Для Вас, родители!

Монгуш Айлана Кошкар-ооловна

http://7ya.ru
Уважаемые родители!

Благодарю Вас за то, что нашли  время и заглянули на мой сайт! Эта страничка создана для Вас. Буду рада, если здесь Вы найдёте полезную для себя информацию.Ни что не заменит "живое общение", поэтому я всегда Вам рада и в стенах нашего класса.  Здесь Вы можете посмотреть все материалы для родителей собранные в нашей сети. Очень хороший сайт для родителей, здесь вы найдете ответы на все вопросы:http://7ya.ru

На этой страничке можно разместить полезные для родителей статьи, памятки, правила, советы. Материал на эту страницу добавляется как обычный материал в портфолио, в качестве предмета надо выбрать "Материалы для родителей". Одновременно материал появляется в общей библиотеке сети. Здесь Вы можете посмотреть все материалы для родителей собранные в нашей сети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Какие вы родители?»

М.Шварц

Если вы родители-
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители-
Прощатели, любители.
Если разрешатели,
Купители, дарители.
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители-
Ворчатели, сердители.
А если вы родители-
Ругатели, стыдители.
Гулять неотпускатели,
Собакозапретители…
То знаете, родители,
Вы просто крокодители… )



Предварительный просмотр:


10 шагов навстречу...  (Януш Корчак)

1. Не лгите детям. Ложь стара, как мир. Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы платим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы платим утратой доверия ребенка, в худшем случае – тем, что у него создается разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить. 

2. Если не знаете, что ответить ребенку, помолчите и подумайте. Помогите себе: возьмите тайм-аут. Ничего страшного в словах «я отвечу тебе завтра» нет. Время, которое вы выиграли, потратьте на то, чтобы сформулировать для себя причины своего страха. Чего боитесь? Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего, вы придете к тому, что боитесь не за ребенка, а за себя, боитесь, что правда может разрушить вас самих. Дети могут воспринять любую правду, если ее нормально воспринимает взрослый, который ребенку ее «преподносит». Сначала справьтесь сами с собой, затем говорите с ребенком. Только не лгите! 

3. Знайте: забывчивость – это тоже разновидность обмана. Пообещали – и забыли. И ребенок забыл. Потом ребенок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещаете – выполняйте. Если у вас плохая память – записывайте. Если вспомнили, что забыли, – поговорите об этом ребенком. Скажите, что вспомнили и что обязательно выполните обещанное. Это укрепляет доверие ребенка к миру, учит его быть обязательным, дает ему понять, что вы его уважаете. 

4. Никогда не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «Ах, как здорово ты нарисовал», глядя при этом в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно(!) скажите: «Прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты нарисовал». Опять же – не обманывайте: когда закончите – обязательно посмотрите

5. Не делайте своему ребенку лишних подарков, откупаясь за то, что недостаточно уделяете ему времени. За свое отсутствие «платите» присутствием: идите вместе куда хотите, дарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что «не долюбили» ребенка, – предшественник товарно-денежных отношений в любви. А если хотите, чтобы малыш достойно вел себя в магазине, своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся. 

6. Если не правы, искренне просите у ребенка прощения. Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло. 

7. При любой возможности позволяйте ребенку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине. Так он получает представление о том, что имеет право на собственное мнение, и это мнение учитывается. 

8. Отказ принимайте всерьез. Если вы считаете, что ребенок имеет право сказать «нет» в конкретной ситуации, – соглашайтесь. «Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?» – «Нет». Значит, не везите его к бабушке. Иначе не стоило и спрашивать.

9. Не конкурируйте за любовь второго родителя. Всячески поддерживайте в ребенке уважение к нему. Не спрашивайте: «Кого ты больше любишь?» Ребенок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочел кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что родителей можно сравнивать и назначать «лучшего» или «худшего». В идеале, каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой. 

 

10. Хвалите детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. Но не говорите: «Ты самый лучший!» «Лучшим» быть тяжело! 

