Комплекс методических разработок занятий

Шулиманова Надежда Андреевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Сургутского района

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  «Федоровский центр дополнительного образования»

Профориентационное мероприятие:

«Мультипликатор»

Разработала педагог

дополнительного образования

Шулиманова Надежда Андреевна

г.п. Федоровский

2018

Профориентационное мероприятие

«Мультипликатор»

Пояснительная записка

Цель мероприятия: Способствовать раскрытию творческих способностей детей через знакомство с профессией мультипликатора и пробу себя в этой сфере.

Задачи:
Образовательные:

- познакомить с некоторыми фактами из истории мультипликации;

- ознакомить учащихся с теоретическими основами и научить применять их на практике;

-профессиональное ориентирование

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство прекрасного;

- прививать уважение к своим товарищам посредством командной работы.

Коррекционно-развивающие:

-развитие фантазии;

- мелкой моторики рук;

- мышления, памяти;

-  эстетического вкуса, внимания;

-  кругозора.

          Целевая аудитория: дети 9-14 лет

          Оборудование и материалы: ПК,  проектор, цифровой фотоаппарат, штатив, силуэты персонажей и декорация для мультфильма, презентация « Мультипликатор», силуэтный мультфильм «Пальто для луны» по мотивам еврейской сказки, нижегородский «Циферблат»

Для успешной реализации поставленной цели мероприятия, используются современные педагогические технологии: игровая технология, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества.

Данное мероприятие апробировано в рамках Дня открытых дверей с учащимися МБОУ ФСОШ № 5, после чего некоторые из детей проявили большой интерес к объединению «Мультстудия «Муравейник»».  

Ход мероприятия:

I. Вводная часть: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окунемся в волшебную атмосферу мультфильмов. Кто-нибудь из вас знает, какие бывают мультфильмы? В каких техниках их снимают? Кто был первым мультипликатором в России? Сегодня вам предстоит обо всем этом узнать!

II. Основная часть: 

Сегодня мультипликация занимает огромное место в буднях и детей и взрослых. Анимация помогает познавать нам окружающий мир. Поднимите руку те, кто любит смотреть мультфильмы! Здорово! Вы знаете, какие бывают мультфильмы? (Пластилиновые, перекладные, силуэтные, песочные и мн.др.) Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли мультипликатора, сняв собственный силуэтный мультфильм в технике покадровой съемки. Сценарий мультфильма вы придумаете сами в соответствии с предложенными персонажами. Перед тем как вы примитесь за работу, хочу познакомить вас с некоторыми интересными фактами в области мультипликации:

 

1. Первые в мире мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью вплоть до пятнадцати минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением. (см. приложение 1)
2. Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший в 1906 году первый в мире кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно. Фильм был найден в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым уже в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». (см. приложение 1)
3. Существует версия, что инициатива о создании индустрии советской мультипликации исходила лично от товарища Сталина. В 1936 году появилась студия «Союздетмультфильм». «Дет» позже пропадет из названия: вероятно, кто-то из руководства решил, что мултфильмы смотрят не только дети, но и взрослые. Уже через год после учреждения студия начала производить цветные фильмы, что свидетельствовало о хорошем финансировании и повышенном внимании со стороны государства. Дело в том, что советские аниматоры осваивали новые технологии синхронно с западными и явно ставили себе задачей догнать и перегнать «Дисней». (см. приложение 1)
4. Пятидесятые годы можно смело считать расцветом мировой мультипликации. Судите сами: американцы выпустили «Золушку», «Питера Пэна», «Алису в стране чудес» и «Спящую красавицу, а мы ответили им «Снежной королевой», «Каштанкой», «Аленьким цветочком» и «12 месяцами». Этими лентами в юности вдохновлялся классик японского аниме Хаяо Миядзаки – посмотрев их, он принял решение стать мультипликатором. Кстати, наша «Снежная королева» стала триумфатором международных кинофестивалей – получила первые премии в Лондоне, Венеции, Риме и Каннах. (см. приложение 1)
5. Впервые серый кот Том (полное имя – Томас Джеймс Джаспер) стал гоняться за мышонком Джерри (полное имя – Джеральд Маус) в 1941-м году – для поднятия боевого духа американских солдат во Второй Мировой. Сюжет нескольких сотен мультфильмов незамысловат: глуповатый, но активный Том не оставляет попыток поймать хитрого Джерри, последний все время избегает поимки, хотя иногда герои объединяются против какого-нибудь общего врага. И хотя носятся они друг за другом вот уже 70 лет, конца этой беготне, похоже, не видно. (см. приложение 1)

