6.Материал, содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО

Тюмакова Анастасия Сергеевна

1.Педагогический опыт

2.Самоонализ по практике

3.Отчет по практике

4.Анализ педагогического опыта  (Белова В. А., педагог-психолог МБДОУ №38 г. Коврова, Система развития творческих способностей старших дошкольников с участием всех субъектов образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx17.13 КБ
Файл samoanaliz.docx16.31 КБ
Файл otchet.docx18.15 КБ
Файл pedagogicheskiy_opyt.pptx252.48 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое педагогический опыт, его разновидности?

Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.

В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:

  • Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.
  • Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.
  • Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.
  • Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.

В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.

Функции педагогического опыта

Учитывая сказанное, можно теперь подойти к выявлению функций по отношению к педагогической науке опыта работы учителей, независимо от ее успешности или неуспешности.

Одна из функций педагогического опыта в системе связи науки и практики заключается в том, что он предоставляет эмпирический материал для научного изучения, поскольку именно в нем возникают непредвиденные ситуации и проблемы, которые становятся объектами научного исследования. Именно обращение с позиций науки к практическому опыту дает педагогу-исследователю эмпирический материал.

Другая функция опыта проявляется в том случае, когда опыт удачен. Тогда он …
может служить для многих педагогов-практиков 
образцом хорошей работы. Однако значение таких образцов ограниченно. Они полезны не для копирования, а для осмысления и, возможно, подражания в пределах, которые волен установить каждый, кому этот опыт показался приемлемым в каком-то отношении. Непосредственное перенесение, тем более «внедрение» опыта в таком виде, как он осуществляется в определенных условиях конкретными учителями, в другие школы, как правило, не дает хороших результатов. Опыт всегда остается достижением лишь того, кто этот опыт пережил. Передается логический вывод из него, то есть теория, основанная на опыте в широком смысле этого слова. Вполне применимы здесь мудрые слова Л. Выготского о том, что искусство так же относится к жизни, как вино к винограду. То же можно сказать и о науке. В ее готовом продукте неразличимы ни кожура, ни косточки. Остается суть, извлеченная из эмпирии, общее из того сплетения общего и единичного, что ее характеризует.



Предварительный просмотр:

Отчет по учебной  практики наблюдений и показательных занятий в ДОУ

студентки группы Д-32 Тюмаковой Анастасии.

Время прохождения практики: 1 семестр 2016 учебного года.

База практики - МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №1"

г. Мурома.

Цель:

формирование профессионального интереса к педагогической профессии;   ориентация на педагогическую профессию, формирование целостного представления о сущности и социальной значимости профессии воспитателя  детей дошкольного возраста; иллюстрация приемов и методов организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

•        готовить  к осознанному изучению предметов профессионального цикла;

•        прививать практические педагогические умения  по избранной специальности;

•        изучать специфику труда воспитателя детей дошкольного возраста: функции  и обязанности;

•        познакомить с  документацией  воспитателя  и порядком ее ведения;

•        овладевать методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей  детей  раннего и дошкольного возраста;

•        учиться документально оформлять результаты педагогического наблюдения.

Примерное содержание:

1. Общее знакомство с типом ДОУ (структура, организация). Комплектование групп. Административно-педагогический персонал. Характеристика помещений для возрастных групп, гигиеническое состояние и оборудование. Организация охраны жизни и здоровья детей в ДОУ и на детских площадках. Правила внутреннего трудового распорядка в ДОУ.

2. Наблюдение и анализ режимных процессов в группах раннего, среднего и дошкольного возраста.

3. Наблюдение и анализ уровня развития ребенка по основным показателям в группах разного возраста.

4. Наблюдение и анализ развивающей среды ДОУ. Роль педагога в создании развивающей среды.

5. Наблюдение и анализ совместной деятельности воспитателя и детей. Анализ успешности созданных условий и роли воспитателя в организации деятельности детей.

6. Наблюдение и анализ работы воспитателя по обучению физическим упражнениям и физическому воспитанию

7. Наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка.

8. Наблюдение и анализ игровой деятельности детей.

9. Наблюдение и анализ процесса и результатов различных видов деятельности и общения детей.

10. Анализ планирования различных видов деятельности и общения детей разных возрастных групп в течение дня.

11. Наблюдение и анализ показательных занятий с детьми дошкольного возраста.