 

        Вся школьная жизнь наших детей состоит из преодоления трудностей. И кто, как не вы, мамы и папы, должны стать настоящими друзьями ребенку с первых школьных дней. Будьте готовы к тому, чтобы понять и разделить успехи и неудачи. 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент -Экзюпери

Слайд 2

Анкета для детей 1. Как часто вы что-то делаете вместе с родителями? а) ежедневно б) по выходным в) несколько раз в неделю г) раз в месяц д) другое 2. Что именно вы чаще всего делаете вместе? а) играем б) мастерим в) учим уроки г) гуляем д) хозяйничаем по дому е) посещаем кинотеатры, театры ж) читаем 3. Сколько времени уходит на совместную деятельность? а) 30 мин б) 1-2 часа в) другое 4. Что бы вы хотели делать вместе с родителями?

Слайд 3

Анкета для родителей «Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребенку?»

Слайд 4

Жизненные установки Позитивные и негативные

Слайд 5

1. Не будешь слушаться – заболеешь! – Ты всегда будешь здоров! 2. Думай только о себе, не жалей никого – Сколько отдашь – столько и получишь. 3. Ты всегда, как твой папа (твоя мама) – Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! 4. Уж лучше бы тебя вообще не было на свете! – Какое счастье, что ты у нас есть! 5. Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама) – Каждый сам выбирает свой путь. 6. Сколько сил мы тебе дали, а ты… – Мы любим, понимаем, надеемся на тебя. 7. Не твоего ума дело… – Твое мнение всем интересно. 8. Бог тебя накажет – Бог любит тебя! 9. Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет! Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе.

Слайд 6

Семейный досуг

Слайд 7

Игры для всей семьи

Слайд 8

Конкурс капитанов 1. Друзья зовут вашего ребенка гулять, а у него не сделаны уроки. Как вы поступите в этой ситуации? 2. Из-за медлительности ребенок часто опаздывает в школу. Как быть? 3. Спасая котенка, который не мог слезть с дерева, ребенок порвал куртку. Ваши действия? 4. Убедите ребенка в полезности молока и манной каши. 5. Ребенок звонит вам на работу, а у вас важное совещание. Что вы ему скажете? 6. Найдите убедительные доводы в пользу самостоятельного чтения. 7. Уже поздно, ребенку пора домой. Позовите его так, чтобы он не смог отказаться. 8. Ребенок смотрит по телевизору передачу, а на другом канале показывают очень важную для вас информацию. Что делать?

Слайд 9

Твои эмоции

Слайд 10

Игра-кричалка «Наши дети»

Слайд 11

Поздравляем!

Слайд 12

Законы родительской истины 1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните: от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов! 2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, которые он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что и к вам. 3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти. 4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка лежит дух бунтарства. То, что запрещено, очень хочется попробовать – не забывайте об этом.

Слайд 13

5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности. 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. 8. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие. 9. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит. 10. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Слайд 14

11. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему малышу побыть ребенком в детстве, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители! 12. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благополучных детей!

Слайд 15

Спасибо за внимание, сотрудничество, продуктивный диалог, ваше творчество! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Монгуш А.К, учитель начальных классов

 МБОУ Гимназия №5  г.Кызыла РТ.

Родительский  университет на тему : «Роскошь общения»

Цель:  расширить знания родительского коллектива об общении, способствовать сплочению семьи, сближению детей и родителей.

Оборудование:  компьютер, мультимедиа проектор, бланки анкет для родителей, заготовки таблицы «Негативные и позитивные установки»; листы формата А3, различные журналы с картинками, ножницы, клей, фломастеры для создания коллажа; заготовки с вариантами ситуаций общения и эмоций для работы команд, памятки «Законы родительской истины».

Ход собрания

  1. Вступительное слово учителя 

Учитель: Иметь детей - великое счастье. Только дети не забава, и воспитывать детей очень трудно. В воспитании больше, чем где-нибудь, нужны воля, ум, терпение, благородство души. Процесс воспитания неотделим от процесса общения, совместной деятельности. Но как часто нам в круговерти дел не хватает времени поговорить по душам с собственным ребенком, поиграть с ним, почитать, обсудить фильм. (Слайд 1.) А ведь не зря говорил Антуан де Сент- Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения». Сегодня предлагаю вам, уважаемые родители, поразмышлять на тему: а имеется ли в вашей семье эта роскошь?

  1. Ознакомление с результатами анкетирования детей 

Учитель: Перед собранием ребятам были заданы следующие общие вопросы (слайд 2). Анкета для детей

  1. Как часто вы что-то делаете вместе с родителями?

