Мониторинг освоения обучающимися образовательных программ

Шулиманова Надежда Андреевна

Одним из показателей качества дополнительного образования являются результаты освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ.

   Для определения качества освоения дополнительных общеразвивающих программ и уровня образовательной деятельности образовательного учреждения в целом были определены следующие направления мониторинга:

  • мониторинг качества образования на уровне образовательного учреждения;
  • мониторинг качества освоения дополнительной общеразвивающей программы (аттестация учащихся (промежуточная и итоговая);
  • мониторинг удовлетворенности родителей и детей.
  • мониторинг динамики индивидуальных образовательных результатов учащихся.

    Мониторинговые исследования подразумевают наличие диагностического инструментария, с помощью которого осуществляется объективная оценка результативности. Причем эти инструменты должны быть просты и понятны не только педагогам, но и учащимся и их родителям.

Систематически использую общие принципы мониторинга качества образования Т.И. Шамовой, Е.В. Титовой, Ш.А. Амонашвили. Для оценивания уровня воспитанности обучающихся, уровня мотивации использую методики Н.П. Капустиной и Н.Г. Лускановой. Современная система образования требует от каждого педагога повышать объективность оценивания, наряду с традиционными средствами, использовать инновационные достижения педагогической науки. В рамках этих требований внедряю новые приемы и методы:

основным критерием оценки результата является критичность мышления (оценка (Где ошибка?); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?); прогноз (Постройте прогноз) (Приложение 1),

метод проектов (позволяет обучающимся решить проблемное задание самостоятельно, проявить себя, показать достигнутый результат),

портфолио достижений обучающихся, «Тетрадь успешности» (позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности, является важным элементом личностно-ориентированного и деятельностного подходов к образованию).

В своей деятельности использую следующие виды контроля: творческие задания, электронные тесты, проекты, презентации, выставки, фестивали. Ребусы, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной работе обучающихся, при изучении нового материала, а также для мониторинга освоения обучающимися программ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЛИСТЫ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ:

Оцени работу своей группы:


Вариант 1.

Лист самооценки работы группы

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше; В) Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась; В) Я принимал участие в обсуждении.

Вариант 2.

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не

согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех

заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Вариант 3.

                                                                           Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка одногруппника

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои

обязанности

3. Соблюдал культуру

общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

-        у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

-        у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью педагога

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий

(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Комментарий педагога

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

Вариант 5.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на занятии . Ответь на вопросы:

  1. Сегодня на занятии я узнал(а) (ЧТО?)          

  1. Сегодня на занятии я научился(лась) (ЧЕМУ?)          

  1. Сегодня на занятии научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

         -

  1. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

  1. Сегодня на занятии я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?)          

  1. Сегодня на занятии я был(а) (КАКИМ обучающимся? КАКОЙ обучающейся?)

         -

Вариант 6.

Закончите предложения:

1. На занятии для меня было важно         

2. На занятии мне было сложно         

3. Теперь я умею         

4. На занятии у меня получилось         

Вариант 7.

Оцени сегодняшнее занятие знаком «+»:

Занятие полезно, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я

работал

доволен ли собой

5

4

3

2

1

«Мы»

насколько мне было комфортно

работать в составе малой группы

какие у меня были

затруднения в

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

5

4

общении с группой.

3

2

1

«Дело»

я достиг цели

учения

учебный

материал

в чем я

затруднялся,

как мне

преодолеть

5

4

3

2

1

нужен для

почему

свои проблемы

дальнейшей

учебы, для

практики, он

просто

интересен

Маршрутный лист

Ф. И.          

