Учебно-исследовательская деятельность

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_po_bumagaplastike_docx.docx47.82 КБ
Файл obshchie_polozheniya_o_vkr.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: « Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

                                                                     

Выполнила:                                                          Белова Виолетта Сергеевна,                                                       студентка 5 курса,                                                                     заочной формы обучения

                                   специальность

                                                                  050144 Дошкольное образование

                                                                     

                                                                                           Научный руководитель:                                                                    Каряева Елена Анатольевна

                     

2016    

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………6

1.1Творчество и творческие способности детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………..…………..6

1.2.Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..…13

 Заключение …………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………….28

творческий

Введение

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи.

Как же сделать так, чтобы сохранить желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и сохранить это желание развиваться в отрочестве. И здесь в главной роли выступают воспитатели, на плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через творчество.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, гофрированная и т. д.). Бумагопластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно. Педагоги, работающие с детьми, знают, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук, пальцев.

Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.Поэтому данная тема актуальна.

Цель работы: раскрыть возможности бумагопластики для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста .

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста .

Предмет исследования: бумагопластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста .

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать печатные  источники по проблеме развития творческих способностей  детей

- выявить роль  бумагопластики в развитии  творческих способностей  

детей старшего дошкольного возраста

1.Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Творчество и творческие способности детей

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе способности и склонности.

Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы произвольного внимания к 6–7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Вместе с тем, детям еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одно из основных достижений старшего дошкольника развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха.

Формирование творческих способностей детей средствами бумагопластики очень актуально на сегодняшний день. В зарубежной и отечественной педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий бумагопластикой. Работа с бумагой способствует развитию всех видов мышления и воображения. Во многих странах, например, занятия бумагопластикой используются как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования

Развитие ребенка тесно связано с его способностями; индивидуально-психологические особенности личности обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят уровень развития и соотношение первой и второй сигнальной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга. Говоря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные предпосылки способности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические внутренние условия развития, и с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов.

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей, выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о детском и младшем школьном возрасте, то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей. Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.

Развитие способностей — сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит, прежде всего, качественная перестройка способностей. Развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности.

Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей. О наличии их свидетельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки. Предпосылкой общих умственных способностей является активность и саморегуляция. Конкретное же проявление этих общих универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности определяется в значительной степени возрастом ребенка и свойствами типа нервной системы. Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление. Таким образом, очевидно, что в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей — мышление. При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Таким образом, познавательные способности носят процессуальный характер. Их наличие (сформированность) означает, что они могут обеспечить продуктивный познавательный процесс на любом содержательном материале. Это как бы «процессуальная решетка», обеспечивающая познавательную деятельность ребенка. Прекрасно, когда эта система дана ребенку от природы уже вполне в «рабочем» состоянии, в этом случае педагогу и родителям остается только выполнять роль «кочегара», активно подбрасывающего материал в «топку» познавательной активности. Чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его познавательный интерес. К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношениям что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнике ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" [7].

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Педагогический вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

1.2.Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

            Занимаясь “бумагопластикой”, дети узнают о свойстве и качестве бумаги обдумывают способы ее применения, обработки, трансформации с учетом поставленных композиционных задач. Каждому ребенку бумага дает возможность, проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.

Работа с бумагой многогранна и ведется в различных техниках.        

Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги. Само название техники говорит о том, что работа в ней основывается на одном из свойств бумаги – способности “запоминать форму” или пластичности. Принцип этой деятельности заключается в создании выпуклых, объемных и полуобъемных изображений и изделий. Бумагопластика будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок.

Бумагу можно резать, рвать, прорезать, сгибать, складывать, гофрировать, скручивать, клеить – все эти приемы работы с бумагой используются в технике бумагопластики во всех ее направлениях:

Аппликации (от латинского “прикладывание”).

Квиллинге – от слова “quill” или “птичье перо”. Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Оригами (с японского: “сложенная бумага”) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Существуют и другие техники работы с бумагой:

Папье-маше – это лепка из бумаги, выклеивание кусочками бумаги.

Декупаж – это техника декорирования различных предметов.