а) ежедневно

б) по выходным

в) несколько раз в неделю

г) раз в месяц

д) другое

  1. Что именно вы чаще всего делаете вместе?

a) играем

б) мастерим

в) учим уроки

г) гуляем

д) хозяйничаем по дому

e) посещаем кинотеатры, театры

ж) читаем

  1. Сколько времени уходит на совместную деятельность?

a) 30 мин

б) 1-2 часа

в) другое

  1. Что бы вы хотели делать вместе с родителями?

(Результаты представляются в виде диаграммы, проводится анализ ответов на 4 вопрос. )

  1. Анкетирование родителей

Учитель:  Предлагаю вам вспомнить свое детство. Достаточно ли внимания уделяли вам родители? А вы своему ребенку! Ответить на этот вопрос поможет анкета. (Слайд 3.)

Анкета для родителей

«Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» 

Ответьте на вопросы, проставив баллы:

  • Да, почти всегда - 4 балла.
  • Иногда, такое бывает - 2 балла.
  • Нет, никогда - 0 баллов.
  1. Все ли вам нравится в вашем ребенке?
  2. Слушаете ли вы, что ребёнок говорит?
  3. Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит?
  4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение зна чимости, ценности того, о чем он говорит?
  5. Поправляете ли вы речь малыша?
  6. Позволяете ли ребенку совершать ошибку?
  7. Хвалите ли вы ребенка?
  8. Смеётесь ли вы вместе с ним?
  9. Находите ли вы каждый день время для чтения ребёнку?
  10. Часто ли вы обнимаете ребенка?
  11. Играете ли вы вместе?  
  12. Есть ли у ребенка собственные книги?
  13. Есть ли у ребенка место, которое отведено только ему?
  14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу вашего малыша?
  15. Ходите ли вы в театры, музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребёнком?
  16. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  17.  Беседуете ли вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
  18. Стараетесь ли вы дать возможность ребенку проявить самостоятельность в магазине, на приёме у врача (или все говорите за него)?
  19. Стараетесь ли вы ходить вместе с ребенком на прогулки?
  20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Сложите полученные баллы.

80-60 баллов - вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения, вам очень хорошо вместе.

60-30 - очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего резинка.

Меньше 30 - вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания своему ребёнку. Это сделает и его, и вас счастливее.

  1. Тренинг «Негативные и позитивные установки»

Учитель:  А теперь прошу вас ответить на вопрос: «Какую фразу вы чаще всего произносите, общаясь с ребенком?» (Слайд 4.)

Задумывались ли мы, взрослые, какие установке дали нам наши родители, не являются ли они внутренними указателями на нашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите ли вы своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. А если уж сказали это, лучше исправьтесь. (Слайд 5.)

Родители получают таблицу, в которой левая колонка содержит варианты негативных установок, а правая - варианты позитивных установок (ее родители заполняют самостоятельно). Затем варианты позитивных установок зачитываются и обсуждаются.

Негативные установки

Позитивные установки

Не будешь слушаться - заболеешь!

Ты всегда будешь здоров!

Думай только о себе, не жалей никого.

Сколько отдашь - столько и получишь.

Ты всегда поступаешь, как твой папа (твоя мама).

Какая мама умница! Какой у нас папа молодец!

Уж лучше бы тебя вообще не было на свете!

Какое счастье, что ты у нас есть!

Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама).

Каждый сам выбирает свой путь.

Сколько сил мы тебе дали, а ты.

Мы любим, понимаем тебя.

Не твоего ума дело…

Твое мнение всем интересно.

Бог тебя накажет.

Бог любит тебя!

Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!

Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Как аукнется, так и откликнется.

  1. Работа в группах

Учитель:  А сейчас предлагаю вам разделиться на команды, выбрать капитана и выполнить следующие задания.

1 задание «Семейный досуг». За три минуты создать коллаж на тему «Семейный досуг», используя врезки из различных журналов, фломастеры, клей. (Слайд 6.) Полученные композиции сравнить с композициями, выполненными детьми.

Проводится анализ, отмечаются общие черты (например: большое количество видов совместной деятельности, непосредственная близость членов семьи, радостное настроение, яркая цветовая гамма).

