемые Конституцией этой страны, исполняет все установленные законами обязанности. 2. Гражданин - это человек, который знает свои права и обязанности и участвует в больших и малых делах своей страны. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская гордость. В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло и в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины. Проблема сегодняшнего восприятия понятия «гражданин» состоит в том, что в советской России часто понятие «гражданин» противопоставлялось слову «товарищ». Отсюда сегодняшнее порой негативное понимание данного понятия. Несмотря на это, понятие «гражданин» неразрывно связано с гражданской позицией, гражданским долгом, с защитой гражданином своей страны, развитием социальной политики государства, с желанием людей быть гражданами той или иной страны. Статья 6 Конституции РФ гласит: «1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Зачастую обывателям тяжело воспринимать понятие «гражданин» как возвышенное, священное. В связи с этим обществу, власти, субъектам воспитания необходимо наполнять этот термин соответствующим содержанием с помощью искусства, литературных произведений, кинематографа, примеров из истории, то есть всего того, что является неотъемлемой составляющей патриотического воспитания.

25 Статья 59 Конституции РФ гласит: «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». В отношении защиты государства в Конституции приводятся такие слова, как «долг и обязанность». Главный закон страны не рассматривает защиту отечества как «заслуженную честь» или «заслуженное право». Поэтому понимание защиты отечества как долга и обязанности гражданина Российской Федерации необходимо дополнять все тем же патриотическим воспитанием, созданием условий для развития и роста патриотических чувств среди молодого поколения, агитационной работой, а самое главное - обоюдной заботой государства о гражданине, а гражданина - о государстве. Таким образом, защита отечества как долг и обязанность граждан РФ вбирает в себя и учитывает все изменения в ходе исторических событий страны. В результате осознание человеком своего долга перед Родиной даже при некоторых пробелах или недоработках в аспекте воспитания отражается в дальнейшем как на жизни страны, так и судьбе самого гражданина. 2. Служение отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Таким образом, гражданин страны в своих патриотических чувствах, действиях, помыслах должен сознательно подходить к службе своему отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания. «Большая советская энциклопедия» приводит определение мировоззрения как системы взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение есть общее понимание мира, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Мировоззренческая составляющая присутствует во всех сферах жизни без исключения. Мировоззрение - это общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого самосознания и до сих пор проходящий метаморфозы изменения. Само по себе мировоззрение не появляется. Чтобы создать условия для его развития и становления, необходимо опираться на традиции, историю, сравнительный анализ как исторических эпох, так и различных стран.

Мировоззренческие основы оказывают огромное влияние на сознательное служение каждого гражданина страны отечеству. Наравне с мировоззрением фундаментом осознания своего долга перед Родиной является и нравственность. Нравственность - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Д.Ушаков в своем словаре дает определение нравственности как совокупности норм, определяющих поведение человека. Нравственность - это принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку нравственность, как следует из определения, основана на свободной воле, нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. Нравственные ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Нравственные регуляторы в обществе и в армии - это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регуляторы разнообразны. Каждый индивид выбирает те из них, которые наиболее подходят для него. Духовная свобода выражается в свободе нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, верностью Родине и предательством. Все выдающиеся полководцы отмечали, что воинское служение и исполнение воинского долга возможны исключительно на высокой духовно- нравственной платформе. Без нравственных основ армия превращается в сборище вооруженных людей, способных на самые страшные преступления и злодеяния. Высокий нравственный уровень мировоззрения строится с помощью общества, семьи, церкви, образования. Каждая социальная сфера вносит свой неоценимый вклад в формирование нравственности человека. Высокая нравственность является ступенью к становлению и росту духовности человека. Синтез нравственности и мировоззрения приводит к созданию определенного уровня духовности. До революции 1917 г. духовность в армии означала больше религиозную направленность, чем светскую, после революции духовность начала рассматриваться с позиции морали, нравственности, долга. Известный философ Н.Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «Я» человека. Именно духовность, по его убеждению, есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке. «Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги», - писал Н.Бердяев. Долг перед Родиной, предками, страной, семьей является стержнем духовности. Первостепенный долг гражданина, мужчины - служить Родине, пройти службу в вооруженных силах, этим будет исполнен долг перед родными и страной в целом. Такие категории, как мировоззрение, долг, духовность, отражаются в становлении сознания человека. Они приобретаются, накапливаются, наполняются личностным содержанием в течение развития, образования, самопознания личности и, конечно же, воспитания. Если шкала ценностей в сознании человека выстроена верно, если гражданин осознанно ставит наверху пирамиды ценностей защиту отечества и долг перед отечеством, то наверняка можно говорить о создании реальных условий для воспитания и становления человека как гражданина своей страны, о неоценимом вкладе страны в построение личности человека.

