7 Урок по творчеству М.Агашиной с использованием фильма

«КНИГА ВОЛГОГРАДСКОЙ ДУШИ».МАРГАРИТА АГАШИНА:

О ВРЕМЕНИ, О СЕБЕ, О КАЖДОМ ИЗ НАС.

Литературная встреча, гостиная как форма реализации проекта «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на литературно-краеведческом материале»

Возрастная группа: 7-9 классы.

 

Цель:  знакомство школьников с творчеством волгоградской поэтессы М.Агашиной,

 

Задачи:

- создание условий для реализации  творческих учащихся через участие в проектной, исследовательской деятельности,

-формирование интереса к творчеству Маргариты Агашиной,

-воспитание уважения к отечественной истории, культурному наследию,

формирование культуры публичных выступлений.

 

Ожидаемые  результаты:  повышение познавательной активности учащихся, развитие коммуникативных навыков, интереса к культурному наследию родного края, формирование личностных и метапредметных УУД.

 

Виды деятельности обучающихся на встрече:

вид деятельности

участники

характеристика

1

презентация выполненного  проекта «Творческий путь Маргариты Агашиной»

индивидуальный или групповой проект выполняется до встречи

творческий,

информационный проект

2

презентация исследовательской работы «Образ родного города в произведениях волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной»

индивидуальный или парный проект

выполняется до встречи

информационный, исследовательский проект

3

чтение материала «Современники о Маргарите Агашиной», поиск ключевых слов, ответ на вопросы, представление

работа в группах во время встречи

текст предлагается на карточках

4

составление синквейна «М.Агашина»,  «Город Агашиной»

парная работа или групповая во время встречи

предлагается как итог встречи

5

создание плейкаста на песни на стихи Маргариты Агашиной

индивидуальная или парная

это новое домашнее задание, творческое, рассчитанное на работу дома в Интернет-ресурсах и позитивное, познавательное общение  в социальных сетях

 

Оформление:  компьютер, проектор, «Агашинская березка», листочки березовые из бумаги (желтые, зеленые), карточки для групповой работы, таблички для релаксации.

Аудиозаписи:

-«Подари мне платок»(музыка Г.Пономаренко, стихи М.Агашиной, исполняетЛюдмила Зыкина

-«Растет в Волгограде березка»(музыка Г.Пономаренко, стихи М.Агашиной, исполняет Людмила Зыкина)

-«Песня о солдате»(музыка  В. Мигуля, стихи М. Агашиной, исполняет Тамара Гвердцители или  Иосиф Кобзон)

-«Ты тоже родился в России» (музыка Г.Пономаренко, стихи М.Агашиной, исполняет Татьяна Семушина)

- «А где мне взять такую песню» (музыка Г.Пономаренко, стихи  М.Агашиной, исполняет Ольга Воронец)

-«Ты же выжил,солдат!»  (музыка В.Мигули, стихи  М.Агашиной)

Предполагается, что окончательный выбор музыкального сопровождения используется с учетом аудитории.

Информация о содержании встречи.

1.Создание эмоционального настроя. Звучит музыка  к песне «А где мне взять такую песню» (музыка Г.Пономаренко, стихи  М.Агашиной).

Добрый день! Мы оформляем тематическую мини-выставку «Агашинская березка», поучаствуйте, пожалуйста: выберите березовый листочек, отражающий Ваше настроение сейчас (листочки зеленые, желтые).

На полуватмане нарисована березка, учащиеся выбирают листочки и прикрепляют к картинке.

2.Обозначение темы встречи. Актуализация знаний.

Ежегодно 2 февраля вместе со всей страной мы отмечаем дату - День разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.  (слайд 2 февраля)

Для нас это день нашей воинской славой, день нашей победы и трагедии. Много стихотворений звучит в этот день, но среди них есть одно – особенное, близкое  каждому, знакомое всем нам с детства.