ТЕМА ЗАНЯТИЯ (Впишите, когда тема будет определена):

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ (Впишите, когда цель будет определена):

Этап

Учебная

деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало занятия

Настрой

  • включился с желанием узнать новое
  • включился с интересом
  • включился, так как надо

1 шаг

Повторение пройденного материала

  • получил        правильный        результат,        работая

индивидуально и в паре

  • получил        правильный        результат,        работая

индивидуально

  • передал инициативу партнеру, работая в паре

2 шаг

Выполнение пробного задания - действия

  •         попробовал        выполнить        задание,        но        не        смог обосновать как
  •         попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением
  • не попробовал выполнить задание

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

  •         активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта
  •         с интересом участвовал в обсуждении построения проекта
  •         согласился        с         большинством        при        обсуждении построения проекта

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

  • успешно работал в группе
  • работа в группе принесла удовлетворение
  • передал инициативу партнерам в группе

5 шаг

Первичное закрепление

  • отвечал у доски, применяя новое знание
  •         получил результат схожий с образцом, работая на месте
  •         списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

  • выполнил самостоятельно задание без ошибок
  • выполнил        самостоятельно        задание        с        ошибками,

понял их и исправил

  •         не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

  • принял активное участие в работе
  • участвовал в работе по мере своих возможностей
  • созерцал происходящее на данном этапе

8 - 9

шаги

Рефлексия  и итог занятия

  •         мне всё понятно по теме занятия, я успешно буду применять полученные знания и умения
  •         мне в целом понятна тема
  •         мне        понятна        большая         часть        темы,        перед работой в данной технике в будущем проконсультируюсь у педагога или одногруппника.

Карта самонаблюдения.

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

-

Вариант 11.

Оценочный лист обучающегося          

+ могу\ знаю\ умею         +\- сомневаюсь         - не могу\ не знаю\ не умею

№п\п

Критерии

Сам

Педагог

1

Знаю тему занятия

2

Знаю цель занятия

3

Знаю план достижения цели

4

Могу работать по плану

5

Могу с легкостью выполнить эскиз

6

Умею легко выступать перед другими обучающимися

7

Умею организовывать экспресс-выставки по итогам занятия или в конце изучения определенной темы

8

Умею работать в группе

9

Могу доказать свое видение

10

Могу оценить свою работу на занятии

11

Могу оценить работу своих товарищей

12

Могу сказать что занятие прошло с пользой

Лист самооценки

У каждого обучающегося лист с двумя шкалами

Интересное занятие        Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, это занятие:  насколько интересным оно вам показалось.

А теперь оцените свою работу на занятии, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Работал активно, результатом доволен.

Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.

        

 

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Ф.И. обучающегося          

У каждого обучающегося лист с двумя домиками.

8

8

7

7

6

6

5

5

4

4

3

3

2

2

1

1

Эскиз

Контур

Роспись по стеклу

Роспись по ткани

  • Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками.
  • Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько правильно вы научились работать с данным материалам, учитывая все технологические особенности.
  • А теперь оцените свою работу, насколько красиво каждый из вас сегодня реализовал свой эскиз в готовое произведение.

Ф.И. обучающегося          

«Дерево роста» есть у каждого обучающегося.

Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы.

Например, «Виды и жанры ДПТ. Техники.»

Ежедневно ученик оценивает свою работу на занятии - закрашивает человечка.

Есть он, усвоил тему - закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.

И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

А педагогу легко проследить усвоение материала.

Ф.И. обучающегося          

i?id=155851095-68-72&n=21

СЕГОДНЯ НА ЗАНЯТИИ:

  • я научился ...
  • было интересно
  • было трудно ...
  • могу похвалить себя за то, что ...
  • могу похвалить одногруппников за то, что ...
  • больше всего мне понравилось ...
  • мне показалось важным ...
  • для меня было открытием то, что ...

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Ф.И. обучающегося         

Критерии

Моя оценка

Оценка группы

Оценка учителя

1. Я составил вопросы к проекту

2. Я проводил исследования

3. Я подбирал нужные задачи и картинки

4. Я работал на ПК

5. Я активно работал с участниками проекта

6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно

7. Я решал проблемные ситуации

8. Я помогал своим одногруппникам при решении задач

9. Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы быть успешным

Критерии оценивания от 1 – до 3 баллов (удовлетворительно, хорошо, отлично)

Лист самооценки

Ф.И. обучающегося        Объединение          

У каждого обучающегося листок с двумя шкалами.http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/d/d1/%D0%92%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%BA_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC.jpg

Оцениваю себя САМ.        Оценивает меня ПЕДАГОГ.

  • Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на занятии.
  • Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием педагога? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?