Материалы для воспитателей

В данном разделе представлены полезные и интересные материалы, которые помогут в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 комбинированного вида «Гнездышко» г. Воркуты

«Позтор» быдсямачелядьöс 17 №-а видзанiн» школаöдзвелöдан Воркута карсамуниципальнöйсьöмкуд учреждение

Физкультурное развлечение,

совместно с семьями воспитанников подготовительной группы

«Секреты здоровья для Бабы- Яги»

Воспитатель: Мякушина С.В.

Цель:  Создание условий для гармонизации детско- родительских отношений в процессе совместного мероприятия, направленного на формирование здорового образа жизни.

Материал: письмо от Бабы – Яги, 2 корзинки, картинки с изображением вредных и полезных продуктов  по количеству участников,2 ведра, мольберт, ватман с кроссвордом, 2 маркера, мешочки с песком, конусы, мешки для прыжков, 4 кочки, схемы видов спорта, избушка, аудиозапись песни «Солнышко лучистое любит скакать».

 Ход развлечения:

(Начало проводится в групповом помещении)

Ведущий: Ребята, сегодня рано  утром, я в группе нашла письмо для нас, давайте прочитаем его?

«Здравствуйте, дети! Пишет вам Баба – Яга, заболела я, а мне про вас Сорока рассказывала, что знаете Вы секреты здоровья, которые помогают справиться со всеми болезнями. Приходите ко мне в гости и вылечите меня, жду  с нетерпением. В письме найдете подробную карту как ко мне добраться, не забудьте взять с собой родителей, а то лес у нас опасный»

 (Воспитатель вместе с детьми и родителями рассматривают карту и отправляются к Бабе –Яге. Участники ориентируясь по стрелкам попадают в музыкальный зал, в котором стоит избушка, рядом на пеньке сидит Баба –Яга.

Баба Яга: Здравствуйте гости дорогие, не оставили бабушку пришли на помощь! Болею я часто.  Живу одна, иногда захожу в магазин в деревне продукты купить. Сегодня на завтрак взяла суп заварной, чипсы и лимонад.

Ведущий: Что ты Баба Яга, так питаться нельзя! Для хорошего здоровья нужны здоровые продукты. Пойдем с нами в магазин, мы тебя научим правильно выбирать продукты питания. Сейчас ребята помогут тебе выбрать в магазине полезные продукты. А мы проверим, какие полезные продукты  они знают.

(ведущий предлагает участникам  разделиться на команды и отправиться в магазин. Необходимо по сигналу по очереди добежать до стола, с разложенными картинками здоровых и вредных продуктов, выбрать здоровые, положить в корзинку, вернуться и передать эстафету)

Ведущий: Получай Баба- Яга корзинки со здоровыми продуктами богатые витаминами и полезными микроэлементами. (Баба- Яга благодарит команды)

А сейчас Баба- Яга проверим тебя, в этом нам поможет игра, если продукты для здоровья вредны, молчишь, если полезны - хлопаешь.

1.  Ешь апельсины, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2.  Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис.

 3.  Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград.

4.  Пейте дети молоко, будете здоровы.

Ведущий: Молодец!  Баба Яга, вот наш секрет здоровья это – правильное питание.  

Баба- Яга: Чтобы не забыть его, запишу в свою записную книгу. А еще утром я долго проснуться не могу. Мне посоветовали пить крепкий кофе, он бодрит.

Ведущий: Что ты Баба Яга, даже дети знают, чтобы проснуться и зарядиться энергией на целый день нужно каждое утро делать зарядку. Покажем Бабе – Яге комплекс упражнений. (Ведущий приглашает всех на веселую зарядку, используется музыка «Солнышко лучистое») Вот еще один секрет здоровья, не забудь его.

Баба Яга:  Сейчас запишу (достает книжечку и записывает) Может, вы мне поможете разгадать кроссворд? (достает мольберт, на котором находится пустой кроссворд) А, то мы с Лешим ничего не смогли отгадать? (читает загадки участникам и заполняет клетки)

«Спортивный кроссворд»

Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем –
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я …
(Гантели)

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные ...
(Коньки)

Я катаюсь на нем
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы,
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Санки)

Не похож я на коня,
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звонить умею, знай! 
(Велосипед)

Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной -
Увлекательный ...
(Хоккей)


Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота, через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в ...
(Волейболе)


На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется
(Фигурное катание)


По зимней дороге бегут налегке
Спортсмены на лыжах с винтовкой в руке.
До финиша скоро, фанаты кругом,
Любимый вид спорта смотрю — ...
(Биатлон)
Баба - Яга: Вот спасибо, прямо настроение подняли, здоровье улучшили.  

Ведущий: Еще, есть еще один секрет здоровья – красивая  осанка. А как ее укрепить мы тебе покажем (ведущий предлагает участникам командам построиться, Бабе- Яге присоединиться  к одной из них, проводится эстафета «Правильная осанка»)

Эстафета « Правильная осанка»

Участники  несут на голове набивные мешочки, сохраняя равновесие, огибая конусы, до ориентира, обратно возвращаются бегом, мешочек в руках, передают эстафету.

Воспитатель: Молодцы, команды! Умница Баба- Яга, надеемся, что ты всегда будешь следить за своей осанкой, не горбится, ходить по лесу с прямой спиной.

 Баба- Яга: Уважаемые дети, хочу поиграть с вашими  родителями в мою любимую игру  «Угадай-ка».

Баба- Яга приглашает родителей из каждой команды, дает три  карточки-схемы с видами спорта. Нужно показать движениями и жестами без слов, изображенный на схеме вид спорта соперникам.  