Второе февраля
В свой срок – не поздно и не рано – 
придёт зима, замрёт земля. 
И ты к Мамаеву кургану 
придёшь второго февраля. 
И там, у той, заиндевелой, 
у той священной высоты, 
ты на крыло метели белой 
положишь красные цветы. 
И словно в первый раз заметишь, 
каким он был, их ратный путь! 
Февраль, февраль, солдатский месяц – 
пурга в лицо, снега по грудь. 
Сто зим пройдёт. И сто метелиц. 
А мы пред ними всё в долгу. 
Февраль, февраль. Солдатский месяц. 
Горят гвоздики на снегу. 
Это произведение нашей землячки Маргариты Агашиной. Ее имя навсегда связано с нашим городом, это наше культурное наследие. Некоторое время назад мы все  заинтересовались ее стихами и взялись основательно изучить материал  о ее жизни и творчестве. И сегодня на нашей традиционной  встрече мы будем рады увидеть презентацию ваших работ.

3.Основное содержание встречи. Маргарита Агашина.

Итак, в начале 20 века «Книгой женской души» называли современники поэтессу Анну Андреевну Ахматову. В конце 29 столетия  «Волгоградской березкой» называют волгоградскую поэтессу Маргариту Агашину. Мы приглашаем вас на творческую литературную встречу.

Настоящая известность пришла к Маргарите Агашиной после исполнения Людмилой Зыкиной песни на ее стихи.

Звучит первый куплет песни«Растет в Волгограде березка»(музыка Г.Пономаренко, стихи М.Агашиной, исполняет Людмила Зыкина).

 

Эта березка  - не собирательный образ, а существовала на самом деле и росла  в Мемориальном парке у подножия Мамаева курганав   память о четырёх своих братьях, павших смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны. 
 

Страница «Биография  Маргариты Агашиной».Представление творческого информационного проекта «Творческий путь Маргариты Агашиной».          Результат групповой работы.     

Описание проекта.

Актуальность реализованного проекта

СЛАЙД 1.

Маргарита Агашина - известная российская поэтесса, жила в Волгограде с 1951 года и посвятила городу, ставшему ей родным, большую часть своего творчества. Многие ее произведения - замечательные, простые и понятные каждому стихи - были положены на музыку и стали известными песнями. Мне  захотелось узнать о судьбе автора, познакомиться с другими стихотворениями, узнать, как сложилась жизнь Агашиной.

Цель  и задачи проекта:

Цель моей работы:

собрать материал о жизни и творчестве нашей землячки Маргариты Агашиной.

Для решения этой цели мы поставили несколько задач:

-изучить документы, фотографии из Интернет-ресурсов,

- собрать материал о поэтессе;

- посмотреть, как жизнь и судьба Агашиной связаны с историей и культурой страны,

-оформить презентацию  для своих одноклассников,  выступить на школьной  Литературной встрече.

Содержание проекта

СЛАЙД 2.

Маргарита Агашина выпустила 36 сборников стихов. Благодаря своей дипломной работе «Моё слово»  была принята в Союз писателей. 

СЛАЙД 3.

Родилась Маргарита  Константиновна 29 февраля 1924 года в  деревне Бор, Ярославской  губернии. Отец Маргариты - врач.  Ему приходилось кочевать по тайге. Мать Маргариты учитель немецкого языка.

В начале 1930-х   годов семья Агашиных перебралась в Ивановскую область.  

СЛАЙД 4.

После окончания школы Маргарита поступила в Московский институт цветных металлов и золота, но, не закончив 2курс,  ушла в Литературный  институт имени М.Горького.  Окончила институт

в 1950 году,   а в 1951  году Маргарита переехала  жить в Волгоград.

СЛАЙД 5.

Здесь она и  прожила до конца своих дней. Настоящая известность пришла к Маргарите Агашиной после исполнения Людмилой Зыкиной песни «Растет в Волгограде березка»:

 Но есть в Волгограде березка -
Увидишь, и сердце замрёт…

СЛАЙД 6.

Оказалось, что у   этой  березки  есть прототип!

