Эссе - "Я-учитель!"

Монгуш Айлана Кошкар-ооловна

«Кто постигает новое, лелея

старое, тот может быть учителем…»

Конфуций

 

            Долго не могу начать…  Мысли сумбурно кружатся в голове…

Для меня быть учителем - это хорошая и давняя семейная традиция.

          Самые яркие моменты моего счастливого детства перед глазами. Вечер. Вся семья в сборе. В зале тишина.Все заняты своим делом. За столом мама, она проверяет тетради (моя мама была учителем русского языка и литературы  и директором сельской школы). Я кручусь рядом, заглядываю в тетради. С интересом слежу за мамиными отрывистыми движениями, она исправляет ошибки. Вот ее лицо стало хмурым - это значит, что она недовольна своим  учеником и, наверное, оценка будет плохая. А вот она улыбнулась и даже засмеялась. Зовёт бабушку и вслух читает написанное школьником ( бабушка была учителем родного языка и литературы). Видно мама довольна, раз она улыбается. И бабушка улыбается. И у всех поднимается настроение.

         Помню ещё, как меня мама часто брала в школу. Сидя за последней партой, я слушала её очень внимательно. Она на загадочном для меня тогда языке интересно объясняла детям уроки. И с тех пор я полюбила тот непонятный, но завораживающий меня язык …

Я всегда старалась помогать маме, и она всегда была не против: сначала я  была просто сторонним наблюдателем, но позже она доверила мне готовить дидактические материалы к урокам. И я старательно выводила картинки и записи к занятиям. Сейчас, составляя задания к своим урокам , я часто вспоминаю эти моменты. Мамин пример добросовестного, творческого, бескорыстного труда навсегда перед глазами. «Ты – моя дочь» -  такими словами она всегда меня поощряла…

       Вспоминаю, как  я играла в школу с подружками. В роли  учителя всегда была я. Бабушка говорила маме: «Смотри, по нашим стопам пойдёт».

       Время летит. Теперь эта детская  игра стала реальностью. Я - учитель!

Тётя (сестра мамы) тоже была учителем начальных классов. Когда мамы не стало, именно она стала моей «наставницей» в жизни и работе. Она все время напоминала мне мою маму: добрая, но строгая и  справедливая. Так что я - учитель в четвёртом поколении! Поэтому ещё с детского возраста я знала и понимала, насколько тяжелым и важным является труд педагога.  +

Моя преподавательская карьера началась в студенческие годы. Учеба захватывала меня с головой!  Я не представляла себе ни дня без книг и новых знаний. Лекции, семинары, подготовка к ним, библиотеки, выступления, общение с преподавателями и многое другое были основной частью моей жизни. Мои   однокурсницы часто просили меня объяснить им ту или иную тему. Мне нравилось делиться своими знаниями и быть опять в роли учителя.
         Можно сказать, что впервые и по-настоящему я попробовала себя в качестве учителя на 4 курсе института. Мы с нашей группой проводили первые самостоятельные  уроки в школе-интернате для детей сирот. Это для меня был огромный опыт и испытание. Ведь дети, которые растут без родителей –это особые дети.   Значит, нужен был и особый подход. У меня получилось найти общий язык с ними, и позднее они стали моими друзьями.
          Студенческие годы остались в прошлом, и пора было определяться с местом работы. По направлению я попала в родной для меня уголок - в Чаданскую среднюю школу №1. От счастья я летала в облаках.  «Я хочу преподавать. И я буду преподавать!» - твердила я себе. Но первые шаги моей педагогической деятельности были нелегки. Я думала, что все будет по-моему: дети будут слушаться, всегда тянуть руки, отвечать на все мои вопросы, делать домашние задания вовремя и т.п. Но, увы…. Со временем, я стала всё больше понимать детей, где надо смотреть на них ни с верху в низ, а глаза в глаза.  И только тогда я почувствовала себя настоящим учителем.

         Преподавала я уроки русского  языка  в начальной школе. И погружалась в мир знаний вместе с детьми,  ездила на конференции, выступала на круглых столах. Но больше всего я любила, люблю, и будут любить сам учебный процесс – уроки, мастер-классы, семинары. Возможность донести до детей и родителей важные мысли, ценностные ориентиры, заинтересовать и увлечь их своим предметом -  бесценна.

       И в течение 23 лет я была сельским учителем. Это были прекраснейшие годы  моей жизни.  Сельская школа – урок жизни, но и отличная стартовая площадка для карьеры учителя. С особым уважением и благодарностью вспоминаю учителей-стажистов, которые работали со мной: ОндарАнчымааМонге-Назыновну, Ховалыг Раису Маадыр-ооловну, БегзиДолзатДоржуеевну, Ховалыг  Людмилу Чылбаковну, Ондар Розу Хунаевну, Хертек Раду Базыр-Садыевну и многих других преподавателей.+

      За  этот промежуток времени я не только  завоевала доверие своих коллег, но и любовь моих учеников. На сегодняшний день у меня в классе сидят дети моих взрослых учеников. Они, будучи уже родителями, поддерживают меня как учителя и как наставника по жизни.

     Да, у меня особая профессия. Я – первый учитель маленького шести – семилетнего человека, который час за часом открывает для себя этот большой и непонятный взрослый мир. Пытаюсь воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через литературу, личные беседы, внеклассные мероприятия, исследовательские проекты, коллективные творческие дела. Пытаюсь учить объективно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям. 

       Мастерство учителя – не случайная удача, не счастливые находки, а кропотливый поиск и труд, и чтобы идти в ногу со временем, нужно все время учиться. Учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового.Искренность детей, их настоящие эмоции и переживания, радость, смех, победы – все это увлекает.

       Время летит… Теперь я учитель в городской школе. Преподаю вот уже седьмой год в МБОУ Гимназии №5 города Кызыла.

Звенит звонок, рабочий день закончен. Я, как и все учителя, спешу домой. Дома ждут родные и близкие мне люди - моя семья. Сейчас мы поделимся впечатлениями от прошедшего дня, посмеёмся над забавными ситуациями, я расскажу о своих трудностях и победах, а вечером в полной тишине я окунусь в мечтания и рассуждения моих учеников. Ведь я, как и мама, УЧИТЕЛЬ. Я всегда буду помнить, что самым лучшим моим помощником в этой нелегкой профессии была и есть моя мама. Ведь это к ней мысленно я обращаюсь, когда испытываю трудности. И если мне сложно, я вспоминаю её слова: «Ты - моя дочь». Они придают мне силы идти дальше по пути этой нелёгкой, но самой лучшей профессии, покорять новые вершины и любить дело всей своей жизни!

       Школа – это жизнь!  Школа – это счастье! Школа – это будущее! Школа – это счастливые дети! Школа – это УЧИТЕЛЬ!