Баба - Яга: Какие находчивые и сообразительные, а Лешему трудно дается эта игра. 

Ведущий: Баба- Яга, открываем для тебя еще один секрет здоровья – нужно заниматься спортом. В этом тебе помогут предметы, которые есть в твоей избушке (ведущий предлагает выстраивает команды на старт для эстафет).

Эстафета «Ступа Бабы-яги»

Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на полу, одной рукой держит ведро за ручку. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию до ориентира и передать «ступу» следующему.

Эстафета «Болото»

Первым участникам из каждой команды дают по два листа (ортоковрика). Нужно положить лист на пол, встать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить перед собой. Пройти всю дистанцию и передать листы следующему участнику команды.

Эстафета «Прыжки  в мешках»

Участник команды прыгает в мешках до ориентира, возвращается, передает эстафету следующему.

Баба-Яга: Ура, я выздоровела, я красивая и сильная, бодрая и веселая. В этом мне вы помогли гости дорогие, раскрыли все секреты здоровья. Я их всех записала в свою книжечку - проверти, все ли я запомнила. Чтобы быть здоровым нужно правильно питаться, делать утреннюю гимнастику, заниматься спортом, не унывать. Спасибо вам!

Ведущий: Мы рады, что помогли тебе, но нам пора возвращаться в группу. (Баба- Яга прощается, участники развлечения  уходят в группу)

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 комбинированного вида «Гнездышко» г. Воркуты

«Позтор» быдсямачелядьöс 17 №-а видзанiн» школаöдзвелöдан Воркута карсамуниципальнöйсьöмкуд учреждение

Сценарий зимней прогулки

«Краски для Северного сияния»

Воспитатель: Мякушина С.В.

Содержание  прогулки:

Во время сбора на прогулку у воспитателя звонит телефон, после разговора педагог сообщает детям о том, что их на улице кто-то ждет, предлагает быстрее одеться. На улице детей встречает педагог в костюме Зимы.

Зима: Здравствуйте, ребята! Я - Зима Волшебница. Покрываю весь мир белым снегом, сковываю на реке лед, укрываю деревья снеговыми шапками, мои морозы рисуют узоры на стеклах, превращаю   капельки  воды в легкие  снежинки. Ко мне в гости прилетал  озорной и веселый Северный ветер, он решил со мной поиграть и спрятал краски, которыми я раскрашиваю северное сияние. Сам отправился дальше путешествовать, а мне оставил карту, с ее помощью  можно найти  краски. А у меня, к сожалению, нет свободного времени разгадывать загадки шалуна Северного Ветра. Я должна  срочно отправиться на встречу с метелью. Уважаемые ребята,  помогите мне отыскать мои краски, без них я не смогу зажечь в ночном небе северное сияние. (Зима передает детям карту, пустую палитру, в которую нужно собрать краски, желает удачи в поисках  и уходит.)

Педагог с детьми рассматривают карту. Воспитатель  обращает внимание, на то, что нужно найти дерево на участке  с цифрой 1, чтобы узнать первое задание.  

 

Первое задание.

Отгадай и расскажи

Его  весной и летом мы видели одетым,

а осенью с бедняжки сорвали все рубашки,

но зимние метели его в меха одели  (Дерево)

Воспитатель: Правильно, это дерево! Ребята, посмотрите как красиво зимнее дерево, как кружева смотрится снег на ветках деревьях.

Ребята, дотроньтесь до коры,  скажите какая она ощупь? (шершавая, холодная)

А что вы можете увидеть на веточке у дерева? На веточке, закрытые плотной чешуйкой   зимуют почки.  

Как вы думаете, когда проснуться почки? Во что они превратятся? (Весной из них появятся    листья или новые веточки)

А как вы, думаете, зачем деревья сбрасывают листья? (Зимой деревья засыпают, так как становиться холодно, земля замерзает и деревьям теперь трудно добывать питательные  вещества, необходимые для роста, поэтому дерево в холодный период  засыпает- прекращает свой рост)

Как вы думаете, зачем дереву нужен снег? (Снег, который лежит на ветках как одеяло укутывает их и тем самым согревает ветки деревьев, а также снег укутывает корни деревьев и защищает их от мороза).                            

 А теперь ребята, закройте глаза, я произнесу  волшебные слова «Крибли- крабле бумс» и вы

 превратитесь в красивые деревья.

Прекрасные деревья, расскажите, чего вы боитесь? (Сильного ветра, он может сломать веточки, сильного мороза от него веточки становятся хрупкими,  человека, который  ломает деревья). А какие  зимние сны  Вы видите?

А сейчас волшебные слова «Крибли- крабле бумс»   превратят вас  в легкие снежинки, а я  стану высоким  деревом, вы будете летать, кружиться, а затем укроете меня от мороза.

Снежинки пуховые

Весёлые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

(Дети- «снежинки»  кружатся, подбегают  и  становясь в кружок  - «укрывают дерево»)

Крибли крабле бумс-  вы снова дети. Молодцы, ребята, благодаря вашей наблюдательности и находчивости, умению отгадывать загадки, мы нашли первую краску. (Педагог достает первую краску, спрятанную за цифрой, и помещает в палитру)

Второе задание.

Воспитатель предлагает детям, посмотреть на карту и сказать в каком направлении необходимо идти. ( Стрелки  ведут к  дереву с цифрой 2)

Воспитатель: Правильно, а чтобы дойти до задания нужно  превратить обычные слова в  ласковые:  

снег – снежок; лист – листочек, солнце – солнышко, ветка – веточка, дерево – деревце, горка – горочка, ёлка – ёлочка, санки – саночки.