Сама  Агашина писала, как добраться жителям и гостям Волгограда до этой березки:   «Надо ехать не до остановки «Мамаев курган», а до Центрального стадиона. Перейти проспект Ленина и идти к станции электрички, там такая широкая асфальтовая дорога с газонами в середине. Как дойдёшь до первой дорожки с правой стороны, надо свернуть на неё и идти к Мамаеву кургану. По обеим сторонам дорожки много деревьев с табличками. И вот справа увидите берёзу – теперь она уже не берёзка, а берёза, самая большая в этом парке, а перед ней – табличка:  «Смертью храбрых погибли в 1941-1945 братья Рыкуновы:  Иван – 1899, Степан – 1907, Василий – 1912, Сергей – 1914. От брата Федора Ивановича».

СЛАЙД 7.

Прошли годы. Ушли в бессмертие и Маргарита Агашина  и Григорий Пономаренко и Людмила Зыкина .

Осталась народная песня о березке на Мамаевом кургане.

А вот с самим прототипом – случилось несчастье.

Березку – спилили…

СЛАЙД 8.

А сейчас есть и  продолжение этих  патриотических традиций в Волгограде, есть парк, много зелени, происходит обновление деревьев.

СЛАЙДЫ  9-10

Маргарита Константиновна за свою жизни написала много замечательных стихов. Она писала о любви, о жизни, о природе, о семье.

Особая тема – война, Сталинград:

Уже он в травах, по-степному колких,

Уже над ними трудятся шмели,

Уже его остывшие осколки

По всей земле туристы развезли.

И всё идёт по всем законам мира.

Но каждый год, едва сойдут снега,

Из-под его земли выходит мина-

Последний, дальний замысел врага.

СЛАЙД 11.

 

прослушивание песни или отрывка

-«Подари мне платок»(музыка Г.Пономаренко, стихи М.Агашиной, исполняетЛюдмила Зыкина)

Песня «Подари мне платок…» – настоящий хит второй половины минувшего века. Эту песню и сейчас можно услышать в эфире. Ее включали в свой репертуар Людмила Зыкина, Надежда Бабкина…

Хорошо известно, как были написаны стихи «Подари мне платок…».

Сама Маргарита Константиновна рассказала об этом: «Помню, как-то раз надо было идти на очередной литературный вечер. На все такие встречи с читателями я в ту пору неизменно надевала кашемировый платок – зеленые листья и алые розы по черному полю, подаренный мне в Таджикистане… Я любила его и берегла. Перед тем как надеть, обязательно гладила и каждый раз тихо, про себя пела на разные мотивы: «Подари мне платок…» А дальше как-то не пелось: песня не шла. По-моему, платок – сам платок – это уже песня. Женская верность – платок. Девичья память – платок. Вдовьи слезы, материнские слезы – все платок. На работу – в платке. Горе придет, опять платок – первая выручка и поддержка. Нет подарка милей платка, нет памятней… Вот и на этот раз стала я гладить свой дорогой платок и как только вспомнила «подари мне платок» – так уже все само дальше пошло…»

СЛАЙДЫ 12.

В 1993 году «за выдающиеся заслуги в области литературы, значительный творческий вклад, получивший признание волгоградцев и всей России» Маргарите Константиновне Агашиной решением Волгоградского городского Совета народных депутатов было присвоено звание  «Почётный гражданин города-героя Волгограда».

Маргарита Агашина скончалась в 1999 году возрасте 75 лет.

СЛАЙД 13.

Маргарита Агашина – о себе

Не верьте тем,  кто скажет надо мною
Высокие надгробные слова!
Какой была — а я была иною —
Сама скажу, покуда я жива.

А я — как все: и плакала и пела,
Стыдилась плакать  и любила петь.
А я гораздо больше не успела,
Чем было мне доверено успеть.

Я жизнь люблю.  Я и прощаюсь с нею,
Ищу дорог и радуюсь весне!
А жить стараюсь проще и честнее,
Чем после смерти скажут обо мне.

