Дополнительные услуги

Программы кружков

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Утверждаю                                   

                                                                                           Директор МАОУ Вагайская СОШ

                                                                                                         Е.В.Володин_______________

                                                                                  Приказ № ______ от________

Программа  кружка дополнительного образования :

«Волшебная шкатулка»

В рамках реализации образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» для детей 6 – 7 лет

на 2018 -2019 год

Принята решением                                                                                          Разработала:

педагогического совета                                                                                   воспитатель

от __________2018г.                                                                                        Матвеева О.В.

Протокол №__________

                                                                                     

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                 

с.Вагай 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей кружка «Волшебная шкатулка»

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

для детей подготовительной к школе группы

2018 -  2019 учебный год

Программа рассчитана на 36 занятия для детей 6 – 7 лет

( подготовительная группа).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по  30 минут.

Максимальное количество детей 15 человек.

Срок реализации программы – 1 год.

Разработала: воспитатель Матвеева Оксана Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Прогнозируемые результаты
  4. Учебно-тематический план.
  5. Материалы для работы.

  1. Способы оценки

  1. Календарно-тематическое планирование
  2. Список литературы

Пояснительная записка

Актуальность

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы игрушек. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать сувениры, подарки к праздникам и дарить их родителям, друзьям, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.

В последнее время в дошкольных учреждениях очень редко планируют работу с тканью. Возможно, боятся за безопасность детей при работе с иголкой (но этого можно избежать, соблюдая все необходимые правила) или просто воспитателей пугает большая подготовка к этому виду труда, или даже - сам процесс труда? Но с каким удовольствием девочки и даже мальчики открывают свои волшебные шкатулки, с какой гордостью они вышивают и изготавливают красивые плоскостные, полуобъёмные и объёмные поделки с использованием основных приёмов шитья и вышивания. Вот почему работа кружка «Волшебная шкатулка», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Цель программы:

Развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию, развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

1. Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах.

2. Познакомить детей с разными способами и приёмами работы с тканью, нитками и пуговицами при изготовлении плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок с использованием основных приёмов шитья и вышивания.

3. Развивать творческие способности мелкую моторику пальцев (путём выработки умений разрезать ткань по выкройке, выполнять поделки с помощью иголки, пуговиц и ниток).

4. Воспитывать у детей художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали).

5. Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Продолжительность реализации программы. 1 год.

Участники: дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Прогнозируемые результаты.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

приёмами и способами работы по шитью: «вперед иголкой», «назад иголкой», «шов через край»;

приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;

навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;

--умением изготовить поделку, игрушку при помощи шитья и вышивания.

умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

умением заинтересовать и научить других шитью.

Учебно-тематический план.

                тема

         теория

    практика

      месяц

1.

  Вводная часть.

Путешествие в Страну Швейных принадлежностей

Ознакомление с простыми рабочими швами

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

1

Октябрь

2.

Продолжение освоения швейных операций

Обучение пришиванию пуговиц

Панно из пуговиц «Дерево».

0,5

0,5

1

1

1,5

Ноябрь

3.

Панно из пуговиц «Цыплёнок на полянке».

Салфетка для мамы.

0,5

0,5

1,5

1,5

Декабрь

4.

Панно «Снеговик».

«Новогодние игрушки».

0,5

   

0,5

1

1,5

 Январь

5.

Вышивание на картоне «Ёлочка»

Вышивание на картоне «Рыбка в аквариуме»

0,5

1

1,5

Февраль

6.

Подарок маме кулон «Сердечко».

Подарок подружке. Резинка-заколка для волос из велюра, бархата.

Мягкая игрушка «Рыбка» Упражнение в шве «через край»

0,5

0,5

0,5

1,5

1

1,5

Март

7.

   Игрушки «Птички-невелички».   

Игрушка «Кошка».                                                   

0,5

1,5

1,5

Апрель

8.

«Путешествие в страну волшебных ленточек».

«Салфетка с цветами».

0,5

0,5

1

2,5

Май

ИТОГО:

 8    

 24

32

Материалы для работы.

1. Картон.

2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).

3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

5. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

6. Нитки мулине.

7. Карандаши (на каждого ребенка) простые.

8. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

9. Ткань разной фактуры

10. Шкатулки (на каждого ребёнка).

11. Узкие атласные ленточки.

12. Синтепон.