Методические рекомендации: Руководитель занятия должен обратить внимание на философскую, этическую терминологию как одну из сложнейших сторон темы. Актуально будет привести примеры из жизни для наполнения рассматриваемых понятий личностно значимым для каждого слушателя содержанием. Для наиболее качественного изучения данной темы руководителю занятия целесообразно подвигнуть слушателей высказывать свои точки зрения на поставленные вопросы, поскольку они являются дискуссионными.



Предварительный просмотр:

«Место подвига – Афганистан»

 Вопросы: 1. Афганская война: ее этапы и оценка.

 2. Отвага и героизм советских воинов в боях.

Участие советских войск в вооруженном конфликте на территории Республики Афганистан в 1979-1989 гг. было наиболее длительным и масштабным применением контингента Вооруженных Сил СССР за пределами страны в мирное время. Советским войскам противостоял организованный, сильный и убежденный в своей правоте противник, имеющий широкую зарубежную поддержку, включая финансовую, военную и информационную помощь США, Пакистана и ряда других государств. От советских воинов требовалось большое мужество и готовность в труднейших условиях выполнять поставленные задачи. 1. В июле 1973 года в Афганистане произошел государственный переворот, в результате которого была свергнута монархия и установлен республиканский строй. Первым президентом этой страны стал Мухаммед Дауд, который опирался на Народно-демократическую партию Афганистана (НДПА), образованную в 1965 году. В 1967 году ввиду тактических разногласий в ней оформились два крыла: «Хальк» («Народ») во главе с Н.М. Тараки и «Парчам» («Знамя») во главе с Б. Кармалем, получившие свои названия по одноименным фракционным газетам. 27 апреля 1978 года Народно-демократическая партия Афганистана совершила Апрельскую или, как ее еще называют, Саурскую революцию. НДПА пришла к власти, а президент Мухаммед Дауд и вся его семья были убиты. НДПА провозгласила страну Демократической Республикой Афганистан. С этого момента в стране началась настоящая гражданская война. После переворота 27 апреля 1978 г., не пользуясь прочной поддержкой в народе, новое правительство жестоко подавляло внутреннюю оппозицию. В декабре 1978 года был подписан советско-афганский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В ДРА началось проведение радикальных социальных реформ. Но при этом не учитывались многовековые традиции Афганистана, роль и значение ислама в жизни народа, уровень общественного развития. Волнения в стране и распри между сторонниками «Хальк» и «Парчам» с учетом геополитических соображений (недопущение усиления влияния США в Центральной Азии и защита среднеазиатских республик) подтолкнули советское руководство к вводу в декабре 1979 г. войск в Афганистан под предлогом предоставления интернациональной помощи. Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Официальной причиной ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства во внутренний военный конфликт. В 116 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГЕРОИКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана. 25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка - Шинданд - Кандагар, Термез - Кундуз - Кабул, Хорог - Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. В районе города Термеза два понтонно-мостовых полка в 7 часов утра 25 декабря приступили к наведению понтонного моста. Первыми переправились разведчики, а затем 108-я мотострелковая дивизия. В это же время военно- транспортная авиация начала переброску по воздуху основных сил 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и отдельного парашютно- десантного полка из ее состава на аэродромы Кабула и Баграма. 