Выводы и результаты

В ходе своей работы мы  пришли к следующим выводам:

-Стихи Маргариты Агашиной  – светлый образ женщины-матери, женщины-труженицы, женщины, которая пережила войну и сохранила память о погибших и бодрость духа для жизни после войны. 

-Я сделала презентацию  о творческом пути Маргариты Агашиной, представляем работу на литературной встрече.

Полученные результаты

1.Собранный и представленный  материал можно использовать как краеведческий ресурс на уроках литературы, краеведения.

2.Презентация, оформленная в ходе работы, - материал для внеклассной работы по патриотическому  воспитанию учащихся.

3. Работа представлена на сайтеИнтернет-газеты 

План-график реализации проекта

План-график реализации проекта

1.Планирование работы  - сентябрь  2015

2. Аналитический этап /формирование представления о результате работы (презентация);  собирание информации –октябрь 2015

3. Этап обобщения  (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор фотоматериалов, архивов, формулирование выводов);  подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, фотографии) к презентации;  оформление  полученного материала в  виде  презентации – декабрь 2015, февраль2016

4. Презентация полученных результатов /осмысление полученных данных и способов достижения результата;  презентация работы (выступление в рамках внеклассных мероприятий – март 2016

5.Рефлексия. Подведение итогов – май 2016

Приложение

весь материал проекта – в презентации

 

*Использованные литература и Интернет-ресурсы указаны в конце работы*

 

Страница - представление исследовательской  работы «Образ родного города в произведениях волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной»

Если бы я жила в другом городе,

я бы писала другие стихи.

А может быть, совсем их не писала бы…
Маргарита Агашина

Нам захотелось узнать о судьбе автора, познакомиться с другими стихотворениями, узнать, каким изображен наш любимый город в ее произведениях.

Цели нашей  работы:

-познакомиться с биографией М.Агашиной; узнать, как творчество волгоградской поэтессы связано с нашим городом;

-отобрать стихотворения о родном городе, о войне;

-выяснить, какие места изображает автор; какие создает образы;

-оформить исследовательскую работу и представить школьной Литературной встрече.

Из биографии.

Маргарита Константиновна Агашина (29 февраля 1924, Ярославль – 4 августа 1999, Волгоград) – известная российская поэтесса. Патриотические стихотворения, написанные Агашиной, рассказали всей стране о страшной судьбеВолгограда. Поэтесса родилась 29 февраля 1924 года в деревне Бор, Ярославской области. Свое детство она провела на фактории «Стрелка» на севере Красноярского края. Отец был врачом, а мать учителем. С семьей они кочевали по тайге вместе с охотниками. В 1930 году Агашины переехали в город Тейково (Ивановская область). Маргарита училась в средней школе №4, сейчас на ней висит мемориальная доска. 
После школы Агашина поступила в Московский институт цветных металлов и золота и со второго курса ушла в Литинститут имени Максима Горького. С 1949 года начала печататься как поэт. Первые серьезные стихи были посвящены Финской войне. В 1950 году окончила институт. Стала выпускницей семинаров Веры Звягинцевой и Владимира Луговского. 
С 1951 года поэтесса живет в Волгограде. Город на Волге становится для нее родным, она посвящает ему сотни стихов. В 1952 году за поэму «Моё слово» Маргарита Агашина была принята в Союз Писателей.

В 1993 году Маргарита Константиновна становится Почетным гражданином города-героя Волгограда. 

Всего поэтесса подарила миру 36 сборников стихов. 
Маргарита Агашина умерла в 1999 году возрасте 75 лет, похоронена на Центральном кладбище Волгограда.

В городе-герое, в сквере на проспекте Ленина стоит памятник поэтессе. 
Признания и награды: 
-Орден Трудового Красного Знамени; 
-Орден «Знак Почёта»; 
-Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР; 
-Первый лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград», учрежденной Союзом писателей России, Волгоградской областной Администрацией и Волгоградской писательской организацией; 
-Почётный гражданин Волгограда. 
Всероссийская слава.