Способы оценки

Выставка детских работ

Календарно - тематическое планирование кружка:

Месяц/неделя

Тема. Цель.

Октябрь.

1неделя

Показ мягких игрушек, подушек, ковриков, прихваток, салфеток, поделок из ткани; рассматривание слайдов с их изображением.

Задачи: Вызвать интерес детей к пошиву мягкой игрушки, вышиванию и шитью.

2неделя

Путешествие в Страну Швейных принадлежностей (шкатулка со швейными принадлежностями). Ознакомление с обитателями этого города: наперстком, катушками ниток, игольницей, иголками, сантиметром, мелком, ножницами и правилами безопасной работы с ними.

Задачи: Познакомить детей с швейными принадлежностями, правилами безопасной работы с ними.

3-4неделя

Ознакомление с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад». Освоение швейных операций (вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье)

Задачи: Познакомить детей с простыми рабочими швами: вперёд иголкой, петельным швом, швом «через край», швом «иголкой назад».

Помочь детям освоить швейные операции: вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье

Развивать глазомер, четкую координацию рук.

Ноябрь.

1неделя

Продолжение освоения швейных операций

Задачи: овладение технологией шва «вперед иголка».

2-3неделя

Обучение пришиванию пуговиц. (Пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями)

Задачи: Научить детей пришивать пуговицы разными способами.

Развивать мелкую моторику рук.

4неделя

Панно из пуговиц «Дерево».

Задачи: закрепить умение пришивать пуговицы разными способами. Развивать мелкую моторику рук. Учить составлять композицию.

Декабрь.

1-2неделя

 Панно из пуговиц «Цыплёнок на полянке».

Задачи: продолжать закреплять умение пришивать пуговицы разными способами. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение составлять композицию.

3-4неделя

Салфетка для мамы.

Задачи: учить вырезать салфетку из ткани, выдёргивать нитки иголкой, чтобы получилась бахрома, учить вышивать салфетку швом «вперёд иголку», украшать кружевом.

Январь.

1-2неделя

Панно «Снеговик».

Задачи: упражняться в вышивке швом «вперед иголка».

3-4неделя

«Новогодние игрушки».

Задачи: продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка». Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Февраль.

2неделя

Вышивание на картоне «Ёлочка»

Задачи: Упражнять в выполнении шва «вперед иголку»

3-4неделя

Вышивание на картоне «Рыбка в аквариуме»

Задачи: Упражнять в выполнении шва «вперед иголку»

Март.

1неделя

Подарок маме кулон «Сердечко».

Задачи: Развивать у детей желание как можно лучше, аккуратнее, красивее сделать поделку маме.

2неделя

Подарок подружке. Резинка-заколка для волос из велюра, бархата.

Задачи: Учить сшивать резинку швом «через край» или «назад иголку» Учить вставлять резинку внутрь.

3-4неделя

Мягкая игрушка «Рыбка» Упражнение в шве «через край»

Задачи: Упражнять детей в шве «через край»

Развивать усидчивость

Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки

Апрель.

1-2неделя

 Игрушки «Птички-невелички».

Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки. Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.

3-4неделя

Игрушка «Кошка».

Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки. Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.

4неделя

Май.

3неделя

«Путешествие в страну волшебных ленточек».

Задачи: знакомство с вышивкой ленточками. Учиться вдевать ленту в иголку и закреплять ее.

4неделя

«Салфетка с цветами».

Задачи: упражнение в вышивании лентой швов «вперед иголку», «вытянутые стежки».

Диагностика уровня развития по работе с тканью и ниткой.

Список литературы

• Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Рос-сийская энциклопедия, 1994.

• И. В. Новикова «Обучение вышивке в детском саду».

• М. В. Крухленг «Дошкольник и рукотворный мир».

• З. Г. Сизова «Сделаю сам 5-6 лет».

• М. В. Максимова «вышивка. Первые шаги».

• Э. Н. Литвинец «учись вышивать».

• Цирулик «Уроки творчества», «Умные руки».

• Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 /2005г.

• А. Васильева «Программа воспитания и обучения» «Народная педагогика»

• И. А. Берестов «Чудесный клубочек» Средне- Уральское книжное издательство

• З. С. Гай-Гулина «Петелька за петелькой» Издательство «Малыш»

• О. М. Еремова «Занятия по рукоделию»

• О. С. Попова «Русские художественные промыслы»

• Н. М. Конышева «Чудесная мастерская».

• Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

    Утверждаю                                   

                                                                                           Директор МАОУ Вагайская СОШ

                                                                                                  Е.В.Володин_______________

                                                                                  Приказ № ______ от________

Программа  кружка дополнительного образования :

«Юный техник»

В рамках реализации образовательной области «Познание»

для детей 6 – 7 лет на 2019 -2020 год

Принята решением                                                                                          Разработала:

педагогического совета                                                                                   воспитатель

от __________2019г.                                                                                        Матвеева О.В.

Протокол №__________

                                                                                     

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                 

с.Вагай 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей кружка «Юный техник»

Образовательная область «Познание»

для детей подготовительной к школе группы

2018 -  2019 учебный год

Программа рассчитана на 32 занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю по  30 минут.

Максимальное количество детей 10 человек.

Срок реализации программы – 1 год.

Разработала: воспитатель Матвеева Оксана Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Прогнозируемые результаты
  4. Учебно-тематический план.
  5. Материалы для работы.
  6. Способы оценки
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Список литературы

Пояснительная записка

Актуальность

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Игра – это основной способ восприятия информации, ознакомления с окружающей действительностью в дошкольном возрасте. Существует множество разновидностей игр, которые помогают развить ребенка, познакомить его с окружающим миром. Одной из таких игр являются игры с конструктором. Детские конструкторы помогают научить детей многому: от названия предметов, цветов, геометрических фигур до создания построек по собственному замыслу, умению проектировать и прогнозировать результат. Также игры с конструктором развивают у детей умение работать как самостоятельно, так и в команде.

Основной идеей создания кружка «Юный техник» послужила реализация возможностей детей познать окружающий мир практически, с помощью конструирования.

Актуальность конструирования значима в сфере работы по ФГОС, так как:

- конструкторы являются отличным средством для интеллектуального развития детей, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

- позволяют воспитателю совмещать воспитание, образование и развитие в игре;

- формируют у дошкольников познавательную активность;

- способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки сотрудничества и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность воплотить в жизнь свой замысел.

Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность.

Конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам. Конструктор «Старт Блок» и магнитный электронный конструктор «Мални»– новое поколение образовательной робототехники и конструирования, позволяющее изучать технологии (научно – технические достижения) в процессе увлекательных практических игр – занятий.

       Цель программы: развитие творческих способностей детей, конструкторских умений и навыков.

Задачи:

1. Развивать у детей интерес к моделированию и конструированию, симулировать детское творчество;

2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее составные части, их функциональное назначение;

3. Развивать глазомер и чувство симметрии;

4. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, подгруппе;

5. Развитие логического мышления;

6. Выявление талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Прогнозируемые результаты.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

1. У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.

2. Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей.

3. Дети учатся анализировать постройки, конструкции.

4. Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по- разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними).

5. Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).

6. Дети создают конструкцию по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними.

7. Развивается творчество, изобретательство.

Учебно-тематический план.

                тема

         теория

    практика

      месяц

1.

  Вводная часть.

Инструктаж по технике безопасности.

Тема: «Путешествие в страну конструктора». Применение конструкторов в современном мире.

Тема: «Волшебные магниты»

Знакомство с магнитным электронным  конструктором «Мални»

Тема: «Шар, мяч» (магнитный конструктор)

 

1

3

Октябрь

2.

Тема: «Дом, замок» (магнитный конструктор)

0,5

3,5

Ноябрь

3.

Знакомство с конструктором «Старт Блок», деталями, способы крепления.

Тема: «Легковой автомобиль: спортивная машина»

1

3,5

Декабрь

4.

Тема: «Легковой автомобиль:  мотоцикл» (конструктор  «Старт Блок»)

0,5

3,5

Январь

5.

Тема: «Машины специального назначения:

пушка, поезд, танк.»  (конструктор «Старт Блок»)

0,5

3,5

Февраль

6.

Тема: «Животные» (магнитный конструктор)

0,5

3,5

Март

7.

   Тема: «Звезда. Ракета. Спутник» (магнитный конструктор)

 Тема: «Транспорт» (магнитный конструктор)

0,5

3,5

Апрель

8.

   Тема: «Машины специального назначения:

Экскаватор», машина с ковшом»                                                                                            (конструктор «Старт Блок»)

0,5

3

Май

ИТОГО:

5

27

32

Материалы для работы.

1. Ноутбук

2.Проектор

3.5 наборов магнитного конструктора «Мални»

4.5 наборов конструктора «Старт блок»

Способы оценки

Выставка детских работ.