7. Ярый антикоммунист Папа Римский Иоанн Павел II когда-то рекомендовал своим прихожанам побольше смотреть советские мультфильмы. Не поспоришь: мы умели производить не только ракеты, но и гуманитарные ценности. (см. приложение 1)

8. Поговорка «Как ежик в тумане» давно стала синонимом неопределенности. А родилась она благодаря незабываемому мультфильму, снятому Юрием Норштейном в 1975 году. В 2003-м «Ежик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов по результатам опроса 140 критиков и мультипликаторов разных стран. (см. приложение 1)
9. В 2007 году городской совет города Глазго включил известного мультипликационного героя Скруджа Макдака в список выдающихся горожан. (см. приложение 1)
10. В 80-х годах в Финляндии запретили показывать по телевидению советский мультфильм «Ну, погоди!». По причине... излишней жестокости. Некая этическая комиссия решила, что, дескать, заяц — садист, так как волк из-за него постоянно попадает в различные болезненные неприятности. Что сказать – бедные финские дети…(см. приложение 1)

Для того, чтобы у детей возник образ, что такое «силуэтная анимация», им демонстрируется короткометражный мультфильм «Пальто для луны». (нижегородский«Циферблат») https://www.youtube.com/watch?v=Ruah9Nn6G4Q

Теперь, узнав много нового о мультфильмах и просмотрев эту удивительную историю, я предлагаю перейти к самой интересной части нашего занятия, к съемкам собственного мультфильма!

III. Практическая работа: 

Перед детьми лежат вырезанные из белой бумаги силуэтные персонажи (мальчик, курица, петух, деревья, листья, облака), установка картон-штатив-фотоаппарат уже приготовлена для съемки. Дети дружно в экспресс- режиме придумывают сюжет будущего мультфильма с использованием предложенных героев. (см. приложение 2)

Физкультминутка (3 мин)

Далее   все необходимое размещается на бумаге, распределяются роли. Один человек отвечает за съемку (за фотоаппарат), а все остальные за персонажей и декорации. С помощью  медленного перекладывания персонажей, щелкая затвор на фотоаппарате, снимают мультфильм в соответствии с придуманным сценарием.

По завершении съемки все кадры переводятся на монитор компьютера, лишние удаляются, совмещаются между собой в программе Windows Movie Maker. Позже накладывается музыка, которую дети выбирают из предложенных мелодий. После выполнения всех действий через проектор на экран выводится мультфильм, который демонстрируется всем участникам.

IV. Заключительная часть (5 мин)

Молодцы! Вы хорошо потрудились, посмотрите, какой интересный мультфильм у нас получился! Давайте вспомним:

1.Какие техники съемки мультфильмов вы сегодня узнали?

2.Какие интересные факты  из области мультипликации вы запомнили?

3. В какой технике мы снимали наш мультфильм? Вам понравилось наше занятие? Что полезного вы почерпнули? Сегодня мы увидели, что наша фантазия, командная работа, необходимое оборудование может сотворить настоящее чудо! Не останавливайтесь на достигнутом! Для того, чтобы узнать еще больше о мультфильмах, я предлагаю посетить вам занятия в нашем объединении «Мультстудия» Муравейник», где вы откроете много нового и удивительного для себя! Спасибо за урок. Наше занятие подошло к концу. До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок6

Рисунок7

Рисунок8

Рисунок9

Рисунок10

Рисунок11

Рисунок12Рисунок13

Рисунок14

Рисунок15

Рисунок16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок2Рисунок3

              Рисунок1Рисунок4Рисунок5


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Шулиманова Надежда Андреевна,

педагог дополнительного образования

 муниципального автономного учреждения дополнительного образования

 «Федоровский центр дополнительного образования»

Разработка занятия «Палитра родного края».

Тема занятия Вводное занятие в курс

Цель занятия: Способствовать личностному росту учащихся через художественное творчество, а именно через изобразительное искусство посредством изучения культуры коренных народов жителей ХМАО, особенностей природного и животного мира данной территории. Научить видеть прекрасное во всем, что нас окружает.

Задачи занятия:
Образовательные:

- познакомить с некоторыми особенностями истории ХМАО, а также с культурными особенностями, с коренными народами ханты и манси;

- помочь в усвоении данной информации и применении изученного в собственном творчестве.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство прекрасного;

- прививать уважение к истории своего округа, традициям декоративно - прикладного творчества.