Всероссийская известность к Маргарите приходит после исполнения Людмилой Зыкиной песни композитора Пономаренко «Растёт в Волгограде берёзка» на её стихи. (чтение или прослушивание песни или отрывка-«Растет в Волгограде березка»

Ты тоже родился в России -

краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне - берёза,

берёза - под каждым окном.

На каждой весенней поляне -

их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде берёзка -

увидишь, и сердце замрёт.

 

Её привезли издалёка

в края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала

к огню волгоградской земли!

Как долго она тосковала

о светлых лесах на Руси -

лежат под берёзкой ребята, -

об этом у них расспроси.

 

Трава под берёзкой не смята -

никто из земли не вставал.

Но как это нужно солдату,

чтоб кто-то над ним горевал.

И плакал - светло, как невеста,

и помнил - навеки, как мать!

Ты тоже родился солдатом -

тебе ли того не понять.

 

Ты тоже родился в России -

берёзовом, милом краю.

Теперь, где ни встретишь берёзу,

ты вспомнишь берёзку мою,

её молчаливые ветки,

её терпеливую грусть.

Растет в Волгограде берёзка.

Попробуй её позабудь!

1966

Волгоград в судьбе М.Агашиной.
Сама Маргарита Агашина писала так: «С 1951 года я живу в Волгограде. Его судьба, его люди, его матери и вдовы, его стройки, дороги, его необъятные, нелегкие поля – все это учило и учит меня жить, быть там, где все, горевать и радоваться вместе со всеми, не жалеть себя, оставаться самой собой. Благодарю судьбу за все годы, прожитые в этом городе, дорогом и любимом. За все, выпавшие мне, встречи. За все добрые слова, сказанные мне моими земляками. ...Если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала.» 

Её имя неразрывно связано с образом города-героя. Именно её назвали «легендой Волгограда».

С 1951 года и до последних дней жизни Маргарита Константиновна жила в нашем городе, который стал ей по-настоящему родным.Очень гордилась, что она областной поэт. Волгоград стал её «малой» родиной, слился в сознании с образом Отчизны:

Ты мне - награда и заданье,

И партбилет, и зов: «В ружье!»

Мое последнее свиданье

Мой хлеб и Болдино мое.

Образ Сталинграда.

Много стихотворений  М. Агашина посвятила любимой теме-теме Сталинграда,  теме героизма в годы Великой Отечественной войны. В её стихах мы видим Мамаев Курган, Дом Павлова, Аллею героев, ветеранов войны, вдов, погибших солдат.

На Мамаевом кургане. 
Уже он в травах, по-степному колких, 
уже над ними трудятся шмели, 
уже его остывшие осколки 
по всей земле туристы развезли. 
И всё идет по всем законам мира. 
Но каждый год, едва сойдут снега, 
из-под его земли выходит мина – 
последний, дальний замысел врага. 
Она лежит на высохшей тропинке, 
молчит, и ждёт, и думает своё. 
И тонкие отважные травинки 
на белый свет глядят из-под неё. 
По ней снуют кузнечики и мушки, 
на ней лежат сережки тополей, 
и ржавчины железные веснушки 
её пытались сделать веселей. 
Она жадна, тупа и узколоба. 
И ей не стать добрее и земней. 
Её нечеловеческая злоба 
так много лет 
накапливалась в ней. 
Добро и зло кипят, не остывая. 
Со смертью жизнь сражается века. 
И к мине прикасается живая, 
от ненависти нежная рука. 
Потом ударит гром над степью чистой – 
и отзовётся эхо с высоты. 
И на кургане шумные туристы, 
взглянув на небо, вытащат зонты. 
Они пойдут по этой же тропинке 
и даже не заметят возле ног 
усталые дрожащие травинки 
и след тяжелых кованых сапог. 
Пускай себе идут спокойно мимо! 
Пускай сияет солнце в синеве! 
Ведь жизнь – есть жизнь. 
И все солдаты мира 
и молоды, 
и бродят по траве. 

Особой лиричностью проникнуты стихи, посвященные солдатам, их чувствам.