12. Изучение и анализ документации, обеспечивающей организацию занятий и различных видов деятельности и общения детей.

13. Наблюдение работы воспитателя с детьми, изучение структуры педагогической деятельности, педагогического стиля  педагога.

14. Изучение опыта работы ДОУ с семьей, планирования работы воспитателя с родителями

15.Документальное оформление результатов психолого-педагогических наблюдений.

За время прохождения практики я научилась:

- работать с научно-методической литературой в области организации различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста;

-рационально распределять время в процессе проведения различных видов деятельности в режиме дня;

-поддерживать благоприятный психологический климат;

-осуществлять индивидуальный подход к детям.

Я принимала активное участие в жизни группы и детского сада.

У меня была возможность продемонстрировать такие качества как организаторские, коммуникативные, оценочные и др.

В ДОУ для прохождения моей практики были созданы условия со стороны воспитателя группы, администрации.

Прохождение практики пробных занятий оставила приятные впечатления. Конечно, были определенные трудности, но ведь без этого не обойтись Непосредственно трудности возникали при проведении пробных занятий, особенно при подготовке к физкультурному досугу, но все эти трудности, которые возникли во время практики, связанные с недостатком опыта.

За время прохождения практики в дошкольном образовательном учреждении мне удалось вникнуть и намного лучше понять специфику общения с детьми дошкольного возраста. Со стороны воспитателя и других специалистов мне оказывалась помощь.

В процессе прохождения  практики мне удалось закрепить свои знания, полученные в теории, на практике.

Прохождение практики стало для меня полезным и необходимым этапом обучения. Практика пробных занятий показала, что мой  выбор профессии оказался правильным.



Предварительный просмотр:

База практики: Муниципальное бюджетное дошкольного - образовательное учреждение «Центр развития ребенка -  детский сад № 1» («Кораблик»)

Заведующий МБДОУ № 1 – Кузьмичева Наталья Владимировна

Старший воспитатель МБДОУ № 1  – Горшунова Оксана Анатольевна

Воспитатель группы – Климина Людмила Анатольевна

Методист по практике - Кормашова Наталья Александровна

Группа, в которой проводится практика – средняя

Возраст детей -  от 4  до 5 лет

Цель: формирование представлений об особенностях работы дошкольного учреждения и приобретение умений организации жизнедеятельности детей и отдельного ребенка в летне-оздоровительный период

Задачи:

  1. Изучение особенностей деятельности ДОУ и воспитателя в летне-оздоровительный период
  2. Изучение индивидуальных и возрастных особенностей детей
  3. Проверка овладения методикой педагогического обучения в своеобразных условиях летнего времени, методика воспитательной работы
  4. Апробация диагностических методов деятельности
  5. Самостоятельное выполнение функций воспитателя
  6. Формирование индивидуального стиля и совершенствование культуры педагогической деятельности

Я, Тюмакова Анастасия Сергеевна проходила практику в МБДОУ «Детский сад № 1» в период с 01.06.2017 по 16.06.2017  года в группе № 6 для детей с 4 до 5 лет.

Прохождение практики проходило под руководством  воспитателя: Климиной Л. А. в средней группе. Со стороны воспитателя мне оказывалась помощь. Количество детей в группе - 22.

Я ориентировалась в нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность дошкольного образовательного учреждения, овладела набором методических приемов, умело применяла свои знания на практике.

 За время практики я провела воспитательно-образовательную работу по всем направлениям детского развития: познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, физическому.

За время прохождения практики в дошкольном образовательном учреждение мне удалось вникнуть в и намного лучше понять специфику общения с детьми дошкольного возраста. В процессе прохождения психолого-педагогической практики в дошкольном образовательном учреждение мне удалось закрепить свои знания, полученные в теории, на практике.

Атмосфера доброжелательная. Было приятно общаться с детьми. Дети много времени находились на свежем воздухе. Мы установили с ними доверительные отношения, что очень важно для общения с детьми. Для меня оказалось очень легко установить тесный контакт с детьми, как и с их родителями. Легко обеспечивала порядок и дисциплину в группе дошкольного возраста. На протяжение всего периода прохождения практики я старалась сохранить благоприятную эмоциональную атмосферу в своей группе, в чем мне помогала воспитательница Климина Л.А.