2 задание «Игры для всей семьи». За минуту вспомнить как можно больше различных игр для совместного досуга. Команды называют игры по очереди, победившей считается та команда, которая ответила последней. (Слайд 7.)

3 задание «Конкурс капитанов». Капитаны вытягивают листочек, на котором написана психологическая ситуация общения с ребенком. (Слайд 8.)

 1. Друзья зовут вашего ребенка гулять, а у него не сделаны уроки. Как вы поступите в этой ситуации? Как быть?

2. Из-за медлительности ребенок часто опаздывает в школу.

3. Спасая котенка, который не мог слезть с дерева, ребенок порвал куртку. Ваши действия?

4. Убедите ребенка в полезности молока и манной каши.

5. Ребенок звонит вам на работу, а у вас важное совещание. Что вы ему скажете?

6. Найдите убедительные доводы в пользу самостоятельного чтения.

7. Уже поздно, ребенку пора домой. Позовите его так, чтобы он не смог отказаться.

8. Ребенок смотрит по телевизору передачу, а на другом канале показывают очень важную для вас информацию. Что делать?

 4 задание «Твои эмоции». Общаясь с детьми, не забывайте, что слова сами по себе представляют лишь 7% информации. Самое важное можно передать интонацией (38%), мимикой, жестом (55%), наконец - молчанием. (Слайд 9.)

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потребите  по плечу, кивните головой, посмотрите в глаза, возьмите за руку. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым.

Пусть один представитель из команды произнесет фразу «Какой(ая) ты у нас молодец!», стараясь передать с помощью интонации, мимики и жестов эмоции, указанные на листочке (злость, радость, умиление, обожание, гнев, обиду, презрение и т.д.), а команда должна отгадать, какое чувство им хотят выразить.

5 задание «Игра-кричалка». (Слайд 10.) Вам нужно придумать рифмованные строчки-вопросы для другой команды, на которые можно в ответ прокричать «Наши дети! Наши дети!», например:

Кто умнее всех на свете?

Наши дети! Наши дети!

Кто милей нам всех на свете?

Наши дети! Наши дети!

Кто любовью сердце лечит?

 Наши дети! Наши дети!

Кто так жаждет с нами встречи?

 Наши дети!

(Учитель в конце подхватывает: «Ваши дети!»)

Подводятся итоги, определяется команда-победитель. (Слайд 11.)

  1. Подведение итогов собрания

Учитель:  А теперь вспомните: какое дело, совместное с ребенком, вы давно планировали, но так и не нашли для этого времени?

Я желаю, чтобы в вашей семье всегда находилась минутка для общения, для радости, для совместных дел!

В конце нашей встречи предлагаю вашему вниманию памятку продуктивного общения «Законы родительской истины». (Слайды 12-14.)

Законы родительской истины

1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните: от любви до ненависти только один шаг - не делайте необдуманных шагов!

2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что и на вас самих.

3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка лежит дух бунтарства. То, что запрещено, очень хочется попробовать - не забывайте об этом.

5. Не опекайте своего ребёнка там, где он может справиться сам; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами.

8. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

9. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит.

10. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

11. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым! Дайте возможность своему малышу побыть ребенком во времена детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

12. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благополучных детей!

Учитель: Спасибо, уважаемые родители, за внимание, сотрудничество, продуктивный диалог и ваше творчество! Надеюсь, наша встреча поможет кому-то приобрести роскошь общения, а кому-то заново напомнит о ее ценности.

До новых встреч! (Слайд 15.)

Литература

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей. -  M., 1999.

2. Яценко И.Ф., Чупина С. И. Родительские собрания. - М., 2008.



Предварительный просмотр:

 

Система  учебников  

 

по  программе  "Школа  России"



Предварительный просмотр:

Роль родителей и педагогов в развитии детской одарённости

Монгуш А.К, учитель начальных классов,

МБОУ Гимназии №5 г.Кызыла Республики Тыва

           Родители и педагоги ставят перед собой задачу, удастся ли одарённым детям сохранить темп «интеллектуального восхождения», взятый ими в детстве? По-видимому индивидуальная работа помочь им постоянно наращивать свои интеллектуальные ресурсы , развивать свою одарённость до уровня профессиональной компетенции. Для одарённого ребёнка полезна  исследовательская деятельность (проблемное обучение, метод проектов и т.д). В гимназии №5  перед каждым учителем стоит задача повышения общего уровня развития учащихся, подготовка школьников к дальнейшему образованию, самообразованию, и практической деятельности по любой специальности. Однако возникает вопрос: какими принципами следует руководствоваться в выборе задач-тем для таких мини-исследований , какова должна быть их специфика?