Воспитатель  подводит следующему дереву на участке, на нем висит снежинка с загадкой, под деревом стоит корзина с гимнастическими палками, пластиковыми бутылками.

Воспитатель: На снежинке Северный Ветер оставил Зиме следующее задание: «Отгадай загадку и выложи отгадку

Что за звездочки сквозные  на пальто и на платке

Все сквозные вырезные, а возьмешь вода в руке? (снежинки)

 Молодцы, ребята, это снежинка. Я предлагаю вам разделиться на группы и выложить снежинку, используя палочки и пустые бутылки. (Дети выполняют задание.)

Какие красивые снежинки у вас  получились! Мы выполнили еще одно задание, и  еще одну краску вернем в палитру.

 

Третье задание

Воспитатель предлагает детям снова посмотреть на карту, чтобы узнать, в каком месте необходимо искать третье задание. (Стрелки ведут к цифре 3)

Педагог вместе с детьми отправляется к дереву, на котором находится цифра 3, две  ленточки  красного и синего цвета, снежинка с загадкой.

Воспитатель: Снова загадка  «Отгадай и поиграй».

Какой  это мастер на стекло нанес

И листья и травы и заросли роз? (мороз)

Воспитатель: Как вы думаете, в какую игру  будем играть? (Ответы детей). Правильно, это игра «Два Мороза».

Воспитатель предлагает выбрать двух Морозов, используя считалку:

Начинается считалка:

Ветер зиму нам принёс.

А морозу нам не жалко,

Прячь скорее в шарф свой нос.

Кто свой нос ещё не спрятал,

Тот замёрзнуть обречён.

Чтобы нос твой не заплакал,

Выходи из круга вон.

Затем проводится игра «Два Мороза»

Играющие располагаются в домике на одной стороне площадки. Двое водящих: Мороз Красный нос и Мороз Синий нос обращаются к детям.

Водящие: «Мы два брата молодые,

                     Два мороза удалые».

                     Один из них, указывая на себя, говорит:

                   «Я- Mopoз  Красный нос».

                    Другой:

                   «Я - Мороз Синий нос».

                    И вместе:

                   «Кто из вас решится

                    В путь - дороженьку пуститься?»

Дети: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

Воспитанники по сигналу «Мороз!» перебегают в домик напротив. Оба Мороза стараются их заморозить – коснуться рукой.

Молодцы, ребята! Вы показали свою ловкость и быстроту, и нашли еще одну краску для северного сияния.

Четвертое задание

Дети вместе с  педагогом рассматривают карту и устанавливают маршрут, нахождения четвертого задания. Подходят к дереву, на котором висит  цифра 4,снежинка с заданием, корзина с бутылочками, наполненные  подкрашенной водой, на каждого ребенка, маска волка.

Воспитатель читает задание на снежинке: «Отгадай и убегай»

По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком.
(Заяц)

 Воспитатель: Правильно, ребята, это заяц. Какого хищника нужно опасаться зайцу? (ответы детей). Я думаю, что Северный Ветер, хотел поиграть с Зимой в игру «Зайцы и волк». Сначала мы считалкой выберем  волка, а остальные дети будут зайцами. С помощью бутылок с цветной краской «зайцы» нарисуют  себе домики, которые должны находиться в разных местах площадки

(После того как дети нарисуют на снегу домики, проводится игра «Зайцы и волк»)

Игра начинается по сигналу воспитателя. Зайцы убегают от Волка, который старается  их запятнать. Спастись заяц может только  в домике, для этого ему надо впрыгнуть в круг, здесь он не должен долго находиться. Пойманных зайцев, волк забирает к себе в логово.

Воспитатель: Молодцы, ребята, смогли справиться с этим заданием и найти последнюю краску. Нужно позвать Зиму, чтобы вернуть ей  палитру,  для этого

Игра «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах                                        Дети изображают ходьбу на лыжах

Снег холодный лыжи лижет                                       Дети изображают бег на коньках

А потом -  на коньках,

Но упали мы. Ах!                                                       «Падают»

А потом снежки лепили,                                            Стоят, сжимают снежок ладонями.

А потом снежки бросали,                                              Бросают снежки.

А потом без сил упали.                                             «Падают»

И домой мы побежали.                                             Бегут по кругу.                 

 

Появляется Зима, дети отдают ей палитру с красками. Она благодарит детей за помощь.  

 

 

 

Литература:

1. Т.Г.Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа.

2. Уланова Л. А. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3- 7 лет.

3. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания детском саду»

4. Т. А. Третьякова «Комплексные занятия для детей 6 – 7лет»

5. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром»

6. О. Н. Козак «Зимние игры для больших и маленьких»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 комбинированного вида «Гнездышко» г. Воркуты

«Позтор» быдсямачелядьöс 17 №-а видзанiн» школаöдзвелöдан Воркута карсамуниципальнöйсьöмкуд учреждение

Познавательная викторина

 для детей старшего дошкольного возраста

«Усатые - полосатые»

Воспитатель:

Мякушина С.В.

Цель: Закрепление представлений о домашних кошках.

Задачи:

систематизировать представления об особенностях поведения, внешнего вида домашних кошек;

воспитывать ответственность за приученных домашних животных;

развивать  умение работать в команде, договариваться друг с другом;

воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

Оборудование: 2 мольберта, 2 черных маркера, 2 ватмана, карточки с изображением мясных, рыбных, молочных продуктов, овощей на команды, 2 тарелки, аудиозаписи музыки «Черный кот», «Если добрый ты…», карточки с животными из семейства кошачьих, крокодила, собака, корова, жираф, кит, магниты на каждую команду.

