Методика обучения грамматике английского языка.

Шмухлярова Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/archived-word-games/make-the-sentences/questions

https://www.englishclub.com/vocabulary/wh-question-word-song.htm



Предварительный просмотр:

http://www.eslkidstuff.com/esl-kids-games/question-games.htm

http://busyteacher.org/16508-speaking-6-fabulous-games-teach-students.html

http://www.tedpower.co.uk/games.htm#g13

https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/archived-word-games/make-the-sentences/questions

http://eslgames.com/esl-grammar-games/

http://eslgames.com/no-prep-warm-up-activities/

https://www.teachingenglish.org.uk/article/games-question-practice

https://www.google.ru/search?client=opera&q=What+can+I+do&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8#newwindow=1&q=Songs+with+questions+in+english

https://englizz.wordpress.com/2013/03/25/practice-question-words-through-song/

https://www.englishclub.com/vocabulary/wh-question-word-song.htm

http://en365.ru/urok14.htm

https://infourok.ru/kak-obespechit-perenos-foneticheskih-leksicheskih-grammaticheskih-navikov-navikov-ustnoy-rechi-i-chteniya-na-formirovanie-naviko-1297820.html



Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. 

Что же такое грамматика? Грамматика как раздел науки о языке — это совокупность правил о том, как правильно построить предложение. Посредством грамматики формируются умения устного и письменного общения. Поэтому важно при обучении грамматике не только изучать теорию и добиваться ее усвоения, но и выдвигать в качестве первостепенной задачи практическое усвоение и закрепление особенностей иноязычной речи.

По мнению психолога Беляева Б.В., «надо не столько знать правила о том, как конструировать иноязычные предложения, сколько практически овладевать различными грамматическими конструкциями (моделями и структурами) в своей речи».

Таким образом, только разумное сочетание обучению грамматике и закрепление грамматических явлений в речи помогут педагогу сформировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

 Что значит знать грамматику? Знать грамматику — это значит знать форму, значение употребление и речевую функцию грамматического явления. Овладение грамматикой языка необходимо для формирования навыков и умений устной и письменной речи, а также для понимания иноязычной речи при аудировании и чтении.

Что входит в понятие «содержание обучения грамматике»? В содержание обучения грамматике входят правила и грамматические явления, а также грамматические навыки употребления явлений, конструкций и грамматических структур.

Грамматические навыки делятся на две группы:

Грамматические навыки делятся на две группы:

рецептивные

(Аудирование и чтение)

продуктивные.

(говорение и письмо).

узнавание грамматической конструкции и соотнесение ее со смысловым значением, умение отличать одни грамматические конструкции от других, сходных по форме; определение структуры простого предложения и порядок слов в английском предложении, определение структуры сложного предложения, умение вычленять границы придаточного предложения и оборотов( инфинитивных, определительных, обстоятельственных, причастных, герундиальных и т.д.); устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные и подчинительные отношения и связи между элементами предложения;

умение образовывать и употреблять грамматические формы и конструкции, выбирать их в зависимости от ситуации общения; распознавать грамматические конструкции при чтении, а также использовать грамматические явления в письменной речи.

Основные подходы при обучении грамматике при обучении грамматике используется два подхода:

Имплицитный implicit – (подразумеваемый, не выраженный явно)

(без объяснения правил)

эксплицитный - explicit (недвусмысленный, ясный)

(с объяснением правил).

Имплицитный подход — это обучение грамматике по моделям. (более часто применим  на начальном этапе обучения)

Эксплицитный  подход применим при изучении грамматики на старшем этапе обучения

Методы:

Методы:

Структурный - использование системы упражнений на отработку структурных моделей.

Коммуникативный - прослушивание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации.

Дедуктивный - построен на изучении правила с использованием специфических грамматических терминов и конструировании речевого клише с сознательным использованием этого правила, т.е. от общего к частному.

Индуктивный— это метод объяснения от единичного к общему.  Учащимся предлагается самим сформулировать правило и закономерности его употребления на основание анализа ряда примеров или через контекст.

аудирование речевых образцов, хоровое или индивидуальное проговаривание образцов, вопросно-ответные упражнения с учителем или в парах с использованием отрабатываемых структур.

(Паллер)

:  .  имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое повторение.  группировка схожих по смыслу фраз в единый рассказ  разнообразие обстоятельств автоматизации, использование различных игр для автоматизации речевых образцов.  действия по готовым клише в схожих ситуациях общения.

Последовательность действий :1. изучение правила с использованием грамматических терминов.2. поиск данного грамматического явления или структуры в тексте, озвучивание (называние) формы данного грамматического явления, объяснение, в каком значении оно употребляется в данном контексте.  выполнение подстановочных упражнений по аналогии с образцом.  выполнение упражнений на трансформацию, руководствуясь правилом.  переводные упражнения с родного языка на иностранный.

Последовательность действий: 1.Дается текст или набор предложений с примерами на новое правило и предлагается в небольших группах изучить примеры, обнаружить в них определенные грамматические закономерности и с помощью учителя сформулировать грамматическое правило.

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

грамматическая структура становиться объектом длительной отработки; у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность употреблять готовую грамматическую структуру в речи.

упражнения монотонны, учащиеся быстро устают, упражнения исключают речевой характер отработки.

Наблюдается высокая мотивация учащихся, так как ситуации, близкие к реальным, позволяют учащимся почувствовать себя активными участниками процесса овладения знаниями.

большая подготовительная работа учителя для создания базы речевых клише в разных ситуациях общения.

1 .осуществление принципа сознательности и научности

2.обеспечение поэтапной отработки грамматического навыка 3.формирование учебных умений и навыков, предоставление большей самостоятельности учащимся.