Моделирование из бумаги.

Знакомство детей с приемами бумагопластики происходит через создание макетов.

Первый прием бумагопластики – сгибание (складывание). Бумагу сгибать можно по прямой линии и по кривой. Для того чтобы придать работе дополнительную жесткость и прочность используется прием фальцевания. Часто на занятиях в объединении ребята используют полоски бумаги различной ширины и различной плотности. При складывании бумаги в разных направлениях образуются разнообразные по форме и величине складки и сгибы.

Еще один прием бумагопластики – бумагокручение. На первый взгляд данная техника несложна. Полоска бумаги свивается в плотную спираль, которая и будет основой дальнейшего многообразия форм.

Бумагокручение – очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения, но в то же время успокаивает. Данный прием широко используется в технике квиллинга.

Прием бумагопластики – гофрирование (смятие, скручивание).

     И, конечно же, в любых плоскостных и объемных композициях не обойтись без приемов склеивания. После демонстрации способов склейки и устного объяснения, дети обсуждают разные способы склеивания отдельных деталей и самостоятельно выбирают вариант для своей работы. Чаще всего,  дети дополняют образ своего изделия украшениями, деталями, полагаясь на свое воображение и фантазию.

          При создании поделок, стараются совмещать несколько приемов бумагопластики, что делает их работы более выразительными. Дети  работают с бумагой и картоном, учатся вырезать, делать аппликацию и коллаж, изготавливают объемные композиции, украшения из бумаги, составляют из них коллективные панно.

            Увлекательные занятия позволяют детям открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.

             Дети, создавая свои работы, отражают в них свои представления об окружающем мире, свое отношение к нему, то, каким бы они хотели его видеть. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и изобразительные, и оформительские, и даже организаторские. Многогранность техник бумажной пластики позволяет разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приемам работы.

В результате применения вышеуказанных методов и приемов дети смогут освоить достаточно сложный материал. Используя простейшие приспособления и материалы, научиться реализовывать свои самые смелые фантазии, создавать неповторимые, индивидуальные образ.

Бумагопластика – современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали, как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Искусство моделирования художественных бумажных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием бумагопластика. Сегодня в ее состав, кстати, входит и квиллинг, и оригами – столь популярная ныне техника. Стоит сразу отметить, что наиболее интересные работы выходят у мастеров, комбинирующих самые разные приемы творческой работы с бумагой.

Очень интересен способ создания композиций оригами. Это древнейшее искусство складирования из бумаги. Складывая бумагу определённым способом, можно получить множество интересных поделок от самых простых. Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы, связанной со складированием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага применяются для изготовления различных конструкций.

Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов. Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения. Изделия, выполненные в технике папье-маше – это тоже бумага. Чем богаче фантазия, тем бо до сложных. Этим искусством увлечены и дети, и взрослые.

Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.

В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращаю внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги. Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей. Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков… Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно, – эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу, кто понимает: такие изделия действительно уникальны.

       Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями по ручному труду. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. Язык оригами обладает четкой ритмической организованностью. Наличие единого модуля и модульной сетки обусловливает чистоту отношений малых и крупных элементов. Привлекает яркое знаковое начало. Восхищает то, с какой остротой и выразительностью реализованы принципы традиционного для Японии формирования эстетического пространства. Помимо визуальной выразительности, которая достигается благодаря лаконичности, внутренней организованности и выдержанности в едином ключе всех элементов пластического языка, современных дизайнеров привлекает также прочное конструктивное начало, свойственное оригами. В оригами формообразовательные возможности бумаги используются самым естественным образом.

Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей – модулей, которые могут сложить даже дети средней группы. Движение рук – и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Для поделок подходят даже листы из старых журналов.

Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно, как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а, по некоторым сведениям, даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага – материал очень недолговечный.

Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например, ковчеги для хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним из немногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, не роняя своего достоинства. Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосок коробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. В Викторианскую эпоху (1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное время за занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женских журналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллинга попало в Америку, где оно особенно любимо.