Ход викторины:

Под музыку в зал входят две команды.

Ведущий: Здравствуйте, дети. Сегодня по календарю первый день весны -1 марта. Этот день люди решили посвятить своим любимым животным. А каким узнаете, отгадав загадку:  «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (ответы детей) Конечно, это кошка.  

Появляется черный  кот.

Кот: Здравствуйте, уважаемые девчонки и мальчишки! Прогуливаясь по своим делам, я услышал, что сегодня день самых лучших в мире животных - кошек.

Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы посоревноваться и проверить свои знания о кошках. Уважаемый Кот, оставайся с нами, твоя помощь и мудрые советы пригодятся. Итак, представляем команды.

(каждая команда представляет свое название и девиз, затем занимают места в зале. Ведущий представляет жюри, которое будет оценивать выполнения задания каждой команды)

Кот: Перед игрой хочу проверить команды, умеют ли они танцевать  кошачий рок - н –ролл (звучит музыка «Черный кот» команды танцуют вместе с котом)

Ведущий: Замечательный танец получился у  команд. А сейчас команды ждет первое задание «Кошкин вопрос»

Вопросы для первой команды:

 1. С каким предметом любят играть маленькие котята и быстро запутываются в нём? (клубочек)

2. С помощью чего умываются кошки? (лапы, язык)

3.Как зовут кота из мультфильма, который предлагает жить дружно? (кот Леопольд)

4.Кошка – это хищное или травоядное животное? (хищное)

5. Как меняется внешний вид кошки, когда она злиться? (шипит, выгибает спину, шерсть встает дыбом)

6. Как зовут детей кошки? (котята)

7. Если кошка машет хвостом, о чем она хочет сказать? (она рассержена)

8. Почему кошка может ходить тихо? (втягивает когти в лапу)

Вопросы для второй команды

1.Какое животное в сказке любит носить сапоги? (кот в сапогах)

2. Как можно узнать, что кошка довольна? (она мурлыкает)

3.Может ли кошка натолкнуться на предметы в темноте? (нет, она хорошо видит в темноте)

4.Как звали кота дяди Федора? (Матроскин)

5. Согласно народным приметам, что должно произойти, если кошка умывается? (придут гости)

6.Этот кот гоняется за мышкой Джерри? (Том)

7.Какое животное лишнее: тигр, лев, слон, рысь? (слон, остальные животные относятся к семейству кошачьих)

8.На что приземляется кошка, падая с высоты? (кошка всегда приземляется на задние лапы)

 (ведущий с Котом предлагают жюри оценить ответы команд)

Ведущий: Следующий конкурс «Портрет полосатого кота»

Участнику каждой команде, дается карточка с изображением детали рисунка. Необходимо по очереди добежать до мольберта и нарисовать маркером полученную деталь. Выигрывает та команда, которая быстрее изобразить кота

Ведущий: А вы знаете, что большую часть своей жизни коты и кошки поют?

Кот: Это верно, мы любим, устраивать кошачьи концерты, особенно весной. Итак, команды объявляю музыкальный конкурс «Кошачий концерт». Одна команда будет мурлыкать куплет из песенки моего друга кота Леопольда «Если добрый ты…», вторая команда по моему сигналу промурлычит следующий куплет песни (команды выполняют задание)

«Клубочек»

Ведущий: Кошки очень быстрые и ловкие  животные. Любят играть с разными предметами, но больше всего им нравятся клубочки. Уважаемые команды, сейчас вы превратитесь веселых котят, которым необходимо будет прокатить змейкой через ориентиры клубочек ниток головой до ориентира, затем, взять клубочек в лапки, добежать до своей команды и передать следующему участнику эстафету (команды выполняют задание)

«Меню для кошки»

Кот : А сейчас, я хочу, чтобы команды составили для меня меню, выбрали те продукты, которые я очень люблю (У каждой команды разложены на столе картинки с изображением мяса, молока, рыбы, сосисок, моркови, свеклы, капусты, конфет и т.п. Необходимо выбрать те продукты, которыми питается кошка, выложить их на тарелку)

«Найди родственников кошки»

Ведущий: Родственники кошки живут по всему миру. Их много, у каждого из них свои особенности: кто – то любит жить высоко в горах, кто-то предпочитает дремучий лес, тайгу, кто – то живет в саванне. Уважаемые команды, вам нужно найти всех  родственников семейства кошачьих среди картинок и выложить на мольберте (картинки с изображением лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь, крокодил, собака, корова, жираф, кит)  Команды выполняют задание.

Кот: Я приятно удивлен, оказывается, дети столько много знают обо мне, о моих родственниках. Интересно узнать у уважаемого жюри, чья команда победила.

(Жюри подводит итоги викторины, команды получают награды за участие)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 комбинированного вида «Гнездышко» г. Воркуты

«Позтор» быдсямачелядьöс 17 №-а видзанiн» школаöдзвелöдан Воркута карсамуниципальнöйсьöмкуд учреждение

Конспект занятия по  развитию речи

в средней группе

«В гости в сказку мы пойдем»

 

                             

                                 

                                             воспитатель:

 Мякушина Светлана Валерьевна

2016 г.

Задачи:

-звуковая культура речи: учить выделять и четко произносить звук К –Кь в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. Продолжать развивать фонематический слух;

-словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные, упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;

-связная речь: продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки.