27 декабря 1979 года советские спецподразделения взяли штурмом президентский дворец в Кабуле, во время захвата которого погиб президент Афганистана Хафизулла Амин, а 103-я воздушно-десантная дивизия взяла под свой контроль здания ЦК НДПА, министерства обороны, МВД, министерства связи и другие важные объекты столицы Афганистана. Части 108-й мотострелковой дивизии к утру 28 декабря сосредоточились северо- восточнее Кабула. Ввод советских войск в Афганистан прошел сравнительно легко. Однако мусульманское население не смирилось с советским присутствием, и в северо-восточных провинциях вспыхнуло восстание, распространившееся на всю страну. В начавшемся военном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды или душманы) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта оказывали поддержку военные специалисты США, ряда европейских стран - членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы. В течение 1980-1988 гг. помощь стран Запада моджахедам составила 8,5 млрд. долларов, половину из которых предоставили США. Численность Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистане при вводе войск составляла около 81 тысячи военнослужащих. В последующем, в зависимости от решаемых задач и условий их выполнения, боевой состав Ограниченного контингента советских войск уточнялся, проводилось переформирование некоторых соединений и частей в целях повышения их боевых возможностей. Наибольшей численности ОКСВ достиг в 1985 году и составил около 120 тысяч человек. В состав советского контингента входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, 4 дивизии, 5 отдельных бригад, 4 отдельных полка, 4 полка боевой авиации, 3 вертолетных полка, 1 трубопроводная бригада, 1 бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения. «МЕСТО ПОДВИГА – АФГАНИСТАН» 117 Советское командование рассчитывало поручить подавление восстания кабульским правительственным войскам, которые, однако, были сильно ослаблены массовым дезертирством и не справились с этой задачей. Ограниченный контингент на протяжении ряда лет контролировал положение в основных городах Афганистана, тогда как мятежники чувствовали себя сравнительно свободно в сельской местности. Поставки оружия из других стран позволили партизанам продержаться до 1989 г., когда новое советское руководство вывело войска из Афганистана. Период пребывания ОКСВ на территории Афганистана можно условно разделить на четыре этапа. Первый этап (декабрь 1979 г. - февраль 1980 г.) - ввод основного состава ОКСВ, размещение по гарнизонам, общее устройство, организация охраны постоянных пунктов дислокации и различных объектов. Второй этап (март 1980 г. - апрель 1985 г.) - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции совместно с афганскими соединениями и частями, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА. На апрель 1980 г. приходится 1-я Панджшерская операция - первая из серии крупномасштабных плановых общевойсковых операций частей и соединений ОКСВ и правительственных сил ДРА против многочисленной группировки вооруженных формирований афганских моджахедов в районе Панджшерского ущелья и прилегающих территорий. Одной из крупнейших операций второго этапа стала и операция под кодовым названием «Удар» с 14 ноября по 5 декабря 1980 г. в зоне «Центр» (провинции Кабул, Парван и Бамиан). В ней участвовали до 16 тыс. военнослужащих советских и афганских войск, 600 танков и бронетранспортеров, свыше 300 орудий и минометов, до 100 самолетов и вертолетов. По советским данным, моджахеды потеряли свыше 500 человек убитыми и 736 - пленными. Третий этап (май 1985 г. - декабрь 1986 г.) - переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций афганских войск. На этом этапе мотострелковые, воздушно-десантные и танковые подразделения 40-й армии главным образом применялись в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения специального назначения продолжали вести борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Данный этап ознаменован пятой по счету Кунарской операцией (май- июнь 1985 г.), наиболее крупной из серии одноименных операций. Целью операции являлась стабилизация обстановки в зоне афгано-пакистанской границы, нейтрализация многочисленных формирований афганских моджахедов, ликвидация инфраструктуры - базовых районов (опорных пунктов) и приграничных с Пакистаном перевалочных баз, захват складов вооружения и боеприпасов по всему Кунарскому ущелью. Четвертый этап (январь 1987 г. - февраль 1989 г.) - участие советских войск в проведении политики национального примирения, продолжение 118 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГЕРОИКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ работы по укреплению вооруженных сил ДРА и поддержка боевых действий афганских частей и подразделений, планирование и осуществление вывода советских войск с территории Афганистана на территорию СССР. В этот период была проведена одна из наиболее крупномасштабных плановых общевойсковых операций в Афганской войне - операция «Магистраль» по деблокированию города Хост (с 23 ноября 1987 г. по 10 января 1988 г.). 