 4.возможность использования данного метода при самостоятельной работе

— это некоторые трудности понимания грамматической терминологии, а также отработка грамматических конструкций на однообразных предложениях, вне живого речевого общения.

обеспечение реализации проблемного обучения; стимулирование самостоятельного языкового наблюдения; развитие языковой догадки лучшее запоминание изучаемого материала.

не все языковые явления объясняются индуктивно, а неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам.

Е.Н.Соловова отмечает, что на современном этапе эти методы редко используются изолированно. Учитель может варьировать использование тех или иных методов в процессе преподавания.

 Выбор метода зависит от многих причин: от возраста, уровня языковой подготовки учащихся, от изучаемого грамматического материала.

Метод дедукции предполагает движение от правила к речевым образцам. Выбор приемов зависит от характера грамматического явления. Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез обращают внимание на то, что при объяснении сложных грамматических явлений учитель должен объяснить теорию, а учащиеся, опираясь на теоретические знания, идут к построению собственных предложений.

Однако, на начальном этапе обучения учащиеся, как правило, не могут сделать выводы об образовании грамматической структуры через чтение системы упражнений или несложных текстов. Овладение грамматикой на младшем и среднем этапах идет через рецептивную деятельность, а на старшем через продуктивную. 

При обучении грамматике необходимо использовать дифференцированный подход, т.е. сочетание различных подходов и методов с учетом особенностей обучения.

При обучении грамматике на начальном этапе широко используется имплицитный подход. Учебно-методические комплекты авторов И.Н. Верещагиной и др., М.З. Биболетовой и др. для начальной школы базируются на данном методе. Дети раннего возраста имеют очень хорошую память, поэтому они хорошо воспроизводят готовые грамматические образцы и, опираясь на эти образцы, учатся конструировать свои высказывания. При обучении в начальной и средней школе также наиболее удачным считается индуктивный метод, так как именно в этом возрасте у учащихся лучше формируется механизм языковой догадки.

Для закрепления грамматического материала важно использовать речевые и условно-речевые упражнения, игры. Частичное сочетание индуктивного и коммуникативного методов в данном случае будет очень эффективным и поможет восполнить минусы одного подхода плюсами другого.

В старших классах, при обучении взрослых используют дедуктивный метод, так как уровень языковой грамотности высок. Виды грамматического минимума

Существует два вида грамматического минимума: 

  • активный (способность употреблять грамматический материал во всех видах речевой деятельности);
  • пассивный (способность узнавать грамматический материал при чтении и аудировании).

Активный грамматический минимум изучается в средней школе, а более сложные грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму — в старшей.

Итак, Основные методы работы над грамматикой  Коммуникативно-когнитивный (изучать язык осознанно, исходя из деятельностного подхода. Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции.  Поисковый метод (например, найдите в тексте какое-то грамматическое явление).  Сравнительно-сопоставительный (сопоставить явления родного и иностранного языка; сопоставить явления внутри языка).

 Дифференцированный метод (умение дифференцировать различные явления). Формирование грамматических навыков В методике существует несколько точек зрения на этапы формирования грамматического навыка.

 А.А.Миролюбов предлагает различать три этапа:

  • Ориентировочно-подготовительный;
  • дифференцировочно-идентифицирующий;
  • этап использования в речи;

На первом этапе будет происходить ознакомление с грамматическим явлением, выделение его формальных признаков и проговаривание.

На втором этапе будет происходить распознавание изучаемого грамматического явления, умение отличить его от сходных грамматических форм и формирование автоматизации навыка.

На третьем этапе будет происходить дальнейшая автоматизации навыка в процессе восприятия и понимание форм данного грамматического явления в устной и письменной речи.

Для формирования грамматических навыков существует система языковых и речевых упражнений. В языковых упражнениях учащимся предлагается выполнить ряд задач, например таких, как:

 подстановка артиклей,

написание окончаний слов, о

образование множественного числа существительных,

выбор правильной формы глагола,

видоизменение предложений и т.д.

выполнение упражнений на трансформацию.

упражнения на перевод.

Эти упражнения направлены на формирование грамматических навыков. Речевые упражнения, к которым относятся упражнения в форме ответов на вопросы по тексту или упражнения в диалогической речи, или упражнения на подтверждение или опровержение информации в тексте — все эти упражнения носят репродуктивный характер.

 Лучшей, по мнению Беляева, является тренировка учащихся в живой речи на иностранном языке.

Как добиться продуктивности во владении грамматическими правилами?

  • Грамматику следует изучать step-by-step.
  • Грамматика языка – логичный предмет. Необходимо понять логику языка, тогда, переходя от простых конструкций к более сложным, вы будете наращивать на готовый и хорошо понятный базовый каркас  более разнообразные  грамматические и лексические вариации.  
  • Ведение конспекта. Для большего КПД советуем завести особую тетрадь, куда будут записываться в краткой, структурной форме основные положения, что обеспечит лучшее осмысливание материала, а также лучшую наглядность. К тому же Вы в любой момент сможете просмотреть конспект и очень быстро возобновить пройденный материал.
  • Поэтому автор предлагает учителю обязательно записать все формы изучаемого грамматического явления на доске;
  • выписать отрицательную, вопросительную и утвердительную формы;
  • сравнить форму данной структуры с частично похожей формой другой структурьц
  • сделать учащихся не пассивными, а активными участниками учебного процесса, а также связать грамматическую форму с конкретным речевым контекстом в целях лучшего запоминания.

Выводы: без знания грамматических правил невозможно понять систему языка. Без понимания грамматического строя языка невозможно грамотно высказать свою мысль, понимать иноязычную речь.