-«Песня о солдате» (музыка  В. Мигуля, стихи М. Агашиной, исполняет Тамара Гвердцители или  Иосиф Кобзон)

Солдату Сталинграда 
назад отгремели бои. 
Отболели, отмаялись раны твои. 
Но, далёкому мужеству верность храня, 
ты стоишь и молчишь у святого огня. 
Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал. 
Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял. 
Почему же ты замер - на сердце ладонь 
и в глазах, как в ручьях, отразился огонь? 
Говорят, что не плачет солдат: он - солдат. 
И что старые раны к ненастью болят. 
Но вчера было солнце! И солнце с утра... 
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра? 
Оттого, что на солнце сверкает река. 
Оттого, что над Волгой летят облака. 
Просто больно смотреть - золотятся поля! 
Просто горько белеют чубы ковыля. 
Посмотри же, солдат, - это юность твоя - 
У солдатской могилы стоят сыновья! 
Так о чём же ты думаешь, старый солдат? 
Или сердце горит? Или раны болят? 

(прослушивание песни или отрывка)
Песни на стихи М.Агашиной

 Нет большей награды поэту, чем созданная им песня, которую запел народ. У Маргариты Агашиной строй души песенный. Всем знакомы песни на музыку Г. Пономаренко.

-«Ты тоже родился в России» (музыка Г.Пономаренко, стихи М.Агашиной, исполняет Татьяна Семушина)

Эти песни любимы народом.

                                                        «Детям Волгограда»

М.Агашина хорошо знала психологию детей. Она написала замечательную книгу «Детям Волгограда». Она верила в то, что молодое поколение будет достойным своих дедов и отцов.

Выводы:

1.Основная часть творчества Маргариты Константиновны посвящена нашему городу, его славной истории. Однажды она написала: «Я люблю тебя, как человека, праздник мой – город мой, Волгоград!»

2.Город в изображении М.Агашиной – боец, патриот, труженик.Это город с великой историей и замечательным современным миром.

3.Автор скорбит вместе с современниками о всех погибших.  Она помнит о горестной судьбе двадцатилетних мальчишек, сложивших головы у стен Сталинграда. Ее голос звучит, как набат, как напоминание  всем нам.

4.Патриотические песни,  написанные на стихи Агашиной – визитная карточка нашего города.

5.Образ города неразрывно связан с природой. Волгоградская березка – символ города.

6.Работая над темой, мы узнали  много  информации,  «открыли» для себя прекрасный мир Маргариты Агашиной, сделали плейкаст.

*Использованные литература и Интернет-ресурсы указаны в конце*.

 

Страница « Маргарита  Агашина  в воспоминаниях современников». Работа в группах.

Учащиеся получают листочки с текстами воспоминаний. Задание: прочитайте текст, выделите ключевые слова, характеризующие поэтессу.  На основе ключевых слов  дайте ответ на вопрос: «Какой увидели, запомнили современники Маргариту Агашину?»

Материал для работы:

разрезать

1 группа.Поэт Константин ВАНШЕНКИН писал: «Вот говорят:  «Где родился, там и пригодился». Но судьба часто распоряжается по-иному. Маргарита Агашина попала в Волгоград, в общем-то, случайно, что называется, по семейным обстоятельствам. Немногословная, сдержанная, выросшая в ярославских северных лесах, она оказалась на степном, летом раскаленном, а зимой  вьюжном открытом просторе, в озарённом славой своего подвига великом городе.

И ведь не только он немало дал ей как художнику. Рискну сказать, что и она прибавила своей сдержанной краски его могучему облику.

И ещё. Она писала стихи, серьезные, душевные. Стала в городе своей. И тут опять счастливое совпадение. Она встречается здесь с Григорием Пономаренко. Как говорится, такая карта выпала.

… Требуется ещё нечто особое: необъяснимое родство, совпадение в поиске и нахождении стихами и мелодией друг друга. Песни «Что было, то было», «Растет в Волгограде березка», «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню» сделались всеобщим достоянием, растворились в национальном сознании, в памяти народа. Повторюсь, это объясняется, на мой взгляд (и слух) счастливым сочетанием северной скромной сдержанности и южного жара и зноя».