23-26 января 1989 г. в провинциях Парван, Баглан, Кундуз состоялась последняя войсковая операция Советской армии в Афганистане - операция «Тайфун». Кроме того, за все время Афганской войны известность получили войсковые операции «Горы-80», «Весна-80», «Осень-80», «Залп», «Маневр», «Западня», «Гранит», «Гроза» (в провинции Газни), «Джавара», «Юг» (Кандагар), «Тайфун» и др. Начало выводу советских войск положил состоявшийся в декабре 1986 года чрезвычайный пленум ЦК НДПА, провозгласивший курс на национальное примирение. К этому времени стало ясно, что военного решения афганской проблемы не существует. Развязать «афганский узел» можно было только путем переговоров. Они и состоялись в Женеве между правительствами Афганистана и Пакистана при участии СССР и США. Результатом этих переговоров стало подписание Женевских соглашений по вопросам политического урегулирования положения вокруг Афганистана. С января 1987 года советские войска практически только поддерживали боевые действия афганских войск. Основные же усилия были сосредоточены на обеспечении подготовки и выводе 40-й армии из Афганистана, который был завершен 15 февраля 1989 года. Последующие события на таджикско-афганской границе свидетельствуют, что после вывода советских войск из Афганистана ситуация, к сожалению, не стабилизировалась. После отстранения от власти правительства НДПА начались вооруженные столкновения между различными группировками моджахедов. В северных районах Афганистана созданы базы боевиков движения исламского возрождения Таджикистана, которые совершают постоянные провокации против российских пограничников, охраняющих таджикско-афганскую границу по просьбе правительства Республики Таджикистан - одного из государств СНГ. С 2001 года, после начала военной операции по свержению режима талибов, на территории Афганистана действует возглавляемый НАТО международный войсковой контингент - Международные силы содействия безопасности (ISAF). Перед 40-й армией в Афганистане стояло несколько основных задач. Как указывает в своей книге «Ограниченный контингент» последний командующий 40-й армией Герой Советского Союза Борис Громов, в первую очередь советские войска должны были оказать помощь правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. В основном «МЕСТО ПОДВИГА – АФГАНИСТАН» 119 эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Кроме того, присутствие значительного воинского контингента в Афганистане должно было предотвратить агрессию извне. Эти задачи личным составом 40-й армии были выполнены полностью. Перед Ограниченным контингентом никто и никогда не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане. Все боевые действия, которые 40-й армии приходилось вести с 1980 года и практически до последних дней пребывания в стране, носили либо упреждающий, либо ответный характер. Совместно с правительственными войсками ОКСВ проводил войсковые операции только для того, чтобы исключить нападения на собственные гарнизоны, аэродромы, автомобильные колонны и коммуникации, которые использовались для перевозки грузов. Вместе с тем более 70% сил и средств 40-й армии постоянно было задействовано для перевозки по территории Афганистана гуманитарных грузов. Эта напряженная работа не прекращалась вплоть до последнего дня пребывания Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Признание в конце 80-х годов руководством СССР ошибочным решения о вводе советских войск на территорию Афганистана ни в коей мере не бросает тень на солдат и офицеров, направлявшихся в эту страну. «Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли свой воинский долг», - справедливо указывал в 1989 году Комитет Верховного Совета СССР по международным делам. В соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) день 15 февраля определен как День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 2. Находясь вдали от Родины, в тяжелейших климатических условиях, советские воины продемонстрировали свои лучшие качества: верность воинскому долгу и присяге, доблесть и героизм. За мужество и отвагу, проявленные в боях на земле