Своё имя квиллинг получил от английского слова quill – перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Интересную мысль высказывает Paula Bauer в своём исследовании по истории квиллинга: она считает, что в Америке полоски наматывались на иглы дикобраза (также quill по-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремёслах. И именно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья, которые представляют собой гораздо менее удобный инструмент для квиллинга из-за своей толщины. Естественно, на протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительно женщинам из "высших классов". Появился трёхмерный квиллинг. К началу XXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В современной Азии (Япония, Корея) семена квиллинга упали на благодатную почву древнейших местных традиций филигранного мастерства, в том числе и с использованием бумаги в качестве основного материала (достаточно вспомнить оригами). Нужно, правда, отметить, что согласно некоторым гипотезам, искусство бумагокручения на Дальнем Востоке существовало задолго до того, как оно появилось в Европе.

Технику квиллинга (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например, используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.

Бумагокручение – очень кропотливое занятие, оно требует точности и терпения, аккуратности, но в то же время успокаивает. Необходимо отметить, что в последнее время появилось новое направление в квиллинге – квиллинг трёхмерный, или объёмный. Основные принципы техники бумагокручения для него остаются теми же, но трёхмерный квиллинг имеет свои особенности. Несмотря на то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм, их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школы квиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные).

Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Самые распространённые — шириной 1/8 дюйма (3 мм) и 3/8 дюйма (9 мм), но используются также полоски и ленты другой ширины, в соответствии с замыслом мастера. Полоски можно нарезать самостоятельно или купить готовые, в наборах.

Специальная бумага имеет особый состав и по плотности идеально подходит для квиллинга, но она далеко не везде доступна в магазинах. Большинство промышленно выпускаемых полосок имеют длину 12 или 24 дюйма (соответственно 30 и 60 см). От таких полосок отрезаются куски нужной длины, в зависимости от размера элемента, который необходимо сделать. Иногда наоборот несколько лент склеивают, чтобы получить полоску большей длины или полоску, в которой скомбинированы несколько цветов.

Бумага для квиллинга должна быть окрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета, как и плоскость, хотя иногда срез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая

Торцевание – это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.

Дети с большим интересом занимаются в этой технике. Но, кроме того, что выполняются мозаичные плоские изображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы.

Для торцевания используются самые разнообразные материалы и приспособления. Если идет процесс создания объемной композиции, то здесь используется и пластилин, так как именно в него с помощью зубочистки или палочки вставляются кусочки бумаги, свернутые вокруг нее.

По цветовому колориту работы, выполненные с помощью торцевания, выглядят очень нарядно, ярко и красиво. Все это достигается не только с помощью оригинальной техники, но и за счет гофрированной бумаги, которая имеет самые разнообразные цветовые решения.

Бумажная пластика – изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.

Рваная бумага – чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу – корзиночку или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.

Плетение – один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства – гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт, посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира. Полоски, размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник (из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т.п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.

Мозаика – изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.

Мозаика может быть контурной, т.е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошной, когда заклеивают внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и т.д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.

Обрывание. От листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Скатывание бумаги. Сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Тычкование. Тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.

Заключение

Бумага – один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно. В чем дело? Несомненно, и в том, что сверхмалые накладные расходы конструкторского и художественного творчества из бумаги проявляют недоработки в самой интересной и в то же время интеллектуально сложной и трудоемкой творческой и методической составляющей организации игры, учебы и работы с бумагой.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.

Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: дети  видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей:

делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;

обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;

способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.


Список литературы

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010 г.

2.Ашиков В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание. – 2009 г. – №4 – С. 3-5

3.Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное развитие детей 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014 г.

4.Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2010 г.

5.Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с.

6.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2012 г.

7.Котова Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8.Кузнецова Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2011 г.

9.Малков В.И. Бумажные фантазии. – М.: Просвещение, 2012г.

10.Нищева Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.

11.Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.

12.Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.

13.Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб: «Детство-пресс», 2013г.

14.Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2011 г.

15.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – 2011 г. – №8 – С. 9-11.



Предварительный просмотр:

  1. Общие положения

1.1.  Настоящие требования являются приложением к Порядку разработки и защиты выпускной квалификационной работы в ГБПОУ ВО «Муромский педагогический колледж».