Коррекционно-развивающие:;

-развитие мышления, памяти;

- развитие эстетического вкуса, внимания;

- развитие кругозора.

Участники: 7-12 лет

Оборудование:

Методическое обеспечение:

Тип занятия: групповое с использованием индивидуального подхода к каждому

Ведущие методы:

  • Объяснительно - иллюстративный (беседа, демонстрация);
  • Исследовательский
  • Практическая деятельность
  • Групповая работа
  • Творческие задания
  • Виртуальные путешествия

Время занятия: 45 минут

Структура занятия:

  1. Вводная часть.(2 мин)
  2. Основная часть (10 мин)
  3. Практическая часть (25 мин)

Физкультминутка (3 мин)

  1. Заключительная часть (5 мин)

Ход урока:

I. Вводная часть: Здравствуйте, сядьте удобно, настройтесь на работу. Тема нашего урока: «Путешествие по родному краю». В течение урока вы познакомитесь ближе со своим родным краем, с его удивительными и красивыми местами. Я подскажу вам, как воплотить через творчество все образы и задумки, которыми вы вдохновились. Перед вами стоит задача к концу урока успеть сделать красивое, выполненное в необычной технике изделие и продемонстрировать его друг другу. Мне бы хотелось, чтобы вы прикоснулись к творчеству, разбудили свою фантазию, показали свою индивидуальность.

II. Основная часть: 

Высказывание демонстрируется на доске весь урок:

Мир будет счастлив только тогда,

Когда у каждого человека будет

Душа художника,

Иначе говоря, когда каждый будет

Находить радость в своем труде.

Огюст Рене

С учащимися ведется беседа о родном крае, о самых красивых и необычных местах, о том, что, возможно, вдохновляет их.

Демонстрируется видеофильм с красивой вдохновляющей классической музыкой, местами играет музыка народов ханты и манси. Фильм дает представление о природе и культурных особенностях ХМАО. Цель видеофильма: показать многообразие нашего округа, заинтересовать учащихся, вдохновить, в совмещении с беседой говорить о том, что красота окружает нас повсюду, учить детей замечать ее.

III. Практическая работа: 

Учащимся, вдохновленным фотографиями, образами, представленными в видеофильме, предоставляется возможность воплотить свои фантазии в одной из необычных техник- в росписи по ткани (батик). Работа выполняется без предварительного эскиза. На столе у каждого рамка с нятянутой тканью, контур для того, чтобы краска не растекалась хаотично, кисть, краски, вода, крупная соль для придания декоративности панно. Каждый вправе придумать то, что хочет. Воплотить на ткани образы, возникшие после просмотра видеофильма. Дети с помощью цвета, фактур, должны проявить себя, свое видение нашей природы, ее необъятной красоты.

Когда панно будет готово, нужно дождаться его полного высыхания и убрать лишние крупицы соли. Пока идет процесс высыхания, проводиться физкультминутка, для того, чтобы отдохнули глаза, руки, шея, плечи

Физкультминутка (3 мин)

-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд.  Открыть глаза. Повторить 2,3 раза. 
-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза. 
-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд. 
- Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза. 

Наши глаза отдохнули, приступаем к самому интересному. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Ребята демонстрируют друг другу результат плодотворной творческой работы. (неудачной работы здесь не может получиться).

IV. Заключительная часть (5 мин)

Молодцы, а сейчас, пока наши работы пропитываются красками, давайте вспомним:

1.Какую новую технику вы сегодня узнали?

2.Какие новые красивые места нашего округа вы узнали?

Вы хорошо потрудились! Давайте рассмотрим наши работы еще раз! Здесь – тепло ваших рук, сюда вы вложили частичку своей души.

Подводя итог нашего занятия, попробуем ответить на вопрос: «А можно ли выбрать лучшую работу»…Они все заслуживают высокой оценки, все неповторимы, как и вы. Что полезного вы почерпнули из сегодняшнего занятия? Что понравилось вам? Мы увидели, что искусство батика дает превосходные идеи. Не останавливайтесь на достигнутом, радуйте себя и своих близких, учитесь видеть красивое во всем, что вас окружает. Спасибо за урок. Наше занятие подошло к концу. Жду вас в следующий раз для того, чтобы познакомиться с новой техникой ДПИ-витражом, где вы сможете вновь воплотить все свои самые яркие идеи.



