Мой взгляд на мир

Моя педагогическая  философия

… Но верю я, не все еще пропало, 

пока не меркнет свет, пока горит свеча…

Каждое время предъявляет свои требования к учителю. Можем сколько угодно экспериментировать, испытывать различные методики и технологии, но не нужно забывать об одном – рядом с нами ребенок. Как свеча, некий символ в духовном общении верующего человека с Богом, так и учитель может быть символом общения, «свечой» между учеником и познанием. Поэтому сотворчество учителя и ученика – это сегодня главное в новой модели общения на уроке.  Мне хочется   вместе с моим Учеником ставить вопросы и искать на них ответы, вместе решать исторические задачи, оценивать события и извлекать из них уроки. Мы учимся вместе отстаивать свою точку зрения, нести ответственность за свое решение. И это важнее, чем просто зазубренный исторический материал.

Становление моего педагогического опыта шло не только под руководством администрации школы. Первыми строгими критиками были мои младшие сестры, которых мне посчастливилось обучать. И критики эти были самые бескомпромиссные. Благодаря их отзывам, уроки получались всегда наиболее удачными. И среди них запомнившийся моим сестрам необычный по форме урок – «Суд над сталинизмом». Дружный класс едва не раскололся на два лагеря. Так активно они вошли в роль обвинителей и защитников, перелопатив перед этим гору документов и дополнительной литературы, изучив воспоминания очевидцев. С годами начинаешь осознавать, что судить историю и людей, их поступки с позиции современности всегда легче. А вот понять и все объяснить сложнее. Желание понять, всесторонне оценить событие, услышать оппонента – именно к этому сегодня хочется обратить моего Ученика.

Учитель! Он особенный, своеобразный, неповторимый, самобытный, у него светлый ум. Учитель одновременно и воспитатель. Каждый его поступок – пример для воспитанника. Ребенок копирует взрослого. Для себя я выработала правила, которых стараюсь придерживаться.

Первое – чаще улыбаться! Перед улыбкой, юмором отступают самые «отъявленные хулиганы», жизненные неурядицы. Улыбаетесь вы – улыбаются вам в ответ.

Правило второе – выглядеть опрятно и подтянуто. Это придает уверенность и не отвлекает по пустякам.

Третье – быть дисциплинированной. Нельзя требовать от других того, чем не обладаешь сама.

Четвертое – не давать пустых обещаний. Дала слово – сдержи   или не сотрясай понапрасну воздух.

Пятое – будь честной. Дети не прощают таких недостатков, как беспринципность, двоедушие, непорядочность, фальшивость, неискренность.

Шестое – право ученика на ошибку. Снисходительно относиться к его промахам, недостаткам.

Седьмое – все равны не только перед законом и судом. Избегать «любимчиков» и работать не только с послушными, исполнительными, «интеллектуальными» и одаренными детьми.

Восьмое – хвалить за успехи,  пусть даже небольшие.

Девятое – учи других, но не переставай учиться сама.

И правило десятое, оно же последнее, – как только поймешь, что больше ничего не можешь и не хочешь – уйди с работы!

Если в душе погас огонь свечи, померк свет, уступи место тем, кто, несмотря на все социальные потрясения, не стал «занудой», кто по-прежнему относится к своей деятельности как к служению, а не как к работе.

Но верю я, не все еще пропало, 

пока не меркнет свет, пока горит свеча…