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) — это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, форма Государственной итоговой аттестации, предусмотренная требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальности.

1.2. Закрепление направлений исследований ВКР (с указанием руководителей и сроков выполнения)  за студентами оформляется приказом директора колледжа  не позднее 1 ноября последнего года обучения. В процессе выполнения ВКР допускается корректировка формулировки темы.

Окончательная формулировка и утверждение тем ВКР оформляется приказом директора не позднее 1 марта текущего учебного года.

1.3. Тема ВКР должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям (заказам) образовательных учреждений, организаций, предприятий.

1.4. Вместе с темой студент – заочник получает циклограмму выполнения ВКР, которой он должен придерживаться в течение всего срока выполнения работы (Приложение 1).

        Согласно календарному учебному графику по заочной форме обучения последняя неделя апреля (первая неделя мая) отводится на подготовку и проведение предварительной защиты ВКР. 

  1. Структура выпускной квалификационной работы
  1. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта. ВКР может носить опытно – практический, опытно – экспериментальный, теоретический и проектный характер.
  2. Студентам, обучающимся по заочной форме, рекомендуется выполнять работы опытно – практической направленности, так как они наиболее востребованы в системе образования.
  3. Опытно – практическая работа имеет следующую структуру:
  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Введение (актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования);
  4. Теоретическая часть (теоретические основы изучаемой проблемы) – первая глава;
  5. Практическая часть (изучение опыта системных решений выбранной проблемы, апробирование собственной педагогической деятельности на основе изученного опыта) – вторая глава;
  6. Заключение (общие выводы);
  7. Список литературы;
  8. Приложения.

  1. Титульный лист содержит основные реквизиты образовательного учреждения и оформляется согласно Приложению 2.
  2. Содержание – отражает структуру ВКР. Содержит наименование глав и пунктов ВКР, а так же страниц с которых начинаются эти элементы работы. Оформляется согласно  Приложению 3.

2.6. Введение – отражает актуальность выбранной темы, и имеет следующую структуру:

2.6.1.         Актуальность исследования можно обосновать, отвечая на вопрос «Почему данную проблему нужно изучать сейчас, насколько она важна и значима в данное время в данной ситуации?».

2.6.2. Проблема исследования вытекает из актуальности и определяется студентом в процессе анализа теоретических основ педагогики, психологии или частной методики, и является противоречием между наличествующим и должным.

Например: Исходя их выделенного противоречия, можно сформулировать проблему, исследования:  какова  методика  использования экспериментирования для развития  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста? Ответ на этот вопрос и составил цель нашего исследования.

2.6.3.         Цель исследования - это представление об общем результате работы.

Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому):

  • обоснование новых систем мер, критериев;
  • обоснование педагогических закономерностей;
  • составление комплекса необходимых условий для решения педагогических /методических задач;
  • отбор содержания обучения и воспитания;
  • обоснование новых форм, методов и средств обучения и воспитания;
  • выявление новых приемов/ критериев контроля обученности;

2.6.4. Объект исследования – это явление, факты, предметные области, области социальной практики. Объектом исследования не может быть человек, ребенок.

Например: Объект исследования – процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2.6.5. Предмет исследования – всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.

Например: Предмет исследования – серия занятий по экспериментированию направленная на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2.6.6. Задачи исследования. Формулируя задачи, студент-исследователь отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы избежать противоречия между желаемым и действительным, как действовать, чтобы достичь цели исследования?».  

Обычно в работе формулируется 3 – 5 задач.

содержание деятельности исследователя

«частный» предмет деятельности

изучить

исследовать

проанализировать

рассмотреть

обосновать

объяснить

выявить

разработать

определить

проверить на практике

доказать

показать

апробировать

выделить и т.д.

условия

факторы

подходы, литературу

роль

значение

место

средства

возможности

целесообразность

приемы

технологии

причины

критерии

особенности и т.д.

2.6.7. Методы исследования:

  • эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, моделирование);
  • теоретические  (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия)

Объем введения составляет 2-3 страницы печатного текста.