Предварительный просмотр:

«Сказочный зимний лес»

Цель:

- учить проговаривать свои ощущения;

- закрепить знания о временах года, признаках зимы;

- способствовать восприятию мира через зрительный, слуховой и кинестетический

каналы;

- активизировать мыслительные и эмоциональные резервы.

Ход:

Приветствие

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Песочный мир, приди!

1. Упражнение «Зима – красавица»

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Психолог:

- Зима не только очень веселое время года, но и удивительно красивое. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом. Поэт - словами:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Композиторы рассказывают о зиме звуками. Вот послушай. Это о зиме (звучит аудиозапись П. Чайковского «Декабрь»)

- Какие эмоции вызвала у тебя эта музыка?

2. Пальчиковая гимнастика «Прятки» (звуковая)

3. Дыхательное упражнение «Дед Мороз»

Как подул Деде Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Ребенок берет снежинку на ниточке и долго дует на нее, наблюдая за кружением снежинок, пока психолог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Физминутка «На дворе у нас мороз»

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать. Ребенок хлопает себя ладонями по плечам и топает ногами

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём,

Дно ногами достаём. Плавательные движения руками

Мы выходим из речушки,

Направляемся к опушке Ходьба на месте

4. Рисование песком «Сказочный зимний лес» (под музыку «Вьюга»)

Небо зимой бывает разного цвета. Давай подумаем, отчего это зависит: от погоды, от времени суток. Подумай, каким будет зимнее небо на твоем рисунке: ясное, пасмурное с тяжелыми тучами или освещенное солнечными лучами.

Подумай, какие деревья растут в твоем сказочном лесу. Может быть, это необычные деревья.

Ребенок выполняет рисунок. Затем психолог вместе с ребенком обсуждают, что получилось необычного в рисунке.

Мы в песочек поиграли, гладим песочек

Наши пальчики размяли, сжимаем, разжимаем ладошки

Мы песочек отряхнём, трем ручки, отряхивая песочек

Наши пальчики потрём! трем каждый пальчик

Включаем свет, закрываем стол.

5. Игра малой подвижности «Снеговик»

Среди нашего двора

Снеговик стоял вчера.

Сами мы его слепили,

Нос - морковку не забыли,

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом. Ребенок с психологом обыгрывают стихотворение, а затем показывают, как таял снеговик. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снеговик превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

6. Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

«Реализация регионального компонента при помощи создания мультипликационных фильмов»

Шулиманова Надежда Андреевна, гп. Федоровский

Место реализации практики и целевая аудитория. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества», Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Лесная, д. 8 б, Шулиманова Надежда Андреевна, педагог дополнительного образования, +79088882294, nadusha.ladygaga@mail.ru. Практика реализуется с обучающимися младшего школьного возраста (7-10 лет).

Актуальность практики. Актуальность представленной темы заключается в требованиях общественного развития страны, которое нуждается в активных, творческих личностях, адаптированных к условиям современной жизни. Данная практика создана для решения проблемы отсутствия необходимого объема программ по реализации регионального компонента, что дает возможность применить новые подходы при ознакомлении и закреплении материала через углубление, уточнение и систематизацию знаний детей о нашем округе, повысить их заинтересованность.

Инновационный характер практики. Учитывая, что работа по ознакомлению детей с родным краем не имеет достаточного объема, глубины, систематичности, то есть ведется не всегда углубленно, не всегда проявляется достаточный интерес к истории родного края, к событиям и традициям, была предпринята попытка создать оригинальный подход в работе с региональным компонентом: соединив особенности развития детства с технологий создания мультфильма. В результате возник инновационный проект, где объект практики – процесс ознакомления с региональным компонентом, а предмет –новые формы и методы работы с обучающимися при реализации регионального компонента, а именно создание мультфильма.

Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики. Цель практики – высокий уровень качества образования при реализации регионального компонента через участие детей в создании анимационных фильмов. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства. Немаловажна и преемственность поколений, заключающаяся в познании трудовых и нравственных традиций народа, его природы, истории, культуры Родины. Проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения обсуждается в настоящее время все чаще.

