3. Островский А.Н "Бесприданница" и фильм Э.Рязанова "Жестокий романс" Исследовательская работа

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 

"В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬИ СИМВОЛИКИ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В ПЬЕСЕ  А.ОСТРОВСКОГО "БЕСПРИДАННИЦА""

10 КЛАСС

 Меня заинтересовала пьеса А.Н.Островского «Бесприданница». Характеры героев обрисованы так живо, что мне захотелось больше узнать об особенностях произведения. В ходе работы над проектом мы сформулировали основной вопрос: «В чем особенности символики имен собственных в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»?» Актуальность работы обусловлена вниманием современных литературоведов к художественным достоинствам пьесы.

Цели моей работы: - выяснить значение имен и фамилий в пьесе ; -сопоставить данные, полученные из справочников и словарей с текстом пьесы; -выявить особенности характера действующих лиц в пьесе и установить связь имени и героя; -установить, существует ли литературная традиция фамилий и имен, несущих определенный характер.

На слайде представлена структура проекта.

70-е годы 19 века. Россия. Волга. Патриархальная простота быта и нравов уходит в прошлое. Купеческие характеры усложняются, для их изображения требуются новые приемы, которые как раз и находит Островский. Автор сообщает, что действие происходит в настоящее время, в большом городе Бряхимове на Волге. В справочной литературе указывается, что Бряхимов – город на земле волжских болгар, упоминается в летописи в 12 веке. Национальный, местный колорит подчеркнут автором.

Обычно названия пьес – поговорки, пословицы: «Правда хорошо, а счастье лучше», «Без вины виноватые». Новую пьесу Островский назвал «Бесприданница». Само название несет определенную смысловую нагрузку. В «Словаре живого великорусского языка» Даля указывается 2 значения: -это бедная невеста, у которой ничего нет. – это девушка, которую берут замуж, не требуя приданого. Это девушка с высокими моральными качествами, ей не требуется приданое. Становится очевидным, что Островский имел в виду оба значения слова.

В ходе исследования я выяснила, что пьесы Островского нАсыщены разнообразной символикой. Это символы, связанные с миром природы и человека. Имена вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке. На этих моментах мы и остановимся подробнее. «Что в имени тебе моем?» - вопрошает Пушкин. И многие литературоведы сопоставляют звучащее слово и человеческий характер. В своей работе я сравнила имена собственные, отобранные автором для своих героев, и их характер.

Для презентации своей работы я использую иллюстрации известных художников и фотографии из фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс».

Писатель Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Паратов — это и парад, и пират. Напрашивается сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Матерым вожаком, например. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией. Все исследователи отмечают внимание Островского к семантике имени, фамилии, к звучанию их. Имена персонажей редко повторяются: каждый герой должен запоминаться зрителю.

Итак, перед нами первая героиня – Харита Игнатьевна Огудалова. Имя образовано от греч. «харис» - изящество, прелесть, красота. Харитами величали цыганок из хора. Героиня стремиться жить весело, но позволить это себе она не может. Харита — мать троих дочерей, но она же их и губит. "Мифологическое" имя явно контрастирует с приземленным отчеством. Игнат – типичное имя для мещан. Игнатами в Москве называли цыган. Таким образом, перед нами комический персонаж. В словаре В.И. Даля я нашла слова, от которых образованы фамилии. Так, у Даля есть глагол огудать – "обольстить, обмануть, надуть, провести, облапошить, оплести". В некоторых говорах есть также слово огудала – "плут, мошенник, обманщик". Фамилия героини указывает на основную черту ее носительницы: она старается пустить всем пыль в глаза, постоянно хитрит, обманывает, пытаясь любыми путями добыть деньги.

Лариса совершенно не похожа на свою мать. Возможно, поэтому в пьесе она ни разу не названа по фамилии? Показательно, что в пьесе нет даже "объединяющей" номинации Огудаловы. Имя главной героини точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Этимология имени Лариса окончательно не установлена. Предположительны два его источника: название города на севере Греции и вероятно образовано от «ларис» – чайка. В XIX веке это имя было очень редким. Может быть, таким образом Островский хочет показать непохожесть Ларисы на всех остальных? Лариса — жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” — “Ласточку” (пароход) и потом Ларису — чайку. Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Но это люди с огромными амбициями, играющие ею, как вещью. У Карандышева очевиден контраст имени и отчества. Юлий – древнеримское родовое имя. Имя Капитон простое, малоупотребительное в России, в переводе с латыни – "голова", что говорит о стремлении персонажа лидировать. Еще не женившись на Ларисе, он начинает указывать ей, как надо себя вести. Комичное имя подчеркивает стремление персонажа во что бы то ни стало выделиться в обществе.Фамилия Карандышев образована от слова карандыш – "коротышка, недоросток, малорослый человек". Избранник Ларисы - Паратов Сергей Сергеевич — “высокочтимый”— вызывает ассоциации с таким известным в истории тираном в Древнем Риме, как Луций Сергий Катилина. Имя Сергей нейтральное, оно было распространено среди различных сословий. Паратов - "смелый, бойкий, дюжий, усердный ", об этих качествах героя мы узнаем, когда Паратов рассказывает, как ему хотелось обогнать пароход "Самолет". или когда он легко уговоривает Ларису поехать с ним кататься по Волге. Имена Кнурова, Вожеватова: Мокий Парменыч, Василий Данилыч - говорят об их простом происхождении. Они были распространены в купеческой среде. Каждый из героев смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь, как на пароход небывало скоростной. А что там Лариса себе думает или чувствует — это дело десятое, вовсе их не интересующее. Традиция давать героям «говорящие» имена в литературе характерна для эпохи классицизма. В эпоху Островского фамилии и имена героев очень символичны.

В ходе исследовательской работы я пришла к следующим выводам. Психологически многозвучные человеческие характеры вырисовываются уже с первой страницы пьесы. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесе Островского помогает осмыслить сюжет и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова. Прав литературовед А.И.Ревякин: «Основные образы Островского – это образы больших человеческих страстей».