2.7. Теоретическая часть (первая глава)  - как правило, имеет теоретико-методологический характер. В ней автор ВКР раскрывает историю исследуемого вопроса, его сущность, структуру, дает классификацию привлекаемого материала, представляет различные точки зрения на предмет исследования.

        Здесь желательно обосновать позицию  автора ВКР по избранной им проблеме. Необходимо обобщить сходные теории, взгляды различных ученых и на основе этого самостоятельно сформулировать вытекающую из них проблему. В первой главе проблема чаще ставится, чем решается.

Наиболее оптимально, чтобы первая глава разбивалась на 2-3 параграфа:

- желательно, чтобы первый параграф был посвящен краткой истории исследуемого вопроса. Важно, чтобы в нем автор ВКР показал, что он начинает работу не на пустом месте, а отталкивается от известных ему источников, концепций, теорий, идей, взглядов;

- во втором параграфе целесообразно отразить теорию изучаемой проблемы: представить научные понятия, термины, лежащие в основе работы. В данном параграфе уместно описать и проанализировать имеющиеся решения по выдвинутой проблеме, а самое главное обозначить тот подход, которого студент-исследователь будет придерживаться.

Первый и второй параграфы должны быть насыщены ссылками на различных ученых, философов, педагогов, психологов.

Если есть необходимость в написании третьего параграфа, то в нем можно осветить реализацию поставленной проблемы непосредственно с практической стороны. Здесь могут быть ссылки на опыт конкретных педагогов, методистов, психологов. Здесь же, если этого требует работа, можно представить анализ методических, дидактических и воспитательных материалов, сделанных автором ВКР, вывод по этому анализу и способы применения в педагогическом процессе.

Объем первой главы 25 – 30 страниц печатного текста.

2.8. Практическая часть (вторая глава) - должна иметь практическую направленность, указывать на возможности использования результатов исследования на практике. Содержание второй главы должно быть посвящено проектированию и конструированию педагогической деятельности.

Вторая глава состоит из трех параграфов:

первый параграф включает описание первичной диагностики на основе уже разработанных диагностик других авторов или предложенных автором ВКР и описания полученных результатов в виде таблиц, графиков, схем, выраженное в процентном соотношении;

во втором параграфе возможно описание создания или выстраивания всевозможных учебно-методических и воспитательных явлений, процессов и механизмов, технологий, средств и т.п. Это могут быть: система разработанных уроков, занятий, воспитательных дел, скорректированные программы, учебные планы, тематическое планирование, учебные задания, учебно-методические пособия, приспособления т.д.;

в третьем параграфе следует прописать результаты итоговой диагностики и выявить положительную динамику, если таковая имеется.

Выводы после глав и параграфов в первой и второй частях должны соответствовать их содержанию,  а также поставленным в них задачам. Выводы после каждой главы обязательны.

Объем второй главы 15-20 страниц  печатного текста.

2.9. Заключение – обязательная часть ВКР. В заключении автор подводит итоги, делает выводы по результатам своего исследования, дает самокритичную оценку тому, насколько ему удалось достигнуть представленной во введении цели и выполнить задачи.

Важнейшими требованиями к заключению является его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание «Введения» и «Основной части» ВКР. В целом, заключение должно давать ответы на следующие вопросы:

- Зачем предпринято студентом данное исследование?

- Что сделано в ходе работы?

- К каким итогам, обобщениям, выводам пришел автор?

Объем заключения 2-3 страницы печатного текста.

Обращаем внимание студентов на то, что в процессе написания работы  необходимо постоянно возвращаться к теме ВКР  не уходить от первоначально намеченных  целей и задач, избегать лишней информации об  объекте исследования, придерживаться установленных объемов работы.

2.10. Список литературы оформляется согласно требованиям, указанным в Приложении 4. Обратите внимание, если при написании ВКР использовались нормативно – правовые документы (например: Конституция РФ, «Федеральный закон об образовании в РФ»), то их следует писать в начале списка использованной литературы, а затем остальной список в алфавитном порядке.

Список литературы в ВКР должен содержать не менее двадцати источников.