       Иногда кажется, что одарённому ребёнку достаточно предложить любую более или менее сложную проблему, а дальше всё произойдёт «само собой». Предполагается, что в процессе работы над этой проблемой у учащихся стихийно сформируются, и будут совершенствоваться «особые» интеллектуальные способности. Однако это далеко не так. Цель современного учителя-обогащение интеллектуальных, творческих ресурсов ребёнка, то задания, которые мы ему предложили, должно создавать своеобразное «магнитное поле», которое с большей вероятностью приведёт к формированию и развитию необходимых интеллектуальных способностей. В контексте понятия «одарённость» особенно важным является три целевых направления:

  • Формирование у детей умения видеть и исследовать аналогии;
  • Формирование открытий   познавательной позиции (умения смотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, включать её различные контексты);
  • Развитие образного мышления.

         Рассмотрим первое направление-развитие и

формирование умения видеть и исследовать аналогии.

             Известный математик Стефан Банах сказал: «Математик-это тот, кто устанавливает аналогии доказательств; более сильный математик это тот, кто замечает аналогии теорий, но можно себе представить и такого, кто между аналогиями видит аналогии». Перефразировав это утверждение, мы получим следующую «формулу» хороший ученик-это тот,  кто умеет находить аналогии доказательств; одарённый ученик-тот, кто осознаёт аналогии самих теорий. Математика пронизана глубокими аналогиями, поэтому подобрать  для одарённого  ученика соответствующую тему исследований не так уж сложно.

       Рассмотрим второе направление- формирование

открытого   познавательного  отношения  к миру. Одно из особенностей одарённых детей является то, что «они на всё смотрят как-то особенно, оригинально во всём видят именно то, что без них никто не видит, а после них все видят и удивляются, что прежде этого не видели» (В.Г.Белинский).Одна из задач нашей  школы-развивать эту особенность одарённых учащихся, доводя её до уровня сознательно используемой способности. Выделяется два аспекта:

  • Одну и ту же ситуацию можно рассматривать с разных точек зрения (создать несколько различных моделей одной ситуации);
  • Один и тот же объект можно включить в различные контексты, системы связей и отношений.

И, наконец третье направление-развитие у одарённых детей образного  мышления. Образность –это необходимое составляющая творческого, научного  мышления.Часто исследователь на основе образных представлений может предсказать, предугадать возможный результат своих поисков. Более того, одна из важнейших сторон одарённости – это своеобразие , уникальность восприятия одарённым человеком окружающего мира. Из истории науки известно, что многие выдающиеся учёные, писатели в детстве не могли «вписаться» в традиционное образование. ПОЧЕМУ? Возможно, для них было свойственно именно образное мышление, а не словесно-логическое, которое диктует нам наша культура. Эйнштейн  писал: «Слова, написанные или произнесённые, не играют, видимо , не малейшей роли в механизме моего элементами мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные образы, которые могут быть пожеланию воспроизведены или скомбинированы».

     Карл Гаусс говорил, что математика-это наука для  глаз, а не для ушей, но в школьном обучении этот  тезис практически не учитывается, поэтому в работе с одарёнными учащимися развитию образного мышления следует уделять особое внимание.

         А в чём же состоят проблемы родителей одарённых детей? Хотелось бы выделить два уровня этих проблем: одарённый ребёнок  в семье и в обществе.

           С первыми проблемами родители сталкиваются вскоре после рождения одарённого ребёнка.Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств:проблемы со сном (такие дети спят, как правило, значительно меньше обычных детей), с едой и т.д-делают жизнь родителей достаточно непростой. Затем начинаются трудности , связанные с повышенной познавательной активностью одарённого малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий:сломанные телефоны и электроприборы , разобранные часы и швейные машинки –всё , что попадается под руку одарённому ребенку , может стать предметом его, ненасыщенного любопытства.Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей ,-бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у них на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного  ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребёнка просто не остается ни времени, ни желания. Много, очень много терпения потребуется от родителей, чтобы преодолеть и эту проблему.