Афганистана, более двухсот тысяч солдат и офицеров награждены государственными орденами и медалями. Семидесяти двум военнослужащим присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Двадцать пять солдат и офицеров 40-й армии удостоены этого звания посмертно. Среди героев - «афганцев» есть авиаторы и танкисты, мотострелки и десантники, саперы и связисты, представители других родов войск. Рядовые, сержанты, прапорщики и офицеры вели себя в экстремальных условиях бесстрашно и решительно, действовали как настоящие профессионалы- патриоты. Никого не оставят равнодушными подвиги тех, кто способен грудью заслонить командира в бою, вызвать огонь на себя, спасая товарищей, взорвать врагов последней гранатой. Так, например, в сентябре 1983 г. подразделение разведчиков разведывательной роты 181-го мотострелкового полка 108-й Невельской Краснознаменной мотострелковой дивизии должно было выдвинуться на 120 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГЕРОИКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ горный участок и обеспечить безопасность прохода автоколонны. При выполнении задачи группа воинов попала в засаду. Кому-то надо было прикрыть отход сослуживцев. Эту задачу взял на себя рядовой Николай Анфиногенов. В его наградном листе этот боевой эпизод описан так: «...Прикрывая отход товарищей от напавшей банды душманов и израсходовав все боеприпасы, оказался в окружении отряда мятежников. Убедившись, что его товарищи вне опасности, последней гранатой взорвал себя и находившихся вблизи бандитов. Геройски погиб, уничтожив при этом восемь мятежников и, тем самым, обеспечил своим товарищам выход на более выгодные позиции...». За этот подвиг рядовому Н.Я.Анфиногенову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Подобные подвиги совершили десантники - Герой Советского Союза (посмертно) гвардии старший сержант Н.Чепик и Герой Советского Союза (посмертно) старший сержант А.Мироненко, которые в критической ситуации боя, когда не было другого выхода, подорвали себя гранатами, но не сдались в плен мятежникам. Примеров такого героического самопожертвования можно привести десятки. В ходе боевых действий в Афганистане особенно ярко проявились сплоченность советских воинов, единение командиров и подчиненных, офицеров и рядовых, боевая взаимовыручка, готовность прийти на помощь в минуты смертельной опасности... Так, во время операции, в которой в составе своего взвода участвовал рядовой Юрий Фокин, был ранен командир взвода. Солдат бросился к офицеру, начал делать ему перевязку, но тут пуля пронзила рядового. За мужество и отвагу рядовой Юрий Фокин был награжден посмертно орденом Красной Звезды. Имеется немало примеров и другого порядка, когда офицеры, рискуя жизнью, спасали подчиненных или сослуживцев. 21 апреля 1982 года заместитель командира мотострелковой роты по политической части лейтенант Александр Демаков во главе взвода отправился охранять один из отдаленных участков дороги - единственной в этой местности. Душманы часто пытались минировать эту дорогу, обстреливали колонны, шедшие по ней. Взвод попал в засаду. После короткой перестрелки бандиты начали окружать мотострелков и попытались взять их в плен. По интенсивности огня было понятно, что советским воинам противостоит крупная группа душманов. Лейтенант Александр Демаков доложил по рации об обстановке в штаб части и отдал приказ группе отползать к арыку, а сам стал прикрывать отход сослуживцев. Бандиты заметили, как ускользают из окружения советские солдаты, и открыто бросились вперед. Огонь Александра Демакова остановил их. Трижды пытались подняться душманы - и трижды огонь автомата лейтенанта прижимал их к камням. Замполит отстреливался до последнего патрона. «МЕСТО ПОДВИГА – АФГАНИСТАН» 121 Последней гранатой замполит подорвал себя и окружавших его душманов. За этот подвиг лейтенант А.И.Демаков был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Колоссальная работа в ходе боевых действий в Афганистане выпала на долю вертолетчиков. Благодаря им были спасены немало жизней советских воинов. Вот один из таких примеров. 