В ходе воспитательно-образовательной работы я активно использовала инновационные формы работы, проводила режимные моменты в традиционной и нетрадиционной формах, принимала участие в физкультурном досуге, проводила различные беседы с детьми, игры в группе и на прогулке, проводила прогулки, труд в природе, воспитывала культурно – гигиенические навыки у детей, навыки самообслуживания, активизировала умственную деятельность, вызывала к ней интерес.

 В период прохождения  практики я принимала активное участие в  методических мероприятиях, проводимых на уровне ДОУ, принимала участие в обновлении развивающей среды группы, изготовлении дидактических пособий.

 Я провела беседу с родителями на тему: «Какие знания о природе должны быть доступны детям?» и сделала для родителей памятки «Ядовитые растения нашего края».

Также я развивала интересы детей в понравившихся им видах деятельности, совершенствовала их творческие способности, и внимательно следила за их здоровьем. За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем мне очень пригодится.

На протяжении всего сезона педагогическим коллективом была обеспечена безопасность детей, ни одного случая травмы. Всегда использовались методы поощрения, такие как похвала. Каждое утро начиналось с утренней гимнастки.

Я нашла общий язык с детьми, учила их самостоятельности, организовывала детей в различных видах деятельности. На прогулке вместе с детьми изучали окружающий нас мир, проводились дидактические игры, и игры разной степени подвижности (« У медведя во бору», «Пузырь», «Кот и мыши», «Зайцы и волки», «Найди флажок», «Попади в цель», «Прятки» и многое другое).

За период прохождения практики дети мне стали очень близки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ педагогического опыта Подготовила: Тюмакова Анастасия Группа: Д-42

Слайд 2

Педагогический опыт : Беловой Веры Андреевны (педагог-психолог МБДОУ №38 г. Коврова ) название опыта : Система развития творческих способностей старших дошкольников с участием всех субъектов образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Слайд 4

Актуальность и перспективность опыта На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. Благодаря такому подходу у многих современных старших дошкольников достаточно бедный активный словарный запас. Далеко не все старшие дошкольники умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества познаваемых объектов, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети этой возрастной группы умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других. С другой стороны, далеко не все педагоги, а, тем более родители понимают значимость образовательного процесса, ориентированного в этом направлении. Однако, решение проблемы развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества в целом. Мы попытались разрешить данное противоречие через создание системы развития творческих способностей старших дошкольников с участием всех субъектов образовательного процесса, распространённой на все виды организованной образовательной деятельности и режимные моменты ДОУ.

Слайд 5

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА Педагогическая идея опыта заключается в создании условий для реализации системы развития творческих способностей старших дошкольников посредством использования методов и приёмов ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ, способствующих формированию самостоятельности мышления, развитию фантазии, творческой активности, созданию собственных творений при активном участии всех субъектов образовательного процесса и при условии распространённости данной системы на все виды организованной образовательной деятельности и режимные моменты ДОУ.

Слайд 6

Цель – создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ. Задачи в отношении детей: Воспитательные: Воспитывать у детей эмоционально-ценностное отношение и уважение к себе и окружающим. Обучающие: Формировать познавательный интерес старших дошкольников к решению противоречий посредством использования методов и приемов ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ. Развивающие: Развивать любознательность, активность, фантазию старших дошкольников через различные виды деятельности. Развивать поисковую активность, стремление к новизне, гибкость, подвижность, системность и диалектичность мышления старших дошкольников. Задачи для педагогов: Повышать профессиональную компетентность педагогов в использовании методов и приемов ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Активизировать педагогический потенциал семьи для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через разработку и использование инновационных форм работы с родителями.

Слайд 7

Длительность работы над опытом Работу проводили в течение 3 лет и разделили на несколько этапов: I этап – диагностический; II этап – профилактико -просветительский; III этап –коррекционно-развивающий; IV этап- контрольно-итоговый. Диагностический этап , целью которого является получение информации об уровне развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, выявление индивидуальных особенностей и проблем в развитии. Профилактико -просветительский, целью которого является повышение психологической компетентности родителей и педагогов в использовании методов и приемов ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно-развивающий , целью которого является коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие творческого воображения и мышления. Контрольно-итоговый, цель которого отследить динамику в развитии детей и внести изменения по необходимости в коррекционно-развивающую работу.

Слайд 20

ИСТОЧНИКИ: http:// viro33.ru/resources/pedagogica.html http://viro33.ru/a%20href="index.php?option=com_content&view=article&id=1657">