Материалы к урокам

Бращунова Ирина Михайловна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях» 7 класс

Слайд 2

Определи орфограмму заброшенный ( дом) - забросить сломанная ( ветка) - сломать просеянная (мука) – просеять намылена ( рука ) – намылить засеяно ( поле ) - засеять

Слайд 3

Алгоритм ……… .. образовано от глагола …… . ……. на- ать,-ять на – ить сохраняю – а- , -я- пишу -ЕН-,-ЕНН- перед -н-, -нн- расписанный построенный

Слайд 4

Отредактируйте текст и запишите исправленный Люди, идущие по улице, толкающиеся, пристающие к гуляющим, плюющие на прохожих и отдыхающих, рвущие цветы, становятся оштрафованными

Слайд 5

Добрые пожелания всем Пусть изучаемое станет запомнившимся, Желаемое- исполнившимся, Задуманное-осуществленным, Результат-награжденным!!! Спасибо за внимание и работу на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение – описание Свято -Никольского храма Урок развития речи в 8 классе

Слайд 2

Текст - описание Какой вопрос можно задать к тексту – описания? Что является предметом описания? Что можно описывать? Публицистический стиль Сфера употребления : общественно – политическая, выступление на митингах – в устной речи, статьи в газетах, журналах – в письменной речи. Задача : воздействовать на слушателя с целью формирования определенного отношения Языковые особенности : употребление торжественной лексики Синтаксические особенности : риторические вопросы, восклицательные предложения, обращения, вводные слова

Слайд 3

Что такое храм? Что означает это слово? Как вы понимаете значение этого слова ? А вот какое определение дает слову ХРАМ С.И.Ожегов : 1 ) Храм - Место служения науке, искусству, высоким помыслам 2 ) Храм - Здание для богослужения, церковь – Храм - культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть , буддийский храм.

Слайд 4

Создан, сооружен, воздвигнут, установлен, высечен, расположен, возвышается, высится Архитектор – специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий Архитектура – строительное искусство, зодчество Шпиль – остроконечный стержень, которым заканчивается верх здания

Слайд 5

Узнали храм ? Где он находится ? Почему именно на этом месте? В память о каких событиях, людях он поставлен? Где и когда он сооружен? Кто автор этого храма? Что вы знаете о его создателе? Общая характеристика храма. Что он из себя представляет? Детали ( части )собора. Их роль в раскрытии замысла основателя храма. Что они выражают, символизируют? Какое впечатление производит на вас этот храм?

Слайд 6

Для храма характерны свои традиции : Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Свет от свечи -это божественный свет, который принес в мир Спаситель. Жизнь людей во грехе и неведении – это сумрак, который он развеет.

Слайд 7

Ставят свечи своим святым покровителям . Светильник в храме, символ присутствия Божия.

Слайд 8

План 1.Описание храма 2 .Общий вид 1.История создания храма , его автор 2.Детали 3.Окружение храма 4.Надпись на нем 4 . Традиции, связанные с храмом 5. Впечатление. Храм во время одного из праздников

Слайд 9

Задание на дом: запись в чистовик



Предварительный просмотр:

1.  Записать текст, раскрыть скобки.

Вот село (В,в)ысокое,
Место здесь (В,в)ысокое.
Вот моя подружка (Р,р)оза
У нее в букете (Р,Р)оза.
Это кот (П,п)ушок,
Он и правду как (П,п)ушок.
Это речка (Т,т)ьма,
В речке рыбы – (Т,т)ьма! 
Вот какое чудо – (Р,р)ыбина!
Рисовала Люда (Р,р)ыбина.

2.Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

Пут…шествие, м…ршрут, в…л…с…пед, к…рабль, п…ссаж…ры, б…лет, ка(с, сс)а, орф…гра(м, мм)а, м…рфема.

3. Вставить орфограммы в корне, подобрать и записать проверочное слово, поставить ударение.

Уд…вительная страна, прил…теть самолётом, укр…тить зверя, сож…леть

о проступке, заст…клить рамы, п…лезный урок, объед…нить страны,

 м…рской путь.

4. Выполнить синтаксический разбор предложений

1) Поэты в своих стихах прославляют красоту родной природы.

2)В воздухе кружились мягкие пушинки.

5. Вставить  пропущенные буквы, графически их подчеркнуть. Разберите 3 любых слова по составу.

Облас..ной,  б..ет, раз..яснить, сер..це, мя..кий. трос..ник, поз..но, ч..сы, в..юга,

Лист..я, раз..единить. опас..ность, с..ежиться , об..яснить,  изм..нились.



Предварительный просмотр:

Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.

А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет  крохи собирает  на полях ночует  семена ворует.

Б) Лежал  лежал а весною в речку убежал.

В) На железном мосту распухаю и расту.

Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.

А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет  крохи собирает  на полях ночует  семена ворует.

Б) Лежал  лежал а весною в речку убежал.

В) На железном мосту распухаю и расту.

Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.

А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет  крохи собирает  на полях ночует  семена ворует.

Б) Лежал  лежал а весною в речку убежал.

В) На железном мосту распухаю и расту.

Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.

А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет  крохи собирает  на полях ночует  семена ворует.

Б) Лежал  лежал а весною в речку убежал.

В) На железном мосту распухаю и расту.

Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.

А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет  крохи собирает  на полях ночует  семена ворует.

Б) Лежал  лежал а весною в речку убежал.

В) На железном мосту распухаю и расту.

Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните однородные члены предложения.

А) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет  крохи собирает  на полях ночует  семена ворует.

Б) Лежал  лежал а весною в речку убежал.

В) На железном мосту распухаю и расту.



Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, 6  КЛАСС ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

А) Найти в тексте и подчеркнуть все имена существительные. Из какого произведения эти строки?

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет…

Тот уж когти распустил,

Клюв кровавый навострил…

Но как раз стрела запела,

В шею коршуна задела-

Коршун в море кровь пролил,

Лук царевич опустил.

Б) Ответьте устно на вопросы.

- Дайте определение имени существительному. Примеры.

- Каким членом предложения может быть имя существительное? Примеры.

- Что нового вы узнали о склонении имени существительного?

- У каких существительных и в каких падежах в ед. числе пишутся окончания е и и? Примеры.

- Как определить род несклоняемых существительных? Примеры.

- Что такое одушевленные и неодушевленные существительные?Примеры.

-Дайте определение несклоняемым существительным. Примеры.

В) Запишите однокоренные существительные к данным глаголам.

Ездить - …

Смелый - …

Помогать - …

Врачебный - …

Жить - …

Кричать - …

Честный - …

Подарить - …

Г) По цепочке читаем слова, называем одушевленные или собственные сущ..

КОСМОНАВТ. ДЕЖУРНЫЙ. ОЛИМПИАДА. МОЛОДЁЖЬ. СПОРТ. ЗНАМЯ. ПЛАНЕТАРИЙ. МОСКВА. ВЛАДИВОСТОК. ЛЕВ. ТОЛСТОЙ. БЕЛИЗНА.

Д) Найдите лишние слова , объясните свой выбор.

- сорока, улыбка, ромашка, степь, ягода;

- печь, конь, речь, медаль, пристань;

- дядя, тетя, кастрюля, брат, улыбка, сестра;

- озеро, море, зеркало, посуда, окно.

Е) В каких словах в окончании нужно писать букву Е? Запишите, объясните графически выбор окончаний.

Сидит на ладошк…, брели по пустын…, причалил к пристан…, на зеркальной глад…  крышка от коробк…, на пришкольном  участк…, сидеть у постел…  больного.

- Зачеркните ненужную букву:

Киоск рядом с магазин(о,а)м, ходить по разным магазин(о,а)м, шелестел листь (я,е)ми, стоим под топол(е,я)м, оклеили газет(а,о) ми, салат из рыбных консерв (о,а)в.

Ж) Найдите им.сущ. в именительном падеже. Разберите 3предложения синтаксически. Любое существительное разберите морфологически.

Ребята часто слушают передачи о смелости защитников Отечества.

Утром солнце растопило тонкий лёдок.

Осенью природа сбрасывает летний наряд.

Много раз пушистыми хлопьями начинал падать снег.

Крупные цветы покачивались высоко над озером.



Предварительный просмотр:

Буквы О и А в наречиях

          А                                 О

      пишется  в наречиях с приставками                                                   пишется в наречиях

           из -                до-                  с-                                                            1)  если нет приставок

                от прилагательных                                                                из-                  до-               с-

                    без приставок                                                      2) если наречия образованы от прилагательных,

                       например,                                                                     в которых уже были приставки

      издалека             далекий                                                                                 например,

                                                                                                               досрочно                    досрочный



Предварительный просмотр:

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

                    полные                             краткие

Прочитанная книга

лежала на столе.       -          Книга прочитана

Посеянные в заморозки

семена не взошли        -        Семена посеяны.

Жители покидали

захваченный город.       -       Город захвачен



Предварительный просмотр:

Задание: перепишите, раскрывая скобки.

(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.

Игра «Отгадай слово». Отгадка – существительное с не.