2.11. В приложениях  помещают дополнительные материалы: таблицы, схемы, графики, фотографии и т.д.

Каждое приложение должно оформляться на новом  листе, при этом в правом верхнем углу листа пишут слово Приложение и если приложений более одного, указывают его номер (например: Приложение 1, Приложение 2).

Рисунки, схемы, графики и таблицы должны быть подписаны.  При этом рисунки, схемы и графики подписывают снизу по центру, а таблицы сверху по центру (Приложение 5). Фотографии должны быть приклеены на листы формата А 4 или оформлены виде раскладушки.

Ссылки на приложения в тексте обязательны, количество приложений не ограничено.

3. Требования к тексту выпускной квалификационной работы

3.1. Текст работы должен быть логически выстроен и точно изложен грамотным  научным языком, с применением терминологии, принятой в изучаемой дисциплине.  Каждый пункт плана должен заканчиваться выводом и логическим переходом к следующему пункту, чтобы не терялся ход вашего рассуждения об исследуемой проблеме.

Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются.

        Клише словарных оборотов рекомендованные к использованию  при написании  текста ВКР

Автор выражает / полагает / считает …

Автор данного пособия считает, что …

Автор отмечает, что …

Автор пишет, что …

Автор подчеркивает …

Автор предлагает …

Автор статьи, (имя), справедливо указывает, что …

когда приводится мнение авторов первоисточников (а не мнение студента-исследователя)

Аргументированной представляется точка зрения, согласно которой…

Большое разнообразие … делает данную книгу …

В данной статье можно найти …

В данном пособии рассматривается …

В заключение следует отметить, что …

Возвращаясь к вопросу о…

В подобной трактовке … выступает не просто как …

В этом случае …

Все это можно было бы использовать в …

Вышеизложенное позволяет говорить о …

Гипотеза заключается в том, что…

Данная книга / статья рассматривает …

Данная работа является …

Данная статья содержит …

Данное пособие предназначено для …

Данный материал является очень …

Дискуссионным можно считать мнение/ утверждение  о том, что…

Для автора данной книги очень важным является то, что …

Думается, что такой подход важен для …

Его можно рассматривать как …

Если рассматривать … в подобной трактовке …

Здесь говорится о том, что …

Известно, что …

Информация, содержащаяся в данной статье / книге / монографии, …

Как показал анализ приведенных выше примеров, далее логично остановиться на вопросе…

Как было сказано / отмечено выше, …

Книга может быть очень полезной …

Книга состоит из … глав …

Коммуникативный подход к обучению иностранному языку предполагает …

Можно согласиться с …, потому что, …

Мы получили, следовательно, …

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что …

Наиболее важным источником … является …

Не менее важным является …

Нельзя не согласиться с автором указанной статьи …

Несмотря на это, данный …

Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: …

Обобщая сказанное, подчеркнем, что сред факторов, определяющих актуальность и ценность рассматриваемого …

Обратимся к рассмотрению методических приемов, используемых …

Однако, прежде следует отметить …

Однако, эта концепция …

Одним из достоинств данной статьи / книги / монографии является то, что …

… описаны в данной статье с целью …

Особое внимание уделено …

Очевидно, также, что …

Очень подробное и последовательное описание …

Первый раздел данной книги посвящен …

Подобное использование … , без сомнения, повышает эффективность обучения …

Практическая направленность данной статьи …

Приведенное описание показывает / доказывает, что …

Прочитав … можно прийти к выводу, что …

… рассматривается как …

Рассмотрим, в каком соотношении находятся …

Следует подчеркнуть, что…

Следует отметить, что…

Следовательно …

Со всей определенностью можно утверждать, что …

Согласно …

Согласно концепции коммуникативного обучения, …

Структура книги отражает …

Таким образом, …

Тогда возникают следующие вопросы: …

Хотя данная книга …, здесь …

Хотелось бы по этому поводу высказать свои собственные суждения…

Целесообразным можно считать/ считается…

Что в данном случае понимается под …

Что касается …, то в данной статье / книге / монографии

3.2. Заголовки (названия пунктов плана) оформляются жирным шрифтом без подчеркивания и без точки в конце, по центру страницы и соответствуют названиям пунктов содержания ВКР. Остальная  работа не должна содержать текст, выделенный жирным шрифтом,  в том числе и содержание  (Приложение 6).