Календарно - тематическое планирование кружка:

Месяц/неделя

Тема. Цель.

Октябрь.

1неделя

Тема: Путешествие в страну конструктора

Методы: словесный, наглядный.

Форма: групповая

Задачи: познакомить детей с кабинетом конструирования. Представить различные виды конструкторов. Показать образцы построек.

2неделя

Тема: «Волшебные магниты» (магнитный конструктор)

Методы: наглядный, перспективный (по замыслу)

Форма: подгрупповая

Задачи: познакомить детей с магнитным конструктором; рассмотреть формы деталей, показать способ крепления. Развивать творческую активность, умение самостоятельно спроектировать постройку.

3-4неделя

Тема: «Шар, мяч» (магнитный конструктор)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: научить подбирать детали конструктора в соответствии с образцом; развивать чувство формы. Научить анализировать схемы, выделяя основные части.

Ноябрь.

1-2 неделя

Тема: «Дом, замок» (магнитный конструктор)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: предложить построить здание из магнитного конструктора по предложенной схеме. Учить «читать» схему, подбирая нужное количество деталей.

3-4неделя

Тема: «Транспорт»

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: предложить построить простые машинки из магнитного конструктора по предложенной схеме. Учить «читать» схему, подбирая нужное количество деталей.

Декабрь.

1-2неделя

 Тема: «Знакомство с конструктором «Старт Блок», деталями, способы крепления.

Тема: «Легковой автомобиль: спортивная машина»

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть образец постройки машины; учить выделять детали, использованные в образце, создавать свою постройку по заданной схеме.

3-4неделя

Тема: «Легковой автомобиль: спортивная машина» (конструктор  «Старт Блок»)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть образец постройки машины; учить выделять детали, использованные в образце, создавать свою постройку по заданной схеме.

Январь.

1-2неделя

Тема: «Легковой автомобиль:  мотоцикл» (конструктор  «Старт Блок»)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть образец постройки машины; учить выделять детали, использованные в образце, создавать свою постройку по заданной схеме.

3-4неделя

Тема: «Робот» (конструктор  «Старт Блок»)

Методы: наглядный, практический,

Форма: подгрупповая

Задачи: продолжать учить детей понимать более сложные схемы; подбирать детали в соответствии ней. Развивать творческую активность, побуждать добавлять свои детали и строительные идеи.

Февраль.

1-4неделя

Тема: «Машины специального назначения:

пушка, поезд, танк.»  (конструктор «Старт Блок»)

Методы: наглядный, практический,

Форма: подгрупповая

Задачи: продолжать учить детей понимать более сложные схемы; подбирать детали в соответствии ней. Развивать творческую активность, побуждать добавлять свои детали и строительные идеи.

Март.

1-4неделя

Тема: «Животные» (магнитный конструктор)

Методы: наглядный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: научить подбирать детали конструктора в соответствии с образцом; развивать чувство формы. Научить анализировать схемы, выделяя основные части.

Апрель.

1-3неделя

   Тема: «Звезда. Ракета. Спутник» (магнитный конструктор)

Методы: словесный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть иллюстрации ракет, схему их сборки из предложенного конструктора. Продолжать учить выбирать детали, необходимые для постройки. Развивать творческую активность.

4неделя

Тема: «Транспорт» (магнитный конструктор)

       Методы: словесный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть иллюстрации машин, схему их сборки. Продолжать учить выбирать детали, необходимые для постройки. Развивать творческую активность .

Май.

2-4неделя

Тема: «Машины специального назначения: Экскаватор», машина с ковшом»                                                                                            (конструктор «Старт Блок»)

      Методы: словесный, практический

Форма: подгрупповая

Задачи: рассмотреть иллюстрации машин, схему их сборки. Продолжать учить выбирать детали, необходимые для постройки. Развивать творческую активность .

Список литературы

1. Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010.

2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001

3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС, 2003г.

4. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Скоролупова О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие /О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2003.

6. Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: пособие для воспитателей детского сада и родителей /Н.Ф Тарловская, Л.А. Топоркова. – М.: Просвещение, 1994.

 7. Федеральные государственные требования дошкольного обучения.

8. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники /С.А. Филиппов. – Спб.: Наука, 2010.

9. Халамов В.Н. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011.

10. Халамов В.Н. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011.

11. Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие /В.Н. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.