 Низкий урожай-

Отсутствие внимания-

Недостаток организованности-

Отсутствие самостоятельности-

Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств-

Слабое здоровье-

Невоспитанный человек-

Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков –

Недоучившийся, малограмотный человек-

Неуклюжий, неловкий человек –

 Цифровой диктант: выписать № тех предложений, в которых-НЕ с существительными пишется 
1 в. - слитно 
2 в. - раздельно 


1. Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. (1) 
2. (Не) работа сушит, а забота. (2) 
3. Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. (1) 
4. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.(1) 
5. (Не) силой борются, а умением.(2) 
6. (Не) печь кормит, а руки. (2) 
7. Друзья в (не) счастье познаются. (1) 
8. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство (2) 
9. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не)вежество. (1) 
10. (Не) место красит человека, а человек место (2) 

Распределите существительные с -НЕ в 2 столбика: не - приставка, не - часть корня: 


(Не)видаль, (не)нависть, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность, 
(не)внимательность, (не)дуг. 


 Выберите примеры слитного написания -НЕ с существительными


а) О (не)удаче сож...леть бе..полезно. 
б) Это был (не) друг мой, а просто знакомый. 
в) (Не)забудки цвели в поле и на опушке леса. 
г) Глупость (не) порок, а беда. 



Предварительный просмотр:

Расставить знаки препинания, пропущенные буквы. Графически все объяснить.

1.Лодки зак..чались поднятые волной.

2. Мы сели отд..хнуть на иву поваленную ветром.

3.Тает в небе журавлин (нн)ый уд..ляющийся  крик.

Распределить по группам причастия: 1- действительные, 2- страдательные.

Записать их по этим группам.

Играющий ребенок, посаженное дерево, посланное письмо, пос..дивший дерево, омытая д..ждем трава, забытое правило, собранные утром гр..бы, сорванные с клумбы, пришедший с работы, разбитое ст..кло, по..вившийся на дороге.

Расставить знаки препинания, пропущенные буквы. Графически все объяснить.

1.Лодки зак..чались поднятые волной.

2. Мы сели отд..хнуть на иву поваленную ветром.

3.Тает в небе журавлин (нн)ый уд..ляющийся  крик.

Распределить по группам причастия: 1- действительные, 2- страдательные.

Записать их по этим группам.

Играющий ребенок, посаженное дерево, посланное письмо, пос..дивший дерево, омытая д..ждем трава, забытое правило, собранные утром гр..бы, сорванные с клумбы, пришедший с работы, разбитое ст..кло, по..вившийся на дороге.



Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

Графически объясните знаки препинания в предложениях..

1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)

2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

Графически объясните знаки препинания в предложениях..

1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)

2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

Графически объясните знаки препинания в предложениях..

1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)

2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

Графически объясните знаки препинания в предложениях..

1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)

2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

Графически объясните знаки препинания в предложениях..

1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)

2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)

4. Изредк__ из тумана возникало  одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

5. Сгоряч__ не добудешь калача. (Русская пословица)



Предварительный просмотр:

Повторение  изученного за 5 класс о прилагательном в 6 классе.

Задание № 1

Подул х..лодный  вет..р.По небу со всех ст..рон  поползли гр..зовые  тучи. Над г..ловой  ра..дался оглуш..тельный гром.

Списать, вставляя пропущенные буквы, определить число, род, падеж в словах с пропущенными буквами.

- Как  определить род, число, падеж у прилагательных?

Белеет парус одинок…
В тумане моря голуб…
Что ищет он в стране далёк…?
Что кинул он  в краю родн…?

Задание № 2

« Из отрывка задания № 1 выпишите  словосочетания с прилагательными»

Задание № 3

Выписать грамматические основы предложений. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.

У сороки - белобоки по бокам пёрышки совсем белые.  А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у неё хвост. Он длинный, прямой. Перья на нём зеленоватые. Сорока – птица нарядная, ловкая, подвижная

.

Задание № 4

« Расскажите  о правописании мягкого знака в кратких прилагательных с основой на шипящую.  

 Образуйте краткую форму прилагательных, подчеркните орфограмму.

Хороший, дремучий, похожий, горячий, могучий, свежий, неуклюжий, колючий, пахучий

Задание № 5

Записать словосочетания, объяснить и графически обозначить орфограмму

На свеж..м воздухе, к старш..му брату, в больш..м дремуч..м лесу, по горяч..му следу, у могуч..го дуба, в колюч..м кустарнике, в чуж..м доме.

Задание № 6. Напишите мини-сочинение  освоей малой родине.



Предварительный просмотр:

Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.

1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.

2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.

3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.

Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.

1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.

2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.

3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.

Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.

1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.

2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.

3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.

Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.

1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.

2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.

3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.

Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая , действительное оно или страдательное. Причастные обороты выделите графически и запятыми на письме.

1. Скворцы были подобны каким-то ( сверкаемым, сверкающим) веретенам мелькавшим в воздухе.

2. В лицо брызнули капли росы упавшие с ( задевшего, задетого ) колесом куста.

3. ( Подгоняемые, подгоняющие ) ветрами и ( озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.