20 января 1980 года в районе кишлака Пулан мятежники с помощью тяжелой артиллерии обстреляли позиции передового отряда полка советских войск и отрезали все пути к перегруппировке наших сил. Получив приказ, эскадрилья майора Василия Щербакова выдвинулась на помощь. Позиции душманов были атакованы с воздуха неуправляемыми реактивными снарядами. В ответ по вертолетам был открыт шквальный огонь из крупнокалиберных пулеметов. Один из вертолетов эскадрильи был подбит и совершил вынужденную посадку. В сложнейших условиях, под огнем бандитов экипаж майора Василия Щербакова спас товарищей, попавших в беду. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года майору Василию Щербакову за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Только в 1980 году подвиг майора Василия Щербакова в Афганистане повторили экипажи вертолетов под командованием капитанов Виктора Оболонина, Алексея Пахомова, Леонида Туктарева, Евгения Корсакова, Андрея Устименко. Свыше 1000 боевых вылетов совершил в небе Афганистана командир вертолета майор Ю.Артемов. Уже одно это говорит о его мужестве и летном мастерстве. 19 октября 1986 г. пара вертолетов Ми-24 Душанбинского авиаполка выполняла боевую задачу по прикрытию и сопровождению автоколонны с гуманитарным грузом. Противник устроил засаду и предпринял попытку уничтожения колонны. Экипаж в составе: командир майор Ю.Артемов, старший летчик-штурман, штурман эскадрильи майор Н.Рубцов, бортовой техник старший лейтенант О.Теличко - осуществлял огневую поддержку боевых действий личного состава автоколонны, по наводке командира колонны наносил ракетные удары по засаде противника. При выходе из очередной атаки выстрелом из ПЗРК вертолет был сбит, загорелся и пошел на вынужденную посадку. Не доходя 30-50 м до земли, горящий вертолет взорвался. Экипаж погиб. Посмертно награждены: майоры Ю.Артемов и Н.Рубцов орденами Красного Знамени, старший лейтенант О.Теличко - орденом Красной Звезды. Главным, что определяло действия героев - «афганцев», была верность воинскому долгу, боевое братство. В этой связи нельзя не вспомнить о таком трагическом, но вместе с тем пронизанном подлинным героизмом эпизоде Афганской войны как гибель 122 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГЕРОИКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Мараварской роты. 21 апреля 1985 г. в Мараварском ущелье в провинции Кунар попала в окружение и была уничтожена рота специального назначения под командованием капитана Николая Цебрука. Рота осуществляла выход в кишлак Сангам, расположенный в начале Мараварского ущелья, в 10 км от границы с Пакистаном. В кишлаке противника не оказалось, однако в глубине ущелья были замечены душманы. В ходе преследования рота втянулась в ущелье и попала в засаду. Длительное время помощь к блокированной в ущелье сотнями душманов роте пробиться не могла. Боеприпасы у обороняющихся быстро закончились, бойцы отбивались гранатами. Предпочтя смерть плену и издевательствам, бойцы спецназа взрывали себя гранатами. В ожесточенном бою героически погиб 31 спецназовец. В плен никто не сдался. С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане было убито, умерло от ран и болезней 13833 военнослужащих 40-й армии, в том числе 1979 офицеров и генералов. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников МВД СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Боевой опыт Афганистана доказал, что в основе всех мужественных поступков воинов - стремление любой ценой выполнить приказ, обеспечить безопасность товарищей, сохранить воинскую честь. Нынешнему поколению российских воинов есть, на кого равняться и с кого брать пример. Методические рекомендации Во время изучения первого вопроса необходимо подчеркнуть, что глубоко уверенные в необходимости выполнения благородной миссии интернациональной помощи советские воины пришли в Афганистан не как захватчики. Их задача была остановить полыхавшую там гражданскую войну, способствовать установлению мира и спокойствия в сопредельном государстве и обезопасить тем самым южную границу СССР. При изучении второго вопроса надо обратить внимание на то, что сейчас можно встретить разные оценки характера и итогов той войны. Но никому не дано права перечеркнуть проявления отваги и мужества советских солдат и офицеров, достойно выполнявших на афганской земле свой воинский долг. В заключительной части занятия целесообразно рассказать слушателям о событиях, произошедших в Республике Афганистан после ухода советских войск и до наших дней.