Предварительная работа: Чтение сказки Л.Н. Толстой «Три медведя»

Оборудование:  аудиозапись голосов домашних животных, кукла Маша, портреты трех медведей, стол, три стула разного размера, скатерть, чайная посуда для каждого медведя по размеру, для Маши, корзинка с угощением для медведей  (муляжи: горшочек меда, конфеты, печенье разной формы), игрушечный молоток и отвертка, картинки-символы твердого и мягкого звука К., картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход занятия:

В группе звучит аудиозапись плача, воспитатель удивляется и спрашивает детей, кто же это плачет, выслушивает предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Кажется, этот плач раздается из сказки. Готовы вы отправиться в путешествие в сказку? (ответы детей) Тогда садимся в самолет (проводится артикуляционная гимнастика)

Артикуляционная гимнастика:

Самолеты загудели,  (ррррррррррр)
Самолеты полетели, (ууууууууууу)
На поляну тихо сели,
Да и снова полетели  (ууууууууууу)

(Воспитатель обращает внимание на портреты трех медведей, на уроненную чайную  посуду, сломанный стульчик, на большом стуле сидит кукла Маша и плачет.)

Воспитатель: Как вы думаете, в какой сказке очутились? (ответы детей) Это сказка «Три медведя». Кто в этой сказке живёт? Что случилось с Машей? В чей домик она попала? Почему Маша оказалась в домике медведей? А как зовут медведей? Чья похлебка понравилась Маше? На чьей кровати Маша уснула? Одинаковые или разные голоса у медведей? Как вы думаете, почему же горько так плачет Маша?  (ответы детей) Давайте спросим у Маши.

 Маша не красиво поступила в доме у медведей, захотела извиниться, с зайцем передала письмо, что хочет подружиться. Медведи встретили девочку, захотели угостить ее спелой малиной и отправились в лес. А Маша решила накрыть на стол, разложить свои вкусные подарки. Вдруг, Маша споткнулась, уронила посуду, сломала стульчик Мишутки. Расплакалась Маша, не знает, что делать, думает, что медведи не захотят с ней дружить.  

Поможем Маше, наведем порядок в горнице, починим стульчик. Что понадобиться, чтобы починить стульчик? (ответы детей) Воспитатель предлагает отправиться на поиски инструментов.

А находятся они на ферме у двух хозяев звука К и Кь.  Звук  К – звучит твердо, строго (показывает картинку с изображением буквы К, украшенной кирпичиками), Кь – звучит мягко, ласково (показывает картинку с изображением буквы К, украшенной перышками)

Воспитатель: Путь предстоит дальний, чтобы не скучать возьмем с собой две любимых песенки этих хозяев. Послушайте, как я произнесу эти песенки: К-К-К; Кь-Кь-Кь. Одинаково ли звучат эти песенки? (ответы детей) Ребята, дождь начинается.

Капля раз, капля два, капли ласково сперва: Кь,Кь-Кь (демонстрирует символ звука К)

Стали капли поспевать. Строже, строже все звучать – К-К-К (демонстрирует картинку-символ)

Поиграем с каплями:  Приготовьте ладошки – помощницы. Если я покажу картинку с мелким дождиком, вы быстро хлопайте в ладошки, а если я покажу картинку с крупными каплями – хлопайте медленнее.

Воспитатель: Раз, два, три по дорожке мы пошли. Петлять тропинка начала среди высоких трав, по ней шагаем мы легко, головушку подняв. Кажется мы подошли к ферме, послушайте звуки какие вы слышите, отгадайте и назовите животных, которые живут у хозяев К и Кь. (звучит аудиозапись «Маленькая ферма»). Дети отвечают на вопросы.

У хозяев фермы детеныши животных заигрались на лугу и потеряли своих мам, поможем им вернуться домой (детям предлагается каждому выбрать картинку с изображением детеныша животного и поместить его рядом с его мамой на мольберте).

Я начну предложение, а вы закончите: крольчонок идет к… (крольчихе), цыпленок идет к… (курице), теленок идет к … (корове), козленок идет к … (козе), котенок идет к … (кошке), щенок идет к… (собаке).

Воспитатель: Молодцы, вы помогли детенышам найти своих мам. В благодарность за помощь на ферме, звуки К и Кь нам подарили инструменты - отвертка и молоток (воспитатель предлагает их назвать и рассказать как ими нужно пользоваться). А теперь можно вернуться в дом к трем медведям и помочь Маше (проводится физкультминутка.)  

Три медведя шли домой

Папа был большой – большой

Мама с ним, поменьше ростом

А сынок малютка просто

Очень маленький он был

С погремушками ходил.

Дзинь – дзинь.

(Дети чинят стульчик, наводят порядок в горнице, накрывают на стол, расставляют чайную посуду, угощение мед, печенье, конфеты) 

Воспитатель проводит игровое упражнение «Какой, какое, какая», используя предметы, находящиеся на столе. Например: какая чашка по размеру, цвету, какой на вкус будет мед, какой формы скатерть и т.п.

Маша благодарит за помощь детей, воспитатель предлагает вернуться домой из сказочного  путешествия.

Воспитатель: Какую песенку они пели, когда шли на ферму, какие инструменты подарили звуки К и Кь, было ли трудным путешествие, что пожелаем Маше и т.п.

  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 комбинированного вида «Гнездышко» г. Воркуты

«Позтор» быдсямачелядьöс 17 №-а видзанiн» школаöдзвелöдан Воркута карсамуниципальнöйсьöмкуд учреждение

Консультация:

«Беседа как метод развития диалогической речи дошкольника»

                               

                                                    Воспитатель: Мякушина Светлана Валерьевна

г.Воркута

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста


Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения.

В раннем детстве речь ребенка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или с помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим его речь, как указывает Д.Б. Эльконин, представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование в удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном выполнении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Появляется новая форма речи-сообщения. У дошкольников возникает необходимость договориться об общем замысле деятельности, распределении функций, контролем, за выполнением правил и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь, и возникают новые ее формы-указания, оценки, согласование действий.

Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А.Г. Рузской. Она отмечает, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.

А.Г. Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей с 2 до 7 лет. Для детей двух-трех лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор. Дети трех-четырех лет начинают беседу не без интереса, но после двух-трех вопросов начинают отворачиваться, ерзать на стуле и, наконец, заявляют: «Я не умею так, я не хочу в это играть» У детей четырех-пяти лет приглашение к беседе не вызывает смущения или желания избавиться от нее. Она протекает даже оживленно. Дети пяти-шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения с взрослым. У детей шести-семи лет во время беседы появляются инициативные обращения к взрослому. Беседа доставляет им большое удовольствие. Ребенок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения с взрослым сложные и сокровенные темы.

Особенности диалога младших дошкольников раскрыла Т. Слама-Казаку, отметив, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:

  • у детей, кроме простой формы обращения (зова), отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»;
  • многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;
  • диалог принимает форму либо простого или сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;
  • у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового;
  • диалог между ребенком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчеркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придает более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребенком-слушателем;
  • структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник;
  • в диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики;
  • неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнерами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнер включает в диалог, другой выходит);
  • непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Когда один из говорящих, внезапно увлеченный новым интересом, начинает говорить о чем-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, ее часть переключается на новую тему.

Беседа как метод формирования диалогической речи

Беседа-это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Знание беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова и д. р. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить. Дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.

В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием.

Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсужденным явлениям.

Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания. Например, дошкольник из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают - до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения. Подробнее с тематикой бесед можно познакомиться в работах Э.П. Коротковой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.

Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах.

Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлений, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы должны быть несколько сложнее ранее проведенных.

По назначению беседы могут быть:

Вводными (предваряющими), цель которых- это создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;

Сопутствующими (сопровождающими), цель которых, поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления в слове;

Заключительными (итоговыми, обобщающими), цель которых- уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.

Характер общения в заключительной беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями.

Эти беседы учат правилам ведения диалога (слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять сказанного, доброжелательно оценивать высказывания товарищей и т.д.).

Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое.

Обобщающая беседа состоит из трех частей: начала, основной части и окончания.

Начало беседы «крайне ответственно, так как задача педагога - собрать внимание детей и дать направление их мысли. Начало беседы должно быть образно, эмоционально, восстанавливать у ребят образы тех предметов, явлений, которые они видели».

Начать беседу можно по-разному:

  • с обращения к детям типа «Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, каким видом транспорта можно передвигаться?»;
  • с чтения стихотворения (например, началом беседы о путешествии письма может послужить стихотворение С.Я. Маршака «Загадка»);
  • с показа картины (например, беседу об осени можно начать с показа репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»);
  • с загадки (например, беседа о библиотеке предваряется загадкой о книге);
  • с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах (событиях), послуживших содержанием беседы (например, начиная беседу о железной дороге, спросить: «Дети, кто из вас ездил в поезде?»).

В основной части беседы раскрывается конкретное содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным и чтобы дети-дошкольники от нее не отвлекались. Воспитателю необходимо много поработать над содержанием и формулировкой вопросов, чтобы они были понятны всем детям и достигли цели. Непродуманная постановка вопросов обрекает беседу на неудачу. По мнению Е.И. Тихеевой, умение спрашивать - дело не легкое. Задать вопрос, значит поставить перед ребенком ту или иную мыслительно-речевую задачу. В зависимости от того, какую мыслительно - речевую задачу выдвигает вопрос, его можно отнести какой? к репродуктивным или поисковым вопросам.

Репродуктивные вопросы требуют ответа в форме простой констанции (называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов). Это вопросы: что? как? Они помогают припомнить конкретные данные об объектах, на основе которых можно сделать обобщение («Какой скоро будет праздник?»; «Как называется профессия человека, который учит детей?» и др.).

Поисковые вопросы начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем». Эти вопросы требуют установления причинно-следственных связей, обобщений, умозаключений, выводов («Для чего нужен почтовый ящик?»; «Почему надо бережно относиться к хлебу?» и др.),

При проведении бесед важно также использовать:

  • вопросы, наталкивающие на сравнение: контраст помогает ребенку лучше усвоить понятие. Например, рассматривая картину, на которой изображены корова с теленком, можно спросить: «Чем отличается корова от теленка?»;
  • вопросы, побуждающие детей к самостоятельным выводам, обобщениям. Так, после беседы о труде помощника воспитателя, можно спросить: «Как можно облегчить ее труд, помочь ей?»;
  • вопросы, требующие обобщения в слове, т.е. употребления соответствующего понятия. Например: «Яблоко, груша, слива - как все это назвать одним словом? (фрукты)», а «Автомобиль, автобус, трамвай?» (транспорт).

В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают дошкольникам не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием, что очень важно для неокрепшего сознания детей пяти-шести лет. Например, основной вопрос «Что варят из фруктов?» (компот); наводящий вопрос «Что очень вкусное, сладкое можно намазать на хлеб?» (варенье, повидло); подсказывающий вопрос «А джем варят?"

Е.И. Радина и Э.П. Короткова сформулировали следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:

  • формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;
  • вопросы должны быть конкретными, четко сформулированы;
  •  в вопросах не должно быть не понятных для детей слов;
  • не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли;
  • нельзя задавать вопросы в отрицательной форме, так, как он провоцирует детей на отрицательный ответ;
  • вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;
  • количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу.