3.3. Текст выпускной квалификационной работы должен сопровождаться  сносками, которые оформляются в виде библиографических ссылок. Ссылка на источник, откуда была взята информация для написания выпускной квалификационной работы,  должна проставляться в тексте сразу после ее изложения в виде скобок, в которых содержится порядковый номер источника в списке литературы и страница, с которой взята информация.

Например: Как писал автор всемирно известно учебника «Экономика», лауреат нобелевской премии П. Самуэльсон, «для человека, который систематически не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность не только дать ответы на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует, ибо он подобен глухому, пытающему дать свою оценку музыкальному произведению» [2, С. 98].

 где 2 – номер книги (в списке литературы под номером 2 идет учебник Е. Ф. Борисова, Экономическая теория), а с.98 – это страница учебника, откуда была взята информация.  

Возможные способы оформления ссылки на библиографический источник:

(10, с.113) или [10, с.113] или [10]

        В тексте выпускной квалификационной работе количество сносок должно быть не менее количества заявленных в списке литературы источников (т.е. если список литературы содержит 25 источников, то и сносок в работе должно быть не менее 25).

3.4. В тексте ВКР допускается размещать  таблицы, если они содержат цифровой материал, небольшие по объему, и носят справочный характер. Если в тексте несколько таблиц, то они должны иметь сквозную нумерацию (Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3). Ссылки на таблицы в тексте ВКР обязательны. Если в тексте только одна таблица, ее не нумеруют и слово Таблица не пишут.

Большие по объему таблицы выносятся в приложения.

3.5. При окончательном оформлении текста необходимо рассчитывать его объем и равномерно распределять текст на странице. Не допускается переносить одно слово, одно предложение или половину предложения на следующую страницу, если пункт плана закончен, и вы переходите к написанию следующего пункта плана, который необходимо начинать с новой страницы (Приложение 7).

4. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

4.1. Выпускная квалификационная работа оформляется на стандартных листах формата А 4 и вкладывается в папку – скоросшиватель с твердыми обложками. Не допускается вкладывать листы ВКР в отдельные файлы. Не допускается сдавать работу не скрепленной или в неопрятном виде. 

4.2. При компьютерном наборе текста используется: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – 1,5. Размеры полей должны быть следующими:  верхнее - 20 мм; нижнее - 20мм; левое - 30 мм; правое – 15 мм. Жирным шрифтом оформляются только заголовки. Текст работы располагается с одной стороны листа.

4.3. Страницы необходимо нумеровать в правом верхнем углу, обратить внимание – титульный лист и план не нумеруются. Нумерация начинается с третьей страницы, т.е. с введения. Каждый пункт плана следует начинать писать с новой страницы. На приложениях номера страниц не проставляются.  

4.4. В колледж выпускная квалификационная работа должна быть представлена  в сроки, установленные календарным учебным графиком, и передана руководителю для написания отзыва о работе и внешнего рецензирования. Также в обязательном порядке в методический кабинет образовательного учреждения предоставляется электронный вариант ВКР.

5.  Предварительная защита ВКР

5.1. В соответствии с календарным учебным графиком и циклограммой выполнения выпускной квалификационной работы последняя неделя апреля (первая неделя мая) текущего учебного года отводится на предварительную защиту ВКР.

        Предварительную защиту ВКР проходят все студенты – выпускники. Предварительная защита является допуском к  Государственной итоговой аттестации.

        Исключения составляют студенты принимавшие участие со своей исследовательской работой в очных конференциях на уровни колледжа, города, области, на  всероссийском и международном уровнях.  

5.2.  Для прохождения предварительной защиты ВКР создается комиссия из числа преподавателей колледжа имеющих высшую или первую квалификационную категорию в количестве не менее 3 человек. Секретарь комиссии ведет протокол, где записываются все вопросы заданные студенту во время предварительной защиты и рекомендации данные студенту по окончании процедуры предварительной защиты ВКР.