    Другой  уровень проблем, который можно выделить,-одарённый ребёнок и общество.Центральный пункт этой проблемы-антиинтеллектуализм, распространённый в обществе. Основное следствие антиинтелектуалистических установок –стремление многих родителей видеть своего ребёнка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами одарённые дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Всё это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счете, на формировании личности.Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей , те  же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.

    Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одарённости-каждый ребёнок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одарённость ребёнка остается не замеченной в семьях, где этот ребёнок является первым или единственным. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одарённым. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей , как члены своего общества, подвержены системе отношений. Прославление «простого человека» и не всегда адекватны применение, много сделали для прошлого и настоящего.

     Многие  родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком-таким как все». Или, в ответ на вопрос: «Какого вам воспитывать одаренного ребенка?»-они отвечают, что всё было прекрасно до тех пор, пока в коле ребенку не приклеили ярлык одаренного ребенка и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?». В таких ситуациях напряжение может вытемнить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что само восприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности. Пытаясь понять родительские переживания  и дать на них ответ, задаёшься весьма серьёзной проблемой: действительно ли думающие родители всерьёз полагают, что быть одарённым–значит быть ненормальным, не уметь найти место в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально , но таковы широко распространенные стереотипы, порой  разделяемые и родителями. Подобное отношение может серьёзно мешать реальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребёнка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти своё место в жизни и стать счастливым.

          Идеальная родительская реакция радостного восприятия должна, вероятно, лежать где-то посередине между игнорированием эксплуатацией способности ребёнка. Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употреблению сложных слов, а также  раннее  освоение счёта или чтения, нередко и другие характеристики: громадное  любопытство («Она  задаёт миллион  вопросов обо всём на свете!») и цепкую память («Он все запоминает в таких деталях»). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием воображением, в то время как роль отдельных конкретных достижений не следует переоценивать. Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение с родителями или старшими братьями и сёстрами могут помочь вполне обычному ребёнку справиться с теми или иными задачами. Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что работа с одарёнными детьми требует таких форм и методов обучения и воспитания, которые учитывали бы специфику склада их ума. Поиск одарённых личностей должен идти непрерывно, начиная со школы…

Литература:

  1. Савенков А.И. Кого считать одаренным.//Детское творчество 2000.-№1.-стр 2-3.
  2. Савенков А.И. Как выявить одаренных детей .//Детское творчество 1998.-№5-6.-с.8-9.


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя с позиции успешности его учеников

Монгуш А.К., учитель начальных классов,

 МБОУ «Гимназия №5» г.Кызыла Республики Тыва

                 За последнее десятилетие учебно-исследовательская деятельность учеников вошла в практику нашего образовательного  учреждения. Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного  важнее и   уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого в образовании коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.

                  Заканчивая учебный год, я строю планы на будущее, собираясь продолжить  такую сложную  форму сотрудничества с учениками , как исследовательская  работа. Под исследовательской деятельностью понимается  деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу  заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования  в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке  традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, ь подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала. Его анализ и обобщение. Собственные выводы. Организация исследовательской работы школьников требует от учителя совершенно особых навыков и нетрадиционных педагогических установок. И основной его задачей становится пробудить в ребятах стремление к  самостоятельному познанию мира и себя в этом мире.

               На мой взгляд, одним из ключевых  показателей успешности образования  должна выступать самостоятельность и активность ученика в процессе познания.

                 Подобная самостоятельность возникает из внутренней мотивации, из потребности подходить к научной  или жизненной проблеме с исследовательской , творческой  позиции.

               Из этого следует, что одной из наиболее  существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования именно внутренней мотивации.

              Смею утверждать, что все усилия по организации системы исследовательской деятельности   учащихся должны быть направлены на эту задачу, а не только на подготовку ученика к взрослой жизни  в науке, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных    специальных знаний. Не умаляя  значения последних, считаю, что они могут выступать только  желательным  следствием при искренней заинтересованности в  собственной исследовательской деятельности.