В беседе большую роль играют указания педагога. Они помогают устанавливать порядок и правила высказывания детей.

Для уточнения представлений дошкольников при необходимости можно использовать наглядный материал: картинку, игрушку, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Но не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, так как при этом теряется ее специфика как занятия.

В основной части может быть несколько подтем, но не более 4-5, все они должны быть логически увязаны между собой.

В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать следующими способами.

  • изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное;
  • провести дидактическую игру на том же программном материале;
  • предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы;
  • прочитать художественный рассказ;
  • дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.

Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию - вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением.

Вывод: Диалогическая форма речи является первичной, естественной формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываний, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которую могут изменять значение слова.

Литература:

1.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М, 2007
2. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. М. 2001

3. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. 

 4.Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О.С. - М.: АПО, 1994. 

5.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1989. - №3.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 комбинированного вида «Гнездышко» г. Воркуты

«Позтор» быдсямачелядьöс 17 №-а видзанiн» школаöдзвелöдан Воркута карсамуниципальнöйсьöмкуд учреждение

Консультация

«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»

                                                                                                    Воспитатель:

Мякушина С.В.

2017г.

Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному  процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса- воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

- ставить цель (например, узнать почему на лесной полянке исчезли цветы?)

- решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали, сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на полянке)

- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т.д.)

Системно-деятельностный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка в разных видах детской деятельности.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода:

- принцип субъективности воспитания заключается в том, что каждый ребенок- участник образовательных отношений- способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценвать свои действия и поступки.

- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка. Если в раннем детстве- это манипуляции с предметами (катится- не катится, звенит-не звенит), то в дошкольном возрасте- игра. В процессе игры дошкольники становятся спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например, из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей,как переправиться на другой берег, если нет лодки).

- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы).

- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например, бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит он непрочный, лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).

-принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что сказал воспитатель, а потому, что надо выручить Фею сказок, вернуть утят маме, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

- принцип обязательной рефлективности любой деятельности.При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия (Где мы были?Чем занимались?). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?, Важно ли то, что вы сегодня узнали?, Что нам надо будет сделать в следующий раз? Так ребенок учится анализировать- что у него получилось, а что можно было сделать по-другому?

- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности-это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей)

- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей (давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной королеве?Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом?)

- принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того, чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы (а как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной королеве? Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом?)

Содержание образовательной деятельности реализуется по пяти основным областям по ФГОС ДОчерез организацию различных видов деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Структура образовательной деятельности с учетом  системно-деятельностного подхода включает в себя такие последовательные этапы:

1.Введение в образовательную ситуацию (организация детей). 

Введение в образовательную ситуацию  предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог группы.использует те приёмы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной

2.Важным этапом образовательной деятельности на основе системно – деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он даёт детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаёт проблемную ситуацию – затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвёте цветы? Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе Капе на праздник, но на поляне растёт только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть, послушать сказку и пр.). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому- либо).

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Грамотно подобранные темы для беседы позволяют интегрировать различные образовательные области.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Процесс вовлечения в деятельность:

1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д).

3. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.).

4. Приходит кто-то в гости или игрушка.

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с воспитателем в шашки и др.).

6. Создать интригу (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).

Целевая установка.

1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочки сахара.)

2. Договориться с родителями, одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит заготовить продукты для обеда; музыкальный руководитель обещает интересное развлечение, но надо помочь в подготовке атрибутов и декораций.

2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям: «Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас». 

Мотивирование к деятельности.

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята, красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад, принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?» 

- День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»).

3. Проектирование решения проблемной ситуации.

Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираясь на их личный опыт.

Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – это «придумаю сам» или «спрошу у того, кто знает».

Педагог побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно их формулировать. Постепенно расширяет  круг людей, которым дети могут задать вопрос. Это может быть родитель, который пораньше пришёл за ребёнком, медсестра, другие сотрудники детского сада. В старшем возрасте дети узнают, что можно «спросить» у книги, познавательного фильма, поисковой системы интернет… Постепенно представления детей об источниках получения знаний расширяются и систематизируются. В старшем дошкольном возрасте добавляется ещё один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), организуем самостоятельное построение детьми нового знания, которое фиксируется детьми в речи или знаках.

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

4. Выполнение действий воспитанниками. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Данный этап также предусматривает:

- нахождение места «нового» знания в системе представлений ребёнка (например, мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут.Этого делать нельзя);

- возможность применения «нового» знания в повседневной жизни;

- самопроверку и коррекцию деятельности. Например, ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?

 В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям. Воспитатель предлагает ситуации или дидактические игры, в которых новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенными ранее знаниями. Для этого мы ставим вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?». В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях. Здесь мы развиваем у детей умения самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы решения.

При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

Данный этап является принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

Данный этап очень важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и её устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю, не умею».

В младшем дошкольном возрасте данный этап завершается словами взрослого: «Значит, что нам надо узнать…». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

5. Рефлексия (подведение итогов и анализ деятельности). Этап подведения итогов и анализа деятельности включает в себя:

Фиксацию движения по содержанию («что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»), педагог помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели;

Выяснение практического применения нового содержательного шага (важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни? Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали что-то новое и чему-то научились;

Эмоциональную оценку деятельности (у вас было желание помогать Лунтику?Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу);

Рефлексию групповой деятельности (что вам удалось сделать вместе?В команде);

Рефлексию собственной деятельности ребёнка (а у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему).

Таким образом, сводим «детскую» и учебную «взрослую» цели и создаём ситуацию успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали (научились)…».