Содержание практики. Содержательные основания, раскрывающие суть практики на примере природно-климатического направления. В ходе целевых прогулок, экскурсий, рассматривания иллюстраций, бесед, рассказов педагога, чтения художественной литературы, использования изобразительной деятельности, игровой, прослушивание и знакомство с творчеством народов ханты и манси, решений проблемных ситуаций и многого др. обучающийся получает полное впечатление о природе и климате нашего региона, что дает возможность педагогу создать следующее условие для реализации цели практики. Оно заключается в освоении основ мультипликации, где детей знакомят с этапами создания анимационного фильма (беседа и выполнение определенной последовательности действий: -создание сценария по изученной теме (как более конкретное) или по направлению (как обобщение и систематизация знаний о родном крае в целом, … и в частности, … согласно выше приведенного примера природе и климате); -выбор героев, определение ролей и распределение заданий; -создание персонажей мультфильма в предложенной детьми или педагогом технике; -выполнение упражнений направленных на моделирование движений (то есть, как оживить персонаж, например мужчина народа ханты, который ловит рыбу в реке, поэтапное смещение частей тела героев; пейзаж); -активное участие в покадровой съёмке (использование фотоаппарата, обучающийся выполняет последовательно кадры с учетом сценария, а педагог отслеживает и помогает); -«озвучивание» мультфильма (на основе составленного рассказа детьми, или используя ранее разученное стихотворение, или же песенный репертуар, возможно применение фонограмм из Интернета по заявленной тематике фильма). Звук можно записать через микрофон или же извлечь из видео с помощью программы «Видео-мастер»; -получение снимков из камеры и монтаж мультфильма в компьютерной программе «MovaviVideoEditor 14 Plus», данная программа довольно проста в использовании и дает возможность соединять последовательно отснятые кадры, накладывать простые спецэффекты, звук). Дети участвуют в отборе качественных снимков, обговаривают по необходимости дополнительную покадровую съемку каких-то движений, выявленных в ходе отсмотренного полученного материала. Педагог осуществляет монтаж – соединение утвержденных детьми кадров. Следующий этап – демонстрация мультфильма. Итогом освоения и систематизации знаний о родном крае является творческий продукт, то есть сам мультфильм. Содержание мультфильма позволяет судить о знаниях о своем округе, которые усвоила группа обучающихся в процессе работы.

Средства и способы реализации практики. Практика организуется и проводится в учебном кабинете (студия творческого развития ARTKIDS), оснащенном интерактивными средствами (фотоаппарат, штатив, песочная студия, наборы для рисования на воде, ноутбук, программа «MovaviVideoEditor 14 Plus», веб-камера, микрофон, сеть Интернет, художественная литература, канцелярские принадлежности). Реализация данной практики осуществляется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мультстудия «Муравейник»».

Данные о результативности. Основываясь на полученных знаниях, в ходе реализации практики, участниками (педагогом, обучающимися) было заявлено участие в конкурсах:

- Окружной фестиваль-конкурс анимационных фильмов «ВОНТ СУРЕМ ТАЕЖНЫЕ УЗОРЫ» 2017-2020 гг. (дипломы в специальных номинациях, дипломы участников)

- VII Открытый фестиваль детской анимации Мульт Горой (дипломы участников, 2019-2020 гг.)

- Всероссийский конкурс «Мультмарафон» (2019г., дипломы за 1, 2, 3 места)

-XXXVI Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Казанские узоры» (2019 г.)

- VI Международный конкурс-фестиваль «Звездный триумф» (2019 г.)

- XX Всероссийский фестиваль-конкурс юных дарований «Алмазные грани» (2019г.)

- Конкурс рисунков «Страницы Красной книги» в рамках международной акции «Марш парков-2019», организованной Центром охраны дикой природы (2019г., благодарность)

Число вовлеченных участников практики увеличивается ежегодно (до 2019-2020 уч. г. включительно). При реализации регионального компонента повысился уровень качества образования, а также интерес к истории родного края, к событиям и традициям.

Риски: частые поломки оборудования, много сменных деталей, которые периодически выходят из строя, поиск альтернативных средств и оборудования.

Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей.  Данный опыт может быть применен не только в работе учреждений дополнительного образования, но и в общеобразовательных учреждениях. Данная практика может быть использована полностью или частично, в зависимости от степени оснащения интерактивными средствами. Там, где образовательное учреждение ограничено в использовании интерактивных средств – возможны альтернативные варианты в использовании некоторого оборудования.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях:

- VII Открытый фестиваль детской анимации Мульт Горой (конкурс педагогических открытий в преподавании детской анимации)

- https://infourok.ru/user/guseva-nadezhda-andreevna

- https://nsportal.ru/guseva-nadezhda-andreevna

- https://hmao.pfdo.ru/app/public/program/35547