           «Искренняя заинтересованность»-здесь ключевое   словосочетание. Если человеком движет мотив достижения успеха либо  избегания неудач, то мы имеем дело не  с проявлением исследовательской позиции, а лишь  с осуществлением социально нормированной деятельности. А эмоционально-мотивационной основой исследовательской деятельности выступает интерес. Эмоция интереса стимулирует познавательную активность, упорядочивает  процессы восприятия и внимания, служит основой формирования и развития навыков, умений, интеллекта, активной жизнедеятельности  человека.

        Безусловно , учитель как более  опытный человеку может заинтересовать пришедшего к нему ученика проблемами, которыми занимается сам, но это всегда должен быть добровольный и сознательный приход. Мотив «надо делать потому, что обязательно»-мотив разрушительный. Обязательность выполнения исследований школьниками не упрощает задачи организации учителем совместной деятельности с учениками, а усложняет её.

    Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся-интерес к работе  и посильность во многом определяют успех. Кроме того, в постановке проблемы исследования особо важно учитывать её актуальность для возраста учеников вообще и конкретного  ребёнка в частности. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающей источник энергии  для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно  сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

       А ещё следует иметь в виду, что активизация интереса может достигаться различными способами: благодаря каким-либо ситуационным изменениям, новизне, а также с помощью воображения и мышления.

      Итак, один из  главнейших принципов исследовательской работы: тема должна быть интересна ребёнку. Но также важно, чтобы  эта тема была интересна учителю. Если эти две стороны не будут (пусть каждая по-своему) заинтересованы в поиске  ответа на поставленный вопрос, то внутренняя встреча их друг с другом не состоится.

      Для успешного взаимодействия учителя и ученика в исследовательской деятельности необходимо, чтобы учитель не вёл ученика «за руку» к ответу, а научил его замечать проблемы, ставить вопросы и находить  способы самому получать на них ответы. В самой «формуле» сотрудничества учителя и ученика заложен принцип равноправия, ведь ни один из них не знает абсолютной истины, хотя бы потому, что она недостижима. Задача учителя: искать решение совместно с учеником. В этом отношении педагогическая система сильно страдает оттого, что большинство учителей считают себя знающими правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим, забывая, что чужая правда трудно становится своей.

         Знания же, добытые в совместной деятельности с учителем, ребёнок принимает для себя как истинные. В таком случае для учителя существенно важно не отработать методики и организационные формы, а постоянно расшатывать и отвергать свои наработки, иначе начнёт теряться собственный интерес к исследовательской деятельности.

                 Важно, чтобы в процессе организации исследовательской работы учеников сохранялась ситуация предзаданной неизвестности (как для ученика, так и для учителя), благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса. В конечном счёте, все сводится к тому, чтобы процесс исследования выстраивался по принципу  самоопределяемого  учения.

   К сожалению, ролевая позиция учителя как транслятора знания зачастую очень захватывает и  уводит от позиции исследования. Но если мы хотим развивать исследовательскую позицию у наших учеников, то прежде необходимо работать над собой. Нам постоянно нужно отслеживать-что именно мы развиваем теми или иными действиями; на что реально направлены те нормы деятельности, которые мы вводим для учеников; насколько мы сохранили в себе посыл к саморазвитию; в какой степени в нас  явна потребность к исследованию как способу взаимодействия с миром , другими и самим собой.

   Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это  самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако её эффективность возможна лишь при выполнении определённых условий:

1.Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации.

2.Ученик  должен суметь это делать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определённые компетентности.

3.Он должен получить удовлетворение от своей работы.

   Проблема усугубляется тем, что в системе общего образования уже давно идёт неуклонное ужесточение формальных систем и норм организации исследовательской деятельности школьников. Хотелось бы видеть единую систему требований, форм организации, унифицированных критериев оценки исследовательской деятельности учащихся. При этом практически нет нормативных документов, где выдвигаемые требования соотносились бы с возрастными особенностями школьников.

       Как, начиная с чистого листа, добиться успеха? Как помочь развиться успешной личности?

    Учёные выяснили :чтобы достичь успеха в жизни , в школе, вас должен учить талантливый и влюблённый в своё дело учитель. Больше никаких усовершенствований образованию не нужно.

       

Литература:

  1. Леонтович А.В. V юношеские чтения им.В.И. Вернадского.//Лицейское и гимназическое образованипе.-1998.-№3.
  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся .-М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
  3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.Москва.«Народное образование», 2001.