5.3. На предварительную защиту студент должен представить законченную и оформленную  1 главу (теоретическую часть), 2 главу (практическую часть), а так же содержание, введение, список литературы.  

        Работа допускается к предварительной защите, если  2 глава (практическая часть) не доработаны и не до конца оформлены, но в таком случае  студент должен пояснить комиссии, почему он не доработал вторую главу.

5.4.  Автореферат на предварительной защите должен быть максимально приближен к защите на  государственной итоговой аттестации. Во время предварительной защиты допускается использование презентаций и наглядного материала. Выступление должно быть рассчитано не более чем на 5-7 минут.

5.5. Студент должен учесть все рекомендации данные комиссией и закончить работу в сроки, установленные календарным учебным графиком и циклограммой.

5.6. Студентам не прошедшим предварительную защиту ВКР в установленные сроки по уважительной причине, а так же студентам, получившим серьезные замечания на предварительной защите, назначается дополнительный срок предварительной защиты ВКР.

6. Рецензирование  ВКР

6.1. Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из   числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР.

6.2. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты ВКР.

Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.

6.3. Заместитель директора по НМР при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает ВКР в Государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за 5 дней до начала Государственной итоговой аттестации.

7. Защита выпускной квалификационной работы

7.1. Защита ВКР проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии. Процедура защиты включает доклад студента (не более 10 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента.

7.2. При оценивании выпускных квалификационных работ членами Государственной экзаменационной комиссии  учитывается:

  • Актуальность работы;
  • Методологическая обоснованность;
  • Теоретическая разработанность проблемы;
  • Реализация теоретических положений на практике;
  • Логика исследования;
  • Логика изложения материала в работе;
  • Процедура защиты:
  • четкость, ясность, логичности  и выразительность изложения доклада (автореферат);
  • электронные презентации;
  • наличие наглядности;
  • внешний вид работы (оформление в соответствии с требованиями);
  • внешний вид студента.

        При определении итоговой оценки по защите ВКР Государственная экзаменационная комиссия так же учитывает ответы на дополнительные вопросы, оценку рецензента и отзыв руководителя.

7.4. Студенты, выполнившие ВКР, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно»,  имеют право на повторную защиту не ранее чем через 6 месяцев.

8. Примерный план выступления (автореферат) студента на защите выпускной квалификационной работы:

1. Общая характеристика ВКР (введение)

- тема;

- мотивы выбора темы (актуальность);

- противоречие;

- цель, предмет, объект;

- задачи, методы исследования.

2. Характеристика основного содержания 1 главы ВКР (выводы).

Например: В теоретической  части ВКР мы рассмотрели основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и условия использования экспериментальной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

3. Описание педагогического проектирования (2 глава).

Например: Наше практическое исследование проводилось на базе одного из детских садов города Мурома. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Целью первичной диагностики - установление уровня сформированности познавательной активности детей. Нами были определены показатели и подобраны следующие диагностические методики:

3. Самооценка результатов и качества ВКР (заключение)

- практическая значимость;

- качество решения практических задач;

- степень удовлетворенности результатами проделанной работы;

- перспективы исследования  (над какими вопросами работа будет продолжена);

- кому будут полезны полученные результаты и собранные в ВКР материалы.

        Выступление должно быть рассчитано не более чем на 10 минут.

9. Хранение выпускных квалификационных работ

9.1. Выполненные студентами ВКР хранятся в методическом кабинете образовательного учреждения после их защиты не менее трех лет. Лучшие ВКР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах образовательного учреждения.

9.2. После защиты, ВКР остается в образовательном учреждении в полном объеме для последующего использования в учебном процессе.

9.3. По запросу организации, учреждения, предприятия руководитель образовательного учреждения имеет право разрешить копирование ВКР студентов. При наличии в ВКР изобретения или рационализаторского предложения разрешение на копирование выдается только после оформления (в установленном порядке) заявки на авторские права студента.

9.4. Изделия и продукты творческой деятельности по решению Государственной экзаменационной комиссии могут не подлежать хранению в течение трех лет. Они могу быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и т.п.