разрезать

2 группа.    Поэт Василий МАКЕЕВ написал стихотворение

 «Памяти Маргариты Агашиной»

Мы осиротели в одночасье…

Вянет август, меркнет белый свет…

Женщины, оплакавшей ненастье

бабьей доли, - с нами  больше нет!

Бог не выдаст, ближний не осудит,

а душа прознает наперёд,

Что её берёза не забудет,

Волга её песни напоёт.

И над молодой её могилой

я услышу в чуткой тишине,

как о том, что было – и не сплыло,

всё ещё она наплачет мне.

4 августа 1999 г.

Волгоград

разрезать

3 группа.Музыкант, композитор Виталий ВАСИЛЬЕВ писал: «Волгоград и Маргарита Агашина - для меня суть единое. Когда возвращаюсь мыслями к Великой Отечественной, к Сталинградской битве, тут же в сознании всплывают стихи поэтессы, которая, как никто другой, увековечила в нашей памяти образ героического, несломленного.непобедимого народа. А песня "Солдату Сталинграда", на мой взгляд, и вовсе может считаться духовны гимном советского солдата».

разрезать

Школьники отвечают на вопросы.

 

4. «Составление  синквейна «М.Агашина»,  «Город Агашиной» Работа в группах.

В это время фоном звучит музыка к песне «Ты тоже родился в России» (музыка Г.Пономаренко, стихиМ.Агашиной).

 

Пример синквейна.

Агашина.

Открытая, душевная,

Чувствует, сопереживает, пишет,

Душа нашего славного Волгограда,

Березка.

 

5.«Определение названия встречи»+«Плейкаст?»

-Наша литературная встреча в самом начале не была названа.

Итак, какая тема? Какая форма материала вас заинтересовала?  Как вы думаете, какое название подходит для нашей встречи? (учащиеся определяют,  угадывают название)

-Ребята, когда мы говорим о поэте, на чьи слова написана музыка, то наша душа всегда просит сделать плейкаст.

Предлагаю создать плейкаста на песни на стихи Маргариты Агашиной. Это новое домашнее задание, творческое, рассчитанное на работу дома в Интернет-ресурсах,  и позитивное, познавательное общение  в социальных сетях. Буду рада вашему личному отношению к сегодняшней встрече.

6.Релаксация. Создание эмоционального настроя окончания встречи. Звучит музыка Пономаренко  к песне «Подари мне платок»  на стихи М.Агашиной)

 

-Наша литературная встреча подходит  концу. Завершаем оформление  тематической  мини-выставки «Агашинская березка», поучаствуйте, пожалуйста: выберите березовый листочек, отражающий Ваше настроение сейчас (листочки зеленые, желтые) с учетом того, что вы услышали о поэтессе (учащиеся выбирают листочки и прикрепляют к картинке).

-Прошу вас отразить отношение к нашей литературной  встрече в виде таблицы (делают отметки в листочках), выступают от группы:

Плюс

Минус

Напишу стихи

Почитаю дома Агашину

Было интересно

Было скучно

Найду в Интернете другие стихи

Сделаю плейкаст

- Спасибо за работу!   Надеюсь на продолжение проекта…  

Литература и Интернет-ресурсы:

-Агашина М. В каждой песне береза.- Волгоград: Нижне –Волжское кн. изд-во.- 1984

-Агашина М. Девичник. -М.: Современник.-1983

-Агашина М. Детям Волгограда.- Волгоград: Нижне -Волжское кн. изд-во.-1980

- Агашина М.  Избранное. М., Худ. лит., 1986

-Агашина М. Не просто женщине живется.- М.: Сов. Россия.- 1968

-Агашина М. Стихи о моем солдате.- Волгоград: Нижне -Волжское кн. изд-во.-1963

-Серенко Е. Как умирают легенды: газета «День за днем»