Познавательная деятельность приобретает для ребёнка личностно значимый характер, у детей развивается любознательность, постепенно формируется учебная мотивация.

Итак, мы рассмотрели целостную структуру применения системно-деятельностного подхода в образовательной ситуации для детей дошкольного возраста.

В образовательной деятельности детей дошкольного возраста возможно использование отдельных компонентов системно-деятельностного подхода. Например, создание ситуаций наблюдения, общения, эмоционального восприятия, обдумывания и выполнения мыслительных операций, выражения в речи, действий по правилу и т.д.

Немаловажным вопросом является и организация пространства образовательной деятельности, которая предполагает:

- максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании;

- свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент;

- партнер - взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в группе.

Для реализации системно – деятельностного подхода большое имеет развивающая предметно – пространственная образовательная среда, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, проектирование или художественное творчество).

Для этого в группах детского сада оборудуются зоны: экспериментирования, художественного творчества, природы, познания.

Используя составляющие развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе, дети получают новые знания, учатся выстраивать их в систему, применять на практике алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций, рефлексировать.

Системно – деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом – делать обучение мотивированным, приучать ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства её достижения; помогать сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Системно – деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создаёт основу для успешного усвоения воспитанниками новых знанийумений, компетенций, видов и способов деятельности.

    Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.



Предварительный просмотр:

«Живи, мой город Воркута»

У каждого человека в жизни есть свой любимый город, как правило, это город, в котором человек родился и вырос или жил много лет. Для меня таким городом является Воркута-любимый медвежий угол, город контрастов и несоответствий, суровой природой, но богатый человеческими сердцами,  темный зимними днями, но так прекрасен белыми ночами.

 Я счастливый человек, потому что у меня есть такое место!  Я люблю Воркуту! Здесь я родилась и выросла, окончила школу, нашла любимую работу. Здесь родились трое моих сокровищ- две дочки и сын.

За что  я люблю свой город? За то, что он есть, такой, каким я его знаю. Мой город не похож на другие. Он неповторим! Другого такого просто нет. Бескрайняя белая тундра и небо.  Белый снег окутывает весь город на многие месяцы. Завораживает кружащиеся в свете фонарей миллиарды снежинок- легкие, снежные, пушистые. Разве есть что-то красивее такого зрелища?

 Не пугают ни пурги, ни метели. Есть возможность поделиться с друзьями, как преодолевались трудности в пути в непогоду: как удерживали шапку и равновесие, прятались от порыва ветра, выбирались с сугробов, чувствуешь себя героем в такие дни!

Как бы мы не любили долгую зиму, с нетерпением ждем весны, яркого и теплого солнышка. Наверное, больше нигде никто не ценит момент его появления и не ждет его так, как мы, северяне. Жизнь возвращается, согревая все вокруг своим теплом и надеждой.

Природа за такой короткий период спешит преобразиться. Земля окутана снегом, а на деревьях появляются первые листочки , тянутся к жизни. Горы снега в июне и зеленая, молоденькая травка, нашедшая в себе силы стремиться к свету. Так просыпается мой город от долгого зимнего сна. Быстро, мгновенно, стремительно, ценна каждая секунда жизни. Как будто кто-то взмахнул волшебной палочкой!

Как прекрасна тундра в любое время года! Зимний, белоснежный ковер бесконечности, яркий желто-оранжево-красный цвет осенью, зеленое ароматное великолепие.

Летом собираем ягоды. Медовая морошка, возьмешь в руки спелую ягодку, а она просвечивается на солнце и видна каждая косточка.Замечали ли вы, чем отличаются друг от друга  голубика и черника? Открываю секрет- у голубики мякоть зеленоватая, а у черники темно-синяя.

Найдешь полянку, полную кустиков с сизоватыми ягодками, положишь одну ягодку в ведро, пару в рот. Соберешь полное ведерко и понимаешь, жизнь прекрасна. Сварим варенье и долгими, зимними днями наслаждаемся вкусом и воспоминаниями, мечтаем о маленьком, северном лете. Мы, как и природа, спешим взять от него всё самое лучшее и запоминающееся.

Каждый город нашей Родины интересен своими людьми. В Воркуте живут замечательные, сильные духом  люди. Настоящий воркутинец будет помнить о своем городе всегда, даже если придется расстаться с ним. Я не согласна, когда слышу, что нас называют обделёнными. Северяне умеют находить и ценить прекрасное в природе,  в людях.

Кто ещё живёт на 67 параллели?  У кого лето такое короткое и непредсказуемое? Не каждый может увидеть белые ночи, северное сияние. А вечная мерзлота? Даже в самое жаркое лето зима не отдаёт своё первенство. Воркутинцы сплоченный народ, чувство выживания и осознания, что ты один не справишься со стихией у нас в крови. Мой город, с тяжелым и страшным Гулаговским прошлым, с построенной на костях железной дорогой, с замечательными людьми и великолепной природой, живи! Воркута для меня как маяк в ночи, как спасательный круг, дающий надежду. Жив, мой город Воркута!

И не смотри на боль и горечь,

На серость дней и бытия,

и на заснеженную площадь.

Ты самый лучший, город мой!

Тебя люблю и понимаю,

что с каждым днем сильней скучаю,

когда прощаюсь я с тобой.

Хоть уезжаю ненадолго,

но сердце просится домой!

Ты столько вынес, мой хороший.

И так горька твоя судьба.

Людей опять ушло так много,

и слёз уж нет, одна тоска.

Ты выстоял и процветаешь,

и пусть вокруг лишь холода,

а сердце пусть живёт любовью.

Живи, мой город Воркута!